Мне кажется, стоит переименовать эту тему в "Идеализацию и мифологизацию истории", поскольку это позволит взглянуть на проблему шире.
Мне кажется, первое явно проистекает из второго. Сначала что-то придумают, потом отбелят до неузнаваемости, а потом говорят, что "раньше было лучше".
Что касается самих мифов, то они создавались не только "здесь и сейчас", но и во времена относительно близкие мифическим событиям.
Вот пример:
Мария Антуанетта сказала: «Пусть едят пирожные»
В 1766 Жан Жак Руссо написал о событии, которое произошло якобы 25 годами раньше. Когда Мария Антуанетта узнала, что во французской деревне у людей недостаточно хлеба, она предложили им есть пирожные. Проблема в том, что в те годы Марии было 11 лет, и еще жила на своей родине в Австрии. С
корее всего эти слова распространялись революционными пропагандистами, чтобы показать, как далеки друг от друга народ и те, кто им управляет.
Наполеон был коротышкой
Многие уверены, что непомерные амбиции Наполеона являются своеобразной компенсацией за его небольшой рост. На самом же деле рост «Маленького капрала» составлял 5 футов 7 дюймов (168 см) - выше, чем у среднего француза тех лет. Так почему его так называли?
Это прозвище было «дразнилкой» для его незначительного военного чина. Наполеон стал императором, но прозвище осталось тем же.
К чему я привела все эти мифы - к тому, что на самом деле одна ошибка обрастает деталями, превращается в снежный ком, и уже очень просто сказать: было так, потому что это всем известно!
Культ прекрасной дамы в средневековье - это "как все говорят" очень хорошо, и вообще, жили все такие трепетно-нежные, что куда уж нам, грубым моральным разложенцам. И вообще, как жили, как жили.
Между тем, редкая женщина захотела бы оказаться в тех условиях, когда о ней сказали бы:
"Муж имеет право наказывать свою жену и бить ее для ее исправления, ибо она принадлежит к его домашнему имуществу"
Совершеннолетним возрастом, позволяющим вступать в брак, считалось 14-летие для мальчиков и 12-летие для девочек. Об этом тоже как-то забывается в пылу восторга.
К браку в это время относились противоречиво и, на современный взгляд, странно. Далеко не сразу церковь вообще сумела найти достаточно оснований, чтобы оправдать брак как таковой. Очень долго считалось, что настоящим христианином может быть только девственник. Эта концепция, впервые сформулированная Святым Иеронимом и папой Григорием Великим, безоговорочно принималась церковью. Однако уже Блаженный Августин на рубеже IV и V веков утверждал, что брак все-таки не так уж плох. Святой отец тоже признавал превосходство девственников над женатыми, но считал, что в законном супружестве плотский грех превращается из смертного в простительный, "ибо лучше вступить в брак, чем разжигаться". При том строго оговаривалось, что в браке соитие должно совершаться не ради наслаждения, а только с целью рождения детей, у которых, коли они будут вести праведную жизнь, появляется шанс заменить в раю падших ангелов.
Все еще нравится средневековье? Или его мораль?
Вот еще пример из того же источника:
английский король Иоанн Безземельный (1199-1216), ставший опекуном малютки Грейс, наследницы Томаса Сейлби, решил отдать ее в жены брату главного королевского лесничего Адаму Невилю. Когда девочке исполнилось четыре года, тот заявил о своем желании немедленно вступить с ней в брак. Епископ воспротивился, сочтя такой брак преждевременным, однако во время его отсутствия священник обвенчал новобрачных. Грейс очень скоро овдовела. Тогда король за 200 марок передал ее в жены своему придворному. Однако и тот вскоре скончался. Последним мужем несчастной стал некий Бриан де Лиль. Теперь предприимчивый король получил уже 300 марок (Грейс, видимо, росла и хорошела). На сей раз муж прожил долго, имел зверский характер и постарался, чтобы жизнь его жены не была сладка.
©
При этом, конечно же существовал культ Прекрасной Дамы, которой пели песни и которую восхваляли, но все это была исключительно любовь на расстоянии - ничего плотского, никаких удовольствий, ни-ни.
Конечно, если собрать все это воедино, получится страшилка для детей. Мол, грязно было, страшно, медицины никакой, а в семьях творился полный кошмар.
Но не стоит забывать, что люди - разные. А стало быть и жизнь у них не всегда по канонам шла.
Анна Ярославна после смерти мужа, короля Генриха I, жила со своим любовником (женатым мужчиной, между прочим) Раулем III де Крепи ан Валуа 12 лет! Ей даже папа Римский писал по этому поводу гневные письма. А после смерти любовника вернулась и помогала сыну править страной.
И этот пример не единственный.
О чем это говорит? В первую очередь о том, что времена меняются, а люди остаются. И не стоит говорить о том, что раньше было лучше или хуже.