Kardinal
Почетный участник
Намедни в поисках материала для диссертации набрёл на такой текст. Возможно, кому-то будет интересно.
Дебюрократизация и демократия
Бюрократическое государство все более очевидно превращается в тормоз истории. Тема эта достойна отдельной статьи. Формируемая сверху исполнительная (командно-административная) власть неэффективна, оторвана от интересов населения. Даже идеальная "либеральная демократия" (не то что существующая "управляемая демократия" в нашей стране) представляет собой не власть народа, а власть элит. Прямые выборы - это крайне затратная и опосредованная система выбора населением "меньшего из зол". Возможности компетентного выбора вытеснены манипулированием информацией в СМИ, для участия в выборах необходимо обладание значительным капиталом, а сами избиратели, осознавая незначительность своей роли в выборах, теряют к ним интерес. Поэтому система власти должна базироваться на сильном и полномочном местном и общественном самоуправлении, строиться снизу вверх, а не сверху вниз. С этим согласно большинство активистов гражданских движений, которые как раз и воздействуют на власть снизу.
Но беда гражданских движений и сетевых структур заключается в том, что они редко представляют себе, чем его заменить. Ведь и "сильная президентская власть", и "парламентская демократия" - это варианты господства бюрократии. Необходимо действовать в трех основных направлениях:
а) вытеснять государство, насколько возможно, из сферы принятия решений, ограничив полномочия как государственных органов, так и каждого конкретного чиновника минимально необходимым и четко очерченным кругом (это - и путь решения проблем коррупции, растущей численности чиновничества, сращивания бюрократии и бизнеса);
б) дополнить имеющиеся механизмы "демократии" (прежде всего прямые выборы) другими (прежде всего самоуправление, локальные референдумы, делегирование);
в) использование информационных технологий для предотвращения массовых фальсификаций выборов, создания гибкой постоянно действующей системы выборов, когда голосование происходит не один раз в несколько лет, а в тот момент, когда удобно избирателю (если партия разочаровала избирателя, она должна потерять его голос не потом, а сразу).
Обсуждение конкретного оптимального соотношения полномочий и устройства разных систем демократии - тема дискуссии.
Бюрократическое государство все более очевидно превращается в тормоз истории. Тема эта достойна отдельной статьи. Формируемая сверху исполнительная (командно-административная) власть неэффективна, оторвана от интересов населения. Даже идеальная "либеральная демократия" (не то что существующая "управляемая демократия" в нашей стране) представляет собой не власть народа, а власть элит. Прямые выборы - это крайне затратная и опосредованная система выбора населением "меньшего из зол". Возможности компетентного выбора вытеснены манипулированием информацией в СМИ, для участия в выборах необходимо обладание значительным капиталом, а сами избиратели, осознавая незначительность своей роли в выборах, теряют к ним интерес. Поэтому система власти должна базироваться на сильном и полномочном местном и общественном самоуправлении, строиться снизу вверх, а не сверху вниз. С этим согласно большинство активистов гражданских движений, которые как раз и воздействуют на власть снизу.
Но беда гражданских движений и сетевых структур заключается в том, что они редко представляют себе, чем его заменить. Ведь и "сильная президентская власть", и "парламентская демократия" - это варианты господства бюрократии. Необходимо действовать в трех основных направлениях:
а) вытеснять государство, насколько возможно, из сферы принятия решений, ограничив полномочия как государственных органов, так и каждого конкретного чиновника минимально необходимым и четко очерченным кругом (это - и путь решения проблем коррупции, растущей численности чиновничества, сращивания бюрократии и бизнеса);
б) дополнить имеющиеся механизмы "демократии" (прежде всего прямые выборы) другими (прежде всего самоуправление, локальные референдумы, делегирование);
в) использование информационных технологий для предотвращения массовых фальсификаций выборов, создания гибкой постоянно действующей системы выборов, когда голосование происходит не один раз в несколько лет, а в тот момент, когда удобно избирателю (если партия разочаровала избирателя, она должна потерять его голос не потом, а сразу).
Обсуждение конкретного оптимального соотношения полномочий и устройства разных систем демократии - тема дискуссии.