Груня-трактористка
Писатель
Предисловие к многословию.
Так как некоторыми читателями и критиками задавался вопрос, не впрямую, но все же — а что именно произошло и есть ли надежда на лучший исход? — то я постараюсь прояснить рассказ (и убью надежду на корню).
Голая фабула: дедушка на самом деле остался один, все его родные умерли (жена — когда-то, дочь с детьми в аварии субботним днем).
Время: середина осени (начало октября), ночь с субботы на воскресенье. Персонажи: дедушка-вдовец (дачник-горожанин), очень занятая разведенная дочь с 5-ю детьми (по восходящей — Манька, Толька-с-Колькой, Вася-большой, Ниночка), приятель старшей дочери, бывший муж Василий. Вроде все? А, кошка! И еще мимолетное воспоминание о жене главного героя.
Идея рассказа: беспросветное одиночество, защитная реакция на недавнюю трагедию — непризнание случившегося, отчаянное цепляние за воспоминания и отгораживание от настоящего ожиданием возвращения прошлого. Я не уверена, что для профессионалов мое понимание идеи покажется правильным, но другого я, к сожалению, не знаю.
Не идея, но способ выражения чувств: чайный ритуал — как опора; ненависть к нему и одновременно надежда, что вот на этот раз все станет как прежде, стоит только заварить чай и сесть ждать.
И вот что еще. Я ни в коей мере не собиралась писать слезодавилку, честно-честно, просто случилось частичное выпадение из действительности: рано утром в момент приготовления завтрака что-то в голове щелкнуло, ну, а когда отпустило, то я обнаружила, что за окном снова темно, рассказ уже ту-ту к Оладушке, а моя семья перебивалась весь день как могла. Безответственно, да, но зато как действенно!
Сумеречная К.:
2. Героиня не специалист в тактике и стратегии, а обычная женщина (гражданская!), которая думает, что взять врасплох — это и есть метод Суворова.
3. А что непонятно? Объясни, пожалуйста. Я не могу сообразить, что тебя смутило.
Я старалась сделать ее именно такой, двусмысленной — в хорошем значении этого слова. Кажется, получилось.
Интегра:
Estel:
Хорошо! Подумаю и исправлю на «машинально» . Наверное.
Можно заменить словом «расписанную» или «раскрашенную» , но не вижу в этом смысла, так как также легко можно будет придраться, что расписывают или раскрашивают опять-таки красками.
Предложи свой вариант, пожалуйста, иначе мне трудно понять.
И благодарю тебя за добрые слова.
Донна Анна:
Ники13:
Foxkid:
Nillogara:
Jetar:
Оладушка:
Так как некоторыми читателями и критиками задавался вопрос, не впрямую, но все же — а что именно произошло и есть ли надежда на лучший исход? — то я постараюсь прояснить рассказ (и убью надежду на корню).

Голая фабула: дедушка на самом деле остался один, все его родные умерли (жена — когда-то, дочь с детьми в аварии субботним днем).
Время: середина осени (начало октября), ночь с субботы на воскресенье. Персонажи: дедушка-вдовец (дачник-горожанин), очень занятая разведенная дочь с 5-ю детьми (по восходящей — Манька, Толька-с-Колькой, Вася-большой, Ниночка), приятель старшей дочери, бывший муж Василий. Вроде все? А, кошка! И еще мимолетное воспоминание о жене главного героя.
Идея рассказа: беспросветное одиночество, защитная реакция на недавнюю трагедию — непризнание случившегося, отчаянное цепляние за воспоминания и отгораживание от настоящего ожиданием возвращения прошлого. Я не уверена, что для профессионалов мое понимание идеи покажется правильным, но другого я, к сожалению, не знаю.
Не идея, но способ выражения чувств: чайный ритуал — как опора; ненависть к нему и одновременно надежда, что вот на этот раз все станет как прежде, стоит только заварить чай и сесть ждать.
И вот что еще. Я ни в коей мере не собиралась писать слезодавилку, честно-честно, просто случилось частичное выпадение из действительности: рано утром в момент приготовления завтрака что-то в голове щелкнуло, ну, а когда отпустило, то я обнаружила, что за окном снова темно, рассказ уже ту-ту к Оладушке, а моя семья перебивалась весь день как могла. Безответственно, да, но зато как действенно!

Сумеречная К.:
Нет, первое слово как раз необходимо, потому что здесь я впервые указываю время действия рассказа — не прошлое, не будущее, а именно сейчас, в поздний вечер. «в темноте» — обязательное уточнение. Обособление, что ли? Наверное. Не разбираюсь."Сейчас, в темноте" - первое слово излишне.
Не знаю почему, но в этом месте мне совершенно не хочется ставить запятую. По смыслу (а именно: «можно только угадывать где движется» ) она не нужна, а как по правилам… С правилами, увы, это не ко мне, быть может, кто-нибудь из знатоков объяснит.Традиционные запятые - на этот раз отсутствие (можно только угадывать «где движется дневная очередь балкеров, паромов, танкеров»).
1. Пожалуйста, пиши подробнее и не терминами, а обычным, простым-простым русским языком: представь себе, что не у всех есть филологическое образование, а, например, у меня в школе по русскому была чахлая тройка. Теперь к делу: я не поняла, что именно здесь является неправильным, потому что «если на месте разрыва речи должна была стоять точка, то после прямой речи перед словами автора ставится запятая и тире, а после слов автора — точка и тире» , так как «Они уже не могут спорить и потрясать планами, понимаешь?» — это уже отдельное предложение."Я хватаю их уже полусонными, врасплох, - ты смеешься, радуясь своей хитрой тактике почти по Суворову. -" 1) атрибуция речи персонажа и 2) причем здесь Суворов?! "и потрясать планами, понимаешь" - не понимаю...
2. Героиня не специалист в тактике и стратегии, а обычная женщина (гражданская!), которая думает, что взять врасплох — это и есть метод Суворова.
3. А что непонятно? Объясни, пожалуйста. Я не могу сообразить, что тебя смутило.
Да, тут ты абсолютно права! Спасибо.Одна из немногих вещей, где фраза "поздно" в конце смотриться как влитая и единственная - где она при этом органически сочетает два смысла.
Я старалась сделать ее именно такой, двусмысленной — в хорошем значении этого слова. Кажется, получилось.

Интегра:
Спасибо.
Ты поняла почти все верно, кроме причины аварии. Она случилась именно днем: я поставила героиню в нелюбимую для нее и тревожащую ситуацию дневной езды среди нервозной толчеи и гонки, плюс к этому наложилась необходимость срочной встречи с бывшим мужем и новость, которая вынуждает пересмотреть и перетряхнуть уйму планов. Каша в голове у бедной женщины была та еще.
Ты поняла почти все верно, кроме причины аварии. Она случилась именно днем: я поставила героиню в нелюбимую для нее и тревожащую ситуацию дневной езды среди нервозной толчеи и гонки, плюс к этому наложилась необходимость срочной встречи с бывшим мужем и новость, которая вынуждает пересмотреть и перетряхнуть уйму планов. Каша в голове у бедной женщины была та еще.
Estel:
Не стоит понимать все настолько буквально, тем более, что выражение «как старая курица» вполне устоявшееся и нет необходимости расшифровывать его значение.«ухватил и мелко стрижешь ножничками, как старая курица».
Это ж когда старые курицы стригли ножницами? Или тоже к педикюру пристрастились?
Опять-таки, старое доброе выражение, означающее: без участия сознания; машинально, автоматически. Представь себе мальчишку-книгочея, который не может оторваться от любимого занятия даже на даче. Вот он сидит под деревом, весь в книге, и поедает яблоки.«механически грызть яблоки» - прямо машина по утилизации яблок. И так далее.
Хорошо! Подумаю и исправлю на «машинально» . Наверное.

Никаких ассоциаций, банальное описание жестянки с чаем.«старую жестянку, разрисованную синими горами и кривыми соснами»,
Ложная ассоциация. Если разрисованную чем-то, то карандашами, красками, но не горами и кривыми соснами.
Можно заменить словом «расписанную» или «раскрашенную» , но не вижу в этом смысла, так как также легко можно будет придраться, что расписывают или раскрашивают опять-таки красками.
Предложи свой вариант, пожалуйста, иначе мне трудно понять.
И благодарю тебя за добрые слова.
Донна Анна:
Да, так и было задумано. Спасибо!…принцип повествования-головоломки. Образы перетасованы, настоящее и прошедшее время чередуются. Читатель вынужден собирать паззл из фрагментов монолога, и дойдя до конца, понимает, что надо вернуться к началу.
…будущее время, в котором происходит большинство событий, описываемых в рассказе, это то будущее, которое не наступит никогда.
И все же, как мне кажется, запятая здесь не нужна, так же, как она не нужна, например, во фразе: «Вот ты где прячешься!» .«Сейчас, в темноте, можно только угадывать где движется дневная очередь балкеров, паромов, танкеров, но завтра днем мальчишки снова будут, как и летом, валяться с биноклем на подоконнике второго этажа и отчаянно перебраниваться, споря, кто больше насчитал кораблей да рыбацких лодок».
Запятой перед "где", по-моему, не хватает.
Ники13:
Мне удалось в предисловии объяснить?
Я старалась.
Боюсь, что и в самом деле рассказ неудобопонятен.
Но рада, что тебе понравилось.
Я старалась.
Боюсь, что и в самом деле рассказ неудобопонятен.

Но рада, что тебе понравилось.

Foxkid:
Спасибо, ты все очень верно заметила. 
Мне очень не хотелось делать явных указаний на события, поэтому пыталась дать понять косвенными намеками.

Мне очень не хотелось делать явных указаний на события, поэтому пыталась дать понять косвенными намеками.
Nillogara:
Спасибо, большое спасибо. 

Jetar:
Спасибо.
(А что такое «играет на кивках головой»? Я не знаю,
пожалуйста, расскажи. Хорошо?)


Оладушка:
Спасибо! Честно говоря, до сих пор не верится.