Итак, после блестящей победы над "Эйндховеном" киевскому "Динамо" оставался всего шаг до завоевания Кубка обладателей кубков европейских стран. Последним барьером был венгерский "Ференцварош", отспоривший право участия в решающем поединке у "Црвены Звезды".
РОЗОВАЯ МЕЧТА "БЕЛО-ЗЕЛЕНЫХ"
Югославский клуб, в четвертьфинале выбивший из розыгрыша мадридский "Реал", считался фаворитом своей пары. И из Будапешта привез весьма удобный для ответного матча счет - 1:2 (на голы Браниковича и Мадьяра точным ударом ответил центрфорфард "Звезды" Савич). Однако венгры, ни разу не проигравшие в турнире на поле соперника, сумели и в Белграде вырвать спасительную ничью - 2:2. Причем сделали это вдесятером, после удаления Балинта. До 70-й минуты, когда столп обороны "Ференцвароша" увидел перед собой красную карточку, соперники обменялись голами - на 7-й минуте отличился игрок команды гостей Пуштаи, а на 50-й Кери восстановил равновесие. Оставшись в большинстве, хозяева провели еще один мяч (Филипович, 77-я минута). Казалось, дополнительного времени не избежать, но стремительный выпад гостей на 83-й минуте привел к тому, что Мадьяр был сбит в штрафной площади, и Медьеши ударом с 11-метровой отметки вывел свою команду в финал.
Европейский успех "Ференцвароша" символизировал возрождение клуба, базирующегося в одноименном квартале венгерской столицы. С момента своего основания в 1899 году "зелено-белые" стали обладателями большинства национальных рекордов, но в конце 1960-х передали лидерскую вахту землякам из "Дожи" (коллектив, представлявший МВД Венгрии, выигрывал внутреннее первенство семь раз кряду - с 1969 по 1975 годы). Возвращение позиций связывалось с появлением у руля команды тренера Ене Дальноки, привившего "Фради" (название "Ференцвароша" в болельщицкой среде) такие черты, как сплоченность, четкость в организации игры, характер.
Это подтверждали и результаты команды в Кубке кубков. Кроме "Црвены Звезды" венгры одолели на пути к финалу валлийский "Кардифф" (2:0 и 4:1), английский "Ливерпуль" (1:1 и 0:0), а также шведский "Мальме" (3:1 и 1:1). Оглядываясь в прошлое, ознаменованное победой в Кубке ярмарок 1965-го, 21-кратный чемпион страны и 11-кратный обладатель Кубка Венгрии готовился к базельскому финалу с оптимизмом. Сам Дальноки после ничьей в Белграде сказал примерно следующее: "Думаю, "Динамо" не сильнее "Црвены Звезды". Мы рассчитываем только на победу!"
ЖИВЫЕ И "МЕРТВЫЕ"
В распоряжении наставника не было звезд калибра Альберта, Матраи и Феньвеши, поэтому так остро воспринималась дисквалификация Балинта - не только стержневого игрока обороны, но и капитана команды. Отсутствовал и получивший травму Браникович. Впрочем, в составе "Фради" имелось достаточно квалифицированных исполнителей - 31-летний голкипер сборной страны Геци, защитники Муха и Медьеши, опытный хавбек Юхас и его партнер по звену - восходящая звезда венгерского футбола Нилаши, форвард национальной команды Мадьяр.
Игроков динамовской "основы" футбольная Европа знала лучше. Однако до последнего дня, предшествовавшего финалу, не было понятно, смогут ли Лобановский и Базилевич выпустить на поле "Санкт Якоба" боевой состав. Вопросов не возникало лишь по кандидатуре Веремеева, который, как и Балинт, "нарвался" на красную карточку в ответном полуфинале и поехал в Швейцарию в качестве... фотокорреспондента, проведя полтора часа за воротами "Ференцвароша" с камерой, которую ему перед отлетом одолжил наш известный журналист Иосиф Шаинский.
Сомнения одолевали динамовских наставников по поводу повреждений, полученных Блохиным, Мунтяном и Онищенко в матче чемпионата СССР против возглавляемого Виктором Масловым ереванского "Арарата". Сразу три футболиста, определявших игру команды, оказались пациентами врачей. Причем Блохина прямо из аэропорта повезли в больницу, где наложили полдесятка швов и огорошили вердиктом: к тренировкам форвард сможет приступить не раньше 16 мая, то есть через два дня после финала Кубка кубков!
Обратимся к книге Блохина "Экзаменует футбол": "Мои дела и впрямь не радовали: на последней перевязке врач и думать запретил об игре. "Послушайте, - сказал он, - я понимаю ваше состояние. Но это не тот случай, когда нужно рисковать. Вы ведь не на фронте, а потом - сколько еще будет футболов в вашей жизни!.."
Военные аналогии, пожалуй, были не случайны. В те дни Советский Союз отмечал 30-летие победы в Великой Отечественной войне, и успех наших футболистов в Кубке кубков стал бы отличным подарком победителям фашизма. Да и не только в этом дело. Для представителей того поколения динамовцев каждый матч был как последний бой, воспитанные на аксиомах Лобановского, они знали, что при подготовке к игре нет больных и здоровых, а есть живые и "мертвые". Если жив - значит можешь играть.
И Олег Блохин, и Владимир Онищенко, и Владимир Мунтян появились в составе. Чтобы провести девяносто с лишним минут без замен. Чтобы с блеском выиграть. Чтобы вписать свои имена в историю.
В ЖЕРНОВАХ "ДИНАМО"-МАШИНЫ
Со стороны казалось, что подавляющее преимущество достигается "Динамо"-машиной без включения максимальных оборотов. Наверное, это не так. Финал - всегда финал. Каков бы ни был соперник, на ногах и плечах свинцовым грузом виснет ответственность за результат. Ведь пройден путь из восьми месяцев борьбы и восьми труднейших матчей, до вершины - всего шаг, и решающую роль приобретает любой нюанс, всякая мелочь, каждая ошибка.
Киевляне сыграли практически безошибочно. С первых минут венгры попали под пресс динамовских атак. Вратарь Геци, надевший капитанскую повязку, вынужден был трудиться в поте лица, отражая удары Буряка, Трошкина, Мунтяна. Капитулировал 31-летний голкипер на 17-й минуте, когда Блохин вывел на завершающий удар Онищенко. "Олег и сам мог выйти на убойную позицию, - рассказывает Владимир. - Но, зная о его проблемах с ногой, я на всякий случай предложил себя для продолжения атаки. Получив его удобный пас, не стал ждать, пока навстречу вылетят защитники, а пробил низом в дальний угол".
Забив второй гол, по сути, решивший судьбу финала, Онищенко... нарушил указания тренеров, со скамейки кричавших, чтобы он вернул мяч рванувшемуся к штрафной площади Мунтяну. "Да не слышал я их, - "оправдывается" игрок, сотворивший настоящий шедевр, украшение матча. - А то чего доброго передумал бы бить..." Удар вышел на загляденье - мяч, посланный метров с 25-ти, вонзился в "девятку" ворот Геци.
Одна из швейцарских газет еще накануне матча подметила, что на протяжении всего турнира Онищенко забивал только в первых таймах, а другой динамовский снайпер - Блохин - исключительно после перерыва. Тенденция подтвердилась и в Базеле. На 66-й минуте Олег, найденный Мунтяном на привычном левом фланге атаки, стремительным рывком покрыл расстояние до ворот и поставил победную точку. "Я увидел, как открывается оперативный простор, - вспоминал будущий обладатель "Золотого мяча". - Да что там увидел, почувствовал всем своим естеством, что мне нужно идти вперед. Наверное, никогда в моей спортивной жизни я не испытывал такого подъема - мяч казался мне частичкой меня самого: я обошел защитника, обыграл вратаря и пробил. 3:0!"
Затем, вручив капитану динамовцев Виктору Колотову серебряную амфору кубка (опытным путем в раздевалке установили, что она вмещает 5,5 литра шампанского), президент УЕФА Артемио Франки скажет советским журналистам: "Давно я не видел финалов, где бы одна из команд настолько убедительно доказывала свое превосходство над соперником. Ваше "Динамо" - клуб высшего международного класса".
"Сыгранность динамовцев, их взаимопонимание и взаимовыручка были просто фантастическими! - восхищался игрой соперника Ене Дальноки. - Нас сегодня превзошли во всех компонентах игры. Снимаю шляпу перед "Динамо" и заявляю: в Европе появился еще один суперклуб!"