• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Асы Второй мировой

Вольф-Дитрих Вильке написал(а):
1. Просто возьмите циркуль и проведите им от Дьеппа до Англии, а потом до этих аэродромов. Будут ли они дальше английских?

2. I./JG3
21.10.43 - 09.01.44
Vendeville
Bf-109G

3. II./JG3
12.09.43 - 13.12.43
Amsterdam-Schiphol
Bf-109G

4. Дальше даже не хочется продолжать, спать пойду.
Единственное, что скажу - я не комментирую неизвестные мне источники неизвестно откуда взятые.
5. З.Ы. и кажется я сразу сказал, что интенсивность использования на ВФ не идет ни в какое сравнение с ЗФ. Отсюда и большие потери, что изначально вас удивило. Да и не я говорил про 30% потерь мессершмиттов на взлете-посадка.

- 1. Какие аэродромы возьмем? И у немцев и у англичан + количество самолетов на них ( не забыли о 900 английских истребителях для Дьеппа?)
- 2. Т.е. пару месяцев была -таки 1 группа на Западе?
- 3. Я ее и имел ввиду! Кстати, насчет потерь 2-й эскадры - так скоко ПИЛОТОВ она потеряла в 43-м, если 26-я - 150 штук? Чей то не услышал ...
- 4. Ну-у Литвина то знают ...
- 5. А "вражьи голоса" поют, что на Западе пропасть скоко самолетов люфтов завалили, а на Востоке ... так безделицу.
Ну и прокомментируйте тогда Галланда из его доклада Герингу: "за первые 4 месяца 44-го я потерял 1000 истребителей" (надеюсь его то Вы читали? И кем он был в 44-м знаете?).
 
vovik написал(а):
- 1. Какие аэродромы возьмем? И у немцев и у англичан + количество самолетов на них ( не забыли о 900 английских истребителях для Дьеппа?)
- 2. Т.е. пару месяцев была -таки 1 группа на Западе?
- 3. Я ее и имел ввиду! Кстати, насчет потерь 2-й эскадры - так скоко ПИЛОТОВ она потеряла в 43-м, если 26-я - 150 штук? Чей то не услышал ...
- 4. Ну-у Литвина то знают ...
- 5. А "вражьи голоса" поют, что на Западе пропасть скоко самолетов люфтов завалили, а на Востоке ... так безделицу.
Ну и прокомментируйте тогда Галланда из его доклада Герингу: "за первые 4 месяца 44-го я потерял 1000 истребителей" (надеюсь его то Вы читали? И кем он был в 44-м знаете?).

1. у немцев аэродромы я уже привел. неужели каждый раз повторять надо? У Англичан возьмите ЛЮБЫЕ, но разумеется на территории англии. Про английские истребители я не забыл, как не забыл и то, что за день боев они совершили 2000 боевых вылетов (на 900 самолетов, как вы говорите), а немцы 950 (на 200-250 самолетов). О каком преимуществе базирования еще поговорим?

2. Ну зачем же передергивать?
vovik написал(а):
А налетов в 43-м, да если их "размазать" по Рейху - негусто
. ваша собственная цитата говорит о том, что пока Рейх не бомбили, ПВО особо и не требовалась. А в 43-м нужны были истребители на западе, туда их и пригнали! Таки была 1-я группа на Западе, когда она там требовалась. И то что ее потом в Рейх увели совсес не говорит о том, что самые напряженные бой были на Ла-Манше! Скорее с точностью да наоборот!

3. скока JG2 потеряла - ищите сами. вы же их приводите, а я такими данными на данный момент не владею, хотя они где-то в интернете были.

4. Я вот не знаю!
vovik написал(а):
По Гроелеру (которого использовал Литвин) за 09-12.43-го:
Может лучше будем Гроелером пользоваться, раз ваш Литвин его данным оперирует? Да и почему я должен комментировать человека, который даже не сам исследование проводит?

5. Что за вражьи голоса, позвольте полюбопытствовать?
 
Вольф-Дитрих Вильке написал(а):
1. у немцев аэродромы я уже привел. неужели каждый раз повторять надо? У Англичан возьмите ЛЮБЫЕ, но разумеется на территории англии. Про английские истребители я не забыл, как не забыл и то, что за день боев они совершили 2000 боевых вылетов (на 900 самолетов, как вы говорите), а немцы 950 (на 200-250 самолетов). О каком преимуществе базирования еще поговорим?
2. Ну зачем же передергивать? . ваша собственная цитата говорит о том, что пока Рейх не бомбили, ПВО особо и не требовалась. А в 43-м нужны были истребители на западе, туда их и пригнали! Таки была 1-я группа на Западе, когда она там требовалась. И то что ее потом в Рейх увели совсес не говорит о том, что самые напряженные бой были на Ла-Манше! Скорее с точностью да наоборот!
3. скока JG2 потеряла - ищите сами. вы же их приводите, а я такими данными на данный момент не владею, хотя они где-то в интернете были.
4. Я вот не знаю! Может лучше будем Гроелером пользоваться, раз ваш Литвин его данным оперирует? Да и почему я должен комментировать человека, который даже не сам исследование проводит?
5. Что за вражьи голоса, позвольте полюбопытствовать?
- 1. У Союзников было в тот день более 3тыс вылетов. У немцев кроме истребитеей вылетали и бомберы (группы можете посчитать сами). Поэтому 200-250 истребителей у Дьеппа не было.
- 2. Т.е. САМЫЕ напряженные бои были в 43-м над Рейхом? Докажите: количество налетов союзников, количество БОЕВЫХ вылетов в истребительных группах в Германии. Думаю будет как у ослика Иа - удручающее зрелище, а вот потери самолетов - от души.
- 3. Я привожу потери в 26-й эскадре и УТВЕРЖДАЮ: она вела самую напряженную "работу" на Западе и в Рейхе из всех размещенных там эскадр. Не согласны - приведите потери хотя бы 2-й (про 1-ю помолчим?).
- 4. Можно и Гроелером - цифры те же.
- 5. Гроелер и Мюррей ...
 
vovik написал(а):
- 1. У Союзников было в тот день более 3тыс вылетов. У немцев кроме истребитеей вылетали и бомберы (группы можете посчитать сами). Поэтому 200-250 истребителей у Дьеппа не было.

Логика убойная! Союзники совершили 3 тыс. боевых вылетов, у немцев летали и бомберы (сколько - сам найдешь) и поэтому у немцев не было 200-250 истребителей! Просто убили! С чего вывод? Может тогда скажите сколько истребителей было?
Я вот основываюсь на данных инета, где пишется, что у немцев было 220 бомберов и 2 эскадры, каждая из которых насчитывала примерно по 115 истраебителей! 2х115=230.

vovik написал(а):
- 2. Т.е. САМЫЕ напряженные бои были в 43-м над Рейхом? Докажите: количество налетов союзников, количество БОЕВЫХ вылетов в истребительных группах в Германии. Думаю будет как у ослика Иа - удручающее зрелище, а вот потери самолетов - от души.
Могу привести данные Гроелера за период сен. дек. 43-го.
Потери дневных истребителей:
ЗФ - 969, Рейх - 1161, Италия и Балканы - 454, ВФ -445.
Удручающее зрелище для тех, кто любит говорить о том, что Советские ВВС сломали хребет немецкой авиации.

vovik написал(а):
- 3. Я привожу потери в 26-й эскадре и УТВЕРЖДАЮ: она вела самую напряженную "работу" на Западе и в Рейхе из всех размещенных там эскадр. Не согласны - приведите потери хотя бы 2-й (про 1-ю помолчим?).

Вы приводите!?
Ой ли! Приводят примерно так: JG26 по годам отношение победы/потери летчиков: 1939 - 8/2; 1940 - 446/82; 1941 - 498/50; 1942 - 416/62; 1943 - 641/133; 1944 - 597/252; 1945 - 120/120; Итого за войну - 2726/701.
Source: O. Gröhler, "Stärke, Verteilung und Verluste der deutschen Luftwaffe im zweiten Weltkrieg", Militärgeschichte 17, pp. 316-336 (1978).

А вы явно нахватались отрывков с каких-то форумов.

vovik написал(а):
- - 4. Можно и Гроелером - цифры те же.

Ну вот еще одни интересные цифры у Глоелера:

1944 - All Combat Types Total West Eastern Front West/East
Sorties 182,004 342,483 0.53
Losses 9768 2406 4.06
Losses/Sortie 0.0537 0.00703 7.66

vovik написал(а):
- 5. Гроелер и Мюррей ...
.......................................
 
Вольф-Дитрих Вильке написал(а):
-1. Логика убойная! Союзники совершили 3 тыс. боевых вылетов, у немцев летали и бомберы (сколько - сам найдешь) и поэтому у немцев не было 200-250 истребителей! Просто убили! С чего вывод? Может тогда скажите сколько истребителей было?
Я вот основываюсь на данных инета, где пишется, что у немцев было 220 бомберов и 2 эскадры, каждая из которых насчитывала примерно по 115 истраебителей! 2х115=230.


- 2. Могу привести данные Гроелера за период сен. дек. 43-го.
Потери дневных истребителей:
ЗФ - 969, Рейх - 1161, Италия и Балканы - 454, ВФ -445.
Удручающее зрелище для тех, кто любит говорить о том, что Советские ВВС сломали хребет немецкой авиации.


- 3. 1944 - 597/252; 1945 - 120/120; Итого за войну - 2726/701.
Source: O. Gröhler, "Stärke, Verteilung und Verluste der deutschen Luftwaffe im zweiten Weltkrieg", Militärgeschichte 17, pp. 316-336 (1978).

- 4. А вы явно нахватались отрывков с каких-то форумов.
- 1. а я на данных по Дьеппу: немецких САМРЛЕТОВ было 300 штук - можете делить по принадлежности...
- 2. Могу привести данные по этому же парню Грелеру: в июне 44-го потери в ПВО Германии ... 955 самоетов, при ЗАЯВЛЕННЫХ союзниками - меньше сотни ... прокомментируйте, если сможете!!! Насчет хребта - не забудте.
- 3. По гроелеру: январь, февраль, март, апрель 44-го - 6600 самолетов на Западе и в ПВО Германии , а по отчету Галланда Герингу, потери - 1000 истребителей. Вы уверены, что в ПВО Германии и над Францией Люфты потеряли 5600 бомберов за 4 месяца? Или Гроелер НЕ ТО считал?
- 4. Книга Галланда - передо мной ... без инета ...
 
1. Это что за данные такие? "по Дьеппу"?
2. Это кто заявил? 56-я истребительная группа? 303-я эскадрилья RAF? Стрелки бомбардировщиков?
И еще. Не подумали ли вы о том, что истребительные эскадры из зоны Рейха как раз перебрасывались в Нормандию?
3. Я вот не уверен, что немцы потеряли столько бомберов, зато я уверен, что в указаный вами период бомбардировочная авиация была просто обескровлена:
на 1.01.44. Ju-88 -1088, He-111 - 786, Do-217 - 208.
на 1.06.44 Ju-88 - 269, He-111 - 370, Do-217 - 38.
А уж то Гроелер считал может вы поведаете? Авиация же не из истребителей и бомбардировщиков только состоит.
4. Мемуары? :)
Передо мной тоже много чего из них, Жуков например! ;)
 
Вольф-Дитрих Вильке написал(а):
1. Это что за данные такие? "по Дьеппу"?
2. Это кто заявил? 56-я истребительная группа? 303-я эскадрилья RAF? Стрелки бомбардировщиков?
И еще. Не подумали ли вы о том, что истребительные эскадры из зоны Рейха как раз перебрасывались в Нормандию?
3. Я вот не уверен, что немцы потеряли столько бомберов, зато я уверен, что в указаный вами период бомбардировочная авиация была просто обескровлена:
на 1.01.44. Ju-88 -1088, He-111 - 786, Do-217 - 208.
на 1.06.44 Ju-88 - 269, He-111 - 370, Do-217 - 38.
А уж то Гроелер считал может вы поведаете? Авиация же не из истребителей и бомбардировщиков только состоит.
4. Мемуары? :)
Передо мной тоже много чего из них, Жуков например! ;)
- 1. Да тот же Морозов с "чисто английским убийством" ...
- 2. Нет! После каждого налета на Германию (благо их было немного) - заявляли стрелки и истребители сопровождения. Случилось "заяв" меньше сотни ... а вот потери в ПВО Германии (а не во Франции, где к началу высадки было 140 исправных самолетов, а потери в июне тоже оказались значительными) - почти тысяча - не кажется странным?
- 3. Если бы еще уточнить - ГДЕ обескровлена? Налетов на Англию бомберы не делали (для шуму летали изредка 190-е), в Италии - вялотекущая борьба, так ГДЕ обескровили?
Т.е. в 5раз(???) больше чем истребителей на Западе потеряли "не из истребителей и бомбардировщиков только состоит...", а из ЧЕГО еще?
- 4. Галланд, в мемуарах, ссылается на ОТЧЕТ Герингу за 4 месяца. Не думаю что в отчете он мог в 5-6 раз ошибиться.
А Жуков Вам чем не угодил? Что не сходится с "правдивым" Манштейном? :jump:
 
Вольф-Дитрих Вильке написал(а):
1. Это что за данные такие? "по Дьеппу"?
3-й воздушный флот на 5 августа 42-го.
всего/боеготовых:

3(F)/122 Ju88D-5 и Bf109F-5 13/9 Берней

3(F)/123 Ju88D-5 и Bf109F-5 ок 10 Ланьон

Stab JG2 Bf109G-1/R3 7/6 Бьюмон-ле-Роже
I/JG2 FW190A-3 36/28 Трикьювиль
6/JG2 FW190A-4 11/9 Бьюмон-ле-Роже
III/JG2 FW190A-3 38/26 Ванн
10/JG2 FW190A-4/U1 22/15 Канн
11/JG2 Bf109G-1/R3 12/7 Льежескур

Stab JG26 FW190A-4 4/- Одембер
I/JG26 FW190A-4 29/13 Аркэ
II/JG26 FW190A-3 31/19 Аббевиль
III/JG26 FW190A-3 30/15 Вевельгхем
10/JG26 FW190A-4/U1 12/10 Ст.Омер - Визерне
11/JG26 Bf109G-1/R3 12/8 Норен-Фонте

Stab KG2 Do217E-4 ок. 5 Сустерберг
I/KG2 Do217E-4 27/? Гильз-Рейн
II/KG2 Do217E-4 20/19 Эйндховен
III/KG2 Do217E-4 18/9 Арнем

Stab Fl.Atl. He111H ок. 5 Лорьян

II/KG40 Do217E-4 17/10 Сустерберг
III/KG40 FW200C-4 19/10 Бордо-Мериньяк

Ku.Fl.Gr.106 Ju88A-4 26/15 Динар

Stab KG6 Ju88A-4 ок. 5 Динар
 
Привет! Я Павел. Попал к вам в первый раз. Увлекаюсь сбитыми немецкими асами. Не могу понять, кто же сбил Ганса "Асси" Хана.
 
vovik ты неправ, достаточно регулярно проводились так называемые налёты возмездия.
 
Osman написал(а):
Не могу понять, кто же сбил Ганса "Асси" Хана.
Вопрос хороший. Есть несколько вариантов, в частности:


Leading III./JG54 on 21 February 1943, Hahn encountered Russian fighters near Staraya Russa. In the ensuing combat, he shot down a Russian La-5 fighter for his 108th, and last, victory. In the course of the combat, his aircraft received hits in the left wing. Disengaging from further combat, Hahn headed west but his engine soon began overheating and he had to land his Bf 109 G-2/R6 (W.Nr. 13 949) “Black <<” in enemy-held territory. Soviet sources claim Hahn was shot down by Russian ace Starshiiy Leytenant Pavel Grazhdanikov (13 victories, killed in action 5 April 1943) of 169 IAP, VVS.
http://luftwaffe.cz/hahn.html

и:


Показалась линия фронта. И сразу предупреждение с КП:

— Горбатые, Горбатые будьте бдительны — впереди немецкие истребители, их до шестидесяти.

«Почти столько же, сколько было в том эпизоде уничтожения наших двадцати пяти «ИЛов», о котором рассказывали, — мелькнула мысль в голове.»

— Летят в трех ярусах, — продолжал докладывать наблюдатель. — Первый — три тысячи метров, второй — тысяча пятьсот, третий — на бреющем. — Это все нам. И истребителям: — «Маленькие, Маленькие, прикройте Горбатых, прикройте!»

Стремительные остроносые «ЯКи» занимают боевые позиции. Два барражируют над нашим звеном.

А перед «ИЛами» стена разрывов, огненные вспышки. Ведущий уходит вправо. Я повторяю маневр, обходя полосу заградительного огня. Срывается вниз, падает один, пораженный снарядом или пулеметной очередью, «ИЛ». Тут же за ним второй. «Кто это, кто напоролся?» — мелькает мысль. Но сейчас не до этого, сейчас главное — боевое задание, ставка в котором жизни всех остальных летчиков группы, в том числе и моей.

Русаков сбит. Оставшиеся штурмовики в самой гуще разрывов. Плотность огня нарастает. Валится на бок, падает еще один «ИЛ». «Восьмой, — успеваю ухватить глазами его номер. — Это же Петько», — соображаю я. Срываются, падают, оставляя дымный след, еще два «ИЛа».

Я осматриваюсь. Вокруг никого, оставшееся целым звено Горбачева, выйдя из атаки, ушло в сторону аэродрома. Я опять один. Нет, не один, ко мне вплотную пристраивается самолет Шишкина. Он, Шишкин, такой же новичок, как и я. Парень ничего, напролом не лезет, но когда надо, себя не пожалеет, в бою не подведет. И теперь он успевает махнуть рукой, мол, действуй, я прикрою. Значит, теперь ведущим я, старший сержант Бегельдинов, мне принимать решение.

Боезапас не израсходован, цель под нами. Я атакую, Шишкин за мной. Стреляем из пушек, на выходе из атаки, сбрасываем оставшиеся бомбы.

Взгляд вниз. Там сплошной огненно-дымовой хаос. Рвутся снаряды и вокруг моего самолета. Стреляют уцелевшие после штурмовки зенитки. Их меньше, но огонь ведут прицельно. Кренится валится на бок самолет Шишкина. Над ним, в смертельной схватке, кружат наши и фашистские истребители. Наших почему-то совсем немного, но они не давали фашистам сбить Шишкина.

В ушах голос с КП:

— Маленькие! Маленькие! Прикройте оставшихся Горбатых. Прикройте от «Мессера»! Прикройте!

Никакого «Мессера» я не вижу, может был за облаками. На всякий случай, лечу над землей, метрах в двадцати над лесом.

И тут, откуда-то сбоку, светящиеся пулеметные, а может быть, и пушечные очереди. На меня в крутом вираже заходит «Мессер». Намного превосходя в скорости, немец, не рассчитав, проскакивает мимо. Он разворачивается, пристраивается в хвост. Я, работая рулями, ушел в бок и вниз. «Мессер», послав по штурмовику пулеметную очередь, снова проскочил мимо. Опять помешала скорость.

Теперь, в непосредственной близости от «ИЛа», скоростное преимущество истребителя превращается в свою противоположность.

Меня охватил страх. Боялся не за себя, за то, что опять отстал, оторвался от группы, а может, из-за своей совершенной беспомощности, незащищенности от немецкого стервятника. Он виражил, маневрировал, но я сделать ничего не мог, истребитель летел в мертвой зоне и был недосягаем для пушек, пулеметов, эресов штурмовика, способного только к лобовой атаке.

Фашист крутится около, залетает с боков. «Собьет над своими окопами, чтобы показать себя сидящим там и, конечно, наблюдающим за воздушным боем немцам», — соображаю я. И вдруг меня охватывает злость.

«Что я бегу-то? А если самому напасть?» План атаки созревает моментально. Я посылаю самолет вверх. Немец за мной. Краем глаза замечаю, что мы уже за линией фронта, на нашей стороне. И тут же надо мной, в небе появляются «ЯКи». Это придает силы, уверенности. Вести бой над своей территорией всегда легче. Я бросаю самолет в пике. «Мессер» за мной. Рывком ухожу в сторону. Немец не улавливает этого маневра, на миг оказывается впереди «ИЛа», точно в прицеле. Давлю на гашетку, обрушивая на фашиста всю мощь лобового огня штурмовика. Цепочка отделившихся от «ИЛа» красных шаров — реактивных снарядов, протягивается к «Мессеру», впивается в него. Взрыв. Истребитель окутывается дымом, валится на крыло и летит к земле.

К падавшему куда-то на артиллерийские позиции самолету бежали наши солдаты.


Утром появился посыльный. Вызывали меня к командиру полка.

Я понял — разнос. Придумывал какие-то оправдания насчет второй задержки при полете и этом самом бое.

Митрофанов встал из-за стола, пытливо глянул на меня и прибавил опасений.

— Что-то ты, Бегельдинов, наделал... Из дивизии звонили, вызывают тебя, лично. Сам комдив, Герой Советского Союза товарищ Каманин. Приказано явиться немедленно! — поднял он палец.

— Зачем? Что им? — Чтобы хоть что-то сказать, буркнул я, хотя отлично знал, был уверен — вызывают для ответа за самовольство.

— Зачем понадобился, не знаю, — развел руками Митрофанов.

— Про вылет девятки, штурмовку доложил, о потерях тяжелых — тоже. Ты за них не в ответе. Тут уж мне выволочка. Потерял людей, значит, плохо готовил. Да чего гадать, пойдешь, узнаешь, может, отличился чем? — И проводил.

В штабе меня ждали. Адъютант провел без доклада. За столом сам комдив, прославленный Герой, полковник Каманин. О нем мы все наслышаны, читали о его с товарищами летчиками подвиге по спасению челюскинцев, и в полку о нем говорили хорошо, хвалили как летчика, командира и человека. Правда, тогда, в тот момент, я об этом не думал, ждал разноса.

Но полковник не закричал, не заругался. Он вышел из-за стола и, к моему удивлению, протянул руку. Я заспешил, пожал ее.

— Та-а-к, значит, ты и есть тот самый старший сержант Бегельдинов Талгат, из Казахстана, — то ли спросил, то ли констатировал он. Повернулся. Я только тут заметил сидевших у стены капитана и человека в штатском. — Это он и есть, герой тот самый, о котором спрашивали. И ко мне. — Это военкоры из нашей дивизионки и из местной газеты. — Он назвал ее, но я не расслышал. — Пришли написать о тебе, о подвиге твоем. Рассказывай, как это ты его, «Мессера»-то, сбил? Это же надо! За всю войну не было такого, чтобы штурмовик «ИЛ» в воздушном бою, один на один с «Мессером», сбил его! Это же надо! — воскликнул он. — Ну молодец, ну летчик!

У меня будто гора с плеч свалилась. Я расслабился и только тут разглядел комдива. Он был невысокий, довольно плотный, но подтянутый и просто красивый. Благородное лицо, гладкая прическа и глаза чуть смеющиеся, а вообще, добрые и умные.

Он повернулся к журналистам.

— Вы представляете, что сделал этот старший сержант? Он одним разом напрочь опрокинул представление о возможностях наших «ИЛов». Мы же, да что мы, сами конструкторы, ограничивали их исключительно штурмовочно-разведывательными задачами. Во всем остальном, в отношении с вражескими истребителями, приравнивали к тяжелым бомбардировщикам. А для тех закон: появились истребители противника, беги, спасайся, на бреющем или как. Тем более, если не в строю, если в одиночку. О том, чтобы силой с ними меряться, бой принимать, не могло быть и речи. А он, видишь, принял бой. И ведь победил, сбил гада. Да какого?! Вот донесение артиллеристов, — поднял он исписанный листок. «В одиночном бою, — Вы слышите, «в бою!»- летчик на «ИЛе» № 13 сбил немецкого аса, капитана фон Дитриха, награжденного крестами за подвиги в Испании, Франциина Балканах. На его счету около двухсот боевых вылетов, много сбитых самолетов», — прочитал он, и ко мне:

— Ну что же, герой, рассказывай, как ты его.

Тут я опомнился, зачем-то выпалил то, что должен был сказать при входе:

— Товарищ полковник, летчик Бегельдинов по Вашему приказу...

— Да ладно, — махнул рукой командир. — Ты давай о бое с истребителем. Да ты садись.

Я сел. С растаявших унтов потекла вода. Опять смутился.

— Давай рассказывай, — подбодрил комдив. — Кстати, почему из полка про это не донесли? Такое дело, можно сказать, ЧП, на всю армию, а они молчат. Может, из-за понесенных потерь?

Я замялся.

— Твой бой с «Мессером», как ты его гонял, как сбил, зафиксировали истребители, с земли — артиллеристы. Они и летчика-немца, взяли. Тут же нам в штаб донесли.

Я стал рассказывать. Говорил путано, сбивчиво, — волновался. Оба газетчика записывали, задавали вопросы.

Рассказывал и о себе, о семье, о своих восьми боевых.

— А немец-то, ас, — перебил меня комдив, — когда ему сказали, что сбит новичком, — в полку Митрофанова, считай, все новички, мальчишки, — заметил он, — даже просил показать того аса. Так и не дождался, в штаб армии его отправили. Так что ты, Бегельдинов, не обижайся за то, что не дали повидаться с ним. Мы его тут же отправили. Надеюсь еще собьешь, не одного, тогда и побеседуешь. Если выживут, — пошутил он. Все рассмеялись.


http://militera.lib.ru/memo/russian/begeldinov_ty/05.html

некий фон Дитрих и считается большинством Ханом.
 
Osman написал(а):
Привет! Я Павел. Попал к вам в первый раз. Увлекаюсь сбитыми немецкими асами. Не могу понять, кто же сбил Ганса "Асси" Хана.
"21 февраля под Демьянском закончил войну командир II Группы майор Ханс "Асси" Ханн (108 побед), оказавшийся в числе трeх лeтчиков, чьи Bf-109G-6 были сбиты в бою с "яками" из 485 ИАП. За поединком лейтенанта Гражданинова с немецким асом наблюдал командующий 6 Воздушной Армии генерал Полынин.
Полынин красочно и довольно точно (судя по донесениям немецких лeтчиков) описал этот бой в книге "Боевые маршруты". Майор Ханн, спасся на парашюте, попал в плен и в Германию вернулся только в 1950 году..."

Galand написал(а):
vovik ты неправ, достаточно регулярно проводились так называемые налёты возмездия.
па-ардон ... в ЧЕМ неправ?
Что на ВСЮ Францию у немцев к Дьеппу было 135 исправных истребителей? И около 80-ти бомберов?
Или ЕЩЕ МЕНЬШЕ?
 
Так вопрос, а о Михаэль Витман, Карл Бромман, Карл Корнер Гельмут Вендорф, говорили ли здесь о судьбе и подвигах этих танковых асов?
 
Ас
(франц. as - туз, перен. - мастер своего дела), лётчик-истребитель, выдающийся мастер воздушного боя, сбивший много самолётов противника. В 1-ю мировую войну А. называли лётчиков, сбивших по 5 и более самолётов. В Великую Отечественную войну 1941-45 более 150 советских лётчиков сбили каждый от 20 до 50 вражеских самолётов, а трижды Герои Советского Союза А. И. Покрышкин и И. Н. Кожедуб сбили: первый - 59, а второй - 62 самолёта противника. В сов. ВВС асами иногда называют также лётчиков, в совершенстве овладевших искусством пилотирования и воздушного боя.
http://slovari.yandex.ru/art.xml?ar...&text=%E0%F1&reqtext=%E0%F1%3A%3A43679&&isu=2
И причем здесь танкисты?
 
Хммм, узко мыслите. Ас – именно мастер своего дела, а разве такой человек как Михаэль Витман, не может считаться асом в танковом сражении? Как, если не Асами, назвать тех германских танкистов, которые уничтожили (141 танк 132 противотанковых орудия – Витман) или (Общее число побед:150-200 – Отто Кариус)

А на счёт лётчиков, то ответ очевиден, это великие Ганс Ульрих Рудель и Михаэль Новотны.
 
Повторю еще раз, если первого непонятно.
Здесь обсуждались (и обсуждаются) с самого начала асы летчики. Хотите о танкистах - организуйте новую тему.
 
Galand написал(а):
vovik ты неправ, достаточно регулярно проводились так называемые налёты возмездия.
на "хенкелях"? В 44-м? Ну-ну!
Часть 88-х действительно МОГЛА быть потеряна в ночных боях (много Ю-88 выпускались в 44-м в модификации тяжелого ночного истребителя). А "хенкели" в "возмездии" участвовали только как ПУ ФАУ-1, да и то с сентября 44-го (после потери ПУ во Франции и Голландии).
Основным в бесполезных "налетах возмездия" был FW-190G с увеличенной до 1400км дальностью (подвесные баки 2х300л) и одной 500кг бомбой - после сброса бомбы и баков он успевал удрать из Англии.
 
(c) Олег Каминский
«Мессершмитты» над Кубанью

Весной 1943 г. в районе Кубани произошло знаменитое воздушное сражение. Считается, что ВВС РККА одержали в нем победу, которая изменила дальнейший ход борьбы за стратегическое господство в воздухе. Подводя итог действиям авиации на Кубани, Военный совет Северо-Кавказского фронта в своем приказе от 21 июня 1943 г. отмечал: «В результате воздушных сражений победа, бесспорно, осталась на нашей стороне. Противник не добился своей цели. Наша авиация не только успешно противодействовала врагу, но одновременно вынудила немцев прекратить воздушные бои и убрать свою авиацию». Отмечалось также, что в этих сражениях люфтваффе понесли тяжелые потери, лишаясь в среднем каждые сутки 9 бомбардировщиков и 17 истребителей. Иными словами, бои над Кубанью велись в основном между истребителями, и «сталинские соколы» самоотверженно стремились доказать, что они не только ни в чем не уступают асам люфтваффе, но и превосходят их. А как оценивали немцы бои над Кубанью? Чтобы выяснить это, придется с помощью германских архивных данных вернуться более чем на 60 лет назад. Основным источником, позволившим понять взгляд на кубанское сражение со стороны люфтваффе, стали документы из «Бундесархива» (Bundesarchiv/ Militerarchiv Freiburg: Gen. Qu. Mstr. 6. Abt.; «Flugzeugverluste und Unfalle beifliegenden Verbande» (3.4.-2.7.1943) RL 2 III/ 1188-1190). К сожалению, поработать с фондами ЦАМО России не удалось, поэтому использовались сведения из различных исследований, в т.ч. таких трудов, как «Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945», Москва, 1968; Кожевников М.М., «Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне», Москва, 1977; «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945», Москва, 1981; а также мемуарной литературы.
Со стороны люфтваффе в боевых действиях на Кубани принимали участие эскадры и группы 1-го авиационного корпуса (командир — генерал-лейтенант Гюнтер Кортен). В его состав входили 2 истребительные эскадры — JG3 «Udet» и JG52. Командовали ими опытнейшие командиры оберст Вольф-Дитрих Вильке и м-р Дитрих Храбак. JG3 представляли на Кубани две группы — II./ JG3 (м-р Курт Брэндле) и III./ JG3 (м-р Вольфганг Эвальд), а эскадра JG52 состояла из трех групп — I./ JG52 (м-р Хельмут Беннеманн), II./JG52 (гауптман Хельмут Кюле) и III./JG52 (гауптман Хубертус фон Бонин). Кроме того, вместе с немецкими частями действовали отряд словаков 13.(Slow.)/ JG52 (м-р Ондрей Думбала) и отряд хорватов 15.(Kroat.)/ JG52( бойник[*] Франьо Джиал). Все эти авиационные подразделения были оснащены истребителями Messerschmitt Bf 109 новейших модификаций G-2 и G-4 с сильным вооружением (одна 20-мм пушка MG 151/20 со 150 снарядами и два 13-мм пулемета MG 131с 300 патронами каждый). Количество истребителей доходило до 180 единиц. Базировались они на аэродромах Анапа, Гостагаевская, Керчь и Тамань.
В мемуарах советских летчиков часто упоминается некая группа асов, переброшенная из ПВО Берлина, которая летала на истребителях Fw 190. Действительно, из Анапы действовала одна группа Fw 190 А-5, но это были штурмовики, входившие в состав II./Sch.G.1. Ее основной задачей было не ведение воздушных боев, а действия по наземным целям. На Кубани летчикам группы засчитали всего одну воздушную победу, и в этой статье результаты ее действий не рассматриваются.
В состав советского Северо-Кавказского фронта в то время входили 4-я воздушная армия (генерал-майор Н.Ф. Науменко) и 5-я воздушная армия (генерал-лейтенант С.К. Горюнов). Они располагали 216-й смешанной (фактически истребительной) авиадивизией (генерал-майор А.В. Борман, затем п-к И.М. Дзусов) и 236-й истребительной авиадивизией (п-к В.Я. Кудряшов). 216-я САД включала 16-й и 42-й гвардейские полки, 45-й и 298-й ИАП, 236-я дивизия — 267-й, 611-й и 975-й полки. В боях над Кубанью эпизодически участвовали также некоторые истребительные части ВВС Черноморского флота, такие, как 6-й и 11-й гвардейские полки (м-р М.В. Авдеев и подп-к И.С. Любимов), 7-й и 9-й ИАП (м-ры К.Д. Денисов и А.Д. Джапаридзе). Частично в районе Кубани вела бои и 105-я истребительная авиадивизия ПВО (п-к Л.Г. Рыбкин), прикрывавшая мосты и переправы через реку Кубань у Краснодара. В распоряжении советских летчиков находились самые разные самолеты отечественного и иностранного производства. Так, 216-я САД располагала Як-1, Bell P-39 Airacobra и Curtiss P-40 Kittyhawk, 105-я ИАД — Як-1, а 236-я — ЛаГГ-3. Оставалось также небольшое количество устаревших МиГ-3, И-16, И-153. Думается, такое разнообразие типов истребителей создавало определенные затруднения в их использовании и не лучшим образом сказывалось на тактическом взаимодействии летчиков. Зато советская сторона обладала значительным численным превосходством — к 17 апреля на Кубани было сосредоточено более 300 истребителей.
Из всего сражения над Кубанью в качестве примера можно выделить наиболее напряженные четыре дня боев: 17, 20 и 29 апреля, а также 26 мая. 17 апреля немцы попытались ликвидировать советские десантные части на плацдарме в районе Мысхако, при этом люфтваффе совершили более 1000 боевых вылетов. Истребители Северо-Кавказского фронта активно противодействовали налетам, и в советских источниках утверждается, что они сбили 16 самолетов противника, в том числе 12 истребителей. Интересно, что все победы одержали пилоты двух полков, вооруженных «Аэрокобрами». Три «Мессершмитта» засчитали группе 298-го ИАП во главе со ст. л-том И.Г. Ерошкиным, по два Bf 109 -гвардейцам 16-го полка ст. л-ту В.И. Фадееву и сержанту И.Ф. Савину, по одному — летчикам той же части ст. л-ту Г.А. Речкалову, л-там М.И. Сутырину, А.И. Труду, мл. л-ту В. Бережному, а также летчику 298-го ИАП л-ту М.С. Лиховиду. Кроме того, летчики доложили, что пилот одного «Мессершмитта», атакуя сержанта В.А. Александрова из 298-го полка, не справился с управлением и врезался в скалу.
Однако документальные данные немцев разительно отличаются от этих сведений, и получается, что в тот день лишь один Bf 109G-2 (W/n 13763) из II./JG3 был подбит в воздушном бою и при неудачной посадке в Анапе поврежден на 40%[**]. На том же аэродроме получил повреждения (30%) из-за отказа мотора Bf 109G-4 (W/n 19235) из II./ JG52. В то же время, немецкие летчики заявили, что сбили 30 советских самолетов, из них 28 истребителей. Наиболее отличились пилоты II./ JG3, на счету которых 14 истребителей (9 ЛаГГ-3, 2 Як-1, 1 И-16, 1 И-153 и 1 «Аэрокобра»). Летчикам III./ JG3 засчитали 2 штурмовика Ил-2. На боевой счет I./ JG52 записали 11 истребителей (7 ЛаГГ-3 и 4 «Аэрокобры»), II./ JG52 — два ЛаГГ-3, a III./ JG52 — лишь один «Киттихаук». К сожалению, в известных отечественных источниках не указаны общие потери советской авиации, понесенные в тот день. Есть только информация об утратах двух полков — 16-го гвардейского и 611-го ИАП, которые лишились двух «Аэрокобр» и одного «ЛаГГа». Погибли мл. л-т В. Бережной, ст. сержант Н.Д. Барщевский и сержант Сапуров.
Вскоре советскому командованию стало ясно, что без завоевания господства в воздухе трудно рассчитывать на успех дальнейшего наступления войск фронта, и авиагруппировку на Кубани решили усилить. 18 апреля из резерва Ставки прибыл 2-й смешанный авиакорпус (генерал-майор И.Т. Еременко), в составе которого находилась 201-я ИАД (генерал-майор А.П. Жуков), состоявшая из трех полков (13-й, 236-й и 437-й) и вооруженная новыми истребителями Ла-5. На следующий день начал боевые действия на Кубани 3-й истребительный авиакорпус (генерал-майор Е.Я. Савицкий), оснащенный Як-1. Он состоял из 265-й дивизии п-ка П.Т. Коробкова (12-й, 402-й и 812-й полки), а также 278-й дивизии п-ка ВТ. Лисина (15-й, 43-й и 274-й полки). 20 апреля прибыла вооруженная «Яками» 287-я ИАД, которой командовал п-к С.П. Данилов (4-й, 148-й и 293-й полки). В общей сложности в этих четырех дивизиях насчитывалось не менее 360 истребителей, что позволило добиться подавляющего количественного превосходства над противником.
20 апреля немцы вновь предприняли мощное наступление против защитников «Малой земли». Не только на земле, но и в воздухе разгорелись ожесточенные бои, которые шли с раннего утра и до позднего вечера. Советские летчики докладывали о многочисленных воздушных победах. Например, гвардейцы 16-го полка совместно с летчиками 45-го ИАП сбили в одном бою сразу десять Bf 109. Два из них записали на счет мл. л-та Д. Сапунова, по одному — к-на А.И. Покрышкина, ст. л-тов Д.Б. Глинки, Н.М. Искрина, В.И. Фадеева, л-та А.И. Труда, мл. л-та Н. Мочалова, сержантов Н.Д. Кудри и Малина. Летчики 812-го ИАП доложили о четырех уничтоженных «мессерах», в том числе, два истребителя сбил к-н И.Д. Батычко, по одному -- старшины A.M. Машенкин и И.В. Федоров. Несколько побед засчитали стрелкам Ил-2 сержанту Ягину из 190-го полка, старшему краснофлотцу В.И. Кузнецову из 47-го полка ВВС ЧФ и др. Всего, по докладам советских летчиков, 20 апреля было сбито 50 самолетов люфтваффе, из них более 30 истребителей.
Однако в немецких документах значатся всего три «Мессершмитта», потерянные в тот день в воздушных боях. Л-т Адольф фон Гордон из III./ JG3, пилотировавший Bf 109G-4 (W/n 14946), был убит в бою со штурмовиками Ил-2 в районе Новороссийска. Из другой схватки не вернулся самолет W/n 14955 той же группы. Погиб также фельдфебель Йоханн Гляйсснер из II./JG52, который на Bf 109G-4 (W/n 14309) столкнулся с обломками сбитого им советского «Киттихаука» в районе Кабардинки. (Этот летчик имел 37 побед и был посмертно награжден Германским крестом в золоте). Кроме того, Bf 109G-2 (W/n 13884) из II./ JG3 был поврежден на 50% в Анапе при бомбардировке, а другой такой же самолет (W/n 14842) из III./ JG3 перевернулся при посадке на аэродром Тамань и получил 80-процентные повреждения.
Пилоты «Мессершмиттов» заявили, что сбили 91 русский самолет. 32 из них на счету II./ JG3 (в том числе 14 истребителей: 8 ЛаГГ-3, 3 Ла-5 и 3 Як-1); столько же записали летчикам II./ JG52 (в том числе 19 истребителей: 9 ЛаГГ-3, 2 Ла-5, 6 Як-1, 1 МиГ-1 и 1 «Киттихаук»); 11 советских машин пополнили список побед III./ JG3; четыре — I./ JG52; пять — III./ JG52. Еще на 5 ЛаГГ-3 претендуют словаки, а хорваты — на 2 краснозвездных самолета. По советским официальным данным, потери составили 39 самолетов. Большинство из них были истребителями. Погибло много летчиков, среди них л-ты Н.Н. Морозов, А.И. Сорокин, старшина П.А. Заспин, сержанты В.В. Бабушкин, В.Е. Ковалев, Д. Калошин, В. Куликов, С. Шепель. Судя по вышеприведенным цифрам, пилоты люфтваффе завысили количество своих побед в 2,5 раза, наши — почти в 10.
Несоответствия между «успехами» советских летчиков и потерями истребителей противника продолжались и в дальнейшем. Так, 21 апреля поступили доклады об уничтожении в воздушных боях около тридцати «Мессершмиттов». Немцы же посчитали, что в тот день с задания не вернулся всего один Bf 109 (W/n 10334), а еще два Bf 109 (W/n 14966 и 14801) были повреждены на 50% и 25% соответственно. 24 апреля в одном из боев летчики 13-го и 437-го ИАП записали в свой актив сразу 10 «мессеров», а еще один пошел в зачет стрелку Ил-2 из 190-го штурмового полка. Кроме того, летчики наблюдали столкновение двух «Мессершмиттов», которые «разлетелись на части». Поразительно, но в немецких документах вообще нет сведений о потерях, понесенных в тот день в воздухе, и значится лишь один Bf 109 (W/n 14719), поврежденный на 35% во время руления по аэродрому Гостагаевская. Аналогично выглядит сопоставление данных от 28 апреля, когда «сталинским соколам» засчитали 25 вражеских самолетов, из них — половину «мессеров», а немцы не зафиксировали ни одного потерянного Bf 109. И таких примеров можно привести множество.
К концу апреля с кубанского плацдарма на другие участки фронта убыли Stab/ JG3 и III./JG3. В оставшихся истребительных частях люфтваффе насчитывалось не более 150 самолетов, часть из которых находилась в ремонте. После некоторого затишья 29 апреля в небе Кубани вновь разыгрались воздушные бои, длившиеся часами. В течение дня советская авиация совершила 1268 боевых вылетов. Произошло 42 воздушных боя (по другим данным, 50), по результатам которых нашим летчикам засчитали 74 победы, из них больше половины составляли «Мессершмитты». Например, в советских источниках значатся 8 истребителей, сбитых эскадрильей к-на А.И. Покрышкина из 16-го ГИАП. Командир 402-го полка м-р В.В. Попков сбил 2 и таранил третий истребитель. Штурман 291-го ИАП м-р А.К. Янович сбил один, а затем таранил другой Bf 109. Летчик той же части л-т С.В. Картавенко и летчик 148-го полка сержант Н.Н. Авилов таранили по одному «мессеру». Еще по одному «сто девятому» уничтожили командир 3-го ИАК генерал Е.Я. Савицкий, ст. л-т В.И. Фадеев из 16-го ГИАП, л-т Н.А. Глядаев из 42-го ГИАП и многие другие. Однако в немецких документах снова нет сведений о безвозвратных потерях истребителей в воздушных боях, а фигурирует лишь один поврежденный в схватке Bf 109 (номер неизвестен) из III./ JG52. Правда, один Bf 109G-2 (W/n 14705) из II./JG3 разбился из-за отказа мотора, еще два таких же самолета (W/n 13469 и 14729) из П./ JG52 столкнулись над своим аэродромом в Анапе. За весь день получили ранения два летчика: фельдфебель Теодор Мор — при столкновении, унтер-офицер Готтфрид Вундке — в воздушном бою. Остается удивляться и задаваться вопросом, на который вряд ли можно получить вразумительный ответ: кого же, собственно говоря, сбивали и даже таранили советские летчики?!
Немцы в тот день заявили о 63 воздушных победах: II./ JG3 — 23 самолета (16 истребителей: 10 ЛаГГ-3 и 6 Як-1); П./ JG52 — 19 самолетов (в том числе 18 истребителей: 6 ЛаГГ-3, 8 Як-1, 1 И-16, 2 «Аэрокобры» и 1 «Киттихаук»); III./ JG52 — 21 самолет (в том числе 19 истребителей: 14 ЛаГГ-3, 1 Ла-5, 3 «Спитфайра» и 1 «Аэрокобра»). В то же время, по официальным советским данным, потери составили 27 самолетов. В данном случае снова видим, что немцы преувеличили свои победы почти в 2,5 раза.
К началу мая в группировке немецкой истребительной авиации на Кубани опять произошли изменения. 29 апреля на другие участки фронта убыла I./ JG52, а 1 мая — II./JG3. На Кубани остались всего две группы из JG52, словацкий и хорватский отряды. 7 мая в Анапу вернулась II./ JG3, но уже через неделю она окончательно покинула Кубань. Ей на смену 16 мая прибыла I./ JG52, и с того дня 52-я эскадра действовала в полном составе. В то же время, советские истребители продолжали получать подкрепления. Так, в мае на Кубань была переброшена 229-я истребительная дивизия п-ка П.Г. Степановича.
С утра 26 мая в воздухе вновь развернулось крупное сражение. Причем, немцам сразу удалось захватить инициативу, во второй половине дня даже нанести сильный удар по войскам Северо-Кавказского фронта, в котором, как говорят советские источники, принимали участие примерно 600 самолетов. По нашим данным, в ожесточенных боях было сбито 67 немецких самолетов, большинство — опять же истребителей. К примеру, группа 45-го полка к-на Д.Б. Глинки сбила 6 «Мессершмиттов», группа 42-го ГИАП л-та И.М. Горбунова — четыре, группа 88-го полка ст. л-та А.А. Постнова — один. Кроме того, на рассвете шесть Як-7б из 43-го ИАП подп-ка А.А. Дорошенкова нанесли штурмовой удар по аэродрому Анапа, уничтожив и повредив там 9 вражеских самолетов.
И опять разница между засчитанными советским летчикам победами и задокументированными потерями немцев очень велика. В воздушном бою I./JG52 потеряла только один Bf 109G-2 (W/n 14850} и одного летчика унтер-офицера Ульриха Штарка, который не вернулся из полета в район Южной Озерейки. Другой Bf 109G-2 (W/n 13934) той же группы получил повреждения на 40% во время неудачного взлета с аэродрома Гостагаевская. В II./JG52 были повреждены лишь два «Мессершмитта»: W/n 19922 — на 25% из-за отказа мотора, а подбитый в воздушном бою W/n 19769 совершил посадку на фюзеляж и получил повреждения на 20%. Один Bf 109G-4 (W/n 19766) из III./ JG52 был поврежден на 20% в результате технической неисправности в районе аэродрома Гостагаевская. Как видим, потерь на аэродроме Анапа не значится.
Летчики люфтваффе были в тот день вдвое скромнее советских пилотов и записали на свой счет «всего лишь» 35 побед. I./JG52 — 11 самолетов (в том числе 7 истребителей: 1 ЛаГГ-3, 2 Як-1, 2 «Аэрокобры» и 2 «Спитфайра»); II./ JG52 — столько
же (в том числе 10 истребителей: 2ЛаГГ-3, 5 Як-1, 2 «Спитфайра» и 1 «Аэрокобру»); III./ JG52 — 13 самолетов (в том числе 9 истребителей: 7 ЛаГГ-3, 1 «Аэрокобру» и 1 «Спитфайр»). Кроме того, словакам засчитали 6 побед. По советским официальным данным, потери составили 20 самолетов. На сегодняшний день известно, что, по меньшей мере, 4 из них были истребителями (два Як-1 и две «Аэрокобры»). Среди погибших были два Героя Советского Союза — к-н М.М. Осипов и мл. л-т Н.Д. Кудря.
Ожесточенные бои продолжались до 7 июня, которое и принято считать последним днем кубанского воздушного сражения. На протяжении десятилетий советская историография утверждала, что в этих боях наши летчики нанесли серьезное поражение люфтваффе и уничтожили в воздухе более 800 самолетов, из них примерно 500 истребителей. Еще около 300 самолетов немцы потеряли на земле. По официальным данным, только 812-й ИАП сбил около 50 Bf 109. А ведь на Кубани действовали 25 советских истребительных полков! Довольно большое количество воздушных побед было засчитано и некоторым советским асам. Считается, что по 17 самолетов сбили ст. л-т А.Ф. Лавренов и л-т B.C. Конобаев, по 15 — ст. л-т В.И. Фадеев и л-т А.И. Труд, по 10 и более — к-ны А.И. Покрышкин и Д.Б. Глинка, а также другие летчики. В большинстве случаев в зачет шли именно «Мессершмитты».
Из немецких документов следует, что на Кубани было потеряно ровно 100 «Мессершмиттов»[***], в т. ч. 42 уничтоженными и 58 поврежденными, причем в воздушных боях числятся сбитыми всего 28 «мессеров» и еще 20 — получившими различные повреждения.
Совершенно незначительными выглядят и потери люфтваффе в пилотах. Из документальных источников следует, что с 17 апреля по 7 июня 1943 г. в районе Кубани погибли, попали в плен и пропали без вести 27 летчиков-истребителей, включая трех дезертировавших хорватов. Не выбыл из строя ни один ас, награжденный Рыцарским крестом. Обошлось без больших потерь и в командном составе, погибли четверо командиров отрядов: гауптман Э. Эренбергер, обер-лейтенант Карл Ритценбергер, л-ты Дитер Бауман и Хельмут Хаберда. В отечественной литературе утверждается, что эскадра «Удет» была разбита. Однако документы говорят о крайне
незначительных ее потерях. Ниже приводится список потерь среди летчиков-истребителей люфтваффе на Кубани, за исключением указанных выше в тексте л-та Гордона, фельдфебеля Гляйсснера и унтер-офицера Штарка.
Как видно из таблицы, в некоторых случаях на победу претендовали сразу несколько советских летчиков или представителей других родов войск. Встречаются и вовсе странные случаи, не имеющие логичного объяснения. Так, есть данные, что вечером 29 апреля в районе станицы Поповическая ст. л-т В.И. Фадеев на «Аэрокобре» сбил Bf 109 с изображением дракона на фюзеляже. Немецкий летчик выпрыгнул с парашютом, был взят в плен и заявил на допросе, что начал воевать еще в Испании и сбил около 100 самолетов. Существует даже его описание — рыжий, немолодой, маленького роста, мундир увешан крестами. Но в немецких документах не отмечены потери в летчиках в тот день, а самым результативным асом люфтваффе, сбитым над Кубанью, был Хельмут Хаберда, имевший на момент гибели 58 побед. Другой загадкой является история с «Полосатым дьяволом» — трофейным Як-1 с голубыми полосами на крыльях, который в конце апреля сбил ст. л-т И.В. Шмелев из 4-го полка в районе Геленджика. В германских документах нет никаких упоминаний о применении на Кубани трофейных истребителей советского происхождения и тем более об их потерях. Не меньше вопросов вызывает и эпизод, датируемый 5 мая и связанный с именем л-та С.А. Тащиева из 11-го гвардейского полка ВВС ЧФ. Утверждается, что на Як-9 он вел бой с двенадцатью «мессерами» и в лобовой атаке сбил один из них. Самолет упал в Цемесскую бухту, после чего было объявлено, что Тащиев сбил генерала, командовавшего авиацией противника в Крыму. Однако немцы ничего не пишут о своих потерях в тот день, и, как следует из вышеприведенных данных, никто из их авиационных генералов на Кубани не погиб.
Истребителям люфтваффе по итогам сражения над Кубанью засчитали почти 780 побед. Правда, не стоит забывать, что это количество может быть завышено примерно в 2,5 раза. Точных советских данных о потерях истребителей на Кубани пока нет, но, исходя из известных сведений, можно утверждать, что по сравнению с немецкими они были огромны. Лишь один 812-й полк потерял 16 летчиков, в том числе всех трех командиров эскадрилий. Более 10 пилотов лишился 16-й ГИАП. То есть, только два наших полка потеряли на Кубани столько же летчиков, сколько все истребительные подразделения люфтваффе. Среди погибших были 7 Героев Советского Союза: к-н В.И. Фадеев (20 побед на момент гибели), ст. л-т С.С. Азаров (15 побед), л-т Д.И. Коваль (13 побед), м-р И.П. Рыбин (12 побед), к-ны М.З. Телешевский и М.М. Осипов (12 и более 10 побед соответственно), а также мл. л-т Н.Д. Кудря (10 побед). Значительными оказались потери в командном составе: не менее двух командиров полков, одного зам. командира полка, одного штурмана полка, семи командиров эскадрилий. Уже сейчас в списке погибших летчиков-истребителей значится более 90 человек, что свидетельствует о соотношении потерь, примерно один к четырем, не в нашу пользу! Причем со временем становятся известны новые имена, пополняющие этот скорбный список.
Таким образом, очевидно, что советские истребители понесли в боях над Кубанью тяжелые потери. Возникает закономерный вопрос: каковы же причины низкой эффективности действий советских летчиков? Думается, основными были две. Одна из них — устаревшая тактика. Новые методы ведения воздушного боя, разработанные А.И. Покрышкиным и другими прогрессивно мыслящими летчиками, только начинали пробивать себе дорогу и еще не успели принести ощутимых результатов. Например, знаменитую «кубанскую этажерку» наши пилоты стали осваивать только к концу боев на Кубани. Второй причиной была очень существенная разница в квалификации советских летчиков и их визави из люфтваффе. Например, по состоянию на 17 апреля на Кубани воевали 7 немецких асов, имевших 100 и более побед: оберст Вольф-Дитрих Вильке, Stab/ JG3 — 156 сбитых, м-р Курт Брэндле, П./ JG3 — 130, обер-лейтенант Хайнц Шмидт, II./ JG52 — 130, гауптман Герхард Баркхорн, П./JG52 — 120, л-т Йозеф Цвернеманн, III./ JG52 -113, гауптман Гюнтер Ралль, III./ JG52 — 112, обер-лейтенант Вильгельм Лемке, III./ JG3 — 100. Еще более 20 летчиков имели в своем активе свыше 50 побед, и очень многие — свыше 10. Даже среди немногочисленных словацких и хорватских летчиков было почти столько же асов, одержавших к 17 апреля более 10 побед, сколько во всей советской авиации на Кубани.
Что могли противопоставить советские ВВС этой массе опытнейших «экспертов» люфтваффе? Самый тактически грамотно мыслящий летчик к-н А.И. Покрышкин имел к 1 мая 20 побед, включая 6 в группе. Кроме него, в то время на Кубани находились еще 10 асов, на счету которых значилось свыше 20 побед, включая групповые: ст. л-т Глинка Д.Б., 45-й ИАП — 21 (+7 в группе), ст. л-т Олейник Г.Н., 293-й ИАП -- 18 (+2 в группе), ст. л-т Рязанов А.К., 4-й ИАП — 16 (+16 в группе), л-т Лещенко В.С.,4-йИАП — 13 (+10 в группе), к-н Новожилов И.В., 13-й ИАП — 13 (+7 в группе), ст. л-т Флейшман А.Д., 4-й ИАП — 11 (+14 в группе), ст. л-т Шмелев И.В., 4-й ИАП — 11 (+10 в группе), ст. л-т Гнидо П.А.,
13-й ИАП — 13 (+6 в группе), ст. л-т Логвиненко Н.П., 293-й ИАП — 16 (+2 в группе), л-т Лавицкий Н.Е., 45-й ИАП — 15 (+2 в группе). Было еще около полутора десятков более-менее сильных пилотов, имевших на своем счету свыше 10 сбитых самолетов. Среди них выделялся ст. л-т В.И. Фадеев, 16-й ГИАП — 18 (+1 в группе). Причем более половины этих летчиков достигли планки 10 побед уже в ходе двухнедельных ожесточенных боев. Эта незначительная группа перспективных воздушных бойцов, сильно разбавленная сотнями слабо подготовленных летчиков, не могла составить настоящую конкуренцию немецким асам.
Любопытно отметить, что в боях на Кубани, как с немецкой, так и с советской стороны, принимали участие несколько опытнейших летчиков, ветеранов войны в Испании. Все они занимали высокие командные должности. В люфтваффе это были: оберст Вольф-Дитрих Вильке, м-р Вольфганг Эвальд, гауптманы Хельмут Кюле, Хубертус фон Бонин, а в когорте «сталинских соколов» — генерал-майор И.Т. Еременко, п-ки С.П. Данилов, П.Т. Коробков, В.Т. Лисин, Л.Г. Рыбкин, подп-ки И.С. Анащенко, А.А. Осипов, м-р А.Н. Коновалов. Однако если немцы не только командовали частями, но и активно участвовали в воздушных схватках, постоянно увеличивая количество своих побед, то советские командиры, в основном, предпочитали руководить боями, оставаясь на земле. Между прочим, из бесед с бывшими немецкими летчиками выяснилось, что в годы войны почти никто из них не слышал ни о Покрышкине, ни о других наших асах. И знаменитая фраза «Внимание, в воздухе Покрышкин!», услышав которую немецкие летчики в панике разлетались в разные стороны, оказалась не более чем красивой легендой, пущенной в обиход кем-то из газетчиков и дружно подхваченной советской пропагандой[****]. Также, как и миф о выдающейся победе советской авиации на Кубани.

P.S. редакции. Уже давно известен тот факт, что количество боевых достижений, фигурирующих в документах одной стороны, противоречит потерям, числящимся в различных сводках другой. Это характерно практически для всех стран-участниц Второй мировой войны. Однако приведенные в данной статье материалы все же поражают. Шутка ли — ставится под сомнение одна из самых значительных побед ВВС РККА! К сожалению, автор не счел возможным высказать мнение о том, с чем же связана столь значительная разница в оценке боев на Кубани, приводимая в советских и немецких источниках. То ли это недостатки самих источников, то ли последствия печально известного принципа партийности в науке и литературе... Нам представляется важным, чтобы на затронутую в публикации тему высказались другие исследователи, у которых, возможно, найдутся свои объяснения.

[*] Майор.
[**] По немецкой классификации, самолеты, поврежденные на 60% и более, подлежали списанию, остальные — ремонту. (Прим, ред.)
[***] Возможно, несколько самолетов остались неучтенными.
[****] Немцы утверждают, что подобной фразой «Внимание, в воздухе «Кубанский лев!» русские летчики предупреждали друг друга об одном из лучших асов люфтваффе капитане Иоганнесе Визе

журнал "Авиация и Время" №5 2005
 
P.S. редакции. Уже давно известен тот факт, что количество боевых достижений, фигурирующих в документах одной стороны, противоречит потерям, числящимся в различных сводках другой. Это характерно практически для всех стран-участниц Второй мировой войны. Однако приведенные в данной статье материалы все же поражают. Шутка ли — ставится под сомнение одна из самых значительных побед ВВС РККА! К сожалению, автор не счел возможным высказать мнение о том, с чем же связана столь значительная разница в оценке боев на Кубани, приводимая в советских и немецких источниках. То ли это недостатки самих источников, то ли последствия печально известного принципа партийности в науке и литературе...
- а). "И снова о точности учетных данных. По данным советских архивов, ВВС РККА уничтожили все самолеты 4-го воздушного флота (всего их было 1050). Немцы же, со своей стороны, сообщили, что уничтожили в воздушных боях свыше 1000 советских самолетов и 300 самолетов сбили зенитным огнем, то есть больше, чем их было на этом участке фронта ... Обе воюющие стороны относительно потерь противника действовали по старому правилу: "Пиши поболее, что их жалеть-то, басурманов!"...
- б). Если брать немецкие данные (особенно безвозвратно потерянные "под воздействием противника") - то и на Курской Дуге потери Люфтов были сплошной мизер. Я уже приводил потери 8АК (на южном фланге) - 530 самолетов и потери противостоящих 2ВА и17ВА - около 700 самолетов. Т.е. цифры потерь сравнимы - никаких "в разы", "разгромили" и т.д. Даже наоборот: после "цитадели" немцецкие истребители в заметных количествах появились в небе уже над Днепром - а это уже октябрь. Не думаю что за два месяца до этого, над Кубанью - результат был в РАЗЫ другой.
 
Покрышкин и Чкалов это самые знаменитые АСЫ Авиации!Надо знать наших народных героев!

Александр Иванович Покрышкин (6 марта 1913 — 13 ноября 1985) — лётчик-истребитель; первый трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (1972).

Памятники
Бронзовый бюст в городе Новосибирске (Красный проспект)
Памятник в городе Новосибирске (площадь Маркса)
В Москве на Новодевичьем кладбище
Памятник в городе Краснодаре
Биография

Родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье рабочего. По национальности русский. Член КПСС с 1942 года. В 1928 году окончил 7 классов школы. Работал кровельщиком. После окончания ФЗУ работал слесарем-лекальщиком на заводе. В РККА с 1932 года. В 1933 году окончил 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников, в 1934 — Ленинградскую военно-теоретическию авиашколу. Служил техником звена связи 74-й стрелковой дивизии, дислоцировавшейся в Краснодаре. Одновременно учился в Краснодарском аэроклубе. Написал 40 рапортов командирам, главкому ВВС, наркому обороны, пока не был направлен в 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков им. А. Ф. Мясникова, которую с отличием окончил в 1939 году. Направлен служить в 55-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ). В 1941 году старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи. Одним из первых в полку освоил истребитель «МиГ-3».

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня.

В первом боевом вылете по ошибке сбил советский бомбардировщик «Су-2» (это объясняется тем, что самолет был секретным, его летчикам не показали даже на картинке), пилотируемый лейтенантом И. И. Пстыго (впоследствии маршал авиации, Герой Советского Союза). Этот случай ему потом долго будут припоминать и начальство, и особисты. 23 июня в воздушном бою с 5-ю Me-109 в районе реки Прут сбил одного из них, но и сам был подбит. С большим трудом дотянул до своего аэродрома и совершил посадку. Летом 1941 года в боях на Южном фронте сбил несколько самолётов противника, но из-за уничтожения полковых документов они не были ему засчитаны.

В начале 1942 года полк был переведён в тыл в Заказвказье. В числе других лётчиков освоил самолёт P-39 «Аэрокобра», даже перегонял эти самолёты из Ирана. На фронт попал снова только весной 1943 года. Особо отличился во время боёв на Кубани. Именно здесь родилась его знаменитая формула: «Высота, скорость, манёвр, огонь». Командир эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии капитан Покрышкин А. И. 12 апреля в воздушном бою в районе станицы Крымской прямо на глазах командующего 4 ВА генерала К. А. Вершинина сбил 4 Me-109. В этот же день сбил ещё 3 самолёта.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 993) командир эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии капитану Александру Ивановичу Покрышкину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за 354 боевых вылетов, 54 воздушных боёв, 13 лично и 6 в группе сбитых самолётов противника.

Второй медали «Золотая Звезда» командир того же полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии майор Покрышкин А. И. удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолетов противника.

Позже участвовал в боях над Чёрным морем и над Днепром.

Покрышкин был автором многих новых тактических приёмов истребителей. Всегда с собой носил альбом, в котором рисовал схемы воздушных боёв (ныне хранится в Центральном музее Вооружённых Сил). Одним из первых стал практиковать «свободную охоту». Сам он отлично пилотировал, досконально знал конструкцию самолёта (бывший техник). Его тактику и боевые приёмы распространили затем на всех фронтах. В феврале 1944 года его вызвал в Москву главком ВВС А. А. Новиков и предложил занять должность начальника авиашколы, но Покрышкин отказался и вернулся на фронт.

Исполняющий обязанности командира 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (той же дивизии, 7-й истребительный авиационный корпус, 8-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии подполковник Покрышкин А. И. к маю 1944 года совершил 550 боевых вылетов, в 137 воздушных боях сбил лично 53 самолёта противника. В мае назначен командиром 9-й гвардейской дивизии. На P-39N с бортовым № 100 участвовал в боях над Прутом и Яссами, в Львовско-Сандомирской операции.

Третьей медали «Золотая Звезда» командир 9-й гвардейской дивизии гвардии подполковник Покрышкин удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за «за образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками».

Таким образом, он стал первым трижды Героем Советского Союза!

Командуя дивизией, освобождал Польшу, Румынию, участвовал в Берлинской наступательной операции. Войну закончил в Чехословакии (последний бой провёл 9 мая 1945 года над Прагой). Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 59 (по неофициальным данным 75) и в группе 6 самолётов противника. Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нёс Знамя фронта.

В 1950'е годы его бюст стоял прямо на главной площади Новосибирска

Позже его переместили немного вниз по Красному проспекту

После войны служил на командных должностях в ПВО. В 1948 году окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе, в 1957 году — Военную академию Генерального штаба. В 1968-1971 годах был заместителем главкома Войск ПВО страны. В 1969 году защитил диссертацию кандидата военных наук. В 1972 году ему присвоено воинское звание «маршал авиации». В 1972-1981 годах возглавлял ЦК ДОСААФ СССР. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1976 года. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-10 созывов. В 1979-1984 годах был членом Президиума Верховного Совета СССР.

Награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 2 степени, орденом Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3 степени, медалями, 19 иностранными орденами и медалями.

Бронзовый бюст установлен на родине в Новосибирске. Почётный гражданин Новосибирска.

Автор книг: «Крылья истребителя», «Твоя почётная обязанность», «Небо войны», «Познать себя в бою».

Умер 13 ноября 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Биография

Валерий Павлович Чкалов(1904—1938) — советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза. родился 2 февраля 1904 года в селе Василёво (ныне город Чкаловск) в семье котельщика Василевских казенных мастерских. Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет.

В семь лет Валерий пошел учиться в Василёвскую начальную школу, затем — в училище. В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учебу в Череповецкое техническое училище. В 1918 году училище было закрыто и Валерию пришлось вернуться домой. Он стал работать подручным у отца, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на землечерпалку.

В навигацию 1919 года он работал кочегаром на пароходе «Баян» и тогда впервые увидел самолёт. После этого он принял решение и, уволившись с парохода, ушёл служить в Красную Армию. Его направили слесарем-сборщиком самолётов в Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде.

В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую авиационную теоретическую школу, а в 1922 году был переведён в Борисоглебскую авиационную школу. Затем он был направлен в Московскую школу высшего пилотажа, а затем в Серпуховскую школу воздушного боя.

В июне 1924 года военный летчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, в частности, полёт под одним из Ленинградских мостов, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов.

В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928 года он был переведен на службу в Брянскую авиабригаду, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.

В Брянске Чкалов совершил аварию и был уволен из Красной Армии.

С начала 1929 года и по ноябрь 1930 года Чкалов работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов. В ноябре 1930 года он был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в Московский научно-испытательный институт ВВС.

За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов. Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки, которая представляла собой тяжелый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.

С января 1933 года Валерий Чкалов работал лётчиком-испытателем Московского авиационного завода имени Менжинского. Он испытывал лучшие самолёты истребители 30-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжелых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3».

5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолетов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина.

Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Совнарком с разрешил им провести перелет по маршруту Москва — Петропавловск-Камчатский.

Этот перелёт стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Уд. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров.

За этот перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением медали Золотая Звезда и ордена Ленина.

Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обмерзание и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в американском городе Ванкувер.

За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.

Чкалову предлагали занять государственную должность, но он продолжал заниматься испытательской работой.

1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180.
[править]

Гибель Чкалова

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого вылета на самолёте И-180 на Центральном аэродроме. Это был первый полет нового истребителя конструкции Поликарпова. Полёт готовился в страшной спешке, нужно было успеть до конца года.

Полетное задание предписывало Чкалову совершить первый полёт без уборки шасси с ограничением скоростей … по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м. Тем не менее он покинул границы Ходынского поля и пролетел над ближней дачей Сталина, сделав своеобразный подарок к дню рождения вождя.

В этот день температура воздуха была −24 °C. Уже при заходе на посадку двигатель М-88, не оснащенный лобовыми жалюзи, переохладился и при попытке изменить режим его работы заглох. Чкалов пытался дотянуть до аэродрома. Но уже на подходе видя, что самолет не перелетит через жилые бараки, где могли быть люди, Чкалов отвернул и врезался центропланом в высоковольтную опору. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от травмы

Похоронен Чкалов в Москве, урна с его прахом лежит в Кремлевской стене. Имя летчика носит улица в городе Воронеже. Именем лётчика названа улица в Канавинском районе Нижнего Новгорода и станции метро «Чкаловская» в Москве и Петербурге. Ему установлен памятник на откосе возле Нижегородского кремля.
[править]

Награды

Памятник В. П. Чкалову в Нижнем Новгороде
Медаль Золотая Звезда
2 ордена Ленина
Орден Красного Знамени
А все жирные Люфтаффе были ничтожны, по сравнению с Советским союзом!
 
Назад
Сверху