Современные игры не замечены в чрезмерной эксплуатации тем наркотиков или секса - по сравнению с книгами или фильмами, где герой легко может выпить, закурить и, не отходя от пепельницы, предаться любовным утехам длиною в несколько страниц. Это связано прежде всего с тем, что игра - это функциональный продукт, созданный для и вокруг игрового процесса; а игровому процессу ни горячо, ни холодно от того, курит ли герой или употребляет крепкий алкоголь. Что касается насилия, то опять-таки, в отличие от книг и кино, насилие в играх весьма условно: пиф-паф, и персонаж на экране улетает за кадр. Большинство игр в этом плане гротескны, и похожи скорее ужастики категории В, чем на что-то, что может подвинуть психику нормального человека. Поэтому говорить о том, что современным детям нужна какая-либо законодательная защита от «неправильных» игр, оснований нет.
Ради примера: я сейчас зашёл на новостной сайт gazeta.ru, и даже сами заголовки меня вводят в большую депрессию, чем содержимое какой-либо игры: «расстрелявшего сослуживцев трижды уличали в ваххабизме», «осуждённому дезертиру ужесточили условия содержания», «в Омской области убили двух девочек». Если кто-то нибудь из российских депутатов скажет мне, что после таких новостных лент, которые дети видят каждый день, их психику надо защищать от новой части Call of Duty, то это будет лицемерием.
Самым разумным представляется введение возрастного рейтинга самой российской игровой индустрией, потому что она сама заинтересована в том, чтобы та самая «одна игра в год», которая может не понравиться родителям несовершеннолетних детей, не попала к ним в руки случайно. Хорошо бы на коробке с Grand Theft Auto V прочитать предупреждение о том, что проект содержит «взрослые темы», точно так же эта надпись уместно смотрелась бы на коробке Postal III. Увы, с учётом вымирающей розницы и растущей цифровой дистрибуции, сама идея коробок, на которые надо ставить рейтинги, в перспективе 2-3 лет вообще перестанет иметь значение. Когда 70% контента потребляется в онлайне, никакую наклейку с возрастом никуда уже и не наклеишь. По хорошему, родители сами должны курировать игры, которые они дают своим детям. Если родитель идиот, то никакая цифра в красном круге его не вылечит; а если не идиот, то, полагаю, и сам вполне способен распорядиться свободой в выборе и методах воспитания собственного ребёнка. Онлайн, слава богу, пока даже в Китае прикрыть полностью не сумели; и на месте российских депутатов я бы даже и не пытался.
Что касается практического значения введения обязательных рейтингов в России, то повлиять это может, пожалуй, только на объём взяток, которыми и так облагают розницу со всех сторон. Я не знаю, многие ли помнят историю с «акцизными марками», которые то в России появлялись для игр, то в Украине, и служили исключительно коррупционным механизмом, без вариантов. Но когда мне говорят «обязательный рейтинг для игр в России» мне опять представляется какой-нибудь ОМОН, входящий в «Медамаркт» со словами «а ну-ка живо показали нам все ваши грёбаные наклеечки!». С этой точки зрения я бы считал введение рейтингов для игр, продающихся в России в коробках, неплохим стратегическим ходом со стороны «Стима»: давайте уж наконец окончательно добьём розницу и перейдём все на более прогрессивную модель цифровой дистрибуции. Без возвратов, усушки и утряски, неплатежей со стороны магазинов, рисков содержания складов, стоимости пластика и картона, а также теперь и рисков наличия каких-то правильных цифр на коробке.