• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Творчество психически больных людей

Видели ли вы когда-нибудь картины и рисунки больных шизофренией? Читали ли стихи, написанные ими?
Пройдите по этим ссылкам - у кого психика крепкая! - и выскажите свое мнение об увиденном и прочитанном.
Считаете ли вы, что эти работы - лишь отражение болезни и нарушений психики, или их можно считать полноценными объектами искусства?


Рисунки и живопись:
http://www.medicus.ru/psyhiatry/pats/?cont=picturestd
 
Психическая болезнь — только условное название для непонятного нам состояния сознания.
 
я в шоке
честно!!!!
шикарно!!!! прямо Дали.... и стихи такие не каждый.... "здоровый".... сочинит
спасибо автору темы за интересные сслыки;)))
 
Шикарное творчество! И вообще я не считаю большую часть людей душевнобольными, которых заперли в психушку, только потому, что их взгляд на мир являеться отличным от общепринятых рамок...
 
Deftone, пожалуйста! :) Мне самой эта тема очень интересна, и я решила поделиться находками с вами. У меня есть прекрасная статья проф.психиатра о творчестве психически больных людей. Я сейчас ее найду и сюда вставлю.
kitten_30
Мне понравились стихи,такие душевные!
Стихи интересные, но меня они интересуют только - и исключительно! - с точки зрения психиатрии. Если вы заметили, то некоторые произведения носят довольно агрессивный характер. Например, в стихах о любви один автор начинает вроде с тонкойго лиризма, а заканчивает открытым желанием нанести объекту своих любовных переживаний физические травмы.

Итак, обещанная статья:
ТВОРЧЕСТВО ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ

М.Н.Земсков (Москва, интерн кафедры психиатрии и медицинской психологии РГМУ)

Существовало множество попыток классифицировать произведения душевнобольных, как по технике исполнения, так и по жанрам, и объектам изображения. Однако искусственность такого деления не позволяет проанализировать произведение в целом. Поэтому в основу одной из классификаций работ положен характер изобразительного языка, его уровень, его способность адекватно выделить суть индивидуального видения художника.

По характеру изобразительного языка работы достаточно четко делятся на три группы:

Распад изобразительной формы.
Естественная изобразительная форма.
Условная изобразительная форма.


Первый тип работ, характеризующийся явным распадом изобразительной формы, ее деформацией и искажением, принадлежит особой группе больных. Живописное творчество в этих случаях интимно связано с основными проявлениями болезни. Тяга к рисованию, обнаруживающаяся в детстве, еще до появления отчетливой психопатологической симптоматики, по мере развития психопатологического процесса приобретает характер патологического творчества, выступая в рамках сверхценных образований.

В аспекте нозологической квалификации в соответствии с исследованиями некоторых авторов речь идет о случаях юношеской психопатоподобной шизофрении. Уже в пубертатном периоде у этих больных обнаруживаются грубые расстройства влечений (страсть к перемене мест, сексуальные извращения, тяга к наркотикам, алкоголизм и др.), а также рудиментарные навязчивости, идеи отношения, отдельные кататонические проявления.

На фоне нарастающих психопатоподобных изменений, расстройств мышления, усиливающегося резонерства и эмоциональной холодности, обнаруживается резкое падение работоспособности. Больные в большинстве своем не могут завершить даже среднего образования, приобрести профессию, не удерживаются на работе; проявляются вычурность в одежде, неопрятность, неряшливость.

Явления метафизической инфоксикации, характерные для этой группы больных носят своеобразный характер. Наряду с несвойственной ранее религиозностью, склонностью к абстрактным философским построениям, постепенно формируется особая система эстетических взглядов, обычно сочетающаяся с однобоким увлечением авангардистскими течениями в живописи, склонностью к художественному конструированию. Эти увлечения, приобретая доминирующее значение в жизни пациентов, постепенно вытесняют остальные интересы. Больные переоценивают собственные возможности, считают себя выдающимися художниками, непризнанными гениями, рамного опережающими современников.

В рамках этой группы пациентов с наибольшей силой и определенностью получили выражение основные признаки шизофренической изобразительности. Их работы монохромны, наиболее тесно и открыто связаны с разного рода текстами, представляют собой преимущественно графические листы, выполненные в форме рисунка. В той группе практически не встречается пейзажный мир, преобладает изображение человека с чудовищной деформацией частей тела, в фантастических сочетаниях или срастаниях с предметным миром.

Особое внимание привлекает лицо человека – оно становится ареной пребывания самых странных картин бытия или вымысла. Живописные работы носят или абстрактный или кубический характер. В работах же, сохраняющих реально-изобразительные мотивы, преобладают мрачные, фантастические темы: страшный, почти во все полотно паук и скелет, огромный кипящий котел, с падающими в него людьми.

Работы второго типа включают картины, выполненные в естественной изобразительной форме. Занятия живописью являются в этих случаях реализацией природных склонностей, развивавшихся и сформировавшихся вне связи с болезнью; причем у части больных живопись приобрела характер профессиональной деятельности.

По клинической классификации эти случаи относятся к благоприятно протекающей шизофрении, манифестирующей обычно в среднем возрасте (после 25-35 лет), и не сопровождающейся, во всяком случае на первых этапах течения, грубыми изменениями личности и быстрой инвалидизацией.

Характерным для клинических проявлений независимо от формы течения заболевания (шубообразная, непрерывная, вялотекущая) является наличие неврозо- и психопатоподобных расстройств, рудиментарной бредовой и галлюцинаторной симптоматики, а также периодически повторяющихся аффективных приступов и фаз.

Большая часть больных, творчество которых осуществляется в рамках естественной изобразительной формы, тяготеет к пейзажному жанру. Часто изображается море, однако, например, у депрессивных больных оно не светлое и спокойное, а тревожное, мрачное, с высокой волной, тучами и дождем над ними. В морском пейзаже больные не видят красоты моря, его величия и гармонии. Оно скорее пугает их, вызывая тревогу и мрачные чувства.

Цветовая гамма по большей части серая, сдержанная. Напротив, напряженный цвет, темпераментное письмо отличают рисунки, сделанные в период гипомании.

При кажущемся внешнем спокойствии и «благополучии» изобразительного языка в работах второго типа (естественной изобразительной формы) опосредованно и менее жестко дают о себе знать негативные изменения, исподволь нарастающие по мере развития болезни. В большинстве работ этого типа исчезает индивидуальное видение мира, творческое вдохновение. На смену приходит механическое воспроизведение привычного стереотипа изопродукции.

Работы, выполненные в условно изобразительной форме, отличаются рядом свойств, которые принципиально отделяют их от картин, выполненных в естественно-изобразительной форме. Отличительные черты этих работ – плоскостная интерпретация пространства, локальность тона, аппликационная уплощенность рисунка, условность и фантастичность образов.

Характеристика больных, которым принадлежат эти работы, в клиническом аспекте не может быть представлена в единообразном виде. Необходимо отметить, однако, что в большей части случаев этой группы отчетливо выступают негативные изменения, а психопатологические расстройства относятся к более тяжелым регистрам (бред, галлюцинации) по сравнению со случаями 1 и 2 групп.

Болезнь манифестирует рецидивирующими аффективно-бредовыми приступами (шубообразная шизофрения), протекающая с синдромом Кандинского и явлениями вербального галлюциноза. В ремиссиях, наряду с нарастающими психопатоподобными проявлениями сохраняется параноидная настроенность, конфликтность, склонность к формированию идей отношения.

В отличие от случаев 1 и 2 групп эти пациенты до болезни не обнаруживают признаков художественной одаренности, либо не занимались живописью, или относились к рисованию без увлеченности. Соответственно изобразительный язык их работ, выполненных уже после манифестации патологического процесса, представляется маловыразительным, однообразным, примитивным, нередко просто неумелым.

Часть работ, на первый взгляд, близка к детским рисункам, но лишена их непосредственности и открытости; в них сказывается или просто неумение или рационалистическая преднамеренная стилизация под примитив.

Многие работы отличает плакатная прямолинейность, внешняя иллюстративность. Изображение человека зачастую условно- схематическое: нет портретов, человек лишь предлог для изображения чего-нибудь другого.

Душевнобольной художник действует в своей творческой нише тем более успешно и эффективно, чем более «странным» и «сумасшедшим» является его искусство. Так, для него могло бы стать роковым превращение в «нормального человека», т.к. в этом случае ему довелось бы услышать от тех, кто недавно восхвалял его произведения: «сумасшедшим ты нам нравился больше». Эта потребительская мотивация может служить стимулом формальной разработки прежнего периода творчества в состоянии болезни, нисколько не снижая этим своей художественной ценности.

Однако, согласно Куби (1958), никто не должен опасаться, что как следствие выздоровления наступит атрофия творческого потенциала. Этот страх основывается на предположении, что внутри нас есть то бессознательное, что побуждает творческое начало. «На самом же деле бессознательное – наша смирительная рубашка, оно делает нас стереотипными, стерильными и повторяемыми».

Душевнобольные, по выражению Альфреда Адлера, «способны находить цветы в саду творчества, не отвлекаясь на мирские переживания и дарить их нам». Иногда – возможно с сорняками, которые подразумевают под собой негативную симптоматику.

Но это не повод оценивать любое творчество как патологию. «Болезнь гения – факт большой значимости» (Д.Е.Мелехов).
 
Мне так нравится! Потрясающе! Я бы не додумалась до таких картин и стихов!
 
Прикольно, но на мой взгляд такое могли написать и нарисовать и обычные люди. Взять хотя бы картины абстракционизма - смотришь и думаешь, кто их вообще мог рисовать, это же бред. Поээтому тут плоды творчества зависят далеко не от душевного состояния, а от таланта.
 
на мой взгляд такое могли написать и нарисовать и обычные люди
Такие стихи и картины обычные люди не напишут. В стихах много и агрессии и других проявлений - все описано в статье, зачем повторяться...То же и в картинах.
Все их творчество является отображением их болезни, а не таланта.
 
PAMELLA
Взять хотя бы картины абстракционизма - смотришь и думаешь, кто их вообще мог рисовать, это же бред.
Если вам не понятен абстракционизм - это еще не означает, что он бредовый! Почитайте искусствоведческие книги, просветитесь. Может быть, так увлечетесь абстракционистами, что за уши не оттащишь! :)
К тому же на представленных здесь работах абстракционизма нет как такового, а есть идеи кубизма больше.

Поээтому тут плоды творчества зависят далеко не от душевного состояния, а от таланта.
__________________
Я же не просто так привела здесь статью о творчестве душевнобольных! Прочтите ее, и вам все станет ясно! На этих работах - диагноз! Это не творческое начало, а эмоции и страхи больных людей, которые легче всего выразить посредством изображения. Они осязаемы.

Почему мы так любим обсуждать то, о чем не имеем ни малейшего понятия?! И даже не хотим понять! Вот это меня всегда удивляло!
 
И вообще я не считаю большую часть людей душевнобольными, которых заперли в психушку, только потому, что их взгляд на мир являеться отличным
Да и в таких учреждениях, как институт Сербского содержатся исключительно здоровые люди:)
Интересно, если мозг разлагается от болезни, а человек находится в невменяемом состоянии порой неделями - он здоров?! :D
 
kitten_30
Мне понравились стихи,такие душевные!
***
Безответная любовь.
Нет ничего ее ужасней.
Во сне я вижу вновь и вновь,
Ту девушку, что нет прекрасней
Ее, во сне, целую я
И нежно, страстно обнимаю.
Я ей шепчу любви слова,
От счастья голову теряю.
Но лишь проснусь, опять тоска,
Страданья сердце разрывают.
Живу, как мак среди песка,
Чьи корни влаги не видают.
А может лучше позабыть,
Ту девушку, что нет прекрасней.
Найти ее, поймать, избить,
Чтоб стала лешего ужасней.
Тогда, наверно, жизнь пойдет,
И я другую полюблю,
И над пустыней дождь пойдет,
А мак полюбит коноплю.



Да-а... Ничего не скажешь... милые стихи!... Человек БОЛЕН и серьезно.
 
Рика Олив написал(а):
PAMELLA Почему мы так любим обсуждать то, о чем не имеем ни малейшего понятия?! И даже не хотим понять! Вот это меня всегда удивляло!
Я лично не понимаю вашей агрессии? Здесь дискуссионный клуб, и я высказала свое мнение, а оно будет таким, каким я посчитаю нужным его сделать.
И при чем здесь - если вы не понимаете "абстракционизм, то это не значит, что это бред". Для меня это так, у вас другое мнение на этот счет. И если мне не нравится какое-то направление в искусстве, то искусствоведческие книги здесь абсолютно не при чем (уж поверьте, я прочитала их достаточно).
В музеях искусства разных стран можно и не такое увидеть, даже люди, не содержащиеся в психиатрических лечебницах порой пишут такие картины, что думаешь, что их как раз пора отправить в ПЛ.
А про тсхи. Ну что ж, у многих людей в наше время нарушена психика, пусть незначительно, но все же. И написать стихи с мечтами об убийстве своей любимой, спокойно может отвергнутый любовник. Потому что написать, намного проще, чем совершить это в действительности.
 
PAMELLA
написать стихи с мечтами об убийстве своей любимой, спокойно может отвергнутый любовник.
Может. Если у него диагноз - шизофрения. Упаси нас Бог от таких "любовников". Вот вам хоть раз в жизни приходило в голову написать - ПРОСТО НАПИСАТЬ! - что-либо подобное?! Мне - нет.
Я лично не понимаю вашей агрессии?
Нет у меня никакой агрессии... Просто я всегда поражалась, как некоторые люди реагируют на то, что им непонятно. Легче всего сказать "Это бред" и даже не вникать.
 
С чего вы решили, что мне непонятен абстракционизм? Если я считаю что-то бредом - то это мое полное право, сколько людей - столько и мнений, и невозможно навязать свое мнение другому человеку. Думаю, что данная дискуссия выходит уже за рамки темы. Если вас задели мои высказывания, как лидера клуба художников, то можно обсудить это в привате, а не здесь.
 
Давайте посмотрим на проблему с другой точки зрения. Мы обсуждаем стихи (картины), но не знаем, кто их написал. А что если этот шизофреник уже кого-то убил? Вы все говорите-если да если. Подумайте о том, что возможно - все это реакция на уже произошедшие события. Люди ведь не просто так попадают в психиатрические лечебницы. Возможно,что это был аналог тюрьме.
 
Как Лидеру Клуба Художников мне интересно изобразительное искусство во всех его проявлениях, поэтому рисунки и живопись людей с диагнозом "шизофрения" мне тоже интересны, тем более, что в них иной раз чувствуется серьезный подтекст и серьезный же подход с технической точки зрения.
Однако я не могу считать их полноценными произведениями искусства. Но у нас здесь действительно - дискуссионный форум, поэтому вы говорите про абстракционизм - не знаю, где вы уж там его углядели! - бред, я вправе опровергнуть вашу точку зрения. :)
А поэзия интересная. Спору нет. Но неужели во всем этом вы не видите серьезной коррозии сознания?!

Энери, кстати, по той ссылке, где и поэзия, и картины, для картин даются диагнозы авторов.

По поводу стихов и того, кто их автор. Вполне возможно, что он не вполне безопасен!
Вот, что написано на сайте о специфике этого учреждения:

"Одновременно с этим мы приступили к реализации еще одной инициативы. На базе охраняемого милицией отделения с усиленным наблюдением было решено создать палаты для стационарной судебно-психиатрической экспертизы лиц, находящихся под стражей. Потребность в этом у судебно-следственных органов была значительной, поскольку, не имея собственной базы в областной системе здравоохранения, следователи и суды направляли арестованных лиц для проведения стационарной судебно-психиатрической экспертизы в Ленинград или в Москву, что существенно удлиняло сроки следствия. Большую помощь в создании палат для арестованных оказало областное следственное управление. Были произведены необходимые работы, и 1 января 1991 года палаты для стационарной экспертизы арестованных начали функционировать.
Сегодня структура Регионального центра судебной психиатрии выглядит следующим образом:

1. Отделение амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы на 1000 экспертиз в год.
2. Отделение стационарной судебно-психиатрической экспертизы
3. Отделение принудительного лечения специализированного типа
4. Отделение принудительного лечения общего типа мужское № 2
5. Отделение принудительного лечения общего типа мужское № 3
6. Отделение принудительного лечения общего типа женское № 1
 
Кстати, научно доказано, что все преступники имеют определенные отклонения в сознании, не зависящие ни от воспитания, ни от других социальных факторов. Поэтому, проявление агрессии лишь доказывает, что на определенной стадии развития психически больные люди могут выражать свои "таланты и творческие порывы" совсем не в таких картинах и стихотворениях...
 
Энери
научно доказано, что все преступники имеют определенные отклонения в сознании, не зависящем ни от воспитания, ни от других социальных факторов.
Да. Я бы немного подправила - отличия - в мозге. Уже открыт центр, который предопределяет, что человек станет патологически агрессивным, т.е., как говорят в народе, маньяком.
 
Назад
Сверху