Стильная поделка (11 марта 2005)
По российским кинотеатрам продолжается триумфальное шествие "Турецкого гамбита": кассовые сборы от проката уже побили прежний рекорд "Ночного дозора". Выясняя причины ошеломляющего успеха, пресса приходит к грустному выводу...
Российская пресса, впечатленная победным маршем "Турецкого гамбита", пытается выяснить тайну небывалого успеха фильма. Некоторые издания очарованы "роскошно прорисованными" батальными сценами, турецкими пейзажами и музыкой ("Санкт-Петербургские ведомости"), "неназойливыми" ("Псковская губернiя"), но в то же время "мощными и функциональными" спецэффектами ("Тихоокеанская звезда"), наконец, "ароматом опасности и романтической удали" ("Невское время"). Не остались без внимания и великолепные актеры ("Новгородские ведомости"), драки, погони, костюмы и поцелуи ("Ведомости"), тугие узлы интриг ("Московский комсомолец", "Аргументы и факты"). В общем, резюмирует эту часть комментариев "Время новостей", продукт получился "вполне качественный и ладный".
Однако подавляющее большинство российских изданий настроено критически. Раздражает обилие кустарных спецэффектов ("Город N", "Уральский рабочий", "Культура"), возмущает неискренняя, бутафорская игра актеров ("Газета", "Литературная газета", "Новая газета"). Так, по мнению "Тайного советника", этот продукт "так же далек от творчества, как игра в солдатики от русско-турецкой войны". Отдельные претензии высказаны в адрес сюжета ("Вечерний Петербург", "Берег"), но, как следует из публикации "Независимой газеты", здесь и сюжет не спасет: смысл не мелькает даже на заднем плане. С этим тезисом солидарны "Россiя" и "Красная звезда" - издания пишут о многочисленных искажениях исторической действительности и чрезмерно "вольным переводом" реальных событий и духа той эпохи. Резюме многочисленных противников неутешителен - новый российский "шедевр" является обыкновенной халтурой ("Версия в Питере", "Киевские ведомости").
Так почему же фильм бьет рекорды посещаемости? Многие издания приходят к неутешительному выводу о том, что российскому обывателю уже все равно, что потреблять. Но наиболее образно описывает ситуацию "Завтра": "фильм рекламируется, как прокладки "тампакс", "блендамед", пиво "Толстяк", и обыватель, "наглотавшись рекламных шампуней, бежит в кинотеатры и хлебает с экранов эту перламутровую, кипящую пену"...
оригинал лежит тут:
http://www.public.ru/1.asp?id=18015#18015
P.S.: смею заверить, что фраза о "подавляющем большинстве российских изданий" соответствует действительности.