Применение смертной казни в США базируется на уголовном законодательстве штатов. Но за целый ряд преступлений она назначается там в соответствии с федеральными законами. При этом перечень федеральных преступлений, влекущих смертную казнь значительно шире, чем установленный законами штатов. Помимо преступлений, связанных с убийством, смертная казнь на федеральном уровне в США предусматривается и за другие преступления, в частности, за ограбление банка, шпионаж, государственную измену, хищение наркотических средств. Законы штатов по-разному определяют круг преступлений и лиц, наказуемых смертной казнью, ее виды, порядок назначения и исполнения.
Так в некоторых штатах этот вид наказания, хотя и предусмотрен в законе, на практике ни разу не применялся (Канзас, Орегон, Колорадо и др.); в других – смертная казнь хоть и назначается судом, но фактически не исполняется (За 20 лет в Вайоминге, Монтане, Пенсильванни и других штатах казнено по одному человеку); в-третьих, наоборот, она применяется в весьма широком объеме; наконец, в нескольких штатах эта мера наказания вообще отсутствует в арсенале средств борьбы с преступностью (Мэн, Нью-Гемпшир, Сев.Дакота и др.).
В США, как в стране с федеративным устройством установлен необычный порядок помилования. Согласно Конституции президент имеет право отсрочки исполнения приговора, а также помилования лишь за преступления, совершенные против федеральных законов. Помилование осужденных за преступления, совершенные против законов отдельных штатов, входит в компетенцию этих штатов и осуществляется их губернаторами.
Президент принимает решение о помиловании единолично. Он и его советники могут истребовать новые материалы, помимо имеющихся в деле, назначить новую проверку старых материалов.
Приговор к смертной казни может быть смягчен путем замены его любым другим наказанием. Обычно смертная казнь заменяется пожизненным заключением, значительно реже – заключением на срок.
Способ и порядок исполнения смертных приговоров решается законодательством штатов. Наиболее распространена казнь на электрическом стуле; в некоторых штатах применяют газовые камеры; в четырех штатах, а также за воинские преступления по федеральному закону – повешение; в пяти штатах – расстрел; в остальных – смертельные инъекции. В некоторых штатах используется несколько видов смертной казни. Например, в штате Арканзас преступник может быть расстрелян, казнен на электрическом стуле или с помощью смертельной инъекции. В отдельных штатах преступникам предоставляется возможность выбирать форму своей смерти. Так, некий Вестин Додд, приговоренный в штате Вашингтон к высшей мере наказания за убийство крайне мучительным способом трех мальчиков, выбирая между смертельной инъекцией и повешением, остановился на последнем, заявив, что детей он задушил и поэтому хочет расстаться с жизнью таким же способом. По желанию приговоренных к смерти накануне казни им могут быть сделаны инъекции психотропных препаратов. Приговоры, вынесенные гражданским лицам по федеральным законам, исполняются способом, определенном в том штате, где совершается казнь.
После отмены запрета на смертную казнь в 1976 году в стране ежегодно по 1995 год выносилось примерно 260 смертных приговоров. Однако в силу крайне продолжительного периода рассмотрения апелляций сейчас постоянно нарастает «очередь смертников». На рубеже веков она составляла более 3 тысяч человек.
Стоит обратить внимание на территориальные различия при анализе «географии» применения смертной казни и практики исполнения вынесенных приговоров. 85% всех казней приходится на долю южных штатов (Алабама, Луизиана, Техас, Флорида, Джорджиа). Американские социологи сравнивают эту тенденцию с распространенной еще на рабовладельческом юге практикой линчевания, хотя, конечно, причины здесь более глубокие.
Многие американские исследователи отмечают откровенно расистский характер применения наказания в США: негры составляют более половины всех казненных, хотя среди населения страны их доля составляет 12-15%. В южных штатах, как известно, доля негритянского населения выше, чем в других штатах. Около трех лет назад в США было опубликовано исследование с красноречивым названием «Веревка, стул и игла», где обстоятельно анализируются история и тенденции применения смертной казни в Техасе. В нем, в частности, отмечается, что из 99 казненных за изнасилование 88 было неграми; они в 10 раз чаще осуждаются к смертной казни, чем белые, и им в 35 раз чаще, чем белым преступникам, назначается смертная казнь (а не длительное лишение свободы). Исследователи, между прочим, отмечают, что за все годы в Техасе ни один белый не был приговорен к смертной казни за убийство негра. Как видно, расовые и этнические различия – еще одна из особенностей применения смертной казни в США, дополняющая объяснение ее своеобразной «географии».
Исследования американских ученых указывают далее на определенную связь наказания с уровнем материального положения осужденных. Иными словами речь идет об определенной дискриминации более бедных слоев общества. Доход на душу населения – индикатор общих экономических условий. Почему же, спрашивает американский исследователь Джон Лайонс, наши лидеры вместо причин лечат симптомы? И отвечает: потому что расходы на содержание одного осужденного к пожизненному заключению на 2 млн. долларов выше, чем, если его казнить. Многие видные юристы и ученые – противники смертной казни – обвиняют юстицию США в том, что она рассматривает человеческую жизнь в стоимостных категориях.
Отметим в этой связи, что наказание в виде пожизненного заключения широко применяемая в США альтернативна смертной казни. Так или иначе «очередь смертников», как отмечалось, постоянно пополняет число тюремных «долгожителей». Многие из них ожидают исполнения приговора по 10-15 и более лет. Американские юристы, говоря об отношении к смертной казни, чаще всего используют понятие амбивалентности (раздвоение чувств, двойственное отношение). Мы разрываемся, говорят они, между желанием вынести смертный приговор убийцам и нежеланием приводить его в исполнение. Политики обвиняют суды в либерализме и затягивании в принятии решений. Между тем множество приговоров годами не приводятся в исполнение и после отклонения всех апелляций и ходатайств о помиловании. Журналисты и наиболее консервативно настроенные политики не без ехидства замечают, что если исполнение смертных приговоров и далее будет идти такими же темпами, то «очередь смертников» удастся ликвидировать к 2021г., «даже если казни будут проводиться на пасху и в Рождество». И это несмотря на то, что последние годы смертельная машина уголовной юстиции США резкими темпами наращивала обороты. Только на 1997-2000г. приходится почти половина всех казней в стране за последние 24 года, когда Верховный Суд США возобновил применение этой меры наказания.
Необходимо заметить, что США входит в число тех немногих стран, где смертная казнь применяется даже к несовершеннолетним, что противоречит международным пактам о правах человека. Смертная казнь распространена на несовершеннолетних за такие преступления, как убийство, грабежи и изнасилование при отягчающих обстоятельствах.
Отношение к смертной казни в США является, помимо всего прочего, и инструментом политической борьбы, часто используемым в ходе предвыборных кампаний. Его достаточно активно, хотя и по-разному, использовали и Д.Буш, и Билл Клинтон. Правда, администрация последнего предпочла более комплексный подход к наступлению на растущую в стране преступность. В 1994 году был принят новый федеральный закон, значительно ужесточивший меры ответственности и порядок их исполнения. Его цель, в частности, - покончить с широко распространенной в 80-х годах практикой «вращающихся дверей», когда многие рецидивисты необоснованно освобождались из тюрем досрочно. Соответствующие законы приняли и конгрессы ряда штатов. В Калифорнии, например, с тенденцией некоторого сокращения
преступности в самое последнее время связывают принятие так называемого «Закона о трех нарушениях», согласно которому за третье серьезное преступление минимальное наказание – 25 лет тюремного заключения. В Иллинойсе недавно принят новый закон, согласно которому ужесточаются санкции за убийство, а осужденные не подлежат никаким формам досрочного освобождения. Как заметил губернатор штата Джим Эдгар, «стопроцентные приговоры» должны способствовать снижению преступности.