• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Поэтический вернисаж

  • Автор темы Автор темы Ина
  • Дата начала Дата начала
Микеланджело Буонаротти "Пьета"

Ирина Сазонова
Пьета
В соборе, что как мир огромен,
Я отрешусь от суеты
И в боковом приделе скромном
Замру у образа «Пьеты»…
Мадонна в горести – «Пьета» –
То скорбь по участи Христа…
В безмерно горестном наклоне
Над сыном мертвым Дева та,
Чьи гладят теплые ладони
Уже остывшего Христа…
Печаль Мадонны, о, «Пьета»,
Плач о страданиях Христа…
И в мягком золотом свеченье,
Мерцающем вокруг нее,
Так чисто, сдержанно движенье
Руки белеющей ее…
Слеза Марии, о, Пьета,
То крик о гибели Христа…


Шедевром раннего Микеланджело стала "Пьета"( с итальянского Pieta - милосердие) - плач Марии над телом умершего Христа, которая находится в капелле Святого Петра в Риме.

Микеланджело Буонаротти "Пьета"
54.jpg
 
Николай Александрович Ярошенко "Всюду жизнь"

Марк Лисянский
Я люблю картину Ярошенко
"Всюду жизнь". Люблю ее давно.
Посмотрите: вот глядит с простенка
Мальчик сквозь тюремное окно.
Вспомнив на минуту,
Не забудьте,
Как мальчонка, улыбаясь нам,
Смотрит сквозь заржавленные прутья
И бросает крошки голубям.
А вокруг ребенка арестанты
С добрыми морщинками у глаз.
Жизнелюбы, мастера, таланты,
Чьи шедевры не дошли до нас.
Жизнь им застилала ясны очи,
Убивала - не могла убить,
А они ее любили. Очень!
Завещали нам ее любить.
Николай Александрович Ярошенко "Всюду жизнь"
55.jpg

Николай Александрович Ярошенко - художник-передвижник. Родился в Полтаве в семье генерала, окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге, работал на Петербургском патронном заводе, но в 1892 году вышел в отставку, чтобы "свободно заняться живописью".
Художник известен портретами выдающихся представителей русского искусства, литературы и науки: Крамского (один из его учителей), Стрепетовой, Салтыкова-Щедрина, Успенского, Короленко, Менделеева.
Совестью передвижников называли художника его коллеги.
 
Рафаэль "Сикстинская мадонна"

Рафаэль "Сикстинская мадонна" (в теме Рафаэль Санти)
А.Фет
МАДОННА
Я не ропщу на трудный путь земной,
Я буйного не слушаю невежды:
Моим ушам понятен звук иной,
И сердцу голос слышится надежды
С тех пор, как Санцио передо мной
Изобразил склоняющую вежды,
И этот лик, и этот взор святой,
Смиренные и легкие одежды.
И это лоно матери, и в нем
Младенца с ясным, радостным челом,
С улыбкою к Марии наклоненной.
О, как душа стихает вся до дна!
Как много со святого полотна
Ты шлешь, мой бог, с пречистою Мадонной!
 
Рафаэль "Сикстинская мадонна"

Рафаэль "Сикстинская мадонна" (в теме Рафаэль Санти)
Алексей Толстой
МАДОННА РАФАЭЛЯ
Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила,
Любовь небесная затмила
Ее земную красоту.
А он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед — и ясным оком
Голгофу видит пред собой.

P.S. Это стихотворение тоже обращено к Сикстинской мадонне, хотя прямого указания поэта нет. Посвящения Джоконде я тоже встречала, но когда-то давно, тогда я еще не занималась своеобразным собирательством. А сейчас - что-то вспоминаю и нахожу, а что-то просто попадается попутно. Я, вообще-то, собирала стихи о цветах, и их у меня много, но, в основном, это стихи для маленьких детей. Если интересно, могу также предложить "живописно-цветочную коллекцию" для взрослых и для детей.
 
Еще одно тематическое стихотворение Андрея Белянина, которое называется "Натурщица"

*
"Натурщица..." На-ту-р-щи-ца! Взгляните?!
Вся голая, и, нате вам,- стоит!
Позирует! А где же здесь, скажите,
Девичья честь? Элементарный стыд?
У... во коза! С такою-то фигурой...
Художник, видно, парень с головой:
С такой девахой, если шуры-муры,
Я б рисанул... А чо? А я такой!
Недурно, но... Увы, не в колорите...
Неверен цвет, в рисунке есть изъян.
Я рассуждаю, в общем-то, как зритель,
Недурно, но... увы - не Тициан!
Ведь надо же бесстыдства-то набраться?!
И я еще справней ее была,
Но мне б так предложили рисоваться,
Так хоть озолоти - а не пошла!
Натурщица. Ну вот опять... Порода
Таких девиц ясна, как спортлото,
Красиво, нету слов, но для народа...
Для молодежи... Все-таки не то...
*
Узнают или нет? Смешно и страшно.
А вдруг придут знакомые, друзья?
Как я решилась? Это бесшабашно,
Но так красиво... Я или не я?
Конечно я. Осанка, руки, плечи.
Стоят студенты. Слышу их слова:
"Ужели это дочерь человечья,
Поднятая до ранга божества?"
Смеются. Или нет? Глаза серьезны.
Блеснул кавказца радостный оскал,
А если что, оглядываться поздно...
Ведь не поймут, что только рисовал,
Что даже взгляда липкого не бросил?
Что он другой, что не такой, как все?
Его палитры радостная осень
И та струит какой-то теплый свет.
Он так писал безумно, вдохновенно.
Что не сложилось - не его вина.
А я... Что я? Вполне обыкновенно.
Не узнают. Не верят, что земна...
*
Холст дышит сам. Едва сойдя с мольберта,
Тебе уже он не принадлежит:
Любая красота легка и смертна,
И время, как речной песок, бежит.
За годом год. Как пчелы лепят соты.
Пройдет и жизнь. Та девушка умрет.
И хорошо, если твоя работа
Хотя б на день ее переживет.
После ее, после моей ли смерти,
Натурщицу увидев на холсте,
Хоть кто-нибудь, без зла и грязи в сердце,
Пусть удивится этой красоте.
Пусть будет добр, пусть будет чист и ясен,
Пусть этот мир не превратит в мишень,
Почувствует, что человек прекрасен,
И это чувство сохранит в душе.
Ну, хватит, все, спусти на землю сходни,
Наговорил и в шутку, и всерьез.
Ты позвони, и встреть ее сегодня,
И захвати букет огромных роз...

Ина
Если интересно, могу также предложить "живописно-цветочную коллекцию" для взрослых и для детей.
Конечно интересно:)
 
Л.С. Бакст "Натурщица"
58.jpg


P.S. Это дополнение к выше указанным стихам.
 
Кончаловский П.П. "Сирень"

Александр Кушнер
Сирень
Фиолетовой, белой, лиловой,
Ледяной, голубой, бестолковой
Перед взором предстанет сирень.
Летний полдень разбит на осколки,
Острых листьев блестят треуголки,
И, как облако, стелется тень.
Сколько свежести в ветви тяжелой,
Как стараются важные пчелы,
Допотопная блещет краса!
Но вглядись в эти вспышки и блестки:
Здесь уже побывал Кончаловский,
Трогал кисти и щурил глаза.
Тем сильней у забора с канавкой
Восхищение наше, с поправкой
На тяжелый музейный букет,
Нависающий в желтой плетенке
Над столом, и две грозди в сторонке,
И от локтя на скатерти след.
Кончаловский П.П. "Сирень"
59.jpg
 
Клод Моне "Сирень на солнце"

Осип Мандельштам свои впечатления от созерцания именно этой картины запечатлел в стихотворении
Импрессионизм
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.
Он понял масла густоту –
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет, –
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом солнечном развале
Уже хозяйничает шмель.
http://lib.1september.ru/2004/05/20.htm
Клод Моне "Сирень на солнце"
60.jpg
 
Лукас Кранах Старший "Юдифь с головой Олоферна"

Лукас Кранах Старший (1432-1553), немецкий живописец и график эпохи Возрождения

Анна Ахматова

Юдифь
В шатре опустилась полночная мгла,
Светильник задула, лампады зажгла.
Глаза Олоферна огней горячей
Пылают они от Юдифи речей.
- Сегодня, владыка, я буду твоей
Раскинься привольней, вина мне налей.
Ты мой повелитель отныне, а я
Твоя безраздельно, навеки твоя.
От ласк предвкушаемых ты захмелел...
Так что же лицо моё бело как мел?
Иль я не Юдифь, не Израиля дочь?
Умру, но сумею народу помочь.
Заснул Олоферн на кровавых коврах.
Покинь мою душу тревога и страх.
Пускай непосилен для женщины меч,
Поможет мне Бог Олоферну отсечь
Тяжелую голову, что поднимал,
Когда моим сказкам, как мальчик, внимал.
Когда говорил, что меня возлюбил,
Не знал он, что час его смертный пробил.
Рассвета проникла в шатер бирюза.
Молили главы отсеченной глаза:
- Юдифь, руку я ведь направил твою,
Меня ты попрала в неравном бою.
Прощай же, Израиля ратная дочь,
Тебе не забыть Олоферна и ночь.
Лукас Кранах Старший "Юдифь с головой Олоферна"

61.jpg
 
Рудольф Яхнин "Ожидание"

Александр Грин

"Алые паруса"
отрывок

Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. - "Зачем вы приехали? Кого вы ищете?" - спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. - "Здравствуй, Ассоль! - скажет он. - Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, чего только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали". Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.


Рудольф Яхнин "Ожидание"
62.jpg


Рудольф Яхнин (1 9 3 8 - 1 9 9 7)
Творческий почерк Рудольфа Яхнина узнаваем даже при беглом взгляде. В искусстве Петербурга - одном из самых культурных городов мира - он давно стал известным мастером. Графика и живопись художника - гравюры, книжные иллюстрации, пейзажи, портреты, натюрморты, марины, утопии - высоко оценены специалистами и любителями искусства в России, Европе, Америке. Многие работы Рудольфа Яхнина находятся в музейных и частных коллекциях разных стран.
 
Альтман Натан Исаевич "Портрет А. А. Ахматовой" 1914

Для периода написания портрета А. А. Ахматовой (1914) характерно использование приемов кубизма. В целом живописи Н. И. Альтмана присуща графичность манеры, явное преобладание в ней элементов рисунка.
Неудивительно, что портрет не сразу приняли современники, особенно те из них, кому казалось, что альтмановский портрет разрушает их представления о художественном идеале и женском обаянии модели. О. Л. Делла-Вос-Кардовская писала: «Портрет, по-моему, слишком страшный. Ахматова там какая-то зеленая, костлявая, на лице и фоне кубистические плоскости, но за всем этим она похожа, похожа ужасно, как-то мерзко, в каком-то отрицательном смысле...» Сама А. А. Ахматова оставила воспоминания о сеансах у Альтмана в стихотворении из цикла «Эпические мотивы«:

Я подходила к старому мосту.
Там комната, похожая на клетку,
Под самой крышей в грузном, шумном доме,
Где он, как чиж, свистал перед мольбертом,
И жаловался весело, и грустно
О радости небывшей говорил.
Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым.
Теперь не знаю, где художник милый, <...>
Но чувствую, что Музы наши дружны
Беспечной и пленительною дружбой,
Как девушки, не знавшие любви.


Альтман Натан Исаевич "Портрет А. А. Ахматовой" 1914
63.jpg
 
Рафаэль Санти "Преображение"

В 1828 году Пушкин напечатал в «Московском вестнике» стихотворение
«Недоконченная картина».

Чья мысль восторгом угадала,
Постигла тайну красоты?
Чья кисть, о небо, означала
Сии небесные черты?
Ты гений! ...Но любви страданья
Его сразили. Взор немой
Вперил он на свое созданье
И гаснет пламенной душой.


Рафаэль Санти "Преображение"
64.jpg
 
Михаил Врубель "Царевна-лебедь"

В.С. Соловьев
Вся в лазури сегодня явилась
Предо мною царица моя, –
Сердце сладким восторгом
забилось,
И в лучах восходящего дня
Тихим светом душа засветилась.
А вдали догорая дымилось
Злое пламя земного огня.



Михаил Врубель "Царевна-лебедь"

19.jpg
 
Виктор Борисов-Мусатов "Портрет дамы в голубом"

Инокентий Анненский

Минута
Узорные ткани так зыбки,
Горячая пыль так бела, –
Не надо ни слов, ни улыбки:
Останься такой, как была;
Останься неясной, тоскливой,
Осеннего утра бледней
Под этой поникшею ивой,
На сетчатом фоне теней...
Минута – и ветер, метнувшись,
В узорах развеет листы,
Минута – и сердце, проснувшись,
Увидит, что это – не ты...
Побудь же без слов, без улыбки,
Побудь точно призрак, пока
Узорные тени так зыбки
И белая пыль так чутка...

Виктор Борисов-Мусатов "Портрет дамы в голубом"
66.jpg
 
Живопись

С годами живопись становится понятней,
Мы к ней все чаще обращаемся опять.
Московских пригородов солнечные пятна,
Головки грезовской светящаяся прядь,
Вакханки Рубенса, и Тауэр в тумане
Припоминаются все ярче и ясней.
Изображенья, раз увиденные, манят,
Вдруг проступившие из юношеских дней.
С годами живопись становится нужнее, –
Все остальное ускользает и течет.
Стареет сцена и театры вместе с нею,
Кино и музыка иные, что ни год.
Одна лишь живопись внушает нам надежду,
Что неизменными останутся всегда
И эти складки у пророка на одежде,
И эта серая в промоинах вода.
И мироздания распавшиеся звенья
Соединяются в музейной тишине,
Где продлеваются летящие мгновенья,
Запечатленные на сером полотне.

Александр Городницкий
 
Иван Крамской "Неизвестная"

И.Крамской - Незнакомка
Каракашан
stihi.ru/poems/2002/09/25-635.html


Воскресный томился город, -
Москва, позапрошлый век.
Мело по-февральски скоро
по улочкам жесткий снег.
С одной из центральных улиц,
в один из морозных дней,
в который сам бог отвернулся
туда, где поди веселей;
из города вон повозка
везла незнакомку "эН".
Хотя.. Этот строгий образ..
Нет-нет - незнакома совсем.

Расправлены крылья-плечи,
лениво повернут взгляд,
не слышно вербальной речи –
зеваки застыли в ряд,
но только не к их объектам
прикован ее зрачок –
то ветер, проказник редкий,
в румяный кольнул бочок.
А я-то смекнул украдкой:
«читает мое лицо».
Дурак! У нее в перчатке,
уверен, его кольцо.

Однако, она бездетна, -
вот так вот не смотрит мать,
но свято в сердечке где-то
мечтала, и будет мечтать,
упрятав ручонки в муфту,
закутав по глазки в шарф,
отправить гулять вдоль бухты
смотреть ледяной ландшафт
своих домочадцев пару.
Самой наблюдать в окно,
как дети резвятся в парке
и нянечки заодно.

Но это мечты, не боле.
Пока что все карты врут
Везет фаэтон невольно,
И ей незнаком маршрут.
А мне незнакома леди,
Которой под 30 лет.
Остался лишь только этот
Впечатанный в мозг портрет.

КРАМСКОЙ И.Н. "Неизвестная", 1883 г. - теперь известна - она курянка!
История любви с печальным концом

Иван Крамской "Неизвестная"
68.jpg
 
Павел Федотов "Разборчивая невеста"

Иван Крылов

РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА
(перевод басни Лафонтена)

Невеста-девушка смышляла жениха;
Тут нет еще греха,
Да вот что грех: она была спесива.
Сыщи ей жениха, чтоб был хорош, умен,
И в лентах, и в чести, и молод был бы он
(Красавица была немножко прихотлива):
Ну, чтобы все имел - кто ж может все иметь?
Еще и то заметь,
Чтобы любить ее, а ревновать не сметь.
Хоть чудно, только так была она счастлива,
Что женихи, как на отбор,
Презнатые катили к ней на двор.
Но в выборе ее и вкус и мысли тонки:
Такие женихи другим невестам клад,
А ей они на взгляд
Не женихи, а женишонки!

прочитать всю басню

Павел Федотов "Разборчивая невеста"
69.jpg
 
Иван Айвазовский "Вид Петербурга"

Михаил Лермонтов "СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ"
отрывок
Кидала ночь свой странный полусвет,
Румяный запад с новою денницей
На севере сливались, как привет
Свидания с молением разлуки;
Над городом таинственные звуки,
Как грешных снов нескромные слова,
Неясно раздавались — и Нева,
Меж кораблей сверкая на просторе,
Журча, с волной их уносила в море.
Задумчиво столбы дворцов немых
По берегам теснилися, как тени,
И в пене вод гранитных крылец их
Купалися широкие ступени;
Минувших лет событий роковых
Волна следы смывала роковые,
И улыбались звезды голубые,
Глядя с высот на гордый прах земли,
Как будто мир достоин их любви,
Как будто им земля небес дороже.
Живопись Лермонтова
О Лермонтове
Иван Айвазовский "Вид Петербурга"
70.jpg
 
Рафаэль "Сикстинская мадонна"

Рафаэль "Сикстинская мадонна" (в теме Рафаэль Санти)
Василий Семенович Гроссман. Сикстинская мадонна
При первом взгляде на картину сразу, и прежде всего, становится очевидно - она бессмертна. Я понял, что до того, как увидел Сикстинскую Мадонну, легкомысленно пользовался ужасным по мощи словом - бессмертие - смешивал могучую жизнь некоторых особо великих произведений человека с бессмертием. И полный преклонения перед Рембрандтом, Бетховеном, Толстым, я понял, что из всего созданного кистью, резцом, пером и поразившего мое сердце и ум - одна лишь эта картина Рафаэля не умрет до тех пор, пока живы люди. Но может быть, если умрут люди, иные существа, которые останутся вместо них на земле - волки, крысы и медведи, ласточки - будут приходить и прилетать и смотреть на Мадонну...
 
Осип Мандельштам. "Тайная вечеря"

Тайная вечеря


Небо вечери в стену влюбилось,-
Все изрублено светом рубцов -
Провалилось в нее, осветилось,
Превратилось в тринадцать голов.


Вот оно - мое небо ночное,
Пред которым как мальчик стою:
Холодеет спина, очи ноют.
Стенобитную твердь я ловлю –


И под каждым ударом тарана
Осыпаются звезды без глав:
Той же росписи новые раны -
Неоконченной вечности мгла...


9 марта 1937





1.jpg


"Тайная вечеря". Леонардо да Винчи

Николай Гумилев. "Портрет мужчины"


("Картина в Лувре работы неизвестного" - это написано в примечаниях к стихотворению. Вот интересно, как эта картина выглядит. )


Его глаза — подземные озера,
Покинутые царские чертоги.
Отмечен знаком высшего позора,
Он никогда не говорит о Боге.


Его уста — пурпуровая рана
От лезвия, пропитанного ядом.
Печальные, сомкнувшиеся рано,
Они зовут к непознанным усладам.


И руки — бледный мрамор полнолуний,
В них ужасы неснятого проклятья,
Они ласкали девушек-колдуний
И ведали кровавые распятья.


Ему в веках достался странный жребий —
Служить мечтой убийцы и поэта,
Быть может, как родился он — на небе
Кровавая растаяла комета.


В его душе столетние обиды,
В его душе печали без названья.
На все сады Мадонны и Киприды
Не променяет он воспоминанья.


Он злобен, но не злобой святотатца,
И нежен цвет его атласной кожи.
Он может улыбаться и смеяться,
Но плакать… плакать больше он не может.

Николай Гумилев. "Андрей Рублев"




Я твердо, я так сладко знаю,
С искусством иноков знаком,
Что лик жены подобен раю,
Обетованному Творцом.


Нос — это древа ствол высокий;
Две тонкие дуги бровей
Над ним раскинулись, широки,
Изгибом пальмовых ветвей.


Два вещих сирина, два глаза,
Под ними сладостно поют,
Велеречивостью рассказа
Все тайны духа выдают.


Открытый лоб — как свод небесный,
И кудри — облака над ним;
Их, верно, с робостью прелестной
Касался нежный серафим.


И тут же, у подножья древа,
Уста — как некий райский цвет,
Из-за какого матерь Ева
Благой нарушила завет.


Все это кистью достохвальной
Андрей Рублев мне начертал,
И этой жизни труд печальный
Благословеньем Божьим стал.

Иконопись
 
Назад
Сверху