• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Поэтический вернисаж

  • Автор темы Автор темы Ина
  • Дата начала Дата начала
В.Васнецов "Аленушка"

Всеволод Рождественский
РУССКАЯ СКАЗКА
От дремучих лесов, молчаливых озер
И речушек, где дремлют кувшинки да ряска,
От березок, взбегающих на косогор,
От лугов, где пылает рыбачий костер,
Ты пришла ко мне, Русская сказка!

Помню дымной избушки тревожные сны.
Вздох коровы в хлеву и солому навеса,
В мутноватом окошке осколок луны
И под пологом хвойной густой тишины
Сонный шорох могучего леса.

Там без тропок привыкли бродить чудеса,
И вразлет рукава поразвесила елка,
Там крадется по зарослям темным лиса,
И летит сквозь чащобу девица-краса
На спине густошерстого волка.

А у мшистого камня, где стынет струя,
Мне Аленушки видятся грустные косы...
Это русская сказка, сестрица моя,
Загляделась в безмолвные воды ручья,
Слезы в омут роняя, как росы.

Сколько девичьих в воду упало колец,
Сколько бед натерпелось от Лиха-злодея!
Но вступился за правду удал-молодец.
И срубил в душном логове меч-кладенец
Семь голов у проклятого Змея.

Что веков протекло — от ворот поворот!
Все сбылось, что порою тревожит и снится:
Над лесами рокочет ковер-самолет,
Соловей-чудодей по избушкам поет,
И перо зажигает Жар-Птица.

И к алмазным пещерам приводят следы,
И встают терема из лесного тумана,
Конь железный рыхлит чернозем борозды,
В краткий срок от живой и от мертвой воды
Давних бед заживляются раны.

Сколько в сказках есть слов — златоперых лещей,
Век бы пил я и пил из родного колодца!
Правят крылья мечты миром лучших вещей,
И уж солнца в мешок не упрячет Кащей,
Сказка, русская сказка живой остается!

В.Васнецов "Аленушка"
23.jpg
 
Виктор Иванов "Дед Мазай"

Вашему вниманию представляет свои творческие работы на бересте поэт-бард Виктор Иванов (Союз писателей России).

Н.А. Некрасов
"Дедушка Мазай и зайцы"
отрывок
... Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, — ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой:
„То-то! — сказал я, — не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!“

прочитать всю поэму


Виктор Иванов "Дед Мазай"
24.jpg
 
В.Л. Боровиковский "Екатерина II на прогулке в царскосельском парке"

А.Пушкин
"Капитанская дочка"- глава 14 "Суд"
отрывок

"На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую..."

P.S. Маша рассказала свою историю этой женщине, которая, как оказалось впоследствии, была императрицей Екатериной II.

В.Л. Боровиковский "Екатерина II на прогулке в царскосельском парке"
25.jpg
 
Куинджи А.И. "Лунная ночь на Днепре" и "Украинская ночь"

Н. В. Гоголь
"Вечера на хуторе близ Диканьки"
Часть первая "Майская ночь, или утопленница"

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник — ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба... Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Все тихо. Благочестивые люди уже спят. Где-где только светятся узенькие окна. Перед порогами иных только хат запоздалая семья совершает свой поздний ужин.

"ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ" в теме "Архип Иванович Куинджи"

Куинджи А.И. "Украинская ночь"
26-2.jpg
 
И.Левитан "Летний вечер. Околица"

"В живописи неизмеримо повышается роль пейзажа в его лирическом звучании. Особенно - у Исаака Левитана. Каждая его картина - лирическое стихотворение, исповедь души художника, вылившаяся не в словах, но в зримом образе. В эскизе "Летний вечер. Околица" (1899, ГТГ, Москва) звучит тема пустой дороги, одиночества, ухода, прощания.

В деревне той стоит последний дом,
как будто впереди - конец всему...
Деревня - только робкий переход
между двух далей - все чего-то ждет, -
дорогой этой так легко уйти...
А кто ушел, тот все еще бредет
или давно уже погиб в пути.

Это стихотворение написал Рильке в 1901 году, после посещения России, которую поэт считал своей духовной родиной. Оно, несомненно, навеяно впечатлениями от пейзажей Левитана, искусством которого Рильке был страстно увлечен".
(Данилова И.Е. "Судьба картины в европейской живописи")

И.Левитан "Летний вечер. Околица"
27.jpg
 
Крамской И.Н. "Некрасов в период "Последних песен"

Всеволод Рождественский
НЕКРАСОВ

Зеленая лампа чадит до рассвета,
Шуршит корректура, а дым от сигар
Над редкой бородкой, над плешью поэта
Струит сладковатый неспешный угар.

Что жизнь — не глоток ли остывшего чая,
Простуженный день петербургской весны,
Сигары, и карты, и ласка простая
Над той же страницей склоненной жены?

Без сна и без отдыха, сумрачный пленник
Цензуры, редакций, медвежьих охот,
Он видит сейчас, разогнув «Современник»,
Что двинулся где-то в полях ледоход.

Перо задержалось на рифме к «свободе»,
И слышит он, руки на стол уронив,
Что вот оно, близко, растет половодье
На вольном просторе разбуженных нив...

Иссохшим в подушках под бременем муки
Ты, муза, России его передашь.
Крамской нарисует прозрачные руки
И плотно прижатый к губам карандаш.

А слава пошлет похоронные ленты,
Венки катафалка, нежданный покой
Да песню, которую хором студенты
Подхватят над Волгой в глуши костромской.

И с этою песней пойдут поколенья
По мерзлым этапам, под звон кандалов
В якутскую вьюгу, в снега поселений,
В остроги российских глухих городов.

И вырастет гневная песня в проклятье
Надменному трону, родной нищете,
И песню услышат далекие братья
В великой и страстной ее простоте.

Крамской И.Н. "Некрасов в период -Последних песен"
38.jpg
 
Питер Брейгель Старший "Поклонение волхвов"

Давид Самойлов
БРЕЙГЕЛЬ
(Картина)

Мария была курчава.
Толстые губы припухли.
Она дитя качала,
Помешивая угли.

Потрескавшейся, смуглой
Рукой в ночное время
Помешивала угли.
Так было в Вифлееме.

Шли пастухи от стада,
Между собой говорили:
— Зайти, узнать бы надо,
Что там в доме Марии?

Вошли. В дыре для дыма
Одна звезда горела.
Мария была нелюдима.
Сидела, ребенка грела.

И старший воскликнул: — Мальчик!
И благословил ее сына.
И, помолившись, младший
Дал ей хлеба и сыра.

И поднял третий старец
Родившееся чадо.
И пел, что новый агнец
Явился среди стада.

Да минет его голод,
Не минет его достаток.
Пусть век его будет долог,
А час скончания краток.

И желтыми угольками
Глядели на них бараны,
Как двигали кадыками
И бороды задирали.

И, сотворив заклинанье,
Сказали: — Откроем вены
Баранам, свершим закланье,
Да будут благословенны!

Сказала хрипло: — Баранов
Зовут Шошуа и Мадох.
И богу я не отдам их,
А также ягнят и маток.

— Как знаешь,— они отвечали,
Гляди, не накликай печали!..—
Шли, головами качали
И пожимали плечами.

Питер Брейгель Старший "Поклонение волхвов"
39.jpg


P.S. Этой картиной Питер Брейгель признался в любви своей будущей жене.
 
И.Шишкин "Среди долины ровныя..."

Песня на стихи А.Мерзлякова

Среди долины ровныя на гладкой высоте
Цветет растет высокий дуб в могучей красоте.
Цветет растет высокий дуб в могучей красоте.

Высокий дуб развесистый один у всех в глазах,
Один, один, бедняжечка, как рекрут на часах.
Один, один, бедняжечка, как рекрут на часах.

Взойдет ли красно солнышко, кого под тень принять,
Ударит ли погодушка, кто будет защищать.
Ударит ли погодушка, кто будет защищать.

Ни сосенки кудрявые, ни ивы близ него,
Ни кустики зеленые не вьются вкруг него.
Ни кустики зеленые не вьются вкруг него.

Ах, скучно одинокому и дереву расти,
Ах, горько, горько молодцу без милой жизнь вести,
Ах, горько, горько молодцу без милой жизнь вести.

И.Шишкин "Среди долины ровныя..."
40.jpg
 
Джордж Доу "Портрет Александра Алексеевича Тучкова"

Портрет Александра Алексеевича Тучкова находится в Военной галерее Зимнего Дворца среди портретов других героев Отечественной войны 1812 года.

Марина Цветаева

ГЕНЕРАЛАМ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА

Сергею

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след -
Очаровательные франты
Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу,-
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера -
Малютки-мальчики, сегодня -
Офицера.

Вам все вершины были малы
И мягок - самый черствый хлеб,
О молодые генералы
Своих судеб!

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена...
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.

О, как - мне кажется - могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать - и гривы
Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век...
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало - трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать? ..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие -
И весело переходили
В небытие.

Джордж Доу "Портрет Александра Алексеевича Тучкова"
41.jpg
 
Совершенно случайно нашла вот этот сонет, принадлежащий перу Бенвенуто Челлини и обращенный к Микеланджело Буонарроти.

Cонет XVII

Во хвалу Микеланджело Буонарроти
Из твоего венца листочек сей,
Архангел мой, один листок нетленный
Дороже мне сокровищ всей вселенной,
В нем красота и благо жизни всей.

Твоя труба рождает звук в моей
Во мраморе и бронзе: дар бесценный
Того, Кто зло и благо твари бренной
Шлет, в разной мере одарив людей.

Сколь много создал ты искусной дланью!
Всю жизнь над украшеньями и златом
Корпел я. Кто же большего достиг?

Ни ты, ни я: от неба все даянья,
Куда до них наградам пребогатым!
Блажен, кто этой милостью велик.
 
Рембрандт Харменс ван Рейн "Возвращение Блудного Сына"

Рембрандт
Александр Городницкий

В доме холодно, пусто и сыро.
Дождь и ветер стучат о порог.
Возвращение Блудного Сына
Пишет Рембрандт. Кончается срок.

Сын стоит на коленях, калека,
Изможденных не чувствуя ног,
Голова - как у бритого зека, -
Ты откуда вернулся, сынок?

Затерялись дороги во мраке.
За спиною не видно ни зги.
Что оставил ты сзади - бараки?
Непролазные дебри тайги?

Кто глаза твои сделал пустыми, -
Развратители или война?
Или зной Галилейской пустыни
Все лицо твое сжег дочерна?

Не слышны приглушенные звуки.
На холсте и в округе темно, -
Лишь отца освещенные руки
Да лица световое пятно.

Не вернуться. Живем по-другому.
Не округла, как прежде, Земля.
Разрушение отчего дома -
Как сожжение корабля.

Запустение, тьма, паутина,
Шорох капель и чаячий крик,
И предсмертную пишет картину
Одинокий и скорбный старик.


Рембрандт Харменс ван Рейн "Возвращение Блудного Сына"
43.jpg
 
М. Врубель "Пан"

Апполон Майков
СВИРЕЛЬ
Вот тростник сухой и звонкой..
Добрый Пан! перевяжи
Осторожно нитью тонкой
И в свирель его сложи!
Поделись со мной искусством
Трели в ней перебирать,
Оживлять их мыслью, чувством,
Понижать и повышать,
Чтоб мне в зной полдня златого
Рощи, горы усыпить
И из волн ручья лесного
В грот наяду приманить.

М. Врубель "Пан"
44.jpg
 
К.Петров-Водкин "Мать"

Г.Галина
МАТЬ

С какою нежностью покоит на руках
Она свое дитя в задумчивом молчаньи!..
На сомкнутых губах лежит печать страданья,
И ласка тихая в опущенных глазах...
С тревогою прижав дитя к груди своей,
В его грядущее она глядит с тоскою,
И хочет мать закрыть беспомощной рукою
Свое дитя от слез, печали и скорбей...
И в сердце у нее неясная боязнь
Лишиться дорогой, единственной святыни...
Ведь без него весь мир останется пустыней,
А за него она пойдет на казнь...

К.Петров-Водкин "Мать"
46.jpg
 
Пикассо "Дон Кихот"

Самуил Маршак

ДОН-КИХОТ
Пора в постель, но спать нам неохота.
Как хорошо читать по вечерам!
Мы в первый раз открыли Дон-Кихота,
Блуждаем по долинам и горам.

Нас ветер обдает испанской пылью,
Мы слышим, как со скрипом в вышине
Ворочаются мельничные крылья
Над рыцарем, сидящим на коне.

Что будет дальше, знаем по картинке:
Крылом дырявым мельница махнет,
И будет сбит в неравном поединке
В нее копье вонзивший Дон-Кихот.

Но вот опять он скачет по дороге...
Кого он встретит? С кем затеет бой?
Последний рыцарь, тощий, длинноногий,
В наш первый путь ведет нас за собой.

И с этого торжественного мига
Навек мы покидаем отчий дом.
Ведут беседу двое: я и книга.
И целый мир неведомый кругом.

Пикассо "Дон Кихот"
47.jpg
 
И.Айвазовский "Девятый вал"

В то время, когда была написана эта картина, образ бушующей морской стихии волновал воображение многих русских поэтов. Ярко отражено это в стихах Евгения Баратынского. Готовность к борьбе и вера в конечную победу звучат в его стихах:


Завыла буря; хлябь морская
Клокочет и ревет, и черные валы
Идут, до неба восставая,
Бьют, гневно пеняся, в прибрежные скалы.

Чья неприязненная сила,
Чья своевольная рука
Сгустила в тучи облака
И на краю небес ненастье зародила?
Кто, возмутив природы чин,
Горами влажными на землю гонит море?
Не тот ли злобный дух, геенны властелин,
Что по вселенной розлил горе,
Что человека подчинил
Желаньям, немощи, страстям и разрушенью
И на творенье ополчил
Все силы, данные творенью?
Земля трепещет перед ним:
Он небо заслонил огромными крылами
И двигает ревущими водами,
Бунтующим могуществом своим.
Когда придет желанное мгновенье?
Когда волнам твоим я вверюсь, океан?
Но знай: красой далеких стран
Не очаровано мое воображенье.
Под небом лучшим обрести
Я лучшей доли не сумею;
Вновь не смогу душой моею
В краю цветущем расцвести.
Меж тем от прихоти судьбины,
Меж тем от медленной отравы бытия,
В покое раболепном я
Ждать не хочу своей кончины;
На яростных волнах, в борьбе со гневом их
Она отраднее гордыне человека!
Как жаждал радостей младых
Я на заре младого века,
Так ныне, океан, я жажду бурь твоих!

Волнуйся, восставай на каменные грани;
Он веселит меня, твой грозный, дикий рев,
Как зов к давно желанной брани,
Как мощного врага мне чем-то лестный гнев.


И.Айвазовский "Девятый вал"
48.jpg
 
Рембрандт Харменс ван Рейн "Автопортрет с Саскией"

Автопортрет с женою на коленях

Ирина Сазонова

Автопортрет с женою на коленях:
Счастливейший момент запечатлен!
И гений не увяз в своих сомненьях-
А должен быть толпе угоден он?
Здесь Рембрандт в славе, он любим, женат,
Еще довольно молод и богат,
Не написал еще "Ночной дозор"-
И свой восторг и тяжкий свой позор...
Не потерял он Саскии своей,
Богатства, славы, сына и друзей.
Все впереди -- но он того не знает.
Художник долго счастлив не бывает!


Рембрандт Харменс ван Рейн "Автопортрет с Саскией"
49.jpg
 
Франсиско Сурбаран "Отрочество Мадонны"

Отрочество Мадонны
Ирина Сазонова

Воздеты к небесам глаза,
На миг оставлена работа–
Ей нужно богу рассказать
О своей юной жизни что-то…
О, как кристальна чистота
Ее – почти еще ребенка,
Пленяет в ней не красота,
А жизнь души – ранимой, тонкой…
Прост рук в молитве сжатых склад,
Робка молитвенная поза,
И искренний, наивный взгляд
Так выразительно серьезен…
И в устремленности к Нему
Надежда и любовь такие,
Что понимаешь, почему
Он выбрал именно Марию…


Франсиско Сурбаран "Отрочество Мадонны"
50.jpg
 
М.Врубель "ДЕВОЧКА НА ФОНЕ ПЕРСИДСКОГО КОВРА"

М.Врубель "ДЕВОЧКА НА ФОНЕ ПЕРСИДСКОГО КОВРА"
Ирина Сазонова

Девочка в завесе пестрого шатра,
Ты и беззащитна и уже мудра…
Из восточной сказки ты сюда пришла,
Тихо опустилась на узор ковра…

Сказочник принцессу призрачных миров
Роскошью окутал пурпурных ковров,
Обвил ожерельем и в шелка одел –
Но зажечь весельем так и не сумел!

Руки слишком тонки – роз не удержать,
Робкому ребенку мира не понять!
Красота пугает – с нею сложно жить!
Правду постигая – как же не грустить!

Всё в тебе наметив, но недосказав,
Главное он встретил, твой творец –
глаза! Демон ли парящий, Лебедь, Волхова –
Из очей глядящей в жизнь из волшебства…


М.Врубель "ДЕВОЧКА НА ФОНЕ ПЕРСИДСКОГО КОВРА"
51.jpg
 
Натюрморты

Натюрморты
Александр Городницкий

А я не люблю натюрморты -
Хрустальных бокалов игру,
Порядок, недвижный и мертвый,
Черемухи, яблок и груш.

Смотрю, как в окошко за ставней,
В картинку за синим стеклом.
Весь стол до отказа заставлен,
Но нет никого за столом.

Как будто нас в летнюю пору
Позвал отдохнуть от трудов
Питух, весельчак и обжора,
Хозяин цветов и плодов.

Воспримем же это за шутку:
Ведь был он умен и красив,
Он просто ушел на минутку,
На пиршество нас пригласив.

На фрукты, кувшины и вазы,
Музейное солнце, свети.
Предметы, не видные глазу,
Я с грустью пытаюсь найти.

Концы и начала историй,
Что бережно прячут года,
О том человеке, который
Уже не придет никогда.

Ф. ван Шуттен "Натюрморт с фруктами, хлебом и бокалом вина"
52-1.jpg



Давид де Хим I "Натюрморт с фруктами"
52.jpg
 
И.Айвазовский "Неаполитанский залив в лунную ночь" 1842

Старика Тёрнера покорил молодой Айвазовский. Потом Айвазовский навестил своего знаменитого друга в Лондоне. Дом Тёрнера был заполнен картинами. Он ничего не продавал из написанного, а только собирал на аукционах собственные полотна. Затем завещал все свои работы англичанам. Айвазовский не раз выставлял свои картины в Лондоне, англичане высоко ценили их. 1881 году английский журнал «Карта и компас в море « так писал о произведениях Айвазовского: «Картины моря всегда приветствуются англичанами. Поэтому приятно созерцание морских полотен Айвазовского, выставленных в галерее Пел Мелл. Два из них колоссальны по размерам, величавы по замыслу и совершенны по исполнению.… Каждая картина – целый том, и о ней нельзя говорить в маленькой заметке… Мы спрашиваем лишь, мог ли хоть один гений до сих пор так полно бросить шторм на полотно?

Свое изумление искусством Айвазовского выразил известный английский художник-маринист
Уильям Тёрнер, живший в 1842 году в Риме. Шестидесятилетний мастер сочинил восхищенные
стихи по поводу картины "Неаполитанский залив лунной ночью":
«На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром,
стоящую над морем, в нем отражающуюся. Поверхность моря,
на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок…
Прости мне, великий художник, если я ошибся,
приняв картину за действительность,
но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною.
Искусство твое вечно и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений».

И.Айвазовский "Неаполитанский залив в лунную ночь" 1842
53.jpg
 
Назад
Сверху