• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Иероним Босх (ок. 1460 -1516)

  • Автор темы Автор темы NADYN
  • Дата начала Дата начала

NADYN

Модератор
Босха называли художником-загадкой. Он пользовался успехом при жизни, но после его работы были почти забыты, и серьезное изучение его творчества началось на рубеже XIX и ХХ веков.
Можно ли говорить о том, что Босх был художником, опередившим свое время? Можно ли его оценивать как предшественника сюрриализма?

2.jpg


"Христос, несущий крест"

1.jpg


"Корабль дураков"
 
Есть интересная вещь о Босхе. Мне нравится, хотя и неоднозначно.

Павел Антокольский

ИЕРОНИМ БОСХ
Я завещаю правнукам записки,
Где высказана будет без опаски
Вся правда об Иерониме Босхе.
Художник этот в давние года
Не бедствовал, был весел, благодушен,
Хотя и знал, что может быть повешен
На площади, перед любой из башен,
В знак приближенья Страшного суда.

Однажды Босх привел меня в харчевню.
Едва мерцала толстая свеча в ней.
Горластые гуляли палачи в ней,
Бесстыжим похваляясь ремеслом.
Босх подмигнул мне: "Мы явились, дескать,
Не чаркой стукнуть, не служанку тискать,
А на доске грунтованной на плоскость
Всех расселить в засол или на слом".

Он сел в углу, прищурился и начал:
Носы приплюснул, уши увеличил,
Перекалечил каждого и скрючил,
Их низость обозначил навсегда.
А пир в харчевне был меж тем в разгаре.
Мерзавцы, хохоча и балагуря,
Не знали, что сулит им срам и горе
Сей живописи Страшного суда.

Не догадалась дьяволова паства,
Что честное, веселое искусство
Карает воровство, казнит убийство.
Так это дело было начато.
Мы вышли из харчевни рано утром.
Над городом, озлобленным и хитрым,
Шли только тучи, согнанные ветром,
И загибались медленно в ничто.

Проснулись торгаши, монахи, судьи.
На улице калякали соседи.
А чертенята спереди и сзади
Вели себя меж них как Господа.
Так, нагло раскорячась и не прячась,
На смену людям вылезала нечисть
И возвещала горькую им участь,
Сулила близость Страшного суда.

Художник знал, что Страшный суд напишет,
Пред общим разрушеньем не опешит,
Он чувствовал, что время перепашет
Все кладбища и пепелища все.
Он вглядывался в шабаш беспримерный
На черных рынках пошлости всемирной.
Над Рейном, и над Темзой, и над Марной
Он видел смерть во всей ее красе.

Я замечал в сочельник и на пасху,
Как у картин Иеронима Босха
Толпились люди, подходили близко
И в страхе разбегались кто куда,
Сбегались вновь, искали с ближним сходство,
Кричали: "Прочь! Бесстыдство! Святотатство!"
Во избежанье Страшного суда.
4 января 1957
 
Рика Олив, спасибо:) Я этого стихотворения не знала.
Оно связано с полиптихом Босха, изображающим видения потустороннего мира? Или с чем-то еще?
 
Многие обвиняли Босха в сумасшествии, однако, на мой взгляд, он обладал не параноидальным мышлением, а, скорей, богатейшим воображением, могущим создать совершенно необычайные по сути своей вещи. Один из его излюбленных сюжетов — «Искушение святого Антония», где отшельника осаждают дьяволы. Можно ли говорить о мятущейся душе самого Босха, осаждаемой такими вот тварями? Не знаю. В понятии сюрреализма, к которому нередко относят Босха, как отца-основателя, есть такая суть всего изображаемого художником: "Что есть сюрреализм в основе своей? - Есть маленький, мятущийся человек в непознанном и НЕПОЗНАВАЕМОМ (!) мире". Вот она философская суть сюрреализма, как течения.
Босх населял свои картины легионами маленьких ползающих, страховидных тварей, у которых самым невероятным образом сращены части пресмыкающихся, ракообразных, чешуйчатых, панцирных, жаберных и невесть каких существ с добавлением еще растительных и неорганических элементов: обломки кувшинов, щиты, шлемы, иглы. Совсем жутко становится, когда у этих монстров замечаешь и человеческие части тела. Вся эта кунсткамера бесов, диковинных «пузырей земли» значительно отличается от средневековых химер: те были величавее и далеко не так зловещи. Апофеоз босховской демонологии — его «Музыкальный ад», похожий на сад пыток: обнаженные люди, перемешавшись с лезущими на них со всех сторон чудовищами, корчатся в мучительной похоти, их распинают на струнах каких-то гигантских музыкальных инструментов, стискивают и перепиливают в загадочных приборах, суют в ямы, глотают.

Страшный, непознанный и непознаваемый, главным образом, мир, в котором маленький человек обуреваем глупостью, страстями и пороком. С этой точки зрения о Босхе вполне можно говорить, как о предшественнике сюрреализма.
 
Ох, как же я намудрила с "Видениями потустороннего мира", ведь у Босха есть триптих "Страшный суд".
Сумасшествия в его картинах я тоже не вижу, потому что, наверное, знаю работы сюррелистов. Но вот какие ощущения должны были вызывать его творения у современников, обладающих совершенно иным мировоззрением.
 
Вот нашла очень интересную статью. Цитирую часть ее для понимания и расшифровки некоторых изображений Босха. Речь идет о триптихе "Воз сена", аналогичном триптиху "Страшный суд". Очень интересно!

"Воз Сена". Следуя, возможно, фламандской пословице: "Мир - это стог сена, и каждый выдергивает из него, сколько сможет", в центральной части триптиха Босх создает некую универсальную картину мира: впавшее в безумие человечество - монахи и бюргеры, крестьяне и сильные мира сего, больные и здоровые окружают воз, набрасываются на него в надежде урвать для себя хоть какую-то часть земного блага и достатка. "По своей структуре триптих соответствует иконографическому типу "Страшного Суда". Как контраст между левой створкой, на которой изображено грехопадение Адама и Евы в Раю, и Адом правой створки, так и симметричная композиция центральной части с бурлящей толпой маленьких фигурок, над которой Господь занимает свое обычное место, вполне очевидно свидетельствует о намерении Босха заместить идею трансцендентного божественного суда популярным в период Позднего Средневековья понятием имманентного суда как следствия человеческой греховности и глупости". Верность иконографической традиции сохраняется у Босха и в изображении таких дьявольских символов как собака, лягушка и змея.

Воз сена - символ тщеты земного существования, на его верхушке - молодые любовники - обольстительный символ земных радостей. Существа, которые тащат воз, - люди, по мере приближения к Аду превращающиеся в звероподобных демонов. Здесь Босх открыто критикует развращенное духовенство, Шарль де Тольнай пишет о нем: " Босх был слишком верующим, чтобы впасть в ересь, но и обладал слишком ясным зрением, чтобы не увидеть недостатков духовенства" (94-95).

На левой створке триптиха - зарождение грехопадения человечества, падшие ангелы спускаются с неба кружащимся роем насекомых. Думаю, этот символический образ связан с тем, что насекомые - существа, обитающие повсеместно, проникающие в дома, человеческие жилища, подобны демонам, закрадывающимся в самые тайные уголки человеческой души, поселяющие там порок и неверие.

Правая створка - Ад, последний, завершающий этап людского грехопадения. Охваченный огнем пейзаж - адское пламя, символизирующее наказание и возмездие за грехи. Мост, по которому должны пройти грешники, и человек верхом на теленке с золотой чашей в руках (воплощение тягчайшего из грехов - кражи священной утвари) позаимствованы из "Книги Видений" Тондалуса. На строящейся башне Тщеславия сидит его символ зимородок."Сады Земных Наслаждений". Символическая природа искусства Босха достигает своего апогея в этом творении, в этой работе отражена вся сила воображения и фантазии художника. Не ограничивая себя ни литературной, ни живописной традициями, ни также замкнутостью своего собственного сознания, субъективного мировоззрения, Босх создает картину мира как символического отражения реальной жизни. При этом символы, им используемые имеют под собой как историческую основу - художественные традиции мифологии (язычество) и средневековья (готика), так и ассоциативную, психоаналитическую.

Идиллические группы мужчин и женщин, изображенные на переднем плане, мешаются в толпе с животными. Звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты, сливаясь в общем потоке с бездумным человеческим миром, неразрывно связывая его с миром природы, имеют символическое значение - открывают греховную, животную сущность человека. Вишни, земляника, клубника и виноград, с радостью поедаемые людьми, символизируют (согласно сонникам того времени) греховную сексуальность, лишенную света божественной любви. Лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь, птицы - символы похоти и разврата, рыба олицетворяет беспокойное вожделение, раковина - женское начало. По словам Шарля де Тольная, "Босх создал поражающий воображение мир подавленных желаний".

Главной целью художника можно считать необходимость показать "тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер": алоэ, горькость которого считается символом наказания и страданий, впитывается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. Башня Прелюбодеяния с оранжево-желтыми стенами - место, где обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, - иллюстрация голландской пословицы: "Счастье и стекло - как они недолговечны". Символы чувственных наслаждений и тщеславия - лебеди, вороны и павлины - сидят на головах купающихся в источнике Молодости.

В верхней части картины - фонтан Прелюбодеяния, вокруг - озеро Похоти. "Сфера стального цвета с потрескавшимися стенками, увенчанная короной из полумесяца и розовых мраморных рогов - ослепительный символ еретической природы этого греха и тех опасностей, которые он несет в мир". Четыре замка Тщеславия возвышаются до небес чудовищными порождениями абсурда. Вообще, тщеславие для Босха становится одним из основных, основополагающих начал всечеловеческого греха. Даже на левой створке - в Раю, несмотря на чистоту и гармоничность цветов, кажущуюся гармоничность, естественность и спокойствие обстановки, очень многие детали говорят о неизбежности порока, развращенности и грядущей неестественности человека. Ева здесь - "уже не просто женщина, а орудие совращения". Мужчина здесь безгрешен и спокоен, а женщина несет в себе семена греха. Лев пожирает оленя, вепрь преследует загадочного зверя - эти обстоятельства так же накладывают отпечаток безысходности и невозможности райского существования для человека.

Створка с изображением Ада - финал, неутешительный и устрашающий. "Предметы, ранее служившие греху, теперь превратились в орудие наказания. Эти химеры нечистой совести, придающие царящей на правой створке ночи отчетливость галлюцинации, обладают всеми специфическими значениями сексуальных символов сновидений. [...] Босх превращает орган и мандолину в оркестр инструментов отмщения, извлекающих мелодию из человеческого страдания. Заяц, быстро переваривающий проглоченного им грешника, символизирует вожделение и страх смерти. Гигантские уши служат предзнаменованием несчастья. Огромный ключ, прикрепленный к древку монахом символизирует его стремление к браку, запрещенному для духовенства". Здесь Босх изменяет иконографию дьявола, наделяя его птичьей головой, возможно, как символом уже небесной, т.е. вселенской силы.

Мировой пожар на заднем плане является апофеозом разрушения человеческого мира и души человеческой. Это один из самых величественных из всех нарисованных когда-либо пожаров. Вселенское значение этого творения прямо выражено на внешних створках триптиха. Тема внешних створок - Сотворение Мира. Для ее воплощения художник изобретает новую иконографию: мир, ранее изображавшийся как крошечная игрушка в руках Бога, на этот раз занимает почти всю плоскость картины, оттесняя в угол небольшую, второстепенную фигуру Творца. Вселенную Босх изображает как прозрачный стеклянный шар.

(...ушла в поисках самой репродукции...) Спасибо Nadin за интереснейшую тему!

И еще интересное объяснение к представленной выше картине Босха "Корабль дураков":

Основной мотив картины "Корабль Дураков", возможно, заимствован из "Корабля Дураков" Себастьяна Бранта. Так называемые "темные люди" - хранители средневековых суеверий и глупости, и в смутное время крушения привычных устоев, по словам Бранта:

В ночь и тьму
Мир погружен, отвергнут богом, -
Глупцы кишат по всем дорогам.

Цепляясь за прошлое, обворовывая настоящее, эти люди мешают возгрется свету нового знания, которое призвано озарить перед человечеством дорогу к будущему. Поэтому глупость, олицетворяемая уходящими в прошлое социальным силами, стала символом и причиной зла на земле. Лучший выход из положения - посадить всех этих фигляров, фокусников, монахов, шутов, знахарей на корабль дураков и отправить подальше от современности - в мифическую страну Глупландию, что и происходит в поэме Себастьяна Бранта.
 
Рика Олив, большое спасибо за такую интересную статью.
Я брала сами репродукции отсюда, так репродукции, как мне кажется, довольно качественные. Насколько профессионален текст к ним, не мне судить.

Вот, например, что написано о "Корабле дураков"

"Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха.
Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Это осмеяние и осуждение пороков человеческого общества, глупости и зла, господствующих в мире.
Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Эти понятия имели обобщающий смысл: праведники и грешники находятся, соответственно, на своих кораблях.

Пассажиры корабля Босха— представители различных слоев общества. Главное место занимают монах и монахиня, пьянствующие с группой крестьян, горланящие какую-то песню под бренчание лютни.
Вместо мачты - дерево, сломанная ветвь служит рулем, ковш с длинной ручкой - веслом На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино.

Композиционным построением своей картины Босх подчеркивает неустойчивость и эфемерность корабля, бессмысленность происходящего. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль.
Каждая фигура и каждый предмет имеют символическое значение и намекают на человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие.

Розовый флаг с полумесяцем и сова на дереве - симолы зла и ереси
Монах и монахиня, изображены в таких же позах, как пары в средневековых садах любви, которые, как правило, делают музыку прелюдей к занятию любовью.
Плоды вишни, лютня и винный кувшин - распутство и потеря самообладания от вина.

Автор явно хочет задеть зрителя за живое, шокировать, чтобы невольно на ум пришел вопрос: куда же плывет такой корабль?



Дураки на корабле - не безбожники, так как среди них - монах и монахиня, но они все живут "в глупости". Босх смеётся , но это - грустный смех.
Ведь всё человечество плывёт через море Времени на одном общем «Корабле». Мы все, кто больше, кто меньше, подвержены тем же порокам, что и "дураки". Мы едим, пьём, обманываем, играем в глупые игры. Тем временем наше судно дрейфует бесцельно.

Эксцентричный и загадочный гений, Босх ясно показал уродливые, зловещие и чудовищные вещи - скрытые существа нашего внутреннего мира.

"Корабль Дураков" - не о других людях, это - о нас. Это себе мы должны задать вопрос : куда же плывет НАШ корабль? "
 
Масло на темперу? Поправьте меня, если ошибаюсь, но, кажется, таким же образом да Винчи писал "Тайную вечерю", и именно поэтому она начала быстро покрываться плесенью... ;)
 
Да нет. Да Винчи экспериментировал с составом краскок. Вроде до сих пор точно технология его не известна. А по темперной подготовке во времена Босха, да и Леонардо, очень часто писали.
 
Ну Вы даете! Масло в том виде, в котором оно ипользуется сейчас, изобрел не он, а двое братьев голландцев, фамилию не припомню, Ван Эйк, Ван Дэйк, не помню.

А "Тайную вечерю" он писал на стене в технике фрески.
 
Dimka, сознаюсь. Техника масляной живописи была разработана в начале 15-го века братьями ван Эйк. Я частенько путаюсь в именах и датах, но признавать свои огрехи все же умею. :)
Вернее было бы сказать, что да Винчи изобрел сфумато. С этим, я надесюсь, вы согласитесь? Но все это имеет мало отношения к Иерониму Босху. Давайте все-таки вернемся к первоначальной теме обсуждения.
 
Возвращаясь к Босху:) Меня восхищает и несколько интригует его полиптих "Видения потустороннего мира" ( с которым я так опрометчиво чуть было не соотнесла стихотворение Антокольского).
Не зная годов жизни Босха, никогда бы не подумала, что, например, "Вознесение праведников" могло быть создано в этот период:)

3.jpg
 
Тут конечно вспоминаются рассказы людей, переживших клиническую смерть.
 
Dimka написал(а):
Да нет. Да Винчи экспериментировал с составом краскок. Вроде до сих пор точно технология его не известна. А по темперной подготовке во времена Босха, да и Леонардо, очень часто писали.
То есть можно смешать темперу и масло, так? Я в этом как слесарь в балете...
Что дает темперная подготовка?

Щегольну знанием неизвестного происхождения ;)
Алтарь "Поклонение волхвов", центральная створка. Из дверей выглядывает фигура в тиаре. Специалисты задались вопросом, кто сей персонаж, изучили рельефы на тиаре и пришли к выводу: при рождении Христа присутствует... Антихрист.
И вопрос: есть ли ссылка на "Смерть скупца" (? кажется, так называется)
 
Смешивать темперу с маслом нельзя. Имеется в виду, что сначала писали темперой. Потом, когда слой темперы просыхал, сверху писали маслом.
 
А эффект в том, что темперу можно переписывать много раз, чтобы добиться желаемого. А маслом тогда писали не так, как сейчас. Тонким слоем. Потом сушили долго. От месяца и дольше. Потом еще писали маслом. А темперная подготовка ускоряла процесс. Можно было легко закончить маслом за один раз по темпере. Несколько сумбурно объясняю, надеюсь, Вы поняли.

Еще был способ "гризайль". Это значит сначала писалось чернобелое или коричневобелое изображение, сушилось, а потом сверху прописывалось прозрачно маслом уже в цвете.
 
Все понятно, сумбура нет. Спасибо.
Про гризайль слышала (такое название да не запомнить ;) ), но не видела картин. Прошу рекомендаций. :)
 
Назад
Сверху