• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

История Киевской Руси

  • Автор темы Автор темы NADYN
  • Дата начала Дата начала
Хобби то хобби. Но он вовсю отрабатывает задание Президента по признанию Новгорода центром собирания Руси. Меня-то Рыбаков Б.А. учил, что все пошло с Киевской Руси, много веков тому назад!
Были даже статьи в "Версиях" и пр. под названием "Путин переписывает историю". Президент приглашал к себе в Кремль Янина, Сахарова и других, и обсуждал с ними эту проблематику.
Найду эти публикации, обязательно выскажусь по теме.
Кстати, Сахаров весьма неоднозначно, как я понял, трактует "варяжский вопрос". Там такие отступления от истины (или известного пока нам), что диву даешься!
Вот что значит давление сверху!
 
Дамы и господа! Я понимаю, что обсуждая какой-либо вопрос сложно не затронуть историографию, и влияние политики на освещение истории, но тем не менее, давайте не будем увлекаться, а обсудим эти вопросы в соответствующих темах. А здесь же будем говорить о Киевской Руси.
 
Последнее редактирование модератором:
Доктор Имаго, у нас разговор о Киевской Руси все равно не получится без затрагивания определенных историографических споров. "Варяжский вопрос" - это ведь тоже спор историографический.
По поводу работ Рыбакова, посвященных Древней Руси. У меня давняя привычка (привитая соперничеством ИАИ и МГУ) относится к некоторым положениям его работ, отдавая дань уважения (Особенно, конечно, "Ремеслам древней Руси"), с изрядной долей скептицизма. Развернутую критику многих позиций Рыбакова когда-то дал Фроянов (которого теперь, как и Сахарова, тоже потянуло вдаль от своей исконной тематики). Критикуют также "Язычество древних славян" и одну из послених работ, посвященную Петру Бориславичу.
А вот вопрос о центре собирания Русских земель большей частью решался в пользу Киева (так что при всей своей обиде на Украину мы ничего поделать не можем:) ). Более того, Древний Новгород всегда выделяют отдельно, как некий феномен, имеющий свои культурны, экономические и пр. традиции, во многом не схожие с чертами других древнерусских княжеств (я не говорю о том, что при детальном изучении можно найти специфические черты и в истории других княжеств).
Если есть публикации с последними заключениями Янина (мне не встречались), я бы с удовольствием с ними ознакомилась.
 
Ладно, раз тема все равно висит, попробую поднять вопрос о мировоззрении и восприятии истории в Древней и Средневековой Руси, так это необходимо учитывать при работе с источниками.

Восприятие истории в значительной мере определялось знакомством с библейскими текстами, а происходящие события воспринимались как значимые только при соотношении с их сокральными образцами. Все, что не соотносилось с библейскими книгами, выпадало из культурного сознания (сознания книжников, которые и являлись авторами источников, по которым мы пытаемся реконструировать те или иные события). Наиболее наглядный и понятный пример такого соотнесения можно увидеть в "Слове о Законе и Благодати" митрополита Илариона.

З.Ы. Это маленькое вступление - приглашение к диалогу;)
 
Да, Иларион - первый митрополит русского просихождения, получивший этот сан в 1051 году.
 
Пытаюсь читать источник. Не могу – аллергия у меня на слово «бог».
Эх, и чего ж в средневековье атеистов грамоте не учили, может быть они нормальную бы историографию написали.
 
Доктор Имаго, с этой "аллергией" сложно притендовать на понимание русских средневековых источников (хотя и европейских тоже), так как изначально предубеждение препятствует восприятию мировоззрения этой культуры. А если мы исходим из позиции целостного и частного средневековой культуры, то тем более.
В свое время Ключевский, которого традиционно относят к позитивистам третьей волны) своей работой "Жития православных святых как источник" и выводом о том, что агиографическии памятники не несут никакой источниковедческой пользы, отпугнул от них многих исследователей. Быть может, его стоит за это благодарить, так как теперь это просто обширнейшее поле для историков:) Позитивисты так и не смогли подойти к исследованию проблем мировоззрения, ментальности, культры и пр. Но это так, отступление от темы. Просто нельзя изучать то, на что у тебя аллергия:D
Книжная культура Средневековой Руси - в первую очередь, религиозная и православная культура. Даже сведения о язычестве мы имеем только благодаря ей. А культура - явление целостное. Слово "бог" ты встретишь во всех источниках. Его нельзя вычеркнуть.
 
NADYN, так или иначе, наше восприятие субъективно, и при изучении истории эта субъективность выражается больше всего.
 
Доктор Имаго, да никто давно и не говорит о том, что в истории необходима субъективность. Как и в любой гуманитарной науке, в истории она невозможно. Но вот максимальный отказ от предрассудков вполне возможен. Тем более, никто не просит верить и чувствовать как средневековый киевлянин:) Это тоже невозможно. Но вот понимать, что он обладает другим типом ментальности просто необходимо.
 
Кстати, я понял, на что у меня алергия:
«Благословен Господь Бог Израилев»
Ну не наш это бог, не родной, даже Иисус говорил какой-то моавитянке «я пришел спасать заблудших овец дома израелева»
 
Доктор Имаго параллель "Израиль (Иудея) - Русь" - одна из самых распространенных в источниках.

Доктор Имаго параллель "Израиль (Иудея) - Русь" - одна из самых распространенных в источниках.
 
Доктор Имаго написал(а):
заблудших овец дома израелева
А не прходило на ум, что под домом израилевым подразумевались люди вообще.
NADYN, а можно поподробней о преемственности "Израиль - Русь".
 
Наверное, самое подробное объяснение такой параллели находится в "Слове о законе и благодати":)
Преемственность "Израиль-Русь" связана с восприятием истории в Древней Руси. Обращаясь к исторической тематике, древнерусские книжники воспроизводили христианскую схему мировой истории.( Кстати, для разговора о восприятии истории в Древней Руси можно было бы привлечь еще и такой популярный источник как "Откровение Мефодия Патарского", топосы из которого можно встретить во многих источниках.) И для воспроизведения этой схемы привлекались библейские параллели и аллегории. Ветхий Завет и в особенности Книги Царств были очень популярны на Руси (Единой Библии не было до XV века, ходили отдельные списки, в которых также часто встречались разночтения). Часто русских князей книжники могли сравнивать с иудеискими (израильскими ) царями, какие-либо значимые события сравнивали с событиями библейскими. Также были слишком сильны эсхотологические мотивы , с позиции которых могли объясняться конкретные события.
Параллель "Израиль-Русь" многие исследователи рассматривают как параллель Израиль - православный народ. В Киевской руси еще нет самоидентификации на национальном уровне ("русский"), но есть самоидентификация на уровне религиозном ( сначала "христианин", позже - "православный"). К моменту крещения Руси статус "Нового Иерусалима" (Иерусалим как центр древнего библейского царства, обладающего истинной верой, т. е. духовный и светский центр Вселенной) в понимании представителей восточной ветви христианства (Запад сейчас в расчет не беру) прочно закрепился за Константинополем. Хорошо известно, что Константинополь также позиционировал себя Новым Иерусалимом и даже городское строительство велось по образу Иерусалима (постройка Золотых ворот, во образ иерусалимских, через которые в город въехал Христос, строительство главного храма Святой Софиии по образу иудейского Ветхозаветного Храма). И это тоже один из способов показать свою преемственность в качестве новой христианской столицы в деле спасения человечества. Старый Иерусалим эту роль, соответственно, утратил...
Видимо, уже как минимум при Ярославе Мудром на эту роль начинает претендовать и Киев. По образу Константинополя и, соответственно, Иерусалима, начинает производиться застройка города. И здесь есть один интересный момент. 6537 год от Сотворения мира и соответственно 1029 от Р. Х. считался одним из тех годов, в который на Руси ожидали конца света. Конца света не произошло и, как считает ряд исследователей (Данилевский, Акентьев, Петровский, Никольская) это была одна из причин, по которой могла возникнуть идея о богоизбранности русского народа. Начиется строительство киевского Софийского собора, Золотых ворот, устанавливается митрополия и даже в лице Илариона появляется первый митрополит русского происхождения. Еще один интересный момент. Например, Мильков называет историософию Илариона оптимистичной, так как присутствует надежда на то, что в отличие от ветхозаветного Иерусалима Новый Иерусалим спасется и не будет разрушен.
Так как мы не можем говорить о Древней Руси как о централизованном государстве, то, соответственно появляются и другие центры, перенимающую идею "Нового Иерусалима" (или "Нового Киева") и его атрибутику. Например, практически вслед за Киевом такое строительство начинается в независимых от него Новгороде и Полоцке.

Извиняюсь за такое долгое и сумбурное объяснение.:)
 
Спа-а-асибо от межолимпиадного дуба. :D
А если серьёзно, то написано всё очень даже хорошо ...
И действительно, немного покопавшись нашёл: "...святии же, шедше, хождаху посреде града, якоже апостоли иногда в Иерусалиме."

Кстати, где-то читал, что нет русских источников, подтверждающих зарубежные родственные связи семьи Ярослава 1 Владимировича, - очень обидно.
Возникает ощущение, что летописцы не особо уделяли внимание дипломатическим отношениям с Европой. Конечно, от Руси до Анны во Франции далековато, но Анастасия-то в Венгрии была.
Известны ли здесь всё-таки русские документы?
 
Да вобщем-то идея "Киев- Новый Иерусалим" - одна из предшественниц теотрии "Москва- Третий Рим".

Кстати, где-то читал, что нет русских источников, подтверждающих зарубежные родственные связи семьи Ярослава 1 Владимировича, - очень обидно.
Сейчас точно не отвечу, так как боюсь напутать. В русских источниках есть сведения о династических браках с византийскими принцессами, есть свдения о браке Предславы, сестры Ярослава Мудрого, о браке Евпраксии-Адельгейды, но по поводу дочерей Ярослава нужно пересмотреть хотя бы ПВЛ. Зотя нет, не помню я в ПВЛ сведений об этих браках...
Основные источники о браке самого Ярослава и его дочери Елизаветы скандинавского происхождения, о браке Анны, соответственно, французского. Об Анастасии вообще известно мало, даже ее имя в источниках
появляется сравнительно поздно.
В биографии Анны, наверное, самый загадочный факт - ее смерть. Потому что многие исследователи придерживаются гипотезы о том, что под конец жизни она вернулась на Русь и умерла на родине. Сообщения об отъезде на Русь выбито и на подножие ее статуи в Санлисе.
Могилы во Франции так и не нашли, хотя в XVII веке и была найдена могила, которую некоторые считали могилой Анны. .. Есть и исследователи, которые считают, что уже в зрелом возрасте Анна приезжала в Киев, но потом вернулась во Францию. Но вот обо всем этом сведений в русских источниках нет...
Более доказательно предположение о том, что киевская княжна привезла во Францию свою библиотеку. От нее в настоящее время сохранилась лишь часть единственной книги, известной среди историков и языковедов как Реймсское евангелие. Анализ лингвистических особенностей евангелия привел к заключению: рукописный памятник создан на Руси в первой половине XI в. На Реймсском евангелии короли Франции приносили присягу при вступлении на престол.
С Елизаветой загадочная история связана с тем, вышла ли она после смерти Харальда Храброго за датского конунга или нет.
 
Назад
Сверху