• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

История Древнего Рима

  • Автор темы Автор темы NADYN
  • Дата начала Дата начала
OK, переходим к пуническим войнам. Действительно интересная тема, ибо на мой взгляд Карфаген оказался самым серьезным протвником Рима за всю его историю.

Да, кстати, в рамках пунических войн можно рассмотреть и историю Карфагена Не думаю, что стоит открывать по нему отдельную тему, хотя можно обсудить множество интересных моментов: колонизация Испании, морское путешествие на южную оконечность Африки и т. д.
 
Доктор Имаго, конечно, интересно бы было обсудить историю Карфагена отдельно, но у нас на форуме эта тема вряд ли пойдет:(
А ведь на легендарном уровне Рим и Карфаген связаны между собой через имена Дидоны и Энея.
Дидона - легендарная основательница Карфагена и его царица. Легенда гласит, что бежав из Тира в Африку, Дидона выкупила у берберского царя землю. По условию она могла взять столько земли, сколько покрое с помощью бычьей шкуры. В результате она разрезала бычью шкуру на тонкие ремни и получила немалый кусок земли, на который и был основан Карфаген.
Когда корабли Энея по пути из Трои прибыли в Карфаген, они полюбили друг друга, но по велению богов Эней был вынужден плыть дальше, оставив Дидону. Не перенеся разлуки с ним. Дидона покончила с собой, взойдя на костер и предсказав будущую непримиримую вражду между Карфагеном и Римом. Это сентиментальная история нашла отражение в поэме Вергилия, основанной на более ранних источниках.
Карфагеняне почитали Дидону как богиню ,покровительствующую городу. Есть сведения о ней и в финикийских источниках (хотя, признаюсь честно, сама не читала).
Я бы отметила, что Карфаген не только противник Рима, но и главный его соперник. Настойчивое желание сравнять врага с землей свящано именно с соперничеством за контроль над Сицилией и Западным Средиземноморьем. Недаром непримеримый Катон Старший повторял свое "Карфаген должен быть разрушен" после каждой своей речи в сенате.
Произошло три Пунических войны:
Первая Пуническая война (264–241 до н.э.)
Вторая Пуническая война (218–201 до н.э.).
Третья Пуническая война (149–146 до н.э.). После третей войны Карфаген был уничтожен. По постановлению сената город был сожжен, а место, на котором он стоял, предано проклятию; владения Карфагена вошли в состав Римского государства в качестве провинции Африка.
 
Я бы отметила, что Карфаген не только противник Рима, но и главный его соперник
NADYN, именно это я и хотел сказать.
"Карфаген должен быть разрушен"
Вот об этой фразе, ставшей чут ли не крылатым латинизмом, стоит сказать особо. В учебниках истории её зачастую преподносят как навязчивую маниакальную идею. Но, не смотря на серьезное поражение во вторй Пунической, Карфаген продолжал успешную торговлю и сохранял экономическую стабильность. А от крепкой экономики, до мощной армии – один шаг. Давать противнику шанс набрать силы и взять реванш, на мой взгляд неблагоразумно. Так что в этой фразе кроется не смертная ненависть, а дальновидная и хладнокровная политика (хороший враг – мёртвый враг), учитывающая историю сицилийского конфликта Карфагена с греческими колониями.
 
Доктор Имаго,
Вот об этой фразе, ставшей чут ли не крылатым латинизмом, стоит сказать особо.
Скорее, все-таки, ставшей крылатым латинизмом;) -
В учебниках истории её зачастую преподносят как навязчивую маниакальную идею.
Только в школьных. В специализированных вызовских дела с этой фразой обстоят чуть лучше.
Карфаген продолжал успешную торговлю и сохранял экономическую стабильность. А от крепкой экономики, до мощной армии – один шаг. Давать противнику шанс набрать силы и взять реванш, на мой взгляд неблагоразумно. Так что в этой фразе кроется не смертная ненависть, а дальновидная и хладнокровная политика (хороший враг – мёртвый враг), учитывающая историю сицилийского конфликта Карфагена с греческими колониями.

Кстати, вот неплохая статья о Катоне:

Семенов В.В.
Марк Порций Катон Старший. Политика и идеология в Римской республике в первой половине II в. до н.э.

Введение
Марк Порций Катон Старший или, как называли его по высшей должности Римской республики, – Цензор является одной из самых интересных фигур в Римской истории. Катон Старший был незаурядным политиком и полководцем, оратором и писателем. Катона можно по праву назвать первым римским энциклопедистом, предшественником Цицерона, Варрона, Плиния Старшего. Среди его трудов древними авторами упоминаются трактаты о праве, о военном деле, о сельском хозяйстве (единственное произведение Катона дошедшее до нас целиком). Катон являлся автором одной из первых историй Рима, причем интересна концепция самого этого труда. Катон в отличие от своих предшественников писал не только историю Рима – «Начала», но и историю всей Италии. В его труде главными действующими лицами были не полководцы и политики, а народы Италии. Такая позиция вполне согласуется с тем, что Катон – один из первых провинциалов (родом он был из города Тускула), достигших столь высокого положения в Римском государстве. Среди его трудов упоминается и своеобразный учебник по истории Рима, написанный Катоном специально для своего сына. Одним из первых Катон переносит политическую борьбу на арену судебного поединка, что в дальнейшем стало обычным явлением в римской политической практике. В деле судебного поединка и ораторского искусства Катон достиг совершенства, – он не проиграл не одного своего дела. Однако в отношении политической деятельности и политической идеологии Катона Старшего среди многих исследователей и интересующихся политической историей Рима сложилось давнее предубеждение, что Катон был самым злостным римским «пуританином», гонителем всего нового, лицемером и невеждой. Однако этот взгляд односторонен и несет в себе следы предвзятости. Другие исследователи видят в Катоне и приверженца «старой сенатской республики» , и «идола италийских пахарей» . Часть историков вообще отвергает существование какой-либо программы в политике Катона и его противников. Другие усматривают в политической борьбе первой половины II в. до н.э. только борьбу «эллинофобов» и «эллинофилов». Все эти мнения и выводы, иногда противоречащие показаниям античных историков, настраивают на критический лад, и требует более тщательного изучения политической жизни Рима того времени и политической биографии самого Катона Цензора. Именно через призму жизни и политической деятельности Катона Старшего можно изучить особенности политической жизни Рима и становления политической идеологии в Риме.

Марк Порций Катон Старший – политик и идеолог
К сожалению, до нас дошло немного сведений античных авторов, которые бы сообщали о жизни и деятельности Катона Цензора. Из сообщений современников Катона имеются лишь отрывки из «Всемирной истории» Полибия, который находился в Риме во время политической деятельности Катона Старшего (Polyb. XXXI, 24; XXXV, 6; XXXVI, 8,6; XXXVII, 6,4-5; XXXIX, 12,5-9). Лишь в сокращенном варианте до нас дошла биография Катона, составленная Корнелием Непотом (Corn. Nepo, De Latinis historicis, M. Porcius Cato, 3). К этим сведениям о Катоне и его политической деятельности вносит добавление диалог Цицерона «О старости», в котором главным героем выступает Катон. Но надо учитывать то обстоятельство, что во времена Цицерона Катон является идеализированной фигурой, но сведениями Цицерона пренебрегать все же нельзя. К тому же диалог Цицерона показывает отношение к Катону Старшему в римском обществе, особенно среди сенаторского сословия.
Но наиболее полно излагает биографию Катона Плутарх (Cato Mai., 1-33). Плутарх, несомненно, имел в своем распоряжении труд Непота, недостающие книги Полибия, произведения самого Катона, а так же различную автобиографическую литературу. Дополняющим Плутарха источником являются те книги «Истории» Тита Ливия, что рассказывают о политической деятельности Катона.
Марк Порций Катон родился около 234 г. до н.э. в старом латинском муниципии Тускуле, во всаднической семье. Порции Катоны состояли в родстве с Порциями Лицинами и Леками, занимавшие посты преторов и эдилов – низшие, всаднические, магистратуры. Отец Катона Старшего имел высокие знакомства в Риме (Val. Max., VIII,2,1), что было немаловажно для продвижения по службе и политической карьеры. Именно На знакомстве и родстве строилась политическая система Римской республики. Невозможно было попасть в политику без сильной протекции. Другим способом для продвижения по политической лестнице являлась служба в армии. В Римском государстве военная карьера была неразрывно связана с гражданской. Катон вступил на военную службу в 17 лет и прошел через важнейшие события и битвы Ганнибаловой войны. В это время он заводит прочные связи с видными римскими политическими деятелями. Он служит военным трибуном при Марцелле, под началом Фабия Максима отвоевывает Тарент. Просопографические данные указывают на связь Фабия с окружением Марцелла. Позже Катон служит у Гая Клавдия Нерона, который был другом и соратником Марцелла. С политической группировкой Марцелла, Фабия и Клавдия Нерона связано первое самостоятельное политическое выступление Катона. Катон протестовал против «царского» поведения Сципиона Африканского, знаменитого римского полководца. Сципион в Сицилии раздавал войскам богатые дары и по мнению Катона развращал этим армию. После такого обвинения Катон покидает Сицилию и начинается долголетняя борьба двух знаменитых римлян (Plut. Cat. Mai., 3). Причем Плутарх однозначно связывает этот политический демарш Катона с Фабием Максимом и его враждебным отношением к Сципиону (Plut. Cat. Mai., 3). К этому же времени относится и поддержка Катона почтенным аристократом Публием Валерием Флакком, который был не только другом Марцеллов , но и соседом Порциев по имению. Мы не можем точно определить политическую направленность той группировки, в которую вошел Катон в конце. Второй Пунической войны. Определенно можно сказать, что молодой и способный муниципал был привлечен в группу сторонников осторожной войны с Ганнибалом и противниками популистских мер. Главным врагом этой группировки, по-видимому, выступал Сципион Африканский, который действовал дерзко и нестандартно. Для полководцев, которые годами вели «малую» войну против Ганнибала, боясь очередных Канн, смелые и решительные действия и планы Сципиона были безумными и нереальными. Они любой ценой старались отстранить молодого полководца от командования армией. Претило этой группировки и поведение Сципиона, который устраивал непрерывные празднества и увеселения (Plut. Cat. Mai., 3) . Одной из таких попыток была акция Катона в Сицилии. Это неудачное политическое выступление Катона определило внешнюю канву всей политической борьбы в Риме в первой половине II в. до н.э. – как борьбу между Катоном и Сципионом и их группировками.
Здесь необходимо сказать несколько слов о политических группировках и «партиях» в это время. Римские партии представляли собой группы влиятельных граждан, объединенных вокруг одного лидера. Причем у этой группы могло и не быть ярко выраженных интересов и политической программы. Такой и была группировка Сципиона Африканского. Люди, группировавшиеся вокруг него, были собраны не столько по профессионально-управленческому принципу или принципу совпадения взглядов, а по принципу родства, дружбы, совместной воинской службы и т.д. Такой была и та группировка, к которой примкнул Катон Старший. Но вот сам Катон уже выдвигает определенную политическую программу в соответствии, с которой действует и ведет борьбу с группировкой Сципиона.
Разногласия между Катоном и Сципионом были в сфере внутренней и внешней политики. Но, как уже было сказано, Сципион не имел особой политической программы. Власть его и его группировки строилась на авторитете самого Сципиона, который он приобрел у римских граждан в период войны с Ганнибалом. Тит Ливий, когда говорит о уходе по давлением Катона Сципиона и его группировки с римской политической сцены, называет период правления группировки Сципиона «царствованием» (Liv. XXXVIII-XXXIX). За годы «первенства» Сципиона в сенате изменилось политическое лицо римских магистратов. Вокруг Сципиона собирались не только умелые юристы и военные, но и множество авантюристов и людей, откровенно злоупотребляющих своей властью, против них то и выступил Катон. Катон, проводя жесткую политику по отношению к злоупотреблениям сенаторов, стремился таким образом поддержать авторитет сената, как правительственного органа и ограничить влияние популистских лидеров на народное собрание.
Во внутренней политики у Катона было два направления, политико-административное, культурное и экономическое. Первое включало в себя борьбу со злоупотреблениями магистратов, особенно в недавно созданных провинциях, что приводило к восстаниям и недовольствам провинциалов. Катон, осознавая превосходство эллинской культуры и искусства над римско-латинским, старался создать оригинальные научные и художественные произведения на латинском языке, покровительствовал талантливому латинскому поэту Эннию (Corn. Nep., Cat. Mai., 1). В связи с экономической политикой Катона необходимо, подробно остановиться на мероприятиях проведенных Катоном совместно с Валерием Флакком во время их цензуры в 184 г. до Р.Х. и их последователями. С самого начала своего цензорства Катон проводит проверку сенатского и всаднического сословия. Борясь с все разрастающимся своеволием высших должностных лиц в провинциях (Plut., Cato Mai., 17-18; Liv., XXXIX,40-44). Многие представители римского нобилитета, захватывая земли на ager publicus и наживая богатства в провинциях, стремились к бесконтрольной власти в сенате. В связи с этим он предпринимал и следующие меры. Он ограничивал потребление предметов роскоши (Plut., Cato Mai., 18; Liv., XXXIX,44), причем те, которые поступали в Рим из других стран, куда утекало римское золото. Он боролся с незаконной оккупацией ager publicus, разрушая здания, выходившие за пределы частных земель. Интересна и другая мера Катона, направленная против наживы на откупах - он поднял до предела цену откупов государственных налогов. Эти меры были предприняты не только для борьбы с нобилитетом, но и для развития средних поместий. Это подтверждается и тем, что Катон в свое цензорство сокращает плату за подряды (Plut., Cato Mai., 18-19), что соответственно должно было снизить стоимость на постройку виллы и сезонных работ в поместье. По этому поводу надо заметить, что сам Катон в своем «Земледелие» часто упоминает сдачу в подряд части сельскохозяйственных и строительных работ (Cato, De agri cultura, 2,6;14-15;16;144-145). Поэтому именно таким хозяевам было выгодно сокращение платы за подряды. В этом же ключе можно воспринимать закон, внесенный в цензорство Катона Орхием, который ограничивал число пиров и гостей, а так же Фанниев закон 161 г. до Р.Х., ограничивший расходы на пиры от 10 до 100 ассов(Gell., II.24.1). Авторы законов о роскоши могли, помимо прочих соображений, помогать обеспечивать сбыт более дешевым местным продуктам. Таким образом, цензорство Катона и последующие законодательные акты должны были послужить развитию местного италийского земледелия, которое было разрушено за годы войны с Ганнибалом. Причем больше всего пострадали мелкие и средние землевладельцы. Политика Катона была откровенно протекционистской и направленной на экспорт италийский товаров в Галлию, Илиирик, дунайские и прирейнские регионы.
Во внешней политики Катон имел свою определенную программу, которая была им сформулирована в его речах. Основными пунктами этой программы являлось поддержание правовых норм в отношении союзников, замена клиентелы на провинциальное управление и уничтожение Карфагенской державы.
Первый пункт вытекал из того, что многие римские магистраты совершали злоупотребления по отношению к союзникам, пользуясь авторитарной властью основанной на военном превосходстве. Катон противопоставлял этому доскональное соблюдение договоров, особенно в отношении италийских союзников, так как они являлись основными военными сотрудниками Рима. Однако долгое время в римской политической жизни мнение Катона игнорировалось, и права союзников нередко ущемлялись, что привело к крупной войне с Рима со своими союзниками в 90-х годах I в. до н.э. Катон еще в первой половине II в. до н.э. проводил мысль о единстве Рима и Италиков. Это подтверждается тем, что в своих «Началах» Катон описывает не историю Рима, а историю всех народов Италии.
Второй пункт программы Катона, так же окончательно был реализован окончательно только во времена Империи, когда большая часть покоренных народов была включена в состав провинций. В первой же половине II в. до н.э. шел спор о том, каким образом следует организовывать руководство покоренными провинциями. Одним способом была система клиентелы, когда покоренное племя или царств сохраняло свой суверенитет, но становилось вассалом Римского государство и решало вопросы своей внешней политики в римском сенате. Покровителем (патроном) в Риме такого царства или племени мог быть один из видных римских сенаторов. Такая система имела определенный изъян, так как отношения покоренной области и Рима строились через посредника, который мог злоупотреблять своим положением и требовать за решение вопроса определенную мзду. Такие отношения строились только на основе личностного фактора и умаляли роль государственного влияния на внешнюю политику. Одним из творцов такой системы был Сципион Африканский. Против такой системы и выступал Катон, он предлагал строить отношения с покоренными народами не на основании личностного фактора, но на основе государственного контроля в новых провинциях, когда чиновника, злоупотреблявшего своим положением, можно было заменить и наказать.
Не случайно и вполне связано с экономической политикой Катона его стремление к разрушению Карфагена (война с которым началась незадолго до смерти Катона Старшего в 149 г. до Р.Х.). Не нужно говорить о том, что Катон родился, вырос и сам участвовал в противостоянии Рима и Карфагена. Но Карфаген и после поражения оставался одним из главных политических и торговых соперников Рима. Катон после своего пребывания в Карфагене, в речи перед сенатом акцентирует внимание именно на аграрных достижениях Карфагена(Plut., Cato Mai., 27).
Все мысли по направлению внутренней и внешней политики Римской республики были сформулированы и развиты Катоном в его речах, трактатах и «Началах», куда, кстати, сам Катон поместил все свои речи. Можно предположить, что «Начала» Катона создавались, как своеобразный программный документ, излагавший программу действий самого Катона.
Мысли Катона Старшего и основы его политики были поддержаны последующими поколениями римских политиков. Позже Катон сближается с частью римского нобилитета, которая так же стремилась сохранить свободное италийское крестьянство, как опору римского государства и армии. А так же, сохраняя среднее поместное хозяйство, противодействовать росту крупных земельных владений. Так Катон связывает семейными узами себя с домом Сципиона Эмилиана и другими знатными родами (Plut., Cato Mai.,21; Cic., De senectute, I,3). Именно из этой прореформаторской среды вышли братья Гракхи. Последователем политической идеологии Катона Старшего являлся и Цицерон, который следовал Катоновским заповедям и даже пытался идеализировать образ сурового Цензора. Многие идеи Катона нашли свое воплощение и в императорскую эпоху.
 
Гелиогабал (Элагабал)

Еще по истории Рима меня интерисует Элабагал, особенно введенная им система поклонения.
 
Римским именем Элагабала или, если точнее, Гелиогабала было Варий Авит Бассиан. Императором под именем Цезарь Марк Аврелий Антонин Август он стал вследствии стараний Мезы, внуком которой он был и которая фактически и правила Римом, пока Гелиогабал предавался поклонению своему божеству.
Его система поклонений связана с тем, что с детства он был жрецом финикийского бога солнца. Возможно, римские патриции и отнеслись бы к этому спокойно, но он не только воздвигал храмы своему божеству, но и продолжал самостоятельно справлять обряды и принимать участие в плясках у алтаря, приказывая римским патрициям смотреть на эти... хм... "шоу". Для римлян такое поведение императора казалось недопустимым. Были сведения (хотя, вполне возможно, это просто слухи) и о человеческих жертвоприношениях по его приказу. Также он прославился и тем, что назначал на верховные государственные должности простых актеров и танцоров.
Видя поведение внука, Меза сумела уговорить его назначить своим сопровителем Алексиана, который впоследствии войдет в историю Рима как император Александр Север. В 222 г. Гелиогабал пытался убить Александра, но в результате был убит сам вместе со своей матерью Соэмиадой. Возможно, к его смерти приложила руку и Меза.
Подробнее можно почитать у Элия Лампридия.
Источников, посвященных Гелиогабалу, очень мало, так как после его убийство был даже введен запрет на имя Антонин, которое, как считалось, он опозорил. У власти он был всего 4 года и был убит в 18 лет. Главной причиной как раз и послужили его поклонения финикийскому божеству, воплощенное в масштабах империи.
А вообще его история просто похожа на историю мальчишки, дорвавшегося до власти, мировоззрение которого не совпадало с мировоззрением его окружения.
 
Доктор Имаго,
По собственному командирскому решению прицепил сюда Гелиогабала – слижком узкий вопрос для отдельной темы.
Тема, кстати, отличная, только ее, увы, обсуждать некому. Гелиогабал - не Цезарь, которому были посвящены многотомные труды, однако он даже на фоне таких фигур, как Нерон или Калигула, выглядит довольно экзотически.
 
Насчет происхождения римлян от троянцев - это пример так называемого заказа истории. Рим уничтожил Грецию, а когда достиг уровня развития, более-менее приближенного к греческому, возникла необходимость чем-то свое варварство оправдать. Тут и выкопали Энея. И получилось все очень даже по справедливости: вроде как греки Трою, а римляне за предков...
 
Asia Amarga, логичное утверждение, но заказом сверху я бы его не назвала. Действительно, у римлян всегда было почтительное отношение и уважение к греческой или, наверное, точнее эллинистической культуре, несмотря на собственное военное превосходство. Но не стоит примерятся к древним римлянам современными мерками. Сама легенда об Энее многофактораня, в нее вплелась и история противостояния Рима и Карфагена, а Эней - не только троянец, но и человек, обладающий божественным происхождением. Идея предопределенности судьбы человека или даже страны прослеживается в большей части дошедших до нас повествовательных источников. И потом, Троя, по логике вещей, для греков тоже связана с "варварством". Троя была разрушена не потому что этого хотели греки, а потому что так решили боги. Эней спасся тоже по решению богов. Так что богам мстить римляне не могли.
 
теоретически...
все легенды пошли, именно насчёт "многострадальных" Троя и Карфаген в результате того что:эти города имели большую военную силу,Римляне пролили очень много крови и потрепали себе нервы борясь с этими городами(это"ОСОБЕННО" не могло не запечатлиться в истории и не преукраситься божественными переплётами) ,-точно также как с Галией.Вспомним тот же Египет ,тот же Иерусалим ....Почему мы так знаем мало о Трассии ,о Скипии,об Испании(в тот же периуд) в конце концов-я отвечу-потому что не было проблем "особых"с ними,поэтому и божественные переплёты никчему а Галлы компасировали очень долго мозг,потому что рядом,и потому что много...От туда на мой взгляд и стали привязывать духовность,варварство сенат и так мог отмазать,жестокое время требует жестоких мер...Моё Почтение Дамы!
 
NADYN написал(а):
Действительно, у римлян всегда было почтительное отношение и уважение к греческой или, наверное, точнее эллинистической культуре, несмотря на собственное военное превосходство.

Если бы оно было изначально, войны бы не было. А если это почтение возникло чуть позже, - то это доказательство заказа на легенду об Энее.

NADYN написал(а):
Но не стоит примерятся к древним римлянам современными мерками..
Не стоит обеднять историю своими однобокими представлениями о ней, быть может? :)

NADYN написал(а):
И потом, Троя, по логике вещей, для греков тоже связана с "варварством". .
Это где ж такая связь? А потом, даже если она есть, - это аргумент в пользу моей точки зрения. ;)

NADYN написал(а):
Троя была разрушена не потому что этого хотели греки, а потому что так решили боги. .
По "Илиаде" судим? Тогда надо судить точнее. Троя была отдана Гере Зевсом на откуп после мелкой домашней ссоры. А не потому, что Троя была варварской... Это вообще бред...

NADYN написал(а):
Так что богам мстить римляне не могли.
Ахахахахаха... Человеку изначально трудновато богам отомстить, не считаешь? :jump: Один Эдип справился...
 
Советую посмотреть, когда ослабла военная мощь Греции и когда выявился военный потенциал Рима..
Советую для начала хотя бы посмотреть на территориальное расположение Трои, а также посмотреть, что греки понимали под поятием "варвар".
Советую посмотреть, как история Трои трактовалась в трудах античных историков.

От Старшего модератора

Советую отправится обсуждать историю Трои в соответствующую тему, прекратив флэйм.
 
Привет всем! Это опять я. :) У меня III тур олимпиады, решающий. Тема: Древний Рим.
Помогите пожалуйста с таким вопросом:
Как назывались золотые браслеты, которые носили римские воины в знак храбрости?
 
Привет ещё раз! Я олимпиаду отослала и сейчас дышу спокойно! Завтра будут ответы, и я вам напишу правильный ответ на этот вопрос!:)
 
Вот хорошая в Риме была императрица...Мессалина: честная, порядочная, верная жена... ;)
 
Усыновление, как Форма передачи власти в период расцвета Древнего Рима

Лимарев В.Н.

Усыновление, как Форма передачи власти в период расцвета Древнего Рима.

1.Истоки традиции усыновления в императорском Риме.

Великий Цезарь, убитый заговорщика в 44 г до н.э., не оставил после себе прямых наследников. Во время жизни он усыновил Октавиана.
В 43 году, когда большинство римлян, не забывших заслуги Цезаря по восстановлению мира в государстве, были озабочены вспыхнувшей гражданской войной. Авторитетный оратор и юрист Цицерон помог молодому Октавиану узаконить право называться приемным сыном Цезаря.
Прошли долгие годы вхождения во власть Октавина.
Октавиана, ставшего в 27 г до н.э. отцом отечества и первым среди равных, стал волновать вопрос: кому передаст он бразды правления над Римской Империей.
Женат Октавиан был три раза.
Первые два брака были из политических соображений, были расторгнуты после того, как отпала необходимость в них.
Третий брак по-любви был с Ливией
Брак был бездетным, но у Ливии было два сына от первого мужа: Тиберий Клавдий Нерон и Нерон Клавдий Друз.
От брачных уз со своей второй женой Скрибонии, Октавиан имел дочь Юлию.
Октавин выдал свою дочь Юлию за Марцеллу - сына сестры Октавии. Марцеллу Октавиан объявил своим наследником, но тот неожиданно умер в 23 г до н.э.
Октавиан выдал Юлию за своего друга полководца Агриппу, которого в качестве зятя объявил своим приемником. Но, Агриппа в 12 г до н.э. умер.
Юлия была выдана замуж за старшего пасынка Августа Тиберия, которого наследником Август не объявил.
Август усыновил сыновей Агриппы и Юлии – Гая и Луция Цезарей.
Но Луций и Гай умерли.
После их смерти, в 4 г н.э., Август усыновил Тиберия.
И на последних годах своей жизни усыновил даже свою жену Ливию.
Великий Цезарь не хотел, чтобы Тиберий наследовал власть.
В завещании он писал: «Поскольку жестокая судьба отняла у меня сыновей Гая и Луция - пусть моим наследником будет Тиберий Цезарь».

2.Передача власти усыновлением узаконена сенатом.

Но престолонаследование через усыновление не привилось в Римской империи после смерти Цезаря Октавиана.

Наследовали власть или дети или родственники императоров.
Римская империя переживала не лучшие времена
В 96 году после очередной убийства неугодного сенатором императора Домициана, власть на короткое время перешла в руки сената, который назначил императором старейшего сенатора Кокцей Нерву
Это вызвало недовольство в войсках. Для того чтобы недовольство не переросло в восстание легионов, Нерва срочно усыновил наместника Германии - Марка Ульпия Траяна, пользовавшегося популярностью среди солдат, и сделал его соправителем. Нерва утвердил процедуру прихода к власти императоров. Власть передавалась не сыну или ближайшему родственнику императора, а лицу, которого он усыновлял с одобрения сената. Начиная с Нервы, каждый император, принимая власть, давал клятву не казнить и не лишать имущества сенатора без приговора сената, и не принимать доносов об оскорблениях императора.

3.Усыновление в период расцвета Римской империи.

Этот историческое соглашение определило жизнь римской империи во втором веке в период её наивысшего расцвета. Императоры стали называть своих приемников, преимущественно из людей выдающихся, имеющих заслуги перед родиной.
Троян, соблюдая договоренности достигнутые с сенатом, определил своего приемника. Им стал родственник жены Траяна – Андриан.
В 138 г н.э. Андриан умер от мучительной болезни, полученной во время путешествия.
После Смерти Андриана был провозглашен императором усыновленный им Тит Аврелий Антоний под именем Антония Пия. Легионы восточной армии признали это усыновление и провозгласили Андриана императором
Антоний Пий усыновил Марка Анния Катилий Север, родители которого были выходцами из Испании. После усыновления Марк Анний получил имя Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.
Антоний Пир усыновил так же Луция Вера.
После смерти Антония Пия в 161 году сенат утвердил Марка Аврелия и Луция Вера императорами. Фактически страной правил Марк Аврелий.
Марк Аврелий вел воздержанный образ жизни, отличался трудолюбием, пунктуальным выполнением своих обязанностей.
Марк Аврелий – выдающийся государственный деятель из-за неожиданной смерти в 180 году во время чумы не оставил себе приемника.
Армия привела к власти его сына Коммода.

4.Кризис власти и закат Римской империи.

Переход к передаче власти по наследству стал началом упадка римской империи
Комода не волновало процветание империи.
Он посвятил свою жизнь организации различных зрелищ. Он устраивал грандиозные гладиаторские бои, увеличил жалованье преторианцам, а так же производил раздачи римской толпе, что быстро опустошило казну.
Он лично сам участвовал в гладиаторский боях, и считал себя подобным Гераклу.
Для пополнения казны он начал репрессии против знати, осуществляя конфискацию имущества репрессированных.
Тем самым, был нарушен закон Нервы, призывавший не проводить репрессии против римской знати, без согласия сената.
Римская империя стала клонить к закату, наступило время солдатский императоров, которые действовали опираясь на армию, а не на сенат.
Императорами стали выдвигаться по прихоти армии из родственников умерших императоров или случайные люди, завоевавшие дешевый авторитет в армейских кругах.
Наступили тяжелые для Рима времена
Только в конце третьего века императору Диоклетиану удалось на короткое время укрепить власть в империи.
По проведенной реформе Римский император становился не первым среди равных, а монархом, наделенным абсолютной властью.
Сенат при этой системе терял политическое значение. Вопросы, имеющие общегосударственное значение, уже не ставились на его обсуждение. Сенат стал заниматься делами касающимися устройства общественных зрелищ… Все решения сената были не действительными без утверждения их императором.

Факты взяты из «Краткой истории Древнего Рима»
http://rom-history.narod.ru
 
IntricyKatiDiorcKaim Рим вообще знаменит своими порядочными честными матронами - чего только стоит прекрасная благодетельная Агриппина - сестра Калигулы и мать Нерона :D
 
IntricyKatiDiorcKaim Рим вообще знаменит своими порядочными честными матронами - чего только стоит прекрасная благодетельная Агриппина - сестра Калигулы и мать Нерона :D

На самом деле, если без приколов, в Риме действительно были достойные женщины. :) Во всяком случае, уже в период поздней республики женщины получали очень хорошее образование и матери пользовались всеобщим уважением. Например, мать Цезаря Аврелия была весьма влиятельной женщиной, она как мать и умная жена пользовалась очень большим уважением современников. =) В исторических хрониках она заслужила сплошь очень лестные упоминания :)
 
Мессалина

Валерия Мессалина, чаще просто Мессалина, была третьей женой императора Клавдия.
О детстве Мессалины известно немногое. Однако в юные годы она была весьма популярна и влиятельна при дворе Калигулы. Её дядя Гней Домиций Агенобарб был мужем Юлии Агриппины — сестры императора. Скорее всего именно та обстановка, которая царила на разгульных пирах Калигулы и сформировала характер этой женщины, хотя античные авторы утверждают, что Мессалина начала разгульную жизнь ещё в возрасте 13 лет, когда ее выдали замуж.

В 38 году Калигула выдал её замуж за своего дядю Клавдия. Брак этот, скорее всего, был средством объединения двух ветвей династии Юлиев-Клавдиев — собственно Клавдиев и Домициев Агенобарбов.

Имя Мессалины, благодаря античным историкам, стало нарицательным в описании развратных и сексуально-озабоченных женщин. В основном, её поведение характеризуют как оскорбительное и постыдное, а саму её — как жестокую, скупую и глупую нимфоманку. Наиболее часто её упоминают Тацит и Светоний в своих работах. Надо сказать, что большинство обвинений в разврате идут от ее врагов, непредвзятых источников в принципе нет. Тем не менее, даже делая скидку на преувеличение и желание очернить, нужно помнить, что при дворе Калигулы были вольные нравы, что вполне способствовало моральному разложению девочки.



Оба они пишут о том, что под вымышленным именем Лициска Мессалина либо сама владела одним из римских лупанариев, либо же приходила туда в качестве проститутки, чтобы удовлетворить свою похоть.
Также описывают, что Мессалина устроила соревнование с известной римской проституткой Сциллой: кто сможет обслужить больше мужчин. Начав вечером, Сцилла прекратила утром, приняв за ночь 25 человек. Мессалина же продолжила дальше, пока не обслужила 50 клиентов.

Развратных женщин история знала немало, и распутным поведением в Риме никого было не удивить в то время, но ненасытный сексуальный аппетит Мессалины поражал даже видавшую виды римскую общественность. Обывателей больше всего возмущало, что Мессалина, потерявшая невинность в возрасте тринадцати лет, выставляла свое беспутство напоказ, безмерно гордясь им.

Всё вышеописанное происходило не только во времена Калигулы, но и позже, когда Клавдий уже стал императором. Около 40 года Мессалина родила ему дочь, Клавдию Октавию, а в 41 году — сына и наследника, которому Клавдий дал когномен Британник в честь своего планируемого в то время похода в Британию.

Историки в жизнеописаниях Мессалины проявили удивительное единодушие: по их мнению, Мессалина не пропускала ни одного красавчика. И долгое время ей всё чудесным образом сходило с рук. Клавдий пламенно осуждал и изобличал разврат придворной знати, но не ведал, что творится у него дома. Приближённые не решались открыть ему глаза, опасаясь гнева коварной женщины. Ведь, хоть Клавдий и правил Римской империей, самим императором безраздельно правила Мессалина. Однажды, например, прелестница влюбилась в первого среди римских актеров Мнестера. Красавчик попытался увильнуть от чести быть возлюбленным жены императора. Тогда Валерия пожаловалась Клавдию, что какой-то актеришка осмеливается не подчиняться её воле, не уточняя, правда, какой именно. Император призвал Мнестера к себе и приказал тому выполнять все пожелания своей жены. Молодому человеку пришлось подчиниться приказу императора и занять его место в супружеской постели.

Мессалина обладала полным влиянием на нового императора. Видя это, римский Сенат признавал в ней полноправную правительницу. В честь дня ее рождения проводились игры, ей воздвигались статуи. Также Сенат собирался провозгласить ее Авгу́стой, однако Клавдий запретил делать это.

Поскольку Клавдий был намного старше ее и далеко не молод, то в политике Мессалина сосредоточилась на том, чтобы после смерти Клавдия обеспечить переход власти к своему сыну — Британнику. Ради этого она всегда старалась показать себя вторым человеком в государстве. Даже на триумфе Клавдия в 43 году она ехала сразу за его колесницей, и только после нее шли полководцы. Такое ее положение давало ей возможность стать номинальной правительницей, если смерть Клавдия случится до совершеннолетия сына.



Необходимо отметить, что среди римской знати были не только противники, но и союзники Мессалины. Одним из них был Луций Вителлий, консул 34 года, правитель Сирии в ранге проконсула в 35 году, цензор 48 года, отец будущего императора Вителлия. За его поддержку Мессалина дозволила ему заботиться о ее обуви. Показывая свою преданность, он носил одну из туфель Мессалины у себя на груди, под тогой, и, периодически вытаскивая оттуда, прилюдно покрывал ее поцелуями.

При помощи своих союзников Мессалина либо удаляет из Рима, либо лишает жизни всех, кто, по ее мнению, мог встать на ее пути. Среди ее врагов были почти все члены династии Юлиев-Клавдиев, которые сами, или дети которых, могли претендовать на место императора. Также из Рима был удален Сенека.



Такая политика не могла не сформировать партию недовольных. В середине сороковых годов эти люди сплотились вокруг племянницы императора — Юлии Агриппины. Пользуясь любовью императора, Агриппина смогла устоять против козней Мессалины, направленных против нее и ее сына, малолетнего Нерона, а открыто настоять на расправе с Агриппиной Мессалина не могла.

В 47 году один из приближенных вольноотпущенников Клавдия, казначей империи Марк Антоний Паллас, становится любовником Агриппины. Являясь противниками Мессалины, они разрабатывают планы передачи власти не Британнику, а Нерону.

Однако заговор стал не нужен, когда Мессалина совершила свою единственную ошибку в борьбе за власть.
В 48 году, желая полностью получить власть в свои руки, Мессалина задумывает сделать императором своего любовника, Гая Силия. Вызвано это было тем, что позиции Агриппины и Нерона сильно укрепились с тех пор, как ее стали поддерживать влиятельные римляне. Так на Терентинских играх 47 года, во время представления, показывающего осаду Трои, Мессалина и Британник получили гораздо меньшее внимание толпы, чем присутствовавшие там же Агриппина и Нерон. Мессалина отнеслась к этому, как первому проявлению того, что ее авторитет падает.

В начале 48 года она принуждает своего любовника Гая Силия развестись с женой Юнией Силаной. Когда Клавдий уехал в Остию, Мессалина, официально продолжая состоять в браке с императором, делает первый шаг планируемого ею заговора — она в присутствии свидетелей заключает брачный контракт и выходит замуж за Силия.

Один из влиятельных вольноотпущенников при дворе Клавдия, занимавший пост ответственного за переписку Тиберий Клавдий Нарцисс, донес об этом императору. Тот, будучи человеком мягким и податливым, кол:)ся в принятии решения, и Нарцисс сам, от имени императора, отдал преторианцам команду о захвате Мессалины и Силия.

Мессалину схватили в Остии, куда она выехала для того, чтобы увидеть Клавдия. Однако император к тому времени уже покинул город. Мессалину вернули в Рим и поместили в Сады Лукулла, под надзор ее матери, Домиции Лепиды.

Домиция никогда не одобряла стиль жизни Мессалины, однако не отказалась быть со своей дочерью в ее последние минуты. Они вместе подготовили прошение к Клавдию о помиловании, однако оно не возымело никакого действия. Мессалина была сломлена и все время плакала, только теперь осознав, в какое положение она сама себя поставила.

Свидетелями смерти Мессалины были трое — посланник императора, один из его вольноотпущенников и ее мать. Когда императорский легат и вольноотпущенник появились, Лепида сказала дочери: «Твоя жизнь кончена. Все что осталось — сделать ее конец достойным».

Мессалине было предложено самой наложить на себя руки, однако она не смогла этого сделать, и тогда легат заколол ее кинжалом. При этом взятый в свидетели вольноотпущенник все время оскорблял ее. Тело Мессалины было оставлено матери.

Клавдий никак не отреагировал на известие о смерти жены. В то время, когда ему доложили об этом, он ужинал. Единственной реакцией была просьба налить ему больше вина. Впрочем, в тот момент он был уже слишком пьян, чтобы быть вменяемым. Через несколько дней после смерти Сенат приговорил ее имя к забвению.
 
Назад
Сверху