NADYN
Модератор
Живопись и графика Константина Васильева
• Константин Васильев родился в городе Майкопе 3 сентября 1942 года
Детство, юность и зрелые годы художника прошли под Казанью, в небольшом поселке Васильево. В 11 лет он поступил в Московскую среднюю школу - интернат имени Сурикова, затем окончил Казанское художественное училище.
• В своем творчестве Константин Васильев экспериментировал с самыми различными стилями и направлениями в живописи - от классики, иконописи и русского лубка до современного авангардного искусства. Итогом многолетних исканий и явился особенный, неповторимый стиль, в котором слились воедино множество школ и течений. Созерцание и вдумчивость наших далеких пращуров объединились в его полотнах с динамичным, кинематографическим восприятием мира современного человека. Каждая картина Васильева имеет как бы несколько смысловых слоев: простой, обиходный, слой исторических параллелей и ассоциаций, слой символики славянской дохристианской культуры, и другие, более глубинные, которые трудно определить словом... Все свои серьезные работы Константин Васильев создавал, слушая каждый раз определенное музыкальное произведение, это своего рода синтез красок и звука. И еще: огонь на картинах написан светящимися красками...
• Официальные деятели Союза Художников долгое время отвергали творчество Васильева. С трудом ему удалось добиться разрешения провести выставку, сразу ставшую сенсацией и принесшую известность. Возвращаясь домой в день открытия этой выставки, Константин Васильев погиб - погиб трагически, при странных, нелепых обстоятельствах. И в этом еще одна тайна.
После смерти его картины продолжали преследовать. Уже в 1985 году, на заре перестройки, отдельные "деятели искусства" добивались... уничтожения его полотен, запрещая их реставрацию. Благодаря энтузиастам города Коломны, куда в то время переехала мать Васильева, его произведения все же удалось спасти. Сейчас они в Москве, а имена гонителей время стерло в пыль.
А. Доронин. Константин Васильев
Важное место в творчестве К. Васильева занимают иллюстрации к тетралогии немецкого композитора Р. Вагнера "Кольцо нибелунга". В этой музыкальной драме автор, взяв за основу "Сагу о Вользунгах", повествующую о предках Зигфрида, древненемецкую "Песнь о нибелунгах" и сборник древних германских поэм "Книгу о героях", создал произведение, имеющее собственное философско-этическое толкование. Тетралогия состоит из четырех частей: "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид" и "Гибель богов".
«Богиня любви Фрея»
«Заклинание огня»
«Валькирия над сраженным воином»
Немалое место в своем творчестве уделяет и легендарно-былинному циклу.
«Ожидание»
«Русалка»
«Старик с филином»
В картине есть сгорающий свиток с псевдонимом художника "Константин Великоросс" и датой, ставшей годом его смерти, - 1976-й, есть светоч, который Человек несет в руке, плеть, прозорливая птица, сомкнувшийся земной круг, нарочито сдвинутый, - все это символы. Но они могут казаться плоскими или быть очень емкими и духовно насыщенными. Все зависит от того, как зритель будет их воспринимать. Художник не занимался специальным подбором символов, они рождались у него подспудно при создании образов. Он работал интуитивно: несмотря на всю свою железную логику, воспринимал требуемую ему информацию неведо- мым нам чувством.
Толкование полотен может быть разным в зависимости от полноты их постижения. Существует, например, такое прочтение "Человека с филином". В облике старца художник попытался представить мудрость человеческого опыта. Поднявшийся великан соединил собой два мира: небо и землю, подобно мифологическому древу жизни - соединителю двух сфер. Васильев напоминает, что на Земле произрастают не только цветы и деревья, но и человеческие жизни. Словно корнями врос старец в землю, еще не проснувшуюся от холодного сна. Мех его шубы, схожий своей фактурой с заиндевевшими кронами деревьев, свидетельствует о былой связи его с зимним лесом. Человек поднялся из самой природы и достиг таких высот, что головой подпирает небесный свод.
Но что же взял с собой мудрец в нелегкий путь, равный, возможно, жизням многих поколений, чтобы связать собою два начала и достичь гармонии мира?
В основу истинного возвышения художник кладет всякое творческое горение - и как символ его - сгорающий свиток с собственным псевдонимом, очевидно, полагая, что только творческая мысль, рожденная из знания, способна достичь космических высот. Но сгорает имя! И в этом есть второй, личностный смысл. Истинный художник, истинный мыслитель должен полностью забыть о себе ради людей. Только тогда он становится живительной силой.
Из пламени и пепла пробивается вверх небольшой росток дуба - знак вечности. Дубок изображен наподобие нанизанных один на другой цветов трилистника - древнего символа мудрости и просвещения. Неумирающие знания оставил на земле огонь творчества!
Над ростком горит светоч, зажатый в правой руке старца. Видимо, это и есть главное, что взял и несет с собой мудрец. Светоч - символ ровного и негасимого горения души. Ореол свечи выхватывает тонкие черты лица человека, соединяющие в себе редкую сосредоточенность с возвышенностью мыслей. Какой-то особый смысл переполняет загадочные глаза старца. В них самоуглубление, зоркость не только зрительная, но и внутренняя, духовная.
Над седой головой он держит плеть, а на рукавице той же руки сидит грозная по виду птица - филин. "Живой" ее глаз - всевидящее око - завершает движение вверх: дальше звездное небе, космос. Плеть или бич необходимы, чтобы в любых условиях сохранять стойкость духа: без самоограничения недостижима истинная мудрость. И, наконец, изображение филина, совы у разных народов всегда было символом мудрости, беспристрастного видения мира. Филин - птица, для которой не существует тайн даже под покровом ночи. Это то откровение, к которому стремится и которого рано или поздно достигнет грядущий человек. Поэтический образ старца, рожденный художником, как бы включается в вечную жизнь природы и "высказывает то, что молчаливо пере- живается миром".
После окончания работы над картиной Васильев сказал матери: "Я теперь понял, что надо писать и как надо писать". Сила, заложенная в этих словах, говорила о том, что Васильев действительно вступает в новую фазу жизни и творчества. Он ощутил какой-то нерв жизни, что-то совершенно новое. Это был мощный прилив сил, проникший в него извне. И от наступившего периода можно было многого ожидать. Это происходило всего за несколько дней до гибели художника…
«Великан»
«Плач Ярославны»
Часть неоконченнного триптиха по мотивам "Слова о полку Игореве"
«Над Волгой»
«Садко и владыка морской»
«Гуси-лебеди»
Эта картина - своего рода дань памяти Васнецову, которого Константин Васильев считал одним из своих учителей.
Пейзажные работы занимают важное место в творчестве К. Васильева. Он делал их и с натуры и по памяти, но чаще всего в свободной импровизации.
«Лесная сказка»
«Лесная готика»
Не осталась без внимания Васильева и военная тематика.
«Нашествие»
Эта картина написана под увертюру к Шестой симфонии Шостаковича.
Сайты, посвященные творчеству Константина Васильева:
http://www.admin.debryansk.ru/~press/Personal/Konstan.html
http://www.rcio.rsu.ru/webp/class2/potok5/kazakova/intro.html#top
http://vasil.lipetsk.ru/bio/bio.htm
http://vasia-1.by.ru/texts/biogr/biogr_6.html
http://www.rus-sky.com/vasilyev/vasil_2.htm
http://tatar.museum.ru/Vasiliev/default.htm

• Константин Васильев родился в городе Майкопе 3 сентября 1942 года
Детство, юность и зрелые годы художника прошли под Казанью, в небольшом поселке Васильево. В 11 лет он поступил в Московскую среднюю школу - интернат имени Сурикова, затем окончил Казанское художественное училище.
• В своем творчестве Константин Васильев экспериментировал с самыми различными стилями и направлениями в живописи - от классики, иконописи и русского лубка до современного авангардного искусства. Итогом многолетних исканий и явился особенный, неповторимый стиль, в котором слились воедино множество школ и течений. Созерцание и вдумчивость наших далеких пращуров объединились в его полотнах с динамичным, кинематографическим восприятием мира современного человека. Каждая картина Васильева имеет как бы несколько смысловых слоев: простой, обиходный, слой исторических параллелей и ассоциаций, слой символики славянской дохристианской культуры, и другие, более глубинные, которые трудно определить словом... Все свои серьезные работы Константин Васильев создавал, слушая каждый раз определенное музыкальное произведение, это своего рода синтез красок и звука. И еще: огонь на картинах написан светящимися красками...
• Официальные деятели Союза Художников долгое время отвергали творчество Васильева. С трудом ему удалось добиться разрешения провести выставку, сразу ставшую сенсацией и принесшую известность. Возвращаясь домой в день открытия этой выставки, Константин Васильев погиб - погиб трагически, при странных, нелепых обстоятельствах. И в этом еще одна тайна.
После смерти его картины продолжали преследовать. Уже в 1985 году, на заре перестройки, отдельные "деятели искусства" добивались... уничтожения его полотен, запрещая их реставрацию. Благодаря энтузиастам города Коломны, куда в то время переехала мать Васильева, его произведения все же удалось спасти. Сейчас они в Москве, а имена гонителей время стерло в пыль.
А. Доронин. Константин Васильев
Важное место в творчестве К. Васильева занимают иллюстрации к тетралогии немецкого композитора Р. Вагнера "Кольцо нибелунга". В этой музыкальной драме автор, взяв за основу "Сагу о Вользунгах", повествующую о предках Зигфрида, древненемецкую "Песнь о нибелунгах" и сборник древних германских поэм "Книгу о героях", создал произведение, имеющее собственное философско-этическое толкование. Тетралогия состоит из четырех частей: "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид" и "Гибель богов".
«Богиня любви Фрея»

«Заклинание огня»

«Валькирия над сраженным воином»

Немалое место в своем творчестве уделяет и легендарно-былинному циклу.
«Ожидание»

«Русалка»

«Старик с филином»
В картине есть сгорающий свиток с псевдонимом художника "Константин Великоросс" и датой, ставшей годом его смерти, - 1976-й, есть светоч, который Человек несет в руке, плеть, прозорливая птица, сомкнувшийся земной круг, нарочито сдвинутый, - все это символы. Но они могут казаться плоскими или быть очень емкими и духовно насыщенными. Все зависит от того, как зритель будет их воспринимать. Художник не занимался специальным подбором символов, они рождались у него подспудно при создании образов. Он работал интуитивно: несмотря на всю свою железную логику, воспринимал требуемую ему информацию неведо- мым нам чувством.
Толкование полотен может быть разным в зависимости от полноты их постижения. Существует, например, такое прочтение "Человека с филином". В облике старца художник попытался представить мудрость человеческого опыта. Поднявшийся великан соединил собой два мира: небо и землю, подобно мифологическому древу жизни - соединителю двух сфер. Васильев напоминает, что на Земле произрастают не только цветы и деревья, но и человеческие жизни. Словно корнями врос старец в землю, еще не проснувшуюся от холодного сна. Мех его шубы, схожий своей фактурой с заиндевевшими кронами деревьев, свидетельствует о былой связи его с зимним лесом. Человек поднялся из самой природы и достиг таких высот, что головой подпирает небесный свод.
Но что же взял с собой мудрец в нелегкий путь, равный, возможно, жизням многих поколений, чтобы связать собою два начала и достичь гармонии мира?
В основу истинного возвышения художник кладет всякое творческое горение - и как символ его - сгорающий свиток с собственным псевдонимом, очевидно, полагая, что только творческая мысль, рожденная из знания, способна достичь космических высот. Но сгорает имя! И в этом есть второй, личностный смысл. Истинный художник, истинный мыслитель должен полностью забыть о себе ради людей. Только тогда он становится живительной силой.
Из пламени и пепла пробивается вверх небольшой росток дуба - знак вечности. Дубок изображен наподобие нанизанных один на другой цветов трилистника - древнего символа мудрости и просвещения. Неумирающие знания оставил на земле огонь творчества!
Над ростком горит светоч, зажатый в правой руке старца. Видимо, это и есть главное, что взял и несет с собой мудрец. Светоч - символ ровного и негасимого горения души. Ореол свечи выхватывает тонкие черты лица человека, соединяющие в себе редкую сосредоточенность с возвышенностью мыслей. Какой-то особый смысл переполняет загадочные глаза старца. В них самоуглубление, зоркость не только зрительная, но и внутренняя, духовная.
Над седой головой он держит плеть, а на рукавице той же руки сидит грозная по виду птица - филин. "Живой" ее глаз - всевидящее око - завершает движение вверх: дальше звездное небе, космос. Плеть или бич необходимы, чтобы в любых условиях сохранять стойкость духа: без самоограничения недостижима истинная мудрость. И, наконец, изображение филина, совы у разных народов всегда было символом мудрости, беспристрастного видения мира. Филин - птица, для которой не существует тайн даже под покровом ночи. Это то откровение, к которому стремится и которого рано или поздно достигнет грядущий человек. Поэтический образ старца, рожденный художником, как бы включается в вечную жизнь природы и "высказывает то, что молчаливо пере- живается миром".
После окончания работы над картиной Васильев сказал матери: "Я теперь понял, что надо писать и как надо писать". Сила, заложенная в этих словах, говорила о том, что Васильев действительно вступает в новую фазу жизни и творчества. Он ощутил какой-то нерв жизни, что-то совершенно новое. Это был мощный прилив сил, проникший в него извне. И от наступившего периода можно было многого ожидать. Это происходило всего за несколько дней до гибели художника…

«Великан»

«Плач Ярославны»
Часть неоконченнного триптиха по мотивам "Слова о полку Игореве"

«Над Волгой»

«Садко и владыка морской»

«Гуси-лебеди»
Эта картина - своего рода дань памяти Васнецову, которого Константин Васильев считал одним из своих учителей.

Пейзажные работы занимают важное место в творчестве К. Васильева. Он делал их и с натуры и по памяти, но чаще всего в свободной импровизации.
«Лесная сказка»

«Лесная готика»

Не осталась без внимания Васильева и военная тематика.
«Нашествие»
Эта картина написана под увертюру к Шестой симфонии Шостаковича.

Сайты, посвященные творчеству Константина Васильева:
http://www.admin.debryansk.ru/~press/Personal/Konstan.html
http://www.rcio.rsu.ru/webp/class2/potok5/kazakova/intro.html#top
http://vasil.lipetsk.ru/bio/bio.htm
http://vasia-1.by.ru/texts/biogr/biogr_6.html
http://www.rus-sky.com/vasilyev/vasil_2.htm
http://tatar.museum.ru/Vasiliev/default.htm