• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Сказка (без названия пока)

Sandy Martin

Почетный участник
Я сюда, может быть, неудачно впишусь, прошу прощения заранее, просто мне надо где-то на форуме это выложить, чтобы любимых форумчан порадовать.


Для всех, кто верит в Христа, и для всех, кто верит в кого-то другого и вообще для всех, кто во что-нибудь верит, у меня есть сказка. Хороша она или плоха - я не знаю.
Просто для тех, кому не хватает в жизни рыцарей, менестрелей и вообще сказок странствий, она может быть интересна.
А впрочем, я никогда не знаю, хорошо или плохо я написала.
Она длинная, 6,5 страниц.
Названия у нее пока нет. Может, кто-нибудь подскажет...

В далекой-далекой стране, где никто из нас никогда не был и уже не побывает, на опушке дремучего леса стояла занесенная снегом избушка.
В избушке было темно и холодно. Босоногая девочка сидела на лавке и читала книгу при свете единственной свечи. За окном сгущались ранние декабрьские сумерки.
Девочку звали Марта, она жила в этой избушке совсем одна вот уже несколько лет. Раньше здесь жила старуха лесничиха, но два года назад ее прибрал к себе Бог, а Марта наотрез отказалась пойти жить к кому-нибудь из соседней деревни, хотя сердобольные жители с радостью бы приняли ее – она была девочка работящая, смышленая, веселая и никому не доставляла хлопот. Но она осталась жить в старой избушке, появляясь в деревне лишь когда было нужно что-то купить или достать книги (деревенский священник уже давно обучал ее грамоте, у него же девочка могла найти множество разных книг). Ей было тяжело самой вести хозяйство – скотину ей помогли продать, чтобы выручить немного денег, а огородом она занималась сама, не покладая рук, все лето напролет.
Сейчас, в канун Рождества, ее пригласили бы в любой деревенский дом. Но Марта не хотела выходить из дому в метель, тем более что башмаки ее уже давно просили каши.
Когда же метель утихла, солнце уже село, и в занесенном снегом лесу было жутко. Кроме того… Марта не хотела сейчас видеть то милое семейство, которое звало ее к себе искреннее других. Осенью их сын Ник обручился с дочкой соседей, как и условились их семьи еще шестнадцать лет назад. А Марта, как и все тринадцатилетние девочки, хоть умом и понимала, что Нику попросту нет до нее дела, но в глубине души, конечно же, надеялась… Разумеется, никто и никогда не женил бы на ней своего сына – ни в этой деревне, ни в любой другой. В этой стране ни одна приличная семья – от королевской до беднейшей крестьянской – не приняла бы в себя сироту без роду, без племени. Должно было быть известно хотя бы имя ее отца. У Марты же не было даже собственного имени.
Десять лет назад девочку подобрали бродячие артисты в одной из деревень, через которую лежал их путь. Говорили, что ее привезли из города, но никто не мог сказать, из какого. Самым младшим из артистов был лопоухий рыжий парнишка – Мартин-певец. Он не умел ни ходить по проволоке, ни показывать фокусы; но на редкость складно сочинял веселые песенки про все, что видел вокруг. У него был звонкий, чистый голос, его пальцам были послушны лютня, гитара и флейта. Правда, его манера находить во всём недостатки и беззастенчиво их высмеивать многим была не по душе. Его считали злым, испорченным мальчишкой, для которого не было ничего святого. Поэтому всех так поразило то, что он так быстро привязался к маленькой девочке. И если бы не Мартин, конечно, артисты никогда бы не забрали ее с собой, но он грозился оставить труппу, потом просил, умолял, даже почти плакал, - и они согласились. Мартин назвал девочку своей сестрой, и поэтому её нарекли Мартой – настоящего ее имени никто не знал.
Труппа вскорости распалась, и девочку даже не успели научить ни одному из искусств увеселения публики, каким владели артисты. Мартин с сестренкой отправился странствовать, зарабатывая себе на кусок хлеба своими песенками, которые веселили простых горожан и крестьян, но приводили в ярость любых представителей власти или церковников – так зло мальчик высмеивал все то, что творилось вокруг. Осознав это, он нигде не задерживался подолгу, опасаясь гнева властей, и в несколько лет исходил, наверное, полстраны.
Все это время беды, казалось, обходили детей стороной, но однажды Марта тяжело заболела. Через несколько дней от нее заразился и брат. Им пришлось надолго остаться у приютившей их доброй женщины – вдовы лесничего, жившей в одинокой избушке неподалеку от одной из больших деревень. Она выходила их, и, выздоровев, Мартин счел своим долгом остаться у нее и помогать ей во всем. Тётушка Луиза – так ее звали – была рада приютить сирот, даже не столько из-за их помощи, сколько потому, что они скрашивали ее одиночество. До этого редко кто из деревни выбирался в лес поговорить со старухой.
Но Мартин не пришелся по душе соседям-крестьянам (как, собственно, и всем, кто прожил с ним бок о бок долгое время), в отличие от своей сестры, которую в деревне полюбили за приветливость и кроткий нрав. И однажды он решил, что пришла пора ему вновь отправиться в путь. На этот раз он не пожелал подвергать Марту тяготам, выпадающим в странствиях, и оставил её на попечение тётушки Луизы. Он обещал вернуться богатым и овеянным славой. А еще он дал Марте клятву отыскать её родителей, какой бы нелегкой не оказалась эта задача.
Прошло уже пять лет с тех пор, как Мартин покинул сестру. Он обещал вернуться или хотя бы прислать весточку к следующему Рождеству. Но Рождество прошло, за ним еще одно, и еще, а вестей о Мартине-бродяге всё не было. Умерла тётушка, и Марта осталась совсем одна в ветхой избушке на краю огромного леса.
Её давно убедили, что брат не вернется, и она сама говорила себе, что надежды нет. Но все равно, сидя у окна, она ловила себя на том, что постоянно вслушивается в шорохи за окном – не застучат ли копыта, не послышатся ли шаги, не стукнет ли кто-нибудь в окно… Ей казалось, что однажды это непременно окажется Мартин.

Сумерки сгущались, и Марта поднялась, чтобы зажечь еще одну свечу. Как и полагается в Сочельник, она читала Евангелие. Чтение священных книг (а книг другого содержания она практически не знала) сделало ее очень набожной. Девочка понимала, что её судьба, скорее всего, закончится в монастыре – ведь никто и никогда не пожелает жениться на сироте, разве что такой же безродный бродяга, а этого ей не хотелось. Сейчас мысли о монастыре даже радовали ее – ведь там наверняка не будет так одиноко и тоскливо, как здесь, в этой избушке. Там будет светло, там можно будет читать и трудиться на благо людям… Но все же что-то мешало этим светлым мечтам Марты. Отчего-то ей вспоминались странствия вместе с Мартином – босые ноги чувствуют каждый камень на бесконечной дороге, пыль, поднимающаяся от проезжающих повозок, попадает в глаза, мальчик протягивает ей флягу с водой, набранной в извилистой речушке, пересекавшей их путь, и ободряюще говорит: «Ничего, сестренка, скоро отдохнем». За плечами у него гитара, серый капюшон прикрывает голову от палящего солнца, а синие глаза блестят, как солнце на водной глади.
И Марте вместо холодных сводов монастыря представляются веселые ярмарки в торговых городах, хороводы девушек на сельских праздниках и дорога, уходящая за горизонт. И ей уже ничего так не хочется, как снова оказаться рядом с Мартином и услышать его песни.

Размышления вновь увлекли ее, когда она услышала стук копыт.
Сердце девочки забилось часто-часто.
«Неужели Мартин? Неужели мой братец?» - подумалось ей.
В дверь постучали.
- Кто явился? – спросила Марта дрожащим голосом.
- Дозвольте напиться, хозяюшка, - послышался незнакомый мужской голос.
Марта налила в ковш воды и отворила дверь.
Перед ней стоял незнакомый юноша в облачении рыцаря. Он с благодарностью принял ковш и осушил его.
- Спасибо еще раз, хозяюшка, благослови вас Господь. Позвольте узнать ваше имя?
Марта зябко переступила ногами – в дверь задувал холодный ветер, но она не смела просить незваного гостя закрыть её, ведь тогда они остались бы в избушке вдвоём, а она, хоть и безродная, но помнит о приличиях.
- Марта… Меня зовут Марта, - ответила она, принимая у него опустевший ковш.
- Просто Марта? – удивился рыцарь. – А как же имя вашего отца?
Девочка покраснела до корней волос.
- У меня… нет отца, - почти шепотом проговорила она. – Но у меня есть брат. Может, вы слышали о нём? – с надеждой задала она тот же вопрос, что задавала всем проезжавшим через деревню странникам. – Менестрель Мартин по прозванию Голодранец.
Рыцарь усмехнулся, но тут же лицо его вновь приняло почтительное выражение.
- Я, кажется, что-то слыхал… тот молодой человек, что в прошлом году наделал много шуму в столице?..
- А вы были в столице? – поразилась Марта. Она в первый раз за свою жизнь здесь видела человека, прибывшего из такой дали.
- До недавнего времени я жил там, - ответил юноша. – Позвольте представиться: Филипп. Почтенные предки мои были из рода Кленового Листа.
Марта распахнула глаза от удивления – она никогда не разговаривала ни с кем из знати. Если и видела их когда-то, то мельком.
- Отныне мы знакомы, - продолжил Филипп. – Может быть, вы позволите мне войти в дом?
Марта замялась.
- Это… неприлично, - тихо сказала она.
- Позвольте, сударыня, я благородный рыцарь и ничем не потревожу вас, клянусь честью, - пылко воскликнул юноша. – Я бы не стал настаивать, но вы, кажется, совсем замерзли.
Марта потерла одну ногу об другую и отошла в сторону, позволяя рыцарю пройти в дом.
До этого момента она всегда представляла знатных людей и даже рыцарей высокомерными и заносчивыми. Ей казалось, что встретив такую нищую и безродную девчонку, они тут же начнут командовать ей, как своей служанкой. Но сегодня она услышала больше учтивых слов, пожалуй, чем за всю свою предыдущую жизнь.
- В доме тоже холодно, - заметил рыцарь. – Почему вы не разведете огня?
- Нечем, - ответила девочка, пожав плечами. – Вчера вышли все дрова. А в такую метель, как была сегодня, в лес ходить опасно.
- Позвольте мне нарубить вам дров.
- А вы умеете? – вырвалось у Марты.
- Сударыня, - Филипп склонил голову, - в страшном бою я рубил головы врагам государства и короны. Неужели же я не смогу нарубить для вас дров?..

Рыцарь, действительно, пусть не очень умело, но быстро смог добыть веток, чтобы растопить печь. Марта бросилась разогревать постную похлебку, чтобы накормить его, но он сказал:
- С вашего позволения, я бы сначала немного вздремнул, - и устроился на лавке.
Марта же вновь устроилась с книгой у окна. Было так непривычно вновь чувствовать чье-то присутствие в доме… впервые за долгие месяцы. Она слышала, что под Рождество может случиться чудо… но разве они бывают на самом деле? И может ли считаться чудом, когда в доме появляется чужой человек? Ведь скоро он встанет и уйдет. И что тогда останется от чуда?
Она глядела на строчки, но не могла прочесть ни слова. Тогда она перевела взгляд на пляшущее в печи пламя… было так тепло и уютно, что она потеряла счет времени…
Марта очнулась оттого, что снова услышала стук в дверь. Кто-то барабанил, не переставая. Потом послышался голос… такой знакомый голос!
- Эй! Открывайте хозяину дома!
- Мартин! – в одно мгновение она была уже у двери. Еще столько же потребовалось, чтобы отодвинуть засов и повиснуть на шее у высокого небритого мужчины с такими знакомыми синими глазами.
- Здравствуй, девочка, здравствуй, милая, - хрипло проговорил он (от него пахло табаком и дымом). Он шагнул в горницу, закрывая за собой дверь. – А чей это конь стоит у крыльца? И кто этот… - он повернул голову в сторону спящего рыцаря, - …человек? Ты замужем, что ли?
- Нет, что ты, это странник… он приехал сегодня… попросил приюта…
- И ты его впустила? – взгляд Мартина посерьезнел. Девочка поежилась: он словно просвечивал ее насквозь. – Как ты могла? И что, ты многих уже… приютила?
- Мартин, миленький, не говори так! – взмолилась девочка. – Это первый раз… он поклялся честью… он благородный рыцарь… и потом, сегодня же Рождество… люди должны быть добры друг к другу…
- Черт возьми, сколько же мусора у тебя в голове, сестренка, - бросил Мартин. – Ты даже веришь клятвам этих… этих… - он взмахнул рукой, - придурков в кольчугах!
- Я не была в столице, - теперь уже голос Марты приобрел язвительные интонации, - не вращалась в высшем обществе и не имею ни малейшего понятия, почему благородным рыцарям нельзя верить.
- Верно, верно, маленькая, - голос менестреля вновь смягчился, - ты же живешь в этой дыре и ничего не знаешь… ладно, мы это исправим.
- Ты вернулся насовсем? – спросила девочка.
- Не знаю, - ответил Мартин. – Мне нельзя подолгу оставаться на одном месте, меня… ищут. – Он почесал заросший подбородок. – Я не хочу навлекать на тебя опасность.
- Какую опасность?
- Ах, это не твоего ума дело!.. Впрочем, я, наверное, расскажу… чуть позже. Но… если что… я твой брат и живу здесь давно. Если они явятся прямо сейчас…
- Кто «они»?
- Я точно не знаю. Не было времени с ними близко познакомиться. Но они выслеживают меня, это я знаю точно.
- Мартин! – голос девочки зазвенел. – Что случилось? Что ты сотворил? Может, ты убил кого-нибудь?
- Что ты, что ты, маленькая, - ответил он, - посмотри на меня…. И поверь: твой брат никогда не обагрил своих рук кровью. Хоть и был на войне.
- Тогда… - начала Марта и замолкла: своими громкими восклицаниями она разбудила гостя.
Филипп повернулся на бок и открыл глаза. Увидев Мартина, он резко сел на лавке.
- Что случилось? Кто вы?
- Я хозяин этого дома, - ответил менестрель. – А точнее, я ее брат.
- Менестрель Мартин Голодранец?
Помолчав, Мартин ответил:
- Да. И горжусь этим именем… Благородный сэр, мне нужно обсудить кое-что с вами наедине. Выйдем, - бросил Мартин.
Мужчины вышли на крыльцо, а Марта, чтобы не подслушивать, спустилась в погреб за припасами.
Недолгое время спустя они вернулись.
- Хорошо, положим, я могу тебе доверять, но… - Мартин оборвал фразу и принюхался. – Марта, что это?
- Это капустная похлёбка, - объяснила девочка.
- Ты что же, голодаешь? Тебе нечего есть, кроме вот этого? – Мартин презрительно скривился.
- Можно подумать, ты каждый день ешь господские деликатесы, - усмехнулась Марта. – А это – то, что подобает есть в пост.
- Я вижу, тебя и церковники порядком задурили! – воскликнул менестрель. – Что ж, ты права, нужно довольствоваться тем, что есть… но я надеялся хотя бы дома наесться досыта.
- Если позволите, - начал Филипп, - у меня были с собой некоторые припасы… хлеб, мясо, вино…
- Что ж ты молчал, неси быстрее! – прикрикнул на него Мартин.
Девочка подумала, что уж кто-кто ведет себя грубо и высокомерно – так это ее братец. Он, конечно, всегда был таким, но сейчас, в сравнении с рыцарем, казался совсем неприятным.
Впрочем, подкрепившись, он будто бы подобрел, и речи его стали куда плавнее и приятнее.
- Спасибо тебе, сэр рыцарь, за то, что поделился с бедняками, - смеялся он. – Что ж… пора, наверное, рассказать свою историю… хотя возможно, сэру тоже есть что рассказать?..
- Моя история недлинна, - начал Филипп. – Мой отец когда-то был беден, затем разбогател, но недавняя война вновь разорила нашу семью… когда я вернулся, наш дом был продан, и всем нам пришлось разбрестись в разные стороны в поисках лучшей жизни… Я собрался и отправился в путь куда глаза глядят. Не знаю, зачем и куда я направляюсь, лишь бы подальше от столицы. Это обманный город, он приносит несчастья.
- Там чертовски холодно, - перебил его Мартин. – Гибельный ветер с болот… беднота мрёт сотнями, а богатым ничего, строят себе богатые дома, дают балы… живут в свое удовольствие. А кому не повезло, над тем не плачут долго.
- Ты прав. Ты тоже жил в столице? – спросил Филипп.
- Какое-то время… - ответил менестрель. – Видите ли, друзья, когда пять лет назад я вышел из дому, я тоже не знал, куда и зачем иду. Я шел по дорогам, я пел свои песни… странствовал из города в город в поисках счастья… так и дошёл до столицы… Там я заболел и долго валялся в лихорадке, но выжил… Но со мной была… женщина… цыганка. Мы встретились в дороге и полюбили друг друга. Она бросила все, чтоб быть со мной, а я привел ее… на погибель. Она тоже заболела… её не стало…. Я сам копал могилу в мёрзлой земле. А всё оттого, что мерзкие церковники запрещают докторам лечить цыган и бродяг, чтоб очистить от них страну! – в голосе его слышалась истинная злоба. – Я ничего не мог с этим поделать, кроме как рассказать всему свету об их жестокости. Я пел об этом на площади, люди слушали и понимали, что я прав… а власти злились и гонялись за мной, чтобы покончить со мной. Когда началась война, я отправился к месту сражений, чтобы быть со всеми. Но и там я не столько воспевал подвиги славных рыцарей короны его величества, сколько раскрывал воинам глаза на то, что без их ведома творят их командиры. Вскоре и оттуда мне пришлось бежать… Меня и таких, как я, менестрелей, обвиняли в том, что из-за нас война была проиграна, хоть мы не были виноваты ни в чем. Я вернулся в столицу. Мне было опасно там появляться, но у меня было там дело… я искал твою семью, Марта.
- И… нашёл? – выдохнула девочка.
- Нашёл. Только нашёл-то я могилы, - угрюмо ответил Мартин. – Во время последней эпидемии, что была как раз десяток лет назад, твоих родителей забрала к себе смерть… Я узнал, что как раз тогда детей вывозили из городов, подальше от болезни. Видимо, так спасли и тебя. Я узнал твоё имя, только вряд ли найдется кто-нибудь, готовый его подтвердить.
- И какое же имя?.. – спросила девочка.
- Лючия. Ты принадлежала к небогатой семье, чье родовое имя обозначало, если я не ошибаюсь, Цветок Сирени.
- А что… что тебе еще удалось узнать?
- Да ничего особенного. Ну, разве что… она, то бишь ты… была по обычаю этой страны обручена еще в колыбели – с каким-то отпрыском бедного, но знатного рода Кленовый Лист. Меня всегда раздражал этот обычай, не подразумевающий наличия у людей чувств…
Но тут он замолчал, увидев, как переменились лица его друзей.
Когда он узнал имя Филиппа, он был поражен, но, не подав вида, бодро заговорил:
- Что ж, я сочувствую тебе, сэр рыцарь… впрочем, никто не знает, кто она есть на самом деле, и ты можешь с легкостью отвертеться от этой обязанности…
- Я знаю, кто она, и это главное, - ответил Филипп.
- Ты что же, и впрямь хочешь на ней жениться? – удивился Мартин. – То есть, я уверен, что моя сестра – девица прекрасная, но у ней же нет того воспитания и… как его… образование, которое должно быть у невесты рыцаря. Она – крестьянка, а до этого была и вовсе бродяжка.
- Ну спасибо на добром слове, братец! – вспылила Марта-Лючия.
- Вот. И характерец тот еще. Вся в меня, - усмехнулся Мартин. – Она, может, еще сама за тебя не пойдет.
- Браки заключаются на небесах, - ответила девочка, и Мартин разглядел в её глазах радость.
- Ну что ж, тогда пообещай не обижать ее, что ли, и дело, почитай, устроено… Хотя она и сама тебя обидит, ежели что, - рассмеялся он. – Вот история, действительно под Рождество. Хотите, я вам спою красивую песню про любовь?
- Не думала, что у тебя есть такие песни, - удивилась Марта.
- Не было… Потом появились, - туманно ответил менестрель.
- Ты что же, тоже обручен?
- Какие у нас обручения, милая, мы ж не из благородных, как вы, - ответил Мартин. – Я уж думал… после смерти моей… любимой… что я навеки предан ей… и что вместе с ней хороню собственное сердце. Но прошли годы, и я встретил девушку небесной красоты… Это было в столице, когда я был там в последний раз. Я увидел ее на балконе. Одежды ее были белыми, как снег, волосы – золотыми, глаза – голубыми и такими прекрасными, что я потерял дар речи. Увидев меня, она засмеялась и бросила мне цветок. Я поклонился ей и ушел, не смея занимать более ее внимание, но несколькими днями позже я встретил ее гуляющей в своём саду. Мы сошлись по разные стороны ограды.
«Здравствуй, - сказала она, - я слышала, как ты поёшь. Это смешно. Не пойдешь ли ты к нам в шуты?..»
«Нет, - ответил я, - я не могу, мне нельзя».
«Жаль, - ответила она, и голос ее звенел, как колокольчик. – Мне почему-то хотелось бы видеть тебя часто… каждый день».
Безумная мысль пришла мне в голову, и я протянул ей руку.
«Дайте мне руку, - сказал я, - и мы убежим. И будем вместе. И будем видеть друг друга постоянно».
Тут уже она сказала:
«Я не могу».
«Вы обручены?» - спросил я.
«Нет, но скоро буду», - ответила она, и видно было, что недавно она произносила эти слова с гордостью, а теперь они причиняют ей печаль. – «Моим женихом может быть лишь рыцарь королевской крови».
«Так представьте же, - сказал я, - что я – король, изгнанный из своей страны. Я вынужден скитаться и бедствовать, в то время как моей короной завладели самозванцы. Но я верну её себе и буду царствовать».
«Это правда?» - спросила она. Наверное, ей никогда не приходилось представлять то, чего нет. Ведь сказки и фантазии теперь считаются вредными для воспитания, особенно девушек.
«Нет, - ответил я, - но это возможно».
По её лицу я понял, что она сейчас заплачет.
«Мне надо идти, а то меня хватятся, - прошептала она. – Дай слово, что будешь здесь завтра».
«Я не могу дать вам слова, - ответил я. – Но я обещаю вернуться за вами, когда у меня будут деньги… и корона».
И я ушёл… ушёл, зная, что никогда не вернусь.
- И ты не знаешь даже её имени? – спросила Марта.
- Не знаю, - ответил Мартин. – Но, может, сэр рыцарь знает, ведь он жил в столице.
- А где она жила? – спросил Филипп.
- Огромный дом в центре столицы, сад с позолоченной оградой…
- А какой герб был на доме?
- Не помню… помню, что щит был белый.
- Это род Белого Знамени, - подумав, ответил Филипп. – Один из самых знатных родов королевства, близкие родственники монарха. А девушка – наверное, это была Нора… Я видел её незадолго до моего отъезда из столицы.
- Что она? – взволнованно спросил Мартин. – Замужем?
- Нет, но обручена.
- Я так и думал, - ответил он. – Что ж, - он налил себе вина и залпом выпил, - пусть она будет счастлива! Все равно ведь я никогда не добуду себе ни богатства, ни тем более, короны… все, что я добыл за годы странствий – петлю на свою тощую шею, но ей я завладеть не стремлюсь.
- Ты ведь обещал вернуться скоро, - грустно сказала Марта. – Еще до того, как загорится рождественская звезда.
- Я сдержал слово, - ответил Мартин. – Взгляни – вон она, взошла.

Далеко-далеко, в той стране, где никто из нас не был, и никогда уже не побывает, на опушке дремучего леса стояла занесенная снегом избушка. В ней сидела бедная девочка-сирота, странствующий рыцарь, лишенный наследства и влюбленный менестрель, по которому плакала виселица.
В окошко светила рождественская звезда. И от ее лучей над головами Марты и Филиппа загорелись венцы, а рыжие кудри Мартина увенчала корона…
 
По деталям:
Десять лет назад девочку подобрали бродячие артисты в одной из деревень, через которую лежал их путь. Говорили, что ее привезли из города, но никто не мог сказать, из какого.
Этот момент непонятен. Трёхлетняя девочка оказалась в деревне, да так, что никто не видел, кто и каким образом её доставил - но почему-то решили, что она из города (почему?) Тут же (или спустя какое-то время, но тогда непонятно, что делала девочка в деревне) появились артисты и забрали её. Сдаётся мне, тут ты перемудрила. Сказка - так сказка - почему бы артистам просто не найти ребёнка на дороге?
У него был звонкий, чистый голос, его пальцам были послушны лютня, гитара и флейта. Правда, его манера находить во всём недостатки и беззастенчиво их высмеивать многим была не по душе. Его считали злым, испорченным мальчишкой, для которого не было ничего святого.
Понимаешь, к чему я придралась? "Быть" - коварный глагол. Обойтись без него, когда повествование идёт в прошедшем времени, очень трудно, но часто употреблять - некрасиво.
Но Мартин не пришелся по душе соседям-крестьянам (как, собственно, и всем, кто прожил с ним бок о бок долгое время), в отличие от своей сестры, которую в деревне полюбили
Здесь лучше сказать не "своей", а "его". (Если надо, могу объяснить, почему).
босые ноги чувствуют каждый камень на бесконечной дороге, пыль, поднимающаяся от проезжающих повозок, попадает в глаза, мальчик протягивает ей флягу с водой, набранной в извилистой речушке, пересекавшей их путь, и ободряюще говорит: «Ничего, сестренка, скоро отдохнем». За плечами у него гитара, серый капюшон прикрывает голову от палящего солнца, а синие глаза блестят, как солнце на водной глади.
Вот это отличный абзац - и сказочный, и яркий, образный, многогранный.
И Марте вместо холодных сводов монастыря представляются веселые ярмарки в торговых городах... ничего так не хоче
, как снова оказаться рядом с Мартином и услышать его песни.
А здесь лучше не переходить на настоящее время, поскольку оно было в мечтах-воспоминаниях Марты.Так что: "представлялись", хотелось).
Марта зябко переступила ногами
А чем ещё можно переступить? Или убери "ноги" или добавь эпитет - босыми, озябшими, окоченевшими...
а она, хоть и безродная, но помнит о приличиях.
Опять сбой глагола во времени. "Помнила".
смог добыть веток, чтобы растопить печь.
Фактическая ошибка. Деревенская печь большая, веток (точнее, хвороста), чтобы в печи плясал огонь мало. Нужны или уголь или дрова.
и устроился на лавке.
Марта же вновь устроилась с книгой у окна.
Повтор одинаковых слов.
чисто русское слово, здесь оно неуместно.
сколько же мусора у тебя в голове...
придурков в кольчугах...
ладно, мы это исправим...
На мой взгляд, речь Мартина звучит слишком современно.
не вращалась в высшем обществе и не имею ни малейшего понятия
А речь Марты - высокопарно. Странно слышать про "вращение в высшем обществе" от деревенской девочки, не видевшей в жизни ничего, кроме пары-тройки церковных книг.
Что ты сотворил?
Наверное, натворил?
спустилась в погреб за припасами.
...Это капустная похлёбка
Выше по тексту она уже пыталась разогреть похлёбку для Филипа. Значит, похлёбка была в избе, а не в погребе. Что тогда за припасы, которые она принесла?
Слово из нашего времени.
А это – то, что подобает есть в пост.
Вечер накануне Рождества - это пост? Даже у православных он заканчивается с появлением первой звезды. А у католиков, возможно, и вовсе нет рождественского поста. Вроде бы они соблюдают постные дни, а из постов - только Великий (и то не так строго). Но в этом я не уверена.
Это обманный город
Тоже очень современно звучит... Хотя бы "лживый".
а богатым ничего, строят себе богатые дома
повтор
Какие у нас обручения, милая, мы ж не из благородных, как вы
Крестьянский мальчик, который нравился Марте, тоже был обручён с младенчества. Несостыковка получается.
Это было в столице, когда я был там в последний раз. Я увидел ее на балконе. Одежды ее были белыми, как снег,
Опять было-было-было.
я встретил ее гуляющей в своём саду.
Не слишком удачный оборот.
Мы сошлись по разные стороны ограды.
И этот тоже. Мне кажется, тут можно рассказать и поподробнее - как она гуляла, увидела его, пошла к ограде...
Ведь сказки и фантазии теперь считаются вредными для воспитания, особенно девушек.
Это фраза сказочника (рассказчика всей истории), но никак не Мартина.

В целом:
Отличная рождественская сказка (я не слишком тебя хвалю? А то ведь не будешь принимать меня всерьёз :D). Но есть и замечания, такие как:
1. Речь персонажей. Если рыцарь разговаривает ещё более или менее убедительно, то Марта - как будто получила хорошее образование. Про речь Мартина я тебе писала, она слишком современна.
2. Нестройность композиции рассказа. Ты, конечно, слыхала о классической схеме: "завязка-события-кульминация-развязка"? С первыми двумя пунктами всё в порядке, но кульминация и развязка слишком коротки и, если можно так выразиться, "слеплены". Ощущение при чтении, точно сначала медленно и скомфортом катишься, потом слегка поднимаешься в гору (что тоже не плохо), а под конец вдруг ух! - и в пропасть. В другом рассказе это было бы уместно как приём. В сказке - нет, увольте.
3. Достоверность. Ясно, что сказка - на то и сказка, что не должна быть достоверной. Но когда в ней исторические или логические нестыковки или неясности, это не есть хорошо. Отсутствияе дров зимой - это верная смерть, тут уже не до чтения книг, пусть даже божественных. Появление Марты в деревне объяснено - но я всё равно не верю в то, что никто не знал об эпидемии, не видел, как привезли девочку и т.д. Непонятно, что делал ночью в Рождество в лесу рыцарь Филипп. И кто и почему преследует Мартина. Из-за Норы или из-за политических песен?
 
(я не слишком тебя хвалю? А то ведь не будешь принимать меня всерьёз
Слишком.
Я эту сказку перечитала дважды и уже ненавижу. Она нечеловечески кошмарно написана. Хотя вроде бы, я продумывала текст, продумывала образы... Зачем я это делала? :)
Большинство ошибок, совершенно точно, хрестоматийные. Я их знаю, в теории могу рассказать попунктно, но на практике - ляпаю и ляпаю. И повторы, и "было", и "переступить ногами". То ли от спешки, то ли от еще чего.
По поводу достоверности и речи персонажей... вообще на самом деле это пьеса-импровизация. Трое взяли себе роли, легенды и отыгрывали их. Но поскольку такая пьеса была бы вырвана из контекста, я попыталась ухватить ощущение и сделать настоящую сказку. Но навыков стилизации не хватило. И специальных знаний.
Нестройность повествования - оттуда же. Надо было сделать один эпизод, на самом-то деле, где люди рассказывают свои истории. Это должна была быть этакая зарисовка без действия. Вообще. Без начала и без конца. Но это получилось бы скучно.
В общем, у меня совершенно не получилось выразить ни идеи, ни ощущения. Безумно жаль, мог бы быть лучший рассказ в моей жизни, а получилось... как всегда.
 
Безумно жаль, мог бы быть лучший рассказ в моей жизни,
Мог бы, если б ты захотела доделать текст и всерьёз занялась бы этим. Но, как мне кажется, тебе гораздо интереснее ругать себя и сетовать, какая ты бездарная. ;)
 
Но, как мне кажется, тебе гораздо интереснее ругать себя и сетовать, какая ты бездарная. ;)

Точно-точно!
Все давно уже поняли, что у тебя депрессия ;)
Можешь меня бить тапочками, но лично я не вижу, что в этом в общем-то слабоватом рассказе могло бы стать "лучшим твоим произведением".
Сюжет избит до безобразия, на тему таких вот "случайных" встреч не писал только ленивый. Да и стиль хромает ;) Увы... Нет уж, ты можешь писать гораздо лучше. Будем считать это одним из этапов развития и ждем еще произведений. А лучше переработки этого.
 
В целом сказка создала благоприятное впечатление, но есть несколько но, вероятно порожденных моим не очень сказочным отношением к жизни.
Я понимаю, что данное произведение позиционируется как сказка, но все же выскажу пару-тройку мыслей касаемо реалий рыцарской эпохи. Следует понимать, что делаю я это не из желания принизить художественную ценность произведения, а пользы для. Кстати, у самого у меня проблема отрыва от реальности проявляется куда хлеще.
Признаюсь, прочитал еще не все. Дочитаю - допишу.

Первое – девочке 13 лет, она несколько лет живет одна, самостоятельно, как я понял, обрабатывая землю и проживая вырученные за скотину (сомневаюсь, что у вдовы было много скота, если честно) денежки. Несколько в моем понимании – это более 3. Представляя себе 9-10 летнюю девочку, способную самостоятельно выжить, ведя практически натуральное хозяйство (как я уже упоминал, денег от продажи скота вряд ли хватило бы надолго) в условиях умеренно континентального (судя по снегу на рождество) климата… Я испытываю восхищение и, честно говоря, сомнения. Возможно, стоило сделать период одинокого проживания несколько меньше, а возраст девочки несколько больше. При всем при этом ей пришлось бы очень нелегко, поскольку одними овощами сыт не будешь, нужен как минимум хлеб, а на своем горбу (скотина-то продана) распахать делянку под хлеб, урожая с которой хвати на зиму и последующий посев, это вам не стометровку бегать. Огород-то вскопать вспотеешь.
Второе: кто такие рыцари? Ибо «облачение рыцаря» режет глаз. Я еще могу согласиться с «облачением монаха», при этом представляется некто в рясе, возможно с подрясником, подпоясанный вервием убогим, в сандалиях на босу ногу. Тут мы не очень сильно ошибемся, поскольку монахи в те времена по большей части умерщвляли плоть и различались не очень сильно в зависимости от ордена, к которому принадлежали. Облачение священника – уже более сложный вопрос, зависящий от конфессии, от того, повседневное облачение имеется в виду (при этом ранг священника тоже играет роль – пастор и кардинал выглядят очень по-разному), от службы или таинства, которые священник выполняет и так далее.
Что же касается облачения рыцаря, то тут вообще караул. Начнем с защитного вооружения, как наиболее спорного. Облачение рыцаря зависело от места его проживания, состоятельности и намерений. Честно говоря, мне трубно представить себе рыцаря, который согласился бы отправиться на бал в готическом или максимилиановском доспехе. Ежели откровенно, то и путешествовать в таком виде рыцарь вряд ли стал бы, поскольку: в доспехах такого типа холодно или жарко в зависимости от времени года. Они весят порядка 25-30 кг, постоянно носить на себе этот немалый вес не очень приятно, хоть он и распределен практически по всему телу, но в случае с максимилиановской броней основная нагрузка приходится на плечи. Кроме того, мы отметаем их как не подходящие нашему рыцарю ввиду того, что для облачения в них нужен оруженосец. Согласитесь, трудно представить себе человека, способного носить доспехи не снимая все путешествие. Почему не снимая? Да потому что не может самостоятельно в них влезть. Турнирные доспехи «в которых рыцарь не мог встать самостоятельно» мы не рассматриваем в принципе, ввиду их специфического назначения.
Итак, рыцарю, путешествующему в одиночестве остается немногое: доспех, который он может быстро и самостоятельно надеть на себя. Это может быть кольчуга, может быть чешуйчатый или неполный пластинчатый доспех, либо же кольчуга с дополнительным усилением частями пластинчатого доспеха. Примером может служить кираса с карвашами (наплечниками), которую можно было носить как поверх кольчуги так и без нее. У тебя рыцари упоминаются как «придурки в кольчугах», стало быть, мы имеем дело с ранним рыцарством, времен, когда мастерства оружейников не хватало на пластинчатые доспехи, более надежные и, как это ни парадоксально, временами даже более удобные, чем кольчуги. Но кольчуга не является атрибутом только рыцаря, ее с таким же успехом может носить разбойник, наемник или солдат из дружины богатого лорда, из которых ни один даже близко к рыцарству не подошел и даже сквайром стать не мечтает, а может даже и не хочет. Таким образом кольчуга не является детерминантом рыцаря.
Следующее – это шлем. Шлем это очень важная часть защитного снаряжения, без которой трудно представить настоящего рыцаря. Но разнообразие шлемов было таково и столь сильно зависело от места, где шлем был куплен (или добыт в бою), что диву даешься. Например, шлемы испанских рыцарей эпохи реконкисты походили, скорее, на мавританские. У польских рыцарей (их мы упомянем и далее) в ходу были каски. У рыцарей центральной и северной Европы частенько бывали шлемы, похожие на ведро, если говорить о раннем рыцарстве. Более поздние, снабженные забралами шлемы – это уже эпоха пластинчатого доспеха. Итак, шлемы у наших рыцарей разнообразны и пока что просты по конструкции. И все еще доступны нашим злобным разбойникам, наемникам и грубой солдатне.
Далее следует щит. Почему-то у странствующих рыцарей довольно редко упоминаются щиты, которые как раз-таки и являлись одним из обязательных атрибутов рыцарства. Щит украшался гербом и девизом, чтобы каждый мог знать с кем имеет дело. Если рыцарь желал сохранить инкогнито, он использовал щит без герба и девиза, но, учитывая, что рыцари обычно гордились своим родом, явление это было нечастое. В основном так делали товарищи раубриттеры, но они вообще личности не слишком положительные. Итак у рыцаря должен быть щит. Это, пожалуй, единственное из «облачения рыцаря», относящееся к почти обязательному и при этом защитному снаряжению.
Теперь об одежде. Тут разница еще разительнее. Зависит она от состояния (да, да, от банального злата) рыцаря и его местожительства. Поставив рядом испанского гранда, английского лорда и польского шляхтича века эдак 12 мы вряд ли сможем найти в их одежде много общего, за исключением того, что все они носят штаны (хотя штаны шляхтича – это особый разговор ). И, скорее всего, все трое будут одеты довольно броско.
Кто же из рыцарей носил действительно похожую одежду? Ответ прост – рыцари храмовых орденов. И то это касалось накидок (в разных странах именовавшихся по-разному, поэтому не будем углубляться в терминологию и назовем их просто накидками), носившихся поверх кольчуги. Накидки эти служили двум целям: предохраняли кольчугу от влажности, нагрева солнечными лучами и опять же для размещения на них гербов и цветов сюзерена. И вот как раз-таки у храмовников они были одинаковые. Но личная одежда не была форменной, как не были одинаковыми и доспехи. Это уже определялось толщиной кошелька и рангом рыцаря.
Теперь вооружение. Основным оружием ближнего боя для рыцарей считался меч. Меч для них был предметом в общем-то почти сакральным, участвующим в посвящении рыцаря. Но тем не менее многие рыцари предпочитали топоры или булавы (кистени) в зависимости от своих предпочтений в способах убийства ближних своих. Думается мне, что столь ловко управлявшийся с топором юноша был одним из них. Будучи по сути своей тяжелой кавалерией, рыцари умели и любили пользоваться копьем. Позднее рыцарское копье это, доложу я вам, штука жуткая. Максимальная длина такого копья достигала 5.2 м, примерно один метр приходился на заднюю часть копья, снабженную противовесом. А противовес был обязателен, потому что управляться с таким бревнищем (толщина древка могла достигать 10 см, чтобы был шанс, что они выдержит удар) одной рукой если оно не уравновешено – это Геракл нужен, а не рыцарь. Но во времена кольчуг такие копья были еще не нужны и, скорее всего, у рыцаря могла быть обычная пика – метра 4, может чуть больше. Именно наличием и пристрастием к копьям объясняется то, что рыцари редко пользовались стрелковым оружием, заодно почитая его оружием трусов. До тех пор, правда, пока не встретились с легкой восточной кавалерией, у которой луки были в большом почете. Ответом на это стал арбалет, в основном потому, что для рыцарей главным искусством был ближний бой, а стрельбе из лука уделялось мало внимания. И обучиться стрельбе из лука, а уж тем более с седла за сколько-нибудь разумное время они не могли. Арбалет же проще в использовании, хотя и уступает луку в точности стрельбы и скорострельности, при этом не обязательно превосходя в дальнобойности и убойной силе.
Что видим? За исключением копья (и то не обязательно) все оружие рыцаря могло быть в руках наемника и иже с ним.
Какие же еще могли быть отличительные особенности у рыцаря? Как ни парадоксально – это шпоры. Шпоры, зачастую украшенные так, что позавидует кофейный сервиз византийского императора, собственно и являлись третьей отличительной особенностью рыцаря. Шпоры, меч и щит – вот что в большинстве случаев доставалось рыцарю при посвящении. (Правду сказать, все это он покупал за свой счет или получал в наследство, но до момента посвящения носить рыцарские шпоры и герб было как бы моветоном).
Итак, подводя итоги: Облачения, по которому мы можем отличить рыцаря у нас набралось: шпоры, гербовая накидка, гербовый же щит. Остальное могло принадлежать просто вооруженному человеку.
Теперь дальше. Мартин называет рыцарей «придурками в кольчугах», при том, что рыцарь находится в доме. Не думаю, что дом усопшей вдовы состоял из большого количества звукоизолированных комнат, а это резко снижает шансы Мартина на продолжение нормальной жизнедеятельности.
Поясню свою мысль: рыцарь был ПРИВЕЛЕГИРОВАННЫМ человеком. Он был благороден (а это подразумевало скорее не верность слову и красоту поступков, а принадлежность к высшему обществу). И когда простолюдин, серв, практически животное, осмеливается назвать рыцаря как угодно, кроме господин или ваша светлость, сир, рыцарь может отреагировать нервно. Учитывая его вооруженность и умение (и, кстати, привычку) убивать, трепетное отношение к своей чести, я сомневаюсь, что это хорошая идея.
Далее, что касается оного рыцаря. Марта не могла не пустить его, ибо он по отношению к ней человек высшего сорта (хотя бы по его мнению и мнению рыцарей вообще). Вступать в спор с рыцарем, желающим отдохнуть от тягот пути попросту опасно. Я, конечно, не утверждаю, что все рыцари были злобными уродами (как, например, английские рыцари из фильма про Жанну ДАрк с Милой Йовович в роли Жанны), но большинство из них были ребятами суровыми.
Кстати спешу расстроить – куртуазное отношение к женщине, дама сердца и все такое – это касалось знатных дам. А крестьянку или служанку считалось вполне нормальным прижать где-нибудь в уголке, не особо спрашивая ее на то согласия. Такие вот дела.
Это я все к тому, что Мартин парень рисковый, если у него конечно нет под рукой заговоренной двустволки с бронебойными пулями.
 
Sandy Martin, ммм... не "О!" :o
Но местами есть ты прежняя, а это очень хорошо.
К сожалению, не могу пока четко сформулировать, что именно не так (я не про ошибки говорю, а исключительно об общем ощущении).
 
Gobblin, вообще-то ты прав в каждом пункте... Вернее, был бы прав, если б речь шла об историческом произведении, а не о сказке.
В реальном мире ничего подобного вообще не могло бы произойти, правда? Ты сам пишешь, что рыцарь не стал бы ни церемониться с нищей девушкой, ни садиться за один стол с простолюбинами, ни, тем более, позволять так разговаривать с собой. Но перед нами другой мир, мир, созданный воображением Сэнди. И в нём свои законы. Автор демиург - имеет право. :) У неё рыцари и одеваются каким-то особенным образом, и с простым народом общаются.
Что касается одинокого житья, то в тексте вроде бы сказано "два года". Стало быть, когда умерла старуха, Марте было не девять, а одиннадцать. Т.е., теоретически уже можно самостоятельно вести хозяйство. А хлебом или мукой ей, предположим, платили в деревне за какую-то работу...

Впрочем, важно не это, важно, чтоб Сэнди сделала вывод, что когда пишешь о чём-то, необходимо очень хорошо это знать. Или хотя бы ловко избегать описаний. :)
 
Насчет возраста - моя ошибка, признаю. Но мой опыт ведения сельского хозяйства показывает, что в 11 лет это тяжело. Представить, что я вынужден был бы заниматься этим в одиночку для выживания мне жутковато даже сейчас.
Хорошо, мир сказочный. Но тем не менее есть еще пара вопросов:
Sandy Martin написал(а):
- Что ж ты молчал, неси быстрее! – прикрикнул на него Мартин.
Прикрикнуть на рыцаря мог себе ппозволить только менестрель, который любим и привечаем его, рыцаря, сюзереном, да и то это рисково. Можно получить вызов и, в зависимости от ответа, проститься с жизнью или приобрести репутацию труса. Честно говоря, это мое личное мнение.
Sandy Martin написал(а):
сколько раскрывал воинам глаза на то, что без их ведома творят их командиры
В военное время это называется подрыв боевого духа армии. Обычно среди солдат находятся сознательные, или просто желающие продвижения по службе и певец скоренько оказывается перед очами вышеозначенного командира как вражеский шпион. А дальше дыба и виселица или, если повезет, то сразу виселица. Кроме того не стоит так сильно отрывать командиров от солдат, многие командиры как раз выходцы из простой солдатни. И еще момент: считается, что солдат не должен думать, а должен выполнять приказы. В любом случае, маршал не станет спрашивать мнения солдат или разъяснять им свои стратегические замыслы. Думается мне, что Мартину их тоже никто не доводил, так что рассказывал он солдатам только свои домыслы.
Sandy Martin написал(а):
хоть мы не были виноваты ни в чем
Виноваты в подрыве боевого духа армии. В шпионаже в пользу вражеского государства. В распространении пораженческих настроений. Это ему любой командир скажет. И с чистой совестью велит его повесить, потому как будет в его действиях своя сермяжная правда.
Ситуация с Норой.... Честно говоря, Мартин по-моему повел себя крайне некрасиво. Дурить девушке голову, учитывая несостоятельность ее будущих мечтаний, это как-то неблаародно.
 
Gobblin написал(а):
Но мой опыт ведения сельского хозяйства показывает, что в 11 лет это тяжело. Представить, что я вынужден был бы заниматься этим в одиночку для выживания мне жутковато даже сейчас.
Мне тоже. :) Но давай вспомним хоть христоматийного мужичка с ноготок, хоть Дарёнку из "Серебрянного копытца" - обоим пять (!) лет.
 
Знаешь, мужичок с ноготок все же не самый удачный пример: "Отец, слышишь, рубит...."
Даренка, понятное дело, ближе к теме, но она мне всегда казалась литературной гиперболой.
 
Gobblin написал(а):
Даренка, понятное дело, ближе к теме, но она мне всегда казалась литературной гиперболой.
Крошечка-Хаврошечка - тоже ребенок.
В 13 лет я уже огород копала, хоть и не наравне со взрослыми. Так то 20 век, а тогда взрослеть приходилось раньше.
 
Ладно, уговорили. 11-летний ребенок вполне способен жить в одиночку, землю пахать и еще и в деревне за харчи работать, уделяя массу времени самообразованию. 5-летние дети вполне способны содержать дом в порядке, еду готовить, что ресторанам не снилось, как нам показывает положительный опыт Крошечки Хаврошечки и Даренки. Был не прав, вспылил, с сельским хозяйством и возможностями эксплуатации детского труда в период средневековья знаком слабо.
 
Ну вот, пришли злобные девки - и обидели Гобблина. :(

Сэнди, а для тебя принципиально, что героине именно тринадцать лет? Это число что-то значит?
 
Да не обидели, просто не охота опять "спорить". Все едино каждый останется при своем мнении.
 
Оладушка написал(а):
самый прикол, что я с тобой практически во всём согласна...
В реальности - да:)
Хоть девушек в 13 лет замуж и выдавали, все равно - это девочка, жить ей одной... первый же разбойник надругался бы и замочил:)
А в сказке - почему бы и нет?:)
 
Потому что сказка по сути ссвоей не очень-то добрая. Это как народные сказки в неадаптированном для современных детей варианте. Попробуйте почитать русские былины в их начальном виде, жесть такая. что просто ух. Хотя тоже творчество, вроде как полусказочное.
 
Gobblin написал(а):
Потому что сказка по сути своей не очень-то добрая.
Прости, не поняла тебя - ты говоришь о сказке вообще, как о жанре? Или об этой конкретной сказке, написанной Сэнди?
 
Gobblin, я, кажется, уже очень давно простым и доходчивым языком просила вас не писать в моих темах. Потому что мне неприятно. Надо мной достаточно в этой жизни издевались. Мне больше не надо, поверьте. Я не буду читать, что там у вас под катом написано, у меня психика и без того хрупкая.

Я, конечно, не стала бы писать этой сказки, если бы знала, что мне будут предъявлять претензии к достоверности. Потому что даже когда я пишу про нашу страну и наше время, я уточняю, что все - альтернативное. Немного не такое, как в жизни. А уж если я уточняю, что это было в несуществующую эпоху несуществующей страны... Это сказка. Пусть в ней нет магии, она все равно не обязана походить на жизнь.
"Можно ли делать людям добро, когда они об этом не просят? - Только если они очень сильно об этом не просят" (с)
Я не просила меня критиковать. Более того, я просила меня не критиковать. Конкретно эту вещь. Потому что я не готова к критике. Я ее очень тяжело переношу.
Я прекрасно знаю все свои ошибки и слабые места. Всех своих текстов. Я могу про любой свой рассказ за последние лет пять рассказать, почему он ужасен, с цитатами неверных оборотов и нелогичных поступков персонажей. Я знаю все это даже про ненаписанные вещи. Но я не умею с этим жить. У меня слишком нежная душевная конституция, чтобы признаться себе, до какой степени все не радужно.
Когда мне было лет двенадцать, меня сдуру понесло на взрослый писательский форум с одним рассказиком. Разумеется, из него сделали отбивную. Я подождала пять лет.... и поняла, что лучше подождать еще пять. Может, как-то станет легче.
 
Назад
Сверху