• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Поэтический вернисаж

  • Автор темы Автор темы Ина
  • Дата начала Дата начала
Все с одной страницы сайта (адрес в конце сообщения) -

455. ***
Вы пленены игрой цветов и линий,
У вас в душе и радость, и тоска,
Когда весной торжественной и синей
Так четко в небе стынут облака.

И рады вы, когда ударом кисти
Вам удается их сплести в одно,
Еще светлей, нежней и золотистей
Перенести на ваше полотно.

И грустно вам, что мир неисчерпаем,
Что до конца нельзя его пройти,
Что из того, что было прежде раем,
Теперь идут все новые пути.

Но рок творцов не требует участья,
Им незнакома горечь слова — "таль",
И если все слепительнее счастье,
Пусть будет все томительней печаль.
Н.Гумилев 1909 г.

482. РИСУНОК АКВАРЕЛЬЮ
Пальмы, три слона и два жирафа,
Страус, носорог и леопард:
Дальняя, загадочная Каффа,
Я опять, опять твой гость и бард!

Пусть же та, что в голубой одежде,
Строгая, уходит на закат!
Пусть не оборотится назад!
Светлый рай, ты будешь ждать, как прежде.
Н.Гумилев

497. С открытки со штемпелем 6.02.1917 г., на которой
репродуцирована картина Л. Авилова "Гусары смерти".
Сообщено Л. В. Горнунгом.
497. ***
Взгляните: вот гусары смерти!
Игрою ратных перемен
Они, отчаянные черти,
Побеждены и взяты в плен.

Зато бессмертные гусары,
Те не сдаются никогда,
Войны невзгоды и удары
Для них как воздух и вода.

Ах, им опасен плен единый,
Опасен и безумно люб,
Девичьей шеи лебединой
И милых рук, и алых губ.
Н.Гумилев 6 февраля 1917 г.
http://www.aai.ee/~vladislav/poesia.../poesia/rus/copies/Akmay/Sborniki/raznoe4.htm

Вот интересно, можно ли найти репродукцию этой картины и существует ли рисунок со слонами?
 
Это есть художник Альтман,
Очень старый человек.
По-немецки значит Альтман -
Очень старый человек.
Он художник старой школы,
Целый свой трудился век,
Оттого он невеселый,
Очень старый человек.
Осип Мандельштам

http://www.vestnik.com/issues/2000/0201/win/orlov.htm
Это восьмистишие помнили все друзья и приятели Мандельштама. Натан Альтман в тогдашних петербургских богемно-литературных салонах был очень популярен. Мандельштам читал эти стихи сотни раз, давясь от смеха, но с напускной важностью и с сильным немецким акцентом: "ошэн стари шэловэк".
 
Иван Бунин

Художник

Хрустя по серой гальке, он прошел
Покатый сад, взглянул по водоемам,
Сел на скамью... За новым белым домом
Хребет Яйлы и близок и тяжел.

Томясь от зноя, грифельный журавль
Стоит в кусте. Опущена косица,
Нога - как трость... Он говорит: «Что, птица?
Недурно бы на Волгу, в Ярославль!»
Он, улыбаясь, думает о том,
Как будут выносить его - как сизы
На жарком солнце траурные ризы,
Как желт огонь, как бел на синем дом.
«С крыльца с кадилом сходит толстый поп.
Выводит хор... Журавль, пугаясь хора,
Защелкает, взовьется от забора –
И ну плясать и стукать клювом в гроб!»
В груди першит. С шоссе несется пыль,
Горячая, особенно сухая.
Он снял пенсне и думает, перхая:
«Да-с, водевиль... Все прочее есть гиль».


1908

Известно, о ком это?


А рисунок со слонами попробуем поискать.
 
NADYN написал(а):
Известно, о ком это?
О А.П.Чехове...

Венера
Одной рукой поддерживая тогу,
Не поднимая трепетных ресниц,
Как тайна красоты,
Как вызов богу.
Она стоит. царица всех цариц.

На длинной шее
Ни единой складки,
Две линии намечены едва.
И ямка у ключицы
Дышит сладко,
И ожерелье словно кружева.

Она стоит открыто,
Не таится,
А молодая мраморная грудь
Вздымается, волнуется, теснится,
Высокая и теплая чуть-чуть.

Весенним ранним утром
Земледелец
Её нашел случайно в борозде.
Крестьянский сын,
Тудяга и умелец,
Он ахнул,
Удивился красоте.

Он за неё в тревоге был,
Не зная
Среди своих бесчисленных забот,
Что женщина вот эта неземная
До наших дней
Спокойно доживет.
Марк Лисянский
 
NADYN
Да. именно. об Антоне. Николай умер задолго до переезда Антона в Крым, где и был построен новый дом. (Сел на скамью... За новым белым домом Хребет Яйлы и близок и тяжел.)

И уж речь зашла о Николае Чехове....

"Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочённый орех и в зелёный сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки".
Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за ёлкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Весёлое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Бывало, прежде чем вырубить ёлку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой...( А.Чехов "ВАнька Жуков") Рассказ написан несколько позже, чем этюд.

Н.П. Чехов "Крестьянский мальчик" (Ванька Жуков) 1881.
http://www.academy.sumy.ua/print.php?120153
 
Ина спасибо огромное за разъяснение:)

А вот о какой из Мадонн Мурильо вот это стихотворение Григорьева вы случайно не знаете? Давно ищу ответ:
NADYN написал(а):
Апполон Григорьев

К МАДОННЕ МУРИЛЬО В ПАРИЖЕ


Из тьмы греха, из глубины паденья
К тебе опять я простираю руки...
Мои грехи — плоды глубокой муки,
Безвыходной и ядовитой скуки,
Отчаянья, тоски без разделенья!

На высоте святыни недоступной
И в небе света взором утопая,
Не знаешь ты ни страсти мук преступной,
Наш грешный мир стопами попирая,
Ни мук борьбы, мир лучший созерцая.

Тебя несут на крыльях серафимы,
И каждый рад служить тебе подножьем.
Перед тобой, дыханьем чистым, Божьим
Склонился в умиленье мир незримый.

О, если б мог в той выси бесконечной,
Подобно им, перед тобой упасть я
И хоть с земной, но просветленной страстью
Во взор твой погружаться вечно, вечно.

О, если б мог взирать хотя со страхом
На свет, в котором вся ты утопаешь,
О, если б мог я быть хоть этим прахом,
Который ты стопами попираешь.

Но я брожу один во тьме безбрежной,
Во тьме тоски, и ропота, и гнева,
Во тьме вражды суровой и мятежной...
Прости же мне, моя Святая Дева,
Мои грехи — плод скорби безнадежной.

16 июля 1858, Париж
 
NADYN написал(а):
о какой из Мадонн Мурильо
нет, к сожалению, не знаю... а если попробовать вычислить...

И снова Ахматова -

Образ Анны Ахматовой в творчестве Модильяни
http://www.akhmatova.org/articles/lianda/lianda.htm

"Среди ранних стихов Ахматовой как будто нет ни одного, в котором бы отразился образ Модильяни", - пишет М. Кралин в своих комментариях к двухтомнику Ахматовой 1996 года. По мнению специалистов, художник мог быть героем только одного стихотворения, "В углу старик...", написанного в конце 50-х годов. В 1990 г. были опубликованы две строфы, не вошедшие в "Поэму без героя":
В синеватом Париж тумане,
И наверно, опять Модильяни
Незаметно бродит за мной.
У него печальное свойство
Даже в сон мой вносить расстройство
И быть многих бедствий виной.
Но он мне - своей Египтянке...
Что играет старик на шарманке?
А под ней весь парижский гул.
Словно гул подземного моря, -
Этот тоже довольно горя
И стыда и лиха хлебнул.

Еще одной подобной "парой", на мой взгляд, являются "кариатида" (холст, масло. 1911 г., Дюссельдорфский музей) и стихотворение "Надпись на неоконченном портрете" (см. илл. № 6):

О, не вздыхайте обо мне,
Печаль преступна и напрасна,
Я здесь на сером полотне
Возникла странно и неясно.

Взлетевших рук излом больной,
В глазах улыбка исступленья,
Я не могла бы стать иной
Пред горьким часом наслажденья.

Он так хотел, он так велел
Словами мертвыми и злыми.
Мой рот тревожно заалел,
И щеки стали снеговыми.

И нет греха в его вине,
Ушел, глядит в глаза другие,
Но ничего не снится мне
В моей предсмертной летаргии.
(1912 ?)
 
Путем вычислений я склоняюсь к выводу, что, возможно, вот это картина "Непорочное зачатие", которая до 1940 года была в Лувре, а потом была отдана Прадо.

50dc8cf6a82c.jpg


Правда, в одной из статей из "Вокруг света", посвященной "Моне Лизе", говорилось, что долгое время истинной звездой Лувра была картина "Вознесение Марии", позднее отданная Прадо... Может, это одна и та же картина? Просто я знаю о другом названии.
 
Да, это интересно... Настроение стихотворения отвечает грандиозности картины! Возможно, это та самая Мадонна, к которой обратился поэт.

А вот еще -

Потемневшие доски икон,
Богоматери строгий лик.
Не разорвана связь времён,
Наша жизнь -
лишь короткий миг…
Андрей Ковалев
http://www.andreykovalev.ru/lyric/item70#2
 
Мурильо много Мадонн. Его, как и Рафаэля, называли творцом Мадонн. Или Севильским Рафаэлем. На сюжет "Непорочного зачатия" есть еще две или три аналогичных картины. Одна даже у нас в Эрмитаже. Поэтому я до конца и не уверена в индитификации.
Но Григорьев адресовал свое стихотворное послание в Париж.
 
NADYN
Да, сомнения, сомнения... А хочется верить, что нашли то, что искали.

Продолжаем...


ТРОЙКА
Посвящается Николаю Егоровичу Сверчкову

Вся в инее морозном и в снегу,
На спуске под гору, в разгоне на бегу,
Постромки опустив и перегнув дугу,
Остановилась бешеная тройка
Под заскорузлыми вожжами ямщика...
Что у коней за стати!.. Что за стойка...
Ну!.. знать, у ямщика бывалая рука,
Что клубом удила осеребрила пена...
И в сторону, крестясь, свернул свой возик сена
Оторопевший весь со страху мужичок,
И с лаем кинулся на переём Волчок.

Художник! удержи ты тройку на мгновенье:
Позволь еще продлить восторг и наслажденье,
За тридевять земель покинуть грусть-печаль
И унестись с тобой в желанную мне даль...
Лев Мей


Николай Егорович Сверчков
http://varvar.ru/arhiv/gallery/animal_art/sverchkov/index.html
"Тройка"
 
Нико Пиросмани
Одни безмерно славят Пикассо,
Другим милей примитивист Руссо,
А я люблю Николо Пиросмани.
Талант природный дивной широты,
Свет истинной безмерной доброты
К нему невольно сердце манит.
С любовью детской жизнь он принимал,
На мир внимательно, задумчиво взирал
Огромными оленьими глазами,
И удивлялся суете мирской,
И плакал горько над судьбой людской
Жирафа непролитыми слезами.

На пир размеренный за дружеским столом
Поднятым рогом с солнечным вином
Компания, ликуя, приглашала.
Хлеб улыбался. Славился навек
Счастливый хлебосольный человек,
И скатерть белоснежная сияла.

Он всех жалел и белизной прощал,
На плечи птиц с любовью помещал,
А кисть его грехов не замечала.
Восславили земную доброту
И щедрости сердечной широту
Роскошные тела красавиц Ортачала.

Частица каждому его души дана,
И верю, он погиб не от вина –
Любовью был сожжен к всему живому.
Бессмертен и велик талантливый народ,
Который миру гения дает,
Сердечной добротой подобного Святому.
Анна Михайлова

Нико Пиросмани
В запутанные улочки Тбилиси
Гортанные базарные смешки
Привычным фоном ласковым вплелись и
Излечат от назойливой тоски...
Заложен дом, отцовская лавчонка -
Всё пущено на россыпи цветов.
Карочохели из-за глаз девчонки
Вдруг превратился в вечного Кинто...

Закончен праздник - будни стали серы
И голодны и холодны порой.
Ему недоставало сил и веры,
Но, будто крылья за худой спиной
Ему служили вылезшие кисти,
Полуистертые мелки и карандаш...
И много раз покрыло снегом листья,
И загородных гор густой мираж.
Пусть пэри с невесёлыми глазами
Уехала на вечные века,
Еще продаст художник на базаре
Законченную линию мазка...

И облаков наполненные чаши
Готовы расплескаться дождь- вином...
Спускается в седой Тифлис вчерашний
Туманный и крутой Мтацминды склон.
А нищета вписалась в одиночку,
Как искренняя верная жена.
Картины, как души больной кусочки,
Распродаются плохо. Пей до дна!
Склоняются и сильные чинары
Под гнётом нескончаемых ветров...

А вывески Армянского базара
Горят палитрой тех её цветов...
G Natalie
http://zhurnal.lib.ru/g/g_n/pirosmani.shtml


Н.Пиросмани
"Трапеза в виноградной беседке"
 
***
Давайте напишем пейзаж —
Наметим деревья, а проще
Очертим березовой рощей
Края своего полотна.

Кирпичного цвета поля
От рощи пойдут бороздами,
Леса заиграют дроздами,
И прочая тварь оживет.

Тут встречный состав налетит,
След гари над полем оставит
И в раму оконную вставит
Написанный нами пейзаж.

И станет проезжий глазеть
И думать: «Природа есть тайна,
Достойна она почитанья.
Да будет творящий блажен!»

* * *
Вот девочка меня рисует на уроке —
стою с раскрытым ртом, нечесана и зла.
А детский карандаш язвительней Лотрека,
и щурятся хитро веселые глаза.

Ну, умница моя, куда ж ты отвернулась?
Чему же я тебя, ехидну, научу?
Из хаоса штрихов рождается творенье.
Мне мастерство твое, увы, не по плечу.

Когда бы мне самой так трепетно и лихо
взбегать, карандашом прокладывая путь...
Ну что же ты сидишь? Поставь на место ухо,
и губы, и глаза. И подпись не забудь.


ФЛОРЕНЦИЯ
О печаль семейных хроник,
Славословье древних од!
Что он знал — старик и хроник -
Флорентийский патриот?

Схоронив сестру и брата,
У могилы на краю
Воспевает витьевато
Он Флоренцию свою.

Вот идут, крестясь и плача,
Вдоль палаццо млад и стар.
Это «Нищие» Мазаччо
Принимают божий дар.

Это сироты и вдовы
В черных отсветах чумы,
Были к гибели готовы —
Вечно жить обречены.

Скорбный, медленный и ясный
Стон восходит над толпой:
До чего же жить прекрасно
Во Флоренции родной!

Словно тягостная сладость
Звонких дантевских терцет.
Вот откуда эта радость,
Эта благость, этот свет,

Эта дивная свобода,
Неба глянцевая даль —
Делла Роббиа по своду
Льют лазурную эмаль!

***
Художник нагл до торжества,
До упоенья, до бесстыдства!
Слепящий луч на холст ложится,
И жаркой кажется листва.

Все краски лезут на рожон,
Свет переливами играет,
Пока — в стихию погружен —
Он кисти в краску окунает.

Пока нащупывает ход
К холсту средь мусора и хлама,
Весь мир ликует и поет,
Никак не втискиваясь в раму

УРОК ЖИВОПИСИ
Начнем с натюрморта.
На стол
поставлены фрукты на блюде.
И красок веселый настой
воинственно бродит в сосуде!
Бокалы изысканных форм,
тарелки различного типа,
тяжелый дулёвский фарфор
почти завершает картину.

Но складками скатерть ползет
туда, в направлении двери,
где стул, и диван, и комод.
Итак, натюрморт в интерьере.
В нем сумрак таинственный правит,
в нем, ведая все наперед,
трюмо расписное лукавит
и ножку затейливо гнет.
Вот сумрак в палитру проник —
включать электричество впору.
Но ветер ворвется, на миг
откинув тяжелую штору!

И взгляд притупившийся наш
нежданную встретит усладу,
поскольку чудесный пейзаж
откроется нашему взгляду:
там реки, леса, и поля,
и птиц многоцветное пенье —
надежда, которой земля
нас всех одарила с рожденья.

И выхватит солнечный свет,
весь мир обегая поспешно,
фигуру, лицо и усмешку —
поскольку мы пишем портрет!
Он будет главенствовать тут,
в мерцании тени и света,
и явственный смысл обретут
пейзаж, интерьер и предметы.
И чтоб сохранилось навек
все, что расточаемо всуе,
он кисти возьмет, Человек,
и заново все нарисует!
http://www.sweden4rus.nu/lib/o_shvecii/text/poljarnoe_solnce.asp
Римма Маркова
 
Молотов сидел у себя дома, подле стола.
Перед ним стоял портрет Надин, подаренный ему
Череваниным. Художник успел унести портрет с
собою, когда должен был прекратить работы у
Дороговых.
"Как поздно пробил мой час,- думал Егор
Иваныч, глядя на лицо девушки. - Чем я отплачу
тебе за твою любовь и за то терпенье, которое тебе
нужно теперь? Настрадалась ты, бедная, за то, что
хотела жить со мной; но что я тебе дам в жизни? "

Помяловский Николай "Молотов"
http://www.pomyalovskiy.org.ru/lib/sb/book/2487/page/100

Художник Череванин - это вымышленное лицо? Кто-нибудь знает?
 
В стихотворении 1910 года "Старый портрет" - образ "стройной белой дамы" и влюбленного в нее художника, для которого "жуткие губы" этой дамы "стали смертельной отравой". Оно посвящено А. Экстер. Этого портрета никто никогда не видел, он нигде не воспроизводился и не экспонировался. Кроме того, известно, что Экстер никогда не написала за свою жизнь ни одного портрета. Можно предположить, что Ахматова посвятила стихотворение Экстер, таким образом скрывая свою тайну. Тем более, что каждое слово этой строфы указывает на рисунок Модильяни и говорит о том, что Ахматова могла знать также о храме (см. илл. № 4):
Тонки по-девичьи нежные плечи,
Смотришь надменно-упрямо;
Тускло мерцают высокие свечи,
Словно в преддверии храма.
http://www.akhmatova.org/articles/lianda/lianda.htm


Старый портрет
Сжала тебя золотистым овалом
Узкая, старая рама.
Негр за тобой с голубым опахалом,
Стройная белая дама.

Тонки по-девичьи нежные плечи,
Смотришь надменно-упрямо;
Тускло мерцают высокие свечи,
Словно в преддверии храма.

Возле на бронзовом столике цитра,
Роза в граненом бокале...
В чьих это пальцах дрожала палитра,
В этом торжественном зале?

И для кого эти жуткие губы
Стали смертельной отравой?
Негр за тобою, нарядный и грубый,
Смотрит лукаво.
Анна Ахматова
(1910)
 
Портрет Незнакомки

Такая печальная Дама –
Улыбка сквозь слезы в глазах,
И тонкие чуткие пальцы
Бесцельно блуждают в мехах.

Пушистых волос колокольчик
И прядка у левой щеки.
И звонкий, но грустный бемольчик,
Тревожно стучащий в виски.
http://e-vi.org/SB/KG35/POMIS/T1.HTM
Татьяна Помысова
 
ТЕОФИЛЬ ГОТЬЕ

Прометей

(К картине Ребейры)
Перевод с французского Ольги Чуминой

Небесного огня отважный похититель,
Прикован к высотам, на муки осужден,
Олимпу и теперь бросает вызов он,
И втайне перед ним трепещет небожитель.
Когда ночная мгла объемлет небосклон,
Покинув синих вод прохладную обитель,
Ундины юные спешат со всех сторон
К скале, где пригвожден недавний победитель.

Он внемлет в тишине их жалобным речам,
Их слезы льют бальзам в зияющую рану,
Но ты, Рибейра, был суровее, чем сам
Неумолимый Зевс к отважному титану,
Тобою осужден один во тьме ночей
Терзаться муками великий Прометей
 
- Я тоже думала об этом, - ответила, помолчав, Моргиана, - и мне одно
объяснение кажется правильным, как оно ни чудовищно по своему существу. Ты
не ребенок, и тебе следует знать о рисунке, который висел в спальне нашей
матери, когда она была беременна мной. Это был этюд Гарлиана к его картине
"Пленники Карфагена", изображающей скованных гребцов галеры. Этюд
представлял набросок мужской головы, - головы каторжника - испитого,
порочного, со всеми мерзкими страстями его отвратительного существования:
смесь шимпанзе с идиотом. У беременных женщин бывают необъяснимые прихоти.
Наша мать приказала повесить этюд напротив изголовья своей кровати и подолгу
смотрела на него, привлекаемая тайным чувством, какое вызывала в ее
состоянии эта повесть ужаса и греха.
А. Грин "Джесси и Моргиана".
http://lib.web-malina.com/getbook.php?bid=1594&page=1
 
Назад
Сверху