• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Поэтический вернисаж

  • Автор темы Автор темы Ина
  • Дата начала Дата начала
ДРУЗЬЯМ ХУДОЖНИКАМ В. А. Гиляровский

Н. X. Аладжалову

Ты прелести Кавказских гор
Сменял на лес, на Волгу, нивы,
На перевоз, на косогор,
На наши грустные мотивы!



В. П. Бычкову

И этот солнечный базар,
Над бурной Волгой красный яр
И вверх бегущий «Самолет»
Живую Волгу мне дает...



В. Н. Бакшееву

Напухший снег и темен, и печален,
Прозрачен воздух в выси голубой,
И пятна яркие расплывшихся проталин –
Все дышит близкою весной.



А. М. Васнецову

Молчат отроги скал кремнистых,
Снежком одетые слегка,
И на утесах серебристых
Покойно дремлют облака.
Предо мною живо встала
Наша русская земля —
От Кремля и до Урала,
От Урала до Кремля,
От Ивана Калиты
И до пушкинской мечты.



С. А. Виноградову

Высокий Кремль в покрове снега...
Там — пожелтелые леса.
Спит тихий пруд... Покой и нега.
В воде играют небеса...
В господском доме тишина.
Все сохранилось, как и было
Тогда в былые времена,
Когда по-барски барство жило.



А. М. Герасимову

Пятна яркие, отрадные,
В них душа родной красы;
Радость — степи неоглядные
Черноземной полосы!



Н. Н. Дубовскому

Блестит прозрачная волна,
Зеленой влагой глаз лаская...
Как беспредельна даль морская
И тайн неведомых полна!



С. Ю. Жуковскому

Что мне Жуковскому сказать?
Он за себя и сам ответит:
Ему ль теперь не распевать —
«Мой костер в тумане светит»?
Те же тени синие,
Те же блески инея
С свежестью этюда...
Но... платки откуда?!



Н. А. Клодту

Еще погода холодна...
Едва проснулася весна...
И Волги белая волна
Неудержима и грозна...



С. Т. Коненкову

Каким путем художник мог
Такого счастия добиться:
Ни головы, ни рук, ни ног,
А хочется молиться
Не воплощенной красоте,
А недосказанной мечте?



А. М. Корину

Его «Элегия» изящна и грустна
И жизнерадостной надеждою полна.



К. А. Коровину

Все воплощалось под рукой
В порывах бурных и мятежных —
Бульварный шум, Париж ночной
И солнца луч на розах нежных.



Н. П. Крымову

Утро. Туча.
Туча. Утро.
Точно куча
Перламутра.



М. В. Леблану

Кремля старинные палаты,
Леса, река, ковер травы.
Усадьба около Москвы
И развалившиеся хаты.



С. В. Малютину

Не тени — а ласки
И солнце, и свет,
Зеленые сказки
И свежий портрет.



В. Е. Маковскому

Пишешь ты униженных,
Пишешь ты обиженных,
Пишешь ты горюющих,
Пишешь ты ликующих.
Пишешь русский быт
И... не позабыт!



В. В. Переплетчикову

Уходит старая Москва.
Ее дощатые заборы,
В садах тенистых птичек хоры
Теперь — забытые слова!
Ты сохранил на полотне
Все то, что пахнуло деревней,
Те уголки столицы древней
В замоскворецкой стороне.
Безмолвна даль реки зеркальной.
Хатенки старые в тиши,
И—дикой степи отзвук дальний —
Уныло шепчут камыши...



К. С. Петрову-Водкину

Пейзаж: ребенка кормит мать!..
И мальчик — так саженок пять!



П. И. Петровичеву

Пестры, разнообразны темы:
Весенний день и Волги ширь,
Natura morte, хризантемы,
Березы, фрески... монастырь.



В. Д. Поленову

Смотрю на русские картины,
На даль, без меры и конца,
За далью вижу Палестины
Незаменимого творца.



М. С. Пырину

И вылились художника мечты
В суровые и строгие черты,
Глазами освещенные живыми.
И радостно, и жутко перед ними.



И. Е. Репину

Что за сила! Что за ширь!
Блещет кисть твоя,
Наша слава, богатырь
Дедушка Илья!



А. С. Степанову

И вижу я пушистый снег,
Удалой тройки смелый бег
И стаю гончих средь полей,
И ярко-красных снегирей.
Я вижу родину мою,
Я вижу к ней любовь твою,
К ней, милой родине моей.
Волк одиноко убитый лежит.
Кормят борзых, что его затравили…
Лось, пробираясь по чаще, бежит.
Русь удалая в просторе и силе! ..



Л. В. Туржанскому

Писал с душой, писал с подъемом,
В тени берез и стройных лип
И пахнет свежим черноземом,
И слышен мне телеги скрип.
Решив искания вопросы,
Идет вперед он с каждым днем,
Сменив на снежные заносы
Свой прошлогодний чернозем.



К. Ф. Юону

Углич — утро...
Углич — тройка...
Дальше — Углич, древний град...
Неожиданно и бойко
Углич вышел на парад.
Портрет. Волшебница-зима.
Ока готова к ледоходу,
И пляшут свахи без ума,
И пароходы пенят воду.



В. Н. Яковлеву

Москва... Декабрьские морозы;
А рядом — лета благодать,
Так живы лилии и розы,
Что даже... хочется сорвать!
Георгины бархат нежный
И настурций огоньки,
И сверкают безмятежно
Меж ромашек васильки.

http://www.booksite.ru/fulltext/ihu/doj/niky/7.htm
 
Коломбина
Превращусь в Коломбину
С портрета Мельци.
Утаю эту встречу
С глазами, с сердцем.
С душою, выжженной
Жизнью без веры.
Тайны не выдать,
Вздох подавить.
Только без меры
Жалеть и любить.
Ляля Чандра


Портрет Саскии в виде Флоры
Там Саския прошла в венке из роз,
Раздвинув сумрак нежною рукой.
И дрогнули браслеты на запястье,
И каплями расплавленных жемчужин
Стекает свет с поверхности холста,
Чтоб мир преобразить
Виденьем мира,
Видением страданья и любви.
О Рембрандт!
Ляля Чандра


Критские царицы
Это Кносс.
Здесь женщины- осы
Поцелуями жалят,
Душат косами.
На юбках две синие полосы,
Стеклянные бусы на шейках,
Вьются локоны- змейки.
Магические зрачки
Невинно пусты.
Богини?
Царицы?
Колдуньи?
Ваши тайны хранит лазурит.
Им раскрашен мой остров Крит.
Ляля Чандра



Маскарон
Был так пленительно велик
Бесцельно утомленный лик.
Влекома лестницей веков
Сквозь ливень розовых цветков,
Еловых веток у стены
Уйти с тобой хотела в сны.
И сделав сонное лицо
Взошла на древнее крыльцо,
Где стала камня холодней
кариатидой прежних дней.
Ляля Чандра


Скульптура "Ника,снимающая сандалии"
На розовый мрамор скатились
Две каменные слезинки.
У страха глаза велики.
У храбрости нет их совсем.
Ника снимает сандалии.
Сыплется Время.Путается
В щиколотках сандаловых,
пальчиках перламутровых.
Ляля Чандра

Дворцовая сцена
(Раджпутская миниатюра)

Закатных прохлад ожидая,
В покоях принцесса сидит.
Служанки смеются, играя,
Мелодия тихо звучит.

На мраморных плитах террасы
Затейлив девичий букет
(Им ткани парчовой кирасы
Заменят французский корсет).

Причудлив убор танцовщицы —
Подвески, браслеты звенят.
Как перышки трепетной птицы
Искрится блестящий наряд.

Там клумбы из маков багряных
Украсили каменный двор.
Хрустальные струи фонтана
Рисуют прозрачный узор.

Шесть рыбок под зеленью водной,
Как в лунной тени, в полутьме,
Резвятся легко и свободно —
На воле, а все же в тюрьме.

Роскошны цветы на завесах.
Не встретишь таких на земле…
Бледна и недвижна принцесса,
Усталость на белом челе.

Так долго; сегодня и завтра
Продлится прекрасной тоска.
Валентина Чернова

Нефритовая пластина с изображением мальчика
Держи квадратную пластину —
Востока Дальнего привет!
О! С ней нефрита властелины
Продляли свой жестокий век.

Нефрит звенит, поет, блистает
Слюной драконьего плевка,
Страну бессмертья обещает,
Где жизнь игрива и легка.

Запечатлен на камне мальчик,
Чья жизнь — пионовый роман.
А имя — Бао-юй — на счастье,
Садов тумановый обман

Он возлежит невинно, мило,
Ладошку в щеку уперев…
А красота его губила
И юных жен и хрупких дев.

«Сон в красном тереме»,
Здесь на куске нефрита,
В саду затерянном
Для многих неофитов.
Валентина Чернова


Японская ширма
Четыре рамки ровно в ряд,
Оклеены тончайшим и шелком,
И створок праздничный наряд
Расшит умелою иголкой.

Не хризантема — плод трудов,
И не пион — цветок богатства,
Не гордый лотос — царь прудов,
Здесь ветки сливы к нам клонятся.

Каскад сливовых лепестков —
Намек на зарожденье года.
Знак Ян у беленьких цветков,
Знак Инь — корявый ствол урода.

Под сенью слив родился Ли,
Дитя и старец — дивный гений,
Мудрец для всех концов земли,
Пример для многих поколений.
Валентина Чернова

Фарфор
Ленты,банты и пуанты,
куколки играют в фанты.
В душном облаке духов
Ты мелькнул и был таков!
Ты сверкнул стеклянным глазом
со старинной севрской вазы.
В нарисованной беседке
Ты кокетничал с соседкой.
Ты застрял в прическе феи -
Кудри сыпались,как змеи!
куклы видели,как ловко
Ты отрезал милый локон.
Ты довел нас до экстаза.
Но упала с полки ваза
И среди кусков фарфора
Будешь найден ты нескоро.
Ляля Чандра
http://bridge.artsportal.ru/index.php?template=magazin_inner&id=182&magazine=9
 
Фонтан "Молочница" (другое название - "Девушка с кувшином") появился в Екатерининском парке Царского Села, на левом берегу Большого пруда, в XIX столетии. На камне, печально склонив голову, сидит девушка с черепком в руке. У ее ног лежит разбитый кувшин, из которого бесконечной струей течет вода. Это одна из самых известных достопримечательностей парка, воспетая А.С.Пушкиным в стихотворении "Царскосельская статуя" (1830) и превратившаяся в поэтический символ Царского Села.
Бронзовая скульптура была изготовлена в литейной мастерской Академии художеств по модели, созданной в 1810 г. Павлом Петровичем Соколовым (1764 - 1835).
Темой для оформления фонтана послужила басня французского автора XVII в. Ж.Лафонтена
http://www.nlr.ru/fonds/best/14.htm

Жан Лафонтен
МОЛОЧНИЦА, ИЛИ КУВШИН С МОЛОКОМ

Удобно и легко одета,
Кувшин на голову поставив с молоком,
В короткой юбке, чуть не босиком,
Спешила в город на базар Перетта.
Себя мечтой веселой окрыляя,
Молочница решила молодая,
Что будет поставщик на деньги тароват:
"Куплю тогда яиц и выведу цыплят,
У дома, во дворе, их выкормлю прекрасно,
Лисица к ним залезть попробует напрасно;
Я все обдумала хитро, умно и тонко;
Продав цыплят, куплю, конечно, поросенка,
Чтоб вырастить свинью, расходов будет грош,
Ведь поросенок мой и крупен, и хорош,
А денег за него я получу не мало.
Хотела бы я знать, что мне бы помешало
Не нагружать себе напрасно кошелька,
А выбрать в городе корову и бычка,
Мне будет за труды достойная награда
Смотреть, как прыгают они средь стада".
Тут прыгнула она сама так высоко,
Что, уронив кувшин, разлила молоко.
К нему прибавились и новые утраты:
Погиб бычок, свинья, корова и цыплята.
С отчаяньем, полна тоски,
Она глядит на черепки,
На молока погубленного лужу,
Боясь предстать разгневанному мужу.
Все это в басню вылилось потом
Под именем "Кувшина с молоком".

Кто думал только о делах насущных,
Не строя замков на земле воздушных?
Мечтателей везде и всюду тьма,
Одни по глупости, другие от ума.
Все грезят наяву; мечтать отрадно нам:
Нас сладостный обман возносит к небесам.
Мечтаньям нашим нет предела и конца:
Для нас все почести, все женские сердца!
Я в одиночестве, как все, мечтаю,
Храбрейшему я вызов посылаю,
В мечтах я уж король, народами любимый,
Все новые венцы беру, непобедимый, -
Доколе жизнь безжалостной рукой
Меня не пробудит, вернувши облик мой.
перевод Б.В.Каховского

А. С. Пушкин
ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ СТАТУЯ

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

А.А.Ахматова отдала дань восхищения этой скульптуре:
http://www.architektor.ru/suchanovo/history-frame.htm

Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины.

И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
 
Портрет актрисы Жанны Самари работы О.Ренуара
Присела ненадолго отдохнуть —
В спектакле кратко время перерыва.
А молодой художник — тут как тут:
"Минуточку внимания, о дива!"

...В глазах — застывший интерес дрожит...
Невинны бледно-смелые пастели...
И зрителей годами ворожит
Взгляд со стены картинной галереи...
Автор: Тень без имени
http://www.creative.su/items/2163
 
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Чуда не вижу я тут. Генерал-лейтенант Захаржевский,
В урне той дно просверлив, воду провёл чрез нее.

А. К. Толстой​

 
На статую играющего в бабки
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.
А.С.Пушкин

На статую играющего в свайку
Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый,
Строен, легок и могуч, - тешится быстрой игрой!
Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин, клянусь,
Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать.
А.С.Пушкин
http://www.linnamae.tln.edu.ee/les/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=152
 
Булат Окуджава

КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ

Если ты хочешь стать живописцем,
ты рисовать не спеши.
Разные кисти из шерсти барсучьей
перед собой разложи,
белую краску возьми, потому что
это - начало, потом
желтую краску возьми, потому что
все созревает, потом
серую краску возьми, чтобы осень
в небо плеснула свинец,
черную краску возьми, потому что
есть у начала конец,
краски лиловой возьми пощедрее,
смейся и плачь, а потом
синюю краску возьми, чтобы вечер
птицей слетел на ладонь,
красную краску возьми, чтобы пламя
затрепетало, потом
краски зеленой возьми, чтобы веток
в красный подбросить огонь.

Перемешай эти краски, как страсти,
в сердце своем, а потом
перемешай эти краски и сердце
с небом, с землей, а потом...
Главное - это сгорать и, сгорая,
не сокрушаться о том.
Может быть, кто и осудит сначала,
но не забудет потом!
http://www.bards.ru/archives/part.php?id=10301
 
Садако Сасаки (7 января, 1943 — 25 октября, 1955) японская девочка, жившая в городе Хиросима, Япония.
Во время атомной бомбардировки Хиросимы она находилась дома, всего в миле от эпицентра взрыва и осталась жива. Росла сильным, здоровым и активным ребенком.
В ноябре 1954 у нее проявились первые признаки лучевой болезни. 21 февраля 1955 года она была помещена в госпиталь с диагнозом «лейкемия».
От своего лучшего друга она узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Легенда повлияла на Садако, и она, как многие пациенты госпиталя, стала складывать журавликов из любых попадавших в ее руки ей кусочков бумаги.
25 октября 1955 года она умерла, успев сделать более тысячи бумажных журавликов.
Вдохновленные ее мужеством и силой воли, друзья и одноклассники Садако опубликовали ее письма. Они начали планировать строительство монумента в память о Садако и обо всех других детях, погибших от атомной бомбардировки. Молодые люди со всей Японии начали собирать средства на этот проект.
В 1958 году в Парке Мира в городе Хиросима была установлена статуя, изображающая Садако с бумажным журавликом в руке. На постаменте статуи написано: «Это наш крик, Это наша молитва, Мир во всем мире»
Существует так же статуя Садако в Парке Мира городе Сиэтл, США.
Садако Сасаки стала символом неприятия ядерной войны.

В 1969 году известный поэт Расул Гамзатов, вдохновленный историей Садако, написал одну из наиболее известных стихотворений «Журавли».


Источник

8eb646d0fadf.jpg


cb81c1d589fa.jpg



ЖУРАВЛИ

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.

Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?

Летит, летит по небу клин усталый -
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
 
Еще о Джоконде


Леонид Хаустов

Джоконда

Всегда в движенье.
С поворота
Она всё ближе, всё видней.
И, словно с птичьего полета,
Земля виднеется за ней.
Мосты,
долины,
рощи,
реки
И воздуха голубизна.
Раздумием о человеке
Как бы охвачена она.
Взгляд, любопытства полный, светит,
В нем строгой нежности запас.
И так вот пятое столетье
Она рассматривает нас!..
 
МЕДУЗА ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ,
находящаяся во Флорентийской галерее

Она лежит в туманностях вершины
И смотрит вверх, там ночь и высота;
Внизу, далеко, зыблются равнины;
Чудовищность ее и красота
Божественны. Не чарами долины
В ней смутно дышат веки и уста;
На них, как призрак, мрачно распростертый,
Предсмертное мученье, пламень мертвый.

Но не от страха, нет, от красоты
Дух зрящего пред нею каменеет;
Встают на камне мертвые черты,
Вот этот лик с ним слился, цепенеет,
С ним сочетался в сон одной мечты,
И нет следа для мысли, дух немеет;
Но музыки исполнена мечта,
Затем что в мраке, в боли - красота.

И точно на скале росистой - травы,
У ней на голове, взамен волос,
Растут ехидны, полные отравы,
Одна в другой, как пряди длинных кос,
Все спутаны, все злобны и лукавы,
Гнездо их в звенья светлые слилось,
И в воздухе они разъяли пасти,
Как бы смеясь, что этот дух - в их власти.

И тут же саламандра, яд свой скрыв,
С беспечностью глядит в глаза Горгоны;
Летучей мыши бешеный порыв
Описывает в воздухе уклоны,
Для света мрак пещеры позабыв,
Она как бы презрела все препоны,
Кружит в лучах чудовищных огней,
И свет полночный всякой тьмы страшней.

Очарованье ужаса и пытки;
От змей исходит блеск, он медно-рдян,
Они горят в чудовищном избытке,
И в воздухе от них дрожит туман;
Как в зеркале, как песнь в едином свитке,
Свет красоты и ужаса здесь дан -
Лик женщины, с змеиными кудрями,
Что в смерти видит небо над скалами.
П. Б. Шелли в переводе Бальмонта К.Д.
http://az.lib.ru/b/balxmont_k_d/text_0260.shtml

"Картинки" не нашла пока, может кому попадалась?
 
Спящая Мадонна

Сассоферрато, в музее Брера, в Милане

Сонмом духов окруженная,
В ярком свете чистоты,
Тихим вихрем вознесенная
За пределы высоты,
Над уснувшим полусонная,
Матерь Бога, это Ты!

В безгреховности зачавшая,
Вечно-девственная Мать,
Сына светлого пославшая
Смертью новый свет создать,
Всей душою пострадавшая,
Как могла лишь мать страдать!

Нерассказанная гением,
Неисчерпанность мечты,
Сон, зовущий к сновидениям,
Просветленные черты,
Вечный луч над вечным тлением,
Матерь Бога, это Ты!
Бальмонт Константин Дмитриевич

Пред картиной Греко

В музее Прадо, в Мадриде

На картине Греко вытянулись тени.
Длинные, восходят. Неба не достать.
"Где же нам найти воздушные ступени?
Как же нам пути небесные создать?"

Сумрачный художник, ангел возмущенный.
Неба захотел ты, в Небо ты вступил,--
И, с высот низвергнут, Богом побежденный,
Ужасом безумья дерзость искупил.

Да, но безумье твое было безумье священное,
Мир для тебя превратился в тюрьму,
Ты разлюбил все земное, неверное, пленное,
Взор устремлял ты лишь к высшему Сну своему.

Да, все монахи твои -- это не тени согбенные,
Это не темные сонмы рабов,
Лица их странные, между других -- удлиненные,
С жадностью тянутся к высшей разгадке миров.
Бальмонт Константин Дмитриевич
http://az.lib.ru/b/balxmont_k_d/text_0140.shtml
 
Выдающийся поэт Испании Луис де Гонгора,
высоко ценивший творчество мастера,
после смерти художника посвятил ему свой сонет:

Здесь покоится Грек.
Природа ему завещала
искусство, искусство-знание.
Ирида – свои краски.
Феб – свой свет,
но не завещал свои тени Морфей.
http://art.1september.ru/2003/24/no24_2.htm
 
Аккорды

Мне снился мучительный Гойя, художник чудовищных
грез,--
Больная насмешка над жизнью,-- над царством могилы
вопрос.

Мне снился бессмертный Веласкес, Коэльо, Мурильо
святой,
Создавший воздушность и холод и пламень мечты
золотой.

И Винчи, спокойный, как Гете, и светлый, как сон,
Рафаэль,
И нежный как вздох, Боттичелли, нежней, чем
весною свирель.

Мне снились волхвы откровений, любимцы грядущих
времен,
Воззванья влекущих на битву, властительно-ярких
знамен.

Намеки на сверхчеловека, обломки нездешних миров,
Аккорды бездонных значеньем, еще не разгаданных
снов.
Бальмонт Константин Дмитриевич
http://az.lib.ru/b/balxmont_k_d/text_0140.shtml
 
Сфинксы у моста лейтенанта Шмидта
Мост лейтенанта Шмидта.
Рядом на берегу
С грустной улыбкой Сфинксы
Молча Неву стерегут.
Сколько они пережили?..
Тысячи, тысячи лет...
Скольким векам размозжили
Этой улыбкой хребет...

Годы, столетия льются:
Войны, миры, революции...

Только они не отмечены
Поступью времени вечного.

Но почему же на лике
Грусти мелькают блики?

Грусть ли по родине милой
Камень сердец защемила?

Может, волна проронила
Весточку с синего Нила?

И рвется каменный идол
В страну, где стоят пирамиды.

В осени северной стынет,
Мечтая о знойной пустыне...

Трудно вдали от родины -
Там, где даль синенебья!
Здесь душат домов уродины,
Чужие стоят деревья...

Мост лейтенанта Шмидта.
Рядом на берегу
С грустной улыбкой Сфинксы
О Ниле мечту берегут...
http://zhurnal.lib.ru/i/azxesmx/sfinksyumostalejtenantashmidta.shtml
Ушаков Игорь Алексеевич


М. Воробьев.
Набережная у Академии художеств
http://www.museum.ru/N25936
 
Портрет Велимира Хлебникова, написанный Павлом Филоновым, числится в ряду без вести пропавших, и его безуспешно разыскивают уже почти столетие. Сам Хлебников в поэме "Жуть лесная" (ее сюжет - разгадка персонифицированных анаграмм и имен-шарад) свое изображение описал так:

Я со стены письма Филонова
Смотрю, как конь усталый, до конца.
И много муки в письме у оного,
В глазах у конского лица.
Свирепый конь белком желтеет,
И мрак залитый им густеет,
С нечеловеческою мукой
На полотне тяжелом грубом
Согбенный будущей наукой
Дает привет тяжелым губам.

В космогонии Хлебникова образ Христа, проходя через ряд поэтических метаморфоз, преобразуется в коня-Спасителя, опять-таки в соответствии с портретными чертами поэта, почти двойника, и в визуальном воплощении оба они - Велимир внизу слева, а белый конь вверху справа - глядят в упор на зрителя с живописного картона Филонова "Головы" (1910), который ныне хранится в Русском музее:
http://www.russ.ru/culture/krug_chteniya/moya_tak_razgadana_kniga_lica


Павел Филонов
"Головы", 1910
http://www.starat.narod.ru/pictures/rusavang/filonov/pic4.htm
 
КАРТИНА ХУСЕПЕ РИБЕРЫ
"ДИОГЕН С ФОНАРЕМ"

Это правда - разве мы хотели
звать ее своим поводырем?
И идет, заглядывая в щели,
человек с горящим фонарем
Ни крупицы, ни единой крохи,
ничего, что он найти бы мог.
Лишь блестят неистово сполохи,
разрезая жизнь наискосок.
Неужели только Кара-Кумы
да Сахара - голубая хмарь?
И молчит устало и угрюмо
человек, сжимающий фонарь
ВИКТОР ГОЛКОВ
http://club.sunround.com/golkov/otherside.htm


Jusepe de Ribera. Diogenes with His Lantern. 1637
Meister Gallerie, Dresden, Germany.
http://www.abcgallery.com/R/ribera/ribera14.html
 
На сцене водевиль...
(Анри Тулуз-Лотрек. "В ложе")

На сцене водевиль, житейский маскарад,
Актёры на подмостки поднялись из зала;
их деревянный смех, игра из-за наград
оскоминно длинны, а девушка устала...
Тряпьё содрал шутник, кулисы срезал кистью:
- Пардон, мадмуазель, не страшно прозревать...
Театр пуст. Слова - не более чем листья.
Нетопленая ночь. И - некого позвать.
www.newswe.com/Park/park.php.
Михаил ЭДИДОВИЧ


Языческая вера в чудеса...
(Поль Гоген. "Таитянка с плодом манго")

Языческая вера в чудеса:
прольётся дождь и камень зацветёт...
От суеты мирской сбежав в леса,
вчерашний маклер цвет на холст кладёт.
Он свёл заботы о себе к нулю,
он сжёг мосты к лукавым городам,
оранжевым огнём по фитилю
облизывает щёки борода,
и жгут ладони райские плоды,
двоится кисть, смыкаются глаза -
но в трёх саженях от живой воды
он повернёт, как проклятый, назад,
раздвинет малярийную листву,
качнётся завороженно вперёд -
и вдруг увидит: в жёлтую траву
туземка солнце красное кладёт.
www.newswe.com/Park/park.php.
Михаил ЭДИДОВИЧ

Поль Гоген
"Таитянка с плодами манго"
http://www.museum-online.ru/Postimpressionism/Paul_Gauguin/
 
Маргарита Алигер

О КРАСОТЕ

По всей земле, во все столетья,
великодушна и проста,
всем языкам на белом свете
всегда понятна красота.
Хранят изустные творенья
и рукотворные холсты
неугасимое горенье
желанной людям красоты.
Людьми творимая навеки,
она понятным языком
ведет рассказ о человеке,
с тревогой думает о нем
и неуклонно в жизни ищет
его прекрасные черты.

Чем человек сильней и чище,
тем больше в мире красоты.

И в сорок пятом, в сорок пятом
она светила нам в пути
и помогла моим солдатам
ее из пламени спасти.

Для всех людей, для всех столетий
они свершили подвиг свой,
и этот подвиг стал на свете
примером красоты земной.
И эта красота бездонна,
и безгранично ей расти.

Прощай, Сикстинская Мадонна!
Счастливого тебе пути!
 
Назад
Сверху