• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Поэтический вернисаж

  • Автор темы Автор темы Ина
  • Дата начала Дата начала
Вряд ли в песне "Портрет работы Пабло Пикассо, исполняемой ныне Осиным, есть какая-то конкретика. Эта песня известна с 1973 года и исполнялась ВИА "Веселые ребята".
Вот, что нашла про эту песню (впрочем я и сама помню эту историю):
- "Веселые ребята" интенсивно работают, много выступают, и их популярность распространяется по стране. Сотрудничая с молодыми авторами, они пополняют свой багаж множеством новых песен, с сегодняшней точки зрения весьма далеких от совершенства, однако очень в то время популярных. По-прежнему продолжают они включать в свой репертуар и массу песен зарубежных авторов, проходящих "на ура". Как правило, песни эти были с русскими текстами. Наиболее известными стали такие песни, как "Размышления деревенского почтальона" руководителя польских "Скальдов" А.Зелинского и итальянская "Портрет".
Последняя (пел ее Фазылов) даже попала в 1974 году на страницы "Литературной газеты". И вот по какому поводу. В редакцию пришло сердитое письмо, где высказывались претензии к текстам многих популярных песен. Досталось и "Портрету":
"Меня, поражают тексты некоторых песен, пользующихся широкой популярностью. Как вам нравятся хотя бы такие слова из песни, записанной на тысячах грампластинках:
"Остался у меня на память от тебя, портрет, твой портрет, работы Пабло Пикассо." Везет же людям! Сам великий Пикассо писал их портреты (или я чего - то не понимаю)". Конечно, трудно сказать, чем руководствовался автор русского текста, творя этот опус,но в то время тексты песен еще не подвергались столь пристальной и широкой препарации, как сейчас, и не смотря ни на что "Портрет" продолжал вызывать бурные овации зала. -
http://via-era.narod.ru/Ansambli/VR/Zapiski_postor/02.htm
 
Мда... Жалко, что никакой конкретики... Еще какая-то песня была со словами "Мона Лиза дель Джоконда..." Слов не нашла в Интернете.
Но зато нашла стихотворение вот это -

Джоконда
Беду какую прячешь ты в улыбке,
Какую тайну ты за ней хранишь,
А за спиной - пустынно, зябко, зыбко…
В улыбке - лед, в руках смиренных – тишь.
В улыбке – ложь, во мне и страх, и боль.
Ты прихоть кисти, таинство мазка,
Ах, девка, на какую метишь роль,
Тебя, как зверя, страшно приласкать.
Джоконда… В этом имени есть яд,
Укус змеи, крик, укрощенный в шепот,
Как будто листья тихо шелестят,
И жар щеки ласкает холод шелка.
Джоконда, ты опасна и хитра,
По-лисьи льстива, гибель Леонардо:
В улыбке обещание утрат,
В зрачках твоих спит голод леопарда.
Что в облике твоем зашифровал,
Ум изощренный гения – неважно.
Я знаю – за улыбкой скрыт оскал…
Ты дремлешь в женщинах – бессонно, чутко, страшно.
От Наталии
http://www.poezia.ru/showall.php?uname=natali

Леонардо да Винчи " Мона Лиза (Джоконда, Джиоконда)"
28.jpg
 
СЕРГЕЙ ПЕТРОВ

БОСХ

Мозг выполз, как в извивах воск,
епископ посох уронил.
Небось ты бог? Небось ты Босх?
Небось святой Иероним?

И ухо, полное греха,
горит как плоть во весь накал,
и, сладко корчась, потроха
людей рождают, точно кал.
На арфе распят голый слух,
отвисла похоть белым задом,
пять глаз как пять пупов укрылись за дом,
сбежав с рябых грудей слепых старух.
И два отвесных тела рядом,
два оголенных райских древа —
долдон Адам и баба Ева,
она круговоротом чрева,
а он напыщенным шишом
бытийствуют — и нет ни лева,
ни права в их саду косом.
А страсть тверда, как кость, как остов,
как гостья гордая погостов.
и тело кружится как остров
в житейском море суеты.
Увидишь о своем часу и ты,
как славно скачут черти в кале
и забивают кол в Господень хлеб
и как в три яруса по вертикали
вселенский вертится вертеп.

А я твой глаз и взором бос
и у тебя в когтях храним.
Небось ты боль? Небось ты Босх?
Небось святой Иероним?

Грешит седая борода
над раскоряченной любовью,
в огне по горло города
прикованы к средневековью.
У колб, реакторов, реторт
хвостом накручивает черт,
и атомы летят на части,
и вавилонские напасти,
и всеегипетские казни,
и блудодейнейшие блазни
ползут как слизни в драный нос,
и черный замок точно печи
обугленные поднял плечи,
в огне и тьме он — как Патмос.

А Босха дьявольская пасха
от адской радости строга,
когда бесенок за подпаска,
а страсть подъята на рога.
Колдуньиной иглою воск,
скажи, не насмерть ли раним?
Небось ты бой? Небось ты Босх?
Небось, святой Иероним?

Забрался бес к тебе в ребро,
и раком ползает добро.
И не оно ль того хотело,
что где-то, клейко забелев,
в обтяжку лайковое тело
надето на прохладных дев.
Отшельник ежится в пещере,
а блуд впился в сосцы беды,
и страхи Божьи, зубы щеря,
раздули щеки и зады.
Отшельник ежится в пещере,
когда над ним занесены
и блещут тщи, как Лота дщери,
и сны, как блудные сыны.
Ах, маленький святой Антоний!
Завыл как волк святой посул,
и душ вытягивает тони
с апостолами Вельзевул.
Бесовский рой вещей в пещере
озорничает ввечеру,
вонзая зло и злобу в щели,
вгрызаясь в каждую дыру.
Загнав под ногти и под кожу
всесотрясающую дрожь
и привалясь к тебе как к ложу
багровою оравой рож.

Всеадье! и разгульный пост! —
скользнула ласочкой ятровь.
Небось ты бес? Небось ты Босх?
Небось небесная любовь?
http://www.rvb.ru/np/publication/01text/01/petrov.htm
17 декабря 1970

И.Босх "Сад земных наслаждений" левая створка: Творение
142.jpg
 
Павел Антокольский

ПОРТРЕТ ИНФАНТЫ
http://www.litera.ru/stixiya/authors/antokolskij/xudozhnik-byl-goryach.html

Художник был горяч, приветлив, чист, умен.
Он знал, что розовый застенчивый ребенок
Давно уж сух и желт, как выжатый лимон;
Что в пульсе этих вен — сны многих погребенных;
Что не брабантские бесценны кружева,
А верно, ни в каких Болоньях иль Сорбоннах
Не сосчитать смертей, которыми жива
Десятилетняя.
Тлел перед ним осколок
Издерганной семьи. Ублюдок божества.
Тихоня. Лакомка. Страсть карликов бесполых
И бич духовников. Он видел в ней итог
Истории страны. Пред ним метался полог
Безжизненной души. Был пуст ее чертог.

Дуэньи шли гурьбой, как овцы. И смотрелись
В портрет, как в зеркало. Он услыхал поток
Витиеватых фраз. Тонуло слово «прелесть»
Под длинным титулом в двенадцать ступеней.
У короля-отца отваливалась челюсть.
Оскалив черный рот и став еще бледней,
Он проскрипел: «Внизу накормят вас, Веласкец».
И тот, откланявшись, пошел мечтать о ней.

Дни и года его летели в адской пляске.
Всё было. Золото. Забвение. Запой
Бессонного труда. Не подлежит огласке
Душа художника. Она была собой.
Ей мало юности. Но быстро постареть ей.
Ей мало зоркости. И всё же стать слепой.

Потом прошли века. Один. Другой, И третий.
И смотрит мимо глаз, как он ей приказал,
Инфанта-девочка на пасмурном портрете.
Пред ней пустынный Лувр. Седой музейный зал.
Паркетный лоск. И тишь, как в дни Эскуриала.
И ясно девочке по всем людским глазам,
Что ничего с тех пор она не потеряла —
Ни карликов, ни царств, ни кукол, ни святых;
Что сделан целый мир из тех же матерьялов,
От века данных ей. Мир отсветов златых,
В зазубринах резьбы, в подобье звона где-то
На бронзовых часах. И снова — звон затих.

И в тот же тяжкий шелк безжалостно одета,
Безмозгла, как божок, бесспорна, как трава
Во рвах кладбищенских, старей отца и деда,—
Смеется девочка. Сильна тем, что мертва.

Диего Веласкес "Портрет инфанты Маргариты в серо-розовом платье"
185.jpg
 
НАДПИСЬ НА ГРОБЕ ПАСТУШКИ

Подруги милые! в беспечности игривой
Под плясовой напев вы резвитесь в лугах.
И я, как вы, жила в Аркадии счастливой,
И я, на утре дней, в сих рощах и лугах
Минутны радости вкусила:
Любовь в мечтах златых мне счастие сулила:
Но что ж досталось мне в сих радостных местах? —
Могила!

К. Батюшков​

Есть предположение, что стихотворение было написано под впечатлением от картины Пуссена "Пастухи в Аркадии"("Et in Arcadia Ego").



Нашла его случаной, разыскивая саму картину, благодаря вот этойстатье.

А вообще картину и Пуссена весьма любят вспоминать при построении всевозможных фантастических теорий (ну или не всегда фантастических) о катарах, тамплиерах, Меровингах, Граале etc.

И еще из Антокольского:

НИКО ПИРОСМАНИШВИЛИ

В духане, меж блюд и хохочущих морд,
На черной клеенке, на скатерти мокрой
Художник белилами, суриком, охрой
Наметил огромный, как жизнь, натюрморт.

Духанщик ему кахетинским платил
За яркую вывеску. Старое сердце
Стучало от счастья, когда для кутил
Писал он пожар помидоров и перца.

Верблюды и кони, медведи и львы
Смотрели в глаза ему дико и кротко.
Козел улыбался в седую бородку
И прыгал на коврик зеленой травы.

Цыплята, как пули, нацелившись в мир,
Сияли прообразом райского детства.
От жизни художнику некуда деться!
Он прямо из рук эту прорву кормил.

В больших шароварах серьезный кинто,
Дитя в гофрированном платьице, девы
Лилейные и полногрудые! Где вы?
Кто дал вам бессмертие, выдумал кто?

Расселины, выставившись напоказ,
Сверкали бесстрашием рысей и кошек.
Как бешено залит луной, как роскошен,
Как жутко раскрашен старинный Кавказ!

И пенились винные роги. Вода
Плескалась в больших тонкогорлых кувшинах.
Рассвет наступил в голосах петушиных,
Во здравие утра сказал тамада.
1935

Андрей Вознесенский

ВАСИЛЬКИ ШАГАЛА

Лик ваш серебряный, как алебарда.
Жесты легки.
В вашей гостинице аляповатой
в банке спрессованы васильки.

Милый, вот что вы действительно любите!
С Витебска ими раним и любим.
Дикорастущие сорные тюбики
с дьявольски
выдавленным
голубым!

Сирый цветок из породы репейников,
но его синий не знает соперников.
Марка Шагала, загадка Шагала —
рупь у Савеловского вокзала!

Это росло у Бориса и Глеба,
в хохоте нэпа и чебурек.
Во поле хлеба — чуточку неба.
Небом единым жив человек.

Их витражей голубые зазубрины —
с чисто готической тягою вверх.
Поле любимо, но небо возлюблено.
Небом единым жив человек.

В небе коровы парят и ундины.
Зонтик раскройте, идя на проспект.
Родины разны, но небо едино.
Небом единым жив человек.

Как занесло васильковое семя
на Елисейские, на поля?
Как заплетали венок Вы на темя
Гранд Опера, Гранд Опера!

В век ширпотреба нет его, неба.
Доля художников хуже калек.
Давать им сребреники нелепо —
небом единым жив человек.

Ваши холсты из фашистского бреда
от изуверов свершали побег.
Свернуто в трубку запретное небо,
но только небом жив человек.

Не протрубили трубы господни
над катастрофою мировой —
в трубочку свернутые полотна
воют архангельскою трубой!

Кто целовал твое поле, Россия,
пока не выступят васильки?
Твои сорняки всемирно красивы,
хоть экспортируй их, сорняки.

С поезда выйдешь — как окликают!
По полю дрожь.
Поле пришпорено васильками,
как ни уходишь — все не уйдешь...

Выйдешь ли вечером — будто захварываешь,
во поле углические зрачки.
Ах, Марк Захарович, Марк Захарович,
все васильки, все васильки...

Не Иегова, не Иисусе,
ах, Марк Захарович, нарисуйте
непобедимо синий завет —
Небом Единым Жив Человек.

Роберт Рождественский

МАРК ШАГАЛ

Он стар и похож на свое одиночество.
Ему рассуждать о погоде не хочется.
Он сразу с вопроса:
«— А Вы не из Витебска?..»—
Пиджак старомодный на лацканах вытерся...
«—Нет, я не из Витебска...»—
Долгая пауза.
А после — слова
монотонно и пасмурно:
«— Тружусь и хвораю...
В Венеции выставка...
Так Вы не из Витебска?..»
«— Нет, не из Витебска...»

Он в сторону смотрит.
Не слышит, не слышит.
Какой-то нездешней далекостью дышит,
пытаясь до детства дотронуться бережно...
И нету ни Канн,
ни Лазурного берега,
ни нынешней славы...
Светло и растерянно
он тянется к Витебску, словно растение...
Тот Витебск его —
пропыленный и жаркий —
приколот к земле каланчою пожарной.
Там свадьбы и смерти, моленья и ярмарки.
Там зреют особенно крупные яблоки,
и сонный извозчик по площади катит...

«— А Вы не из Витебска?..».
Он замолкает.
И вдруг произносит,
как самое-самое,
названия улиц:
Смоленская,
Замковая.
Как Волгою, хвастает Видьбой-рекою
и машет
по-детски прозрачной рукою...
«— Так Вы не из Витебска...»
Надо прощаться.
Прощаться.
Скорее домой возвращаться...
Деревья стоят вдоль дороги навытяжку.
Темнеет...

И жалко, что я не из Витебска.
 
Про инфанту Маргариту
http://eregwen.livejournal.com/118837.html
http://eregwen.livejournal.com/160339.html
Другие истории с иллюстрациями
http://eregwen.livejournal.com/profile?mode=full

инфанта Маргарита-Тереза (1665) в 14 лет, но это уже не Веласкес...(умер в 1660 году, когда Маргарите было 9 или шел десятый год - как в стихотворении Павла Антокольского)
http://www.inauka.ru/museum/article60434.html

О.Уайльд
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ИНФАНТЫ
(отрывок)
http://www.bibliogid.ru/museum/putvrem/odezhda5

NADYN, спасибо! А васильки Шагала - это реально? Есть такая картина?
 
Ина картины такой не помню, но читала где-то давно, что стихотворение посвящено живому букету васильков, который Шагал подарил Вознесенскому во время приезда в Москву.

А глядя на картины Веласкеса, удивляюсь, как все-таки Антокольскому не в первый раз удается передать настроение в стихах:)
 
Спасибо, дорогие мои!
А может вы знаете о каких стихах Пушкина идет речь?
......
Под впечатлением пушкинских стихов Айвазовский
написал многие свои картины. К их числу относится и
"Лунная ночь у взморья". Картина была подарена им вдове
поэта Н.Н. Ланской через десять лет после смерти Пушкина.
http://www.referatfrom.ru/watch/23504/1.html
 
Айвазовский успел познакомиться с Пушкиным лично, который рассказал ему о своей поздке в Крым. Тогда Айвозовский написал несколько картин, посвященных Пушкину, самой известной из которых стала "Прощание Пушкина с морем".
Может, и эта связана с ранними стихами Пушикна?
А вообще узнала новый для себя факт о том, что Айвазовский дарил картину Наталье Пушкиной-Ланской. Попробую посмотреть, есть ли что об этом факте в книге одной из дочерей Ланского, посвященной ее матери. Если книгу отыщу:(
 
Да, да..., спасибо
А вот еще такая информация -
Айвазовский был в Испании, и многим известна его поразительная картина «Испанская ночь», будто навеянная самой Испанией. Но сам он признавался, что создал это полотно по впечатлениям от строчек Пушкина:

Вот взошла луна златая.
Тише…Чу… Гитары звон.
Вот испанка молодая
Оперлася на балкон
А.Пушкин
Может видели такую картину, мне что-то не попадалась...
 
КУСТОДИЕВ
Имперский колокольчик все звенит
И русский барин балует гармошкой.
Не лепо ли, прикинувшись Тотошкой,
Глаза и нос настропалить в зенит:

Там синева, там злато, чудеса.
И над слободкой звон плывет пасхальный.
Кустодиев, какой ты гениальный,
Как ты хитра, обозная лиса!

А нет бы, фунта три за воротник,
Да растопить бока доской смолистой!
Стоит угар, от времени слоистый
И в сапогах гуляет большевик.
Дмитрий Исакжанов
poezia.ru/user.php?uname=isakzhanov
 
Николай Гумилев

БЕАТРИЧЕ

Музы, рыдать перестаньте,
Грусть вашу в песнях излейте,
Спойте мне песню о Данте
Или сыграйте на флейте.

Дальше, докучные фавны,
Музыки нет в вашем кличе!
Знаете ль вы, что недавно
Бросила рай Беатриче,

Странная белая роза
В тихой вечерней прохладе...
Что это? Снова угроза
Или мольба о пощаде?

Жил беспокойный художник.
В мире лукавых обличий -
Грешник, развратник, безбожник,
Но он любил Беатриче.

Тайные думы поэта
В сердце его прихотливом
Стали потоками света,
Стали шумящим приливом.

Музы, в сонете-брильянте
Странную тайну Отметьте,
Спойте мне песню о Данте
И Габриеле Россетти.

http://prerafaelit.narod.ru/gal9/41-11.jpg Встреча Данте с Беатриче в раю
 
Державин описал созданный автопортрет в стихотворении ”Тончию” (1801) :
http://www.2devochki.ru/43/8615/1.html
Иль нет: ты лучше напиши
Меня в натуре самой грубой,
В жестокий мраз, с огнем души,
В косматой шапке, скутав шубой,
Чтоб шел, природой лишь водим,
Против погод, волн, гор кремнистых,
В знак, что рожден в странах я льдистых,
Что был прапращур мой Багрим.

Именно таким художник С. Тончи и написал Державина – сидящим на скале среди снежного поля, в шубе и шапке, и этот портрет получил наибольшую известность.

144.jpg
 
В позднейшем стихотворении поэта ”Развалины” (1797) , написанном под влиянием элегических воспоминаний, возникших у поэта при виде опустевшего Царского Села, Державин, хотя и в условной, зашифрованной форме, объяснявшейся боязнью вызвать гнев нового царя, ненавидевшего все, что было каким либо то ни было образом связано с его матерью, рисует меткими живыми штрихами когда-то виденную им сцену:

”А тут прекрасных нимф с полком

В прогулку с легким посошком

Ходила…

По мягкой мураве близ вод…

На восклицающих смотрела

Поднявших крылья лебедей.

На памятник своих побед

Она смотрела: на Алкида,

Как гидру палицей он бьет…”

Здесь присутствуют все детали, изображенные на портрете Боровиковского (оригинал портрета находится в Третьяковской Галерее) : и ”легкий посошок” , с которым идет Екатерина ”близ вод” , и ”мягкая мурава” на аллее, и лебеди, и памятник ”Алкиду” – А. Г. Орлову, который подразумевался под именем древнегреческого героя.
http://www.2devochki.ru/43/8615/1.html
 
Толстой Алексей Константинович
Из поэмы "Портрет" (отрывок)
И я душой искал его пытливо -
Hо что найти вокруг себя я мог?
Старухи тетки не были красивы,
Величествен мой не был педагог -
И потому мне кажется не диво,
Что типами их лиц я пренебрег,
И на одной из стен большого зала
Тип красоты мечта моя сыскала.


20


То молодой был женщины портрет,
В грацьозной позе. Несколько поблек он,
Иль, может быть, показывал так свет
Сквозь кружевные занавесы окон.
Грудь украшал ей розовый букет,
Напудренный на плечи падал локон,
И, полный роз, передник из тафты
За кончики несли ее персты.


21


Иные скажут: Живопись упадка!
Условная, пустая красота!
Быть может, так; но каждая в ней складка
Мне нравилась, а тонкая черта
Мой юный ум дразнила как загадка:
Казалось мне, лукавые уста,
Назло глазам, исполненным печали,
Свои края чуть-чуть приподымали.


22


И странно то, что было в каждый час
В ее лице иное выраженье;
Таких оттенков множество не раз
Подсматривал в один и тот же день я:
Менялся цвет неуловимый глаз,
Менялось уст неясное значенье,
И выражал поочередно взор
Кокетство, ласку, просьбу иль укор.


23


Ее судьбы не знаю я поныне:
Была ль маркиза юная она,
Погибшая, увы, на гильотине?
Иль, в Питере блестящем рождена,
При матушке цвела Екатерине,
Играла в ломбр, приветна и умна,
И средь огней потемкинского бала
Как солнце всех красою побеждала?

http://az.lib.ru/t/tolstoj_a_k/text_0120.shtml
 
Ли Чжэнь (?). Одинокий храм среди безоблачных вершин
(время династиии Сун)
Храм на вершине горы
На горной вершине ночую в покинутом храме.
К мерцающим звездам могу прикоснуться рукой.
Боюсь разговаривать громко: земными словами
Я жителей неба не смею тревожить покой.
Ли Бо

145.jpg

http://mith.ru/alb/orient/china05.htm
 
Продожаю с интересом следить за развитием этой темы, а вспомнить или найти что-то свое не получается.
Зато задалась таким вопросом. Есть такое явление в литературе, как "вымышленные книги", описанные в определенных произведениях. Вот интересно, сколько таких картин можно насчитать, включаю те, что были описаны Лесковым?
 
Я не совсем понимаю, причем здесь "вымышленные книги"...
Картины? Сюжеты?
А что еще у Лескова есть на интересующую тему?
А пока Пушкин...
"TO DAWE, ESQ" ("Господину Дау")

Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?
Хоть ты его векам предашь,
Его освищет Мефистофель.
Рисуй Олениной черты.
В жару сердечных вдохновении,
Лишь юности и красоты
Поклонником быть должен гений.

Задавшись целью найти рисунок Доу нашла вот это -
"Арапский профиль" поэта остался, к сожалению, в альбоме маэстро и до сих пор не обнаружен. Где он? Утерян ли окончательно или хранится в чьей-нибудь английской коллекции?
http://nauka.relis.ru/10/0206/10206048.htm


Александр Пушкин
ХУДОЖНИКУ
Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:
Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе:
Сколько богов, и богинь, и героев!... Вот Зевс Громовержец,
Вот изподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир.
Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов.
Тут Аполлон - идеал, там Ниобея - печаль....
Весело мне. Но меж тем в толпе молчаливых кумиров -
Грустен гуляю: со мной доброго Дельвига нет;
В темной могиле почил художников друг и советник.
Как бы он обнял тебя! как бы гордился тобой!
1836
(При жизни Пушкина не печаталось. В стихотворении говорится о посещении мастерской скульптора Б.И. Орловского, автора памятников Кутузову и Барклаю де Толли, поставленному позднее у Казанского собора.)
 
Назад
Сверху