• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Мудрость... приходит с возрастом?

Скуратов-Бельский написал(а):
Итак, имеем триаду "ум, знание, опыт" как составляющие понятие "мудрость".
И стал-быть, если опираться на Ушакова ребёнок (мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества -- цитата оттуда же) по определению не может быть мудрым. Умным -- да, сколь угодно. Но знаний и опыта явно не хватит...

Этот пост восстановлен его оригинальная дата и время (17.01.2007, 12:29)
 
Мавка, об этом я с самого начала и говорю. ;)

Этот пост восстановлен его оригинальная дата и время (17.01.2007, 12:49)
 
Скуратов-Бельский
Можно, конечно, сослаться на авторитеты, чтобы сэкономить время, это тоже будет верно.
И так словарь толковый словарь Даля, взятый здесь, http://voc.metromir.ru/voc_dal/P102.HTM#15940 Раскрывает нам понятие "мудрый" в разных аспектах, включая те слова, которые имеют один корень со словом "мудрость". Но заранее предупреждаю, что текста много и я его привожу только для того, чтобы можно было отбросить все посторонние понятия, связанные со словом "мудрость", и найти то существенное, которое позволит нам больше не возвращаться к спорам о терминологии. То понимание мудрости, которое может нас интересовать в философии, я выделил жирно, не пропустите.
МУДРЫЙ, основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный. | Замысловатый, трудно понятный, мудреный; сокращ. мудр, сохраняет первое значение, а мудер - второе, означая иногда | затейлив, причудлив. Немудрый, простой, понятный; не весьма ценный, не больно отличный. Немудрые люди мудрую пословицу сложила. До шестидесяти лет мудрым не бывают. Дело мудроватое, трудно, мудрено. Не мудрое дело молотить, немудреное. Не мудрая вещь, не очень казистая. Не мудер жених, средней руки. Дары и мудрых ослепляют. На пьяного угоди, так будешь мудер. Мудрые немцы. Камышинцы! Мудрый слышит в полслова. Мудро нареч. разумно, дельно, право и полезно; мудро, мудрено, непонятно, весьма трудно. Мудрехонек, -шенек, весьма мудрый. Мудрое ср. орл. похлебка из простокваши с гречневою мукою. Мудрость ж. свойство мудрого: премудрость, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего состояния умственого и нравственого совершенства; | философия. | Хитрость, искусство, уменье; замысловатость или трудность. Мудрость Божеская, промысел, провиденье. Мудрость человеческая, умстйованье, умничанье, заблуждения. Не велика мудрость, не трудно, немудрено сделать. Беды человека научают мудрости. Всякая мудрость от Бога. Мудреть, делаться мудрым, умнеть и добреть, извлекая из ученья и опыта высшие истины. Живучи, мудреют. Без Бога не помудреешь. Он перемудрел: ум за разум зашел. Что ни беднеют, то мудреют (или мудренеют). | Мудрость, растение Sisymbrium Sophia. Мудрить или мудровать; перм. мудрять; мудреничать чем или над кем, хитрить, придумывать что необычайное, делать самонадеянно свое; | умничать, помыкать кем, дурачить кого. Полно мудрить, живи по-людски. Что ты все мудруешь над ним? Не олух я тебе дался, мудрить-то надо мной. Что они там мудрят вдвоем? | Мудровать, южн. иногда дурить, благодуриться, упрямиться. Девка так мудруя, шта и подступу нет! тамб. Как ни мудри, а концов не отрубишь. Сколько ни мудри, а воли Божьей не перемудришь (ответ крестьянский на нововведенья). Коли пировать, так не мудровать. Гляди, торгуй, а потом не мудруй! -ся, быть мудриму, мудруему; умудряться. Вымудрил штуку, выдумал. Домудровался до сумы. Он опять замудрил! Измудровался, стал дураком. Намудрил много, да ничего не кончил. Помудри-ка над этим делом, как быть. Перемудришь, так испортишь. Промудровали долго, без пути. Что размудровался над ним? Смудрил штуку. Как ты умудрился сделать это? Простых Господь умудряет. Мудрованье ср. неуместное, хитрое умничанье, лжемудрое суждение. | Помыканье кем, умничанье. Мудрствовать о чем, умствовать, рассуждать, философствовать; углубляться в отвлеченные суждения, мужевать или мозговать. -ся, безличн. Мало ли о чем мудрствуется. Мудростный, к мудрости относящ., от нее происшедший. Мудроватый, затейливый, чудный, непонятный и трудный. Мудровато написано, не поймешь. Мудроватая штука, замысловатая. Не велика штука, да мудровата (мотовата). -тость ж. свойство мудроватого; замысловатость, изысканность. Мудрователь, мудритель м. -ница ж. кто мудрить, мудрует. Мудровка, мудрящая женщина. Мудрец м. философ, мудрый муж; человек достигший ученьем, размышлением и опытностью до сознания высших житейских и духовных истин. На всякого мудреца довольно простоты. Нужда хитрее (или мудрее) мудреца. Мудрецов, ему принадлежащий; -цкий, к нему относящийся. Мудречество ср. состояние и наука мудреца. Мудреный, замысловатый, странный, непонятный, трудный, сложный, запутанный, неразгаданный; хитрый, искусный. Мудрено сотворено. Мудрёненькая вещь, мельница. Немудрено в Кудрино, мудрено с Кудрина, моск. Слепцы мудрены. Не мудрен мужичек, да киса ядрена. То мудрено, что на льду сварено. Голь мудрена: голь на выдумки берет. Мудрена ты на вольном свету - а как-то умирать станешь? Тот мудрен, у кого карман (кошель) ядрен. Украдено мудрено, а будет найдено. Не мудрено голову срубить, мудрено приставить. Городское теля мудреней деревенского пономаря. -новатый, то же, в меньшей степени. Мудреность, -ватость ж. состояние, свойство по знач. прилаг. Новейшая музыка славится мудреностью. Мудренеть, становиться мудреным: мудреть, опытом и наукою доходить до чего. Мудрушка ж. новг. яросл. хитрушка; обольщенье, обман или штука; хитрая вещица, игрушка и пр. | Новг.-череп. об. наряженый, окрутник. Мудрушки о святках ходят. Мудролюбие ср. любомудрие, склонность к мудрости и самая философия. -любный, -любивый, к сему относящ. -любец м. -бица ж. мудролюбивый человек. Мудроправитель любим. Мудроумный человек. Мудроустый муж, мудроречивый проповедник. Мудрохрабрый воитель.

Этот пост восстановлен его оригинальная дата и время (17.01.2007, 13:02)
 
ИМХО, Ушаков говорит о "первой ступени" мудрости, а Даль -- уже о высшей. Но бедные умненькие ребёнки ни туда, ни туда не попадают. ;)
И что-то примеров мудрых высказываний детей пока никто не привёл... Прям хоть сама начинай. :rolleyes:

Этот пост восстановлен его оригинальная дата и время (17.01.2007, 17:08)
 
Техническая информация
Я позволил себе провести некоторую модерацию этой темы:
1)прежде всего, было отредактировано сообщение участника Erenion, та, несколько неадекватная, его часть, которую участники этой темы еще помнят. Но поскольку в этом сообщении содержалась, и рациональная часть, оно не удалено полностью.
2) Вследствие редакции, описанной в пункте 1, часть сообщения участницы Мавка, потеряло смысл, и тоже было мной отредактировано во избежание недоразумения.
3) был полностью удален ответ Erenionа Мавке, носящий явно оскорбительный характер, и к тому же, совершенно не связанный с вопросом темы.
4) было удалено сообщение участницы Orange Mandarinka, за несоответствие заданной теме, а также ответ Мавки этой участнице и следом ответ Orange Mandarinkи Мавке. В целом удаленно 3 сообщения: 2 Orange Mandarinkи и 1 Мавки причина одна: не соответствие теме дискуссии и личное общение не по вопросу темы.
5) сообщение участников Женечка!Франкенштейн(http://www.mixei.ru/showpost.php?p=1670607&postcount=19) и Скуратов-Бельский (http://www.mixei.ru/showpost.php?p=1673659&postcount=42), хоть и являются несколько оторванными от темы, но все же достаточно остроумны, чтобы остаться в теме.


Напоминаю о правилах: относитесь ко всем участникам дискуссии уважительно, не переходите на личности, игнорируйте, по возможности, оскорбления и заявления других участников, носящие неприятный для вас характер. Слово в философии это крайне эффективный инструмент для выражения мысли, не стоит устраивать драку инструментами, в философии они нужны не для драки. ;)

И не флудите. ;)

И не офпопте. ;)

А теперь по теме.

Мавка написал(а):
Ушаков говорит о "первой ступени" мудрости, а Даль -- уже о высшей
Мне кажется Ушаков, впрочем как и мы, говорит только об интеллектуальном характере мудрости, но несколько упускает из виду нравственный ее аспект. И действительно, сложно назвать человека имеющего колоссальный опыт и знания, а также сверхострый ум, мудрецом, если он при этом не благодетелен, не правдив или развратен, т.е. если он не достаточно нравственен. Нравственность сосчитает в себе множество добродетелей и правил морального поведения, и, не воплотив в себе эти добродетели, не усвоив эти правила морали человек, не может стать мудрым.
И так, получается, что мудрость проистекает из следующих оснований:
1) острота ума
2) большое количество опыта
3) моральность, и добродетельность стремлений и деятельности

Кто не согласен с перечисленными основаниями или может полнить их? Пишите, и обосновывайте свою точку зрения.

Этот пост восстановлен его оригинальная дата и время (18.01.2007, 06:16)
 
Sargost написал(а):
1) острота ума
2) большое количество опыта
3) моральность, и добродетельность стремлений и деятельности

Хм... Знания включены во второй пункт или исключены вообще?

Этот пост восстановлен его оригинальная дата и время (18.01.2007, 09:20)
 
Скуратов-Бельский написал(а):
Хм... Знания включены во второй пункт или исключены вообще?


Да, да, конечно, знания должны быть включены во второй пункт, я это упустил :o

Этот пост восстановлен его оригинальная дата и время (18.01.2007, 09:27)
 
С другой стороны, у меня всё же вызывает определённые сомнения третий пункт. Ведь есть же выражение "злой гений"? Вообще, мораль и добродетель - понятия вполне относительные, зависящие от времени и места действия (впрочем, это тема для отдельной дискуссии).

Этот пост восстановлен его оригинальная дата и время (18.01.2007, 10:10)
 
А вот тут я не согласна с Sargostом. ИМХО мудрым может быть и "неморальный" человек или, скажем так, не идеально правильный.

Этот пост восстановлен его оригинальная дата и время (18.01.2007, 13:34)
 
Я за Sargostа
"Гений" и "мудрый человек" - это не одно и то же.
Мудрость -понятие сугубо положительное. Но опять же
Скуратов-Бельский написал(а):
мораль и добродетель - понятия вполне относительные, зависящие от времени и места действия
Так что к 3. му пункту можно добавить "в понимании нашего времени" ;)

Этот пост восстановлен его оригинальная дата и время (18.01.2007, 15:57)
 
Ariadna, вопрос на засыпку: был ли Эпикур мудрым человеком? ;)

Этот пост восстановлен его оригинальная дата и время (18.01.2007, 16:48)
 
Скуратов-Бельский написал(а):
Ведь есть же выражение "злой гений"?
С понятием гениальности связана еще одна классификационная схема. Гениальность - это не свойство интеллекта, мы можем проследить это в таких выражениях как "гениальный писатель", "гениальный поэт", "гениальный актер" мы не можем сказать, что здесь речь идет об исключительных умственных способностях, тут что-то другое. Очевидно, что гений актера и гений ученого не одно и тоже, это понятия, не соотносимые друг с другом по критерию умственных способностей, т.к. ясно, что исключительные умственные способности не критерий для оценки актерской гениальности. Чтобы сказать: "Это гениальный актер" - нам нет необходимости оценивать его способности к мышлению, для нас важно только на сколько он хорош как актер, т.е. на сколько он владеет актерским мастерством. Но если мы попытаемся оценить гениальность ученого, то нам как раз необходимо оценить его интеллектуальные способности, и в них-то состоит гениальность ученого. В итоге понятно, что гениальность, это вещь иного разряда, нежели ум, она способна зависеть от ума (гениальность ученого), но может от него и не зависеть (гениальность актера).
Я веду к тому, что словом "гениальность" отражают множество исключительно развитых ...
способностей (простите за неуместное использование тага, я хотел создать легкую интригу )
И так способности имеют свой ход развития:
1) способность
2) талант
3) гениальность

И именно по этому слово гениальность имеет такое широкое применение.

Этот пост восстановлен его оригинальная дата и время (18.01.2007, 17:10)
 
И так итоги. Почти вся тема за исключением одного поста +LadyNight+, участницы, которую я не смог найти в разделе " Общая философская тематика", была восстановлена. Причем с оригинальными тегами, и смайлами. Я старался, по возможности, не повредить ни чего из оригинальных постов. Но один вы я не справился, это был труд нескольких людей.

Изменившаяся, нашла способ извлечь очень большую часть комментариев через "журнал". И научила восстанавливать комментарии. Ей спасибо.

Благодаря идее Trotilа ( http://mixei.ru/showpost.php?p=1666808&postcount=24 ) удалось найти всю, недостающую страницу №4. Спасибо Trotilу.

Samlait очень помогла, делая разделители сообщений, не знаю, как бы я без нее обошелся. Спасибо Сем
 
Sargost, всегда пожалуйста :)

Sargost написал(а):
И так способности имеют свой ход развития:
1) способность
2) талант
3) гениальность
Конечно, получается оффтопик. Однако выскажусь.
Я правильно поняла, что способности развиваются в талант, а далее - в гениальность?
Мне-то всегда казалось, что способности, талант и гениальность - это вещи одного порядка, но разного масштаба, характеристики степени одарённости. И все три - штуки врожденные.
Кстати, есть тема про талант в "человек и его поступки", вроде. :)
По сабжу:
моё мнение - за "опыт". Не буду повторяться, очень многое сказали до меня.
Добавлю только, что даже выражение есть - "умудрённый опытом". А вот "мудрый ребёнок" или что-то в этом духе звучит странно. А "устами младенца глаголет истина" - несколько о другом. :)
 
Я считаю, что мудрость не приходит с возрастом.
Мудрость -это врождённое свойство человека, как талант, интеллект... Опыт, естественно, помогает этому качеству проявить себя, так как он (свой или чужой) даёт базу для знаний. Но не все люди способны адекватно усваивать опыт, и поэтому человек, изначально не наделённый мудростью или талантом, не приобретёт её с возрастом.
Мудрость не синоним слов "ум" и "гений". Мудрость- понятие сугубо положительное.
 
Из википедии:
Му́дрость — способность грамотного применения знаний. Большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Способность находить решение различных проблем, в том числе жизненных, опираясь на свой и чужой опыт, избегая порой непосредственных логических операций и понимание онтологии происходящего.

Понятие «ум» не является синонимом понятия мудрость. Умный человек не обязательно является мудрым, но мудрый уже подразумевает под собой умный.

Мудрость является добродетелью.

Философия традиционно определеятся как любовь к мудрости
В данном определии чётко сказано, что мудрость основана на опыте. А опыт приобретаем. Т.е. маленькие дети не могут быть мудрыми, только если их с рождения не кидает из огня да в полымя.
Маленькие дети могут быть умнее, у них может лучше быть развита интуиция. Но мудрость - нет. Мудрость действительно приходит с опытом. А опыт приходит с возрастом.

И в конце концов, один и тот же человек, когда он вырастет, будет мудрее, нежели когда он ещё мал.
 
И вот, я всё же припрусь и встану на защиту детей. Мудрый ребёнок, имхо, возможен, хотя и сложнодостижим. Однако при благоприятных условиях, в которых у ребёнка воспитаются за определённый(возможно, крайне сжатый) срок способности к познанию и анализу, плюс к тому, учителя в него заложат запас моральности... Не так уж много времени потребуется дитяте, чтоб стать вполне сносным мудрецом, при условии, что он не будет затворником, а успеет понавидаться всякого в мире. Практически такой вариант, конечно, сложно представить, но в теории, по-моему, он имеет право на жизнь:o
Arrs написал(а):
один и тот же человек, когда он вырастет, будет мудрее, нежели когда он ещё мал
- вот тут позволю себе не согласиться, ведь с моралью или с тягой к анализу могут произойти изменения отнюдь не позитивного характера... Тогда как раз и получится нонсенс в виде злобного и зашоренного "мудреца". Такой вариант развития событий, конечно, тоже не Бог весть как вероятен, но всё же...
 
Изменившаяся
Изменившаяся написал(а):
Мне-то всегда казалось, что способности, талант и гениальность - это вещи одного порядка, но разного масштаба, характеристики степени одарённости. И все три - штуки врожденные.
Когда мы употребляем слово «врожденный», то это предполагает то, что некие свойства являются имманентно присущими и могут проявляться с рождения. Это выглядит странновато. Есть определенные проблемы:
1) Я не могу себе представить гениальность новорожденного ребенка. Я не думаю, что это связанно с тем, что у меня есть какие-то проблемы с воображением. Просто невозможно установить, в чем эта гениальность проявляется.
2) Тем более ты говоришь о гениальности как о степени «одаренности», и у меня назревает вопрос: «одаренности кем или чем?». Т.е. возникает сложность в определении источника этой гениальности.
3) Если гениальность – это данность, то она должна иметь свойство неизменности, т.е. гениальность не способна появляться на стадии развития человека и гениальность не способна исчезнуть в связи с возможными изменениями в свойствах ее носителя человека. Т.е. в гениальности человека нет его собственной заслуги, он гений, потому что так вышло, а не потому что он смог развить в себе гениальность.

Если сможешь разрешить эти три возникшие противоречия, и разговор продолжится, я просто могу создать новую тему про гениальность, талант и способности в этом подфоруме.
МАСян написал(а):
Мудрый ребёнок, имхо возможен, хотя и сложнодостижим.
Никто, по-моему, обратного не говорил. Просто мы не очень можем рассчитывать на возможность соблюдения всех условий тобой описанных. Теоретически (т.е. не теоретически, конечно, а на уровне представления) можно сказать, что есть такая возможность. Но только если мы будем исходить из априорной, даже я бы сказал мистической (не постижимой) уникальности познавательных способностей ребенка. Это - допущение, которое требует отдельной оговорки. И только с этой оговоркой может стать основой данных построений. Построения, в основе которых лежат допущения, сами, с неизбежностью, становятся допущением.
 
Мудрость - это правильное и осознанное применение жизненного опыта. Откуда он у детей?

Даже если и говорят "устами младенца глаголет истина", сами дети этого за собой не замечают. Поэтому будет неправильным считать их мудрыми.

У детей цепкая память, они нередко повторяют то, что когда-либо услышали от взрослых, даже если это сказано не для них лично. Дети бессознательно запоминают многое из того, что взрослые говорят друг другу в их присутствии, а затем так же бессознательно это повторяют, когда наступает подходящая ситуация. Это по моим личным наблюдениям, поскольку я вырастила сына.
 
Да, дети, часто полагаются на интуитивность и чувственный опыт, который может быть обманчив. Кроме того, детишки не всегда разграничивают реальность объективную и реальность заданную, скажем, сказкой.
 
Назад
Сверху