• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Карл Маркс

  • Автор темы Автор темы Grigoriy
  • Дата начала Дата начала
G

Grigoriy

Гость
Все более или менее знакомы с идеями Карла Маркса (думаю, что большинство всё-таки - "менее" :) ). Как вы считаете, есть ли в современном мире и, главное, будущем место для его мыслей?
 
Grigoriy, фигура Маркса и его работы весьма и весьма интересны. К нему даже сложно подобрать какое-либо одно единственное определение, так как он обозначился и в экономике, и в философии, и в политологии, и в истории.
есть ли в современном мире и, главное, будущем место для его мыслей?
Есть, как и для мыслей любого другого крупного мыслителя. Другое дело, что мы должны ожидать - увлечение на теоретическом уровне или желание воплотить в жизнь.
Мне тяжело говорить об экономике, да в - принципе и обо всем, кроме истории у Маркса. Маркс изобразил всемирную историю как закономерный процесс, учитывал все причинно-следственные связи и законы (хотя Энгельс предпочитал называть это закономерностями). Марксизм вписывается в схему позитивизма. Но, увы, сейчас взгляд Маркса на историю не приемлим. Во-первых, известный факт, что за основу своей формационной схемы взял развитие Англии. Формации и сейчас могут быть применимы к этой стране... хотя, наверное, с феодальной сложнее. Но они не сработали на других.
 
Как вы считаете, есть ли в современном мире и, главное, будущем место для его мыслей?
По эконмике и философии у него много интересных и грамотных работ. А вот его теория формаций и идея коммунизма не выдерживают ни критики, ни проверку практикой.
 
Доктор Имаго,
. А вот его теория формаций и идея коммунизма не выдерживают ни критики, ни проверку практикой.
дело не в самих его идеях, а в использовании их потомками. Фанатзим до добра не доводил никогда.
 
дело не в самих его идеях, а в использовании их потомками. Фанатзим до добра не доводил никогда.
Дочь Билла Гейтса, Насчет использования идей потомками – согласен. Но идея коммунизма сама по себе не есть правильная.
 
Доктор Имаго,
Но идея коммунизма сама по себе не есть правильная.
Да, эти идеи пытались воплощать в нашей стране, разумеется, приукрасив и своими доработками, но... Подобная теория всегда хорошо звучит на словах или смотрится на листке бумаге, но никогда не приносит пользу, когда находит применение на практике.
 
Доктор Имаго,
Но идея коммунизма сама по себе не есть правильная.
для кого? почему? кто решил? все идеи правильные. Самое интересное, что идея комунизма была научно-обоснована. Причем довольно хорошо. и дело тут имхо, в
приукрасив и своими доработками
в чистом виде идея довольно привлекательна.
NADYNRO,
но никогда не приносит пользу, когда находит применение на практике.
да, но вот интересно почему? по сути была модель государства с продуманными мелочами. То ли прокололись на человеческом факторе, то ли не учли влияние других "буржуйских" стран. А может и то и другое.
 
Дочь Билла Гейтса,
да, но вот интересно почему? по сути была модель государства с продуманными мелочами. То ли прокололись на человеческом факторе, то ли не учли влияние других "буржуйских" стран. А может и то и другое.
Ну если соотносить напрямую с идеями Маркса...
Во-первых, Маркс писал о точ, что капитализм - это естественная и необходимая формация, она должна быть пройдена. Сейчас до сих пор ведутся споры, насколько хорошо был развит капитализм в России к Октябрю. Но нашими лидерами также была сделана ставка на то, чтобы как можно более резко, скоро проскочить капитализм. Далее стоит вопрос пролетариата с его цепями. Россия вошла в XX век страной аграрной. Число квалифицированных рабочих было маленькое. Многие из них приходили в город на время, возвращаясь позже в деревню. Не было устойчивых семей потомственных рабочих. Связь с землей, с деревней сохранялась. Им было что терять. Но на долгое время именно рабочий класс возвели в класс привелигированный, даже несмотря на серп и молот и "рабочего и колхозницу":D
А еще Маркс все же сильно снизил роль именно человеческого фактора.
 
Подобная теория всегда хорошо звучит на словах или смотрится на листке бумаге, но никогда не приносит пользу, когда находит применение на практике.
«реализация мечты не имеет ничего общего с самой мечтой, т.к. при её реализации появляются последствия о которых никто не мечтал» (А. Зиновьев, «Глобальный человейник»)

Самое интересное, что идея комунизма была научно-обоснована.
Дочь Билла Гейтса, кажется в теме «Существует ли Бог» Stab излагал рассуждения Поппера о марксизме, фрейдизме и эйнштенизме.
 
Я считаю, что да. Мысли К.Маркса и сейчас, так скажем, актуальны.
Кому интересно, могут почитать вот это:
Карл Маркс и проблема тождества бытия и сознания
А для тех, кто не знает кто такой К. Маркс, немного о нем.
Маркс Карл (1818—83 гг.) — мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. Родился в городе Трир (Германия) в семье адвоката, в 1853—41 гг. учился на юридическом факультете университетов в Бонне и Берлине. В 1843 г. переехал в Париж. Активно участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и вместе с Ф. Энгельсом написал программу союза — «Манифест Коммунистической партии» (1848 г.). В августе 1849 г. переехал в Лондон. Теоретическую и общественную деятельность продолжил благодаря материальной поддержке Энгельса. Маркс — организатор и лидер 1-го Интернационала (1846—76 гг.). В 1867 г. вышел главный труд Маркса — «Капитал» (т. 1); он не завершил следующих томов, их подготовил к изданию Энгельс (т. 2, 1885 г.; т. 3, 1894 г.). Другие труды Маркса: «Святое семейство» (1845 г.), «Немецкая идеология» (1845—46 гг.), «Нищета философии» (1847 г.), «Гражданская война во Франции» (1871 г.), «Критика Готской программы» (1875 г.) и др.
 
*KatrinaStar*, во-первых спасибо за ссылку.
Во-вторых те, кто утверждает, что маркс «устарел» не актуален и не правилен, похоже, ничего окромя «Манифеста» не читали ( и то не то что бы читали, а просто слышали, что Маркс написал «Манифест»). Кстати, по моему мнению, Маркс сплагиатил свой «Манифест» у маркиза де Сада из «Философии в будуаре».
 
Доктор Имаго,
Во-вторых те, кто утверждает, что маркс «устарел» не актуален и не правилен, похоже, ничего окромя «Манифеста» не читали ( и то не то что бы читали, а просто слышали, что Маркс написал «Манифест»).
Ну...еще все, разумеется, вспомнят "Капитал"... А ведь вещь весьма и весьма интересная. А еще не всегда в своем сознании отделяют марксизм от ленинизма или даже сталинизма...
 
NADYNRO,
Ну...еще все, разумеется, вспомнят "Капитал"... А ведь вещь весьма и весьма интересная. А еще не всегда в своем сознании отделяют марксизм от ленинизма или даже сталинизма...
«Капитал» – вещь хорошая. Но для большинства Маркс – главный идеолог коммунизма, а не экономист и философ.
 
Доктор Имаго,
Но для большинства Маркс – главный идеолог коммунизма, а не экономист и философ.
Кстати, еще для большинства Маркс - идеолог коммунизма в советском масштабе:D Ему готовы приписать то, что было добавлено, например, Лениным. Еще иногда вспоминают о формационной теории, религии как опиуме для гарода, а также о пролетариате и его цепях.
 
а также о пролетариате и его цепях.
NADYNRO, ты же сама говорила, что пролетариата с цепями в России не было (кто ж тогда революцю сделал – это другой вопрос).
И ещё, когда говорят о пролетариате мне всегда вспоминается римское (изначальное) значение этого слова: наиболее близкое к нему в современном русском – бомж.
 
Доктор Имаго,
что пролетариата с цепями в России не было
Практически не было:D Но насколько хорошо это засело в сознании, замутненном советской идеологией:D.
 
Кстати, еще о Марксе с точке зрения исторической методики и пр. В советский период историки были вынуждены работать, придерживаясь формационной теории и утверждения о борьбе классов (отсюда у нас и пошла мода на изучение, например, Киевского восстания 1113 года, восстания Хлопка, Болотникова, Разина, Пугачева и пр. Здесь мы можем увидеть и плюсы и минусы, так как дореволюционная историография почти не уделяла должного внимания этим проблемам. Также четко и жестко был принят курс на то, что в России существовал феодальный период. Все это отлично укладывалось в схему Марксизма.
Но! О классовой борьбе впервые написал француский историк Тьери. И вкладывал он туда совершенно иные понятия: классами он считал два ...хм...лагеря во французской истории раннего периода - галло-римскую аристократию и варваров-германцев. Это между ними происходила так называемая классовая борьба.
О феодализме впервые написал также французский историк Гизо. Сейчас до сих пор ведуться отсрые споры о том, как понимать феодализм - применим ли он ко всем странам, относится ли он к исключительно западноевропейским странам, приминим ли он исключительно к Франции (Гизо и писал, в первую очередь, на французском примере) или вообще является исключительно историографической конструкцией. О том, что в России был феодальный период, впервые еще до революции написал Павлов-Сельванский, за что был разкритикован современниками (в том числе и Ключевским) и обласкан постреволюционной советской-марксистской историографией.
Помимо советской историографии, справедливо будет отметить, что марксизм был популярен и во Франции. Но в СССР марксисиская четкая, логичная, но достаточно жесткая схема наносила существенный урон исследованиям историков. Ну разумеется, это не вина Маркса, а тех, кто воплощал некоторые из его идей в жизнь. Иногда это доходило просто до нелепости (это, кстати ,еще и к вопросу о влиянии политики на историю).
 
Я считаю, что да. Мысли К.Маркса и сейчас, так скажем, актуальны.
Сорьки, ошибочка вышла.
Я считаю, что НЕТ! Мысли К. Маркса и сейчас актуальны. Они всегда будут актуальными. :)
 
Безусловно, что идеи Маркса не только оказали значительное влияние на иторию развития человечества, но имеют место и в наше время. Его труды в экономмике, философии, политологии оценены с достоинством (что говорить если "Капитал" как учили студенты-экономисты, так и учат по сей день). Весь мир убеждается в том, что идеи Маркса во многом предопределили наше развитие. Всплывает пример с компаниями монополистами, скажем в Америке или Японии, охватившими весь рынок предлагаемых ими услуг. В то ремя пока в наших странах правительства проводят антимонопольную политику (что в отечественных условиях верно), Америка убеждается - за монопполистами будущее. Это очень сходно с идеями Маркса о главенстве единого производителя (государственного регулирования) на рынке. Идеи комунизма, во многом пререкрученные революционерамми, тоже верно описывают развитие человека в историческом аспекте. Маркс вообще очень верно показывает как происходит переход от одной стадии развития цивилизации к другой (от рабовладельческого строя к феодализму, от него к феодализму, капитализму) до комунизма, там уже утопия. Он осуществляется через революции, так оно и было. Вообще касательно своих трудов (в особенности трудовой теории) Маркс говорил, что они актуальны для периода его жизни и той политико-экономической ситуации которая сложлась в конце девятнадцатого века.
 
Думаю, что большинство у Маркса актуально :-) конечно, фраза из учебников по м-л философии за 1986 год: "учение Маркса всесильно, ибо оно верно" должно быть выкинуто - это уже тянет на религию, но никак не на философию.
-
Маркс требует современного перепрочтения, что-то будет выкинуто, что-то развито, но говорить, что выкинуто будет все - просто смешно
-
Хотя в обычном обществе именно такая точка зрения и процветает, стоит упомянуть слово Маркс, как тут же налетает свора перемесмешников (самых разных, вплоть до докторов наук), не нравится мне это, миром то правят не философы

А еще, книги Маркса не переиздаются :-)
Капиталл я в интернете не нашел и т.д.
Вы можете сколько угодно рассуждать о том, что Маркс жив и т.п., но раз большинство людей не может купить его в магазине или скачать из сети, то знать они его не будут и будут охаивать и обсмеивать - тоже, кстати, проблемка

Опять же, не пора ли разграничить марксизм и ленинизм и не употреблять слово "марскистко-ленинская" ?
 
Назад
Сверху