• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

История в школьных учебниках

  • Автор темы Автор темы NADYN
  • Дата начала Дата начала

NADYN

Модератор
Для меня это более, чем больная тема. Именно школьные учебники формируют представления об истории и исторических событиях у большинства людей, которые потом и не вернуться к истории как таковой. Но ведь не секрет и то, что в школьных учебниках порой дается ну просто недепая и неверная информация. Более того, учебники пишут под правительственный заказ, учебники подвержены идеологии. А если вспомнить какие-нибудь украинские учебники по истории России, вообще становится весело.
Что вы думаете по этому поводу?
 
Частично эту проблемуможно решить предосавив учителям право выбора учебника и ведением редмеа не толо по учебнику. Но тут всё зависит от учителя.
 
Galand,
Частично эту проблемуможно решить предосавив учителям право выбора учебника и ведением редмеа не толо по учебнику. Но тут всё зависит от учителя.
Эх, ну просто не могу не высказать свою пристрастность по поводу одного учебника, который считаю более чем хорошим. Это учебник Кацвы и Юрганова. Во-первых, написан специалистами, во-вторых, очень удобен для восприятия школьников, в-третьих:D, Андрей Львович Юрганов - мой научный руководитель и замечательнейший историк и человек:) Но этот учебник доходит только до конца XVIII века.
А вообще, ИМХО, один учебник - это мало. Они все при пристальном изучении оказываются разными.
 
NADYNRO, как ты относишся к выходу в последнее время большого количества электронных учебников, пособий и энциклопедий по истории.
 
Galand, подключил к компу проектор и шарашишь на экран детям таблицы, схемы картинки... Это не совсем учебник, и не только по истории. Подобные системы существуют, но сам понимаешь, не в наших школах...
А если говорить об учебниках: то какая разница: на CD, бумаге, пергаменте, папирусе?
 
Я не имею ничего против учебников как таковых в каком бы варианте они не были. Более того, мультимедийные учебники и пособия - вещь хорошая, когда оформленны грамотно. Это очень удобно, но нашей стране до этого еще далеко.
Мои претензии к качеству учебников...
 
Доктор Имаго, я интересовался вашим мнением о кчестве таких учебников.
 
NADYNRO,
У нас так вообще такое!!! Вся история изменена...или в жутком сокращении!
А по нормальным учебникам никто не дает заниматься!:(
 
Новый учебный год в Латвии помимо перевода преподавания на латышский язык преподнес русскоязычным школьникам еще один сюрприз. Грызть гранит науки теперь приходится по учебникам, где место графа Толстого занимают малоизвестные латышские писатели, а блокада Ленинграда заменена изрядной величины параграфами о латышских легионах СС.
Пишет "Вести"
 
А что они пишут о тех латышах, коорые воевали за свой народ на стороне СССР?
 
Вспоминается одна довольно непристояная шутка про историю, ну да ладно.
Во-первых, сейчас пошли по такому пути: если кому история сильно нужна, тот в состоянии изучить её в вузе или самостоятельно. Во-вторых, почему-то почти в любом учебнике сегодня встречаются ошибки. :( И не только по отечественной истории, но и истории других стран. В-третьих, у каждого историка есть свои предпочтения и та или иная специализация. Кто-то лучше знает античность, кто-то азиатские страны, кто-то по народам Америки. В-четвёртых, не все события можно и\или нужно втискивать в школьный курс. Программа у современного школьника и так перегружена. В-пятых, далеко не всегда государство устраивает объективность и некоторые факты могут подаваться искажённо. Как пример те же учебники стран Прибалтики. В-шестых, событие можно рассматривать и подавать по-разному. То есть вроде как всё то же, а впечатление совсем другое.
 
Shel,
Во-первых, сейчас пошли по такому пути: если кому история сильно нужна, тот в состоянии изучить её в вузе или самостоятельно
На самом деле и в ВУЗах историю по большей части учишь самостоятельно. Но положительный момент в том, что тебе могу помочь, указать на литературу и источники, показать разницу между концепциями и теориями.
Во-вторых, почему-то почти в любом учебнике сегодня встречаются ошибки. И не только по отечественной истории, но и истории других стран.
Ошибок по истории других стран, увы, даже больше. Особенно на уровне школьных учебников.
В-третьих, у каждого историка есть свои предпочтения и та или иная специализация. Кто-то лучше знает античность, кто-то азиатские страны, кто-то по народам Америки.
Для историка специализация - это нормально. Сложно быть специалистом по всему, иначе профессионализма не будет. Но при написании учебников, разумеется, специализация говорит о себе. Еще к этому можно добавить то, что каждый учебник выдержан в определенной концепции, связанной с интересами автора (или авторов) учебника. Если я могу согласиться с тем, что коллективная монография - братская могила авторов, то в отношении учебников считаю, что лучше пусть авторов будет несколько.
В-четвёртых, не все события можно и\или нужно втискивать в школьный курс. Программа у современного школьника и так перегружена.
Школьный курс по истории довольно ограничен. В-принципе, основное внимание в российских учебниках уделяется нескольким моментам:Древний Египет, Древняя Месопотамия, Древняя Греция, Древний Рим, урезанная история Западной Европы, урезанная история России. С вузовскими учебниками для специалистом дело обстоит чуть лучше, но тоже далеко от идеала.
В результате получается, что школьная история - это одно, история в вузывских учебников - другое, а профессиональная история - третье... :(

[ADDED=NADYN]1099032261[/ADDED]
Статья в тему.
И. Н. Данилевский. Наша чужая история.

Учебной литературы по отечественной истории теперь изобилие. Поражает, правда, ее низкий уровень. Спору нет, порой попадаются вполне приличные учебники. Однако подавляющее большинство книг не удовлетворит не только историков-профессионалов и учителей, но и самих учеников и их родителей. В чем же дело?

Почему школьные учебники по отечественной истории чаще всего пишут непрофессиональные историки? Объяснений по крайней мере два.

Во-первых, потому, что ученые лучше прочих понимают, чего стоят ошибки в школьном историческом образовании. Едва ли не любая из них грозит в будущем обернуться кровью. Может, поэтому они не торопятся писать принципиально новые учебники для средней школы.

Во-вторых и, вероятно, в главных, профессионалы сами еще не вполне понимают, каким должен быть новый курс школьной истории. Поколения советских историков выросло на формационном подходе, делившем исторический процесс на первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую формации. С помощью этой марксистской "пятичленки" - "чистого кретинизма", по выражению замечательного философа М. К. Мамардашвили, можно было "запихнуть весь мир в самую маленькую головку, в полуатрофированный мозг человека, не желающего сделать даже усилия, чтобы попытаться думать; а тут, пожалуйста, - весь мир в вашем распоряжении без малейшего усилия с вашей стороны". Отказ от марксизма как единственно научной теории и соответственно утрата важного методического инструмента заставили учителей срочно искать способы хоть как-то компенсировать потерю. Вероятно, именно поэтому такой популярностью в учительской среде сегодня пользуются теоретические и квазитеоретические работы самого разного толка - от вполне научных, но "не желающих" приспосабливаться к потребностям школы (так называемый цивилизационный подход), до совершенно шарлатанских построений типа "новой хронологии" А.Т.Фоменко и К°.

Учебник отечественной истории - это не история нашего государства. Вслед за неким этапом развития этноса (типа "Восточные славяне накануне образования государства") следует пара периодов в истории государственных структур (скажем, "Древнерусское государство" и "Период раздробленности на Руси"). Их сменяет длительная стадия, связанная с изменением внешнеполитической ситуации (к примеру, "Русь и монголы"). При этом под "Русью", которой тогда как единого целого не существовало, уже понимается лишь часть земель, включавшихся в это понятие в предыдущих разделах, и т.д.

Вряд ли вообще возможно строго научно доказать, что, скажем, Древнерусское государство, Московское царство, Российская империя, Союз Советских Социалистических Республик и современная Российская Федерация - разные периоды существования одного и того же государства. Они, несомненно, различны, хотя что-то их столь же несомненно и объединяет. Хотелось бы только знать: что именно? И как это самое "что-то" продолжает сохраняться в условиях XII-XV веков, когда ни одно из государств Восточной Европы не может, кажется, безусловно претендовать на то, что именно оно - полноправный преемник Киевской Руси и в то же время непосредственный предшественник Русского (Российского, Московского) царства конца XV - XVII веков?

Школьный курс отечественной истории - это и не история государств, располагавшихся на территории нашей страны. Иначе где же история Волжской Булгарии, Хазарского каганата, история Золотой Орды и ее политических "потомков", история "другой" Руси - Великого княжества Литовского, Русского и Жемоитского, других государственных объединений Восточной Европы и северной Азии?

Следующий не менее ясный вывод - это не история нашего народа.

Если же мы все-таки заявляем, что изучаем в школе историю этноса (или этносов), то желательно договориться, какого (или каких) именно и почему именно их? Как правило, "по умолчанию" речь идет о русском народе ("русская история"). Оставим за скобками то, что в стране, которую населяют несколько десятков этносов, изучать в школе историю лишь одного из них не очень-то этично. Однако даже в этом случае остается вопрос - с какого времени можно с достаточной долей уверенности говорить о русских как этносе? Не менее сложно установить, что этот этнос собой представляет.


(Фото: Александр Сорин )

Наконец, еще одно весьма важное наблюдение: школьная история - это не история культуры. В любом учебнике разделы по истории культуры выполняют роль своеобразного "довеска" - приятного и интересного, но не очень-то нужного. И правда, что может дать ребятам набор дежурных эмоционально-оценочных суждений типа: "Храм Покрова на Нерли - жемчужина древнерусского зодчества". И это еще не самое худшее, что можно там прочитать. Гораздо печальнее, когда в таких разделах авторы впадают в совершенно необоснованные "медитации по поводу". А что делать? "Академическая" история отечественной культуры (опять-таки преимущественно русская культура) как история духовных и материальных ценностей пока еще не написана.

Итак, вопрос о содержании курса отечественной истории обычно решается произвольно. А ведь от набора (точнее, от соотношения составляющих, которые могут и должны присутствовать в школьном учебнике) зависит та система ценностей, которая прививается подрастающему поколению российских граждан. Поэтому, чтобы ответить на вопрос о содержании школьного курса истории, надо достаточно ясно представлять себе, для чего мы ее изучаем.

Традиционно школьное преподавание истории в нашей стране выполняет прежде всего, так сказать, легитимирующую функцию. Отечественная история призвана доказать, что существующий строй - закономерный результат всего предыдущего, прогрессивного, развития государственных институтов. Все прочие тенденции в развитии рассматриваются как тупиковые (если вообще рассматриваются). К примеру, место и роль Тверского княжества в объединительных процессах XIV-XV веков (а они были весьма велики) вообще не освещаются в подавляющем большинстве учебников и учебных пособий для средней школы. Да что там средняя школа. За весь XX век написана, да и то в Германии, лишь одна монография, посвященная Твери (Э. Клюг. Княжество Тверское: 1247 - 1485)! В результате "школьная" история имеет ярко выраженный "обратный" вектор освещения событий, направленный из настоящего в прошлое: всякий шаг в "нашем" направлении героизируется, а прочие тенденции развития дискредитируются.

При этом достаточно четко обозначается еще одна тенденция: школьный курс отечественной истории должен привить учащимся чувство гордости за историю своей Родины. Такой подход кажется, по крайней мере на первый взгляд, вполне оправданным и достойным. Однако слишком часто его выбирают те, кто пишет историю с националистических позиций. А между тем в истории нашей страны - как и в любой "другой" истории - есть события, личности и явления, гордиться которыми вряд ли можно. Это тем более опасно, что в последнее время националистические увлечения (самой разной направленности - в зависимости от того, в каком из регионов или субъектов Федерации готовится учебное пособие) стали весьма популярными в нашей многонациональной стране. Попытки изучать, скажем, именно русскую или исключительно православную историю не могут не вызывать довольно болезненной реакции среди прочих народов. Поэтому появление учебной литературы такой "патриотической" направленности представляется чрезвычайно опасным.
Однако перед историческим образованием в средней школе могут стоять и иные задачи. В частности, в ХХ веке история часто рассматривалась в качестве своеобразного судебного разбирательства ("суд истории"), на котором выносится "приговор" предкам - за их "недомыслие", "незнание", "политическую близорукость. Решение облегчалось тем, что "судьи", как правило, не несли за подобные "приговоры" никакой ответственности. К тому же задним числом, как известно, легко быть умным и храбрым. При всей внешней привлекательности этот подход нес в себе опасность поверхностных суждений, прививал склонность к анахроническому мышлению, когда представления и поступки людей, живших за десятилетия, а то и за столетия до нас, объясняют с позиции сегодняшнего дня.

Гораздо более перспективным представляется другой путь изучения истории. Цель его - постараться лучше понять тех, кто жил до нас. Быть может, научившись понимать их, мы лучше поймем самих себя. Возможен ли такой подход к изучению истории? Полагаю, да. Правда, "магистральным" направлением развития исторической науки по-прежнему остается так называемый объектный подход, основные задачи которого - в школьной трактовке - установить и запомнить. Он основывается на рационалистическом "объяснении" того, что историк смог понять в тексте источника. При этом широко бытует иллюзия, что все "лежит на поверхности" текста. Такой подход, несомненно, имеет свои преимущества. Именно благодаря ему мы имеем развернутое описание событийной истории Руси-России. Но он имеет и существенные недостатки. Рано или поздно историк, идя по этому пути, попадает в тупик, который сам же и создал. Буквальное понимание текста не позволяет выйти из этого тупика.

Так, например, основываясь на глухом летописном сообщении, что легендарного Кия в свое время принимал византийский император, историки могут без конца спорить относительно того, что это - действительный факт, легенда или результат неверного умозаключения одного из летописцев конца XI века? Тем не менее само по себе это сообщение вполне реально. Конечно, можно сосредоточиться на том, насколько заслуживает доверия факт, зафиксированный им, - и навсегда остаться в области догадок, поскольку никаких иных источников, сообщающих об этом событии, нет, а надежда найти новые подтверждения или опровержения этого сообщения практически равна нулю. Но можно основное внимание обратить не на то, что говорит летописец, а о чем он говорит. Можно попытаться понять, что волновало его и его читателей. Для этого разработаны достаточно надежные методики - как у нас в стране, так и за рубежом.

В конце концов для нас важно не то, что в какой-то момент некоторое количество особей вида Homo sapiens в определенной точке пространства уничтожало друг друга при помощи различных приспособлений. Важно, как это воспринималось людьми - как война с завоевателями, восстание или столкновение двух банд за сферы влияния.
Как ни странно, но даже основные понятия формационного подхода говорили об отношениях людей: к природе (производительные силы), к себе подобным (производственные отношения, они же базис, или экономика) и к обществу (надстройка). При этом человек и его представления о происходящем оказались за рамками советской истории. Видимо, настало время вернуться к этому - забытому историей - мыслящему человеку.

Полагаю, таким и окажется основное направление, в котором будет развиваться школьный курс отечественной истории. Это направление - История человека и Человек в истории.
 
На самом деле и в ВУЗах историю по большей части учишь самостоятельно. Но положительный момент в том, что тебе могу помочь, указать на литературу и источники, показать разницу между концепциями и теориями.
Как человек, долбивший историю ещё и на первом курсе, могу сказать, что здесь многое отдано на самостоятельность и ответственность студента. Кроме того, сейчас идёт такая практика, что основное внимание должно уделяться профилирующим предметам. У меня история к таковым не относилась.
Ошибок по истории других стран, увы, даже больше. Особенно на уровне школьных учебников.
Более чем. И преподаватель далеко не всегда даёт себе труд их исправить. :(
Для историка специализация - это нормально. Сложно быть специалистом по всему, иначе профессионализма не будет. Но при написании учебников, разумеется, специализация говорит о себе. Еще к этому можно добавить то, что каждый учебник выдержан в определенной концепции, связанной с интересами автора (или авторов) учебника. Если я могу согласиться с тем, что коллективная монография - братская могила авторов, то в отношении учебников считаю, что лучше пусть авторов будет несколько.
Открою страшную тайну: специализация нормальна не только среди историков. ;) А коллектив авторов, тем более, по учебникам, должен быть хотя бы потому, что у каждого своя специализация и, как ни крути, что-то знает лучше один, что-то другой.
Школьный курс по истории довольно ограничен. В-принципе, основное внимание в российских учебниках уделяется нескольким моментам:Древний Египет, Древняя Месопотамия, Древняя Греция, Древний Рим, урезанная история Западной Европы, урезанная история России. С вузовскими учебниками для специалистом дело обстоит чуть лучше, но тоже далеко от идеала.
В результате получается, что школьная история - это одно, история в вузывских учебников - другое, а профессиональная история - третье
Так не только по истории. Практически по всем предметам.
 
Shel,
Как человек, долбивший историю ещё и на первом курсе, могу сказать, что здесь многое отдано на самостоятельность и ответственность студента. Кроме того, сейчас идёт такая практика, что основное внимание должно уделяться профилирующим предметам. У меня история к таковым не относилась.
Ну я высказывала свою точку зрения, как человек, занимающийся историей профессионально. На самом деле, даже в историческом вузе большая часть информации по истории оставляется на самостоятельное изучение. Ограниченность количества учебных часов ощутима, а при его увеличении просто выть начинали:D


Более чем. И преподаватель далеко не всегда даёт себе труд их исправить
А вот это уже относится к вопросу о квалификации преподавателя и его отношения к предмету:( С другой стороны, большинству история не нужна, им хватает каких-либо общих сведений по предмету.
Открою страшную тайну: специализация нормальна не только среди историков. А коллектив авторов, тем более, по учебникам, должен быть хотя бы потому, что у каждого своя специализация и, как ни крути, что-то знает лучше один, что-то другой.
Я пытаюсь не удаляться не выходить из тематике данного форума, приводя в пример именно историю;) Но раз это военная тайна, то посвящать непосвященных (непросвещенных), мы не будем.
В отношении школьных учебников по истории преобладает принцип одного автора, хотя и совместные "труды" встречаются. С вузовскими учебниками и учебными пособиями дело обстоит весьма интересно. Многие учебники, впервые изданные еще в советский период и до сих пор использующиеся (в особенности по зарубежной истории) опять же сохраняют принцип одного автора. Коллективные работы выходят преимущественно после перестройки. Есть и примеры, когда в качестве учебников предлагается ряд статей по теме. Хотя я могу привести мало примеров, показавшихся мне во всех отношениях удачными. Источниковедению или историографии в отношении учебников повезло больше.
 
NADYN, пожалуй, многое зависит ещё и от самого учёбника. Если он по одному какому-то периоду, например, по Новейшей истории, тогда и один человек может написать вполне привычно. А вот охватить очень широкий спектр мне кажется куда более сложным, например, очень редко человек может прекрасно знать историю всех стран от древнейших времён и до наших дней.
Хотя, разумеется, бывают и исключения. :)
 
Shel,
Если он по одному какому-то периоду, например, по Новейшей истории, тогда и один человек может написать вполне привычно.
Может, конечно, но на самом деле шедевра тоже не получится. Можно написать великолепнейшую часть по истории Западной Европы и США, но востоковедение и история стран Африки останутся за пределами, т. к. здесь другие культуры, другой подход и пр.
А вот охватить очень широкий спектр мне кажется куда более сложным, например, очень редко человек может прекрасно знать историю всех стран от древнейших времён и до наших дней.
Это традиция учебников XIX века и дань историкам-эрудитам:) Из российских учебников я бы привела учебник Виппера, выдержанный в такой традиции. Он действительно вызывает уважение.
 
Из российских учебников я бы привела учебник Виппера
NADYN, только по нему уже давно никто не учится. И в этом веке он по-моему ещё не издавался.
Ну а по украинским учебникам коментсов давать не стану, в статье вроде бы всё сказано.
 
Назад
Сверху