• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

История славян

  • Автор темы Автор темы NoLife
  • Дата начала Дата начала
N

NoLife

Гость
Люди кому то интересно поговорить о древней руси порядках законах , обычаях, роли других народов в истории нащей цивилизации? Если интересно прошу присоединится!
 
Древние славяне, Рюрик - до и после.....
NoLife, про Рюрика есть тема:Загадки истории. Варяжский вопрос.
Про после: История Киевской Руси
Там куча мнений, материалов, статей и т.д.
Значит здесь остается обсудить «до», т.е. историю возникновения славян, их расселения, возникновения первых славянских государств.

[ADDED=Доктор Имаго]1101457837[/ADDED]
Начнем с классики, т.е. с ПВЛ:
«И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и назвались северянами. И так разошелся славянский народ.»

И ещё:
Из труда автора У1 века. Ученые предполагают, что им был император Византии Маврикий Стратег.
«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни , по своим нравам, по своей любви к свободе. Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище.
Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая определенным временем, предлагают им выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или остаться там на положении свободных и друзей?
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов, вследствие случающимися с ними, опасностями. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую».

«Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод.
При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с их помощью. Это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.
Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманить противника».
«Стратегикон». Хрестоматия по истории СССР. Под редакцией М. Н. Тихомирова, М.1960,с.80-82.


P.S.: просьба «Велесову книгу» обсуждать в этой теме
 
Последнее редактирование модератором:
Еще немного из источников:
1. Тацит:

Германия отделена от галлов, ретов и паннонцев реками Рейном и Дунаем, от сарматов и даков — обоюдной боязнью и горами; все прочие ее части охватывает Океан, омывающий обширные выступы суши и огромной протяженности острова (1) с некоторыми, недавно узнанными нами народами и царями, которых нам открыла война...

Что касается германцев, то я склонен считать их исконными жителями этой страны, лишь в самой ничтожной мере смешавшимися с прибывшими к ним другими народами и теми переселенцами, которым они оказали гостеприимство, ибо в былое время старавшиеся сменить места обитания передвигались, не сухим путем, но на судах, а безбрежный и к тому же, я бы сказал, исполненный враждебности Океан редко посещается кораблями из нашего мира. Да и кто, не говоря уже об опасности плавания по грозному и неизвестному морю, покинув Азию, или Африку, или Италию, стал бы устремляться в Германию с ее неприютной землей и суровым небом, безрадостную для обитания и для взора, кроме тех, кому она родина?

В древних песнопениях, — а германцам известен только один этот вид повествования о былом и только такие анналы, — они славят порожденного землей бога Туистона. Его сын Манн — прародитель и праотец их народа; Манну они приписывают трех сыновей, по именам которых обитающие близ Океана прозываются ингевонами, посередине — гермионами, все прочие — истевонами (2). Но поскольку старина всегда доставляет простор для всяческих домыслов, некоторые утверждают, что у бога было большее число сыновей, откуда и большее число наименований народов, каковы марсы, гамбривии, свебы, вандилии, и что эти имена подлинные и древние. Напротив, слово Германия — новое и недавно вошедшее в обиход, ибо те, кто первыми переправились через Рейн и прогнали галлов, ныне известные под именем тунгров, тогда прозывались германцами. Таким образом, наименование племени постепенно возобладало и распространилось на весь народ; вначале все из страха обозначали его по имени победителей, а затем, после того как это название укоренилось, он и сам стал называть себя германцами (3).

... Свебы не представляют собою однородного племени, как хатты или тенктеры, но, занимая большую часть Германии, и посейчас еще расчленяются на много отдельных народностей, носящих свои наименования, хотя все вместе они и именуются свебами...

Среди свебов, как утверждают семноны, их племя самое древнее и прославленное; что их происхождение и в самом деле уходит в далекое прошлое, подтверждается их священнодействиями. В установленный день представители всех связанных с ними по крови народностей сходятся в лес, почитаемый ими священным, поскольку в нем их предкам были даны прорицания и он издревле внушает им благочестивый трепет, и, начав с заклания человеческой жертвы, от имени всего племени торжественно отправляют жуткие таинства своего варварского обряда... Все эти религиозные предписания связаны с представлением, что именно здесь получило начало их племя, что тут местопребывание властвующего над всеми бога и что все прочее — в его воле и ему повинуется. Влиятельность семнонов подкрепляется их благоденствием: ими заселено сто округов, и их многочисленность и сплоченность приводят к тому, что они считают себя главенствующими над свебами (4).

Лангобардам, напротив, стяжала славу их малочисленность, ибо, окруженные множеством очень сильных племен, они оберегают себя не изъявлением им покорности, а в битвах и идя навстречу опасности. Обитающие за ними ревдинги, и авионы, и англии, и варины, и эвдосы, и свардоны, и нуитоны защищены реками и лесами. Сами по себе ничем не примечательные, они все вместе поклоняются матери-земле Нерте, считая, что она вмешивается в дела человеческие и навещает их племена (5). Есть на острове среди Океана священная роща, и в ней предназначенная для этой богини и скрытая под покровом из тканей повозка; касаться ее разрешено только жрецу. Ощутив, что богиня прибыла и находится у себя в святилище, он с величайшей почтительностью сопровождает её, влекомую впряженными в повозку коровами. Тогда наступают дни всеобщего ликования, празднично убираются местности, которые она удостоила своим прибытием и пребыванием. В эти дни они не затевают походов, не берут в руки оружия; все изделия из железа у них на запоре; тогда им ведомы только мир и покой, только тогда они им по душе, и так продолжается, пока тот же жрец не возвратит в капище насытившуюся общением с родом людским богиню. После этого и повозка, и покров, и, если угодно поверить, само божество очищаются омовением в уединенном и укрытом ото всех озере. Выполняют это рабы, которых тотчас поглощает то же самое озеро. Отсюда исполненный тайны ужас и благоговейный трепет пред тем, что неведомо и что могут увидеть лишь те, кто обречен смерти...

За лугиями живут готоны, которыми правят короли, и уже несколько жестче, чем у других народов Германии, однако еще не вполне самовластно. Далее у самого Океана — ругии и лемовии; отличительная особенность всех этих племен — круглые щиты, короткие мечи и покорность королям (6).

За ними, среди самого Океана, обитают общины свионов; помимо воинов и оружия, они сильны также флотом... Им свойственно почитание власти, и поэтому ими единолично, и не на основании временного и условного права господствовать, безо всяких ограничений повелевает король. Да и оружие в отличие от прочих германцев не дозволяется у них иметь каждому: оно всегда на запоре и охраняется стражем, и притом рабом; ведь от внезапных набегов врага они ограждены Океаном, а руки пребывающих в праздности вооруженных людей сами собой поднимаются на бесчинства; да и царям не на пользу вверять попечение об оружии знатному, свободнорожденному и даже вольноотпущеннику...

Что касается правого побережья Свебского моря, то здесь им омываются земли, на которых живут племена эстиев (7), обычаи и облик такие же, как у свебов, а язык — ближе к британскому. Эстии поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображение вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов. Меч у них — редкость; употребляют же они чаще всего дреколье. Хлеба и другие плоды земные выращивают они усерднее, чем принято у германцев с присущей им нерадивостью. Больше того, они обшаривают и море и на берегу, и на отмелях единственные из всех собирают янтарь, который сами они называют глезом. Но вопросом о природе его и как он возникает, они, будучи варварами, не задавались и ничего об этом не знают; ведь он долгое время лежал вместе со всем, что выбрасывает море, пока ему не дала имени страсть к роскоши. У них самих он никак не используется; собирают они его в естественном виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему изумлению, получают за него цену...

К свионам примыкают племена ситонов. Во всем схожие со свионами, они отличаются от них только тем, что над ними властвует женщина (8): вот до чего пали ситоны, не говоря уже об утрате свободы, даже в претерпеваемом ими порабощении.

Здесь конец Свебии. Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю (9), хотя певкины, которых некоторые называют бастарнами, речью, образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев. Неопрятность у всех, праздность и косность среди знати. Из-за смешанных браков их облик становится все безобразнее, и они приобретают черты сарматов. Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только не существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне.

[ADDED=NADYN]1101751001[/ADDED]
З.Ы, О славянах по "Германике" Тацита невозможно говорить отдельно от остальных племен.
 
Доктор Имаго, венедов как правило принимают за славян.
 
Доктор Имаго, просто как упоминание. А так как источников по славянам не так много, это уже кое-что:)
 
Само происхождение слова "славяне" - это откуда и что означает? Слышала две версии, обе показались неубедительными. Вы подскажете?
И ещё. Весьма интересным мне показался тот факт, что славянами как таковыми (когда уже более-менее утвердилось за ними это название) управляли лица явно неславянского происхождения, начиная с Рюрика и так далее, не забывая Петра Первого (наполовину молдаван) и Сталина. И при этих неславянских лидерах славянская держава наивысшего расцвета достигала - это не рок ли?
 
Само происхождение слова "славяне" - это откуда и что означает?
Лидер, Хм, интересный вопрос, я даже о нем и не задумывался...
Весьма интересным мне показался тот факт, что славянами как таковыми (когда уже более-менее утвердилось за ними это название) управляли лица явно неславянского происхождения, начиная с Рюрика и так далее, не забывая Петра Первого (наполовину молдаван)
Как я понял, речь идет не о славянах вообще, а о русских конкретно, которые не совсем славяне. Причем неславянское происхождение Рюрика – это спорный вопрос (даже тема есть соответствующая).
Кстати, версии изложи.
 
Последнее редактирование модератором:
Особенно значение слова "славяне" умели толковать наши первые историки:D Карамзин, например, вообще возводил его к слову "слава"...
 
Доктор Имаго,
Как я понял, речь идет не о славянах вообще, а о русских конкретно, которые не совсем славяне
Ну почему же, Рюрика ведь пригласили где-то в 862 году править на славянскую землю, приблизительно он находился в районе Киева. А Аскольд, правивший в Киев-граде перед Вещим Олегом? Кстати, последний также непонятно кто, официально - регент-опекун Игоря, тоже не вполне славянского происхождения.
А русские - почему не славяне? Все ведь толпились на одной земле, и только после распада Киевской Руси разбежались по трем княжествам (Владимирско-Суздальское, где русские были; Полоцько-Минское и Галицко-Волынское). Так что славяне эти - как клопы, они везде расселились.
А насчет версий... повторюсь, они необоснованы и мне убедительными не показались. Первая - племя такое было, которое было поактивнее, и представители которого в столице жили, отсюда и всех жителей Руси так называть стали. Вторая - "славные" - светлые лбы, светлые волосы и глаза.
 
Странный разговор о славянах получается:D
Некоторые историки в XIX веке вообще определяли весь исторический процесс в Европе как противостояние немецкого и славянского народов. Здесь говорится только о славянах, населяющих территорию России.
Конечно, Петр I, который наполовину молдован - это полный лол:D:D:D Вообще расклад интересный получается... Сыновья Ярослава Мудрого - наполовину шведы, дети Владимира Мономаха от первого брака - наполовину англичане,.. О полоцких и татарских кровях я вообще молчу. А c Петра вошли в моду династические браки.. Добавилась немецкая и датская кровь... Чудно!:D:D:D
А ведь славяне в Российской империи были надеждой для славян , находящихся под управлением австрийцев или турков...
 
И все же наших предков уважали. И боялись. И сочиняли о них легенды. И не желали иметь таких врагов, как эти своенравные язычники.
Только предки наши, сдается мне, тогда лишь силой были, когда ими твердая рука правила. А сейчас взгляните на эти цыплячьи тела и заячьи души...Куда всё делось? Современные остатки славян, изрядно разбавленые западной и восточной кровями (может, в этом все дело), не могут, просто не могут быть теми древними богатырями. Больно.
 
Ну почему же, Рюрика ведь пригласили где-то в 862 году править на славянскую землю, приблизительно он находился в районе Киева.
Лидер, По-моему Рюрика пригласили княжить в Новгород (ничего себе – пригород Киева!) И вообще ссылочку на тему «Загадки истории, варяжский вопрос» я давал в предыдущем посте. Там можно обсудить и национальность Рюрика и происхождение слова Русь.

Современные остатки славян, изрядно разбавленые западной и восточной кровями (может, в этом все дело), не могут, просто не могут быть теми древними богатырями.
А русские - почему не славяне?
Как говорил Воланд «Вопрос крови – самый сложный вопрос». Так что лучше не стоит обсуждать ассимиляцию славянами различных народов, в результате которой и получилась нация известная ныне как Русские. И вообще, если посмотреть на современные народы все они являются смесью народов древних. Например Англия: кельты, бритты, пикты, саксы etc.

Здесь говорится только о славянах, населяющих территорию России.
NADYN, усё-таки хотелось бы поставить вопрос ширше...
 
Доктор Имаго,
усё-таки хотелось бы поставить вопрос ширше...
Я вообще предлагаю не зацикливаться только на древних славянах. Очень мало реальных источников, слишком много гипотез. Мы завязнем. Поэтому предлагаю говорить и о славянах в Средние века и Новое время.
 
Славяне Средних веков скучны. Впрочем, думаю, с этого периода и началось приобщение славян к "цивилизованному" миру. Раздробленность, вражда и междоусобица, неверный выбор приоритетов, внешние уже не раздражители, а агрессоры. Объединение в отдельные княжества, разделение уже на украинцев, русских и белорусов - три главных ветви, и те потом начали делиться. Что в этом хорошего, интересно. Складывается ощущение, что вся судьба славян - отнюдь не мирная пашня и голубое небо, а скорее кровь и война. Как в песне - кто-то проклял твой народ, и это неспроста. Проследите за историей славян - когда хоть единый раз нам везло? - черта с два, такой наш рок, и непонятно почему.
Славяне Нового времени и вовсе скучны. Истощены, измочалены, безнадежно отсталы от внешнего мира, к котому всю жизнь вроде как стремились. Может, как раз этого делать не стоило - каждому свое. Что вышло?
Можно говорить на историческом уровне, однако будет скучнее, да и дольше приводить все факты. Впрочем, думаю, их не потребуется.
Один вопрос у меня. Хочу уточнить со 100-процентной гарантией, какие народы сейчас считаются славянскими.
 
Лидер,
Один вопрос у меня. Хочу уточнить со 100-процентной гарантией, какие народы сейчас считаются славянскими.
Русские, белорусы, украинцы, сербы, поляки, и пр. Но говорить о 100% славянской крови нельзя, так как славняские народы не один век были под кем-либо из народов неславянских...
Вобщем-то, я обычно люблю смотреть на историю славян, как на историю конкретных стран. Например, история той же Сербии мне не кажется скучной ни в Средние века, ни в Новое и Новейшее время.
 
NADYN,
Но говорить о 100% славянской крови нельзя, так как славняские народы не один век были под кем-либо из народов неславянских...
С таким же успехом можно сказать о люом народе. Вопрос сам посебе был на мой взгляд не коректен
 
А если сбросить десяток-другой процентов? Вы не уходите от вопроса, не уходите.
NADYN,
историю конкретных стран
Это будет уже разговор на другие темы. Хотелось бы проследить за основной тенденцией развития всех славянских народов. Историю я уважаю и люблю, однако не могу похвастать тем, что смогу вспомнить что-либо из истории, к примеру, хорватов :) поэтому попрошу вашей помощи. Все же какое основное направление развития? Финал, насколько я знаю, был у каждого народа свой.
 
Основные тенденции... Думаю, что судьба славянских народов была слишком тесно связана и слишком похожа на судьбу тех стран или тех регионов, в которых они проживали. Общие тенденции в развитии искали ТАКИЕ умы в XIX веке - веке национального возрождения многих стран. Но многие теории и идеи оказались более чем утопичными на практике. Раскол между славянством идет даже по религиозному принципу. Те же самые
хорваты в свое время приняли католичество.
Я бы еще выделила три направления, если так можно назвать, на которые в связи с территориальным положением ориентировались славяне - Россия, Османская империя, Священная Римская империя (позже Австро-ВЕнгрия).
 
Назад
Сверху