4. Рания
Традиционно считается, что чем больше детей, тем больше проблем. Это действительно так. Если вы хотите многодетную семью – помните, вас будет разрывать на части от невозможности сделать несколько дел одновременно. И так будет продолжаться до тех пор, пока вы не мутируете в многорукого Шиву, что маловероятно, или до тех пор, пока старшие не подрастут. Если вам повезет, и вы будете воспитывать детей правильно, то старшие дети возьмут часть забот на себя. В этом мне, конечно, невероятно повезло с Полом. Он вырос очень ответственным и заботливым сыном, о таком мечтала бы каждая мать. Если я занималась совсем маленькими, он тусил со школьниками, если я читала книжку Алексу на ночь (его частенько мучали кошмары), Пол укладывал девочек.
Иву как-то удавалось собрать всех за столом хотя бы на подготовку уроков, я же была более мягкой, поэтому частенько дети слушали меня, пока не отвернусь. Но при этом ластились чуть что: «Мамулечка, дорогая!»
Я иногда видела на кладбище через дорогу призрак грустной прародительницы Эми. Иногда даже хотелось спросить ее: «Как ты справлялась с прорвой детей, не имея ни кола ни двора?» Не уверена, что она могла бы мне ответить.

На самом деле, мне казалось, что самые тяжелые дни позади: дети стали гораздо самостоятельнее и могли занять себя сами. У нас с Ивом наконец-то появилось время на приятные мелочи для двоих. Мы могли отдохнуть вместе хотя бы часок, а не целовать друг друга в щеку в забеге между пеленками и бутылочками.

В один из дней я выбралась навестить маму и взяла с собой Марию. Мне хотелось, чтобы она увидела внучку и немножко успокоилась. Мама часто названивала, но никогда не заходила, объясняя это тем, что дом успел ей надоесть давным-давно, еще когда она торчала там безвылазно.
Я удивилась тому, в какой лачуге она жила, но то, что маме пришлось подрабатывать ремонтником, чтобы этот дом содержать, было выше моих сил. Я тщетно пыталась уговорить ее вернуться к нам или хотя бы принять помощь.
- Мам, ну хотя бы цветок в горшке, у вас же тут мрачно! И ты убиваешь себя этой работой, зачем?
- Рания, прекрати эту клоунаду. Я занимаюсь тем, что мне нравится. В молодости рисовала, сейчас малярные работы. То же самое, даже проще. Для окраски стен неважно, что у меня дрожат руки. И я прекрасно себя чувствую.
Мама разгорячилась, и я прекратила разговор. А зря. Если бы я только знала… Через три дня раздался телефонный звонок: «Добрый день, вы Рания Салливан, дочь Анны Салливан, правильно?» И я похолодела, уже предполагая, что могу услышать. У мамы остановилось сердце. Вот так внезапно. Она работала, потом присела отдохнуть – и уже не встала.
Если бы я только знала…
Пою о потерях, побед боюсь
И снова, как прежде, веду бои,
Король и солдаты – потери мои;
Восход ли, Закат – куда ни пройдусь,
Ногами о мелкие камни бьюсь.
Вскоре за мамой умерла и Фигата, к которой я всегда прекрасно относилась. И эти две смерти перечеркнули все достижения моих детей. Я целыми днями ходила и корила себя: если бы я знала, я бы была более настойчивой, я уговорила бы маму, она сейчас была бы с нами!
Так продолжалось бы долго, но Ив вовремя подошел ко мне и сказал: «Твои дети жаждут внимания. Хватит плакать о мертвых, ты нужна живым». Удивительно, как он всегда умел находить нужные слова, чтобы направить меня на путь истинный.

На самом деле я не так уж и нужна была детям. По крайней мере Полу: он пребывал в состоянии безумной влюбленности, какая бывает только в юности. Каждый вечер мчался к своей Джайми Монтекки на свидание.
- Все крыльцо уже обтерли, от меня прячутся, секретничают! Будто я не вижу, - ворчала мне Елена, мать моей будущей невестки.

Но беда, как известно, одна не приходит. Вскоре после смерти мамы в доме случился пожар. Я, признаюсь честно, особой храбростью не отличилась – запаниковала и только и могла, что вынести маленьких, а потом кричать да хвататься за голову. Ив много и бестолково суетился, и, если бы не Пол, вовремя схватившийся за огнетушитель, не знаю, как бы мы справились. После все подолгу сидели в ванной, стараясь смыть с себя ужасный запах гари.

Хорошо, хоть какие-то беды поправимы. Мы успели сделать ремонт до взросления дочек. И, хотя мы не праздновали дни рождения, торт и небольшой торжественный ужин для семьи я устроила.

Алекс по-прежнему боялся монстров под кроватью и стал засыпать еще хуже, но теперь уже по другой причине. Оказалось, Мария полюбила рассказывать всем на ночь сказки с фонариком – одна страшней другой. Пришлось ей объяснить, что так делать нельзя. Хорошо, что мы поняли друг друга. Удивительно, внешне она была совсем не в нашу породу, но по характеру она больше пошла в меня. И то, что она полюбила писать книги и даже начала сочинять небольшой ужастик для нас – тоже радовало, а заодно спасало Алекса от кошмарных ночей. Я только волновалась, что она взялась за страшилки. Откуда это взялось в ребенке?
Раз уж дети подросли, мы могли позволить себе небольшой отдых и уехали с мужем на выходные за город. Пришлось, правда, пропустить взросление Алекса, но Пол сказал, что так даже лучше: «Мы пацанами круче отдохнем!»
Я искренне пожелала, чтобы эти «пацаны» не разнесли мне весь дом. Надеюсь, они несильно там накуролесили!

Между тем дети росли, и мне как матери приходилось сталкиваться с новыми и новыми делами, о которых я ничего не знала. Старшие отправлялись в школу на бал, и Пол мне весь мозг высосал разговорами о том, что он хочет пригласить Джайми, что он ее пригласил, что нужен срочно смокинг, что смокинг плохо сидит, что он не умеет танцевать, учится танцевать и так далее. Зато Алекс был неожиданно нордически спокоен. В итоге Пол, как он выразился, «с понтом» поехал на бал на отцовском мотоцикле и в смокинге, а Алекс – на лимузине и в той же одежде, в какой ходил обычно, чем, конечно, шокировал общественность ужасно. Это не помешало Алексу отличиться и на балу – стать его королем, устроить драку, в то время как Пол превратил бал в продолжение череды свиданий с Джайми.

Было понятно, что за Пола я могла не беспокоиться. Я более того, считала, что за ним есть кому присматривать – уж Джайми позаботилась бы о приличиях, если что. Девочка была воспитана в суровых нравах. (Возможно потому, что ее мама по молодости была весьма легкого поведения, хо-хо, сплетня-сплетня!)
В любом случае, с Полом было все в порядке. А вот Алекс вскоре после бала успел встрять в неприятности. Когда полиция привезла его домой, я глазам не поверила. А он нахраписто сказал: «А, загребли в мусарню! За яйца!» Какой стыд и позор! Я расплакалась, а вот Ив разбушевался. Он кричал час или около того, и с каждым криком Алекс все больше вжимал голову в плечи:
- Кем ты себя возомнил? Крутым парнем? - я осторожно поглаживала Ива по руке, даже начав опасаться, что тот поднимет руку на сына. Но Ив успокоился, посуровел и отправил ребенка под домашний арест. Они не разговаривали несколько дней. Муж просто избегал Алекса, и я видела, что тот чувствовал себя побитым щенком. Но, в конце концов, Ив смиловался, они с сыном долго беседовали «по-мужски», не посвящая меня в свои дела, потом он даже поучил Алекса водить. Я, как водится, попыталась поговорить с мужем, но он сурово сказал:
- Мы разобрались, вопрос закрыт, - и я больше не лезла в эти дела.
После этого наша жизнь как-то успокоилась и наладилась. А вскоре у Алекса появилась девушка, и он превратился во второго Пола: бродил по дому рассеянный с мыслями о ней. Это позволило нам расслабиться и начать тратить время на себя. Нет, определенно со взрослыми детьми хлопот меньше. Жаль только, что все хлопоты стали крупными. Как будто кто-то взял мелкие проблемы и объединил по десять штук в одну.

Вскоре мы отпраздновали дни рождения Люка и Анри – тоже в нашем маленьком семейном кругу. Ну и еще девушки старших ребят. Я старалась растить в себе прекрасную свекровь.
Двойняшки, а такие разные! Я предполагала, что больше всего хлопот будет именно от Люка.

Мария после очередного просмотра ТВ, сказала, что когда вырастет – сразу станет ведущей. И ее постигло большое разочарование, когда она услышала, что до этой должности придется долго расти. С другой стороны, узнав об этом, она еще усерднее принялась за книги и учебу. У Марии была цель. И эта цель сделала ее очень настойчивой.
Также и Пол, понимая, что на красивые ухаживания нужны деньги, работал усердно и даже получил повышение.

А между тем случилось главное для меня событие – день рождения девочек. Все мои дети стали почти взрослыми.
