• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Вторая Мировая война: личности, события, факты, гипотезы

  • Автор темы Автор темы Galand
  • Дата начала Дата начала
По поводу Коминтерна не всё до конца ясно, есть мнение что его перевели на нелегальное положение. А роспуск это для отвода глаз и успокоения союзников.
 
Galand,
По поводу Коминтерна не всё до конца ясно, есть мнение что его перевели на нелегальное положение. А роспуск это для отвода глаз и успокоения союзников.
Ну взамен было создано Коминформбюро. (1948? Я не ошибаюсь?)
Просто вообще 1943 год очень важен в развитии отношений между союзникам, они все шли на взаимные уступки. А для Сталина, отошедшего от идеи мировой революции, роспуск Коминтерна такой уж жертвой уже и не казался.
 
Логично предположить что за такую уступку Сталин получил нечто не менее важное.
 
Galand,
Логично предположить что за такую уступку Сталин получил нечто не менее важное.
1943 - год, с которого уже определены границы поствоенной Европы, да нет, даже поствоенного мира. Идет шантаж Сталина со стороны союзников катынским делом. Есть мнение, что роспуск Коминтерна - как бы часть сделки за то, чтобы Катынь была забыта.
А вообще великолепна книга Бережкова "Страницы дипломатической истории". Автор сам был участником половины событий, разумеется, здесь исключительно просоветская (хотя и весьма объективная) точка зрения. Но книга все равно замечательная. Будет время, почитай:http://militera.lib.ru/memo/russian/berezhkov_vm2/index.html
(хм, интересно, какой по счету раз я уже даю на нее ссылку:D)
 
Хм... Предлагаю вот еще что обсудить... Я бы назвала это "мифологией ВОВ", так как у нее были свои герои, чьи образы были мифологизированы. Но мы не так много знаем о них сейчас. Предлагаю поговрить например, о Матросове, Зое Космодемьянской и пр.
И может, раз уж тема так распалзлась, ее переименовать?
 
Миф на войне Это средство поднятия боевого духа войск или запугивания противника. И потому без них никак нельзя. Сейчас все умные люди понимают, что все мифы войны это неправда или несовсем равда. Но на ой взгляд их до сих пор нестоит уничтожать, они слишом сильно вросли в сознание народа чтобы с нии так росто расстаться.Это повредит национальноу самолюбию.
 
Это повредит национальноу самолюбию.
И национальному самосознаию тоже. Это получается как бы низвержение памятника с пьедестала... Но для истоирика миф - это и объект исследования.
 
Вот, еще статья о готовности к войне.

[ADDED=NADYNRO]1093559723[/ADDED]
Филиппов А.
О готовности Красной Армии к войне в июне 1941 г.
Версии просчета Сталина в сроках вероятного нападения Германии на СССР как главной причины наших неудач сопутствует утверждение, что наши войска в 1941 г., до войны, не уступали вермахту в умении воевать, в профессионализме и, если бы их вовремя привели в боевую готовность, они успешно отразили бы нападение агрессоров.
Под боеготовностью при этом понимают только способность войск занять по тревоге рубежи развертывания, упуская главную составляющую боеготовности - умение успешно выполнить боевую задачу по отражению внезапного нападения, которое при таком умении армии и не будет внезапным.

Главным "доказательством" неприведения наших войск в боевую готовность перед агрессией многие считают сам факт их поражений, хотя прямой связи тут нет. Вместо нечетких голословных утверждений, что войска не приводились в боеготовность, пора бы определить конкретный перечень главных мер, которые надо было осуществить для достижения требуемой готовности перед войной. И выявить - какие из них были проведены в жизнь до войны, Вовремя; что не было сделано и как это повлияло на исход первых сражений.

В 1935-1941 гг. руководством СССР был проведен ряд крупных мер по повышению боеготовности Советских Вооруженных Сил:

1) перевод Красной Армии в 1935-1939 гг. на кадровую основу;

2) введение всеобщей воинской обязанности в 1939 г.;

3) создание и развертывание серийного производства нового поколения танков и самолетов в 1939-1941 гг., до войны;

4) стратегическое мобилизационное развертывание Вооруженных Сил в 1939-1941 гг. из армии мирного времени в армию военного времени (до войны), с 98 дивизий до 303 дивизий;

5) создание и сосредоточение на западных границах в 1939- 1941 гг. армий прикрытия невиданной в истории человечества для мирного времени численности в 186 дивизий, с учетом 16 дивизий второго стратегического эшелона, прибывших в армии прикрытия до войны;

6) подготовка Западного ТВД к войне - аэродромы, укрепрайоны, дороги.

В апреле-июне 1941 г., с нарастанием угрозы войны, были приняты дополнительные срочные меры по повышению боеготовности, включавшие:

- призыв в апреле-мае 793 тыс. резервистов для пополнения войск западных военных округов почти до штатов военного времени;

- Директива Начальника Генштаба от 14 апреля о срочном приведении в боеготовность всех долговременных огневых сооружений, укрепленных районов с установкой в них оружия полевых войск при отсутствии табельного;

- скрытая переброска с 13 мая из внутренних округов войск второго стратегического эшелона в западные округа с приведением их при этом в боеготовность - 7 армий 66 дивизий (16, 19, 20, 22, 24 и 28-я армии, 41-й стрелковый, 21-й и 23-й механизированные корпуса);

- приведение в боеготовность 63 дивизий резервов западных округов и выдвижение их ночными маршами, скрытно, с 12 июня в состав армий прикрытия этих округов (Директива НКО от 12.6.41);

- приведение в боеготовность и скрытый вывод под видом учений в месте сосредоточения 52 дивизий второго эшелона армии прикрытия из мест постоянной дислокации (Приказ НКО от 16.6.41);

- вывод дивизий первого эшелона армий прикрытия в укрепрайоны по телеграмме Начальника Генштаба от 10.6.41 и Указанию Наркома Обороны от 11.6.41 - с начала июня;

- приведение всех войск ПрибОВО и ОдВО в готовность 18-21.6.41;

- создание с апреля 1941 г. командных пунктов и занятие их 18-21 июня срочно сформированными фронтовыми управлениями;

- создание группы армий С.М.Буденного на линии Днепра - 21.6.41;

- досрочный выпуск по Приказу НКО от 14 мая изо всех училищ и направление выпускников в западные приграничные округа;

- Приказ НКО № 0367 от 27.12.40 и его повторение 19.6.41 о рассредоточении и маскировке самолетов и т.п.;

- направление Зам. Наркома Обороны генерала К.А.Мерецкова И.В.Сталиным в ЗапОВО и ПрибОВО для проверки боеготовности ВВС округов 14.6.41;

- издание Директивы НКО и Ставки (№ 1) о приведении в боеготовность войск западных военных округов (подписана 21.6.41 в 22.00, т.к. С.К.Тимошенко и Г.К.Жуков уже в 22.20 вышли от Сталина, получив одобрение им этой Директивы и отправив ее с Н.Ф.Ватутиным на узел связи Генштаба).

Всего в боевую готовность до нападения немцев были приведены, таким образом, 225 из 237 дивизий Красной Армии, предназначенных для войны против Германии и ее союзников по планам обороны.

Не были проведены в жизнь до войны только две важные меры - всеобщая мобилизация в стране и ввод войск в предполье укрепрайонов.

Стратегическое мобилизационное развертывание Красной Армии до войны в армию военного времени (5,4 млн. чел.), создание огромных армий прикрытия, скрытая мобилизация дополнительно 793 тыс. запасных и др. позволили осуществить практически большую часть мер, предусмотренных всеобщей мобилизацией, в силу чего надобность в проведении ее до войны отпала. Уже в мирное время были сформированы все 303 дивизии, запланированные для войны. Было сделано все главное, что страна должна была и могла сделать для успешного отражения надвигавшейся агрессии, если не затрагивать вопроса о качестве наших войск в сравнении с гитлеровскими. Фактически с марта 1941 г. происходило встречное стратегическое сосредоточение и развертывание вооруженных сил Германии для агрессии и частей Красной Армии - для ее отражения.

Фактически сейчас просчетом в вероятных сроках нападения немцев называют совсем другое - решение Сталина, несмотря на очевидную неизбежность агрессии Германии в июне 1941 г., не объявлять всеобщую мобилизацию и не вводить войска в предполье укрепрайонов до нападения немцев, считая проведенные весной 1941 г. мероприятия вполне достаточными, а армии прикрытия в 186 дивизий - способными отразить любое внезапное нападение Германии и ее союзников!

Это не просчет в сроках, а сознательное, учитывающее все плюсы и минусы решение. Ошибся при этом Сталин в одном - переоценил боеспособность наших войск, выглядевших по числу дивизий и боевой техники значительно сильнее вермахта. Это был главный и единственный просчет Сталина (и НКО также).

Просчета в предвидении вероятного направления главного удара вермахта также не было, а было решение Сталина и НКО - допуская возможность главного удара немцев в Белоруссии, сосредоточить наши главные силы на Украине, считая, что в Белоруссии 44 советских дивизий хватит для успешной обороны против 50 дивизий немцев. А ответный удар нам выгоднее наносить с Украины - на Краков... Тут опять просчет в боеспособности наших войск, и только.

Версия о поражении наших войск именно в первый день войны - не более, чем легенда. Фактически первым ударом войск агрессора 22 июня подверглись лишь 30 дивизий первого эшелона армий прикрытия от Балтики до Карпат из 237 дивизий запасных приграничных округов и второго стратегического эшелона. Трагедия поражения главных сил трех особых военных округов (118 дивизий) произошла не 22. июня, а позже, во время встречных сражений 24-30 июня 1941 г. между новой и старой границами.

Для доказательства превосходства вермахта в количестве войск и в вооружении, как причины наших неудач, долгие годы всячески преуменьшаются численность советских войск, количество и качество их боевой техники и, наоборот, преувеличивается все это у вермахта.

Так, фактически Германия против СССР выставила не 4,6 млн. чел., как принято считать, а 3,3 млн., т.к. в ВВС, ПВО и на флоте должны учитываться (как и у нас) только боевые средства, а не персонал. Всего у агрессора, таким образом, было не 5,5 млн. чел., а 4,2 млн. против .более чем 3 млн. чел. в западных пограничных округах и войсках второго стратегического эшелона.

Искажается соотношение в артиллерии - у нас учитываются орудия и минометы калибра 76 мм и выше (без орудий ПТО), а у немцев засчитываются 14 тыс. орудий ПТО (37 и 50 мм) и 5 тыс. стволов артиллерии 28 дивизий резерва ОКХ. Фактически в войсках только западных приграничных округов было 37 тыс. орудий и минометов, а в войсках всех агрессоров - не более 31 тыс. стволов.

Неверно, что почти вся артиллерия вермахта была моторизованной. В штатах немецкой пехотной дивизии первых волн было 6300 лошадей, из них почти половина в артполку. Значит, вся артиллерия пехотных дивизий была на конной тяге. Моторизована была лишь артиллерия ПТО, РГК, танковых и мотопехотных дивизий.

Всего 3300 танков и 250 самоходных орудий, а не 4-5 тыс. бросил вермахт против СССР, из них 1600 легких (Т-1, Т-2 и Т-38) и 1610 средних (Т-З и Т-4). Значит, против 1610 немецких средних танков в западных округах СССР было 160 тяжелых и средних танков KB и Т-34, намного превосходивших немецкие по боевым качествам. А против 1600 немецких легких танков было около 9 тыс. советских легких, нисколько не уступавших немецким. В итоге - подавляющее превосходство над вермахтом в количестве и качестве танков. Это без учета 2 тыс. танков мехкорпусов второго стратегического эшелона.

Против 3046 всех немецких боевых самолетов (1067 истребителей, 1417 бомбардировщиков и 562 разведчика) ВВС западных округов, флотов и дальнебомбардировочная авиация имели 9917 боевых самолетов, в том числе в округах 7133, в ДБА - 1339 и на флотах - 1445.

Самолетов новых типов советские ВВС приняли от заводов не 2739, как считают, а 3719, т.к. в числе новых надо учитывать и самолеты образца 1939-40 гг. ДБ-ЗФ, Ар-2, Су-2, Ту-2, Як-4, Пе-8, ББ-2, которых было более тысячи. Значит, наши ВВС могли и должны были иметь против немцев в июне 1941 г. не 1540 самолетов новых типов, как считают сейчас, а более 3 тыс. Вермахт же изо всех 3046 боевых самолетов имел новых менее 2 тыс., если исключить устаревшие самолеты Ю-87, Хе-111, До-217 и др.

Наши стрелковые дивизии западных приграничных округов на 22.6.41 имели в среднем не 8-9 тыс., как долго считали, а 12 360 (при штате 14 483) - 20 дивизий имели по 14 тыс. человек, 70 - по 12 тыс. и 6- по 11 тыс. Приводимые иногда данные на 1 июня 1941 г. не учитывают поступления в эти дивизии в июне 1941 г. 500 тыс. человек из дополнительного призыва.

Из уволенных вследствие репрессий 1937-38 гг. 38 тыс. командиров и политработников 12 тыс. вернулись в армию в 1939-40 гг., 9 тыс. было уволено не по политическим мотивам (естественная убыль) и около 17 тыс. человек изгнаны из армии по политическим - необоснованно и незаконно. Из них около 9,5 тыс. было арестовано.

Мнение, что репрессированные высшие командиры были лучшими, а в армии остались худшие - бездоказательно. Лучшие из репрессированных (М.Н.Тухачевский и др.) нередко в печати сравниваются с худшими из оставшихся. Не исследован вопрос - какой опыт современной войны (кроме Гражданской) мог получить наш высший комсостав 30-х годов (в том числе репрессированные), служа с окончания Гражданской войны до 1937 г. в нашей малочисленной, отсталой тогда, территориально-кадровой армии, в которой кадровых дивизий было два десятка (26%) на двадцать военных округов (во внутренних округах их не было вообще), армейских управлений не существовало с 1920 по 1939 г., крупные маневры начали проводиться только в 1935-37 гг. и т.п. Недаром 120 наших военачальников ездили в Германию учиться военному делу в 20-30-х годах.

А идеи, связанные с именем Тухачевского, не были отвергнуты, как пишут, они не всегда оправданно внедрялись в армию перед войной, отражались в уставах. В частности:

- идея "ответного удара" стала стержнем плана войны вместо более подходящей для нашей армии идеи стратегической обороны;

- теории глубокого боя и операции заслонили для нашей армии вопросы обороны, маневренной войны, встречных операций и др.;

- идея создания армий прикрытия была с большим размахом воплощена в жизнь, что спасло нас в 1941 г.

Последствия репрессий 1937-1938 гг. против комсостава были частично преодолены к лету 1941 г., поэтому их нельзя отнести к главным причинам неудач нашей армии в начале войны.

Беда в том, что Красная Армия так и не успела стать кадровой ни в 1936, ни к 1939, ни к июню 1941 г.. С 1935 г. она развивалась экстенсивно, увеличивалась в 5 раз - но все в ущерб качеству, прежде всего офицерского и сержантского составов.

Советское военное руководство, готовясь к войне с Германией, усиленно добивалось к 1941 г. количественного превосходства над вермахтом, особенно в танках и самолетах, но для него оставалось тайной многократное отставание Красной Армии от немецкой в качестве войск, штабов, комсостава всех степеней, особенно младшего.

Войска были плохо обучены методам современной войны, слабо сколочены, недостаточно организованы. На низком уровне находились радиосвязь, управление, взаимодействие, .разведка, тактика...

...Переход армии на кадровую основу, увеличение ее численности в 5 раз в 1939 г. и реорганизации 1940-1941 гг. обострили дефицит комсостава и ухудшили его качество. Действительной главной причиной поражения наших войск летом 1941 г. была неготовность Красной Армии вести современную маневренную войну с противником, имевшим богатейший опыт в ней и отличную подготовку именно к такой быстротечной войне. Наши Вооруженные Силы не умели реализовать огромный технический и людской потенциал, превосходящий к началу войны потенциал агрессоров. Причиной такого отставания нашей армии является полный провал в 1930-37 гг. заблаговременной подготовки командных кадров технического звена для многократного увеличения (развертывания) Вооруженных Сил перед войной. Спешные, авральные меры 1939-41 гг., и особенно весной 1941 г., не могли выправить это положение.

Военный вестник (АПН). 1992. № 9. С. 3-8.
 
Мне кажется, что автор тянет одеяло на себя, особенно в подсчотах доевой техники. он совсем не учиывает технику сателитов Гармании. Странно?
 
Galand,
совсем не учиывает технику сателитов Гармании. Странно?
Думаю, что согласна с твоим утверждением. Ну, как говрится, сколько историков - столько мнений.
Кстати, насколько реальной была помощь Германии со стороны сателитов?
 
Нашёл инфу о кличестве Т-34 и КВ на вооружении РККА перед началом войны.
Т-34 1225 шт. КВ-1 и КВ-2 636 шт.
 
Нашла некоторые факты о войне на море.

12 сентября 1942 года немецкая субмарина U-156 капитан-лейтенанта Вернера Хартенштейна у берегов Экваториальной Африки обнаружила и торпедировала большой английский транспорт "Лакония". Неожиданно немцы выяснили, что на борту тонущего судна находятся, кроме тысячи англичан, находятся еще 1800 итальянцев, взятых в плен под Эль-Аламейном. U-156 всплыла и, запросив по радио командующего подводными силами Деница, начала подбирать людей из воды. Хартенштейн подобрал почти 400 человек и, взяв на буксир переполненные спасательные шлюпки, направился к ближайшему порту. Лодка на всех частотах передавала сообщение о гибели парохода с множеством людей и о том, что на ее борту находятся сотни спасенных, в том числе женщин и детей. Над палубой лодки даже был растянут четырехметровый флаг Красного Креста. Но американский бомбардировщик Б-24, который не мог не видеть вереницы шлюпок, сбросил на лодку бомбы. Они не попали в U-156, а взорвались прямо среди кричащих от ужаса беззащитных людей. Хартенштейн приказал отцепить шлюпки и быстро погрузился, уходя от бомб. На следующий день взбешенный Дениц подписал так называемый "Приказ Лакония", категорически запрещавший подлодкам спасать людей с потопленных судов. Впоследствии этот приказ стал одним из главных обвинений против Деница на Нюрнбергском процессе.
Немецкая подводная лодка U-107 недалеко от берегов Западной Африки обнаружила 1 июня 1941 года английский торговый корабль. Командир подлодки капитан Гюнтер Хесслер стал маневрировать для атаки судна, но оно вело себя как-то странно - шло зигзагом, то приближаясь к лодке, то удаляясь от нее... Хесслер решил было всплыть, чтобы догнать странное судно (оно выглядело безоружным), но что-то подсказало ему не делать этого. Наконец U-107 смогла двумя торпедами поразить транспорт. Он, получив тяжелые пробоины, тем не менее не затонул. Хесслер, не всплывая, поразил судно последней торпедой, и оно пошло ко дну. Вдруг изумленные немцы увидели в перископ на палубе гибнущего "транспорта" хорошо замаскированные шесть 150-миллиметровых орудий, дюжину 40-миллиметровых и запасы глубинных бомб. Потопленный Хесслером корабль оказался "судном-ловушкой", которое ждало всплытия подлодки, чтобы мгновенно расстрелять ее изо всех своих мощных орудий. К счастью для немцев, их капитан устоял перед соблазном добить якобы беззащитное судно, всплыв рядом с ним из глубин океана. Интуиция опытного подводника спасла жизнь самого Хесслера и его экипажа.

Советские штурмовики Ил-2, прозванные немцами "Черной смертью", прославились не только мощью своего оружия, но и очень удачной конструкцией. Броня Ил-2 обеспечивала его почти фантастическую живучесть в бою. Когда в июле 1943 года началась Курская битва, в воздухе над полем сражения сражались тысячи советских и немецких самолетов. Однажды в этой гигантской битве четверка немецких истребителей Мессершмит Bf-109 встретила одинокий штурмовик Ил-2 и устремилась на него, рассчитывая на легкую добычу. Первый истребитель зашел в хвост Ил-2 и открыл огонь из пушек. Но ничего не изменилось - советский самолет невозмутимо летел дальше. Место первого Bf-109 занял второй, тоже расстреливая штурмовик из всего своего оружия, затем третий...Когда все четыре истребителя не смогли сбить Ил-2, не верящий своим глазам командир звена связался по рации с другим пилотом и спросил, почему же этот русский самолет не падает. И тут же услышал ответ своего боевого товарища: "Герр полковник, ежа в задницу не укусишь!". Штурмовики Ил-2 в Курской битве и десятках других сражений уничтожили множество немецких танков, машин и солдат, став самыми грозными самолетами Второй мировой войны.
В сентябре 1941 года немецкие войска под командованием Вильгельма фон Лееба наступали на Ленинград. Преодолевая героическое сопротивление советских войск, немцы продвигались все ближе к городу. 11 сентября престарелый маршал Ворошилов в отчаянии лично поднял своих солдат в штыковую атаку, а на следующий день он был отстранен от командования. 13 сентября командование обороной города принял по личному указанию Сталина Георгий Жуков, но и он не смог переломить ситуацию. 15 сентября немцы взяли Урицк и вышли на окраины самого Ленинграда. Казалось, город может спасти только чудо. И чудо произошло. 16 сентября фон Лееб получил приказ Гитлера немедленно снять с фронта 41-й танковый и 8-й авиационный корпуса. Группа армий "Север" лишилась своей основной ударной силы и остановилась, уже практически вступив в городскую черту Ленинграда. Так город за считанные дни до неизбежного захвата его немцам был спасен, и спасение пришло с самой неожиданной стороны - от Гитлера, фюрера Германии. Гитлер решил взять город измором, с помощью блокады, но жители Ленинграда стойко вынесли все тяготы, а в январе 1944 года немцы были отброшены от города на много километров назад.
30 октября 1939 года немецкая подводная лодка U-56 капитан-лейтенанта Вильгельма Цана западнее Оркнейских островов обнаружила шедший в охранении большого числа эсминцев английский линкор "Нельсон". Цан, умело маневрируя, сумел преодолеть заслон эсминцев и занять позицию для атаки линейного корабля. По команде Цана три торпеды вылетели из носовых аппаратов и скоро достигли линкора. Все три торпеды попали в корабль, но не взорвалась ни одна из них. Разочарованный Цан, так и не замеченный английскими эсминцами, ушел из этого района. Немецкий подводник был бы огорчен еще больше, если бы знал, кто был в тот день на борту линкора. На "Нельсоне" находился глава Адмиралтейства, будущий премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Если бы в тот октябрьский день все же сработали магнитные взрыватели торпед U-56, Англия могла лишиться своего будущего спасителя и капитулировать сразу после разгрома во Франции в мае 1940 года.
На рассвете 26 июля 1943 года американский флот адмирала Кинкейда выполнял задачу по блокированию Алеутских островов, где еще продолжалось сопротивление остатков японского гарнизона. В 7 часов утра на радаре самолета-разведчика появились семь судов. Корабли Кинкейда немедленно направились в указанный район, и их радары также зафиксировали семь объектов. Сомнений не было - японский конвой пытается пробиться к островам! Плотный туман скрывал японские корабли, поэтому американцы открыли шквальный огонь по данным радаров. В молочную стену тумана ушли десятки торпед и тысячи снарядов, но семь отметок как ни в чем не бывало продолжали светиться на экранах радаров. Когда туман наконец рассеялся, удивленные моряки увидели, что они стреляли в пустоту - в указанном квадрате никого не было. В тот же миг все семь отметок исчезли с экранов. Это невероятное происшествие, которому до сих пор никто не дал объяснения, получило название "Битва с призраками".
20 декабря 1943 года американцы проводили очередную массированную бомбардировку городов Германии, задействовав сотни истребителей и тяжелых бомбардировщиков. Над Бременом "летающая крепость" Б-17 подполковника Чарльза Брауна получила тяжелейшие повреждения от зенитного огня и, потеряв два двигателя, едва держась в воздухе, направилась к берегам Англии. Неожиданно рядом появился немецкий истребитель Bf-109 Франца Штиглера, опытного аса люфтваффе. Штиглер подлетел совсем близко к поврежденному бомбардировщику, чтобы уничтожить его, но вдруг увидел, что башня стрелка залита кровью, а оставшиеся в живых члены экипажа отчаянно старались помочь друг другу, одновременно удерживая в воздухе самолет. "При виде такой картины я не нашел в себе сил их добить!" - вспоминал потом Штиглер. Он сопровождал израненный Б-17 над Северным морем, а затем, отсалютовав стойкому экипажу, повернул домой. Чувство единения с другими летчиками, пусть и врагами, для аса-профессионала оказалось сильнее чувства долга и всех приказов командования.

Советские танки "КВ-1" и "КВ-2", встретившие немцев сразу после начала операции "Барбаросса", оказались для вермахта серьезной угрозой. Дело в том, что броня этих тяжелых танков не пробивалась ни немецкими противотанковыми пушками калибра 37 миллиметров, ни орудиями танков Pz-III, Pz-IV и Pz-38, стоявших на вооружении панцерваффе. Немцам приходилось применять против "КВ" способ борьбы, очень схожий с охотой первобытных людей на мамонта. Немецкие танки лишь отвлекали внимание экипажа "КВ", пока позади него расчет устанавливал и наводил 88-миллиметровое зенитное орудие. Только после этого и только попаданием снаряда в щель между корпусом и башней удавалось подбить советский танк. Известен случай, когда отвлеканием экипажа "КВ" занимались сразу 50 немецких танков! Тем не менее прекрасные навыки советских генералов сделали свое дело – даже такое огромное преимущество, как наличие большого количества танков новейших типов, не смогло сдержать немецкого наступления.
Когда в мае 1940 года немецкие танки, находившиеся на острие клина группы армий "А", прошли через Арденны и вышли в тыл англо-французским войскам, Германия одержала одну из самых блестящих побед в своей истории. 21 мая немцы вышли на берег Ла-Манша, отрезав основные силы англичан и французов и приготовившись к их полному уничтожению. И вдруг 24 мая, когда танки Гудериана уже неслись к Дюнкерку - последнему порту, оставшемуся в руках союзников, в войска пришел странный, до сих пор не объясненный историками приказ Гитлера: "Прекратить наступление на Дюнкерк. Удерживать побережье Ла-Манша". Гудериан и его офицеры лишились дара речи. Гитлер сам остановил молот, который должен был сокрушить оказавшихся на дюнкеркской наковальне англичан. Тем временем британцы, воспользовавшись неожиданной передышкой, стали спешно эвакуироваться из Дюнкерка, задействовав сотни больших и малых кораблей, вплоть до яхт и катеров. Только 26 мая Гитлер разрешил продолжать наступление, но было уже поздно - англичане окопались, подготовившись к обороне и удерживали Дюнкерк до утра 4 июня, дав возможность спастись почти 340 тысячам англичан и французов. Это предотвратило казавшуюся неизбежной капитуляцию Великобритании и позволило ей продолжать войну вплоть до 8 мая 1945 года, когда пал Третий рейх.

24 июля 1943 года американская подводная лодка "Тиноса", которой командовал капитан Дэспит, встретила в районе Каролинских островов японский танкер "Тонан-мару" (водоизмещение 19000 тонн). В 9.30 "Тиноса" выпустила по танкеру четыре торпеды, две из которых попали в цель, но не взорвались. Тогда Дэспит приказал развернуть лодку и произвести залп из носовых аппаратов. Еще две торпеды попали в цель, и одна из них взорвалась. Раздался оглушительный взрыв, и "Тонан-мару", осев на корму, остановился. "Тиноса" не могла всплыть, так как танкер имел на борту артиллерийские орудия, но под водой могла занять идеальную позицию для атаки замершего на месте, беспомощного судна-гиганта. К началу атаки на борту "Тиносы" имелись 16 торпед. В течение пяти часов подлодка выпустила по "Тонан-мару" все торпеды, кроме одной. Все 15 торпед, кроме первых двух, попали в цель, но взорвалась из них только одна - та, что заставила танкер остановиться. Проклиная все на свете, Дэспит ушел с места боя, сохранив последнюю торпеду для специалистов на базе в Перл-Харборе. Этот случай помог понять серьезные недоработки в конструкции взрывателей американских торпед и исправить их, значительно повысив эффективность действий подводных лодок на всем Тихом океане.
 
Только после этого и только попаданием снаряда в щель между корпусом и башней удавалось подбить советский танк.
Враки зенитное орудие Flak18\36 8.8см спокойно пробивала и Т-34 и КВ.
 
Был случай. Во время отражения атаки Т-34 расчёт 37мм птп 20 раз попал в наш танк и всё чего они добились ,это заклинили башню, как раз таким попаданием какое описано у тебя.
 
Подвиг Маринеско

Эта статья посвящена Александру Маринеско, капитану 3 ранга, потопившему германский лайнер “Вильгельм Густлов”, точнее не ему самому, а подвигу, который он совершил. Я решил проанализировать несколько источников, отличить миф, коих в нашей стране было создано много, от реальности, и, наконец, выяснить кем же был Александр Маринеско, бравым героем Советского Союза, совершивший дерзкий подвиг, за который он получил орден Красного Знамени, или посредственностью, который потопил не какой-то военный корабль, который в состоянии дать отпор, а беззащитный транспорт, и пьяницей, не соблюдавшем дисциплину.



Обратимся сначала к официальным советским источникам:

"Подводная лодка "С-13" под командованием капитана 3 ранга А.И.Маринеско 30 января 1945 г. потопила к северо-западу от Данцигской бухты германский лайнер "Вильгельм Густлов" водоизмещением в 25 484 тонны, на борту которого находилось более 6 тыс. человек. Подошедшие в район потопления крейсер "Адмирал Хиппер", миноносцы и тральщики не могли уже оказать транспорту никакой помощи. Опасаясь атак советских лодок, они поспешно отошли на запад. 9 февраля та же подводная лодка "С-13" потопила пароход "Генерал Штойбен" водоизмещением в 14 660 тонн. За боевые успехи в этом походе подводная лодка "С-13" была награждена орденом Красного Знамени."

Вот и все, что говорится о достижениях Маринеско в "Истории Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945", Следует обратить внимание на слова "6 тыс. человек" и "пароход".

А вот что написал в своем опусе "Капитан дальнего плавания" (изд-во "Советский Писатель", 1984) политрук А.Крон:

"30 января 1945 года подводная лодка "С-13" под командованием капитана 3-го ранга А. И. Маринеско потопила в районе Штольпмюнде гигантский лайнер фашистского флота "Вильгельм Густлов" водоизмещением 25 484 тонны, на борту которого находилось свыше семи тысяч эвакуировавшихся из Данцига под ударами наступающих советских войск фашистов: солдат, офицеров и высокопоставленных представителей нацистской элиты, палачей и карателей. На "Густлове", служившем до выхода в море плавбазой для школы подводного плавания, находилось свыше трех тысяч обученных подводников - примерно семьдесят экипажей для новых подлодок гитлеровского флота. В том же походе Маринеско торпедировал большой военный транспорт "Генерал Штойбен", на нем переправлялись из Кенигсберга 3600 солдат и офицеров вермахта”.

А теперь "Большой Энциклопедический Словарь", 1997:

"МАРИНЕСКО Ал-др Ив. (1913-63), моряк-подводник, капитан 3-го ранга (1942), Герой Сов. Союза (1990, посм.). В Вел. Отеч. войну, командуя подводной лодкой "С-13" (1943-45), потопил в р-не Данцигской бухты 30 янв. 1945 нем. суперлайнер "Вильгельм Густлов" (имевший на борту св. 5 тыс. солдат и офицеров, в т. ч. ок. 1300 подводников) и 10 февр. - вспомогат. крейсер "Генерал Штойбен" (св. 3 тыс. солдат и офицеров). После войны работал в Ленингр. пароходстве, затем на з-де."

Налицо тенденция - сначала на "Густлове" согласно официальной историографии было 6 тысяч ЧЕЛОВЕК, затем у Крона 7 тысяч ФАШИСТОВ, среди которых свыше 3 тысяч подводников, и наконец снова в официальном источнике - 5 тысяч солдат и офицеров, среди которых только 1300 подводников. Что касается "Штойбена", называемого то пароходом, то крупным военным транспортом, то вспомогательным крейсером (а Крон в своем опусе называет его и просто крейсером), то вспомогательными крейсерами германцы называли гражданские суда, вооруженные 5-7 орудиями. И как видите - в 1963 году в СССР официально не называлось никаких цифр и состава утонувших на "Штойбене".

Кто же и когда первым заговорил о гигантском уроне немецких вооруженных сил, нанесенным Маринеско? То есть, кто решил поспорить с официальной советской историографией, считавшей в 1963 году, что особого военного урона врагу С-13 не нанесла?

По-видимому, это адмирал И.С.Исаков, который в 1965 году в статье в журнале "Советский Союз" (предназначавшемся для пропаганды коммунизма за рубежом) написал:

"…героическим подвигом, потрясшим фашистов, начиная с самого Гитлера, является беспримерный успех атак подводной лодки "С-13"."

Не знаю, кто первый запустил байку об объявлении Маринеско личным врагом Гитлера и о трауре после потопления "Густлова". По советским источникам траур был, по немецким – нет. Впрочем, несомненно, что действительно ни одно другое столь малочисленное подразделение не уничтожало за один раз столь большое число германских граждан. Даже во время знаменитой бомбардировки Дрездена, когда было убито 250 тысяч жителей, в этом участвовало несколько тысяч летчиков. Однако ни тогда, ни после потопления "Густлова" траур не объявлялся - эти потери немцы не афишировали, чтобы не давать повод для паники среди населения Германии.

Согласно опусу Крона, ссылающемуся на сослуживца Маринеско, тот прекрасно знал, что собирается потопить не боевой корабль - крейсер, как доложил ему штурман - а лайнер. Крон также пишет, что сам Маринеско не считал себя героем и что у того был некий зарок молчания.

Так кого и сколько утопил Маринеско? Несколько тысяч человек или фашистов-палачей или военных? В различных источниках состав пассажиров "Густлова" сильно варьируется. По количеству утонувших - от 4 до 8 тысяч. По составу-то говорится то просто "беженцы", то "беженцы и военные", то "беженцы, военные, раненые и заключенные".

Наиболее детальные цифры о пассажирах "Густлова" таковы:

918 военных моряков, 373 из женской вспомогательной части флота, 162 раненых военнослужащих, 173 члена экипажа (гражданских моряков) и 4.424 беженца. Всего 6.050. Кроме них, внесенных в списки, на борт "Густлова" удалось попасть еще до 2 тысяч беженцев. Всего было спасено 876 человек. Погибло 16 офицеров учебной дивизии подводных сил, 390 курсантов, 250 женщин-военнослужащих, 90 членов экипажа, а также раненые военнослужащие. Таков военный урон, нанесенный потоплением "Густлова".

Что касается утонувших на "Штойбене" - то на нем действительно (как и написано в советских источниках) было более 3 тысяч солдат и офицеров - 2680 раненых и 100 здоровых военнослужащих, 270 медперсонала, а также 285 членов экипажа и около 900 беженцев. Всего было спасено 659 человек. Некоторые источники включают потопление "Штойбена" в первые строки списка крупнейших по числу жертв морских катастроф. Кстати, потопление "Густлова" всегда присутствует в таких списках - или на первом, или на втором месте по числу погибших за всю мировую историю мореплавания. Если на втором месте называют "Густлов", то тогда на первом месте называют или потопление "Гойи" (советской подводной лодкой Л-3 17 апреля 1945 года) - от 5 до 7 тысяч беженцев, или потопление лайнера "Кап Аркона" (британской авиацией 3 мая 1945 года), в результате которого утонуло 5 тысяч заключенных.

[ADDED=NADYNRO]1094431359[/ADDED]
Итак, подводная лодка под командованием Маринеско нанесла урон вражеской армии. Но не столь раздутый, как это стала представлять советская пропаганда с 60-х годов.



А теперь представим, как это событие выглядело на историческом фоне.

Германия неудержимо катится к пропасти. Это понимают даже те, кто еще совсем недавно во все горло кричал «Хайль Гитлер!» Пламя войны бушует на земле Третьего Рейха. Советские танки грохочут на дорогах, ведущих к Берлину, летающие крепости наводят ужас на организованно отступающих немецких солдат.

В начале февраля 1945 года в Крыму собрались главы правительств союзных держав, чтобы обсудить меры, обеспечивающие окончательный разгром фашистской Германии, и наметить пути послевоенного устройства мира.

На первом же заседании в Ливадийском дворце в Ялте Черчилль спросил Сталина: когда советские войска захватят Данциг, где сосредоточено некоторое количество строящихся и готовых немецких подводных лодок? Он просил ускорить захват этого порта.

Беспокойство английского премьера было понятно. Военные усилия Великобритании и снабжение ее населения во многом зависело от морских перевозок. Однако волчьи стаи фашистских подводных лодок продолжали бесчинствовать на морских коммуникациях. Хотя конечно, их эффективность была уже не той, что в первые годы войны, когда оказалось, что корабли британцев просто бессильны перед угрозой немецких U-шек. Данциг был одним из основных гнезд фашистских подводных пиратов. Здесь же находилась и германская высшая школа подводного плавания, плавучей казармой для которой служил лайнер «Вильгельм Густлов".

Но английский премьер запоздал со своим вопросом. В Данциге уже слышались залпы советских орудий и «катюш». Началось поспешное бегство противника. “Тысячи солдат, моряков и гражданских чинов погрузились на «Вильгельм Густлав». Половину пассажиров лайнера составляли высококвалифицированные специалисты - цвет фашистского подводного флота. Сильное охранение в море должно было обеспечить безопасность их перехода от Данцига до Киля. В состав конвоя входили крейсер «Адмирал Хиппер», миноносцы и тральщики”. Так следует из советских послевоенных источников. На деле же, cреди 9000 беженцев подавляющее число составляли лица гражданские, иначе их бы задержали как дезертиров, или наоборот свели в какие-нибудь команды. Вообще странно предполагать в числе 9000 беженцев абсолютное отсутствие каких-то военных, например одноногих ветеранов Франко-Прусской войны. Вся подводная немецкая элита погибла 42-44 годах. А весь конвой состоял из одного(!) тральщика.

В конце января 1945 года советская подводная лодка «С-13» под командованием Александра Маринеско вошла в Данцигскую бухту.

30 января в море разыгрался жестокий шторм. Рубка лодки, антенны и перископы быстро покрываются толстым слоем льда. Командир и комиссар до боли в глазах всматриваются в темноту. И вот показался силуэт огромного судна.

«С-13» и около двадцати трех часов 30 января атакует неприятельское судно: несколько торпед одна за другой устремляются к цели. Раздается сильнейший взрыв - и «Вильгельм Густлов» идет ко дну.



Находившийся на борту лайнера и оставшийся в живых гитлеровский офицер Гейнц Шен, в своей книге «Гибель „Вильгельма Густлава"», изданной в Западной Германии, подтверждает, что 30 января 1945 года недалеко от Данцига «Вильгельм Густлав» был торпедирован советской подводной лодкой, в результате чего погибло более пяти тысяч человек. «Если этот случай можно считать катастрофой, - пишет автор, - то это несомненно была самая большая катастрофа в истории мореплавания, по сравнению с которой даже гибель «Титаника», столкнувшегося в 1913 году с айсбергом, - ничто».

На «Титанике» погибло 1517 человек. Эта трагедия потрясла тогда все человечество. О «Вильгельме Густлове» не жалел никто.

Гейнц Шеп подробно описывает историю гибели лайнера:

"Wilhelm Gustloff находился под двойным командованием - как судно, лайнер возглавлялся капитаном торгового флота Фридрихом Петерсеном, а как плавказарма 2 учебной дивизии подплава, лайнер воглавлялся офицером ВМФ Вильгельмом Цаном.

К вечеру 22 января 1945 года лайнер был подготовлен к рейсу и погрузке пассажиров - тысяч изможденных, обмороженных и раненых беженцев. Термометр показывал 14 градусов ниже нуля, кругом царили хаос и развал.

В собственно гавани Готенхафн находилось порядка 60 тысяч беженцев, и как только были установлены трапы, тысячи людей бросились на штурм. В ходе посадки многие дети, в возникшей давке, были разлучены с родителями.

На борт судна поднялись около 400 девушек - сотрудниц женской вспомогательной организации ВМФ, в возрасте от 17 до 25 лет. Их разместили в плавательном бассейне на палубе Е. Разумеется, девушки были более чем рады, в виду грозящей советской оккупации Восточной Пруссии, покинуть Готенхафн. Уторм 29 января в Готенхафн прибыл еще один госпитальный поезд, раненых разместили на солнечной палубе.

Теперь на борту находилось порядка 7-8 тысяч человек, но сколько их было точно, установить не удалось и по сей день. Лайнер был буквально набит битком, и каюты, и коридоры и проходы, были переполнены.

В качестве противовоздушной обороны, на верхней палубе установили пару зенитных орудий.

Спасательными средствами были обеспечены порядка 60% пассажиров.

Во вторник 30 января, 12.30 местного времени, к лайнеру подошли 4 буксира и отвели его от причала. Погодные условия были плохими - ветер силой до 7 баллов, температура 10 градусов ниже нуля, шуга.

Я был назначен старшиной зенитного расчета. По выходу, на палубах началось обледенение, и мы должны были постоянно очищать орудия от льда. Впереди лайнера следовал тральщик, для поиска и уничтожения мин. Стемнело, и стало еще холоднее. Внизу на смену чувств радости и облегчения пришла подавленность, т.к. многие беженцы начали страдать от морской болезни. Но большинство считало себя в полной безопасности, твердо веря, что через пару дней они достигнут Штеттина или Дании.

[ADDED=NADYNRO]1094431376[/ADDED]
Моя вахта началась в 21.00. Все было тихо и спокойно. И вдруг, где-то в 21.10, раздались взрывы. Сначала я подумал, что мы наскочили на мины. Но позже узнал, что нас поразали торпеды, выпущенные советской подлодкой С-13, ей командовал Александр Маринеско. Тысячи людей впали в панику. Многие начали прыгать за борт, в ледяные воды Балтики. Сначала судно накренилось на правый борт, но затем выпрямилось, и в это время в лайнер попала еще одна торпеда, в район бака. Мы находились в районе побережья Штольпмюнде, Померания. Немедленно подали сигнал SОS и начали выпускать сигнальные ракеты.

Удар второй торпеды пришелся на участок судна, на котором размещался плавательный бассейн. Почти все девушки погибли, их буквально разорвало на куски. Я хотел было вернуться в свою каюту и взять несколько личных вещей, но это было уже невозможно. Тысячи людей рвались с нижних палуб наверх, подгоняемые снизу потоками воды.

Карабкаясь наверх, люди беспрерывно и страшно кричали и толкались, те, кто упал, были обречены, их затаптывали насмерть. Никто не мог помочь беспомощным - беременным женщинам и раненым солдатам. Толпы людей брали штурмом спасательные шлюпки, и речи не было о исполнении знаменитой заповеди “Женщины и дети - первыми!”. Никто никому не подчинялся, верх брали те, кто был физически сильнее. Многие шлюпки, покрытые льдом, не могли быть спущены вообще, а я наблюдал, как у ряда спускаемых шлюпок обрывался один из фалиней, и шлюпка вываливала всех находящихся в ней людей вниз в ледяной ад. Лайнер продолжал погружаться в воду носом, релинги бака были уже под водой, и спуск шлюпок стал еще более затруднительным.

Некоторое время я стоял на солнечной палубе, наблюдая этот кошмар. Некоторые семьи и отдельные люди, у которых было личное оружие, предпочли застрелиться, нежели погибнуть гораздо более мучительной смертью в ледяной воде и мраке. А тысячи других продолжали цепляться за лайнер, в то время, как он продолжал погружаться.

Я думал, что мне не выбраться. Я прыгнул в воду и начал быстро отплывать в сторону, чтобы меня не затянуло в воронку. Сначала холод вообще не ощущался, и вскоре я смог зацепиться за брот переполненной спасательной шлюпки (вдоль бортов спасательных шлюпок протянуты специальные спасательные лини именно для этой цели - авт.). Картина, мне открывшаяся, была воистину ужасной. Дети, на которых одели спасательные жилеты, переворачивались вниз головой, и над водой выдавались только их беспощно дрыгающиеся ноги. Кругом уже плавали мертвецы. Воздух был наполнен криками умирающих и призывами о помощи. В меня вцепилось двое детей, они кричали и звали родителей. Я ухитрился поднять их на борт шлюпки, но спаслись они или нет, я так и не узнал.

Затем я ощутил свою слабость - наступило переохлаждение. Я смог зацепиться за металлический спасательный плотик - на расстоянии приблизительно 50 ярдов от тонущего лайнера. Нос почти полностью погрузился, корма поднялась в воздух, а сотни людей все еще находились там, дико крича. Скорость погружения возрастала. Затем, вдруг, наступила мертвая тишина. Wilhelm Gustloff исчез под водой, унеся с собой жизни тысяч людей. Самая большая в истории мореплавания катастрофа длилась приблизительно 50 минут.

В течении приблизительно 20 минут, самых страшных минут в моей жизни, я просто куда-то плыл. Время от времени меня накрывала ледяная шуга. Крики вокруг меня становились все тише и раздавались все реже. Затем случилось то, что я считаю чудом. Я увидел надвигающуюся на меня тень и закричал, собравшись с последними силами. Меня заметили и подняли на борт.

Спас меня торпедный катер Т-36. Экипаж катера помогал нам, спасенным, всеми имеющимися средствами - горячий чай, массаж. Но многие спасенные умирали уже на борту, от переохлаждения и шока. Среди спасенных были и беременные, и так уж получилось, что членам экипажа пришлось попробовать себя в роли акушерок в ту ночь. Родилось трое детей. Катер Т-36 был частью эскадры, которой командовал лейтенант Херринг, и задачей которой было эскортирование тяжелого крейсера “Адмирал Хиппер”. Крейсер также шел из Восточной Пруссии, имея на борту беженцев. Внезапно катер резко изменил курс, взвыли машины. Как я позже узнал, заметили след двух торпед, одна прошла по правому борту, от другой катер смог уклониться резким маневром. Пворот было настолько крутым, что часть спасенных, находящихся на верхней палубе, выпала за борт и утонула. Но 550 человек было спасено. Из-за большой опасности повторной атаки субмарины, катер отошел от места катастрофы и в 02.00 31 января прибыл в Сашшнитц. Спасенные были перегружены на борт датского плавучего госпиталя Prinz Olaf, который стоял там на якоре. Многих отправили, на носилках, на берег. Нас, военных моряков, разместили в казармах. Лейтенант Херринг находился все время на мостике и отдал честь в тот момент, когда последний спасенный покинул брот катера. Как я позже узнал, спаслось только 996 человек из приблизительно 8000 находившихся на борту.

Мы, спасшиеся военные моряки, еще раз избежали смерти. Как моряки ВМФ Германии, мы все были товарищами, мы любили нашу родину и считали, что мы делаем правое дело, защищая ее. Мы не считали себя героями, а смерть нашу героической, мы просто исполняли свой долг."

[ADDED=NADYNRO]1094431390[/ADDED]
Для тех, кто не в курсе - как водится, нас с детства учили, что Маринеско не абы кого на дно отправил, а отборнейших немецких асов-подводников и кучу эсэсовского отребья, в панике убегающего от справедливого советского возмездия. И, как водится, немного сказали не то и немного не так - как видим, утопил он хорошо, если несколько сот действительно военных, а с ними прихватил и несколько тысяч тех, кто к войне имел не совсем прямое отношение, т.е. просто гражданских лиц. А и после “Густлова” Маринеско ведь не успокоился, не тот он был человек. Спутал он свою цель с крейсером “Эмден” или знал, кого бил, про то ему только ведомо. Но торпеды он всадил в еще один лайнер, “Генерал фон Штойбен”. Лайнер, а не лайбу с лодочником бородатым, махающим веслами, дабы эвакуировать пару трясущихся от страхов эсэсовских молодчиков. Вместе с лайнером отправились на тот свет еще 3 500 душ, всего лишь через 10 суток после гибели “Густлов”, там еще и тела не остыли.



А вот дальше начинается совдепия в доблестях своих - не только Маринеско Героя не дали, но и вышибли из флота при первой, можно сказать, возможности. Уже известно, впрочем, что никакого траура в Германии по случаю гибели “Густлова” обьявлено не было, и личным врагом рейха Маринеско тоже не обьявляли. Ну и что? Больше, чем он, никто из советских подводников не сделал. В авиации были Покрышкин и Кожедуб, а на флоте, пожалуй, только Маринеско. Лунин было попытался, но уж больно сомнительная она, его атака на “Тирпиц”. И вот ему-то, подводнику номер один, Героя и не дали. Интересно, почему. Читаю там и сям и один везде довод - пил и крыл начальство, не в меру. А между прочим, Покрышкин начальству как-то в морду дал, и ничего, трижды Герой. Хотя и был уже под трибуналом. Так за что так с Маринеско? Ужели за пьянки? Россия вообще, и флот ее в особенности, пили, пьют и будут пить, и если к кому за пьянки и придирались - т.е. при условии, что офицер был дельный, - то чаще для того, чтобы скрыть истинные мотивы.

Мне кажется, была тут обыкновеннейшая политика. Давайте посчитаем - парой залпов, в одном походе, Маринеско отправил на тот свет, по самым скромным подсчетам, свыше 10 тысяч человек! Хочется, для несведущих, повторить - гибель “Густлова” была крупнейшей в истории человечества морской катастрофой, “Титаник” по сравнению с победными залпами Маринеско глядится, как перевернувшаяся на пруду лодочка с пьяными отдыхающими. Круче Маринеско были, пожалуй, только экипажи тех Б-29, что укрощали Японию - атомными бомбами. А в общем, цифры-то сопоставимы. Там и там - десятки тысяч. Только, правда, Маринеско без атомных бомб обошелся, всего двух на тот момент на всей планете. Маринеско и десятка торпед хватило.

[ADDED=NADYNRO]1094431415[/ADDED]
А теперь вспомним наше политбюро и товарища Сталина - тут вам и приказы, требующие навести порядок и прекратить бесчинства на немецкой земле, и хлеб для прокорма оккупированной Германии из голодающей России - это что, от больших любви и гуманизма? Да нет, это от большой политики. Чего еще оставалось? Или немцев истребить, или, коли не выходит, как-то их тянуть на свою сторону. И если попытаться взгромоздиться на высоты большой политики, то становится понятно, что возвеличивать человека, прихлопнувшего парой ударов больше гражданских немцев, чем кто-бы ни было, не совсем для этих самых немцев будет привлекательно. Это ведь не бомбардировки немецких городов союзной авиацией - там не было конкретных личностей. Там были сотни самолетов, и их кстати сбивали. А тут - один человек, парой залпов.

Американцы в таких случаях не стеснялись и не стесняются - те, кто усмирял Японию атомом, герои, и все тут! А если кое-кого из них потом совесть заела и они с ума сошли, так это уже их личное дело. Нашим, как Маринеско, было не до угрызений - с голоду-б не сдохнуть, после того, как из флота вышибли. А потом еще и лагеря...

Так вот американцы могли, а мы нет. Мы всегда стеснялись. Когда один наш губил много ихних, тогда и стеснялись. Когда много своих - у-у, тут другое дело, тут ура и вперед на коне, прямиком на Манежную. Или куда попадется, лишь бы в бронзе или граните или хрен с ним в гипсе. На том мы - с 17-го - стояли, стоим и, боюсь, стоять будем.

А теперь немного о самом Маринеско. Мать у Маринеско была украинка, а отец служил в юности кочегаром на военном корабле королевского румынского флота. После какой-то ссоры с начальством отец бежал в Россию и осел в Одессе. Подрастающий Александр Маринеско окончил школу юнг, а затем в тридцатые годы - и Одесское мореходное училище. Плавал на пароходах в Черном море. Как штурман дальнего плавания Маринеско был призван в ВМФ и после учебы попросился на подводную лодку.

Всегда спокойный, уверенный, он был очень настойчив в искусен в достижении своих целей. Командуя кораблем, он никогда не повышал голоса, не кричал на подчиненных. Все это создало ему непоколебимый авторитет, он заслужил любовь и уважение матросов.

В противовес ко всему этому, остается добавить, что Маринеско вышибли с флота за пьянство и плохую дисциплину.

Маринеско устроился завскладом. Там окончательно спился и стал пропивать вверенное ему казенное имущество. Его поймали и осудили в 1949 году на 3 года.



Таков был Александр Маринеско, фигура во многом противоречивая. Я не пытаюсь его судить, не мое это дело, я лишь постарался наиболее объективно отразить все подробности его “подвига”. А подвиг это или нет, решать вам.

[ADDED=NADYNRO]1094431479[/ADDED]
Р.S. Нашла вот эту статью на одном из сайтов. Наверное, можно начать с фактов...
 
Естественно это подвиг. Это были войсковые транспрорты и потопить их не только долг но и мечта подводника тех лет.
 
NADYN написал(а):
Хочу только одно коментнуть, про подвиг.
После потопления Густлофа, Гитлер занес Маринеско в список своих личных врагов. Учитывая, что в 45-м немцы затапливали Берлинское метро, с прятавшимися там мирными гражданами, могу утверждать, что он стал врагом не из-за гражданских лиц на борту лайнера.
 
Вольф-Дитрих Вильке написал(а):
NADYN написал(а):
После потопления Густлофа, Гитлер занес Маринеско в список своих личных врагов.

Интересно, это правда или байка - про список личных врагов? Он где-нибудь публиковался, этот список? Есть ли ссылка на первоисточник?
 
Назад
Сверху