• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Возврат культурных ценностей

Энери

Гуру
...или так называемая реституция до недавнего времени не регулировалась в России законодательно. 15 апреля 1998 был принят закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации", но президент Ельцин наложил на него вето. В 1999 году Конституционный суд РФ обязал президента подписать этот закон.

Вот, что есть в инете по этой проблеме:
"...решение вопроса о перемещенных культурных ценностях находится в тупике уже около двадцати лет, с тех пор как СССР признал существование этой проблемы. За это время российская сторона передала Германии 101 произведение искусства, в том числе работы Дюрера, Леонардо да Винчи и Лукаса Кранаха, документы из архива немецкого министра иностранных дел эпохи Веймарской республики (1918 - 1933) Вальтера Ратенау, микрофильмы архивных материалов СЕПГ (Социалистической единой партии Германии). Россия же получила два предмета из обстановки знаменитой Янтарной комнаты (комод и 1 из 4-х флорентийских мозаик), 1 из 35 акварелей венгерского мастера Михая Зиги, изображающую свадебную церемонию Николая Второго и Александры Федоровны, архив моряков, покинувших Россию в 20-е годы ХХ века, и S - образный бивень мамонта из Сибири."

Как вы оцениваете ситуацию с перемещением культурных ценностей?
 
Я отношусь к реституции двояко: с одной стороны, это необходимо, так как является одной из составляющих нормальных дипломатических отношений. Да и с морально-этической точки зрения это правильно. С другой стороны, уже который раз встречаю мнение, что Россия больше отдает, чем получает взамен. Чего только стоила идея обменять документы, хронящиеся в Особом архиве, на документы Смоленского архива, которые давным-давно были опубликованы.
 
РЕСТИТУЦИЯ (от лат. restitutio — восстановление),
1) в гражданском праве — возвращение полученного по договору одной стороной другой стороне в случае признания договора недействительным.
2) В международном праве — возвращение имущества, неправомерно захваченного и вывезенного воюющим государством с территории противника

Действительно, мы больше отдаем, чем кто-лиюо другой. Хотя, если подумать, очень много вещей было вывезено из России в годы различных войн. Нужно отдавать поровну. Нам они - мы им
 
Реституция культурных ценностей - процесс двоякий и небезусловный. Слишком много исторических противоречий встает, как только затрагивается этот вопрос - кто кому должен, или не должен, или вообще не имеет прав теребовать что-либо... Как относиться современному человеку к понятию "военного трофея" - считать ли это законным правом победителя, либо наказуемым актом мародерства? Нет единственного ответа и вряд ли будет. Быть может, самым правильным будет оставить все как есть, ведь у нас не будут требовать, но и мы не будем требовать, а это многого стоит. Право, есть сегодня и более серьезные вопросы, чем противоречивое восствновление исторических несправедливостей...
 
Вообще, конечно, идеальный вариант: нам возвращают все, а мы не отдаем ничего:D Но мечтать не вредно, как говорится.
Вопрос упирается не только в этичискую сторону, но и в политическую. Материальная составляющая тоже играет немалую роль, так как культурные цености, несмотря на свою бесценность, имеют цену. кризисной ситуации государства может обратить их в денежные средства, пусть даже воспользовавшись теневыми каналами.
Не занималась этим вопросо специально, но не один раз слышала мнение, что большая половина таких вот трофеев все равно лежит в запасниках и на официальном или обещественном уровне о ней не говорится. Насколько велика вероятность того, что они будут выставлены на всеобщее обозрение в нашей стране?
 
любому человеку было бы стыдно, получив сто одно произведение искусства, отдать взамен два предмета, одну акварель и бивень. Если у них нет совести, это их проблемы, но то что у нас нет гордости и чувства собственного достоинства, с этим мириться нельзя
даёшь равноценную реституцию!
 
Такие все наивные! Равноценной реституции не бывает. К сожалению, конечно, но ведь действительно нельзя объективно оценить стоимость, например, "Данаи".
 
Рика Олив, но все равно, даже небольшие, но примерно равные (по значению) вещи бывают.
 
Одна из существенных проблем реституции связана с тем, кому и что возвращать. Чуть проще, как мне кажется, дело обстоит с теми культурными ценностями, что принадлежали музеям, но много трудностей возникает с теми, что находились в частных коллекциях и были отобраны, куплены или даже приняты в качестве подарка или просто взятки за выездную визу нацистстким руководством.Если упрощать, то проблема сводится к тому, что не все бывшие владельцы или их наследники заслужили того, чтобы их коллекции были им возвращены.
Также многие шеевры мирового культурного наследия были объявлены погибшими или пропавшими безвести (например, тот же "Портрет молодого человека" кисти Рафаеля или Янтарная комната), и это позволяет удерживать (если они, конечно, сохранились) их у себя. Например, наша страна официально признала, что так называемое "Золото Трои" находится у нас только в 1992 году.
 
NADYN, как понимать вашу последнюю фразу? При чем здесь, вообще, реституция и "Золото Трои", которое отрыл безо всяких колебаний по поводу культурных слоев Шлиман, за что, кстати, был исключен из гильдии археологов?

Давайте тогда поговорим о "подарках" Е.Фурцевой! Она приходила в Эрмитаж и выбирала так называемые "подарки" для государственных людей - сколько шедевров уехало за рубеж?! Их нам вернут?! Нет, конечно.
 
Рика Олив, я сейчас не поднимаю вопрос о том, как было отрыто "Золото Трои" и насколько варварскими методами пользовался непрофессионал Шлиман.
Для этого есть темы в Истории.
НО оно как раз также попадает под вопрос о реституции, потому что было вывезено с территории оккупированной советскими войсками Восточной Германии и долгое время считалось пропавшим.
По поводу Фурцевой и вообще по поводу обращения советского руководства и их приблеженных с культурными ценностями тема интересная. Можно поговорить и здесь. Но их действительно не вернут, так как они имеют статус подарка.
 
Историю про то, как Шлиман откопал себе славу, и без меня все знают - и рассказывать нечего. А вот по поводу подарков... Как можно дарить то, что тебе не принадлежит? По справедливости, как уже говорилось ранее, надо возвращать. Но в этом вопросе нет справедливости. Не понимаю, почему наша страна должна отдавать, а нам отдавать никто и ничего не собирается?! Тогда три музея русской иконы в Германии должны махом отдать все, что у них есть и прекратить свое существование. Потому как открыты они были после ВОВ, когда скопилось достаточное количество ценных трофеев - иконы православные из России везли тоннами! Пусть закрывают свои музеи и возвращают все нам! Так что ли? Ну, давайте тогда вернем отнятую после 1917 г. собственность ее истинным хозяевам! Это будет честно. Оружейную палату раздадим наследникам. Особняки в центре Москвы раздадим!

Бог с вами, реституция - это миф! Не будет ее никогда! Никому это невыгодно! Поверьте!

Тут в теме о Леонардо я писала про так называемую "Мадонну Бенуа". Владельцы, то есть. их наследники, проживающие сейчас по все Европе, могут с полным правом потребовать ее у Эрмитажа! Вам нравится такой поворот событий? Это тоже реституция получается. ПОловину Эрмитажа надо будет отдать наследникам! Помните, специальная комиссия отбирала у собственников их художественное имущество и передавала во владения Эрмитажа (читай государства). Это честно? Честно. А нам на руку такая честност? В чем ее выгода сегодня?
 
Кстати, когда проблемой реституции сразу после войны стали заниматься на Западе, там тоже открылось много сложностей, так как не ясно, что брать за точку отсчета при возвращении культурных ценностей. Во Францию, например, многое попало вообще при Наполеоне. А нацистское руководство при вывоще культурных ценностей еще руководствовалось, например, и тем принципом, что если художник принадлежит к немецкой нации, то и его шедевры - достояние немецкого народа. По этому принципу вывозилась и Янтарная комната.
Вопрос с реституцией звучит особенно остро в отношении России, на Западе многое фиксировалось, а не вывозилось варварским образом, как из нашей страны. В то же время, шел спор о том, стоит ли включать культурные ценности в состав контрибуции. Тогда еще прошел скандал в связи с 202 картинами, вывезенными в США,
 
Ну вот мы с вами и сошлись на едином мнении, что это сложный процесс. Почти невозможный, так как всегда останутся обиженные.
 
Обиженные, разумеется, остануться, но и от самого процесса реституции нам просто не позволят отказаться, так как это во многом политизированный акт.
А на Западе с этим чуть проще, так как есть традиция сохранения всяких дарственных, завещаний и т. п.
 
Странно, что вот об этом факте реституции почти не говорили:

ГОЛЛАНДИЯ ВОЗВРАЩАЕТ 200 ШЕДЕВРОВ, ПОХИЩЕННЫХ НАЦИСТАМИ


Юрий Коваленко 17:55 08.02.06


Правительство Нидерландов приняло "историческое" решение - вернуть наследникам коллекционера Жака Гудстиккера более 200 картин старых мастеров, которые были захвачены нацистами. Среди шедевров - полотна Липпи, Ван Дейка, Рейсдаля, Лоррена, Тер Борха, Ван Остаде. Все они с 1950-х годов, находились в 17 крупнейших голландских музеях и правительственных учреждениях. Шедевры оцениваются в десятки миллионов евро.

Эта одна из крупнейших в истории реституций стала итогом юридических баталий, которые с 1997 года вела с голландскими властями 61-летняя Марей фон Шахер, вдова сына коллекционера. Живя в Соединенных Штатах, она узнала о судьбе картин от голландского журналиста Петера ден Холландера. До последнего времени правительство, поддержанное постановлениями Верховного суда, отказывало семье в исках. Но в конечном итоге власти согласились с мнением специально созданного комитета по реституции.

"Я до сих пор не могу поверить, что мы добились победы, - говорит Марей фон Шахер. - Справедливость восторжествовала. Я объясняю это тем, что времена изменились, и сегодня люди смотрят на жертв Холокоста иными глазами". "Правительство руководствовалось прежде всего моральными соображениями", - сказала государственный секретарь по культуре Меди ван дер Лаан. Для голландских же музеев это решение станет ударом. Они не получат никакой компенсации.

Жак Гудстиккер был одним из крупнейших в мире коллекционеров. Его собрание насчитывало 1113 работ Рембрандта, Веласкеса, Гойи, Рубенса, Тициана, Тинторетто, Ван Гога и других художников. Он погиб в 42-летнем возрасте, пытаясь покинуть Амстердам в мае 1940 года до прихода немецких солдат. Герман Геринг, грабивший европейские хранилища для личной коллекции, заставил вдову Гудстиккера продать многие работы за ничтожную сумму. Остальные картины попали в руки немецкого промышленника и банкира Алоиса Мидла.

После войны союзники передали Голландии часть коллекции Гудстиккера. Однако власти отказались вернуть полотна семье и распределили их по музеям. Нынешнее решение правительства создает прецедент. На его основе наследникам будет легче добиваться возвращения остальных картин, которые остаются в других странах.

Сегодня неизвестно местонахождение почти 1000 полотен, принадлежавших Гудстиккеру. Их поиском занимается команда экспертов, созданная нью-йоркской адвокатской конторой.


(C)
 
OsTin
OsTin написал(а):
с английским у меня нет проблем.. но я так и непонял, причём тут культура Ирака? там как я понял речь идёт об исторических ценностях..
Речь идет о том, что Ирак не является сборищем тупых арабов (по крайней мере, не являлся таковым до последних лет), как кажется вам, а самостоятельное государство, со своей культурой, которую почему-то вы не признаете. Музей же являлся местом, где находились культурные ценности данной области.

Баян
Баян написал(а):
Вот я задал вопрос – а должны были? Вообще, музей стоит человеческой жизни? Да и большинство экспонатов этого музея были сохранены именно американцами, а ныне возвращены в Багдад.
Согласитесь, если бы американцы не вторглись в Ирак, возвращать экспонаты не потребовалось.


Баян написал(а):
А за культуру чужой страны? Вот и вспомните Вторую Мировую, когда советские войны по приказу Сталина мешками вывозили античные экспонаты Берлинского музея. Уж 60 лет, между прочим, в России томятся.
Опять же, не мешайте все в одну кучу: наши солдаты вывозили военные трофеи, которые на самом деле, были возвращены владельцам (перед этим отреставрированные). С учетом того, что захватчиками были не мы, а немцы, с нашей стороны это было весьма благородно (поступили бы так американцы, возьми они Берлин, большой вопрос).
 
Музей же являлся местом, где находились культурные ценности данной области.
Да, только современное населения Ирака к культуре этой местности имеет такое же отношение, как современные египтяне к культуре Древнего Египта.

Опять же, не мешайте все в одну кучу: наши солдаты вывозили военные трофеи, которые на самом деле, были возвращены владельцам (перед этим отреставрированные). С учетом того, что захватчиками были не мы, а немцы, с нашей стороны это было весьма благородно...
Благородно? 60 лет пролежали в стране. А как Вы думаете, почему эти экспонаты были засекречены и вообще никто не знал ничего об их местонахождении до 90-х годов? Засекретили, для того чтоб вернуть через 60 лет? Хитро.
А потому что если бы были сотни, тогда и страны бы не осталось. Кто ж тогда пахать будет за честное слово на партийную верхушку? А так – одних прихлопнул, а другие посмотрели, подумали и как-то не захотели к первым.
 
Баян, а почему нет? Почему не благородно? Дрезденская галлерея существует только благодаря русским реставраторам.
Дрезденская галерея с тем же успехом могла существовать и благодаря немецким реставраторам. Ну, да ладно, дело не в этом. Я имею ввиду, что утащить из Германии бесценные экспонаты, склеить их, засекретить и припрятать в загашниках Пушкинского музея на 60 лет – такая схема мало походить на подлинное благородство.
Эта статья настолько альтернативная, что, по-моему, вообще оторвана от реальности. Мне, конечно, тоже цифра в 120 млн человек видится сильно раздутой, но вот разумных аргументов я в ней не нашел. Ну, что это такое: как перевозили, где селили, где следы и братские могилы? Г-н Краснов П. видимо не в курсе, что большая часть такой информации и по сей день засекречена. У меня деда в 37-м году арестовали – я о нем до сих пор ничего не могу узнать. Руководствуясь его логикой, у меня, видимо, вообще никакого деда не было.
 
Назад
Сверху