• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Владимир Набоков - "Лолита"

  • Автор темы Автор темы Altavista
  • Дата начала Дата начала
Мне очень трудно и даже невозможно найти эстетику в "Лолите". Равно как и получить удовольствие от прочтения этого "шедевра". Просто не умею я читать произведение, не вдаваясь в сюжет. А сюжет этот кроме гадливости, отторжения и желания убить, или хотя бы кастрировать главного "героя" чувств никаких более не вызвал. Я не вижу красоты и поэзии в моральном и физическом насилии над ребенком. Я не могу назвать взрослого, у которого при взгляде на маленькую девочку возникают какие либо чувства, кроме отеческих, не только нормальным, но даже человеком вообще. И духовные терзания его нисколько не оправдывают. И Гумберт во мне вызывает не презрение, а ненависть. А с ним и автор, потому как при таком способе ведения повествования, он для меня отожествляется с главным героем. Мне не дано видеть поэзию в грязной душе извращенца-педофила. Возможно Набоков прекрасный автор, но после прочтения "Лолиты" у меня нет желания читать другие его произведения. Образ несчастной, душевно искалеченной девочки заслонил для меня всю возможно существующую красоту этого повествования.

В точку ! Совершенна согласна с мнением людей считающих это произведение детской порнографией .Даже тонкий юмор и прописи "возвышенных" чувств главного героя не могут оправдать темы растления детей .Мне было безумно жаль несчастную девочку и сознание того что такие мерзавцы как Гумберт могут находиться где- то рядом в нашей жизни просто ужасает .
 
Вот что сам Набоков написал о "Лолите" в послесловии к роману:
"...есть у автора, там и сям, любимые места, заветные закоулочки, которые он вспоминает живее и которыми задним числом наслаждается с большей нежностью, чем остальными частями книги. Я не перечитывал "Лолиты" с тех пор, как держал корректуру первого издания, почти два года тому назад, но ее очарование все присутствует, как бы окружая дом утренней скромной дымкой, за которой чувствуется игра летнего дня. И когда я вспоминаю "Лолиту", я всегда почему-то выбираю для особого своего услаждения такие образы, как учтивый Таксович, или классный список учеников Рамздельской школы, или Шарлотта, произносящая "уотерпруф", или Лолита, как на замедленной пленке подступающая к подаркам Гумберта, или фотографии, украшающие стилизованную мансарду Гастона Годэна, или Касбимский парикмахер (обошедшийся мне в месяц труда), или Лолита, лупящая в теннис, или госпиталь в Эльфинстоне, или бледная, брюхатая, невозвратимая Долли Скиллер и ее смерть в Грэй Стар, "серой звезде", столице книги, или, наконец, соборный звон из городка, глубоко в долине, доходящей вверх до горной тропы (а именно в Теллуриде, где я поймал неоткрытую еще тогда самку мной же описанной по самцам голубянки Lycaeides sublivens Nabokov).
Вот нервная система книги. Вот тайные точки, подсознательные координаты ее начертания – хотя, с другой стороны, я вполне отдаю себе отчет в том, что и эти и другие места лишь бегло просмотрит, или пропустит, или никогда их не достигнет, тот читатель, который приступит к моей книге, думая, что это нечто вроде "Мемуаров Куртизанки" или "Любовных приключений Кулебякина". Мой роман содержит немало ссылок на физиологические позывы извращенного человека – это отрицать не могу. Но в конце концов мы не дети, не безграмотные малолетние преступники и не питомцы английского закрытого среднеучебного заведения, которые после ночи гомосексуальных утех должны мириться с парадоксальным обычаем разбирать древних поэтов в "очищенных" изданиях".
 
Не люблю произвдения Набокова именно за излишнюю чернушность, агрессивность и, простите, натурализм. Для меня его "Лолита" всего лишь один из примеров вышеперечисленного. Не могу говорить о гениальности Набокова как писателя, но в своей нелюбви к человечеству он талантлив. Потому что контрастность восприятия его героев невелика: меньше гадливости-больше гадливости.
Это совершенно не мой автор. Я просто физически не могу искать красоту и изящество строк, когда текст смердит.
 
Ну, об общественном призрении уже вдоволь наговорились, хотелось бы перейти к анализу самой книги. Поблизости создавая тему о поэзии Эдгара По, мне захотелось выложить здесь то его стихотворение, к которому так часто обращается Гумберт на страницах "Лолиты", отсылая читателя в "одно далекое лето... в некотором княжестве у моря". Это стихотворение замечательно переведено на русский Константином Бальмонтом.

АННАБЕЛЬ-ЛИ

Это было давно, это было давно,
В королевстве приморской земли:
Там жила и цвела та, что звалась всегда,
Называлася Аннабель-Ли,
Я любил, был любим, мы любили вдвоем,
Только этим мы жить и могли.

И, любовью дыша, были оба детьми
В королевстве приморской земли.
Но любили мы больше, чем любят в любви,
Я и нежная Аннабель-Ли,
И, взирая на нас, серафимы небес
Той любви нам простить не могли.

Оттого и случилось когда-то давно,
В королевстве приморской земли, –
С неба ветер повеял холодный из туч,
Он повеял на Аннабель-Ли;
И родные толпой многознатной сошлись
И ее от меня унесли,
Чтоб навеки ее положить в саркофаг,
В королевстве приморской земли.

Половины такого блаженства узнать
Серафимы в раю не могли, –
Оттого и случилось (как ведомо всем
В королевстве приморской земли), –
Ветер ночью повеял холодный из туч
И убил мою Аннабель-Ли.

Но, любя, мы любили сильней и полней
Тех, что старости бремя несли, –
Тех, что мудростью нас превзошли, –
И ни ангелы неба, ни демоны тьмы
Разлучить никогда не могли,
Не могли разлучить мою душу с душой
Обольстительной Аннабель-Ли.

И всегда луч луны навевает мне сны
О пленительной Аннабель-Ли:
И зажжется ль звезда, вижу очи всегда
Обольстительной Аннабель-Ли;
И в мерцаньи ночей я все с ней, я все с ней,
С незабвенной – с невестой – с любовью моей –
Рядом с ней распростерт я вдали,
В саркофаге приморской земли.
 
В свое время как-то не задел никак, - ни хорошо, ни плохо.
Надо будет перечитать. :)
 
Я прочитала книгу в первый раз в 14 лет, тогда понимая через строчку, но неведомая сила приковала меня к книге и я не могла оторваться, это было как чтение заклинания, заговора, которое вводит в гипнотическое состояние. Я на физическом уровне чувствовала этот самый гипноз и легкое головокружение просто от сочетания слов. Так, дочитав ее в первый раз, я запомнила именно то состояние головокружения. Потом читала ее в 18 и в 20 лет. Таким образом, три раза получается. Уважаемые господа присяжные! Я ни разу не почувствовала отвращение к Гумберту. Он болен, причем не педофилией, а любовью, только любовь эта с червоточинкой. А кто сказал, что в литературе должны быть только кристально чистые романтические отношения? Увольте, господа! "Лолита" производит такой же ошеломляющий, неожиданный эффект, как если бы вы пили воду из колодца, а потом вдруг сделали большой глоток ледяного,приторного вишневого морса... сначала рот немеет от холода, и сквозь ледяные "колючки", вы чувствуете невероятную сладость,а во рту будто пожар пылает... но послевкусие у этого морса горькое. Так и с книгой. Живешь ты себе, читаешь дешевые бульварные романы,а потом-бац- Лед, Пламень, Вишня, Сладость и невероятная горечь после. Но так хочется повторить это) Только дважды в одну воду не войдешь. Остается только смаковать каждый глоток и различать оттенки вкуса, с каждым разом все лучше и лучше.
Это гениальная книга.
Спасибо за внимание.
 
Забавно, что если бы не жена Набокова Вера, то сейчас возможно и не было бы такой книги - "Лолита". В то время (1950-1953) Набоков был сильно загружен (преподавание в Корнельском университете, выездные лекции, бабочки), несколько раз хотел отказаться от замысла, но супруга настояла, чтобы он закончил роман. Так что вы тут зря вините в "плохом" поступке одного Набокова=)
 
Интересно, я четыре года на форуме, и за это немалое время успел четыре (нет, все-таки ассиметрично), трижды изменить мнение о "Лолите", что, конечно, легко отследить. И эти перемены даже больше связаны с восприятием Набокова вообще, не столько самой "Лолиты". Раньше, читая его книги, мне казалось, что нечто все время ускользает от меня, как при томительной попытке ответить на вопросы "что есть время", "что было до возникновения Вселенной". Но, к примеру, Набоков пишет Уилсону: "Когда будешь читать "Лолиту", не забывай, пожалуйста, что это высоко моральное произведение".

Я бы не советовал начинать знакомство с Набоковым по этой книге. Вот почему. Большинство (мои наблюдения) склонны верить Гумберту. Набоков сложный писатель, великий кудесник. Истина неочевидна. Отсюда множество неправильных выводов. Что Набоков извращенец, а не Гумберт, например. Не нужно сливать автора и персонажа воедино, особенно когда речь идет об этом писателе! И если, не читая других его книг (в особенности русских, но и "Пнина", скажем), сразу взяться за "Лолиту", то понять замысел этого своеобразного романа будет сложно, очень сложно.

Набоков никогда не слыл великим моралистом, но высоко ставил индивидуальность и любознательность, вежливость и доброту. Фактически он не навязывал эти убеждения, а добивался, чтобы читатель самостоятельно делал выводы. Книга эта, "Лолита", не моральна, как свод законов, не аморальна, как сам преступник, тут не amore, но и не мор, как некоторые теоретики считают. Да, создается впечатление, что Набоков вжился под шкуру Гумберта, но другой его персонаж, тоже негодяй, Кинбот - гомосексуалист, и в его случае автор пишет такие подробности ("его изящно оформленные ягодицы"), что можно подумать, у него имеются эти же склонности. На самом деле, нет. А если знать, как Набоков ценил свое детство, вообще детство, то ясно, что Гумберт в его глазах ("жестокий и тщеславный негодяй, ухитряющийся выглядеть "трогательным") вдвойне омерзителен. Именно через Лолиту видно истинного Гумберта, только если читать внимательно.

Гумберт умело владеет словом и заставляет читателя поверить в свою исключительность. Вот только у него это не всегда получается так хорошо, как ему хотелось бы. Он кажется откровенным, но создает образ Лолиты как испорченного подростка с низким интеллектом, хотя на самом деле Лолита лучше, она знает французский язык, она остроумна, увлекается теннисом, даже расчетлива (планирует побег). А Гумберт, дышащий любовью, является собственником. Чтобы это понять, нужно внимательно отнестись к начальным главам о Валечке, его первой жене. Если вы прочитаете роман с позиции того, что Гумберт негодяй, то поймете, насколько моральным является этот шедевр. А одной "Лолиты" мало, чтобы узнать Набокова. Интервью Си-Би-Си в прямом эфире: "Мой бабуин Гумберт Гумберт, ибо в конце концов Гумберт - бабуин, гениальный бабуин, но бабуин".

Вообще, героев различных книг Набокова можно слегка подвергнуть такой классификации: симпатичные автору, честные и добрые, такие как Пнин, Федор Годунов-Чердынцев, Мартын Эдельвейс и неприятные автору, самовлюбленные и грубые, как Гумберт, Кинбот, Герман. И заметьте, все трое последние ведут повествование сами. Набоков (в чем его большая заслуга, на мой взгляд) предлагает нам самим понять, насколько отвратительны эти персонажи и их действия, какими бы искусными и заманчивыми не были их речи.

"Лолита" такая книга, которая невольно подталкивает к сопоставлению автора и рассказчика. Их можно сопоставить хотя бы для того, чтобы их сепарировать. Набоков присутствует в книге не только как "талантливая мисс Вивиан Даркблоом". Гумберт властен над словом, но он не может управлять "судьбой". Правильно, книга о "желании подобном смерти", только это защита Гумберта, разгромленная Набоковым, для которого познание и самопознание, совершение маленьких и больших открытий (Набоков был еще и ученым) были так же важны, как и человеческие ценности. Даже если бы Гумберт не до конца осознавал себя (а он осознавал), мы, благодаря Набокову, можем увидеть, какой на самом деле Гумберт. Плохой человек, гадкий извращенец, которому (Гумберту!) удается поставить дело так, что многие читатели хотят быть его защитниками. Зачем мы сочувствуем не Лолите, зачем смеемся над Пниным?
 
Владимир Набоков о "Лолите" в интервью Си-Би-Си:
[media]http://www.youtube.com/watch?v=Ldpj_5JNFoA[/media]
[media]http://www.youtube.com/watch?v=0-wcB4RPasE[/media]
 
Sirin, отмечусь. :)
Имею обыкновение читать книги (те, что меня удивили, заинтересовали, не отторгли изначально) несколько раз. Примерно, раз этак три-четыре, с обязательным перерывом от трех до десяти лет.
"Лолита" попалась в мои руки как раз не очень вовремя, в четырнадцать. Барышня субтильная и не слишком в том возрасте внешне развитая, с совершенно детским лицом, я, как это ни странно, довольно часто слышала от мужчин среднего возраста (особенно летом на улице или в метро) по отношению к себе ярко-выраженные сексуальные фантазии о том, что именно со мной предполагается сделать, достаточно агрессивные, быстро сквозь зубы высказанные. Вот так идешь солнечным днем по своим делам, тебя догнали, словесно изнасиловали и в полном счастье пошли дальше, а тебе становится гадко, страшно от своей незащищенности и обидно, что уж ты-то тут совсем не причем. За что?
Ну так к чему я веду: читая тогда "Лолиту" я испытывала только одно чувство - я жалела девочку. Сопереживала первоначально. Мне все время казалось, что ее обидят именно так, только за то, что она еще мала и беззащитна. Потом, почему-то от книги осталось лишь два ощущения - тоска и скука. Но манера написания - захватила.
Ладно, энное время спустя я перечла книгу, помня, что Набоков признан лучшим стилистом всех времен и народов, нужно у него учиться, да и глупо, знаете ли, жить подростковыми впечатлениями. Стилем я восхищалась и восхищаюсь по-прежнему, куда деваться, но вот тоска и скука одолели сразу. Жалости или презрения у меня нет ни к одному из героев, просто скучно, они застыли, их не будет дальше.
Опять-таки, несколько лет назад я снова взялась за эту книгу - признаюсь, очутилась в очень захолустном месте, а других буквосодержащих листков бумаги вокруг не было, хоть удавись! - и поняла, что как бы ни был силен писатель, а больше читать эту книгу я не захочу (и портить себе незамысловатый, но вполне радостный отпуск). Она слишком хорошо написана, это тот случай, когда проникаясь волшебством строк, можно потихоньку забыть о чем она, можно начать оправдывать ГГ по мелочи, он болен, он несчастен, Долорес и без него была вполне развращена, маме - по заслугам, а это неверно, неправильно, не нужно.
По аналогии - в миндальное пирожное обязательно нужно добавлять и горький миндаль, а то будет не так изысканно. Можно и переложить, затем добавить сахару, чтоб не горчило, а после - несильно, но ощутимо - отравиться.
Вот как-то так.
 
Груня, а ты не пробовала прочитать что-нибудь другое? В том же "Пнине" намного более очевидная доброта, имея в виду высказывание Набокова, что "«Лолита» в глубине своей произведение нежное, по-своему пронизанное добротой".
 
Sirin, здесь я отписалась исключительно по "Лолите". :)
что "«Лолита» в глубине своей произведение нежное, по-своему пронизанное добротой".
Прости, но со своей грубой женской точки зрения я не вижу ни нежности ни доброты. Никаких. Я очень приземленный человек, а потому предпочитаю видеть только то, что есть. :)
 
Своего рода доброта исходит не от Гумберта, а от Набокова.
 
На меня "Лолита" действовала совершенно необычно: еще не закончив читать, я уже знал, что буду, и хотел ее перечитывать. Магия какая-то...
 
Меня настолько тошнит от Гумберта, что я еле книгу дочитала, а о том, чтобы открыть ее снова - и речи нет.
 
To read or not to read

Меня настолько тошнит от Гумберта, что я еле книгу дочитала, а о том, чтобы открыть ее снова - и речи нет.
Что ж так мучались?
Мне кажется, достаточно десятка страниц, чтобы определиться, читать или не читать? "твое" или нет. Столько книг в мире!
 
Фернандо написал(а):
Что ж так мучались?
Потому что Набоков хорошо пишет, у него есть чему поучиться.
И еще потому, что, несмотря на мою неприязнь к ГГ, произведение действительно хорошее, неважно "мое" оно или нет.
Оно стоило затраченных усилий и времени.
 
На сайте флик.ру проходит конкурс на дизайн обложки к роману Лолита.
Мне понравился конкурс. Самодеятельность интересная.
А вот готовые обложки этой книги не помню, чтобы нравились.
http://www.flickr.com/photos/johnzarow/sets/72157622389801039/detail/?page=2
 
С обложками всегда проблемы. Это самая, пожалуй, забавная и самая идиотская часть книги (я говорю о таких обложках, которые из себя что-то пытаются представлять). Понятно, что не из-за картинок (бесцеремонная попытка постороннего искусства внедриться в настоящее искусство) нормальные читатели читают книги. (Нет, есть, впрочем, еще иллюстрации, но это отдельный разговор.) И это касается любой книги, - но, например, чего сам Набоков не хотел бы видеть на обложке "Лолиты", так это, конечно, самих лолит, школьниц, герль-скаутов, девочек то есть. Я думаю, не хотел бы он там видеть и себя (что ему там вообще делать непонятно?). Или бабочки (непременный атрибут), Гумберт вообще-то не увлекался бабочками. Тем более нелепо там смотрится Набоков с бабочкой, черно-белый Набоков с розовой бабочкой. Еще были обложки розовые и розовые с черным в стиле эмо - тоже смешно. Или та, с такими сексуально выгибаемыми складками ткани. Хоть настроение можно поднять, посмеяться. А ведь как правильно устроена книга, что, когда мы читаем, то не видим обложки! Конечно, на иллюстрации это не распространяется, порой они показываются ненадолго, претендуя на наше внимание... Хм, я, кажется, нигде не видел иллюстраций к "Лолите". И хорошо:yes:
 
Назад
Сверху