• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Владимир Владимирович Набоков

  • Автор темы Автор темы Sirin
  • Дата начала Дата начала

Sirin

Ассоциация критиков
Как это до сих пор нет темы о Набокове? (Нет, конечно, есть вот эта, но там обсуждается сугубо "Лолита", - и всех, кому охота порассуждать о сей книге, прошу туда.) Но ведь речь идет о прижизненном классике не только русской, но и американской литературы. Так и хочется создать сразу темы, соответственно, в разделах зарубежной прозы, русской и заграничной поэзии. Увы, это невозможно. "Жизнь писателя - как пародия его творчества". Как ладно выстраиваются его шестнадцать романов, по восемь с каждой стороны, по оба берега (русский и тот, другой), как шахматные фигуры на доске:

Машенька, 1926
Король, дама, валет, 1928
Защита Лужина, 1930
Подвиг, 1932
Камера Обскура, 1933
Отчаянье, 1936
Приглашение на казнь, 1938
Дар 1937-1938 (без 4 главы). Первое полное издание: 1952

Подлинная жизнь Себастьяна Найта / The Real Life of Sebastian Knight, 1941
Под знаком незаконнорожденных / Bend Sinister, 1947
Лолита / Lolita, 1955
Пнин / Pnin, 1957
Бледное пламя / Pale Fire, 1962
Ада, или Эротиада. Семейная хроника / Ada or Ardor: A Family Chronicle, 1970
Пpoзpaчные вещи / Transparent Things, 1972
Смотри на арлекинов! / Look at the Harlequins!, 1974

Это основные, но были еще и Соглядатай, и незаконченный "Solus rex", и последний неопубликованный ("Оригинал Лауры"), были сборники рассказов и стихов. Набоков - известный энтомолог (лепидоптеролог), хоть никогда не обучался этому ремеслу профессионально. Однако специалисты знают о его вкладе в изучение голубянок. Набоков - шахматный композитор (это увлечение никогда его не оставляло). Набоков - переводчик; он, что и говорить, осилил Евгения Онегина и дал к нему четыре тома комментариев. Набоков неуловимо ускользает от меня, когда кажется, что я приблизился к нему самую малость...

А как Вы? читали? слыхали? какого мнения?

Примечание модератора
: О романе "Лолита" можно поговорить так же здесь.
 
Сейчас читаю "Машеньку". Продвигаюсь крайне медленно,м не абсолютно не нравится, хотя первые страниц 10-15 шли бойко. Следующая повесть (?) - "Приглашение на казнь". Прочитаю и буду делать выводы, мой это автор или нет.
 
"Приглашение на казнь" в духе Кафки. Напоминает "Процесс". А вот "Машенька", хоть и первый прозаический опыт Набокова-Сирина, содержит много отсылок к Пушкину - примечательная черта всех его книг (вплоть до последней).
 
Читала только "Лолиту" у Набокова.Пишет автор очень необычно,много философских мыслей,причём не скучных,а таких,в которые хочется проникнуть и понять.
 
Набоков-один из моих самых любимых авторов..и все благодаря его потрясающему языку,он прямо таки захватывает,обвалакивает,настолько он полон и богат!
в общем мои дифирамбы Набокову))
 
AN_Gel написал(а):
Пишет автор очень необычно,много философских мыслей
А вот многие критики этой самой философской глубины у него не находят. Хотя в чем-то они правы...
 
Набоков очень сильный писатель с потрясающим даром рассказчика . Один из лучших мировых писателей . Но его "Лолита" это грязное пятно в его творчестве , жаль что оно было(конечно многие будут спорить ,НО ЭТО МОЁ ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ). Моя любимая книга Набокова - "Защита Лужина" .
 
Многие считают "Защиту Лужина" нудятиной, я в принципе согласна, нудятина, но только потому что и жизнь у этого человека- Лужина такая и была и это чувствуется, когда читаешь. Книга понравилась, но как и все после Набокова наверно, осадок оставила нехороший. Я его за это и не люблю вообще-то. Хотя "Лолиту" считаю хорошим романом, это непростая история любви, а вовсе не педофилия.. кто что хочет, то и видит. Если бы Набоков хотел написать что-нибудь порнографическое, он бы написал, я уверена)) А здесь перед нами внутренний мир героя.. просто не каждый может понять этого, мне он например, противен, слабый человек потому что.
 
А мне у Набокова очень понравилась "Камера обскура". Больше, чем "Лолита". Читала давно, но в память врезалось.
 
shaliss` написал(а):
Многие считают "Защиту Лужина" нудятиной, я в принципе согласна, нудятина...
Кстати, прототипом Лужина считают реального шахматиста Алехина, чемпиона мира, который был тоже со странностями. Набоков его знал и даже, говрорят, проиграл ему партию. Но есть и другие версии. Сам Алехин называл имя Тартаковера. Ну, а что касается романа... нужно любить прозу Набокова: тогда либо нарвится все, что он напсиал, либо ничего. Потому что его книги - это метароман, то есть они все связаны. У Лижина, например, Набоковская страсть к шахматам. Я бы еще советовал почитать, кому интересно, стихи "Три шахматных сонета" и "Шахматный конь". Чтоб еще интересного сказать?.. А, Турати, противник Лужина, - это не случайное имя. Тура - ладья, шахматная фигура, а по словарю Даля (настольной книге Набокова): турить - гнать или сгонять, шугать, пугать и прогонять. Ну а смерть Лужина - выход из партии...
shaliss` написал(а):
Если бы Набоков хотел написать что-нибудь порнографическое, он бы написал, я уверена
Нет, он бы никогда не захотел, это точно=))
ereno написал(а):
А мне у Набокова очень понравилась "Камера обскура".
Кстати, самый статичный роман Набокова! Там тоже фигурирует "нимфетка экрана", но все образы до того загримированы и киношны, что их нельзя было бы отличить от актеров, которые могли бы сыграть в фильме "Смех в темноте". Не сложилось...
 
ereno, мне тоже, как и все, написанное Набоковым, вплоть до научных заметок о голубянках=) Просто "Смех в темноте" или "Камера обскура" - это продолжение "Король, дама, валет" в некотором смысле. Те же марионетки, приодетые иначе. Но роман изумительный. Вы читали? Если нет, то советую. После "Камеры обскуры" должно понравиться=)...
 
"Король, дама, валет" читала и смотрела в театре Ленсовета - спектакль замечательный и актеры прекрасные - Комиссаренко, Барков, Анна Ковальчук.
Что же касается романа "Камера обскура", то он поразил меня, тогда еще совсем юную, я бы даже сказала, напугал изощренной жестокостью людей, цинизмом, с которым я до той поры еще не сталкивалась. Раскладывать по полочкам литературные достоинства романа даже и в голову не приходило , я воспринимала его целостно, забывая, где я, что я . Не чувствовала никакой статичности, вся была во власти прекрасной набоковской прозы.
Сейчас даже захотелось перечитать снова... Я ведь повзрослела...
 
ereno написал(а):
я воспринимала его целостно, забывая, где я, что я
Понятно. Как говорится, Набокову нельзя верить... Набокову невозможно не верить=) Главное, что книга доставляет удовольствие, а на большем и сам автор не настаивал.
 
А сегодня – или завтра (точная дата неизвестна) – Набокову исполнилось бы сто семь лет, что на двенадцать лет больше возраста Вана Вина (долгожителя Антитерры), хотя автор не дожил и до этой даты, "когда в праздничном пироге величиной с крышку от люка зажигают девяносто пять свечей", восемнадцать лет.
 
Ещё года три назад сын Набокова - Дмитрий Владимирович Набоков утверждал, что последнее, незаконченное произведение своего отца собирается уничтожить (как было завещано самим Набоковым, и чего не смогла сделать его жена), но похоже что-то изменилось, и "Происхождение Лауры ("The Original of Laura") всё таки будет опубликовано.
http://news.bbc.co.uk/2/hi/entertainment/7367655.stm
 
Набоков в Montreux:

[media]http://www.youtube.com/watch?v=p3fsSL4Bw9w[/media]

На охоте за бабочками, на скамейке в парке, в холле гостиницы, в кабинете у конторки. В том числе, читает первый абзац русского перевода "Лолиты", произносит известное: "С тех самых пор, как монументальные посредственности вроде Голсуорси, Драйзера, персонажа по имени Тагор, ещё одного по имени Максим Горький и третьего по имени Ромен Роллан, стали восприниматься как гении, меня изумляют и смешат сфабрикованные понятия о так называемых “великих книгах”. То, что, к примеру, ослиная “Смерть в Венеции” Манна или мелодраматичный и отвратительно написанный “Живаго” Пастернака, или кукурузные хроники Фолкнера могут называться “шедеврами” или, по определению журналистов, "великими книгами", представляется мне абсурдным заблуждением, словно вы наблюдаете, как загипнотизированный человек занимается любовью со стулом.
Мои величайшие шедевры прозы ХХ столетия таковы, в приводимой последовательности: «Улисс» Джойса, «Превращение» Кафки, «Петербург» Белого и первая часть сказки Пруста «В поисках утраченного времени»".
 
Набоков написал(а):
Мои величайшие шедевры прозы ХХ столетия таковы, в приводимой последовательности: «Улисс» Джойса, «Превращение» Кафки, «Петербург» Белого и первая часть сказки Пруста «В поисках утраченного времени»".
С "Петербургом" и "Превращением" мы с ним совпали))
 
Назад
Сверху