Tomb Raider Legend
Возвращение легенды состоялось. Можно вздохнуть спокойно и расслабить отчаянно скрещенные пальцы.
Лично я ждал эту игру. Конечно, я ждал многие игры, кое-какие жду до сих пор, но очень уж хотелось, чтобы на этот раз у создателей все получилось. Чтобы ошибок было мало, чтобы история увлекала с первых кадров до финальных титров, звук радовал, актеры радовали, графика восхищала. Нечто подобное мы и получили в итоге. Но знаете, что мне напомнил Tomb Raider Legend (далее TRL)? Второй Unreal (и не нужно пальцами показывать, что я skaarj). Поймите меня правильно, я люблю Unreal 2. И TRL теперь тоже люблю. Но разберемся по порядку.
Прежде всего, теперь у нас есть история в стиле «добротный летний голливудский блокбастер». Сюжет всегда играл не последнюю роль в Tomb Raider, но в ранних сериях он подавался, преимущественно, в межуровневых видеороликах, словно по линейке отделяющих один этап от другого. Если в ваших руках оказывалась пиратская версия, из которой все ролики заботливо убрали, вы в сюжете ничего не понимали и просто проходили уровни. Это касается даже Tomb Raider Chronicles. В Tomb Raider: The Angel of Darkness можно наблюдать что-то уже относимое к современному кинозалу, но по-прежнему далекое от духа настоящего кино. Игра никак не могла решить, быть ей Tomb Raider или неким искаженным подобием РПГ, в итоге получилось ни первое, ни второе и даже ни третье.
В TRL все правильно. TRL – это зрелище, прежде всего. Красивое, дорогое и, в целом, не глупое. В заставках Лара, традиционно демонстрируя себя в разных соблазнительных ракурсах, забирается в древние руины, но история этим не ограничивается. Первые несколько минут мы действительно играем в почти старый-добрый Tomb Raider, с той разницей, что практически непрерывно общаемся с двумя веселыми помощниками, наблюдающими за происходящим через прикрепленную на Ларе мини-камеру. Общение это содержит не только важную для развития сюжета информацию, но и разнообразные комментарии, которые друзья обязательно отпускают в момент, когда Лара преодолевает очередную ловушку или совершает безумный прыжок. Немного попрыгав, мы вступаем в ожесточенную перестрелку, само собой, получив предварительно некоторое обоснование для применения оружия, словно в Max Payne. В следующем эпизоде уже несемся на мотоцикле, расстреливая противников из пистолетов. Потом переживаем отрывок из воспоминаний Лары, спасаемся от страшного монстра, возвращаемся в те же руины в настоящем. И вот уже идем на встречу с якудзой, на вечеринку в солидном японском здании. Лара распускает косу (!), облачается в платье (!) и вешает сумочку на плечо (!!). И, конечно же, буквально через несколько мгновений начинается очередная перестрелка, платье на ней рвется, туфли с каблуками приходится выбросить и далее бегать босиком…
Кинематографичность, одним словом. Чтобы сидящий перед монитором раз раскрыл рот и прошел игру на одном дыхании. Чего стоят столь популярные ныне интерактивные ролики, требующие своевременного нажатия отображаемых клавиш.
На этом сюжет оставлю в покое, дабы не рассказывать лишнего и не портить никому удовольствия.
Естественно, вся эта насыщенная трюками, спецэффектами, красивыми видами и не лишенная драматизма кино-история могла бы с легкостью провалиться, подведи игровой процесс. Но игровой процесс не подвел. Часть, отведенная под прыжки, преодоление ловушек и решение загадок, сильно напоминает современные воплощения Принца Персии, но, если вспомнить, что последние, в свою очередь, напоминали Tomb Raider… К тому же, в TRL мы наблюдаем за Ларой, а это в корне меняет всю ситуацию. Мне показалось, что движений, в целом, стало меньше, чем в предыдущих сериях, но зато ничего лишнего, все строго функционально и применимо ко вполне конкретным элементам уровня. Радует «канат-прицепка», нередко используемый для преодоления пропастей или подтягивания к себе некоторых предметов. Благодаря этому аналогу кнута все приключение стало еще больше ассоциироваться с Индианой Джонсом. У мисс Крофт появились и другие «гэджеты». Занятный поначалу, но бесполезный в дальнейшем бинокль, способный сканировать многие объекты и относить их к одной из нескольких категорий; мол, вон тот ящик можно передвинуть, ту стену – разрушить, а вот этот необычный узор перед нами - на самом деле механизм. Некое наладонное электронное устройство, содержащее различную статистическую информацию. И постоянный фонарик (забудьте о спичках), батарейка которого спустя определенное время заканчивается, но и перезаряжается за какие-то мгновения, из-за чего фонарик вполне можно считать вечным. Лара Крофт – не морпех из третьего Дума, и она умеет пользоваться фонариком, одновременно экипировавшись пистолетами.
Говоря о перестрелках, можно вспомнить любой успешный шутер от третьего лица. Перестрелки динамичны, противников много, вооружения достаточно. Помимо пистолетов Лара может использовать на выбор один дополнительный вид оружия и гранаты. В отличие от пистолетов патроны в дополнительном оружии рано или поздно заканчиваются, но быстро находятся. На выбор предлагаются автоматы, дробовик, гранатомет… Стандартный «джентльменский» набор. Ручные гранаты ограничены четырьмя штуками в инвентаре, постоянно изымаются у поверженных врагов и ничего нового или необычного в их использовании также нет. Автоприцеливание тоже стандартное. При нажатии на кнопку, отвечающую за оружие, враг захватывается в большой красный прицел, и далее мы стреляем исключительно по нему. Если прицел серый, то вероятность попадания значительно снижается (хотя, замечу, что и при сером прицеле попасть по противнику можно). Дальность стопроцентной стрельбы (то есть расстояние, на котором прицел становится красным) различается, в зависимости от используемого вида оружия. Периодически можно выстрелить во что-нибудь интерактивное (такие объекты на экране помечаются отдельным значком) и обрушить на противников, к примеру, люстру, колонну или взорвать огнеопасную бочку… Достав по нашему желанию оружие, Лара самостоятельно уберет его, если некоторое время не производить выстрелов. Отсюда очевидный минус для любителей готовиться к битве заранее, - велика вероятность, что убрать оружие Лара вдруг решит в самый неподходящий момент. Так что, следуя заветам настоящих ковбоев, пистолеты достаем строго в момент, когда собираемся стрелять. При нажатии клавиши стрельбы убранное оружие достается автоматически, так что больших проблем вышеупомянутый недостаток не создает, но порядком раздражает. Есть отдельный режим прицеливания "вручную" для точной стрельбы, в этот момент Лара не двигается, поэтому для перестрелок такой режим мало пригоден, его использование ограничивается сферой решения загадок. Враги чудес не вытворяют, но и откровенную тупость не демонстрируют. Еще раз повторюсь, что никаких открытий здесь не обнаружить и ничего необычного встретить не придется.
А вот уровни хочется отметить особо. Все они выполнены не без выдумки, представляют разные уголки земного шара и замечательно вписываются в понятие «отличные декорации к зрелищу». Я уже упоминал японский небоскреб. А ведь есть еще секретная русская база в Казахстане, гробница короля Артура в Англии, Непал, Перу и Боливия. Древние гробницы, дикие джунгли с потрясающими водопадами, снежные горные ущелья. Настоящая ретроспектива всей серии Tomb Raider, подкрепляемая секретными костюмами, в которых можно найти чуть ли ни весь гардероб Лары, от классической зеленой майки до «темных очков Тринити» из Tomb Raider Chronicles.
К слову, о секретах. Секретов много. Уровни небольшие, и даже за первое прохождение можно собрать немалое количество секретных предметов, просто потому что они валяются буквально в каждом неприметном углу. Секретные предметы соответствуют стилистике уровня (так в Японии мы собираем статуэтки Будды, а в поместье Крофт щиты с буквой «С»), но всегда бронзовые, серебряные и золотые. Чтобы найти золотой предмет, как правило, понадобится решить необязательную для прохождения загадку. Помимо дополнительных костюмов, секреты открывают разный концепт-арт, полезную для фанатов информацию и прочую растягивающую удовольствие ерунду.
В заключении хотелось бы еще раз похвалить эту замечательную игру. Что? Недостатки? Конечно, TRL полон недостатков, куда же без них… Кинематографичность несет свои минусы. Почти исчезла Та Самая атмосфера Tomb Raider. Новая Лара больше принадлежит двум своим товарищам, чем игроку… Малая продолжительность игры. Но этот недуг в наши дни поражает почти любой сиквел прежнего хита… И мы, по-прежнему…, хм… иногда проваливаемся в стеночки отдельными частями тела… Надо же, кто бы мог подумать… И отчего-то совершенно не беспокоим воду, передвигаясь с ящиком… Мистика…
Но вы видели скриншоты? За такую красоту простить можно многое. А еще здесь есть отличная история, хорошие актеры… по крайне мере в версии на английском… неплохая музыка и добротные звуковые эффекты. Собственно, что еще нужно для зрелища?
Плюсы. Красивая графика, увлекательный сюжет, разнообразный игровой процесс. Масса приятных бонусов, обеспечивающих повторные прохождения.
Минусы: Отдельные мелкие огрехи графики и управления, скромная продолжительность игры… Вы пройдете ее раньше, чем успеете найти недостатки.
Вывод. Лара вернулась, и в это интересно играть! Ура! У серии открылось второе дыхание.