• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Старик Хоттабыч - кем он был по вероисповеданию?

книга была написана в 1955 году, в СССР полным ходом антирелигиозная кампания, поэтому сомневаюсь что Лазарь Лагин предполагал наличие религиозных убеждений у своего героя.
Старик Хоттабыч вне религии.
 
фра Чезаре, Revolt это что, твой клон? Или работаешь на два фронта?:eek:
 
Точно не мусульманин. Книгу читал очень давно. Зато хорошо помню советский фильм. А по нему он имел возрост несколько тысяч лет. Данная религия значительно моложе. Меня забавлял всегда другой вопрос: откуда он русский язык знал? :)
 
Ну, если он родом из Аравии, ставшей позднее родинйо ислама, то тогда язычник. До ислама там было местное язычество.
Вообещ соглашусь с VirginiA:
VirginiA написал(а):
книга была написана в 1955 году, в СССР полным ходом антирелигиозная кампания, поэтому сомневаюсь что Лазарь Лагин предполагал наличие религиозных убеждений у своего героя.
Старик Хоттабыч вне религии.
 
А он разве человек был? Он же джинн кажется. Так зачем ему религия?
 
Мне вот этот ответ понравился: "он был Джинном т.е. порождением огня . но в Сулеймана ибн Дауда верил . Значит мусульманин..." Интересный вывод. :):D:lol:
Еще бы отвечающий не поленился узнать - кто именно такой этот Сулейман ибн Дауд...
Умиляют рассуждения, что если ибн, то уж точно - мусульманин! :):D:lol:
 
Кто такие джины?

Арабское слово "джинн" происходит от глагола "джанна", которое означает "прятаться, скрываться". Поэтому сердце, скрытое в груди, называют джанан, а плод, укрытый в утробе матери, называют джанин. Кроме того, джинна — нечто прикрывающее, закрывающее как вуаль или щит.
Также джинн людей означает "большинство из них", потому что человек, который входит среди них — закрывается ими. Форма единственного числа слова джинн — джинни и джанн — используется как синоним с джинни. Слово джинни — не встречается в Коране, но другие формы джинн и джанн — встречаются.
Скажи: "Открыто мне, что слушал сонм джиннов (джинн), и сказали они: "Поистине, слышали мы Коран дивный!" (Коран, 72:1)
В тот день не будут спрошены об их грехе ни люди, ни духи (джанн). (Коран, 55:39)
Джинн также используется как существительное множественного числа, в виде джинан и джинна:
... от джиннов (джинна) и людей. (Коран, 114:6)
В дополнение, согласно некоторым ученым, термин джинна используется в Коране в отношении ангелов, так как они также скрыты от глаз людей.
И устроили они родство между Ним и ангелами (джинна), а знают ангелы (джинна), что они будут собраны (перед Аллахом для Суда). (Коран, 37:158)

Существование и сущность джинов


В отношении существования джиннов Ибн Таймийа сказал:
"Нет ни одной мусульманской группы, отвергающей существование джиннов, или того, что Аллах послал Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и к ним также. Подавляющее большинство неверующих, как языческие арабы или иные семиты, индусы или иные хамиты, большинство хананейцев и греков, и другие потомки Яфета, подтверждают существование джиннов. Что касается иудеев и христиан, то они признают, что джинны существуют почти также как мусульмане, хотя среди них есть отдельные люди, которые отвергают существование джиннов. Людей, которые отвергают существование джиннов можно также найти среди мусульманских сект, таких как джахмиты и му'тазилиты, хотя большинство мусульман не отвергают их существование.

С другой стороны, Фахру-д-Дин Ар-Рази сказал:
Согласно очевидному смыслу переданных высказываний философов, это (т. е. существование джиннов) — отвергается. Потому что Абу 'Али ибн Сина в своем трактате в отношении параметров существования вещей установил, что джинны — эфирные (хауа'и) существа, которые могут принимать различные формы. Затем он сказал: "Это разъяснение названия". Его установление: "Это разъяснение названия" указывает, что это разъяснение фольклорного смысла слова (джинн) и, что не существует внешней реальности, соотносящейся с термином. Что касается большинства тех, кто следует религиям и верят в пророков, они подтверждают существование джиннов. Большая группа из ранних философов и их последователи подтверждают их существование и называют их "нижайшие духи" (арвах суфлийа).
В Коране содержится множество упоминаний о сотворении джиннов из огня. Однако, коранические выражения, упоминающие об этом, изменяются от аята к аяту, давая слегка отличные смысловые оттенки:

И джиннов Мы сотворили раньше из огня знойного (нари-с-самум). (Коран, 15:27)

... и сотворил джиннов из чистого огня (мариджим-мин-нар). (Коран, 55:15)

Такая же терминология используется в достоверных хадисах, описывающих происхождение джиннов из пламени. Айша (614-678 г. н. э.) сообщила, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Ангелы были сотворены из света и джинны из чистого огня (мариджим-мин-нар).

И взгляд большинства суннитских ученых, прошлого и настоящего, в том, что отношение джинна к огню — подобно отношению человека к земле. Хотя человек сотворен из элементов земли, он сам по себе не состоит из земли. Подобно этому джанн (предок джиннов)139 был сотворен из элементов огня, но ни он, ни его потомки не состоят из огня. Согласно некоторым из этих ученых, доказательство этому можно найти в высказываниях Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

Шайтан показался передо мной в молитве и я ударил его и почувствовал прохладность его слюны на своей руке...

Они доказывали, что если бы шайтан был сам по себе из огня, то как тогда его слюна могла быть холодной, или даже как у него вообще могла быть слюна?

В целом ясно, что джинны, также как и ангелы, были сотворены прежде человека. Это верование основывается на ясном значении следующего аята:

И Мы сотворили уже человека из звучащей, из глины, облеченной в форму. И джиннов Мы сотворили раньше из огня знойного. (Коран, 15:26, 27)

Это может быть также выведено из следующего коранического текста, в котором сотворение джиннов упоминается прежде сотворения человека:


Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись. (Коран, 51:56)

В дополнение, Ибн Кясир (1300-1373 г. н. э.) приводит повествование сподвижника Пророка (мир ему и благословение Аллаха), Абдуллы ибн 'Умара (ум. 693 г. н. э.), в котором Пророк говорит, что джинны — потомки джанна, которые были на земле за 2000 лет до сотворения Адама.

Корроче, если джины были сотворены раньше, соответственно они и правда вне религии !!!

а еще тут об том же гадали: http://kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=29438
 
Мухоморовна написал(а):
Корроче, если джины были сотворены раньше, соответственно они и правда вне религии !!!
Не, просто тогда это вопрос из серии "какого вероисповедания был Иисус Христос"?
 
С Иисусом как раз всё понятно.
Иудей. Обрезанный. Создал свою секту, которая со временем переродилась в религию.
С Хоттабычем сложнее.
Лагин описал его достаточно подробно, чтобы можно было поставить вопрос: Какого вероисповедания должен быть арабский джин, просидевший в кувшине три тысячи лет?
Посмотрим первоисточник:

Я, несчастный джинн, ослушался Сулеймана ибн Дауда -- мир с ними обоими! -- я и брат мой Омар Юсуф Хоттабович. И Сулейман прислал своего визиря Асафа ибн Барахию, и тот доставил нас насильно. И Сулейман ибн Дауд-мир с ними обоими! -- приказал принести два сосуда: один медный, а -- другой глиняный, и заточил меня в глиняном сосуде, а брата моего, Омара Хоттабовича, -- в медном. Он запечатал оба сосуда, оттиснув на них величайшее из имен аллаха, а потом отдал приказ джиннам, и они понесли нас и бросили брата моего в море, а меня в реку...

Значит, он подвизался при дворе Сулеймана ибн Дауда, т.е библейского царя Соломона, сына Давида.
Царь Соломон, понятно, был иудей. Может, Хоттабыч - тоже иудей?
 
фра Чезаре написал(а):
С Иисусом как раз всё понятно.
Иудей. Обрезанный. Создал свою секту, которая со временем переродилась в религию.
А вот и нет. Я имею в виду христианского Христа, который, как известно, является одной из ипостасей Троицы. То есть сам является Богом. Как он может быть какого-то вероисповедания - верить или не верить в Бога, если он доподлинно знает, что Бог есть?

С джинном - то же самое. Джинны имели удовольствие общатсья с Аллахом лично. И после этого - верить или не верить в его существование - несоклько странный вопрос.

фра Чезаре написал(а):
Он запечатал оба сосуда, оттиснув на них величайшее из имен аллаха,
Что, серьёзно, это есть в советском тексте?

Или это в контексте стёба какого-то7
 
Изменившаяся
Если Иисус знает, что он Бог, значит, он в это и верит. Я так понимаю.
То же самое с джинами.
Только мне не понятно - мусульманский Аллах и иудейско-христианский Иегова - это разные имена одного Бога? Или они считают, что у оппонентов бог другой - ложный?

Текст советский. Брал отсюда: Лазарь Лагин. Старик Хоттабыч
Правда, не ясно, почему там Аллах? Аллаха до Магомета быть не должно.
 
фра Чезаре написал(а):
Если Иисус знает, что он Бог, значит, он в это и верит. Я так
понимаю
Знать и верить - вещи разные. Вера - это принятие без докаательств.
Знание уже подразумевает опору на факты. Если человек знает, ему не нужно верить.
фра Чезаре написал(а):
Или они считают, что у оппонентов бог другой - ложный?
Бог - тот же, но понимают его неправильно, потому что Откровение извратили. А Откровение от Мухаммеда - истинное.
фра Чезаре написал(а):
Правда, не ясно, почему там Аллах? Аллаха до Магомета быть не должно.
Аллах - это имя одного из божеств доисламской языческой Аравии. Один из самых популярных: Мухаммед не стал придумывать совсем нового Бога. Взял привычное имя.
 
Изменившаяся написал(а):
Знать и верить - вещи разные. Вера - это принятие без доказательств. Знание уже подразумевает опору на факты. Если человек знает, ему не нужно верить.
Это с точки зрения религиоведа. А искренне верующий человек не отличает своей веры от знания. Он знает: Нет Бога кроме Аллаха... и т.д.
Изменившаяся написал(а):
Аллах - это имя одного из божеств доисламской языческой Аравии.
Да не стал бы царь Соломон запечатывать кувшин печатью с именем какого-то мелкого божества языческой Аравии. Что-то здесь не то...
 
фра Чезаре написал(а):
Он знает: Нет Бога кроме Аллаха... и т.д.
Неа. Он именно верит. В вере можно сомневаться, в знании - нет. Ну, разве что забыть можно. :) Или признать ошибочным, заменив другим знанием.

Смотри, к примеру, ты - подросток. Тебе в детстве сказали, что твои папа и мама - мужчина и женщина, которые тебя вырастили. Собственно, ты так и считаешь: иной расклад кажется маловероятным.
Ты в это веришь. А потом какая-нибудь крупная семейная ссора, или ты просматриваешь фотографии и тебе кажется, что ты совсем не похож на родителей - и т.д. и т.п.
И ты начинаешь в этой своей вере, казалось бы, непоколебимой, сомневаться. А вдруг тебя в роддоме подменили? А вдруг тебя взяли из детдома? Кстати, в реальности у подростков нередко встречаются такие задвиги.
Допустим, мама и папа задолбанные тобой, делают генетическую экспертизу, которая подтверждает, что они действительно твои родители. Теперь ты не просто веришь, а знаешь.

С религией подобные доказательства привести почти невозможно.
Разве что в единичных случаях. Фома, вон, не верил - ему щупать пришлось. Пощупал - получил эмпирические данные.

фра Чезаре написал(а):
Да не стал бы царь Соломон запечатывать кувшин печатью с именем какого-то мелкого божества языческой Аравии. Что-то здесь не то...
мм.. может, исторический просчёт?

Знал ли автор про религиозную ситуацию в Аравии?
 
Изменившаяся
Ты знаешь, что Земля круглая?
И что она вращается вокруг Солнца?
А атом состоит из протонов, нейтронов и электронов?
Будешь утверждать, что знаешь?
А проверить сможешь? А даже если сможешь, станешь это делать? :D

Не станет человек, которому сказали, что нет Бога кроме Аллаха, это проверять... И тот, кому рассказали про строение атома, тоже не пойдет проверять. Ну, разве что он устроится работать религиоведом или физиком-атомщиком.
Так что отличие между верой и знанием для обычных людей может практически не существовать.

Для нашего случая вполне можно принять, что ангелы верят в Бога, поскольку знают о его существовании. И Иисус является христианином.
А Хоттабыч - иудеем, если называл Бога Иеговой, или мусульманином, если Бога называл Аллахом. Только как он его называл?
Если Аллах - может, он владел тем сокровенным знанием, которое принес арабам Магомет только через полтора тысячелетия?
68c6037e90e2fce92ecb2c2c38d067a6.gif
 
фра Чезаре, у тебя такая каша в голове :D
Во-первых, действительно - вера и знания - это фундаментально различные понятия. Изменившаяся права, и уж доказала это, по-моему, яснее ясного.
Не станет человек, которому сказали, что нет Бога кроме Аллаха, это проверять...
Не станет... А вот усомниться может. И у истинно, искренне верующих случаются сомнения в вере.

Далее. С тем, что Иегова, Иисус Христос и Аллах - это один и тот же Бог, вроде, разобрались.
Правда, не ясно, почему там Аллах? Аллаха до Магомета быть не должно.
Так что - и сам Аллах был, и имя, скорее всего, было. Кстати, Аллах - это не мусульманское прочтение имени Бога Элоах? Но люди могли это имя пока не знать, а могли и знать, только не в массе, а отдельные.
В любом случае, джинны/ангелы обладают совершенно другими знаниями, нежели люди - так что какая разница, что там на момент запечатывания знали люди?

Что касается Соломона Давидовича, который запечатал сосуд с Хоттабычем именем Аллаха... Помилуйте, откуда же советскому человеку, как и его target auditory, знать такие исторические подробности? =) Думаю, в общем, все это связано с неграмотностью автора. Он нагородил всего из всего... Хотя в эту теорию немного не вписывается вообще упомниание царя Соломона, да еще и с восточным прочтением его имени... Сам он что-то знал, или подсказал ему какой-то шутник, или наугад взял имя Сулейман ибн Давид (в конце концов, это может быть и совпедение)...
Для нашего случая вполне можно принять, что ангелы верят в Бога, поскольку знают о его существовании. И Иисус является христианином.
А Хоттабыч - иудеем, если называл Бога Иеговой, или мусульманином, если Бога называл Аллахом. Только как он его называл?
Странно получается - Бог один, а религии у его приближенных - разные. По мне так ангелы и джинны (если это не одно и то же) сидят там и посмеиваются над людскими метаниями - какое им дело до обрывочных и неточных знаний, которые вперемешку с тысячами ложных сведений через различных пророков просочились к разным народам на земле? Они-то знают, кто их Бог и много чего еще знают ;)

Даже если брать Иисуса и Мухаммеда как людей, создавших секты... Джинн-то (существо, обладающее совершенно другими знаниями), который задолго до формирования этих секст знал все имена Бога - ему какое дело до этих сект? =) Как часть ангелов, находящихся при одном и том же Боге, может считать себя христианами, а часть - мусульманами? ;) Разделились на тех, кто болеле за Иисуса и тех, кто за Мухаммеда? ;)
 
Назад
Сверху