• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Сны как литературный прием

  • Автор темы Автор темы Sirin
  • Дата начала Дата начала

Sirin

Ассоциация критиков
Порой мы даже не замечаем, как часто авторы используют этот прием. А между тем, вспоминим самые известные примеры: Люьис Кэрролл, отправивший в сновидческое приключение девочку Алису, Джеймс Джойс, на шестистах страницах "Поминок по Финегану" которого разворачивается чудовищно-каламбурный сон, поток спящего сознания всей семьи, когда на первых страницах они заспыают, а на последних просыпаются... Или логика сна в произведениях Гоголя и Кафки. Или сон Татьяны у Пушкина. Так будем же и мы сомнамбулистами в дремающем и дремучем царстве Литературы!
 
Вспомнился диалог на нашем форуме симс-сериалов. Новичок задаёт вопрос: "А можно ли использовать в сюжете сериала сны, которые видит героиня"? Ответ старожила: "Знаешь, сериалы, где не используются сны, которые видит героиня, можно пересчитать по пальцам..."
 
Мавка написал(а):
"Знаешь, сериалы, где не используются сны, которые видит героиня, можно пересчитать по пальцам..."
И тем не менее сон Татьяны входит в число обязательных разборов при анализе "Евгения Онегина". Вот только меня беспокоит, что многие прослеживают в нем психологические мотивы, а не художественные. Так не хочешь ли ты сказать, что лучше избегать этого приема?=)
Лично мне польстит, когда все, мной написанное, кто-нибудь расценит как непробудный сон=)
 
Sirin написал(а):
Так не хочешь ли ты сказать, что лучше избегать этого приема?=)
Нет, что ты, что ты ни в коем случае!
Сама не могу жить без этого приёма, использую в хвост и в гриву. Надо на досуге не полениться и посмотреть, есть ли у меня хоть одна большая вещь, где обошлось без сновидений героя... Боюсь, что нету. :)
Беда в другом - уж очень этот приём избит, поскольку лежит на поверхности.
 
Мавка написал(а):
Беда в другом - уж очень этот приём избит, поскольку лежит на поверхности.
Ну, все зависит от мастерства. Сны сперва могут показаться абсурдными, но в них есть своя логика. Это и нужно передать.
 
Я все же хотел бы рассмотреть этот прием на произведениях Гоголя и Кафки. Ведь не даром представление многих героев Кафки (Йозеф К. в "Процессе" или Грегор в "Превращении") начинается с того, что они пробуждаются. И тут-то случается нечто невозможное. В "Процессе" - предъявление абсурдного обвинения (после абсурд только сильнее сгущается), в "Превращении" - ужасная метаморфоза человека в жука, которая самим Грегором воспринимается очень даже спокойно: ну да, я стал жуком, но это ничего, если встать, собраться, пойти на работу. Наиболее показателен, конечно, роман "Процесс", где по закону кошмара абсурд проникает в обычные будни. Сцена в коморке, где на глазах К. экзекутор сечет (на протяжении двух дней!) провинившихся исполнителей, которые пришли арестовывать К. и нарушили закон, попросив его одежду. Апофеоз абсурда - смерть К. и его безволие, ведь он никак не противится процессу, за все время которого (год) ему был задан всего один вопрос: "Вы маляр?" К. убили, как собаку. Но почему он не противился? Как можно умереть, принять наказание, даже не будучи осведомленным о содержании обвинения? Такое могло бы случиться только во сне. Но Кафка использует и другой прием: утверждение - обратное утверждение - утверждение обратному. Это пуще подчеркивает абсурдность не только в окружающем мире, но и самого К.

У Гоголя - "Записки сумасшедшего", где происходит постепенное проникновение сна в реальность, или в то, что до поры до времени кажется таковой. В этом рассказе Гоголь использует массу приемов, чтобы это подчеркнуть. Начинается все тоже с невозможного - разговра с собаками. Кстати, Кафка читал русских авторов, в том числе Гоголя.
 
Да ведь и в "Замке" Кафки все начинается именно с этого: К. прибыл в деревню и, ни на что не обращая внимания, лег спать. И только проснувшись, он попадает в абсурд. Похоже на мнимое пробуждение (тоже, кстати, избитый прием).
 
Сны - это способ автора продемонстрировать внутренние (подсознательные) метания героя, часто - привнести оттенок мистики.
Еще как вариант: дать герою некоторую возможность предвидеть будущее.
Если автор хорошо разбирается в значении снов и образов то отлично, хотя опять же, кто знает как именно читатель воспримет описанное автором...
 
Но самое интересное - вывернуть человека наизнанку. Чтобы сны заменили реальность.
 
Назад
Сверху