• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Проблема американизации культуры

  • Автор темы Автор темы serg_b
  • Дата начала Дата начала
Milargos написал(а):
Если учесть, что с советских времен в большинстве семей по книжным полкам по наследству передается не только то, что есть в Азбуке классики, но много больше, купят скорей всего то, чего у них еще нет. И естественно, это будет не "Азбука класиики".
Если б вы знали, сколько тонн коммунистической литературы было сожжено в баньке после разбора книжного шкафа. Мне кажется, в данном случае мы извлекли из книг наибольшую пользу:)
serg_b написал(а):
Секундочку, а причем тут коммунисты?
А не поверите - ни при чем. Молодежь со времен ЦПШ не изменилась ВООБЩЕ. И более того, как тогда, так и сейчас редко какой преподаватель действительно пытается заинтересовать ребенка предметом. Обычно же идет зубрежка. Неудивительно, что ко всему вечному, что внедряется на уроках, в том числе и вечному из русской культуры (я не только литературу имею в виду) люди испытывают глубочайшее отторжение.
Оладушка написал(а):
А если дорогой сердцу собеседник далеко - в другом районе, городе, стране? Конечно, хочется видеть глаза, но телепортаторов, увы, ещё не изобрели. Приходится пока компенсировать инетом.
Виртуально жму твою ручку! Многие близкие сердцу люди появились в моей жизни через интернет или сейчас держат со мной связь именно так. Премного благодарна существованию этого явления:)
 
Если б вы знали, сколько тонн коммунистической литературы было сожжено в баньке после разбора книжного шкафа. Мне кажется, в данном случае мы извлекли из книг наибольшую пользу:)
Не бережете Вы нервы Зерга... ;)
А не поверите - ни при чем. Молодежь со времен ЦПШ не изменилась ВООБЩЕ. И более того, как тогда, так и сейчас редко какой преподаватель действительно пытается заинтересовать ребенка предметом. Обычно же идет зубрежка. Неудивительно, что ко всему вечному, что внедряется на уроках, в том числе и вечному из русской культуры (я не только литературу имею в виду) люди испытывают глубочайшее отторжение.
На самом деле преподаватель может вывернуться наизнанку, но заставить (мелковозрастного) человека интересоваться тем, что он считает, ему не нужно практически невозможно. А что такое обучение истории и литературе? - Знаете, а это и есть промывка мозгов: вам рассказывают, как надо понимать то или иное произведение, тот или иной документ. ЧПричем это везде так, не только у нас в 20 и 21 веке.

Чтобы выжить в обществе, надо хотя бы знать этого общества "парадигмы", то есть знать, что можно, что нельзя говорить. (А желательно еще и кому, но это уже как получится.) Что нужно понимать под этим набором фраз, что под тем. Просто чтобы люди вас понимали, а вы понимали людей. Но чисто психологически это как изучение иностранного языка, нудная зубрежка. На самом деле, это что-то вроде изучения "эдукейтед нейтив ленгвидж", грамотного родного языка.

Что общего у страданий Наташи Ростовой и ее же образа в Войне 12-го года?! Только школьная программа. Причем знать это надо, поскольку надо хоть на чем-то учиться думать и анализировать. Но это скучно, поскольку злоключения одноклеточной картонной Исабель из сериала анализировать интересней. А как лягушку ее "образ" не распластаешь, его уже "в профиль" не видно. Вот и приходится Наташу терзать.

Поэтому то, что Вы прочли "до школы" может и доставило Вам удовольствие. А "препарирование трупов" несчастных персонажей под названием "преподавание литературы" - удовольствие редких ценителей. И слава Богу.

PS Кстати, насчет дореволюционной "российской безграмотности": первый класс, раздел "мои первые книги", рассказ про отданного "в люди" мальчика Ваньку, который ПИШЕТ "на деревню дедушке, Константину Макарычу". Думаю, в соответствующем возрасте это ВСЕ читали. - Там еще что-то про селедку и про то, как "вредная хозяйка ейной харей мене в морду тычет" и т.п.

Либо Зерг пишет "самую что ни на есть правду", либо малолетний выпускник ЦПШ Ванька пишет письмо дедушке. :D А Зерг всего лишь без размышлений повторяет большевистские легенды. :o
 
Milargos написал(а):
А что такое обучение истории и литературе? - Знаете, а это и есть промывка мозгов: вам рассказывают, как надо понимать то или иное произведение, тот или иной документ.
Знаете, мне повезло столкнуться с разными вариантами обучения. Первая преподавательница была в духе "Думайте, как я сказала, остальное - от лукавого". А со второй мы активно дискутировали, обсуждали и делали свои выводы.
Milargos написал(а):
Но чисто психологически это как изучение иностранного языка, нудная зубрежка.
У нас все было в виде ролевых игр. Мы и интервью брали друг у друга и экскурсии по школе проводили и письма писали - чего только не было. Даже совместные уроки ин.яза и литературы - Бернса проходили, Шекспира и т.д.
Здесь очень многое от преподавателя зависит.
 
Знаете, мне повезло столкнуться с разными вариантами обучения. Первая преподавательница была в духе "Думайте, как я сказала, остальное - от лукавого". А со второй мы активно дискутировали, обсуждали и делали свои выводы.
У нас все было в виде ролевых игр. Мы и интервью брали друг у друга и экскурсии по школе проводили и письма писали - чего только не было. Даже совместные уроки ин.яза и литературы - Бернса проходили, Шекспира и т.д.
Здесь очень многое от преподавателя зависит.
Наверно, еще и от времени: у нас была хорошая преподавательница, но уметь пересказать то, что изложено в учебнике мы были как минимум обязаны. И желательно "от души" своими словами. Иногда нам запрещалась "личная трактовка". Например, нельзя было даже аргументировано не любить Блока. Вплоть до двойки за сочинение . :o Но ощутить это можно было только не любя его. Зато вместе с двойкой :lol: приходило понимание "возможной неуместности категоричных высказываний в конкретной обстановке придерживающимся противоположного мнения лицам", что в жизни часто важней знания пары строф.

PS По-человечески проходить Шекспира и Бернса, - об этом можно было только мечтать! :(
 
Milargos написал(а):
А что такое обучение истории и литературе? - Знаете, а это и есть промывка мозгов: вам рассказывают, как надо понимать то или иное произведение, тот или иной документ.
Даже у не очень крупновозрастных людей бывает голова на плечах. И собственное понимание. Помню, как мы в десятом классе посадили в калошу нашу завучиху, старую коммунистку, когда обсуждали проблему истинного и ложного гуманизма (тема - произведение Фадеева "Разгром"). Ей нечего было возразить на наши аргументы, пришлось стучать журналом по столу и орать. :)
 
Оладушка написал(а):
тема - произведение Фадеева "Разгром"
Это произведение - мое личное проклятье. Я еле его дочитала.
Оладушка написал(а):
Даже у не очень крупновозрастных людей бывает голова на плечах. И собственное понимание.
Конечно. Я же говорю, воспитание в человеке интереса к культуре во многом зависит от того, кто вкладывал ребенку в голову азы. И как. А это в первую очередь родители и учителя.
 
Даже у не очень крупновозрастных людей бывает голова на плечах. И собственное понимание. Помню, как мы в десятом классе посадили в калошу нашу завучиху, старую коммунистку, когда обсуждали проблему истинного и ложного гуманизма (тема - произведение Фадеева "Разгром"). Ей нечего было возразить на наши аргументы, пришлось стучать журналом по столу и орать. :)
Я не об отсутствии "головы на плечах". В любом обществе есть слова и фразы, которые лучше не говорить при посторонних. И есть слова и фразы, которые лучше говорить, когда люди вам неизвестны, или непонятны.

В России 20 века это в основном касалось политики Партии. В Америке 20 века тоже были слова и фразы, за произнесение которых вас могли счесть коммунистом. И во времена т.н. "маккартизма" это могло закончиться весьма печально.

Знание нужных формулировок, это как знание формул вежливости. Привычка их произносить рефлекторно - тоже промывка мозгов. Но она дает вам возможность выжить в стае обществе.

Она возможно создает некие помехи "самостоятельному мышлению", но благодаря ей вы действительно свободны без опасений думать когда и над чем угодно. :)

Насколько я понимаю, на современном западе на таком рефлекторном уровне в сознание несчастных граждан вводятся понятия, составляющие жесткую систему "политкорректности". И кажется, это напрямую возвращает нас к теме "американизации культуры", поскольку идет именно оттуда.
 
Foxkid написал(а):
Это произведение - мое личное проклятье. Я еле его дочитала.
Стало быть, тебе с ним не повезло, как не повезло Milargos с Блоком, а мне - с Кафкой и Маркесом. :) Не наши это авторы.
 
Оладушка написал(а):
Стало быть, тебе с ним не повезло, как не повезло Milargos с Блоком, а мне - с Кафкой и Маркесом. Не наши это авторы.
Не совсем. Я же с удовольствием читаю "Молодую гвардию" или "Черную металлургию". А вот "Разгром" - не могу.
Milargos написал(а):
Знание нужных формулировок, это как знание формул вежливости. Привычка их произносить рефлекторно - тоже промывка мозгов. Но она дает вам возможность выжить в стае обществе.
Мне кажется, этому можно научиться без внедрения таких правил на уроках литературы и истории.

Milargos написал(а):
Насколько я понимаю, на современном западе на таком рефлекторном уровне в сознание несчастных граждан вводятся понятия, составляющие жесткую систему "политкорректности". И кажется, это напрямую возвращает нас к теме "американизации культуры", поскольку идет именно оттуда.

Вот, кстати, да. Пример: мне недавно на TSR девочка объясняла, что слово "скво" оскорбительно для Native Americans, как она их назвала. Это как с неграми. Негры есть, а слова - нету.
Что не мешает самим неграм преспокойно себя так называть и не нервничать
Очень хотелось бы верить, что мы до таких маразмов не докатимся.
 
Негры есть, а слова - нету.
Что не мешает самим неграм преспокойно себя так называть и не нервничать
Очень хотелось бы верить, что мы до таких маразмов не докатимся.
В этом меня убеждали не единожды. Тем не менее, я всегда оставался при своем, ведь на мой взгляд, слово: "Негр" (старый и привычный сленг от испанского: "Негро"- черный цвет, в данном случае кожи), гораздо политкорректней лицемерного:"Афроамериканец". ИМХО, не слишком корректно употреблять слово, в котором так небрежно завуалирован намек на "рабское"(Афроамериканское) прошлое этой расы. Кстати, этот маразм имеет как-раз таки Американское происхождение.
 
Foxkid написал(а):
о "коммунистической" литературе
Я здесь уже многократно высказывал такую точку зрения, что Ленин только начал что-то строить, однако чего-либо построить ему не дали (да и поторопились со строительством, страна была не готова, экономика была хреновастенькая, что противоречило тезису Маркса о необходимости высокого уровня развития производительных сил). С приходом к власти Сталина (который вероятно помог Ленину отправиться в мир иной, далее расстрелян Бухарин, убит Киров, убит Троцкий, ну и т.д.) строился уже совсем не социализм (уж не говоря о коммунизме), а нечто совсем другое. А именно были взяты лозунги, поддерживаемые большинством - из них Сталиным была сделана новая социо-ориентированная религия, а под лозунги этой религии стали укреплять находящее у власти чиновничество, которое к тому же прикарманило все ресурсы и средства производства, то есть стало по сути новым капиталистическим классом. Так что литература сталинской, хрущевской, брежневской партократии уже никакая не коммунистическая, а псевдокоммунистическая или партократическая. Ну или литература государственно-монополистического капитализма сталинского, хрущевского, брежневского типа. Ее вы и сжигали.
А вот почему до сих пор не уточнят термины, вопрос интересный. Не потому ли, что очень удобно сваливать на кого-то собственную неспособность управлять страной?
Не потому ли, что на самом деле в перестройку ничего существенного не произошло. Как до перестройки ресурсы (так называемые "средства производства") были в руках чиновничества, так и после. Просто среднее чиновничество не захотело ждать преклонных годов и устроило "перестройку", сменив чиновников престарелых. Замечу однако, что эти "престарелые" таки не были прозападными и крали в гораздо меньших масштабах, чем "перестроечные", плюс все-таки немного думали о народе, поскольку "перестроечные" слово народ забыли вовсе. Чем и воспользовался запад, ослабив нашу страну практически по всем позициям (экономически, политически, духовно, генетически, нравственно).
Так что у вас есть выбор: либо продолжать все беды списывать на мифических проярлыченных "коммунистов" (ибо реальные коммунисты были порешены еще в 30-х годах 20-века, отдельные немногочисленные партии не в счет, а кпрф по идее тоже из бывших чиновников), либо обратиться к современности и выяснить, кто и что мешает нашей стране развиваться сейчас. То же самое корумпированное чиновничество, например.
Foxkid написал(а):
А вы по каким критериям его оцениваете? По политическим или по художественным? У меня приятель студент-филолог, они его изучали на 4-м курсе в разделе Советской литературы. И без всякой тошноты. Наверное там что-то еще есть, кроме политики, какие-то художественные приемы, раз до сих пор в програме вуза стоит.
Foxkid написал(а):
Мне кажется, этому можно научиться без внедрения таких правил на уроках литературы и истории.
Ничего не понял: чему этому и каких правил?
 
Я здесь уже многократно высказывал такую точку зрения, что Ленин
Ленин и революционный женщины знаю. Ленин и американизация культуры?! - Не устраивайте кашу в теме, пожалуйста!
Так что у вас есть выбор: либо
обсуждать сабж, либо обсуждать то, что хочется в другом месте.
А вы по каким критериям его оцениваете? По политическим или по художественным??
Вероятно, по ЛИЧНОМУ критерию, "нравится-не нравится". Не позволяете?! И ПРАВО на это есть?
Ничего не понял: чему этому и каких правил?
А Вы все же почитайте предыдущую страничку-то: походу вы один не поняли.
 
Milargos написал(а):
американизация культуры
Американизация культуры - одна из частей планомерной американской (и прозападной) политики по развалу потенциала нашего государства. Так что совсем без политики таки не обойтись.
Milargos написал(а):
Вероятно, по ЛИЧНОМУ критерию, "нравится-не нравится".
Ну, в таком случае следует констатировать, что министерству образования, авторам учебников и учителям произведение Фадеева "Разгром" нравится. И министерство образования, авторы учебников, учителя стало быть имеют на это полное право. Плюс чисто по определению они более компетентны, чем ученики.
Milargos написал(а):
А Вы все же почитайте предыдущую страничку-то: походу вы один не поняли.
на самом деле, я достаточно занятой человек, чтобы разгадывать ребусы, поэтому предпочитаю, чтобы что-то можно было понять и в одном отдельно-взятом текущем посте :-)
И вообще-то признаком талантливого учителя всегда считалось привитие ученикам самостоятельности мышления, а не повторение ими чьих-то стандартных фраз.
 
Мне кажется, этому можно научиться без внедрения таких правил на уроках литературы и истории.

Пример: мне недавно на TSR девочка объясняла, что слово "скво" оскорбительно для Native Americans, как она их назвала. Это как с неграми. Негры есть, а слова - нету.
Что не мешает самим неграм преспокойно себя так называть и не нервничать
Очень хотелось бы верить, что мы до таких маразмов не докатимся.
Ну, во-первых, научиться чему-либо можно там, где учат. То есть там, где ходят люди, которые умеют (и считают нужным) учить. Большинство родителей компетентно далеко не во всех вопросах, которые нужно изучить, чтобы жить и выжить в обществе.
Кроме того общество должно что-то вроде "само воспроизводить себя" и себе подобных. Просто чтобы сохранить и численность, и рациональность общественных отношений. Так что хотим мы этого или нет, там, где есть некая серьезная численность общества, там есть в любом виде "промывка мозгов" как приспособление индивидуума к соседям.

Кстати, если помню, пик репрессий (не совсем одно и то же, что "призыв в трудармию") приходился на 30-е годы. Как раз годы, когда активное население либо не проходило школьную "промывку", будучи обученным имперской системой образования, либо обучалось некомпетентными в плане безопасности личности в новом обществе преподавателями.
В более позднее время масса знающих, где, кому и что можно/ нужно говорить резко возрасла, что привело не столько к ослаблению репрессий, сколько к увеличению количества выживших в обществе. => Кто у нас отрицающие ценность промывки мозгов, вместо обсуждения ее КАЧЕСТВА и направленности? - Правильно, вольно или невольно желающие понижения выживаемости общества вообще и конкретных его членов ("родных" соседей :)) в частности.

Вот "там" такие вещи обсуждают если только лохи, читающие газеты. Причем и их мягко и аккуратно зомбируют и "моют".

О том, что это не коснется "нас" можно только мечтать. И у нас есть категории населения, так или иначе делающие свою "слабость" своим оружием. На сайте некоего Лайтмана можно прослушать ролик (возможно, и несколько) с красноречивым названием "Антисемитизм - оружие еврея". "Расизм - оружие негра". "История Америки - оружие индейца". ... "...изм - оружие ..."
Это очень выгодные ПРОРАБОТАННЫЕ стратегии достижения не имеющих никакого отношения к "измам" целей по отношению к людям, чаще всего никакого отношения к этим "измам" не имеющим. Примеры (легко!) можно найти даже на Михее.
 
serg_b написал(а):
либо продолжать все беды списывать на мифических проярлыченных "коммунистов"
Здесь вообще об этом речи не шло. Что вы вдруг распалились?
serg_b написал(а):
А вы по каким критериям его оцениваете? По политическим или по художественным?
По художественным + личное восприятие. Как я уже писала выше, у Фадеева есть произведения лучше. И гораздо более подходящие для школ. Та же "Молодая гвардия". Многие учителя удивлялись, почему ее заменили на "Разгром" в школьной программе.
serg_b написал(а):
Плюс чисто по определению они более компетентны, чем ученики.
Если бы вы видели учебники, которые сейчас выпускают, вы бы так не говорили.
serg_b написал(а):
тобы что-то можно было понять и в одном отдельно-взятом текущем посте :-)
Это дискуссия, а не отдельный пост на заданную тему. Соответственно, чтобы понимать, о чем речь, за ней нужно следить.
 
на самом деле, я достаточно занятой человек, чтобы разгадывать ребусы, поэтому предпочитаю, чтобы что-то можно было понять и в одном отдельно-взятом текущем посте :-)
И вообще-то признаком талантливого учителя всегда считалось привитие ученикам самостоятельности мышления, а не повторение ими чьих-то стандартных фраз.
По-настоящему "занятой человек" уважает и чужую занятость, потому НЕ требует ото окружающих в 100-й раз повторяить то, что кроме него уже все читали, особенно если оно - на предыдущей странице. Хотя бы потому, что другой занятой человек не обязан перестрачивать несколько некоротких постов. да и зачем? Если Вам одну страницу перечесть лень некогда, где гарантия, что новый пост прочтете?! Вы же ТАК ЗАНЯТЫ. :D

Самостоятельность мышления vs повторения стандартных фраз? Вы уверены, что одно противоречит другому, и "стандартом" себя не выразить. :( - Бывает.
 
Как раз годы, когда активное население либо не проходило школьную "промывку", будучи обученным имперской системой образования, либо обучалось некомпетентными в плане безопасности личности в новом обществе преподавателями.
Убирали-то не только тех, кто не умел шухериться. А и просто - по принципу "рожей не вышел". Причем вторых было большинство.
 
Foxkid написал(а):
Если б вы знали, сколько тонн коммунистической литературы было сожжено в баньке после разбора книжного шкафа
Да я вроде спокойно разговариваю, просто заметил, что литература, которую вы имели удовольствие сжечь возможно реально не была уже коммунистической.
И, в конце концов, почему мне должна нравиться чехарда с терминологией, если вы брежневские съезды жгли, так так бы и написали. Или вы жгли Маркса, Ленина, Бухарина, Кирова и Троцкого? Сие вообще-то не одно и тоже, что и Материалы 20-25 съездов КПСС.
Foxkid написал(а):
По художественным + личное восприятие. Как я уже писала выше, у Фадеева есть произведения лучше. И гораздо более подходящие для школ. Та же "Молодая гвардия".
а таки обоснования: чем "Разгром" нехудожественен или "Молодая гвардия" более художественна? А если есть какие-то художественные приемы, почему нельзя их изучить?
Foxkid написал(а):
Если бы вы видели учебники, которые сейчас выпускают, вы бы так не говорили.
а кто должен следить за качеством учебников и писать обоснованные и конструктивные предложения в министерство?
 
serg_b написал(а):
А если есть какие-то художественные приемы, почему нельзя их изучить?
Вы первоклашке будете давать Войну и Мир? Много он поймет? Литература распределяется по возрастам в том числе. Разгром тяжелое произведение для школы, в то время как Гвардия написана намного легче, плюс патриотична по сути своей. Но зато в ней много коммунистов, а про это сейчас изучать не принято.
serg_b написал(а):
а кто должен следить за качеством учебников
Не поверите, министерство. Вот даже Медведев поручил Фурсенко следить за качеством учебников. Но толку как обычно ноль.
 
Убирали-то не только тех, кто не умел шухериться. А и просто - по принципу "рожей не вышел". Причем вторых было большинство.
Это очень спорный вопрос, кого и по какому качеству "убирали" люди, создавшие плановые показатели по врагам народа.
Однако поговорки "не по хорошу мил, а по милу хорош" и "с лица не воду пить" отменить невозможно. А молча стать "милым" (и выжить) нельзя, значит и говорить нужные фразы уметь нужно.
 
Назад
Сверху