• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Изобразительное искусство Японии

Sonja Naimann

Аватармэйкер
«Жить только для момента, обращать внимание на красоту луны, снега, цветущих слив и кленовых листьев, аспевать песни, наслаждаться вином, развлекаться, нисколько не заботясь о нищете, смотрящей нам в лицо; отвергать уныние… вот что мы называем укиё» - Аеаи Рёи «Образы проходящего мира».

Японская цветная ксилография (гравюра на дереве) – уникальное явление в истории мирового искусства. Ее технику японцы позаимствовали из Китая. Уже с 13 века в Японии печатались небольшие буддийские иконы, амулеты, но эта продукция носила ремесленный характер. Как самостоятельный вид искусства гравюра утверждается на последнем этапе средневековой истории Японии – в период Токугава (1603-1868). В искусстве 17-19 вв сформировался новый стиль – укиё-э (дословно: картины плывущего мира) – направление городского искусства периода Эдо (1613-1686), к которому относится и гравюра. Его главной темой стала повседневная жизнь самих горожан, их будни и праздники.
Гравюра 17 – первой половины 18 вв в основном была черно-белой. Но уже с начала 18 столетия, стремясь разнообразить колористическое решение листа, их стали раскрашивать от руки – сначала одним, затем, двумя и тремя цветами. В это время (его принято называть ранним периодом, или периодом «примитивов») складывается круг сюжетов, формируются жанры, среди которых наиболее популярным на протяжении всей истории существования гравюры были бидзинга и якуся-э.
Бидзинга переводится как изображение красавиц. Действительно, в них изображались прекрасные обитательницы «зеленых кварталов», как принято было в Японии обозначать увеселительные заведения. В условиях отсутствия «средств массовой информации» гравюра, в том числе и бидзинга, выступала как своего рода масс-медиа. Она информировала горожан о некоторых сторонах жизни столицы, о модах, точнее о модных в текущем сезоне тканях для женского платья, о звездах «зеленых кварталов», иногда о дочерях купцов или ремесленников, красота которых становилась предметом городских разговоров и т.д. Оттенок индивидуальной рекламы силен в другом жанре гравюры – якуся-э. Это преимущественно портреты актеров столичных театров, популярность которых у горожан была ни с чем не сравнима.
На рубеже 1765-1766 гг произошло событие чрезвычайной важности в истории гравюры. Это – использование техники цветной печати, традиционно связываемое с именем Судзуки Харунобу.
Харунобу задал тон развитию гравюры на протяжении всего18 – нач. 19 вв. В стилистике гравюр и выборе сопровождающих стихов ясно прослеживается стремление превратить «плебейское» искусство укиё-э в явление, сопоставимое с классическим искусством периода Хэйан (794-1185). 18 век считается периодом наивысшего расцвета искусства укиё-э. Первая же половина 19 века - последний период (неуклонно приближающий упадок), когда на сцену вышло новое поколение мастеров.
Выдающимся мастером бытописательного жанра был Китагава Утамаро (1753-1806), произведения которого стали вершиной в лирической гравюре. Главной темой его творчества стали женщины, будь то красавицы куртизанки или прачки, но всегда одинаково привлекательные мягкой плавностью своих движений, грациозностью жестов. Творчество Утамаро завершало классический этап в истории ксилографии.
Появляется новый для гравюры жанр – фукэйга (пейзаж). Родоначальником пейзажной гравюры признан Кацусика Хокусай – один из наиболее известных художников Японии. По своему типу пейзаж Хокусая, или шире – укиё-э, необычен для искусства Японии. Прежде всего, от традиционного дальневосточного пейзажа, который принято понимать как отображение философской картины мира, его отличает гораздо большее внимание к реальному облику изображаемой местности. Новая концепция пейзажа, как изображения конкретной местности, складывается под влиянием европейских произведений, прежде всего голландских офортов, которые проникали в страну в 18-19 столетиях с Дэсима (голландская фактория в Нагасаки). Из европейского опыта японские художники стремились перенять новые приемы построения изображения: перспективу и светотень. Но эти приемы никак не удавалось привести в соответствие с традиционным стилем японской живописи – так называемым линеарным ритмом изображения. И только Хокусаю удалось гармонично соединить перспективность и японское художественное своеобразие.
В 1820-е годы Хокусай выпускает свои наиболее известные пейзажные серии, в первую очередь – «36 видов Фудзи». Он делал наброски с натуры, но в процессе работы над произведением перерабатывал их, создавая обощенный образ природы, но не умозрительный, как в классической живописи, а основанный на конкретном мотиве. Многие его пейзажи символичны. Достаточно вспомнить один из самых знаменитых листов «Красная Фудзи», который и до сих пор воспринимается как воплощение души Японии. К концу жизни Хокусай создает все меньше пейзажных листов и отдает предпочтение историко-героическому жанру. Ведущим пейзажистом гравюры становится Андо Хиросигэ. Он изображал те или иные места Японии, знаменитые своей красотой (Сто знаменитых видов Эдо). Он не только рисовал натуру, но и стремился передать ее эмоциональную доминанту, настроение природы. В отличие от Хокусая, пейзажи которого носят хараектер философского размышления о природе и человеке, Хиросигэ – а первую очередь лирик. Мягкий лиризм, естественность и простота отличают его пейзажи. Если считать, что пейзаж – это портрет местности, то пейзаж Хиросигэ – ее психологический портрет.
Творчество Хокусая и Хиросигэ – последнее крупное явление в истории японской гравюры. К этому времени ее влияние выходит далеко за пределы страны, сказываясь на развитии европейского искусства рубежа 19-20вв.

Так как вставить картинки в текст оказалось для меня непосильной задачей :( - вот ссылка на небольшой альбом японских гравюр - http://foto.rambler.ru/users/kissasoul/japan/
 
Termit_ka, спасибо, очень интересный материал и иллюстрации:)

hokusai3.jpg


Особенно это гравюра почему-то мне понравилась:) Хотя в восточной живописи я, увы, не специалист.
 
Я буду периодически дополнять альбом на рамблере - у меня огромная коллекция японской живописи.
Меня больше всего привлекают гравюры Андо Хиросигэ.
 
Примерно до десятого века в японской живописи, безусловно, доминировало китайское направление, кара-э, причем преимущественно буддийского содержания. С десятого века начинает появляться японская живопись, ямато-э, совершенно непохожая на китайскую. Самые ранние произведения в стиле ямато-э представляли собой роспись складных ширм и сдвижных экранов. Несколько позднее появились многометровые живописные свитки эмакимоно, а также живописные произведения на отдельных листах альбомного формата (сооси). Наиболее ранние из сохранившихся свитков — эмакимоно относятся к XII в., они служат иллюстрацией классических произведений японской литературы периода Хэйан — «Гэндзи моногатари» («Повесть о Гэндзи», история похождений блистательного принца Гэндзи), «Исэ моногатари», «Хэйкэ моногатари» (повесть о войне между домами Тайра и Минамото) и т. д. Большую известность также получили такие произведения, как «Свиток придворного Бан дайнагон», «Свиток ежегодных обрядов и церемоний», «Свиток веселящихся животных» и «Свиток адских миров». К XIV в. жанр эмакимоно угасает, будучи вытесненным монохромной живописью тушью в дзэнской манере, суми-э, которая далеко выходит за рамки монастырской традиции и становится неотъемлемой частью светского искусства. В это же время развивается жанр полихромного портрета, к которому обращаются многие дзэнские художники, например великий Мусоо Сосэки и его ученик Мутоо Сюуи. Однако преобладающим жанром на протяжении XIV—XV вв. был монохромный пейзаж в стиле сансуйга; произведения в этом жанре украшали дворцы аристократов. Представителями этого жанра были, как правило, высокообразованные художники; основу их принципов изображения природы составляют китайские философские концепции, восходящие к даосизму, конфуцианству и чань-буддизму (принципы природной и социальной гармонии и идеализация природы как безупречного божественного творения). Наиболее известными художниками этого периода являются Минтё (1352—1430), Дзёсэцу (первая половина XV в.), Тэнсёо Сюубун (ум. в 1460 г.) и Сэссюу Тооёо (1420—1506), не довольствовавшиеся простым следованием китайской традиции, а пытавшиеся утвердить собственный подход к монохромному пейзажу. В 1481 г. официальным художником при дворе Асикага становится Каноо Масанобу (1434—1530), положивший начало одной из ведущих школ японской живописи, творчески объединившей принципы китайской живописи с традицией ямато-э. К школе Каноо, пользовавшейся особыми покровительством сегунов Асикага и Токугава, относится целая плеяда блестящих художников, развивавших направление живописи Каноо из поколения в поколение. Помимо монохромной живописи тушью художники этой школы разработали целое направление декоративной и изысканной полихромией живописи. Расписанные ими ширмы, веера и настенные панно стали лицом японского изобразительного искусства конца XVI в. (период Адзути-Момояма). Например, Каноо Эйтоку (1543—1590) был дизайнером роскошных интерьеров грандиозного замка Адзути, резиденции Ода Нобунага, а позже — дворца Дзюракудай, возведенного по приказу Тоётоми Хидэёси в Киото как императорскую резиденцию. К сожалению, оба этих великолепных сооружения просуществовали не более десяти лет и были уничтожены в результате военных конфликтов. Эйтоку был первым японским живописцем, использовавшим золотую фольгу как основу для больших композиций настенной живописи. Его последователи (Кано Санраку и Каноо Танюу) утвердили себя как ведущие живописцы при дворе сегунов Токугава. К важнейшим школам японской живописи эпохи Эдо относят школы Тоса и Римпа, специализировавшиеся в стиле ямато-э. Школа Тоса, находившаяся под патронажем императорского двора, процветала с начала XV по конец XIX в. В основе сюжетов, предпочитавшихся художниками этой школы, были классические произведения японской придворной литературы, главным образом — «Повесть о Гэндзи». Для стиля Тоса характерны изысканная, деликатная линия, богатая палитра, тщательная прорисовка деталей и плоская декоративная композиция. Школа Римпа возникла в 1600 г. Ее основоположниками считаются Таварая Соотацу (ум. в 1643 г.) и Хонами Кооэцу (1553—1637), а самым выдающимся мастером признают Огата Коорин (1656—1716), чьи работы вдохновляли не только японских художников, но и западных: так, популярный в Европе в конце XIX — начале XX вв. стиль «арт-нуво» («модерн») во многом обязан достижениям художникам школы Римпа, которые прославились изысканным декоративным дизайном своих композиций, представляя классические сюжеты и декоративные мотивы в новой, необычной трактовке. В эпоху Эдо процветали также и другие направления живописи: школы — Маруяма-Сидзэёо, Акита, Итоо и др. Было популярно также направление намбан — буквально «южный варвар» — так японцы называли европейцев. Художники, работавшие в стиле намбан, подражали западной живописи, по-своему использовали западные сюжеты и пытались использовать законы перспективы.
 
Нашла такие замечательные яркие картины!!! Не могу не поделиться :)
Художник - Rakuzan, а вот какой век не скажу, не знаю :o
3796.jpg
3798.jpg

3795.jpg
3797.jpg

3800.jpg
3799.jpg
 
обожаю японскую гравюру=) давно хотел повесить подобную катинку на стену=)
сайты:
http://jpoetry.h1.ru/picturies.php?lang=Russian - очень красивое оформление) но гравюры только три:(
http://www.museum.ru/CPIK_katalog_CD-ROM/cd.asp?UID=436 - и здесь три штуки=)
http://www.pr-impact.ru/jtigal.html - красивые гравюры
http://www.yamato.ru/photos/viz13.html - очень много гравюр=)
 
Узнала недавно, что японская гравюра в том числе повлияла на импрессионистов. Удивительно.
 
Asia Amarga, еще как повлияла! У многих импрессионистов есть копии с японских гравюр, или вариации на тему ;)
 
Ой, я не знаю ссылки. Знаю фамилии - Ван Гог и Мане сто пудов кое-что срисовали. Если найду ссылки - прикреплю ;)
 
Прикрепи, пожалуйста. И, если можно, - хотя бы на кусочек твоей базы ссылку... :)
 
С поиском картин, надеюсь, поможет Ина :)
А я только слова могу добавить.
Японские товары а Европе появились в 1853 году. На выставке а Париже японское изобразительное искусство произвело сенсацию!
Японией заболели Феликс Бракмон, Дега, Мане, Моне, Уистлер, Фантен-Латур, Ван Гог, Анри Ривьер и т.д.
Анри Ривьер в подражание Хокусаю написал "36 видов Эйфелевой башни"
Ван Гог был сражен искусством Андо Хиросигэ. Он рисовал масляные копии его картин.В картинах импрессионистов часто встречается японская символика - веера, кимоно, ширмы. Они также заимствовали у японской гравюры стилистические приемы и пластические решения:локальность и чистоту цвета, плоскостность, подчеркивание контуром, спонтанность ракурсов, изогнутость линий, асимметрию. Были переняты также и темы, сегодня ставшие обычными, а тогда носившие скандальный характер: жизнь проституток, женщина за туалетом, театр, ежедневная жизнь горожан.
Влиянием Японии можно считать появление в творчестве Клода Моне серий картин "Японский мостик" и "Нимфеи", а также цикл картин "Гора Сен-Виктуар", принадлежащая кисти Сезанна.
Помимо импрессионистов японское искусство повлияло и на эстетику символизма и модерна.

Может, я преувеличиваю, но вам не кажется, что эта гравюра могла "вдохновить" творчество Климта?
4281.jpg


И вот эта картина мне кое-что напоминает...
4282.jpg
 
Японская гравюра имела очень большое влияние на творчество импрессионистов и постимпрессионистов (кроме Сезанна). Особенно заметно в картинах Ван Гога.
 
Где-то слышала, что под влиянием японской гравюры в импрессионистской живописи исчезла прямая перспектива, появились картины, на которых нельзя было разделить фон и изображение на фоне, и стали появляться "отсеченные" фигуры - как в случайном кадре.
 
Главное, что взяли импрессионисты - декоративность, чистые сочные цвета, плоскостной подход, но это уже больше постимпрессионисты
 
А я очень интересуюсь Японией вообще и японской гравюрой тоже, конечно :)
 
Назад
Сверху