• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

История стрелкового оружия: луки и арбалеты

  • Автор темы Автор темы NADYN
  • Дата начала Дата начала

NADYN

Модератор
Не решилась я пока создать две отдельных темы по лукам и арбалетам:) А здесь все же начну с арбалетов :)

Первые сведения о предках современных арбалетов дошли до нас из Китая и по времени они относятся к середине первого тысячелетия до нашей эры. В отличие от своих европейских братьев, в основной массе отличавшихся неказистым дизайном, те образцы китайских арбалетов, что дожили до наших дней несут на себе печать некой законченности и четкости конструкции. Вместе с тем нельзя не отметить, что развитие арбалетов в Европе не взяло свое начало из Китая, т.к. конструкции замков абсолютно различны да и по параметрам китайские образцы отличались от европейских.
Ложа китайского арбалета в среднем была порядка 750-850 мм, луковища использовались составные, наибольшим распространением пользовались луки на основе бамбука, средняя их длинна кол****ась в пределах 750-1200 мм, Удивляет то, что несмотря на большое усилие натяжения (в некоторых образцах оно достигало 360 кг) натяжные устройства как таковые отсутствовали и арбалетчику приходилось лежа на спине действовать одновременно руками и ногами взводя свое оружие. Но наиболее примечательной деталью является спусковой механизм, который состоял всего из трех деталей поражает своей цельностью и продуманностью.
Европейцы же познакомились с арбалетами в Греции, где-то в 5-6 веке нашей эры, но уже приблизительно в 10 веке арбалет снова вызывал удивление и страх у крестоносцев во время первого крестового похода (впрочем, имеется и диаметрально противоположное мнение), и только в 12 веке он получил широкое распространение, особенно в Англии и Франции.(Здесь будет уместно заметить, что на Руси арбалеты получили распространение раньше - в 10-11 веке, о чем свидетельствует летопись Радзiвiла датированная 1159).
В 949 году во время осады города Санлиса совместными силами короля франков Людовика IV и германского короля Оттона I, осаждавшие сильно пострадали от обстрела городскими арбалетчиками. Эти сведения записаны современником, монахом Рихером из Реймса в его "Четырех книгах историй", книга II, глава 92. Позднейшие искажения исключены, так как источник дошел до нас в авторском черновике. Для обозначения арбалета употреблен латинский термин arcoballista. Именно этот термин употребляет Вегеций для обозначения арбалета, сравните:
были трагулярии, которые направляли свои стрелы при помощи ручных баллист (manuballista) или луков-баллист (arcoballista)." (Флавий Вегеций Ренат, "Краткое изложение военного дела", книга II, глава 15.)
Ручная баллиста действовала по другому принципу, использовала силу скрученных ремней, а не упругость лука. Насколько мне известно, это упоминание Рихера об арбалете - первое в средневковой хронике.
Еще один интересный факт: В городе Херсонесе (ныне - Севастополь) в течение нескольких веков (минимум с III века н.э. до минимум X века н.э.) существовал знаменитый отряд "баллистариев", который был главный военным козырем городского гарнизона. Очевидно, речь также идет об арбалетчиках, но чем они были вооружены: ручными баллистами или арбалетами - непонятно. (Константин Багрянородный, "Об управлении империей", глава 53)
Появление арбалета по своему значению может посоперничать с изобретением лука. В те времена техника стрельбы из лука предполагала спускать тетиву от уха, а не от носа, как это делается сейчас, в связи с чем целиться в цель, в нашем понимании данного процесса, было по сути дела невозможно и для того что бы действительно научиться не просто стрелять но и попадать необходимо было регулярно и подолгу тренироваться начиная с детства, вырабатывая в себе особое "чутье", что бы пускать стрелу практически навскидку, а к совершеннолетию выпускать в минуту до десятка стрел на расстояние порядка 200 шагов(это справедливо для европейских лучников, в частности англичан, почти повсеместно использующих простые луки, что же касается восточных народов, применявших т.н. скифский(составной) лук, то там нередки были случаи когда опытный лучник посылал стрелы более чем на 600 метров а то и далее), естественно, услуги таких стрелков обходились недешево.
Но с появлением арбалета любой человек, обладая лишь элементарными навыками стрельбы мог соревноваться в меткости с профессиональным лучником, а по поражающему действию стрелы и превзойти его (так по некоторым данным болт на расстоянии 150 метров поражал латника, и мог сбить всадника с коня на расстоянии 200 метров).
С этого момента лучники перестали быть отдельной, высокооплачиваемой кастой, и их серьезно потеснили быстро растущие отряды арбалетчиков. Благодаря своей доступности, арбалет еще долгое время считался "низким" оружием, недостойным благородного рыцаря а Второй Латеранский Собор в 1139 году запретил использование арбалетов против христиан как смертоносное оружие и разрешил применять их исключительно против неверных. Но уже около 1190 года арбалеты применялись в войсках Ричарда I Английского и Филиппа-Августа Французского, вследствие чего папа Иннокентий III возродил запрет Собора, что, впрочем, не дало особых результатов. Горожане с удовольствием применяли арбалеты в схватках с рыцарством, в германских и нидерландских городах создавались гильдии арбалетчиков под покровительством св. Себастьяна, св. Морица и других. Командующий арбалетчиками во Франции получил титул "Гроссмейстер арбалетчиков" и позднее был приравнен к маршалам французского королевства.
О распространенности арбалетов можно так же судить по тому факту, что указом Карла VII предписывалось специально сажать тисовое дерево как сырье для изготовления арбалетных луков (справедливости ради стоит заметить, что тис также широко использовался для изготовления традиционных луков)
26 августа 1346 года близ местечка Креси между французскими и английскими войсками происходит сражение которое вознесло на вершину славы английских лучников и низвергло в пучину позора арбалетчиков-генуэзцев. Десятитысячное английское войско в составе которого было 5500 лучников расположилось на холме, 30-ти тысячное войско французов стояло в низине, навстречу англичанам вышло порядка 6000 генуэзцев вооруженных арбалетами и мечами, их первый залп, произведенный с расстояния ~140 метров практически пропал впустую, большинство стрел не долетели до цели, зато ответный залп лучников, выпустивших за минуту порядка 50 000 стрел был воистину сокрушительным. К исходу битвы потери французской армии составили порядка 12 тысяч человек, англичане же потеряли всего около 100 человек.
24 августа 1382 года хан Золотой Орды осадил столицу Московского княжества. Во время осады к стенам крепости однажды подъехал всадник в богатых одеждах, тут же начавший поносить защитников Москвы, все попытки поразить его из лука оказались тщетны, враг был на расстоянии 200 метров от стены, наконец, один из горожан, суконщик по имени Адам, выбрался с самострелом на башню над Фроловскими воротами - арбалетный болт, пробив кольчугу, замертво свалил нахала, оказавшегося, к тому же, сыном ордынского хана.
Согласно первому источнику ТТХ арбалетов описываются следующим образом: прицельная дальность арбалета до 60 метров, дальность полета стрелы порядка 300 м. Второй же источник приводит другие цифры: на дальности до 150 шагов поражались "легкобронированные" цели, а поражение живой силы противника обеспечивалось на дальностях до 650 шагов.
То, что в уничтожении генуэзцев виноваты тактические просчеты командования, ясно с первого взгляда, равно как и то, что лучники идеально подходят для "коврового стрелометания" обеспечивая крайне высокую, по тем временам, плотность огня. В то же время видится оправданным использование арбалета в качестве орудия для производства точного выстрела с большой поражающей способностью, чему способствует статичность конструкции, прицельные приспособления и отсутствие нагрузки по удержанию тетивы, что дает возможность стрелку сосредоточиться на прицеливании.
Вскоре началось бурное развитие и совершенствование арбалетов, золотой век которого пришелся на XV-XVI ст.
Вместе с совершенствованием самой конструкции арбалета появлялись, также и новые типы конструкций. Так если на ранних системах спускового механизма орех не крепился, удерживаясь лишь за счет формы отверстия то позже(середина XVв.) его стали крепить посредством ремней проходящих через ось ореха и охватывающих ложе а вскоре пришло время и для жесткой оси вделанной в ложу, кстати где то в 1500 году благодаря указу императора Максимилиана I, который чуть не погиб на охоте от неожиданного спуска стрелы было разработано простейшее предохранительное устройство предотвращавшее случайный спуск стрелы. В XIV веке появилось первое натяжное устройство - натяжной крюк, который крепился к поясу арбалетчика, для натяжения стрелы нога упиралась в стремя, стрелок приседал зацеплял тетиву за крюк и выпрямляясь натягивал стрелу, развитием идеи рычажной натяжки явилась т.н. "козья нога" .
Английский ворот равно как и немецкий появились только к концу XIV века. Около 1530 года в Италии появились маленькие арбалеты которые можно было носить под одеждой, правительство их запретило а сенат Венеции назначил в 1542 году большой штраф за использование подобных видов оружия но это не убавило им популярности особенно среди горожан. Что касается отличий в конструкциях самих арбалетов то здесь было все до чего только могли додуматься пытливые умы средневековья. Так, например, у немецких арбалетов не было паза под болт и за орехом крепился специальный зажим, типа пластинчатой пружины который удерживал стрелу, на некоторых моделях зажим делался поворотным, что бы его можно было свернуть в сторону при натяжении лука. В Испании были изобретены баллестры - арбалеты с длинной тонкой ложей, в Италии же появились шнепперы которые отличались от баллестров изогнутой, между спуском и луком, ложей.
Появились модификации для стрельбы глиняными или металлическими пулями, тогда же были использованы первые прицельные приспособления. Конец XVI века ознаменовался появлением арбалетов комбинированных с огнестрельным оружием.
После этого еще некоторое время арбалет оставался одним из средств добычи дичи у охотников благодаря своей бесшумности но в связи с постепенным совершенствованием огнестрельного оружия каковое вылилось в повышении дальности и кучности стрельбы бесшумностью стали пренебрегать, хотя еще в начале нашего века промысловики Сибири оставляли на звериных тропах натянутые тросики с подведенным к ним конструктивным подобием самострела.
Во время Второй Мировой Войны были случаи использования арбалетов партизанами, что, впрочем, объяснялось нехваткой огнестрельного оружия.
В послевоенное дни в снова стали проводить состязания арбалетчиков, упоминания о которых до нас дошли еще с 15 века, кроме того возобновилась и охота с арбалетом. В настоящее время арбалет используется рядом спецслужб, в основном как бесшумное средство доставки для заброса веревок, установки подслушивающих устройств и пр.

[ADDED=NADYN]1103159526[/ADDED]
А вообще более подробно можно прочитать на этом сайте
 
Меня интересуют кольца. Насколько я знаю, китайские лучники надевали на большой палец руки нефритовые кольца, чтобы было легче натягивать тетиву. Может, кто-то может рассказать подробнее?
 
Shel, сижу и думаю, что значит легче? С меньшими физическими усилиями? Врядли, т.к. кольцо никак не может создавать рычага.
 
Доктор Имаго, честно говоря, не знаю, но подобные кольца имеются, например, насколько мне известно, в том же Британском музее.
 
Кольца использовались также и в Древней Руси. Но распространились не повсеместно, а только в некоторых районах, т.к. всё-таки русичи считали, что это снижает точность выстрела.
 
Доктор Имаго, они предназначались для того, чтобы бы при растяжении тетивы с определенной силой уменьшить негативное влияние на кожу верхних конечностей ))))

типа бухие мы тут извиняйте)))
по умному не можем.....
в голову ничего не приходит друггого....

[added=Финэдель]1104587638[/added]
Пы.Сы. С новым годом, михеевцы)))))))))
 
Доктор Имаго, да, статьи интересные. Картинки тоже:D
По поводу луков. Во время Столетней воны в битвах при Креси (1346) и при Пуатье (1356) англичанам удалось одержать победу именно благодаря пешим лучникам, тогда как французы делали упор на рыцарскую конницу.
 
NADYN, ну, меткость аглицких лучников – это притча во языцах: баллады о Робине Гуде, по сути, легенды о том, как круто англичане умеют стрелять.
 
Доктор Имаго,
баллады о Робине Гуде, по сути, легенды о том, как круто англичане умеют стрелять.
У легендарного цикла о Робин Гуде слишком много составляющих, каждая из которых достойна отдельного внимания, чтобы упростить все до луков:D С другой стороны, лучник Робин Гуд как содин из символов Англии несколько уступает, например, Вильгельм Телль для швейцарцев:D
 
лучник Робин Гуд как содин из символов Англии несколько уступает, например, Вильгельм Телль для швейцарцев
NADYN, ну, тут можно вспомнить и легенды про наших сибирских охотников, попадающих белке в глаз...
 
Доктор Имаго,
ну, тут можно вспомнить и легенды про наших сибирских охотников, попадающих белке в глаз...
А они у нас введены в ранг официального идеологического символа?
Кстати, вы не забывайте вопросы символики, так как лук и стрелы фигурируют и в мифологии;)

Кстати, вот немного о луках из книги Кардини.

В чем причина неиспользования либо весьма ограниченного использования лука германцами, затормозившая совершенствование этого вида оружия на Западе? Скажем сразу, и на Востоке, где лук был обычным оружием, наблюдалось то же самое. Например, лангобардские и франкские источники, описывающие вооружение воина, упоминают лук. Однако на Западе сражение обычно носило характер поединка с применением копья и меча. Весьма вероятно, что постепенное сокращение числа войн в романо-варварских королевствах с участием всех имевшихся в наличии свободных людей и в конечном итоге замена народного ополчения профессиональной военной элитой в эпоху феодализма приостановили усовершенствование лука, который, хотя бы в силу своей невысокой стоимости, относился к разряду народного, крестьянского оружия. Одновременно утяжеление оборонительного оружия также сводило на нет пробивную силу стрелы. Быть может, у германцев, привыкших к поединкам, выработалось отчасти презрительное отношение к луку. Такое же отношение к луку получило распространение и в золотую эпоху рыцарства.
Известно, что лангобарды не любили применять лук. Это особенно показательно, если вспомнить, что среди «белокурых народов» они более других восприняли обычаи степи. Кроме того, лангобарды имели наиболее частые контакты с византийской армией, будучи то ее союзниками, то наемниками, а то и врагами,— достаточно взглянуть на Италию, где на протяжении нескольких десятилетий они сражались бок о бок с восточными римлянами против готов, а затем уже в качестве захватчиков против своих же бывших союзников. Псевдо-Маврикий писал как раз в те годы, когда на Италийском полуострове именно лангобарды представляли для византийцев главную опасность.
В этой связи следует отметить: быть может, противоречие между различными лангобардскими источниками только кажущееся. Законы Айстульфа предусматривали использование боевого лука. Однако иконографические и археологические источники показывали воинов, вооруженных круглым щитом, шлемом, копьем и коротким мечом. Лук вообще отсутствовал. Разрешить проблему можно, если принять во внимание не только хронологическое, но и типологическое несоответствие этих источников. Иконографические и археологические источники (в основном находки из захоронений) имеют ярко выраженный культовый характер. Отсутствие лука может означать, что это оружие не было в чести и считалось недостойным украшать память воина, что, однако, отнюдь не исключает его применения на практике. Необходимо также учитывать, что законы Айстульфа были обращены к малоимущим слоям населения, для которых боевой лук являлся доступным благодаря низкой стоимости. Быть может, законы фиксировали не практику применения лука, а отражали намерение законодателя ввести это оружие в обиход, правда неизвестно, насколько успешно.
Не следует забывать, что Запад в VIII в. обеспокоен аварской угрозой. Авары усвоили урок туранских народов и стали народом лучников. «Туранский» боевой лук, как можно предположить, был особенно тяжелым и дальнобойным видом стрелкового оружия. Аварское влияние, с особой отчетливостью заметное в военном искусстве Византии начиная со второй половины VI в., очевидно, дало о себе знать на Западе несколько позднее и распространялось по направлениям аварских набегов. Логично предположить, что каролингские рыцари в момент франко-аварских войн (конец VIII — начало IX в.) также имели на вооружении боевой лук. Ведь им нужно было давать отпор народу лучников. Само собой разумеется, что лук, в особенности тяжелый, требующий немалой физической силы и двух ничем не занятых рук, был мало подходящим оружием для закованных в броню рыцарей. Однобокое развитие кавалерии на Западе неизбежно вело к небрежению боевым луком.
В данном же случае нас интересует прежде всего распространение конного боя среди «белокурых народов», переселившихся на Запад. Симптоматично, что среди германцев позже других усвоили кавалерийское сражение франки и саксы, которые не только были западными германцами («лесными германцами», не привыкшими к лошади), но и вели оседлый образ жизни вплоть до середины VIII в. в местах, достаточно защищенных от новых варварских набегов.
В течение продолжительного времени кавалерия и пехота не были дифференцированы в такой мере, как в более позднюю эпоху. Нам уже приходилось говорить о религиозно-символической роли лошади у германцев, являвшейся скорее знаком харизматических и командных функций, чем средством ведения боя. К тому же высокая стоимость лошади приводила к положению, при котором мало кто мог позволить себе ее приобрести. Лошадь применялась чаще для парадов, чем для войны. Обычай передвигаться верхом и сходить с боевого коня во время сражения объяснялся не только тактическими и техническими соображениями, но и элементарными экономическими обстоятельствами. Считалось нецелесообразным рисковать жизнью столь благородного и дорогого животного. Если не принимать в расчет большую длину и прочность копья конного воина, оружие и в кавалерии и в пехоте было, по сути дела, одним и тем же. Различие между тяжелой и легкой кавалерией, обнаруживаемое в регулярных и дисциплинированных византийских войсках, гораздо менее выражено в романо-германском мире, где было принято вооружаться полностью за свой собственный счет, а какие-либо государственные субсидии на вооружение отсутствовали. Поэтому самые дорогие предметы экипировки (например, кольчуга) были достоянием немногих. Конный воин, а точнее, воин, имевший коня, но отнюдь не всегда применявший его по назначению, по-разному выглядел у разных народов и у разных слоев одного и того же народа. Он относительно легко вооружен. От воинов легкой византийской кавалерии западный конный воин отличался прежде всего тем, что, как правило, у него не было боевого лука.
 
А они у нас введены в ранг официального идеологического символа?
NADYN, конечно же нет, но и Робин Гуд не есть официальный символ Англии.
Кстати, о Кардини: ели лук не пользовался популярностью в Европе, то англичане что, рыжие что ли?
 
Доктор Имаго,
конечно же нет, но и Робин Гуд не есть официальный символ Англии.
Вообще-то я говорила о символизме фигуры Вильгельма Телля, сбившего стрелой яблоко с головы собственного сына и убившего опять же выстрелом из лука фогта Геслера для швейцарцев.
Кстати, о Кардини: ели лук не пользовался популярностью в Европе, то англичане что, рыжие что ли?
Англичане в период, описываемый Кардини, действительно несколько выпадали из общего фона развития Западной Европы.
 
Назад
Сверху