• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

История Польши

  • Автор темы Автор темы Shel
  • Дата начала Дата начала

Shel

Гуру
Речь Посполитая - государство, образованное в результате заключения Люблинской унии в 1569 году, объединившее тогдашнюю польскую Корону и Великое Княжество Литовское (ВКЛ). Перестало существовать после трёх разделов между Российской Империей, Австрией, Пруссией, последний из которых был в 1795 году. Интересно, что вы знаете об этом государстве?
Если кому-то интересно, могу более подробно рассказать о каком-то периоде, например, о создании, разделах, укладе и т.д. :)
 
А по-моему это не Речь Посполитая, а Ржечь?
Может я и ошибаюсь...
 
Igrushka, на русский переводят как "Речь", а на польском это звучит как Rzeczpospolita
 
Ок, пусть обсуждение Кревской унии, ставшей одним из этапов к объединению ВКЛ и Польши, будет в теме о ВКЛ:)
С Речью Посполитой помимо политической событийной истории интересны еще несколько моментов:
1.Особое положение дворянства, имеющего колоссальнейшие привилегии.
2.Религиозный вопрос, который, впрочем не стоял остро до появления на территории Речи Посполитой иезуитов. Но церковь - вторая политическая сила Речи Посполитой, наряду с дворянством.
3.Система приглашения короля со стороны. Наиболее любопытные приглашенные королевские особы - Генрих Валуа, сбежавший из страны, прихватив с собой королевские драгоценности из казны, и Стефан Баторий - талантливый политик и полководец. Как известно, шли и переговоры с Иваном Грозным, но обе стороны не смогли договориться.

[ADDED=NADYN]1103068601[/ADDED]
Из источников.
1. Михалон Литвин, "О нравах татар, литовцев и москвитян"
2.Станислав Пиатровский, "Дневник Последнего похода Стефана Батория на Россию".
Дневник последнего похода Батория и осады Пскова с июля 1581 по 1582 год был веден, как можно заключить по разным указаниям, одним из секретарей королевской канцелярии ксендзом Станиславом Пиотровским по поручению коронного маршала Андрея Опалинского. Пиотровский посылал своему патрону не только письма с дневником, но и копии с различных документов. Всех писем 8; они озаглавлены: "письма к маршалу королевства от одного из его друзей при дворе".
3."Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков".

Повесть была написана по горячим следам событий, в 80-е гг.XVI в., жителем города Пскова, иконописцем Василием. Непосредственность впечатлений, точность и полнота знаний обо всем, что происходило в Пскове, свидетельствуют, что Василий был очевидцем и участником событий.
4. Из законодательных источников я бы отметила Кардинальные права 1768 года и Конституцию 1791 года.

С текстами источников можно ознакомиться здесь
 
NADYN, а как же статуты 1529, 1566 и 1588? Особенно последний, гордость правовой мысли, использовавшийся даже после раздела Речи Посполитой, бывший одним из источников законодательных актов России и Польши?
Михалон Литвин, кстати, известен ещё и как замечательный юрист. ;)
Религиозный вопрос стоял остро всегда. И очень часто являелся не только источником междуусобицы, но и непонимания. Дворянство было католическим в основном, а народ православным, позднее униатами.
Конституция 3 мая 1791 года содержала немало демократических идей, однако фактически она так и не вступила в силу. Иногда высказывается мысль, что именно декларация её, а не фактическое исполнение, было причиной, что Речь Посполитая так и не смогла выйти из кризиса. Кстати, она была принята незаконно, поскольку приняли её только третью Сейма.
Привилегии к дворянству пошли из Польши, кстати, это и было одной из причин, почему союзное государство было образовано с ней, а не с Россией. Наиболее ценными считались "liberum veto" и 'pacta conventa" - право любого дворянина наложить вето на решение сейма и право создавать вооружённые конфедерации для защиты своих вольностей.
 
Shel, в первую очередь я отмечала те источники, тексты которых я готова предоставить, чтобы не быть голословной:) А отмеченные тобой статуты, разумеется, очень интересные и важные источники. О них стоит говорить и в связи с привилегиями дворянства и духовенства.
О религиозном вопросе. Межконфессиональные противоречия обострились в XVI веке. Но до этого шел курс на веротерпимость. Тем более дворянство боролось за права и земли с католическим духовенством.
Конституция 3 мая 1791 г., официально именовавшаяся “Правительственным законом”, была принята Чрезвычайным сеймом Польши, начавшим свою работу в 1788 году и вошедшим в историю польского государства под названием четырехлетнего конфедеративного сейма. Принятие новой Конституции явилось победой так называемой “патриотической партии”, объединявшей в своем составе сторонников реформ государственного управления.
Первые два года работы сейма никаких ощутимых результатов не дали и проходили под знаком преимущества сторонников старошляхетской партии. Однако к истечению срока полномочий сейма (Сейм созывался сроком на 2 года) “патриотической партии” удалось, с одной стороны, добиться продления его полномочий еще на два года и, с другой стороны, увеличить состав посольской палаты в 2 раза путем проведения ее довыборов. Ранее “патриотической партии” удалось добиться превращения сейма из ординарного (Ординарные сеймы действовали на основе принципа liberum veto, то есть принимали решения при наличии абсолютного единогласия) в конфедеративный, то есть в сейм, на котором все решения принимались большинством голосов.
В результате проведенных довыборов удалось соотношение сил в сейме изменить в пользу группировки “патриотической партии”, и уже в начале 1791 года сеймом были приняты два важных закона — закон о реорганизации сеймиков (март 1791 г.) и закон о городах и о положении мещан (апрель 1791 г.).
Одновременно с этим в кругу доверенных лиц на собраниях у маршала сейма происходило составление проекта новой Конституции.
3 мая 1791 г. подготовленный проект Конституции был принят сеймом с упрощенной процедурой. День утверждения Конституции был назначен по инициативе “патриотов”, воспользовавшихся тем, что в этот период большинство участников оппозиции отсутствовало на заседании сейма, находясь еще на каникулах. Это вызвало протесты со стороны реакционного лагеря, но через 2 дня под давлением шляхты и мещанства новая конституция официально была объявлена “Правительственным законом”, и, кроме того, сейм особым законом установил, что все выступления и протесты против Конституции не имеют никакой силы.
Несмотря на ограниченный характер новой Конституции, она являлась значительным шагом вперед в законодательстве польского государства.
Во-первых, Конституция установила единые органы государственной власти и управления для всей территории страны.
Во-вторых, в основу Конституции был положен буржуазный принцип разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная), а также были провозглашены так называемые “гражданские свободы”, по существу подтверждавшие привилегированное [положение магнатов, шляхты и духовенства и предусматривавшие некоторые льготы для зажиточной части мещанства.
Небезынтересно отметить, что польская Конституция 3 мая 1791 г. была вторым в мире конституционным законом такого вида после Конституции США 1788 года.

Ну на то, что Конституция не вступила в силу, повлияли события внешнеполитические:)
 
Несмотря на столь короткий промежуток, Речь Посполитая была всё же особым государством, по сути своей уникальным. Например, её часто, особенно характеризуя последние десятилетия, называют шляхетской (олигархической) республикой.
Что же касается Четырёхлетнего Сейма, фактически получилось, что выборы в новый были проведены, а старый не был распущен, и действовали они вместе, общим собранием.
Что же касается веротерпимости, обычно это было периодами, при каком-то отдельном князе (короле). О попытке уладить эти разногласия свидетельствует церковная уния 1596 года, которая, к сожалению, породила ещё большый всплеск нетерпимости и насилия. :(
 
В то же время религиозный вопрос не стоял особенно остро до правления Стефана Батория, который и открыл доступ в Польшу для иезуитов. Иезуиты в своей деятельности опирались на польскую шляхту как раз ввиду ее особого положения. Ведь король Речи Посполитой - фактически просто выбранный пожизненный чиновник. Конечно были монархи, способные управляться с шляхтой железной рукой (как тот же Стефан). Фактически Брестская уния 1596 года закрепила положение, сложившаяся во время правления Стефана Батория и Сигизмунда III.
А до этого стоит вспомнить, что Речь Посполитая стала одной из стран, куда стекалось еврейское население, гуситы, кальвинисты и пр. протестанты, находившие здесь прибежище от религиозных войн в Западной Европе. Поэтому свести религиозный вопрос к католичеству и православию - значит упростить его.
Кстати, дворянство имело особое положение и в Польском королевстве еще до заключения Люблинской унии. Но стоит также учитывать и сильное расслоение среди дворянства. Фактически было несколько крупнейших фамилий, которые и управляли страной. Им же пренадлежали крупнейшие земельные территории и даже города.
А еще стоит вспомнить о Петековских статутах, которые связывают со вторым изданием крепостничества.
 
NADYN, не стала бы так однозначно оценивать Брестскую унию. Например, на момент её заключения постулировалось, что проповедь будет вестись на местном языке и переход будет сугубо добровольным. Однако этому как-то противоречат проповеди на польском на территории ВКЛ и деятельность священников. Особенно прославился Иософат Кунцевич, велевший разрушать могилы похороненных не по униатскому обряду.
Что же касается привилегий дворянства, за всю историю Речи Посполитой права их неуклонно расширялись.
 
Shel, по Берстской унии закарпатские области подчинялись папской курии, что свидетельствовало о некотором укреплении католицизма. Это же позволяла такую вот неодназначную деятельность католических священников. Более того, католицизм проникал в культуру и ментальность, причем в основном, это происходило и мирным путем.
Также создавались области, заселенные униатами.Не менялась обрядовая сторона православного христинатсва, но основным посредником между верующими и Богом стал папа римский.
Проповеди на территории ВКЛ можно также соотнести с мессионерской деятельностью. Хотя католическое мессионерство чаще проходило огнем и мечом, чем мирным способом.
А вот ряд законов, издававшихся во второй половине XVII - начале XVIII веков был связан с запретом отхода от католицизма. У протестантов ,иудеев и православных отнималось и право строить новые церкви.
Но еще раз повторюсь, что отказ от веротерпимости был связан с правлением Стефана Батория и деятельностью иезуитов.
О правах дворянства хотелось бы заметить, что такие значительные привилегии вообще свойственны для стран Восточной Европы. Вспомнить хотя бы Чехию. Но в Польше и Речи Посполитой они были фактически абсолютизированы.
 
NADYN, Брестская уния изначально была под властью Папы Римского, поэтому тут удивляться нечему. Кстати, смотря что считать веротерпимостью. Достаточно вспомнить ещё Городельские привилегии католически дворянам 1413 года.
В принципе, не сказала бы, что и у западного дворнства было мало привилегий. ;) Но нигде они не были абсолютизированы до такой степени, как в РП, это верно. Предполагается, что соседи специально поощряли это, дабы ослабить государство.
 
Shel, просто привилегии дворянства на Западе в процессе централизации шли по нисходящей линии, а в РП, наоборот:) Россия, например, успешно играла на этом. И польский сейм использовала в своих целях вполне успешно:)

[ADDED=NADYN]1103268370[/ADDED]
А из Городельских привилегий ты имеешь ввиду статьи о праве свободно выдавать своих родственниц замуж только за католиков, назначение на новые должности только католиков и допущение к совещаниям при господаре только католиков?
Просто, разумеется, этими привилегиями отмечается только католическое дворянство, НО нет никаких мер против иноверцев.

[ADDED=NADYN]1103268441[/ADDED]
Ну и приведу фрагменты из "Курса русской истории" Ключевского, касающиеся его оценки Люблинской унии.

[ADDED=NADYN]1103268477[/ADDED]
"ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ. Политическое влияние Польши на Литву, сближая литовско-русский государственный строй с польским, в XV и первой половине XVI в. кое-как поддерживало многократно обновлявшийся новыми договорами династический союз обоих государств, то имевших отдельных государей, то соединявшихся под властью одного. В XVI в. сложилось новое сочетание обстоятельств, закрепившее польско-литовскую унию и сообщившее более единства соединенным государствам; это сочетание сопровождалось чрезвычайно важными следствиями для всей Восточной Европы и особенно для Юго-Западной Руси. Я разумею великий церковный раскол в Западной Европе XVI в., т. е. церковную реформацию. Казалось бы, какое было дело Восточной Европе до какого-то немецкого доктора Мартина Лютера, который в 1517 г. затеял какой-то спор об истинном источнике вероучения, о спасении верою и о других богословских предметах! Тем не менее этот церковный переворот на Западе не прошел бесследно и для Восточной Европы; он не коснулся ее своими прямыми нравственно-религиозными следствиями, но задел ее по отражению или как отдаленный отзвук. Известные вольнодумные движения в русском церковном обществе XVI в. имели довольно тесную связь с реформацией и поддерживались идеями, шедшими с протестантского Запада. Но я не решаюсь сказать, где реформация сильнее подействовала на международные отношения, на Западе или у нас, на Востоке. С этой стороны она является немаловажным фактом и в истории русского государства. Вообще я с большой оговоркой принимаю мысль, будто древняя Русь жила полным особняком от Западной Европы, игнорируя ее и игнорируемая ею, не оказывала на нее и не воспринимала от нее никакого влияния. Западная Европа знала древнюю Россию не лучше, чем новую. Но как и теперь, три-четыре века назад Россия, если и не понимала хода дел на Западе, как должно, то его следствия испытывала на себе иногда сильнее, чем было нужно. Так случилось и в XVI в. Чтобы упрочить династическую связь Литвы и Польши, польское правительство с духовенством во главе предприняло усиленную пропаганду католицизма среди православной Литовской Руси. Эта пропаганда особенно была напряжена при третьем Ягеллоне - Казимире около половины XV в. и тотчас вызвала сильный отпор со стороны православного населения Литвы. Благодаря тому уже в конце XV в. началось распадение Литовского княжества: православные русские и даже литовские князья начали отходить от Литвы на службу к московскому великому князю. Реформация круто изменила отношения. Протестантские учения нашли в Польше восприимчивую почву, подготовленную тесными культурными связями с Германией. Много польской молодежи училось в Виттенбергском и других немецких университетах. Три года спустя после спора в Виттенберге, в 1520 г., съехалось в Петрокове польское духовенство и запретило полякам читать немецкие протестантские сочинения: так быстро и успешно они здесь распространялись. Поддерживая духовенство, и польское правительство на Торунском съезде того же года издало постановление, грозившее конфискацией имущества и вечным изгнанием всякому, кто будет ввозить, продавать и распространять в Польше сочинения Лютера и других протестантов. Эти строгие запрещения все усиливались: через несколько лет угроза конфискацией была заменена угрозой смертной казнью. Но все это не помогало. Протестантизм овладевал польским обществом; даже киевский бискуп Пац открыто проповедовал лютеранский образ мыслей. Из Польши и других соседних стран протестантизм проникал и в Литву. Около половины XVI в. здесь в 700 католических приходах уцелела едва тысячная доля католиков; остальные прихожане перешли в протестантство. Прусский Тевтонский орден в 1525 г. отпал от римской церкви вместе со своим магистром Альбертом, который принял титул герцога. В этом ордене стали появляться переводы протестантских сочинений на литовский язык. Главным распространителем протестантизма в Литве был учившийся в северной Германии и получивший там степень доктора литвин Авраам Кульва, который потом нашел себе преемника в немецком священнике Винклере. Оба этих проповедника распространяли лютеранство. Еще успешнее прививался там кальвинизм, поддерживаемый влиятельным литовским магнатом Николаем Радзивилом Черным, двоюродным братом королевы Варвары, сначала тайной, а потом явной жены короля Сигизмунда-Августа. В начале второй половины XVI в. огромное большинство католического дворянства уже перешло в протестантизм, увлекши за собою и некоторую часть литовско-русской православной знати - Вишневецких, Ходкевичей и др. Эти успехи протестантизма и подготовили Люблинскую унию 1569 г. Протестантское влияние ослабило энергию католической пропаганды среди Литовской Руси. Последние Ягеллоны на польском престоле Сигизмунд I и Сигизмунд II Август (1506 - 1572) - были равнодушны к религиозной борьбе, завязавшейся в их соединенном государстве. Сигизмунд-Август, мягкий и праздный гуляка, воспитанный среди новых веяний, насколько ему позволяло государственное его положение, даже покровительствовал новым учениям, сам выдавал для чтения протестантские книги из своей библиотеки, в придворной церкви допускал проповеди в протестантском духе; ему было все равно при выезде из дворца в праздник, куда ехать, в костел или в кирку. Покровительствуя протестантам, он благоволил и к православным; постановление Городельского сейма, запрещавшее православным занимать государственные и общественные должности, он в 1563 г. разъяснил так, что разъяснение было равнозначительно отмене. С ослаблением католической пропаганды, которую поддерживали прежние короли, православное население Литвы перестало относиться боязливо или враждебно к польскому правительству. Этот поворот в народном настроении и сделал возможным продолжение политической унии Литвы с Польшей. Сигизмунд-Август приближался к смерти бездетным; с ним гасла династия Ягеллонов, и, следовательно, сам собою прекращался династический союз обоих государств. Пока католическая пропаганда, покровительствуемая польским правительством, действовала в Литве очень напряженно, православное литовско-русское население не хотело и думать о продлении союза. Поднимался тревожный вопрос о дальнейших отношениях Литвы к Польше. Но благодаря веротерпимости или благожелательному индифферентизму Сигизмунда-Августа православные перестали пугаться этой мысли. Противодействия продлению унии можно было ожидать только от литовских вельмож, которые боялись, что их задавит польская шляхта, рядовое дворянство, а литовско-русское дворянство именно потому и желало вечного союза с Польшей. В январе 1569 г. собрался в Люблине сейм для решения вопроса о продлении унии. Когда обнаружилось противодействие этому со стороны литовской знати, король привлек на свою сторону двух влиятельнейших магнатов Юго-Западной Руси: то были Рюрикович кн. Константин Острожский, воевода киевский, и Гедиминович кн. Александр Чарторыйский, воевода волынский. Оба этих вельможи были вождями православного русско-литовского дворянства и могли наделать королю много хлопот. Князь Острожский был могущественный удельный владелец, хотя и признавал себя подданным короля; во всяком случае он был богаче и влиятельнее последнего, располагал обширными владениями, захватывавшими чуть не всю нынешнюю Волынскую губернию и значительные части губерний Подольской и Киевской. Здесь у него было 35 городов и более 700 сел, с которых он получал дохода до 10 миллионов злотых (более 10 млн руб. на наши деньги). Эти два магната и увлекли за собой юго-западное русское дворянство, и без того тяготевшее к шляхетской Польше, а за ним последовало и литовское, что и решило вопрос об унии. На Люблинском сейме политический союз обоих государств был признан навсегда неразрывным и по пресечении династии Ягеллонов. Вместе с тем соединенное государство получило окончательное устройство. Польша и Литва соединялись как две равноправные половины единого государства, называвшиеся первая Короной, вторая Княжеством, а обе вместе получили название Речи Посполитой (respublica). Это была республикански устроенная избирательная монархия. Во главе управления становился король, избираемый общим сеймом Короны и Княжества. Законодательная власть принадлежала сейму, составлявшемуся из земских послов, т. е. депутатов шляхты, только шляхты, и сенату, состоявшему из высших светских и духовных сановников обеих частей государства. Но при общем верховном правительстве, органами которого были сейм, сенат и король, обе союзные части Речи Посполитой сохраняли отдельную администрацию, имели особых министров, особое войско и особые законы. Для истории Юго-Западной Руси всего важнее были те постановления Люблинского сейма, по которым некоторые области этой Руси, входившие в состав Литовского княжества, отходили к Короне: это были Подляхия (западная часть Гродненской губ.). Волынь и Украйна (губерния Киевская и Полтавская с частью Подольской, именно с Браславским воеводством, и с частью Черниговской). При таких обстоятельствах состоялась Люблинская уния 1569 г. Она сопровождалась чрезвычайно важными следствиями, политическими и национально-религиозными, для Юго-Западной Руси и всей Восточной Европы.

СЛЕДСТВИЯ УНИИ. Постановления Люблинского сейма были для Западной Руси завершением владычества Гедиминовичей и польского влияния, которое они там проводили. Поляки достигли, чего добивались почти 200 лет, вечного соединения своего государства с Литвой и прямого присоединения к Польше заманчивых по природным богатствам областей Юго-Западной Руси. Гедиминовичи под польским влиянием разрушили много старины в подвластной им Руси и внесли в ее строй и жизнь немало нового. Областями старой Киевской Руси правил княжеский род Рюриковичей со своими дружинами по соглашению со старшими вечевыми городами областей, имея при слабом развитии частного землевладения непрочные социальные и экономические связи с областными мирами. При Гедиминовичах этот зыбкий правительственный класс сменила оседлая аристократия крупных землевладельцев, в состав которой вошли русские и литовские князья с их боярами, а над этой аристократией с упрочением сеймовых порядков стал брать верх военный класс мелких землевладельцев, рядовое дворянство, шляхта. Старинные области, или земли Киевской Руси, тянувшие к своим старшим городам, как к политическим центрам, в Литовской Руси разбились на административные округа великокняжеских урядников, объединившиеся не местными средоточиями, а общим государственным центром. Наконец, сами старшие города областей, через свои веча представлявшие свои областные миры перед князьями, оторваны были от этих миров великокняжеской администрацией и частным землевладением, а замена вечевого строя магдебургским правом превратила их в узкосословные мещанские общества, заключенные в тесную черту городской оседлости, и лишила земского значения, участия в политической жизни страны. Господство шляхты, пожизненные, а по местам и наследственные уряды и магдебургское право - таковы три новости, принесенные в Литовскую Русь польским влиянием. Люблинская уния своими следствиями сообщила усиленное действие и четвертой новости, раньше подготовлявшейся польским влиянием, - крепостному праву".
 
Немного о Брестской унии. Взято с сайта православной направленности, но довольно верно изложена последовательность событий:
Заключение Брестской унии

В 1591 году на тайной сходке четверо епископов решили исподволь готовить присоединение православных епархий к Римо-Католической Церкви. В обстановке строгой секретности они сумели к 1594 году собрать под соответствующим актом подписи всех архиереев, за исключением епископов Гедеона Львовского и Михаила Перемышльского. Не поставив в известность ни духовенство, ни паству, они обратились к королю за содействием в путешествии в Рим для утверждения унии.

Король ликовал! Он отправил к папе епископов Ипатия Потея и Кирилла Терлецкого. 23 декабря 1595 года в большой зале папского замка происходило торжественное заседание Священной коллегии, во время которого эти двое униатов присягнули от своего имени и от лица остальных западно-русских архиереев на вечное присоединение Православной Церкви в Великом княжестве Литовском и Польше к Церкви Римской.

Митрополит Михаил Рогоза, вернувшись восвояси, назначил на 6 октября 1596 года в Бресте собор для "прислуханья и обмышливания" уже подписанной унии. К этой дате стали готовиться как униаты, так и православные, не желавшие поступаться верой предков. В назначенное время униаты и православные собрались в Бресте, но в своих местах: униаты - в кафедральном соборе, а православные, по причине закрытия по специальному указу королевских властей всех церквей в Бресте, в частном доме. Принятие унии одними и отвержение другими произошло одновременно. Король Сигизмунд III 15 октября с радостью издал свой универсал, объявлявший о том, что католическая Брестская уния находится под покровительством короля и его правительства. С этого времени открылся тяжелый крестный путь Православной Церкви в Белой Руси и прочих православных странах Великого княжества Литовского, который вел ее к унижению и полному порабощению польско-католической властью.

Уния утвердилась на Белой Руси на 243 года. Единственной православной епархией в период с 1633 по 1793 год была Могилевская (Белорусская) епархия с кафедральным центром в Могилеве-на-Днепре.

Реферат
Статья о положении религиq в РП
 
Образование польского государства традиционно относят к X веку. В связи с образованием Польши, выделяют два славянских племени - вислян и полян -, а также два центра - Краков и Гнезно. Первая историческая династия Польши - Пясты, а первый исторически известный правитель - Мешко.
 
Первая историческая династия Польши - Пясты, а первый исторически известный правитель - Мешко.
NADYN, но встречаются также упоминания и об основателе династии – Пясте, иногда даже приводятся годы правления: 840 – 860. Попытаюсь найти о нём сколь-нибудь достоверные сведения.
 
Доктор Имаго, О Мешко уже говорят, основываясь на достоверных источниках, а вот о более ранних периодах сведения черпают из легенд. Древние легенды, записанные польскими летописцами, рассказывают о царе Краке, в честь которого был назван город Краков, о царе Попеле, изгнанном за свои злодеяния. Существуют легенды и о Земовите, сыне хлебопашца Пяста, по имени которого была названа первая историческая династия.

Упоминания о Пясте — основателе династии польских князей — впервые встречаются в хронике Галла (Галл. — Кн. I. — Гл. 2). Исследователи еще не пришли к единому мнению, является ли Пяст исторической или легендарной личностью. Пястовской княжеская польская династия была названа лишь в конце XVII в. силезскими учеными.

А вот из "Великой Польской хроники":
Глава 7. Об избрании короля по имени Пяст

Когда род Помпилиуша, прозванного Хотышко, был с корнем уничтожен, знатные люди (proceres regni) королевства, прийдя в вышеупомянутый город Крушвицу, слывший в те времена среди городов лехитов наиболее сильным и красивым, начали думать об избрании будущего правителя; хотя они и желали выбрать кого-либо из сыновей отравленных князей, однако, поскольку они предлагали разных, [то] не могли прийти к общему согласию, ставя овое благосостояние выше общественной пользы. В конце концов они решили избрать кого-либо простого и скромного происхождения, однако свободно рожденного и потомка лехитов. И был им некий бедный землепашец по имени Пяст, имя его жены было Репка, и жили они в упомянутом городе Крушвице. Предполагали, что они во времена Помпилиуша, или Хотышко, гостеприимно приняли двух чужеземцев, то ли ангелов, то ли, согласно мнению некоторых, мучеников Иоанна и Павла, которых привратники вышеупомянутого правителя (principis) Хотышко отогнали от входа в его дом. Эти два чужеземца пришли в жилище Пяста во время выборов, и чудесным образом вышеупомянутого Пяста избрали королем. А именно, когда для такого количества [людей], собравшихся избрать короля, не хватило пива, и Пяст в своем жилище наварил только малость меда для себя и для своей семьи, медвяная жидкость, которая по-польски называется «мед», настолько увеличилась, что ее в изобилии хватило всем, и каждый мог пить столько, сколько хотел. Увидев это чудо, сотворенное божественной милостью, они единогласно избрали вышеупомянутого Пяста своим королем. Назывался он Пястом потому, что ростом был мал, но крепок телом и красивой наружности.

P.S. В "Хронике" есть и упоминания о более ранних легендарных правителях.
 
Назад
Сверху