• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Авторское право

favoritka

Гуру
Что есть плагиат на самом деле?
Плагиат - есть публикация под своим именем произведения, созданного другим лицом и только так.
Право автора (или факт авторства) - это личные неимущественные права автора (moral rights): право считаться автором произведения; право на имя, то есть право определять, будет ли произведение опубликовано под настоящим именем автора, под псевдонимом или же анонимно; право на защиту чести и достоинства автора и пр.
Личные неимущественные права автора не относятся к интеллектуальной собственности, хотя всюду упоминаются в том же контексте, что и привычные копирайты.
К имущественным правам относятся, в частности, право на воспроизведение и право на распространение. Т.е. это и есть copyright и обозначается знаком ©. Знак копирайта с точки зрения российского закона означает охрану именно имущественных авторских прав, а не авторских прав вообще. Что касается значка с буквой P вместо C, то он применяется для обозначения смежных прав.

(данная информация с одного сайта, к сожалению не помню с какого, автор статей об интеллектуальной собственности - Столяров А.В)
 
favoritka, чисто просвещать лучше с сылкой на закон все-таки;)

"Согласно российскому законодательству, плагиат состоит в незаконном использовании под своим именем чужого произведения (научного, литературного, музыкального) или изобретения, рационализаторского предложения (полностью или частично) без указания источника заимствования и влечет административную и уголовную ответственность. «Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав... наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет». (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 146 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 26 марта 2003 года Статья 1.)
Статья 146 - Нарушение авторских и смежных прав.
Источник.
 
Ну зачем же сразу о наказании. До наказания нужно доказать факт плагиата, а это очень и очень сложно. :)

Дословно текст 146 статьи УК РФ (последняя редакция (с 20.04.2007)
Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав

1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ, - 73) в статье 146:
в части первой слова "от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда" заменены словами "до двухсот тысяч рублей", слова "от двух до четырех" заменить словами "до восемнадцати")

2. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены:

а) пункт утратил силу с 11 декабря 2003 года - Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ.

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) в особо крупном размере;

г) лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового (абзац в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2007 года Федеральным законом от 9 апреля 2007 года N 42-ФЗ).

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере - двести пятьдесят тысяч рублей (примечание в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ).

И я не думаю, что нам нужно наказание. Наказывать мы не имеем права. Нам нужно определиться с тем, что есть плагиат.
 
favoritka, я и не говорю о наказании:) Просто я не люблю выдержки без ссылок. А вообще, это очень интересная тема. И злободневная. Я почитала эту темку, потом полазила в интернете... оказывается, наказуемо это даже и в интеренете:) Меня заинтересовала статья "Тяжелое бремя популярности или как бороться с плагиатом в Интернете", это как раз о присвоении статей, публикаций, дизайна, авторского и фирменного стиля. Возможно, кого-то заинтересует:)
 
А меня-то как это заинтересовало, особенно, как юриста. :) Что все-таки есть плагиат... Я уже перелопатила кучу противоречивой информации, пытаясь докопаться до сути. Кстати, во многих источниках говорится, что в соответствии с законом "Об авторском праве и смежных правах" (ст. 4) на идеи авторское право не распространяется. Многие трактуют это буквально. Но при этом не следует забывать, что как только мозг человека создал в процессе творчества идеальный объект, облек идею в форму (допустим, в лит. произведение с определенной сюжетной линией, героями и пр. спецификой) - начинается действие авторского права.
Но это опять же насколько это плагиат? Как правило, плагиат предполагает публикацию чужого произведения под своим именем. В данном случае идет речь о заимствовании сюжета. В общем, чем больше пытаюсь разобраться - тем больше вопросов возникает.
"Таню Гроттер" запретили к изданию в Голландии. Та же ерунда с "Кольцом тьмы" Перумова на Западе и Востоке.
 
Ну я вообще-то имела в виду плагиат вообще, без привязок к конкретным случаям, а вот к воровству форумских тем и текстов и выкладыванию их на других ресурсах.
А определение плагиата лучше всего брать в законе, а там сказано конкретно, что это кража не только полного произведения, но и части текста. Так что при желании всех, ворующих у нас посты, можно под монастырь подвести:lol: только этим вряд ли кто будет заниматься, конечно. Но хотя бы есть на что опираться. Меня порадовал прецедент.
 
Плагиатом является только присвоение авторства. Проще говоря обнародование под своим именем чужого произведения или его части. Право авторства - это право признаваться, считаться автором произведения. Оно не совпадает с правом на имя. Право авторства является закреплением и правовым отражением фактической работы автора по созданию произведения. Авторское право распространяется на любые результаты творческой деятельности, если они являются оригинальными и выражены в объективной форме.
Творческая деятельность — это деятельность человеческого мозга, котрый способен создавать только идеальные образы. Следовательно, само произведение — не материальный, а идеальный объект.
Творчество приводит к появлению объективно новых результатов, то есть таких результатов, которые ранее не были известны
Таким образом, авторское право охраняет лишь уникальные, не повторяющиеся при параллельном творчестве результаты, то есть лишь оригинальные результаты.
Опираясь на право авторства, а не на какое-либо иное правомочие, автор требует защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицом (плагиат) или если авторство приписывается другим лицам. (научные комментарии к закону об авторском праве)

Вопрос: в чем уникальность наших тем и сообщений?

Дэн Браун, которого обвиняли в очевидном плагиате, выиграл все судебные процессы.
Еще на ум пришли Пиноккио и Буратино, Волшебник страны ОЗ и Волшебник Изумрудного города. По идее - плагиат, но таковым не считается.
Акунин изпользовал рассказ Куприна "Штабс-капитан Рыбников" в книге "Алмазная колесница". И плагиатом это не считается. По мнению самого писателя:
- Такие заимствования - штука распространенная и даже освященная классической традицией. Еще Шекспир (прошу прощения за параллель) брал известные зрителю сюжеты и обрабатывал их по-своему. "Алмазная колесница" не первый мой опыт такой игры с читателем. Я впрямую цитирую Куприна, чтобы ни у кого не возникло сомнений. Если не помните текст Куприна, возьмите, перечитайте и посмотрите, как я его перевернул и что с ним сделал.

- А в плагиате не обвиняли?

- Почему же, я помню, как в начале моей беллетристической карьеры то и дело возникал какой-нибудь отчасти начитанный критик и кричал: "Смотрите, "Пелагия и белый бульдог" - это "Соборяне" Лескова. Караул, грабят!" Или "Коронация" - это "Остаток дня" Кадзуо Исигуро. Акунин думает, что никто не читал, а мы читали!" Так ты приглядись, там посвящение стоит: "К. И." А в "Белом бульдоге" - "Н. С.", то есть "Николай Семенович", в смысле, Лесков. Игра в литературные аллюзии - это отдельный пласт, предназначенный для читателей с филологическим уклоном.
(http://www.rg.ru/2005/02/11/akunin.html)

Еще пример из области музыки:
1. Перепевание мелодий "волшебной флейты" и "реквиема" Моцарта в "Пиковой Даме" Чайковского.
2. Моцарт первую часть увертюры к "Волшебной флейте" переписал у Клементи со всеми деталями, в т.ч. оркестровку.

Еще примеры "законных" плагиатов или заимствований, я уж и не знаю, как называть:
1. Эко "Остров Накануне". Вся книга состоит на сплошных цитатах. Автор просто связывает все цитаты в общий сюжет. В итоге получилось этакое "резюме" всех мало-мальски значимых произведений периода 1600-1700 гг. Там даже главы - это названия произведений авторов той эпохи. Это произведение-вызов читательской эрудиции. А ежели читатель не в курсе, где цитата, а где вымысел автора - это его, читателя и его узкого кругозора, проблемы.
2. Название фильма - "Вечное сияние чистого разума" (с Джимом Керри и Кейт Уинслет). Русский человек никогда не догонит, при чем тут это. А на самом деле, это цитата из довольно известной в Западном мире поэмы Александра Поупа:
How happy is the blameless vestal’s lot!
The world forgetting, by the world forgot.
Eternal sunshine of the spotless mind!
Each pray’r accepted, and each wish resign’d
Вторая строчка звучит примерно так: "Кто мир забывает, забыт самим миром. Вечное сияние незапятнанного воспоминаниями разума!"
Вне контекста фраза смысла не имеет. А кто знает контекст - молодец, разгадал загадку автора.
(обсуждалось http://www.mixei.ru/showpost.php?p=1444022&postcount=11)
3. Знаменитое "И на челе его высоком...", изначально принадлежало перу Пушкина, которое Лермонтов впоследствии видоизменил ему в подражание, оставив тольку одну строчку.
4. Толкиен постоянно цитирует и заимствовует из скандинавской мифологии и Библии.
(Это 4 примера Олд_Ника)
 
В ст. 19 закона "Об авторском праве" "Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения" указан ряд случаев свободного использования произведений.

Статья 19. Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения

1. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
4) воспроизведение в газетах передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
6) воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.
2. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

Все случаи касаются свободного и безвозмездного использования произведений, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования. Обычно при этом указывается и название произведения. Ст. 19 требует обязательного указания имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования. Под источником заимствования можно понимать либо название произведения (особенно если это произведение издавалось или иным образом публично использовалось многократно), либо точное указание на время и место обнародования или опубликования произведения. Таким образом, термин "источник заимствования" может быть истолкован по-разному. На практике возникают вопросы, как следует оценивать различные случаи свободного использования произведений, которые подпадают под положения отдельных подпунктов ст.19, но не содержат требуемого по Закону полного указания имени автора и источника заимствования: нарушены ли здесь и личные, и имущественные авторские права, или мы имеем дело только с нарушением личных прав? Однозначного ответа на этот вопрос Закон не дает, а потому следует дополнительно учитывать такие факторы, как объем использования, наличие или отсутствие признаков плагиата, вина пользователя, практика того или иного свободного использования. В частности, можно считать допустимым и не нарушающим законодательство использование в литературном произведении короткой цитаты типа "все прошло, как с белых яблонь дым" с указанием за ней в скобках фамилии Есенина и даже без такого указания - но тогда эта цитата должна обязательно приводиться в кавычках. В подпункте 1 упоминается о возможности свободного цитирования из произведений как в оригинале, так и в переводе. В других подпунктах специально не оговаривается возможность свободного использования произведений в переводе. Но из этого не следует делать вывод, что подп. 2 - 6 не предусматривают свободного использования произведений в переводе. Для ответа на этот вопрос необходимо определять суть и смысл того или иного случая свободного использования. В подпункте 1 говорится о двух различных способах свободного использования - о цитировании и о включении материалов в обзоры печати. Включение материалов в обзоры печати не есть цитирование. В этом отношении текст Закона следует считать неточным. Эта неточность объясняется тем, что российское законодательство следует за текстом Бернской конвенции (ст. 10). Цитирование есть включение произведения (или чаще всего его отрывка) в другое произведение. С другой стороны, обзор печати - это подборка произведений, чаще всего, это составное произведение. При отсутствии подп. 1 цитирование нарушало бы указанные в п. 2 ст. 16 авторские права на воспроизведение и распространение либо авторские права на публичное исполнение, передачу в эфир, на сообщение по кабелю. Обычно цитирование осуществляется в отношении литературных произведений, однако допускается цитирование из музыкальных произведений в музыковедческой литературе. Включение в аудиовизуальные произведения фрагментов из других аудиовизуальных произведений, если эти фрагменты выделены из общего контекста аудиовизуального произведения, следует рассматривать как цитирование, несмотря на непривычность термина "цитирование" для аудиовизуальных произведений. Вопрос о том, может ли рассматриваться как "цитата" включение произведения искусства или фотографии в коллаж, на практике, пока, не возникал. Не следует исключать, что на него может быть дан положительный ответ, если только такое действие будет признано соответствующим какой-либо цели, указанной в подп. 1. В подпункте 1 отмечается, что цитирование допускается в определенных целях. Среди них не указана цель художественного воздействия, эстетического восприятия произведения читателем, зрителем, слушателем. Следовательно, недопустимы - без согласия автора - "художественные" цитаты в музыке, изобразительном искусстве, художественной литературе. Так, если бы произведения М.Ю. Лермонтова охранялись, В. Катаев должен был бы получить согласие на включение его стихотворения в роман "Белеет парус одинокий". Однако в научно-художественной литературе свободное цитирование допустимо. Объем цитирования определяется его целью: если критикуется одна строка песни, нельзя цитировать всю песню целиком, и т.п.
 
Боже, как всего много:) А смысл-то в двух словах, насколько я поняла. То есть
Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
Все равно и для случаев свободного использования произведений получается, что надо обязательно указывать имя автора и тд:) Иначе будет - присвоение чужого труда.
 
Все, что создано интеллектуальным трудом форумчан, все что является творчеством: рисунки, аватарки, стихи, проза, фотографии, симс-мейкерство и т.п., то что оригинально - все это охраняется законом об авторском праве не только РФ, но и, например, Бернской конвенцией (Россия следует ей). Право автора принадлежит тому участнику, который это обнародовал или опубликовал на форуме. Это несомненно верно. Все это, используемое на других сайтах и не только сайтах, без указания автора, без указания ресурса с которого взято, является нарушением авторских прав. Если творческий результат (или его часть) публикуется под чужим именем - это плагиат. Т.е. просто опубликование без присвоения авторства, не есть плагиат, но есть нарушение авторского права. Если, кроме всего, из творчества форумчан кто-то извлекает материальную выгоду - это уже нарушение не только неимущественных прав автора, но и имущественных.

Понятно объяснила?

А вопрос относился к темам и сообщениям, которые не являются оригинальными и уникальными. Здесь я еще не до конца разобралась.

"Право на неопубликованную информацию"
В соответствии со ст.139 Гражданского кодекса любой владелец неопубликованной информации — как организация, так и физическое лицо — может считать эту информацию своей, препятствовать ее получению другими лицами, сам использовать эту информацию, а также извлекать выгоду из этой информации, например, путем продажи ее третьим лицам.

В ГК такая не опубликованная информация именуется "служебной и коммерческой тайной". В эти понятия входит любая информация — политическая, техническая, экономическая, секреты производства и т.п.
В судах общей юрисдикции рассматривалось несколько споров об использовании идей на телевидении. Обычно спор заявляется автором идеи который сообщил свою идею телевещательной или производящей организации, а затем обнаруживает, что его идея или материалы из его творческой заявки были использованы в телепередаче.
Возникающие при этом споры довольно сложны, они зачастую требуют экспертных оценок и заключений со стороны специалистов.
При этом применяются общие принципы авторского права и охраны неопубликованной информации. Это к слову об идеях.

Akulina написал(а):
Все равно и для случаев свободного использования произведений получается, что надо обязательно указывать имя автора и тд Иначе будет - присвоение чужого труда.

Не всегда. Весь смысл - если публикация идет под чужим именем. А этого может и не быть. Т.е. плагиат - это сложная штука и не всегда просто доказать факт присвоения. Одно дело, когда однозначно полностью произведение выдается за свое. А другое дело, когда наблюдаются аллюзии и вырывание фраз из контекста. Но, даже если нет налицо факта плагиата, может быть налицо нарушение авторского права. Кроме того цитирование должно быть обоснованным и используемый объем цитат должен быть обоснован.

Если кто-то на другом форуме пишет пост и, допустим, вставляет в пост цитату из стихотворения наших авторов (пару строк) без указания ника и ресурса откуда взято, то это нарушение авторского права. Если стихотворение полностью выдается за свое - это плагиат.
На некоторых ресурсах я встречала такое: © 2007. При использовании данного материала ссылка на сайт обязательна. Копирайт означает, что это охраняется авторским правом. Можно ввести такое на нашем форуме?
 
Есть все-таки разница между заимствованием идеи или сюжета (так как в литературе весьма распространено мнение о том, что сюжетов для книг в мире вообще существует немного) и между заимствованием части текста. И вот это заимствование доказать проще.

favoritka написал(а):
Дэн Браун, которого обвиняли в очевидном плагиате, выиграл все судебные процессы.
Дэн Браун, со сколь бы малым уважением к его персоне я не относилось, в тексте своего романа дал ссылку на книгу Беджента и Ли, так что мало кто сомневался в исходе процесса.
 
NADYN написал(а):
Есть все-таки разница между заимствованием идеи или сюжета (так как в литературе весьма распространено мнение о том, что сюжетов для книг в мире вообще существует немного) и между заимствованием части текста.

Разница есть. Если говорить русским языком, а не юридическим, то авторское право защищает произведения, которые не могут быть «случайно» повторены при вложении такого же количества труда. Т. е. если я ни разу не видела текст того или иного литературного произведения, то я никогда не напишу абсолютно такой же текст. Может получиться книга в которой совершенно случайно будет похожий или асбсолютно одинаковый сюжет, но тексты перепутать невозможно.
В начале 20 века, в России был судебный прецедент из которого вытекало, что плагиатом считается заимствование (копирование) 25 % и более произведения. К сожалению, законодательство того времени утратило силу и актуальность, а в современном нет никаких подобных конкретизирующих признаков плагиата. Каждый спор о нарушениях авторского права индивидуален и разрешается судьями с проведением разнообразных экспертиз.

В настоящее время кроме «плагиата» и «пародии», есть еще и «заимствования литературные», что означает "использование в литературном произведении художественного образа или словесного оборота из другого произведения". И на практике это считается естественным.
Главное отличие правомерного цитирования от неправомерного использования отрывков из чужих произведений — это отсутствие прямого или косвенного плагиата, отсутствие присвоения авторства.

И еще забыла про 9 статью о самом авторстве и копирайтах.
Статья 9 Закона «Возникновение авторского права. Презумпция авторства»
1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.
Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов;
латинской буквы "С" в окружности: С;
имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
года первого опубликования произведения.

2. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.
3. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Т.о.. в соответствии с п. 2 устанавливается презумпция того, что автором произведения является лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Эта презумпция действует и в отношении автора, указанного под псевдонимом. Имя автора может сопровождаться указанием на то, что это лицо является автором, например: "Автор - такой-то" или "Составил ("Разработал") - такой-то". Но обычно имя автора не сопровождается такими указаниями. Указанная презумпция легко опровержима: для этого достаточно представить другой оригинал или экземпляр произведения, на котором нет имени автора или проставлено имя другого автора.

Это о нас: Пункт 3 данной статьи относится к тем ситуациям, когда произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом. В этих случаях при осуществлении и защите авторских прав издатель вправе выступать вместо автора. При этом он не должен предоставлять доверенность от автора или договор с ним, поскольку автор пожелал сохранить свое имя в тайне. Иными словами, здесь мы имеем дело с законным представительством (п. 1 ст. 182 ГК). Норма, содержащаяся в п. 3, должна распространяться по аналогии на любые обнародованные произведения. Что касается "издателя", то под ним следует понимать любое лицо, которое впервые опубликовало произведение или обнародовало его. (для участника впервые разместившего свои работы на форуме - www.mixei.ru выполняет роль издателя). Второй и последующие "издатели" не могут пользоваться этим правом. Указанное законное представительство не действует, если автор раскроет свою личность и заявит о своем авторстве. Такое заявление не обязательно должно быть публичным: автор может просто подписать авторский договор или вступить в гражданский процесс без широкого оповещения о своем авторстве. При этом для третьих лиц издатель будет продолжать оставаться законным представителем автора. "Издатель" имеет право выступать в качестве законного представителя автора даже в том случае, когда авторство на произведение, опубликованное анонимно или под псевдонимом, становится широко известным, но самим автором не раскрыто. Иными словами, решающее правовое значение имеет норма, содержащаяся во второй фразе п. 3 ст. 9 Закона.

Ст. 9 Часть 2 п. 1 комментируемой статьи посвящена знаку охраны авторского права (часто именуется "знак копирайт" или просто "копирайт" - от английского слова "сopyright", что в переводе означает "авторское право"). Знак охраны авторского права впервые был введен в наше законодательство в связи с присоединением СССР ко Всемирной конвенции об авторском праве в 1973 году. Эта конвенция предусматривает, что, если любая страна, входящая в конвенцию, требует выполнения каких-либо формальностей для возникновения или осуществления авторских прав, то все эти формальности считаются выполненными, если на произведении стоит знак охраны авторского права. Проставление этого знака практически требовалось для обеспечения охраны произведений в США. Именно поэтому в СССР появились различные ведомственные инструкции и даже государственные стандарты, предусматривающие обязательное проставление знака охраны авторского права. Но в 1989 году в связи со вступлением США в Бернскую конвенцию, которая запрещает требовать соблюдения каких бы то ни было формальностей, законодательство США было изменено и снабжение произведения знаком охраны перестало быть обязательным условием для авторско-правовой охраны произведения в США. Таким образом, для российских произведений практически отпала опасность лишения их охраны по авторскому праву зарубежных стран в связи с отсутствием такого знака. Тем не менее некоторые ведомственные инструкции и государственные стандарты, предусматривающие обязательное проставление знака охраны авторских прав, в России продолжают действовать. Эти документы не имеют логического обоснования. Отсутствие такого знака на экземпляре произведения как российского, так и иностранного автора не лишает это произведение авторско-правовой охраны. В Законе указывается, что знак охраны авторского права может помещать на экземплярах произведения обладатель исключительных авторских прав. Эта форма сформулирована как рекомендательная: помещение такого знака - право, а не обязанность. Кроме того, из этой нормы не может быть сделан вывод о том, что обладатель неисключительных авторских прав не может пользоваться знаком охраны. Последнее часто имеет место на практике. Вообще пользование знаком охраны авторского права носит не правовой, а чисто информационный характер. Правовое значение знака охраны авторского права лишь косвенное: он свидетельствует о том, что проставившее этот знак лицо считает себя владельцем авторского права и заявляет об этом. Сам по себе знак охраны авторского права не создает каких-либо дополнительных прав. Владелец авторских прав, предоставляя другому лицу право на использование произведения, может по договору обязать его проставлять знак охраны авторского права. В подобной ситуации проставление такого знака становится обязательным. Сам знак охраны состоит из трех элементов: буквы С в окружности; имени (наименования) владельца авторского права; года первого опубликования произведения. Буква "С" первоначально означала первую букву английского слова "copyright" - авторское право; теперь этот символ потерял связь с данным словом. В качестве владельца авторских прав обычно указывается автор, реже - его наследник или правопреемник по договору. Часто в знаке охраны авторских прав фигурируют и владельцы неисключительных авторских прав. Указание на год первой публикации произведения особенно важно для произведений иностранных авторов: год первой публикации часто позволяет установить, охраняется ли произведение авторским правом в России.


Из вышеупомянутого Столярова А.В.: «Важно понимать, что имущественные авторские права предназначены для охраны результатов творческой деятельности, и только их. Авторские права не распространяются, например, на результаты научных исследований (это другая область права): хотя тексты, излагающие такие результаты, могут быть защищены авторским правом, при этом никто не может запретить кому-либо написать свой текст, излагающий те же результаты.
 
Друзья-юристы, может ли кто-нибудь чётко и внятно объяснить, какая организация занимается регистрацией авторских прав?
Допустим, сценарист хочет застолбить копирайт на свою работу, чтобы в процессе съёмок его имя не "потеряли". Куда ему идти?
 
Оладушка

Если про литературное произведение:

- обнародование произведения - осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом;

- опубликование (выпуск в свет) - выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения, фонограммы;

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Для патентов правила другие.
 
Оладушка, могу ошибаться, но... Насколько я понимаю, такого органа не существует. Автор может только принять меры к тому, чтобы было потом чем доказать авторское право на эту вещь.

То есть опубликовать произведение за какой-то датой, либо стандартный метод - прислать почтой самому себе, чтобы на почте поставили штампик с датой.

И потом, если что, с помощью этого доказывать в суде факт плагиата.

Но я не уверена, конечно.

Кстати, для некоторых видов творчества, например, логотипов, существует такая организация, но я сейчас сплю и ничего не соображаю, поэтому подробности не могу вспомнить Оо
 
Trotil написал(а):
Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.
Что-то я вообще ничего не поняла. Если один человек написал роман, а другой украл рукопись и напечатал, то как первый может доказать, что автор он, а не второй?
Проблема ведь именно в том, что обнародовать (напечатать, экранизировать) вещь может далеко не каждый. Или не сразу. Вот реальный пример, если кому интересно:
Начинающий автор отправил в известное издательство свой роман. Ему пришёл стандартный ответ, мол, вы не лишены способностей, но вещь слабая и для издания у нас не годится. Через некоторое время автор сумел найти выход на известную писательницу, показал ей несколько своих романов, в том числе, и этот. Та пришла в восторг, поговорила с издательством, автора отправили к тому же самому редактору. Теперь его активно издают, а та вещь, которую раньше сочли слабой и негодной, стала бестселлером.
Alessa написал(а):
Насколько я понимаю, такого органа не существует.
Точно существует, и люди так делают. Просто нет возмжности спросить у них, через какую именно организацию.
 
Что-то я вообще ничего не поняла. Если один человек написал роман, а другой украл рукопись и напечатал, то как первый может доказать, что автор он, а не второй?
Проблема ведь именно в том, что обнародовать (напечатать, экранизировать) вещь может далеко не каждый. Или не сразу. Вот реальный пример, если кому интересно:
Начинающий автор отправил в известное издательство свой роман. Ему пришёл стандартный ответ, мол, вы не лишены способностей, но вещь слабая и для издания у нас не годится. Через некоторое время автор сумел найти выход на известную писательницу, показал ей несколько своих романов, в том числе, и этот. Та пришла в восторг, поговорила с издательством, автора отправили к тому же самому редактору. Теперь его активно издают, а та вещь, которую раньше сочли слабой и негодной, стала бестселлером.

Точно существует, и люди так делают. Просто нет возмжности спросить у них, через какую именно организацию.
Уважаемая Оладушка!
Позвольте все же вклиниться в Ваш разговор юристу. ;)
Ответ на Ваш вопрос кроется в ст.1259 Гражданского кодекса(ГК) РФ (часть четвертая).
А что касается регистрации сценария, то здесь применяется п.4 вышеуказанной статьи. Гос. регистрации подлежат программы ЭВМ
и баз данных, лишь по желанию правообладателя. Чтобы разобраться с этим аспектом в целом, рекомендую проштудировать главу 70 ГК РФ (часть 4).
 
Точно существует, и люди так делают.
Ой, тогда скажешь, как узнаешь, ладно? Очень любопытно.

denlord, Оладушка не спрашивала номера статей, она спрашивала название организации ;)
 
Есть такая организация Российское авторское общество.

ПОМОЩЬ ПИСАТЕЛЯМ

Российское Авторское Общество (РАО), в целях оказания правовой помощи авторам и защиты их от плагиата, производит по желанию и на основании личного заявления автора или его правопреемника депонирование и регистрацию авторских произведений как объектов интеллектуальной собственности -

повестей, рассказов, романов, очерков, эссе, поэм, стихотворений, драматических и музыкально-драматических произведений, сценариев кинофильмов и радиопередач, сценариев театральных представлений, ревю, телевизионных викторин, статей для газет и журналов, переводов, обработок, аннотаций, рефератов, резюме, обзоров, инсценировок, антологий, монографий, научных трудов, энциклопедий, сборников, рекламных слоганов и т.д.

После регистрации автор (или его правопреемник) получает один экземпляр своего произведения с отметкой о его депонировании в РАО, а также специальное Свидетельство о депонировании и регистрации произведения в РАО, которое может быть использовано автором в качестве важного доказательства своих прав.

Выдается свидетельство о депонировании и регистрации, которое может быть использовано автором в России и за рубежом в качестве доказательства, факта существования произведения к моменту его депонирования и регистрации, оно является также документом для предъявления в суд или может сыграть важную роль в споре с автором и в борьбе с плагиатом.

Специалисты РАО всегда готовы оказать правовую помощь авторам, их правопреемникам и иным лицам, заинтересованным в законной реализации и эффективной защите авторских прав.

Более подробную информацию можно получить на сайте Российского авторского общества www.rao.ru или по телефону (095) 203-52-44. Адрес: Москва, Большая Бронная улица. 6а, 4-й этаж, к. 419.
 
Ой, тогда скажешь, как узнаешь, ладно? Очень любопытно.

denlord, Оладушка не спрашивала номера статей, она спрашивала название организации ;)

Уважаемая Alessa!
Лично я отвечал на вопрос, как и подобает юристам, начиная с нормативной базы, регулирующей эту сферу деятельности, (см. первую часть поста №16) ;) А теперь приготовтесь к самому главному удару судьбы::eek:
ВНИМАНИЕ! Правильный ответ:
Можно заключить договор с Российским Авторским Обществом! :ok:
Вот их сайт:http://rao.ru/user/usf/filial.htm
Эта некоммерческая организация, согласно Уставу, обеспечивает защиту Ваших авторских прав на художественные произведения.
Вот, пока отвлекся на выполнение своей работы favoritka меня опередила! Но я честно говорю, не подсмотрел ответа favoritka, т. к. мое окно так и висело открытым, после предыдущего моего поста!
 
Назад
Сверху