• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Воспитание человека

Илюха_nsk

Почетный участник
Мысли довольно сырые, требуют оформления, поэтому прошу к обсуждению.

Однажды, мне стало очень некомфортно жить среди людей. Людей агрессивных, грубых, необразованных - изобилующих всеми мыслимыми пороками. От этого никуда не спрячешься. Это то, что я периодически замечаю в самом себе, то, что мне отвратительно, то, с чем я борюсь каждый день, не позволяя вредить мне самому и людям, которые меня окружают. Презрение друг к другу, ненависть и невежество людей, зарождаясь на личностном уровне, переходят затем и на уровень общественный вплоть до международного. Подавляющее количество мировых, государственных и бытовых проблеб произростает из самого человека и его взаимодействия с другими людьми.

Возникает вопрос: почему одни люди (будем говорить условно, в самом общем понимании этих слов, чтобы не уйти в другую тему) хороши, а другие плохи? Можно выделить группы людей, проживающих примерно в одних и тех же условиях (достаток, культура, возможности для развития и т.д.), но, тем не менее, даже при равенстве условий существования приходится отметить, что одни люди хороши, а другие нет. Значит ключевым фактором, влияющим на становление человека, являются не условия существования. Что же тогда?
Может быть человек изначально наделён достоинствами или же пороками, или же их комбинацией? Я так не считаю. На мой взгляд человек, рождаясь начинает естественным образом реагировать на среду, в которой находится. Реакции эти разнообразны и закрепляются за человеком в той мере, в которой бывают ему полезны (можно представить себе некоторую функцию, которую человек старается максимизировать с помощью тех или иных действий - закрепившихся реакций). При этом ребёнку совершенно неважно каким образом он эту пользу для себя извлекает.

Здесь должна начать работать такая хорошо всем известная вещь как воспитание. Родители, помимо остального, занимаются тем, что некоторые действия ребёнка поощряют, а другие же порицают, тем самым побуждая закреплять одни реакции, а другие отбрасывать. Вот теперь я уже почти готов ответить на вопрос: почему же одни люди хороши, а другие плохи?
Достоинства и пороки закрепляются в человеке с точки зрения пользы. Вот только в случае с пороками эта польза личная, а в случае с достоинствами - общественная (сам человек, естественно, в это общество включается). Родители выступают здесь, если хотите, скульпторами, эдакими ремесленниками, а ремесло (или в случае со скульптором - искусство) - создание человека.
Так вот, всякая вещь (в широком смысле), с которой взаимодействует человек, а тем более, которую он сам создаёт, имеет признаки, по которым судят - хороша она или плоха. И с большой вероятностью умелый (хороший) мастер создаст вещь хорошую, а неумелый (плохой) - плохую. Очевидные выводы выходят, но следует их проговаривать. Потому, что любая, даже самое очевидное утверждение, может разбиться о простой "детский" вопрос "почему?".

Как воспитывать в людях пороки - разберётся любой. Надеюсь, что, разбираясь, этот любой поймёт почему (опять этот каверзный вопрос, да?) их воспитывать не следует, а следует такого воспитания всячески избегать.
С воспитанием некоторых достоинств тоже, более-менее, понятно.

Что требует особо тщательного воспитания:

1. Любознательность или даже любопытство (любопытство по самой своей словесной форме лучше отражает то, о чём я хочу сказать). Умение и желание ставить вопрос "почему?" обеспечит ребёнку возможность познавать.
2. Аналитическое мышление. Метод познания, который поможет правильно делать выводы как при взгляде вокруг себя, так и при взгляде внутрь себя. (Главным образом это умение пользоваться законами логики)

Естественно, не обладая этими навыками самостоятельно, родители с трудом смогут воспитать их в ребёнке. Труд этот заключается в воспитании взрослым человеком самого себя (это и приблизительно не так эффективно, как воспитание в детстве, по понятным причинам). Это громадные усилия.

Зачем это нужно воспитывать? Затем, что это проверенный, давший результаты во всех сферах человеческой жизни метод. А точнее основы этого метода. Он даёт возможность не только знать, но и понимать, а это не одно и то же. Понимание же – основа любой деятельности: общественной, культурной, экономической, бытовой, политической - любой. Без понимания как работает тот или иной механизм невозможно осуществлять полновесное, с этим механизмом, взаимодействие.
Вдвойне же ценно понимание из-за другой его особенности - понимание рождает снисхождение. Думаю, станет ясно, если я приведу пример: можно бить сковородкой кухонный кран за то, что из него вдруг перестала литься вода; можно ругаться на собаку, которая, на вас лает; можно осуждать человека за то, что он наступил вам на ногу. Но если вы обладаете пониманием, вы так не поступите. Вы проявите снисхождение.
Напротив же агрессия, грубость и т.п. - последствия непонимания. Защитная реакция человека, столкнувшегося с неизвестным - непонятным. Я не понимаю почему ты такой. Я не понимаю твоих действий. Ты можешь мне навредить, ведь от непонятного можно ожидать всего.

При комментировании, если такие найдутся, прошу выражать согласие-несогласие аргументированно. С вами и продолжим развивать тему, если она того требует (что наверняка, потому как вопросов затрагивается много). Спасибо.

З.Ы. Топик будет дополняться по мере появления этих самых дополнений.
 
Вдвойне же ценно понимание из-за другой его особенности - понимание рождает снисхождение. Думаю, станет ясно, если я приведу пример: можно бить сковородкой кухонный кран за то, что из него вдруг перестала литься вода; можно ругаться на собаку, которая, на вас лает; можно осуждать человека за то, что он наступил вам на ногу. Но если вы обладаете пониманием, вы так не поступите. Вы проявите снисхождение.
Напротив же агрессия, грубость и т.п. - последствия непонимания. Защитная реакция человека, столкнувшегося с неизвестным - непонятным. Я не понимаю почему ты такой. Я не понимаю твоих действий. Ты можешь мне навредить, ведь от непонятного можно ожидать всего.

Надо ли уточнять почему сосед дядя Миша недолюбливает соседа Ивана? Наверное все дело не только в воспитании но и в характере человека.

P.S Вряд-ли вы отнесетесь с пониманием к алкашу с грязными пятками который просит у вас пятак на водяру валясь под ларьком...или к ребятам которым лет по 20-25 а на вид лет 40...Да и вряд ли вы также хорошо проницательно вангуете налево и направо чтобы быть уверенными во всех и вся, тут уж каждый сам себе шишки набьет :)
 
Последнее редактирование:
1. Характер - это не что-то постоянное, он приобретается и меняется в течение жизни. Его тоже можно воспитывать. Можно даже сказать, что при воспитании человека воспитывается его характер. (Характер - плохой термин, он нуждается в уточнении)

2. Это, несомненно, очень непростая ситуация. Можно уточнить, что проявлять снисхождение следует не всегда, по крайней мере не в ущерб собственным жизни или благополучию. Но понимать таких людей и их поступки возможно. Понимание, в данном случае, только лишь открывает дорогу к снисхождению, но не обязывает человека поступать снисходительно.
Любую агрессию рождает невежество и непонимание. Вообще невежество рождает огромное число проблем: развязывание войн, воровство, коррупцию, расизм, крайний национализм и многое другое. Практически все контрмеры, которые принимаются, чтобы избежать или остановить подобные вещи, носят скорее сдерживающий характер, не устраняя проблемы как таковой. А проблема находится в людях, появляется из их невежества.

Можно пересадить всех воров на планете, но перестанут ли от этого воровать? Не перестанут. Можно здесь прибегнуть к такому аргументу - "не мы такие - жизнь такая". Это не лишено правды. Поэтому одним воспитанием не отделаешься.
Но я вижу воспитание и просвещение главенствующими задачами, если мы хотим хоть как-то изменить мир в лучшую сторону.
 
Можно уточнить, что проявлять снисхождение следует не всегда, по крайней мере не в ущерб собственным жизни или благополучию.

Да, но как бы тут с жадностью и тиранией не столкнуться :)

Любую агрессию рождает невежество и непонимание. Вообще невежество рождает огромное число проблем: развязывание войн, воровство, коррупцию, расизм, крайний национализм и многое другое. Практически все контрмеры, которые принимаются, чтобы избежать или остановить подобные вещи, носят скорее сдерживающий характер, не устраняя проблемы как таковой. А проблема находится в людях, появляется из их невежества.

А кто помогает порождать в человеке невежество? Может стоит сначала избавиться от тех кто пользуется невежеством в своих зло-намерениях?
 
А кто помогает порождать в человеке невежество? Может стоит сначала избавиться от тех кто пользуется невежеством в своих зло-намерениях?
Невежество нельзя породить. Невежество - отсутствие знания и понимания вещей. Невежество противоположно просвещённости. Что я понимаю под человеком невежественным? Это человек, который не интересуется окружающим миром (не интересуется точными науками, историей, изучением других культур и т.п. хотя бы на популярном уровне) или человек, который интересуется только одной узкой областью знаний. Таким людям непонятны многие вещи и в них рождается защитная реакция на это непонятное. Кроме того, они сильно подвержены влиянию тех, кто предлагает "готовые ответы", что позволяет таких людей, как было верно замечено, использовать (как и в каких целях - другой вопрос).

Избавляться от тех, кто пользуется невежеством - не поможет. Появятся новые, это замкнутый круг. А вот если невежества в обществе станет меньше, то и использовать его станет гораздо труднее, потому массовость такого явления должна уступить место локальным, единичным случаям.
 
На мой взгляд понимание других людей или не понимание, заложено в характере человека. И восптание тут не причем. Характер - это штука врожденная. Тут уже как не воспитывай если человек родился гадом, то он им и выростет. Думаю наличие тех и других требует природное равновесие, как говорится "без света нет тени".
Насчет врожденного характера поясню: возьмем ребенка который еще не говорит и не ходит (ползает на четвереньках) лезет, к примеру, к запрещенной игрушке. Ему говорят: "Не трогай, тебе нельзя этим играть". Один расстроится и уйдет к другим игрушкам, а второй всеравно будет лезть у всех навиду (назло), третий - потом пока никто не видит поползет и возьмет, то что ему нужно было.
Это есть то, что называют характером. Каждый ребенок обрабатывает полученную информацию, пропуская ее через свою "призму характера"
 
Назад
Сверху