Лично я таки склонен считать, что необычная смерть Сократа явилась решающим фактором в его известности. Факт стал широко известен и восхитил обывателя, а , возможно, до этого он просто был нудным стариком, пристающим к добропорядочным отрокам с какими-то непонятными беседами (таково обычное мнение обывателя). Потому что проживи он еще годков двадцать (чему бы поспособствовала и его вторая, более молодая, чем Ксантипа жена
) - идеи бы его вошли в философию, но имя бы существенно затерлось. При живом Сократе ни Платон, ни Ксенофонт не стали бы издавать своих записей или издали бы свои основные положения под своим авторством.
Ибо, что такое ученики? "Не успеет трижды пропеть петух, Платон и Ксенофонт, которого я перед смертью велел отдать Асклепию, как вы оба трижды отречетесь от меня!"
Возможно Сократ это понимал, хотя трудно заподозрить его в подобном тщеславии. Интересен и вопрос: не был ли отказ Сократа убежать из тюрьмы сознательным актом самоубийства? (здесь интересно также мнение специалистов: насколько смерть от цикуты - медленное оцепенение и угасание разума - болезненна в сравнениии с другими способами). Старость Сократа была не за горами, стариков особо не жаловали (В Спарте так их вообще со скалы, в современной России их тоже, в общем-то, кинули) и, как мудрый человек, он решил вовремя уйти, к тому же, в силу своих моральных императивов, обставив это как борьбу за истину.
Необычность его смерти породила: а) легенду о борце за истину б) Позволила Платону и Ксенофонту использовать его, ставшее популярным, имя для издания своих трудов.
---
А что касаемо проскользнувшего здесь замечания об историках, так историки очень часто просто служат текущей власти, китайские рукописи подчищались под каждого нового императора. Всего двадцать лет перестройки прошло, а как уже все переврано! (Молодежь помнит только то, что совсем ничего нельзя было купить, голодные очереди, все плохо, полный пушистый зверек и т.д. Ну, во-первых, на черном рынке было все, что душе угодно, не хочешь стоять в очереди - езжай туда, денег таки можно было на это заработать при желании. При этом, начисто вычеркивается из молодого сознания факты коллективизма, почти бесплатных и на высоком, почти мировом, уровне образования и медицины, высокого - выше западного - уровня естественных наук, мораль тоже была на более высоком уровне, пьянства было куда меньше. Были репрессии КГБ, это факт, и это вэри бэдли, оф кос, однако если сравнить с количеством умерших из-за разных неурядиц во время перестройки - цифры людских потерь будут больше на порядок). В конечном итоге, умнее всех оказался Китай, видать Маоизм их таки многому научил, они, как всегда, пошли по срединному пути, сохранили и плюсы старой системы и что-то взяли от новой.
Историки! Вот уж последние, кому я склонен верить.
И это, повторяю, всего за 20 лет. А тут 2500 лет!!! Да тут, как мне кажется, столько раз все это было переврано (опять же и дяденька Фоменко в чем-то прав )))), что ни до какой истины уже через историков не докапаться
) - идеи бы его вошли в философию, но имя бы существенно затерлось. При живом Сократе ни Платон, ни Ксенофонт не стали бы издавать своих записей или издали бы свои основные положения под своим авторством.Ибо, что такое ученики? "Не успеет трижды пропеть петух, Платон и Ксенофонт, которого я перед смертью велел отдать Асклепию, как вы оба трижды отречетесь от меня!"
Возможно Сократ это понимал, хотя трудно заподозрить его в подобном тщеславии. Интересен и вопрос: не был ли отказ Сократа убежать из тюрьмы сознательным актом самоубийства? (здесь интересно также мнение специалистов: насколько смерть от цикуты - медленное оцепенение и угасание разума - болезненна в сравнениии с другими способами). Старость Сократа была не за горами, стариков особо не жаловали (В Спарте так их вообще со скалы, в современной России их тоже, в общем-то, кинули) и, как мудрый человек, он решил вовремя уйти, к тому же, в силу своих моральных императивов, обставив это как борьбу за истину.
Необычность его смерти породила: а) легенду о борце за истину б) Позволила Платону и Ксенофонту использовать его, ставшее популярным, имя для издания своих трудов.
---
А что касаемо проскользнувшего здесь замечания об историках, так историки очень часто просто служат текущей власти, китайские рукописи подчищались под каждого нового императора. Всего двадцать лет перестройки прошло, а как уже все переврано! (Молодежь помнит только то, что совсем ничего нельзя было купить, голодные очереди, все плохо, полный пушистый зверек и т.д. Ну, во-первых, на черном рынке было все, что душе угодно, не хочешь стоять в очереди - езжай туда, денег таки можно было на это заработать при желании. При этом, начисто вычеркивается из молодого сознания факты коллективизма, почти бесплатных и на высоком, почти мировом, уровне образования и медицины, высокого - выше западного - уровня естественных наук, мораль тоже была на более высоком уровне, пьянства было куда меньше. Были репрессии КГБ, это факт, и это вэри бэдли, оф кос, однако если сравнить с количеством умерших из-за разных неурядиц во время перестройки - цифры людских потерь будут больше на порядок). В конечном итоге, умнее всех оказался Китай, видать Маоизм их таки многому научил, они, как всегда, пошли по срединному пути, сохранили и плюсы старой системы и что-то взяли от новой.
Историки! Вот уж последние, кому я склонен верить.
И это, повторяю, всего за 20 лет. А тут 2500 лет!!! Да тут, как мне кажется, столько раз все это было переврано (опять же и дяденька Фоменко в чем-то прав )))), что ни до какой истины уже через историков не докапаться
