• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Русский портрет

  • Автор темы Автор темы NADYN
  • Дата начала Дата начала

NADYN

Модератор
Русский портрет впервые появляется в XVIII веке, хотя до сих пор спорят о парсуне как о переходе от иконписного изображения к портрету. Более того, портрет становится первым видом живописи, на котором учились, которым овладели русские художники.
Впервые на всеобщее обозрение публики портреты, написанные русскими художниками XVIII века представили "мирискуссники". Именно к традициям этих портретов они призывали возратиться.

Наверное, не буду оригинальной, что из портретистов XVIII века я всегда интересовалась творчеством В. Л. Боровиковского. Особенно любила портет Марии Лопухиной.

12.jpg


Известный факт, что Яков Полонский намного позже посвятил этому портрету стихи:


Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать
 
Если уж и говорить о русском портрете 18 века, то начинать наверное следует с начала с истоков и учителей…
Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре I, который дал указание о разработке проекта такой Академии, хотя прошло еще не мало времени, прежде чем удалось реализовать эту идею. Поначалу подготовка мастеров велась в различных местах и городах. Это была и Петербургская типография, и Оружейная палата в Москве, однако необходимость дальнейшего развития художественной школы стала особенно очевидной в середине XVIII века. И в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В это время Академия становится и законодателем художественных идей, и учебным заведением. В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Первые живописные петровские пенсионеры около 1716 года выехали в разные страны и города. Братья Никитины были отправлены во Флоренцию, Андрей Матвеев - в Голландию, четверо зодчих — в Рим.


MATBЕЕB АНДРЕЙ (МАТВЕЕВИЧ ?) (1702 - 1739)
В «Художественной газете» в середине XIX в. неизвестный автор без ссылок на какие-либо источники подробно рассказал о легендарной встрече в новгородском Софиевском соборе пятнадцатилетнего Андрея с Петром I, который уговорил его ехать с собой в Петербург и обучаться живописному ремеслу. Вполне реальное объяснение как талантливый мальчик недворянского происхождения (история не сохранила даже имени отца художника, известно только что был он из разночинцев) одиннадцать лет был пансионером и получил классическое западноевропейское художественное образование. Хотя существую факты, что его сестра была в штате прислуг Екатерины I, вот почему он был отправлен в 1716 году в обозе царицы " на пятнадцатом году жизни", как сам указывал позже в своей челобитной, в Голландию перед последним знаменитым путешествием царской четы по Европу.

Матвеев обучался в амстердамской мастерской известного портретиста Арнольда Схалкена. Наблюдавший за пенсионерами агент Фанденбург сообщил, что только один ученик не доставляет ему никаких хлопот. Андрей не пил, не бесчинствовал, а упорно работал и проявлял незаурядные способности и прилежание. И уже на четвертом году обучения он отчитывается в письме перед Екатериной I о результатах учебы и отправляет в Петербург две свои картины. «А именно партреть Вашего Величества, который я нижеименованный раб Вашь списывал от мастера моего. При сем партреть господина агента Фанденбурха».
Два года спустя Матвеев вновь отправляет свои работы в Россию и, по всей видимости, они были исполнены с достаточным мастерством, чтобы подающему надежды ученику разрешили продолжить свое образование.

В 1723 г. Андрей был зачислен в Антверпенскую Королевскую Академию художеств, еще овеянную славой Рубенса и всей фламандской школы XVII столетия, что-бы постигнуть тайны мастеров, создавших исторические и аллегорические картины. В архиве сохранился документ (№ 293 (16) о зачислении Андрея Матвеева в ученики к некому Сперверу 6 декабря 1723 года под № 18 (номера давались по возрасту)): " список учеников за 1691- 1746 гг.". фамилия Матвеева сначала писалась "MATSCHES", затем переправлена на " MATWJEFT". Здесь он остается после смерти Петра до 1727 года, то есть до кончины своей покровительницы Екатерины I.
От пенсионерских лет, составивших половину его сознательной жизни, сохранилось много счетов на оплату и всего четыре картины: одна аллегорическая, две мифологических и портрет. Его успехи вполне устраивали его высокую покровительницу, и она даже произвела Матвеева в свои гофмаляры (почетный титул придворного художника того времени). До него этого звания удостоился Иван Никитин, после него — никто.

399-1.jpg

"Портрет Петра Великого", Холст, масло, 1724-25, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Но когда Андрей Матвеев вернулся в Россию, его титул был аннулирован, Екатерина скончалась, и для художника наступили тяжелые времена. Благодаря архитекторам Трезини и Земцову только после дополнительных экзаменов получил он звание мастера. Живописная команда Канцелярии от строений в которую он входил с 1727г (а он стал ее руководителем в 1731г) выполняла разнообразные декоративные и реставрационные работы. Вместе с тем же архитектором Трезини художник работает в Летнем саду (доме), исполняя «сухопутные и морские баталии» (1727-1730 гг.) для Залы славных торжеств.
Спустя год Матвеев приступил к живописным работам в Петропавловском соборе (1728-1733 гг.). Впервые своды и стены его были украшены не фресками, а огромными станковыми картинами, написанными маслом на холстах («Вознесение Господне», «Фомино уверение» — уничтожены пожаром в 1756 г., образа «Моление о чаше», «Петр и Павел», «Тайная вечеря»). Одновременно Матвеев руководит всеми работами и «сочиняет модели» для других живописцев.

А когда его «перебросили» на оформление Триумфальных ворот (Аничковские, Адмиралтейские, Троицкие, 1731 г.) по случаю въезда императрицы в столицу (большой портрет Анны Иоанновны «в рост» и эскизы для картин, выполненных учениками), архитектор Трезини срочно потребовал возвращения Матвеева для работ в соборе, настолько он был незаменим.
Так, не окончив одно дело, художник приступает к другому.
С середины 30-х гг. Матвеев уже занят росписями Сенатского зала Двенадцати коллегий (ныне Петровский зал Петербургского университета). Здесь он был автором всех эскизов и частично исполнителем больших панно для огромного подвесного плафона. Его аллегорические картины на темы Добродетелей из-за протекания потолка постоянно «освежались» до такой степени, что были до неузнаваемости «замазаны». Наряду с масштабными работами, проводимыми в «Новом летнем доме», Царском Селе, в Новом Зимнем дворце и Петергофе, живописцу повелевали расписывать экипажи царской конюшни, украшать императорские галереи или обновлять росписи в царской голубятне.

Огромные творческие и физические нагрузки подтачивали и без того слабое здоровье Матвеева, но его живописное искусство было настолько востребовано, что, вопреки всем предписаниям, ему разрешили работать не в,«казенных мастерских или на улице у места постройки, для которой назначались его произведения», а в домашних условиях. Так, большинство икон для церкви Симеона и Анны (1733-1739 гг.) художник писал дома, где после его смерти еще остались десятки неоконченных образов. В тех немногих сохранившихся религиозных композициях есть душевная теплота, сдержанность и реальность изображения.
А вот в историю русского искусства Матвеев (при жизни славившийся прежде всего как мастер монументально-декоративных работ) вошел как автор нескольких прекрасных портретов, написанных по всем правилам западноевропейских канонов и вместе с тем очень реалистичных. В 1728 году им были написаны портреты четы Голицыных, по силе характеристики и мастерству принадлежащие к ярчайшим достижениям своего времени. Портрет князя Ивана Алексеевича сделан с оглядкой на приемы Карла Моора и по построению несколько напоминает портрет Петра I, исполненный голландцем. Художник не польстил и старухе Анастасии Петровне Голицыной, не скрыв глупость и брюзгливость бывшей "шутихи" и статс-дамы Петра, битой батогами по делу царевича Алексея. Известен также портрет итальянского доктора И. А. Ацаретти, написанном между 1728-732 гг. На зрителя смотрят внимательные глаза умного и доброго человека.

matveev3-middle.jpg

'Портрет княгини Голициной", Холст, масло, 1728, Частная коллекция Голицина, Москва

matveev4-middle.jpg

"Портрет Иоанна Азаретти", Холст, масло, 1728-29, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Но особенно известен его парный «Автопортрет с женой». Он был написан в год женитьбы (1729 г.) художника на юной Ирине Степановне Антроповой, дочери кузнечного мастера и двоюродной сестры известного живописца. Это первый в русском искусстве парный портрет и автопортрет, автопортрет - в стране где художник чуть ранее практически ничем не отличался от ремесленника. Надпись на обороте портрета: "Матвеев Андрей, первый русский живописец и его супруга. Писал сам художник". Немного высокопарно и заносчиво – но для продажи это произведение никогда не предназначалось. Причем подобный автопортрет вообще довольно редкое явление в искусстве (сразу на память приходит Рембрандт и его "Автопортрет с Саскией" ) - воспоминания о годах обучения, о подобных портретах Рембрандта и Рубенса вдохновляли Матвеева)

169.jpg

"Автопортрет с женой Ириной Степановной", 1729, Холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К сожалению, как портретист Матвеев не был востребован по-настоящему, хотя со временем Живописная команда Матвеева приобретала все больший авторитет, а его удивительная благожелательность к молодым художникам превращала ее в своеобразную художественную школу - И. Я. Вишняков и А. П. Антропов учились у него и работали под его началом, но строительство дворцов сокращалось, в казне не было денег. "При неслыханной роскоши двора, - сообщали иностранные послы в своих донесениях, - в казне нет ни гроша, а потому никому ничего не платят"… Более двухсот пятидесяти лет прошло со дня смерти Матвеева. Время не пощадило многих его произведений. Их осталось не более десяти, но и относительно авторства сохранившихся у исследователей не редко возникают споры. Историю жизни Матвеева приходится восстанавливать, опираясь на архивные документы. Ни громких титулов, ни почестей, ни денег не искал в своей жизни Матвеев. Он жил бедно и неприхотливо. На Петербургской стороне , неподалеку от Троицкой площади, стоял домик " о двух покоях" ,где помещался живописец с женой, детьми и мальчиками - подростками , его учениками. Нередко в домике этом голодали, а зимними вечерами сидели впотьмах и мерзли - не на что было купить дров и свечей. Матвеев спокойно переносил эти тяготы. Лишь когда нужда делалась "крайней" , когда заболевал кто-либо из родных или близких, он писал прошения в Канцелярию от строений. Не требовал, а "милостиво" просил "определить прибавочным жалованием" учеников и выдать задержанное свое. Умер художник в нищете. В апреле 1739 года вдова художника "прошением своим объявляет, что она осталась после мужа своего Матвеева с малолетними ево детьми и оного мужа ее тело погрести в чем не имеет"...

Почему-то Матвеева сейчас считают «забытым» художником, но вот интересная ссылка на раритетный сборник художественных литографий И.С. Лапина - издание 1903 года , Париж : « 100 портретов деятелей русского искусства » http://www.aqvarium.ru/gallery.php?id=54

Ссылки по теме
http://www.hrono.ru/biograf/matveev_a.html
http://schools.keldysh.ru/co1678/turkin/Turkin.files/Konci/projecti/mxk/xudozhniki/7.htm
http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/399.htm
http://www.hrono.ru/biograf/matveev_a.html
http://nearyou.narod.ru/art/matveev/0matveev.html
 
Среди портретистов мне больше нравятся европейские художники, но и русский портрет заслуживает внимания.
Например, я обожаю портреты Натальи Гончаровой кисти Гау - http://lyceum6.tltsu.ru/ideal/hud.html
Портрет М.А.Бек кисти Брюллова потрясающе красив - http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0019/p0019_800.htm
 
НИКИТИН Иван Никитич

НИКИТИН Иван Никитич (около 1690 - 1742)

Иван Никитин принадлежит к числу первых русских мастеров реалистического светского портрета - "персонных дел мастер", любимый художник Петра I, Никитин являл собой пример патриотической гордости императора перед иностранцами, "дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры". В марте 1716 года, по дороге в Кенигсберг, русский царь Петр I писал в Данциг жене: «Екатеринушка, друг мой, здравствуй! Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван. И как они приедут к вам, тогда попроси короля, чтоб велел свою персону ему списать, также и протчих, каво захочешь... дабы знали, что есть из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: "живописец Иван" был первым русским портретистом европейского уровня. Однако судьба его очень сложна и трагична...

Точных данных о семье художника нет. Наиболее достоверной представляется версия, согласно которой дед Ивана Никитина, поп Никита Иванов принадлежал к состоятельным людям, а отец – Никита Москвин – служил в церкви Саввы Освященного близ Новодевичьего монастыря, а затем был духовником жены брата Петра I Ивана царицы Прасковьи Федоровны, ), его старший брат Иродион был так же придворным священником. Отсюда становится понятным близость мастера ко двору, заказы на портреты членов царской семьи еще до заграничной поездки. Поскольку нет точных данных о дате рождения художника, то временем рождения считается середина 1680-х годов.
Сведений о первоначальном художественном образовании Ивана Никитина сохранилось очень мало. Скорее всего, это происходило в типографской школе при Оружейной палате, где со второй половины 90-х годов мастера писали портреты и батальные сцены. Известно, что в 1705 г. среди учеников голландца Шхонебека упоминается и Никитин. После закрытия в 1711 г. школы при Оружейной палате большая часть работавших там мастеров была отправлена в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Весьма вероятно, что первый контакт с европейским мастерством написания портрета состоялся в Измайлове, родовом имении Романовых, где прошло детство художника. В Измайлове Корнелиус де Брейн (в России его часто называли Брюином), голландский художник и путешественник, написал по заказу Петра портреты его племянниц. Мальчиком Никитин мог не только увидеть эти портреты, но и наблюдать за работой де Брейна, и это мимолетное ученичество сказалось десятилетием позже.
Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру, который приехал в Россию в 1711 году и, как и все иностранцы, дал обязательство обучать "русских людей всему, что сам умеет" - у него он начал изучать законы перспективы и живописное мастерство.
При новозаведенной Санкт-Петербургской типографии, вскоре была основана рисовальная школа, в которой «грыдоровальных дел мастера и живописцы... в рисовании наилучшую получали науку». Среди преподавателей — Иван Никитин. К тому же времени относятся и первые известные его работы — портреты царевен Прасковьи Иоанновны (1714) и Натальи Алексеевны (до 1716). Эти портреты близки по манере к «парсунам» — русскими портретами конца XVII столетия, с их глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины, но лица живы и реалистичны, а цвета ярки и насыщенны. По-видимому, Петр высоко оценил эти работы: вскоре Никитин приступил к первому царскому заказу, о котором мы знаем только из записи петровского «Юрнала»: «Его величества половинную персону писал Иван Никитин». Еще одна работа первого периода творчества Никитина — портрет цесаревны Анны Петровны (до 1716), восьмилетней дочери Петра.

r3_6_2c_peter_great.jpg

«Портрет Елизаветы Петровны ребенком», 1712-1713 , Холст, масло, Эрмитаж, Санкт-Петербург

nikitin1-middle.jpg

«Портрет царевны Прасковьи Ивановны», 1714, холст, масло, Русский музей, Санкт-Петербург

nikitin2-middle.jpg

«Портрет царевны Натальи Алексеевны», Холст, масло, 1716, Третьяковская галерея, Москва

nikitin03_big.jpg

«Портрет Анны Петровны, дочери ПетраI» До 1716 года, Холст, масло, Третьяковская галерея, Москва

В 1716 году Никитин возглавляет группу пенсионеров, отправляемых учится художествам в Италию, Венецию и Флоренцию. О том, что именно он возглавлял группу, свидетельствует назначенное ему жалование - 300 ефимков годовых против 200 - для остальных.. В Италию Иван Никитин едет вместе с младшим братом Романом, тоже художником. До Италии русские ученики добирались почти год, задержавшись в свите царского посольства. Сложный путь лежал через Данциг, Шверин, Копенгаген, Бамберг, Бремен, Амстердам, Париж. Здесь смог увидеть Никитин северную, прежде всего голландскую живопись и оценить ее сдержанную глубину и реализм; здесь зародилось то тяготение к голландскому искусству. А пребывание в Италии значительно расширило технические приемы его живописи. Иван Никитин почти год провел в Венеции, затем учился во Флорентийской Академии, у художника- монументалиста Томмазо Реди. Но не долго.
В начале 1720 года братья Никитины возвращаются в Петербург, имея при себе письма и грамоты от русского посла П.И.Беклемишева и герцога Тосканского с лестными отзывами об успехах в учении.

Петр тепло встретил своего "пенсионера". Он присвоил ему звание "двора его величества персонных дел мастера", подарил дом неподалеку от своего дворца и рекомендовал придворным заказывать портреты Ивану Никитину. В одном из проектов будущей Академии художеств И.Н. Никитин намечался на пост директора. Многочисленные портреты, созданные им по возвращении, говорят о зрелости таланта художника. Известно, что Петр даровал ему мастерскую "у Синего мосту" на Адмиралтейской стороне и чуть ли не на второй день после возвращения осмотрел то, что привез с собой художник. Иван Никитин получил звание гофмалера. Его жизнь теперь тесно связана со двором.
Решить вопрос об авторстве работ Никитина очень трудно. Подписных имеется только три. Приписывается Никитину портрет Петра I в круге (ГРМ), лучшее прижизненное изображение Петра. Возможно, это тот самый портрет, о котором написано в "походном журнале" Петра 1721 года: "на Котлине острову пред литургиею писал его величества персону живописец Иван".

Несмотря на внешне камерное решение, Петр показан человеком громадной внутренней силы и большого государственного ума. Такое понимание личности царя проявилось и тогда, когда траурная комиссия поручила Никитину написать портрет Петра на смертном одре. Времени было мало; портрет написан эскизно, беглыми крупными мазками. В нем чувствуется большое живописное и композиционное мастерство художника. Лежащий царь, прикрытый горностаевой мантией, увиден с необычной точки зрения — сверху, в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей, дрожью пламени вносящих жизнь в мертвое тело. Редкое по живописной силе и свободе полотно — реквием Петру,

nikitin6-middle.jpg

«Портрет Петра Великого», Холст, масло, 1720, Русский музей, Санкт-Петербург

180.jpg

«Петр I на смертном одре», 1725, Холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

...

Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели. Никитин был придворным художником и много писал портретов окружения Петра. Например, канцлера Г. И. Головкина — умного дипломата, с которым царь делил походную жизнь, Сергея Строганова, получившего от государя баронский титул за материальную помощь в ведении Северной войны

nikitin3.JPG

«Портрет барона С.Г.Строганова», 1726, холст, масло, Русский музей,Санкт-Петербург

nikitin5-middle.jpg

«Портрет князя Г. Головкина», Холст, масло, 1720, Третьяковская галерея, Москва

В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, занимался, главным образом, церковной живописью. Примечателен созданный в эти годы «Портрет напольного гетмана» - одно из самых странных произведений 18 века. Непонятно, кем мог быть человек с простым утомленным лицом, человек воли и действия, написанный с обогнавшей время живописной раскованностью и мастерством. «Польный» ли это (то есть командующий действующими, «полевыми» войсками) гетман — но ни один из известных украинских или польских гетманов не подходит по возрасту, да и одежда его не похожа на принятую в войсках. Или название родилось из старой описи, где картина обозначена «наполно неоконченной», то есть незавершенной, и тогда, может быть, изображен на ней простой казак-малороссиянин?

n063_400.jpg

«Напольный гетман», 1720, холст, масло, Русский музей, Санкт-Петербург

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем "схимный" развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину, или слишком вольные проповеди брата... Во время следствия Никитин написал портрет начальника Тайной канцелярии генерала А. Ушакова (ГТГ), на что тот, возможно, ответил художнику некоторыми послаблениями. Даже в Тобольске, куда братья были отправлены на жительство после пяти лет казематов, Никитин писал. В архивах есть указание на портрет тобольского митрополита Антония Стаховского.
Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней.

Ссылки по теме:
http://art.rin.ru/cgi-bin/index.pl?id=52&art=327
http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/main.htm
http://nearyou.narod.ru/art/nikitin/0nikitin.html
http://master.parnas.ru/artikler/niki/niki_01.htm
http://schools.keldysh.ru/co1678/turkin/Turkin.files/Konci/projecti/mxk/xudozhniki/6.htm
http://hronos.km.ru/biograf/nikitin_in.html
 
Рада, что тема нашла отклик:) Когда-то я пыталась поднять ее в рамках тему по Третьяковской галерее, когда еще не было Классического искусства. Теперь восстановлю ссылки на картины и выложу в эту тему информацию по Вишнякову, Антропову и Рокотову.
 
Termit_ka, а вот тут ты не права "вислые щеки" - это признак не портретиста, а портретируемой модели - и зависит уж полностью от нее, ты же спрашиваешь Рубенса и почему его модели страдают целлюлитом? Кстати одна из бед Никитина по письмам современников (насколько мне позволяет судить литература :) ) излишняя прямота и реализм в изображении модели, и прижизненный портрет Петра (с отвисшими щеками) считается наиболее похожим, правда его принадлежность Никитину еще не совсем доказана.

А мне нравятся две его работы - посмертный портрет Петра и тот самый "Напольный гетман" - это уже не камерный парадный портрет на заказ - это уже гораздо больше, свободнее, и если вспомнить, что до Никитина русского портрета практически не было, портреты писали приглашенные иноземцы, - парадные портреты в основном при всех регалиях, если сравнить его поздние работы с первыми портретами - заказными портретами царской семьи, в основном писавшимся в бытовых целях - отослать портрет потенциальному жениху с целью выдать замуж (а ведь первый цикл портретов царских невест похож не только лицами, но позой портретируемых, непрорисованностью одежды), то можно увидеть становление русского портретного искусства 18 века. Да позднейшие художники может и рисовали лучше, у портретов появился задний фон, пошла более детальная проработка одежды, раскованность поз - но им уже было у кого учиться. Боровиковский родится только в 1757 году, а Брюллов только в 1799 (его недаром называют художником первой половины XIX), тогда уже парадный портрет из диковинки, в некотором роде даже насильно насаждаемой Петром вместе с европейской культурой (русские живописцы расписывали церкви, иллюстрировали церковные книги, но церковь долго противилась изображению человека как живописному так и скульптурному, а мастеров еще надо было учить, уводить от схематического иконописного изображения) превратится в повседневность, спрос на портреты в конце 18- начале 19 века будет велик, украшать портретами своими и предков превратится в привычку.
 
Кстати, тот же Боровиковский начинал с религиозной живописи и закончил ею же. И еще конец XVIII века - период сентементализма, в том числе и в живописи. Отсюда и снижение заказов на парадные портреты.
Опять же, если в первой половине XVIII века русские живописцы ездили учиться мастерству в Европу, то во второй половине XVIII века они уже учились друг у друга. За одно столетие руссике живописцы прошли то, что на Западе проходили за гораздо больший срок.
 
Мне тоже нравится портрет Сары Фермор, хотя он и парадный:) Просто основной акцент сделан на платье, а не на лицо девушки:)
 
Ну одной из функций парадного портрета XVIII века и было указание сациального статуса человека. Просто для меня с чисто эстетической точки зрения парадные портреты менее интересны и кажутся менее живыми и достаточно статичными. С другой стороны, эти портреты дают замечательную пищу для исследования истории моды:)

Мне еще очень нравится портрет Нелидовой кисти Левицкого.

1.jpg
 
Я не уверена на 100 %, и под рукой только интернет-ресурсы... Поиск в яндексе выдает мне на портрет Нелидовой именно этот портрет. И сама я его знаю именно как портрет Нелидовой.
Но, насколько я помню, у Левицкого был целый цикл портретов смолянок, в который этот портрет входит.
 
Надо поискать... интересно даже. К сожалению, в данный момент нет под рукой подходящей литературы.
 
Лучше бы старую советскую книгу по русской живописи или, на худой конец, каталог Третьяковки... Э-эхма!..
 
Рика Олив, да, я тоже привыкла больше доверять печатным, а не электронным изданиям, однако список ссылок, в которых этот портрет выдается именно как портрет Нелидовой могу продолжить.
А каталог Третьяковки тут не поможет, так как картина хранится в Русском музее.
Портрет интересен еще и тем, что Нелидова - известная фаворитка Павла I.
Ну и если уж зашел спор, то дам ссылки на "других смолянок" Левицкого:
"Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой"
"Портрет Е. Н. Хованской и Е. Н. Хрущевой"
"Портрет Александры Петровны Левшиной"
"Портрет Г. И. Алымовой"
"Портрет Натальи Семеновны Борщовой"
"Портрет Е. И. Молчановой"
 
У меня в каталоге Русского музея за 1984 год это портрет Екатерины Нелидовой.
Кстати сказать, в книге изображение более темное, и не такое эффектное, как представленное NADYN. А в жизни он какой, интересно? Мне больше нравиться здешний солнечный.
 
Ина, насколько помню, он все-таки солнечный. Но я в Русском музее была достаточно давно:)
 
Рика Олив, да ладно:) Ничего страшного не произошло.
Мне интересно вот что. Насколько можно говорить об умении русских художников первой половины XVIII века передавать психологизм изображаемой персоны с помощью складок одежды, фона и т. п.? Просто с живописью я знакома не в контексте искусствоведения, а в контексте истории культуры. Часто слышала мнение, что русские художники смогли овладеть настоящим мастерством только с того момента, как востребованность парадного портрета отошла на второй план. И что во многом этому способствовало веяние сентиментализма в искусстве.
 
Назад
Сверху