НИКИТИН Иван Никитич
НИКИТИН Иван Никитич (около 1690 - 1742)
Иван Никитин принадлежит к числу первых русских мастеров реалистического светского портрета - "персонных дел мастер", любимый художник Петра I, Никитин являл собой пример патриотической гордости императора перед иностранцами, "дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры". В марте 1716 года, по дороге в Кенигсберг, русский царь Петр I писал в Данциг жене: «Екатеринушка, друг мой, здравствуй! Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван. И как они приедут к вам, тогда попроси короля, чтоб велел свою персону ему списать, также и протчих, каво захочешь... дабы знали, что есть из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: "живописец Иван" был первым русским портретистом европейского уровня. Однако судьба его очень сложна и трагична...
Точных данных о семье художника нет. Наиболее достоверной представляется версия, согласно которой дед Ивана Никитина, поп Никита Иванов принадлежал к состоятельным людям, а отец – Никита Москвин – служил в церкви Саввы Освященного близ Новодевичьего монастыря, а затем был духовником жены брата Петра I Ивана царицы Прасковьи Федоровны, ), его старший брат Иродион был так же придворным священником. Отсюда становится понятным близость мастера ко двору, заказы на портреты членов царской семьи еще до заграничной поездки. Поскольку нет точных данных о дате рождения художника, то временем рождения считается середина 1680-х годов.
Сведений о первоначальном художественном образовании Ивана Никитина сохранилось очень мало. Скорее всего, это происходило в типографской школе при Оружейной палате, где со второй половины 90-х годов мастера писали портреты и батальные сцены. Известно, что в 1705 г. среди учеников голландца Шхонебека упоминается и Никитин. После закрытия в 1711 г. школы при Оружейной палате большая часть работавших там мастеров была отправлена в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Весьма вероятно, что первый контакт с европейским мастерством написания портрета состоялся в Измайлове, родовом имении Романовых, где прошло детство художника. В Измайлове Корнелиус де Брейн (в России его часто называли Брюином), голландский художник и путешественник, написал по заказу Петра портреты его племянниц. Мальчиком Никитин мог не только увидеть эти портреты, но и наблюдать за работой де Брейна, и это мимолетное ученичество сказалось десятилетием позже.
Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру, который приехал в Россию в 1711 году и, как и все иностранцы, дал обязательство обучать "русских людей всему, что сам умеет" - у него он начал изучать законы перспективы и живописное мастерство.
При новозаведенной Санкт-Петербургской типографии, вскоре была основана рисовальная школа, в которой «грыдоровальных дел мастера и живописцы... в рисовании наилучшую получали науку». Среди преподавателей — Иван Никитин. К тому же времени относятся и первые известные его работы — портреты царевен Прасковьи Иоанновны (1714) и Натальи Алексеевны (до 1716). Эти портреты близки по манере к «парсунам» — русскими портретами конца XVII столетия, с их глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины, но лица живы и реалистичны, а цвета ярки и насыщенны. По-видимому, Петр высоко оценил эти работы: вскоре Никитин приступил к первому царскому заказу, о котором мы знаем только из записи петровского «Юрнала»: «Его величества половинную персону писал Иван Никитин». Еще одна работа первого периода творчества Никитина — портрет цесаревны Анны Петровны (до 1716), восьмилетней дочери Петра.
«Портрет Елизаветы Петровны ребенком», 1712-1713 , Холст, масло, Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Портрет царевны Прасковьи Ивановны», 1714, холст, масло, Русский музей, Санкт-Петербург
«Портрет царевны Натальи Алексеевны», Холст, масло, 1716, Третьяковская галерея, Москва
«Портрет Анны Петровны, дочери ПетраI» До 1716 года, Холст, масло, Третьяковская галерея, Москва
В 1716 году Никитин возглавляет группу пенсионеров, отправляемых учится художествам в Италию, Венецию и Флоренцию. О том, что именно он возглавлял группу, свидетельствует назначенное ему жалование - 300 ефимков годовых против 200 - для остальных.. В Италию Иван Никитин едет вместе с младшим братом Романом, тоже художником. До Италии русские ученики добирались почти год, задержавшись в свите царского посольства. Сложный путь лежал через Данциг, Шверин, Копенгаген, Бамберг, Бремен, Амстердам, Париж. Здесь смог увидеть Никитин северную, прежде всего голландскую живопись и оценить ее сдержанную глубину и реализм; здесь зародилось то тяготение к голландскому искусству. А пребывание в Италии значительно расширило технические приемы его живописи. Иван Никитин почти год провел в Венеции, затем учился во Флорентийской Академии, у художника- монументалиста Томмазо Реди. Но не долго.
В начале 1720 года братья Никитины возвращаются в Петербург, имея при себе письма и грамоты от русского посла П.И.Беклемишева и герцога Тосканского с лестными отзывами об успехах в учении.
Петр тепло встретил своего "пенсионера". Он присвоил ему звание "двора его величества персонных дел мастера", подарил дом неподалеку от своего дворца и рекомендовал придворным заказывать портреты Ивану Никитину. В одном из проектов будущей Академии художеств И.Н. Никитин намечался на пост директора. Многочисленные портреты, созданные им по возвращении, говорят о зрелости таланта художника. Известно, что Петр даровал ему мастерскую "у Синего мосту" на Адмиралтейской стороне и чуть ли не на второй день после возвращения осмотрел то, что привез с собой художник. Иван Никитин получил звание гофмалера. Его жизнь теперь тесно связана со двором.
Решить вопрос об авторстве работ Никитина очень трудно. Подписных имеется только три. Приписывается Никитину портрет Петра I в круге (ГРМ), лучшее прижизненное изображение Петра. Возможно, это тот самый портрет, о котором написано в "походном журнале" Петра 1721 года: "на Котлине острову пред литургиею писал его величества персону живописец Иван".
Несмотря на внешне камерное решение, Петр показан человеком громадной внутренней силы и большого государственного ума. Такое понимание личности царя проявилось и тогда, когда траурная комиссия поручила Никитину написать портрет Петра на смертном одре. Времени было мало; портрет написан эскизно, беглыми крупными мазками. В нем чувствуется большое живописное и композиционное мастерство художника. Лежащий царь, прикрытый горностаевой мантией, увиден с необычной точки зрения — сверху, в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей, дрожью пламени вносящих жизнь в мертвое тело. Редкое по живописной силе и свободе полотно — реквием Петру,
«Портрет Петра Великого», Холст, масло, 1720, Русский музей, Санкт-Петербург
«Петр I на смертном одре», 1725, Холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
...
Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели. Никитин был придворным художником и много писал портретов окружения Петра. Например, канцлера Г. И. Головкина — умного дипломата, с которым царь делил походную жизнь, Сергея Строганова, получившего от государя баронский титул за материальную помощь в ведении Северной войны
«Портрет барона С.Г.Строганова», 1726, холст, масло, Русский музей,Санкт-Петербург
«Портрет князя Г. Головкина», Холст, масло, 1720, Третьяковская галерея, Москва
В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, занимался, главным образом, церковной живописью. Примечателен созданный в эти годы «Портрет напольного гетмана» - одно из самых странных произведений 18 века. Непонятно, кем мог быть человек с простым утомленным лицом, человек воли и действия, написанный с обогнавшей время живописной раскованностью и мастерством. «Польный» ли это (то есть командующий действующими, «полевыми» войсками) гетман — но ни один из известных украинских или польских гетманов не подходит по возрасту, да и одежда его не похожа на принятую в войсках. Или название родилось из старой описи, где картина обозначена «наполно неоконченной», то есть незавершенной, и тогда, может быть, изображен на ней простой казак-малороссиянин?
«Напольный гетман», 1720, холст, масло, Русский музей, Санкт-Петербург
В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем "схимный" развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину, или слишком вольные проповеди брата... Во время следствия Никитин написал портрет начальника Тайной канцелярии генерала А. Ушакова (ГТГ), на что тот, возможно, ответил художнику некоторыми послаблениями. Даже в Тобольске, куда братья были отправлены на жительство после пяти лет казематов, Никитин писал. В архивах есть указание на портрет тобольского митрополита Антония Стаховского.
Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней.
Ссылки по теме:
http://art.rin.ru/cgi-bin/index.pl?id=52&art=327
http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/main.htm
http://nearyou.narod.ru/art/nikitin/0nikitin.html
http://master.parnas.ru/artikler/niki/niki_01.htm
http://schools.keldysh.ru/co1678/turkin/Turkin.files/Konci/projecti/mxk/xudozhniki/6.htm
http://hronos.km.ru/biograf/nikitin_in.html