KISA Ванская
Ассоциация критиков
Религия в нашей повседневной жизни занимают далеко не последнее место. И не надо мне говорить, что вы атеисты - не в этом дело. Вы же, когда идете \ едете куда-либо, вполне можете пройти мимо церкви, подумав что-то по поводу стоящих возле нее нищих. Или, пробиваясь сквозь толпу, вспомнить, что сегодня праздник. Может произойти какое-то событие связанное с религией и все, в том числе вы, будете его обсуждать. Уже не говоря про суеверия, вроде стучания по дереву и посыпание рассыпавшейся соли сахаром. Да и на кладбищах мало у кого просто памятники, все-таки, привычнее для всех ставить кресты.
Вопрос: почему герои ваших произведений могут быть лишены религии? Я понимаю, если размер не так уж и велик, герой просто мог не успеть столкнуться с ее проявлениями, но, когда религиозный аспект отсутствует в крупных вещах - это настораживает. Я не говорю, что герой обязан ходить в церковь и молиться, но когда на три сотни страниц текста он не разу не встретил чего-то связанного с религией - это настораживает.
Для современного мира в произведение это еще полбеды, но когда описывается более раннее время (допустим, век, эдак, 15) - просто абсурдно выглядит.
Ниже идет рассуждение на тему религии в фэнтези
А вы что думаете по этому поводу?
Вопрос: почему герои ваших произведений могут быть лишены религии? Я понимаю, если размер не так уж и велик, герой просто мог не успеть столкнуться с ее проявлениями, но, когда религиозный аспект отсутствует в крупных вещах - это настораживает. Я не говорю, что герой обязан ходить в церковь и молиться, но когда на три сотни страниц текста он не разу не встретил чего-то связанного с религией - это настораживает.
Для современного мира в произведение это еще полбеды, но когда описывается более раннее время (допустим, век, эдак, 15) - просто абсурдно выглядит.
Ниже идет рассуждение на тему религии в фэнтези
Разговор о религии в прошлом отсылает нас к разговору о религии фэнтези. Почему-то, некоторые авторы забывают, что, когда у человека нет научных объяснений (а в фэнтези мирах прогресс, чаще всего, заходит не слишком далеко) - он ищет во всех событиях волю Бога (Богов). Прочие же не забывают, но предпочитают создать свою собственную религию на основе какой-нибудь древней или без особой основы - полагаясь на собственную фантазию... Это все, конечно, хорошо, но все мифы, легенды и боги (кстати, для фэнтези-миров свойственно многобожество) придумываются по ходу написания произведения (вообще-то, это камень и в мой огород: вечно забываю продумать все до конца), потому могут возникать странные ситуации.
Допустим:
Герой родом из страны А. в ней молятся духу льда, но проживает наш герой в стране Б., где молятся духу пламени. Об этом выясняется где-то в четвертой главе и у героя начинаются мелкие проблемы, потому, что не молиться духу льда он не может. Но в первых трех главах упоминается, что герой в стране Б. живет уже не первый год. Почему ж проблемы раньше не начались? И почему герой переселился в столь негостеприимную для людей его веры страну?
Вообще описать пантеон созданного мира лучше заранее и отдельно от произведения, потому, что лирические отступления с кратким изложением истории того или иного бога - не всегда приветствуются читателями.
А тут уже начинается самое веселое: (ниже я говорю о случае, когда в произведении наблюдается многобожество)
Многие религии древности собирались из различных культов, которые могли слиться в один, в схожих направлений. Именно потому один бог мог сочетать сразу несколько качеств, присущих еще парочке других. Имена тоже не должны появляться неизвестно откуда, если бога солнца зовут Эритини - надо объяснить почему и "потому, что он - бог" - не подходит, ведь богам поклоняются люди, они и придумывают им имена. Если бог спустился на землю и сам себя назвал - значит это будет что-то означать на божественном языке. Или же солнце будет носить его имя.
В связи с переплетением культов и поглощением ими друг-друга - возникает переплетение и родственных связей между богами. Можно, конечно, сказать, что, мол все они возникли из абсолюта и супруги, как и дети, им не нужны, но не стоит забывать, что боги древности - были значительно ближе к людям по характеру действий. И если для человека немыслимо отсутствие родителей и жены - то и для бога, то же самое.
И не стоит забывать, что ни одна легенда не возникает на пустом месте. Произошло какое-то историческое событие, его воспели, увеличили размах, переделали сотню раз - и получилась легенда. Причем эта легенда должна быть связана с другими легендами и нести в себе некое легко-читаемое послание, если хотите - мораль.
Еще: то, что происходит с героями легенд - должно более или менее быть возможным в реальной жизни, то есть: если героя преследуют многие годы за покражу хлеба, то в реальности хлеб должен считать, хотя бы, священным атрибутом. И не важно, то, что герою помогают и препятствуют все боги подряд, а под ноги бросаются чудища всех мастей (причем если чудище не простое то у него должна быть своя легенда, которая тоже должна вытекать из какого-то реального события), главное то, что люди вели себя так, как могли бы вести себя люди того времени.
Когда бог один - все значительно проще, но ведь не надо забывать про то, что человек не может не искать дополнительных помощников в решении жизненных горестей. Точно также, как и мелких духов, веру в которых искоренить практически невозможно.
Да и не надо забывать про бытовые проявления веры. То есть: жительница фентезийного мира не будет креститься также как и мы, потому, что верит в абсолютно другого бога. А на кладбище у них будут стоить не кресты, а нечто иное. Да и обряды у них должны значительно отличаться от наших.
Если подвести итог всему мной сказанному (моему ИМХО, которое уж никак не является истиной в последней инстанции): надо (в случае нашего мира) не забывать про разные мелочи, на которые мы почти не обращаем внимания. (В случае фэнтези мира) заранее разобраться с богами и героями, чтоб потом вставлять в нужных местах упоминание он них.
Допустим:
Герой родом из страны А. в ней молятся духу льда, но проживает наш герой в стране Б., где молятся духу пламени. Об этом выясняется где-то в четвертой главе и у героя начинаются мелкие проблемы, потому, что не молиться духу льда он не может. Но в первых трех главах упоминается, что герой в стране Б. живет уже не первый год. Почему ж проблемы раньше не начались? И почему герой переселился в столь негостеприимную для людей его веры страну?
Вообще описать пантеон созданного мира лучше заранее и отдельно от произведения, потому, что лирические отступления с кратким изложением истории того или иного бога - не всегда приветствуются читателями.
А тут уже начинается самое веселое: (ниже я говорю о случае, когда в произведении наблюдается многобожество)
Многие религии древности собирались из различных культов, которые могли слиться в один, в схожих направлений. Именно потому один бог мог сочетать сразу несколько качеств, присущих еще парочке других. Имена тоже не должны появляться неизвестно откуда, если бога солнца зовут Эритини - надо объяснить почему и "потому, что он - бог" - не подходит, ведь богам поклоняются люди, они и придумывают им имена. Если бог спустился на землю и сам себя назвал - значит это будет что-то означать на божественном языке. Или же солнце будет носить его имя.
В связи с переплетением культов и поглощением ими друг-друга - возникает переплетение и родственных связей между богами. Можно, конечно, сказать, что, мол все они возникли из абсолюта и супруги, как и дети, им не нужны, но не стоит забывать, что боги древности - были значительно ближе к людям по характеру действий. И если для человека немыслимо отсутствие родителей и жены - то и для бога, то же самое.
И не стоит забывать, что ни одна легенда не возникает на пустом месте. Произошло какое-то историческое событие, его воспели, увеличили размах, переделали сотню раз - и получилась легенда. Причем эта легенда должна быть связана с другими легендами и нести в себе некое легко-читаемое послание, если хотите - мораль.
Еще: то, что происходит с героями легенд - должно более или менее быть возможным в реальной жизни, то есть: если героя преследуют многие годы за покражу хлеба, то в реальности хлеб должен считать, хотя бы, священным атрибутом. И не важно, то, что герою помогают и препятствуют все боги подряд, а под ноги бросаются чудища всех мастей (причем если чудище не простое то у него должна быть своя легенда, которая тоже должна вытекать из какого-то реального события), главное то, что люди вели себя так, как могли бы вести себя люди того времени.
Когда бог один - все значительно проще, но ведь не надо забывать про то, что человек не может не искать дополнительных помощников в решении жизненных горестей. Точно также, как и мелких духов, веру в которых искоренить практически невозможно.
Да и не надо забывать про бытовые проявления веры. То есть: жительница фентезийного мира не будет креститься также как и мы, потому, что верит в абсолютно другого бога. А на кладбище у них будут стоить не кресты, а нечто иное. Да и обряды у них должны значительно отличаться от наших.
Если подвести итог всему мной сказанному (моему ИМХО, которое уж никак не является истиной в последней инстанции): надо (в случае нашего мира) не забывать про разные мелочи, на которые мы почти не обращаем внимания. (В случае фэнтези мира) заранее разобраться с богами и героями, чтоб потом вставлять в нужных местах упоминание он них.