Отрывок из статьи про черные дыры на эту тему:
Присущее любому человеку, и физику в том числе, стремление представить изучаемое явление в виде наглядной модели, привело в 1975 году профессора Калифорнийского технологического института У. Кэнингама к ряду расчетов, которые показывают, как выглядела бы черная дыра, если смотреть на нее снаружи, как она выглядела бы, если влететь в нее, внутри, и как она смотрелась бы, если покидать ее - и все эти картины варьируются в зависимости от того, какими свойствами обладает сама дыра - имеет ли она заряд, вращается ли и так далее. Описание этих сцен читатель найдет в увлекательной книге директора Гриффитской обсерватории У. Кауфмана. У нас же остался невыясненным вопрос, куда пропадает вещество, упавшее в черную дыру. Формально расчеты Кэнингама позволяют дать на него ответ.
Структура пространства-времени керровской дыры предстает на диаграмме Пенроуза в виде бесконечного набора пространств-времен различных вселенных, которые связаны между собой черными дырами. Вернее, можно влетать из одной вселенной в черную дыру, а вылетать из нее в другой вселенной, затем можно нырнуть в этой второй вселенной в ту же дыру и вылететь из нее, но не в первой, нашей Вселенной, а в некоей третьей, и так далее...
Но это формально-математическая возможность, и хочется узнать. а как же на самом деле, можно ли таким образом путешествовать из вселенной во вселенную? Если да, то мы тем самым получаем ответ на вопрос о судьбе провалившегося в черную дыру вещества: оно вываливается где-то в иной вселенной, а в нашей от этого прорыва остается «дыра» в пространстве-времени, медленно затягивающаяся в результате процесса испарения.
Определенный ответ на этот вопрос, на вопрос о том, что происходит «на самом деле», не может быть дан в рамках «чистой» физики. К ответу примешан натурфилософский или, лучше сказать, сверхфизический довесок, поскольку формальная полнота диаграммы Пенроуза интерпретируется в виде постулирования существования «других вселенных». Но с тем же успехом эти «другие вселенные» можно интерпретировать как нашу собственную Вселенную, только находящуюся либо в далеком прошлом, либо в будущем. И тогда оказывается, что в этой интерпретации вылет из дыры означал бы попадание в прошлое нашей Вселенной. Другими словами, черная дыра является «машиной времени».
Здесь уместно напомнить, что в эту почти что фантастическую идею внесли вклад и русские космологи. Имеется весьма специфическое решение для случая коллапса электрически заряженного шара, данное И. Д. Новиковым (1966), когда вещество после ухода под сферу Шварцшильда сжимается, но на определенном этапе сжатие останавливается, и начинается расширение вещества, которое, однако, происходит «в глубь» черной дыры, в некое новое пространство. Именно это решение позволило вначале К. Торну, а затем подробнее Кардашеву интерпретировать черные дыры как входы в иные Вселенные, отделенные от нашей пространственно-временным разрывом.
А еще позднее с формальным аппаратом этой идеи выступил упомянутый выше Кэнингам. Повторю, что согласно этой экзотической идее внутренний наблюдатель, попавший в черную дыру, «вылетит» из нее где-то в абсолютном будущем, в принципиально другой Вселенной, не имеющей никакой связи с нашим миром. Причем наш путешественник при «влете» в черную дыру за конечный срок увидит все бесконечное будущее «своей» Вселенной, а при «вылете» из черной дыры - все прошлое «новой» Вселенной.
Впрочем, следует еще раз оговорить, что идеи о «других» Вселенных, расположенных вне нашего пространства и времени, не вытекают строго ни из каких физических теорий, а являются спекулятивными, натурфилософскими положениями, носящими в той или иной степени фантастический характер. Но - красивыми. Идея о многосвязной топологии, о принципиально различных пространствах, имеет весьма старые корни - в 1928 г. ее высказал английский космолог Д. Джинс, а в 1960 г. с этой идеей выступил Д. Уилер. Подобные идеи носили и носят либо чисто качественный, либо формально-математический характер.
Я. Б. Зельдович и И. Д. Новиков сообщают об «искушении» описать черные дыры как «вход» в другой мир, а белые дыры как выход из другого мира, откуда как бы из ничего вываливается материя, но тут же указывают, что с жестко с ОТО эти выводы не связаны.
Проникновение в прошлое - это явное противоречие с принципом причинности, самая общая формулировка которой как раз гласит: невозможно вернуться в прошлое. Очень легко наглядно продемонстрировать это противоречие.
Пусть путешественник влетел в черную дыру и прибывает в недалекое прошлое нашей Вселенной, в то же самое место, откуда убыл. Убыл-прибыл. День убытия и прибытия считаются за один день. Там он может встретить самого себя и, допустим, сбить автомобилем. Очевидно, что тогда полет не мог бы состояться вообще, а он, тем не менее, был. Как решить этот парадокс, пока совершенно неясно. Можно, конечно, сказать, что вернуться можно только в очень далекое прошлое, когда ни вас, ни автомобилей не было в помине. Но это не снимает главного запрета, проистекающего от принципа причинности: невозможно возвратиться в прошлое. Ни в близкое, ни в далекое. В далеком, допустим, не было ни вас, ни ваших родителей, но кто-то же был? И вот с этими "кем-то" можно произвести некие манипуляции, которые изменят будущее и оно станет не таким, каким было в момент отлета нашего командировочного в черную дыру. В частности, таким, что не позволит никуда летать, в то время как само это изменение есть результат полета!