~Curious*
Писатель
Немного истории...
Первый фотограф
Середина XIX века. Крымская война. Харьков - на военном положении. Бесконечные повозки с ранеными, тянущиеся к госпиталям, выздоравливающие солдаты и офицеры на улицах. Некоторые из них остались в Харькове навсегда - как молодой подпоручик Василий Досекин.
Как раз в это время мир был буквально болен новым открытием, сулившим невиданные возможности. Как и всякая новинка, открытие вызвало шквал восторгов и нападок. О ней, этой таинственной незнакомке, властно вторгшейся в технический прогресс говорили с восхищением: "Она прекрасна, но никто не должен это признать". Или с печалью: "Живопись умерла, потому что появилась фотография".
Химическая предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнее человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива. Оптическая история фотографии насчитывает примерно 1000 лет. Еще арабский математик Х века Алдахен из Барсы заметил природный феномен перевернутого изображения. В начале XIX века к возможности закрепить полученное изображение подошли настолько близко, что оставалось только проявить предприимчивость. И вот, не самый образованный, зато самый ловкий из первопроходцев фотографии французский художник Дагер оформил патент на изображение метода, названного им в честь самого себя (как видно, скромность не принадлежала к числу его недостатков): дагеротипией. А спустя 10 лет филадельфийская газета писала: "Не может взорваться пароходный котел, или своенравная река выйти из берегов, садовник не может убежать с богатой наследницей, или преподобный епископ совершить неблагоразумный поступок без того, чтобы честный дареготип не поведал об это всему миру".
Появились фотографии европейских архитектурных памятников и Аравийской пустыни, Мексиканской и Крымской войн. В Нью-Йорке стали издавать 2 журнала, посвященных фотографии, а Лондонский университет включил фотографию в программу учебных дисциплин.
А что же Россия? Феодальная, отсталая консервативная… Быть может, в других сферах жизни, но только не в области фотографии. Уже в 40-е прошлого столетия первые русские фотохудожники Греков, Левицкий, Деньер поражали мир своим мастерством и техническими усовершенствованиями процесса фотосъемки. Постепенно волна увлечения фотографией докатилась и до российской провинции как раз тогда, когда 29-летний бывший боевой офицер Василий Досекин решил обосноваться в Харькове и подыскивал достойное занятие.
Досекин происходил из купеческой семьи, однако склонностью к бизнесу не обладал. К великому огорчению родственников, осудивших его за столь неподобающий выбор, Досекин открывает первую в Харькове фотографию. Это волнующее событие состоялось в середине ноября 1858 года. Поначалу таинственную лабораторию и царившего в ней чародея -фотографа обходили десятой дорогой. Но любопытство постепенно привлекло к фотоателье даже консервативно настроенных обывателей. Очень быстро харьковчане поняли, что бояться нечего. И даже почувствовали прелесть нового изобретения: не надо позировать художнику, изнывая от долгих сеансов, не надо платить бешеные деньги за портрет. Несколько минут - и вы обладатель твердой картонной карточки форматом 5,5х8 светло-коричневого цвета. На обратной стороне надпись: "Фотография Досекина. Екатирославская, 3. Город Харьков".
Василий Сергеевич не отказывал никому, и наряду с фотографиями ничем не примечательных обывателей сохранились документы поистине исторического значения. Например, фотография декабриста Розена, жившего в Харьковской губернии в 60-е гг. Досекин был первым, кто запечатлел неповторимый облик харьковских улиц середины XIX века, и, впоследствии именно его фотографии использовал в своем труде Багалей. А однажды (и это уже был верх популярности и предел мечтаний) Евлалия Кадмина, прекрасная, загадочная и очень несчастная актриса, блиставшая в то время на харьковской сцене, заказала Досекину свой фотопортрет. Так началась их дружба. Кадмина жила напротив. На глазах Василия Сергеевича разворачивался ее короткий трагический роман и произошла ее внезапная и оттого еще более страшная смерть в неполных 28 лет.
Вскоре после этого Досекин оставил карьеру фотографа, передав свое дело сыну. Но фотографии Евлалии Кадминой так и остались на стенах его кабинета - до самой смерти.
С тех пор прошло более 100 лет. Но благодаря работам пионеров фоторепортажа мы имеем возможность реально представить события, столь далекие от нас. Но вот что интересно: за полтора века существования фотографии технический процесс изменился до неузнаваемости, а исторические и художественные задачи остались почти такими же. В подборках снимков оживают ситуации, события, но, прежде всего - люди.
Наталья Шубенко

Первый фотограф
Середина XIX века. Крымская война. Харьков - на военном положении. Бесконечные повозки с ранеными, тянущиеся к госпиталям, выздоравливающие солдаты и офицеры на улицах. Некоторые из них остались в Харькове навсегда - как молодой подпоручик Василий Досекин.
Как раз в это время мир был буквально болен новым открытием, сулившим невиданные возможности. Как и всякая новинка, открытие вызвало шквал восторгов и нападок. О ней, этой таинственной незнакомке, властно вторгшейся в технический прогресс говорили с восхищением: "Она прекрасна, но никто не должен это признать". Или с печалью: "Живопись умерла, потому что появилась фотография".
Химическая предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнее человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива. Оптическая история фотографии насчитывает примерно 1000 лет. Еще арабский математик Х века Алдахен из Барсы заметил природный феномен перевернутого изображения. В начале XIX века к возможности закрепить полученное изображение подошли настолько близко, что оставалось только проявить предприимчивость. И вот, не самый образованный, зато самый ловкий из первопроходцев фотографии французский художник Дагер оформил патент на изображение метода, названного им в честь самого себя (как видно, скромность не принадлежала к числу его недостатков): дагеротипией. А спустя 10 лет филадельфийская газета писала: "Не может взорваться пароходный котел, или своенравная река выйти из берегов, садовник не может убежать с богатой наследницей, или преподобный епископ совершить неблагоразумный поступок без того, чтобы честный дареготип не поведал об это всему миру".
Появились фотографии европейских архитектурных памятников и Аравийской пустыни, Мексиканской и Крымской войн. В Нью-Йорке стали издавать 2 журнала, посвященных фотографии, а Лондонский университет включил фотографию в программу учебных дисциплин.
А что же Россия? Феодальная, отсталая консервативная… Быть может, в других сферах жизни, но только не в области фотографии. Уже в 40-е прошлого столетия первые русские фотохудожники Греков, Левицкий, Деньер поражали мир своим мастерством и техническими усовершенствованиями процесса фотосъемки. Постепенно волна увлечения фотографией докатилась и до российской провинции как раз тогда, когда 29-летний бывший боевой офицер Василий Досекин решил обосноваться в Харькове и подыскивал достойное занятие.
Досекин происходил из купеческой семьи, однако склонностью к бизнесу не обладал. К великому огорчению родственников, осудивших его за столь неподобающий выбор, Досекин открывает первую в Харькове фотографию. Это волнующее событие состоялось в середине ноября 1858 года. Поначалу таинственную лабораторию и царившего в ней чародея -фотографа обходили десятой дорогой. Но любопытство постепенно привлекло к фотоателье даже консервативно настроенных обывателей. Очень быстро харьковчане поняли, что бояться нечего. И даже почувствовали прелесть нового изобретения: не надо позировать художнику, изнывая от долгих сеансов, не надо платить бешеные деньги за портрет. Несколько минут - и вы обладатель твердой картонной карточки форматом 5,5х8 светло-коричневого цвета. На обратной стороне надпись: "Фотография Досекина. Екатирославская, 3. Город Харьков".
Василий Сергеевич не отказывал никому, и наряду с фотографиями ничем не примечательных обывателей сохранились документы поистине исторического значения. Например, фотография декабриста Розена, жившего в Харьковской губернии в 60-е гг. Досекин был первым, кто запечатлел неповторимый облик харьковских улиц середины XIX века, и, впоследствии именно его фотографии использовал в своем труде Багалей. А однажды (и это уже был верх популярности и предел мечтаний) Евлалия Кадмина, прекрасная, загадочная и очень несчастная актриса, блиставшая в то время на харьковской сцене, заказала Досекину свой фотопортрет. Так началась их дружба. Кадмина жила напротив. На глазах Василия Сергеевича разворачивался ее короткий трагический роман и произошла ее внезапная и оттого еще более страшная смерть в неполных 28 лет.
Вскоре после этого Досекин оставил карьеру фотографа, передав свое дело сыну. Но фотографии Евлалии Кадминой так и остались на стенах его кабинета - до самой смерти.
С тех пор прошло более 100 лет. Но благодаря работам пионеров фоторепортажа мы имеем возможность реально представить события, столь далекие от нас. Но вот что интересно: за полтора века существования фотографии технический процесс изменился до неузнаваемости, а исторические и художественные задачи остались почти такими же. В подборках снимков оживают ситуации, события, но, прежде всего - люди.
Наталья Шубенко