Comens-la-la
Почетный участник
Небольшое вступление на тему: "А оно нам надо?"
Как правило, все неискушенные читатели воспринимают поэзию с точки зрения эмоционального воздействия, созвучности своим мыслям и образам, возникающим при прочтении того или иного произведения. А как и чем создается это эмоциональное воздействие?
Не будем здесь рассматривать такие понятия как "дар божий" и "талант". А что же остается? Остаются некие средства и приемы, с которыми должен быть знаком каждый сочинитель. Ибо, если он не владеет ими, то и эмоциональный отклик на его произведения будет стремиться к нулю.
Основы стихосложения
СТИХОСЛОЖЕНИЕ — раздел теории литературы, изучающий организацию стихотворной речи.
Основные его вопросы: метрика и ритмика, строфика, звуковая организация (звуковые повторы, рифма и пр.), виды стихотворной речи (стих повествовательный, драматургический и лирический), жанры и пр.
В самой общей форме можно сказать, что стихотворная организация придает речи повышенную эмоциональную окраску, особенную выразительность, благодаря чему в стихе самое его звучание воздействует на читателя или слушателя.
В отличие от обычного для речи разговорного стиля произношения, убыстряющего темп речи, пропускающего некоторые звуки («грит» вместо «говорит», «челаэк» вместо «человек» и т. п.), стих требует полного стиля произношения, сохраняющего все звуки слова («Но человека человек Послал к анчару властным взглядом»), это опять-таки усиливает его выразительность.
СТИХОТВОРЕНИЕ — небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме. «В лирическом стихотворении выражается непосредственное чувство, возбужденное в поэте известным явлением природы или жизни, и главное дело здесь не в самом чувствовании, не в пассивном восприятии, а во внутренней реакции тому впечатлению, которое получается извне» (Добролюбов Н.А.).
РИФМА — повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк. Рифма отмечает звуковым повтором стиховые окончания, подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
В организации стиха рифма играет большую роль, ибо она связана не только с ритмом, но и звуковой организацией стиха в целом, лексикой, интонацией и синтаксисом, строфикой.
В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифмы бывают:
- мужские – с ударением на последнем слоге строки («окно – давно»);
- женские – с ударением на втором от конца строки слоге («даром – пожаром»);
- дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге («расстилается – разливается»);
- гипердактилические – с ударением на четвертом и последующих от конца слогах («свешивающиеся – смешивающиеся»).
По расположению в строках рифмы делятся на
- парные, или смежные, связывающие соседние строки (по схеме аа, 66);
- перекрестные в которых созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки (по схеме абаб);
- охватные, опоясанные, в которых рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки (по схеме абба).
В зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах различают рифму точную, в которой повторяющиеся звуки одинаковы («гор – спор», «он – сон»), и неточную с несовпадающими звуками: «рассказ – тоска», «распят – паспорт» и т. п. Разновидностями неточной рифмы являются ассонанс («красивая – неугасимая»), неравносложная рифма («тронуту – фронту»), усеченные рифмы («казарм – глаза»). При несовпадении ударных гласных» но при одинаковых согласных образуется диссонанс, или консонанс («мячики — пулеметчики»),
Различают рифмы простые («чести – мести», «прекрасный – ясный») и составные, включающие в созвучие два-три слова. Составная рифма широко представлена в стихах Маяковского: «ста расти – старости», «большевиков – больше веков».
Как правило, все неискушенные читатели воспринимают поэзию с точки зрения эмоционального воздействия, созвучности своим мыслям и образам, возникающим при прочтении того или иного произведения. А как и чем создается это эмоциональное воздействие?
Не будем здесь рассматривать такие понятия как "дар божий" и "талант". А что же остается? Остаются некие средства и приемы, с которыми должен быть знаком каждый сочинитель. Ибо, если он не владеет ими, то и эмоциональный отклик на его произведения будет стремиться к нулю.
Основы стихосложения
СТИХОСЛОЖЕНИЕ — раздел теории литературы, изучающий организацию стихотворной речи.
Основные его вопросы: метрика и ритмика, строфика, звуковая организация (звуковые повторы, рифма и пр.), виды стихотворной речи (стих повествовательный, драматургический и лирический), жанры и пр.
В самой общей форме можно сказать, что стихотворная организация придает речи повышенную эмоциональную окраску, особенную выразительность, благодаря чему в стихе самое его звучание воздействует на читателя или слушателя.
В отличие от обычного для речи разговорного стиля произношения, убыстряющего темп речи, пропускающего некоторые звуки («грит» вместо «говорит», «челаэк» вместо «человек» и т. п.), стих требует полного стиля произношения, сохраняющего все звуки слова («Но человека человек Послал к анчару властным взглядом»), это опять-таки усиливает его выразительность.
СТИХОТВОРЕНИЕ — небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме. «В лирическом стихотворении выражается непосредственное чувство, возбужденное в поэте известным явлением природы или жизни, и главное дело здесь не в самом чувствовании, не в пассивном восприятии, а во внутренней реакции тому впечатлению, которое получается извне» (Добролюбов Н.А.).
РИФМА — повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк. Рифма отмечает звуковым повтором стиховые окончания, подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
В организации стиха рифма играет большую роль, ибо она связана не только с ритмом, но и звуковой организацией стиха в целом, лексикой, интонацией и синтаксисом, строфикой.
В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифмы бывают:
- мужские – с ударением на последнем слоге строки («окно – давно»);
- женские – с ударением на втором от конца строки слоге («даром – пожаром»);
- дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге («расстилается – разливается»);
- гипердактилические – с ударением на четвертом и последующих от конца слогах («свешивающиеся – смешивающиеся»).
По расположению в строках рифмы делятся на
- парные, или смежные, связывающие соседние строки (по схеме аа, 66);
- перекрестные в которых созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки (по схеме абаб);
- охватные, опоясанные, в которых рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки (по схеме абба).
В зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах различают рифму точную, в которой повторяющиеся звуки одинаковы («гор – спор», «он – сон»), и неточную с несовпадающими звуками: «рассказ – тоска», «распят – паспорт» и т. п. Разновидностями неточной рифмы являются ассонанс («красивая – неугасимая»), неравносложная рифма («тронуту – фронту»), усеченные рифмы («казарм – глаза»). При несовпадении ударных гласных» но при одинаковых согласных образуется диссонанс, или консонанс («мячики — пулеметчики»),
Различают рифмы простые («чести – мести», «прекрасный – ясный») и составные, включающие в созвучие два-три слова. Составная рифма широко представлена в стихах Маяковского: «ста расти – старости», «большевиков – больше веков».