Контроль над оппозицией хотят усилить
В Госдуму внесен законопроект, ужесточающий правила проведений оппозицией маршей, митингов и иных публичных мероприятий. В частности, предлагается ограничить право проведения одиночных пикетов и собраний. Инициаторы огорчены, что россияне не согласовывают с чиновниками такие индивидуальные акции, как, например, самосожжение.
Действующий с 2004 года федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» парламентарии Московской области считают слишком либеральным. Правозащитники убеждены в обратном – ведь Конституция России гарантирует всем россиянам право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Больше всего авторов представленного 14 января законопроекта беспокоит норма, разрешающая не подавать уведомление о проведении одиночных собраний и пикетирований. Почему обвешанный лозунгами и транспарантами гражданин может стоять на площади и раздавать листовки, не спросив на то разрешения?
Инициаторы изменений убеждены, что такая «свобода» препятствует осуществлению правоохранительными органами своих полномочий по обеспечению безопасности участников публичного мероприятия. "Например, бывают ситуации, когда пикетчики-одиночки совершают акты самосожжения, либо на них совершаются нападения. При этом орган власти, как правило, даже не знает о подготовке подобных акций, так как по действующему законодательству не обязательно уведомлять о проведении публичного мероприятия, если в нем участвует один человек", – отмечают парламентарии.
По их мнению, злоупотребляют россияне и правом проведения собраний, понятие которого отличается от определения «митинга» только критерием массовости. Но закон этого критерия не определяет, зато разрешает проводить собрания без согласования с местными властями. «Таким образом, организатор митинга, по сути, может не подавать уведомление, сославшись на то, что проводит собрание. Так же могут поступать и участники массового пикетирования – каждый из них проводит одиночный пикет», – негодуют авторы поправок.
Правда, ни в проекте закона, ни в пояснительной записке они не проясняют, какую ответственность будет нести гражданин, который осуществил самосожжение без разрешения местных властей. Наложение административного взыскания в виде штрафа или «пятнадцать суток»?
День на размышления
Предлагается и ужесточить сроки согласования пикетирования. Сейчас уведомление должно подаваться в срок не позднее трех дней до его проведения. Этой нормой, по мнению авторов законопроекта, организаторы мероприятий злоупотребляют – умышленно подают уведомления накануне выходных и праздничных дней, что «значительно затрудняет соблюдение сроков исполнения своих обязанностей органами местного самоуправления». Поэтому предлагается исчислять этот срок в рабочих днях.
Срок подачи уведомлений о проведении других мероприятий (митингов, шествий и пр.) предлагается прежний (максимум 15, минимум 10 календарных дней), а вот время для встречных предложений со стороны чиновников парламентарии Московской области намерены считать в рабочих, а не календарных днях (не больше трех).
Получается примерно следующий «календарь». Например, если «несогласные» захотят провести митинг 10 января 2011 года (понедельник), то обязаны могут подать заявку не раньше 25 и не позже 28 декабря (29-30 – суббота и воскресенье соответственно). В лучшем случае предложение об изменении места или времени проведения будет дано 31 декабря. Но даже в этом случае вряд ли оппозиция успеет оспорить его в суде.
Кроме того, на организаторов предлагаемые поправки возлагают обязанность заблаговременно передавать в органы власти подробный регламент проведения мероприятия.
Официальных отзывов на представленный 14 января законопроект пока не поступало.
Избыточный либерализм?
Действующий закон, который авторы новых поправок считают слишком либеральным и потворствующим злоупотреблениями со стороны организаторов публичных мероприятий, неоднократно подвергался критике за ограничение конституционных прав россиян на мирное собрание. И чаще всего речь шла о многочисленных злоупотреблениях как раз со стороны чиновников.
Формально закон предусматривает уведомительный порядок организации массовых акций. Но с другой стороны, проводить их нельзя, если это не согласовано с муниципалитетом или властями субъекта Федерации. А, учитывая отсутствие четких критериев, по которым могут разрешить или запретить (согласовать или не согласовать) митинг, марш или демонстрацию, конституционное право ограничивается волей чиновников.
Эти нарушения в специальном докладе отметил Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. По его мнению, закон изначально содержит норму, позволяющую любые разногласия решать в пользу органов власти. Незаконным считает он и перенос заявленного мероприятия на отдаленную городскую окраину или тем более в «резервацию», например, на стадион. Именно так Смольный противодействовал проведению нескольких акций "несогласных", а также изгнал антиглобалистов, когда в Санкт-Петербурге проходил саммит G8. По мнению Владимира Лукина, в таких случаях мероприятия перестают быть публичными и, следовательно, теряют свой смысл.
Отказ чиновников в согласовании, по мнению омбудсмена, должен быть четко мотивирован. Такой позиции придерживается и Конституционный суд России, который в апреле прошлого года рассмотрел жалобу нескольких россиян: «Орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, – он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения. Причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан, либо иными подобными причинами», – заключил суд.
Но, сделав достаточно либеральные выводы, он отказался признавать обжалованные положения закона неконституционными – все споры по конкретным нарушениями должны решать суды на местах. Хотя подавшим жалобы гражданам чиновники отказывали по явно надуманным причинам или даже не объясняя свой отказ, но судьи сочли такие действия законными.
Фонтанка.Ру