• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Михаил Юрьевич Лермонтов

coffeetango

Гуру
Пока что из прозы читала только "Героя нашего времени". Но намереваюсь на этом не останавливаться. :) Так как сие произведение мне очень понравилось. Язык, которым оно написано, показался мне до боли знакомым, будто он написал это только что, в наше время. А что вы думаете по поводу прозы Лермонтова? Каковы ваши ощущения, впечатления? Что вам больше всего понравилось, а что - нет? Итак, высказываемся...
 
"Герой нашего времени" стал первой книгой из школьной программы которая мне реально понравивилась и не прото понравлась а стала одной из любимых. Ну а что говорить о Печёрине почти под каждым словом которого я могу подписаться(конечно с учётом времени). Очень люблю прозу Лермонтава. Хоть он и считается приемником Пушкина для меня он лучше, живее, интереснее.
 
"Герой нашего времени" - произведение, которое люблю со школы. Если говорить о сравнении Печорина и Онегина, то Печорин мне симпатичнее и понятнее. Он живой, он еще борется, мечется, любит. Он способен сожалеть. Самая любимая часть - "Княжна Мэри". Наверное, во многом из-за образа Веры.
Кстати, у Лермонтова есть неоконченная повесть "Княгиня Лиговская", которую можно считать предысторией "Героя...". Еще из прозы великого поэта - неоконченный роман "Вадим". Очень интересная вещь.
 
Я тож люблю "Герой нашего времени" и писателя этоого люблю
 
Кстати, у Лермонтова есть неоконченная повесть "Княгиня Лиговская", которую можно считать предысторией "Героя...".
По словам Андроникова, это скорее набросок...Печорин там даже выглядит по-иному, да и черты характера совсем другие.
Кстати, Андроников до сих пор остается одним из тех людей, кто сумел по-настоящему интересно рассказать о Лермонтове и его эпохе.
К сожалению, книги его сейчас найти трудно:( Есть ли его рассказы в сети, сомневаюсь...Лишь иногда, Культура крутит старые записи.

Кстати, если вы заметили- Герой нашего времени структурно перемешан. Его главы идут, не как было принято авторами ранее-то есть логически-одна часть за другой по времени действия, а так как акцентировал сам Лермонтов.
 
Да, в "Княгине Лиговской" Печорин только находится на грани того, чтобы устать от общества. Мне он даже чем-то напомнил Онегина. Зато из нее мы узнаем о предыстории его романа с Верой.
Мне нравится, что Печорин в "Герое нашего времени" предстает перед читателем как бы с трех сторон - глазами Максима Максимыча, глазами молодого спутника Максима Максимыча и собственными глазами. В "Бэле", рассказанной Максимом Максимычем он представлен неким загадочным персонажем, в "Максиме Максимыче" мы встречаем его уже на завершающем этапе жизненного пути. Ни Максим Максимыч, ни его молодой спутник не понимают трагедии Печорина. А вот три последнии повести - дневник Печорина - мои любимые части романа. Вот здесь уже Печорин становится живым, понятным.
 
NADYNRO, Ага. Главы так построены специально. В каждой последующей мы все больше и больше понимаем натуру Печорина. Он становится нам ближе. Моя самая любимая глава - "Княжна Мэри".
 
Я слышала, что избушка контрабандиста и случай там произошедший-автобиографичен.
Эхх...народу будет хорошо сочинения писать по этой теме:D
Надо порыться у Андроникова и выложить что-нить поподробнее;)
 
Я конкретно уважаю Лермонтова. Очень интересные, совсем современные мотивы его стихов, довольно тонко подмеченные ньюансы. Я где-то слышала, что идею "Колизея" Ария взяла именно со стиха Лермонтова - "Умирающий гладиатор". Впрочем, о стихах Михаила Юрьевича можно говорить много, только, кажется, у вас нашлась общая тема :)
Может, моё мнение идет вразрез с вашим, но так искусно переданый Лермонтовым образ Печорина мне противен как личность, как человек. Проблема "Я и скушное прогнившее общество, где все глупцы и невежды" известна всем во все абсолютно века. Непонимание, мысли, вечная борьба... Однако далеко не все, ища себе идеальное место в жизни, не желая подстраиваться под установившиеся каноны, ведут себя подобно Печорину. Юноша не гнушается разбить сердце неипорченной человеческой жестокостью княжной, полностью равнодушен к отеческим чувствам любившего его как сына человека, не скрывает своего отвращения ко всем и вся, не пытаясь узнать, кто именно находится перед ним - всё те же невежды или кто-то другой, кому нужно всего лишь искренне улыбнуться, чтобы наставить на путь истины. Нет, равнодушный, эгоцентричный, разочаровавшийся себялюбивый страдалец мне не импонирует. Всё же у него было гораздо больше перспектив, чем у любого другого персонажа книги - мог бы и найти себя в мире. Забрать бы все данные ему блага - что бы он делал?
И всё-таки мне это произведение нравится - как литературный шедевр любимого мной автора, так и как книга, которая дарит чувства.
 
слышала, что избушка контрабандиста и случай там произошедший-автобиографичен.
Я тоже об этом слыша, только вот не помню, у кого. Так или иначе Лермонтов по возможности вдохнул в образ Печорина свои черты.
Может, моё мнение идет вразрез с вашим, но так искусно переданый Лермонтовым образ Печорина мне противен как личность, как человек. Проблема "Я и скушное прогнившее общество, где все глупцы и невежды" известна всем во все абсолютно века. Непонимание, мысли, вечная борьба... Однако далеко не все, ища себе идеальное место в жизни, не желая подстраиваться под установившиеся каноны, ведут себя подобно Печорину. Юноша не гнушается разбить сердце неипорченной человеческой жестокостью княжной, полностью равнодушен к отеческим чувствам любившего его как сына человека, не скрывает своего отвращения ко всем и вся, не пытаясь узнать, кто именно находится перед ним - всё те же невежды или кто-то другой, кому нужно всего лишь искренне улыбнуться, чтобы наставить на путь истины.
Дело в том, что роман "Герой нашего времени" относится к периоду позднего романтизма, Лермонтов также был под влиянием Байрона. А романтизму свойственен интерес к титаническим героям, героям-разрушителям. Еще в "Тамани" Печорин сожалеет о том, что потревожил покой мирных контрабандистов, ему самому тяжело от того, что он губит все, к чему прикасается. И в этом есть некий фатализм (последня повесть в романе - "Фаталист"), от Печорина не всегда все зависит. В "Княжне Мэри" мы видим вполне человеческое лицо Печорина, мы видим, как он переживает, и как сам себе пытается доказать, что происходящее с ним ему безразлично. К тому же в русской литературе уже засел синдром Наполеона, который по разному будет воплощаться у Достоевского и Толстого. На мой взгляд, у Лермонтова он получил отклик как раз в образе Печорина. Печорин не обычный человек, поэтому ему дозволено больше, чем остальным.
Само название "Герой нашего времени" ведь весьма иронично, а Лермонтов, по исследованиям, был весьма язвительным и ироничным в жизни. Язвит и Печорин. Каково время, таков и сам герой. Сразу вспоминается "Дума" :

ДУМА
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию - презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства -
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Ведь во многом это произведение перекликается с "Героем нашего времени". Лермонтов часто обращается к исторической тематике ("Боярин Орша", "Песнь о купце Калашникове" , "Последний сын вольности" и пр.), где есть герои, есть примеры для подражания. Но это ведь и время для Лермонтова героическое. Более того, поколение настоящих людей - поколение героев 1812 года, но оно уже отделено от Лермонтова. Он не любит свое время и не любит своих современников... Поэтому на фоне такого поколения, на фоне безразличного общества с его пороками, Печорин становится героем. Это общество, будь оно в Петербурге или на Кавказе, породило его, и оно же заплатит ему за страдания. Увы, оно же ответственно за то, что Печорин губит и ни в чем не повинных людей.

Н-да, что-то я совсем расписалась...
 
"Печорин не обычный человек, поэтому ему дозволено больше, чем остальным."
Разве кто-то, кроме Создателя и Восставшего, имеет более высокие права, нежели стоящий рядом человек? То, что ты многое осознал и достиг, вовсе не дает тебе этих прав - напротив, чем больше сила, тем больше ответственность. Неправильно это, то, что делал лермонтовский герой. Хотя для автора Печорин - личность, его вдохновлявшая и привлекавшая в силу своих черт характера, отсутствующих у самого Лермонтова, и этот недостижимый им образ он и выразил в своем произведении - повторюсь, весьма глубоком, поскольку вызывает чувства, и неважно, что у некоторых людей отрицательные.
 
Лидер,
Понимаешь, давно и неоднакратно было уже сказано о том, что писатель или художник наделен правами Творца... И он волен распоряжаться судьбами своих героев так, как Творец/Высший Разум и пр. волен распоряжаться судьбами людей. Так или иначе в образе Печорина выразились и личные черты Лермонтова. Печорин - личность, хорошо согласующаяся с другими произведениями Лермонтова (вспомни "Демона").
А любить или не любить Печорина - личное дело каждого. Мне, например, он симпатичен.
 
Волями героев - да, а прикинь - в реальной жизни? Прекрасные люди, которым бы быть счастливыми, разочаруются навсегда по чьей-то прихоти. Больно им будет. А ведь они тоже люди.
 
Знание жизни.Вот что поразило меня в этом молодом человеке.Написать такие произведения...Это что-то на грани фантастики.
Образ Печорина-...
Мне нечего сказать.Хочется просто молчать.Поставить три точки,ибо он вечен и совершенен.Так описать человеческую душу...Раскрыть,объяснить,намекнуть,дать надежду и захлопнуть дверь.Казалось,вот-вот я его пойму полностьбю,но нет.Мне никогда не понять его образ,как и образ реального человека.Вечные вопросы без ответов.
Я плакала,когда читала Княжну Мери(да и Максима Максимыча),хотя ничего трогательного там по сути и не было.Но сам Печорин это уже трагизм.Если кто-то ещё не прочел,то вы себе представить не можете,ЧТО вы упускаете.Лично я очень изменилась после этого произведения...
 
Лидер, Печорин тоже был человеком... Вспомни, как он окончил жизнь, и можешь считать это наказанием за его надменность по отношению к людям и игры над их душами.
 
NADYNRO, за всё надо платить. Печорин ещё легко отделался.
А Лермонтов крут. Он мастер своего дела, я таких более чем уважаю - я ими восхищаюсь. Если мне бы предложили поработать с кем-то в паре, с ним бы согласилась.
 
Если мне бы предложили поработать с кем-то в паре, с ним бы согласилась.
не обижайся, но что-то мне говорит, что сам лермонтов бы отказался.. его печорин похож на самого лермонтова во многом..
 
леди Вегондиэль, не похож. Скорее всего, Лермонтов хотел бы быть таким, как его герой, но не смог. Совесть ли не позволяла, вера в человечество, что-то ещё, но М.Ю.Л. таким не был, я очень детально изучала про него всю возможную информацию. Да, если он бы мог, послал бы всех куда подальше, но почему-то всё откладывал этот прекрасный миг, довольствуясь более интересными случаями, когда можно было людей подковырнуть, осветить, раскрыть. Ну такое развлечение у человека было, и, я бы сказала, довольно безобидное - не считая случая с Мартыновым, конечно. Своими руками бы эту заразу задушила. Наверное, жребий ему такой достался, как в свое время Сальери или Дантесу - что, естесственно, его не оправдывает.
"Каждый сам за всё...
Каждый сам отвечает ТАМ"
 
Лидер, да нет, я тоже детально изучала биографию Лермонтова и, наоборот, у Печорина нахожу его черты.
Правда, мне еще кажется, что не было бы Мартынова, был бы другой...Это, действительно, жребий гениев - рано уходить из жизни. Его бы затравили. Если о преследовании правительством Пушкина был просто создан удоваримый миф, то Лермонтова травили.

[ADDED=NADYNRO]1085342685[/ADDED]
Лидер, да нет, я тоже детально изучала биографию Лермонтова и, наоборот, у Печорина нахожу его черты.
Правда, мне еще кажется, что не было бы Мартынова, был бы другой...Это, действительно, жребий гениев - рано уходить из жизни. Его бы затравили. Если о преследовании правительством Пушкина был просто создан удоваримый миф, то Лермонтова травили.
 
Назад
Сверху