• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Михаил Врубель

  • Автор темы Автор темы NADYN
  • Дата начала Дата начала

NADYN

Модератор
Гениально одаренный, М. А. Врубель оставил неповторимый след в разных областях изобразительного искусства. Глубокий традиционализм нашел в его творчестве столь оригинальное воплощение, что тайна Врубеля оказалась неразгаданной. Его роль в истории русского искусства сопоставима - при всех индивидуальных различиях - с ролью Сезанна в западноевропейской художественной традиции. Выросший в семье военного юриста, Врубель получил прекрасное образование. Рисованию его обучали с детства, однако полностью он посвятил себя искусству лишь по окончании юридического факультета Петербургского университета в 1880 г. Осенью того же года Врубель был зачислен студентом АХ. Важнейшим событием академических лет стала встреча с П. П. Чистяковым: занятия у него (с 1882 г.) сформировали изобразительный язык Врубеля, обеспечив необычайно быстрый рост мастерства. Аналитический метод учителя счастливым образом совпал с тончайшей пластической восприимчивостью ученика. Не случайно Врубель свидетельствовал, что основные положения Чистякова оказались для него не чем иным, как "формулой" его "живого отношения к природе". Согласно чистяковскому принципу, форма как бы "высекается" из пространства, определяясь сначала по общим касательным плоскостям, или "планам", а затем по все более мелким, вплоть до исчезновения плоскости в точке. Соответственно, контуру, как таковому, здесь нет места. Отсюда происходит "странная" техника Врубеля, означающая бесконечность стремления к аналитическому исчерпанию видимой формы. В ранний, академический период творчества Врубель поглощен штудиями натуры, добиваясь особенно многого в акварелях ("Автопортрет", 1882; "Натурщица в обстановке Ренессанса", 1883; "Старушка Кнорре за вязанием", 1883, и др.). Одновременно он пробует силы в станковой картине ("Гамлет и Офелия", 1883-84), а чуть позднее - и в монументальной живописи (росписи и иконостас Кирилловской церкви в Киеве, 1884-85). Уже в эти ранние годы Врубель решительно противопоставляет "культ глубокой натуры" передвижнической журналистике. Несколько месяцев, проведенных в Венеции, сильные впечатления, связанные с искусством средневековья и раннего Ренессанса (Чима да Конельяно, Дж. Беллини) разбудили мощный дар Врубеля-колориста. По возвращении в Россию он возобновил работы в Киеве. О силе, которую обрела его палитра, свидетельствуют "Восточная сказка" и "Девочка на фоне персидского ковра" (обе 1886).

1.jpg


В замечательных графических этюдах цветов, относящихся к киевскому периоду, оформляется единственный в своем роде "кристаллообразный" стиль Врубеля. Отсюда протягивается линия к поздним поискам мастера, когда его увлеченность возможностями фактуры заходила столь далеко, что он даже готов был отказаться от красок. Подлинные шедевры композиционного мастерства - эскизы' неосуществленных росписей "Надгробный плач" и "Воскресение" (1887) для Владимирского собора в Киеве, сопоставимые с библейскими эскизами А. А. Иванова; это восхождение по стопам великого предшественника к изобразительным принципам христианского средневековья, где особую роль сыграла В изантия, наследница древнеэллинской художественной культуры. В те же годы Врубель начал работать над образом Демона. Киевский период обозначил сложение основных стилистических черт и мотивов врубелевского творчества. Тяготение художника к причудливому и фантастическому, дающее знать о себе в сю-жетике его произведений, нередко заслоняло в глазах современников истинные ценности искусства Врубеля. Между тем наиболее поразительны в его творчестве откровения природы, фантастична глубина его проникновения в реальность, перед которой отступает самое прихотливое воображение. Однако оценить это смогли немногие. 1890-е гг. отмечены исключительно напряженной творческой активностью Врубеля. Этому способствовало сближение с С. И. Мамонтовым, участие в его художественных начинаниях. В московский период Врубель создает известные картины "Демон сидящий" (1890),

2.jpg


"Испания" (1894), "Гадалка" (1895), "Пан" (1899),
3.jpg

ряд портретов, пишет декоративные панно (среди них "Венеция", 1893; "Микула Селянинович" и "Принцесса Греза", оба 1896; панно на темы "Фауста", 1896; "Богатырь", 1898), иллюстрирует произведения М. Ю. Лермонтова, занимается скульптурой и декоративной керамикой, работает для театра. Стилистика названных вещей дает основания трактовать искусство Врубеля как оригинальную версию модерна, а с другой стороны - видеть в нем целостное воплощение идей русского символизма. Последнее подтверждается огромным влиянием Врубеля в среде русских писателей-символистов. Участие в выставочной деятельности "Мира искусства", ряд успешных выступлений на международных выставках принесли Врубелю европейскую известность. Среди поздних его шедевров - картины "К ночи", "Царевна-Лебедь",

4.jpg


"Сирень" (все 1900), "Демон поверженный" (1902), "Шестикры лый серафим" (1904). Об огромном творческом потенциале Врубеля еще более красноречиво говорят его поздние графические листы. Такова знаменитая "Жемчужина" (1904), вместе с циклом подготовительных рисунков углем открывающая не виданные еще перспективы пластической выразительности; таковы вариаций "Пророка", этюды цикла "Бессонница", портретные и бытовые зарисовки. Как бы ни были причудливы образы Врубеля, их подлинным источником является природа. Художник признавался, что и не думал изображать морских царевен в "Жемчужине" - их образы возникли из игры перламутра как бы сами собой. Из таких же метаморфоз видимого рождается женская фигура в "Сирени", одной из завораживающе прекрасных картин Врубеля. В сумеречной атмосфере цветущий куст создает вп ечатление некой фантастической архитектуры, целого "дворца цветов", под сводами которого одетая мраком фигурка воспринимается как вечная обитательница этих мест, душа цветущей природы, "муза сирени". Сам Врубель наиболее точно определил истоки своего искусства, когда говорил, что техника - это способность видеть, а творчество - способность глубоко чувствовать. Еще в 1902 г. колоссальное творческое напряжение сказалось на состоянии здоровья Врубеля: он пережил сильный приступ психического расстройства. С тех пор художник находился под наблюдением врачей. Временами здоровье позволяло ему возвращаться к работе, однако болезнь прогрессировала. За четыре года до смерти Врубель ослеп. В эволюции русского искусства Врубель представляет собой фигуру ключевого значения. Если символизм нашел в нем своего глубочайшего выразителя (что особенно хорошо чувствовал А. А. Блок), то в его же творчестве берет начало новое художественное движение. Именно это имел в виду К. С. Петров-Водкин, говоря: "Врубель был нашей эпохой".
 
ПОЛЕТ ФАУСТА И МЕФИСТОФЕЛЯ

6.jpg


Это изображение входит в цикл панно, исполненных для готического кабинета А.В. Морозова в Москве. Античный мир, средневековые рыцарские легенды составляют круг предпочтительных тем в декоративных фантазиях Врубеля. В оформлении двух особняков морозовской фамилии (С.Т. Морозова на Спиридоновке и А.В. Морозова в Подсосенском переулке) Врубель выступает в содружестве с самым значительным архитектором московского модерна Ф.И. Шехтелем. В творчестве обоих мастеров искусство перевоплощения, игра образами разных стилей достигает изощренной виртуозности. В «Полете Фауста и Мефистофеля» барочная турбулентная складчатость соединена с готической заостренной угловатостью и колючестью. Все зрелище кажется вырисованным языками дыма и пламени, взвившегося вверх из правого нижнего угла картины. Сюда притянут плащ Фауста, словно только что оторвавшийся от цепких колючек репейника, с которыми почти соприкасаются оконечность меча и носок сапога. Эти соприкосновения приходятся точно на линию горизонта, то есть на уровень зрения наблюдающего эту сцену зрителя. Присутствие зрителя в этой точке изоб
ражения обнаруживается взглядом Мефистофеля, который скосил глаза именно сюда, в этот угол композиции, как будто бы здесь шевельнулся не только куст репейника, но и спрятавшийся незримый очевидец. Пунктир вместо непрерывной линии сообщает контуру характер стремительной скорописи, как если бы это был ре-портажный набросок с места событий. А вместе с тем это похоже на нитяной стежок на вышивке, тогда как блеклая цветовая гамма в необычайно изысканном сочетании оттенков пепельно-серого и розового напоминает одновременно выцветший гобелен и фак туру старых фресок.

Реальность фантастического
При плоскостно-орнаментальной стилизации формы сцена полета поразительна точностью психологического рисунка:
самоуглубленный, словно в своей ученой келье, Фауст и неустанно-бдительный, с пронзающим взглядом Мефистофель
 
Я помню мы писали сочинение по картине М Врубеля "Царевна- Лебедь"...Мне кажется, что есть много чего заметить, увидеть в эго картинах...
 
ребята... ой, девчата, давайте жить дружно. Врубель был дурак, в смысле, помешаный, хрупкий чел, заигрывавший с романтикой демонизма, путавший живопись с литературой и измотавший психику в полётах наяву и коммерческих заказах.
Единственое упоминание, которое меня заставляет настораживаться: парижская выставка Врубеля со-товарищи и разговоры о влиянии его на Пикассо, который посещал Врубелевский зал.
Эээ... представьте панно Микула Селянинович в несколько метров высотой и молодой Пикассо перед ним...
 
Что-то ты уж очень жестко пишешь про Врубеля. Как у тебя все просто:"Дурак, помешанный чел".
 
Интересный факт:
На Нижегородской выставке 1896 года верховная комиссия, ведавшая ее убранством, отказалась принять две работы Врубеля, а именно "Принцессу Грезу" ( в представлении Врубеля - олицетворение Европы) и "Встречу Микулы Селяниновича с Ильей Муромцем" ( олицетворение России). Возмущенный Савва Мамонтов выделил собственные средства на строительство отдельного павильона специально для этих двух полотен, не угодивших официальной комиссии.

Вот так вот. Вот такой маленький штришок.
 
Рика
ну мало ли что было тогда революционно для русской академии. ) вообще, факт известный.

Димка, это очень мягкое суждение. Жена (ближе к концу) не могла его ни видеть ни переносить - и сам он себя боялся. Психиатры ловили его на вокзале. Всякое было. Демона писал пять лет. Одно их полотен замазывая каждый день до полного распада.
 
Так это уже в конце жизни. А то, что Врубель с сумасшедшинкой, конечно, видно во всех его картинах. Но это все равно гениально. В этой сумасшедшести и кайф.
 
Я достаточно долго вообще не могла воспринимать картины Врубеля, а потом как-то в плохом настроении заехала в Третьяковку одна и очень долго бродила по зала с его работами. Наверное, момент был такое, когда я смогла посмотреть на творчество художника с другой стороны.
Да, Врубель безумен, но он и гениален в своем безумстве. На мой непрофессиональный субъективный взгляд это показывает "Демон поверженный". Я могу не доконца понимать эту картину, но не могу ей не восхищаться. Жаль, пока не встретила в сети хорошую репродукцию, способную передать все краски.
Также люблю №Принцессу Грезу", "Сирень", "Царевну-Лебедь".
 
Да, Врубель безумен, но он и гениален в своем безумстве.

Кстати, по воспоминаниям современников Врубель не был безумным, хотя его несомненную гениальность они подтверждали. Он был скромным человеком, влюбленным в свою жену и живопись.
 
Вот-вот, безумным не был. Был очень нервозным и восприимчивым. Жизненные неурядицы сломали его психику уже в конце жизни. Да и то, если не ошибаюсь, безумие у него было периодами.
 
Надеюсь, никто на меня не обидется, если я тут процитирую стихи Андрея Белянина, посвященные Врубелю?:)
Как давно хочется собрать какую-нибудь тему, посвященную стихам (а можно и прозе) о художниках и картинах:)

ВРУБЕЛЬ. ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ

Царевна-Лебедь...
Опускаю руки
И чувствую безумное желанье,
Как пред иконой, преклонить
Колени...
Мои мечты, души бурлящей муки
И сердца сбой, неровное дыханье
Сквозь образы бесовских
Наваждений,
Как облака, облитые закатом,
В волшебной раме
Камышей прибрежных
Как серебро,
Как молоко,
Как снег...
И хлам забот уносится куда-то:
Я вижу крыльев трепетную нежность
И этот взгляд
Из-под смущенных век.
Царевна-Лебедь, не молчи, молю!
Кто втиснул в кисти дивное искусство,
Заставив хаос
Красок бессловесных
Твердить:
- Люблю...
Люблю...
Люблю?!
До святости возвысив это чувство,
Что рухнуло лавиною отвесной,
Заставив обожженный горем разум
Из ничего на холст явить нам
Чудо!
В которое и сам не вправе верить:
То из былин или славянских сказок,
Из тьмы веков,
А может, ниоткуда?
И вдохновенье можно ли измерить?
...Мне кажется, ты дышишь.
И дыханье
Плывет печальной ласкою на плечи
Далекого и близкого сюжета,
Как первое любовное признанье,
Что душу так томит
И сердце лечит.
Ты только не молчи...
Но нет ответа.
Царевна-Лебедь!


"ВРУБЕЛЬ"

Подлунный мир, похожий на мираж...
Душа, как створки окон,- нараспашку.
Мне обжигает пальцы карандаш,
Закованный в кленовую рубашку.
Как бесконечно тянутся часы!
И как неясен тусклый смысл созвездий,
Как долог путь от млечной полосы
До лестницы в заплеванном подъезде...
И оттиски далеких черных дней
Стучат в висках холодной звонкой болью.
И в сердце кровь шалеющих коней,
Насыщенная порохом и солью...
Я больше не могу в таком огне
И пустоты, и недопониманья.
Но где-то там, в душе, на самом дне
Весь первобытный ужас мирозданья!
И вот тогда бессильны образа,
И каждый миг, словно столетье, длится.
И Демона хрустальная слеза,
Как жизнь моя, скользит, боясь разбиться.
Который век? Которое число?
Кто выдумал, что красота бессмертна?
Холодный воздух утра... Рассвело.
Короткий путь от вечности к мольберту…
 
А ещё больше стихов, вдохновлённых творчеством Врубеля.

На мой взгляд, одна из прекраснейших граней Врубеля - его работа иллюстратором "Демона".
 
Мое слово

Для меня Врубель всегда был не просто художником, Врубель - это целый мир! Великий человек! Мне трудно подобрать нужные слова для того, чтобы выразить степень гениальности, присущую ему. Когда я говорю художник, то, прежде всего, имею ввиду М. Врубеля, когда я говорю творчество, то подразумеваю под этим работы Врубеля, истинное искусство – это то чем занимался Врубель! Он – Творец, художник, и великий человек, которым Господь одарил человечество.
Я горжусь тем, что Врубель – это русский художник, да и не могло быть иначе! Глубина присущая его картинам – это бездна человеческой души, которая разверзается в русском человеке как ни в каком другом. Люди, которые считают Врубеля непонятным – это люди еще не заглянувшие в себя, не узревшие рока, довлеющего над собственной судьбой, интуитивно страшащиеся тех открытий, которые способны совершить.
Если говорить о художнике Врубеле, то вся эта импрессионистическая волна, родившаяся от окончательного регресса западного общества, во Франции (заметьте, до сих пор это одна из самых «ленивых» стран запада) не идет ни в какое сравнение с истинной мощью духа, направленного на непреодолимое стремление к красоте у Врубеля. Ренуар, Мане, Дэ Га, Ла Трэк, Моне, Дерен, Матис, (это еще первая волна) – все это замечательно, все это красиво и модно, и вместе с тем это – начало конца. Современное искусство оправдывают поиском новой формы, но не обращают внимания на отсутствие поиска содержания. Стало модным додумывать за автора смысловой контекст его работы. И начало именно там, в новом цвете света импрессионистов. Врубель избрал иной путь, и это был путь не каминной живописи коммерческого характера. Со мной можно не согласиться мол, Врубель охотно брался за любую работу: декорации, роспись, графика, мебель и т. д. Но это скорее мазок практичности, а не погоня за успешностью. Глубина свойственная его картинам не присуща, пожалуй, более никому. И дело тут не в безумии автора. Разве история знает мало психически нездоровых художников?! Отнюдь. Михаил Врубель нес в себе дух будущего, как предзнаменование грядущей эпохи катаклизмов и трагедий. Врубель – как и Босх в полной мере выплеснул на холст страдание, но если у Босха это страдание бесовское, то у Врубеля имеет более масштабный вид и сопоставимо с сатанинскими муками. Босх акцентируется на теле, Врубель на духе. История его жизни – не просто трагична, она чудовищна, то, как библейское «всяк возлюбленный мною претерпит более других» реализовалось в его судьбе – ужасает. Трагедия человеческой жизни (он рано потерял мать, страдал от любви к замужней женщине, его сын был изуродован заячьей губой и умер малолетним, его психическое здоровье пошатнулось, под конец жизни Врубель ослеп) открывает духу новое метафизическое пространство. Психиатр Врубеля проф. Усольцев сказал: « Я долго и внимательно изучал Врубеля, и считаю что его творчество не только вполне нормально, но так могуче, и прочно, что даже ужасная болезнь не смогла его разрушить».
Персонажи Врубеля невероятно эротичны. Это касается и его Демона и Христа, две эти фигуры пронизывает феминная сексуальность, раскрывающая себя как женская, чувственная сторона мужской натуры. Женские же образы – наоборот: величественны, холодны, неприступны и строги. Ночной свет в его работах – это подсознательный ответ ночам Ге – одноликим, предрешенным. Врубель играет в цвет, не забывая форму и содержание: антитезис плоской праведности – чувственность и эмоциональный коллапс.
Описывать работы Михаила Врубеля дело неблагодарное, их нужно увидеть, прочувствовать, пережить.
В Москве проходит замечательная выставка Врубеля и Борисова-Мусатова, выставлены картины из частных коллекций, в основном графика. Она производит огромное впечатление на посетителей, в этом можно убедиться, пролистав альбом отзывов. Однако то, что в ней объединены два таких непохожих художника, негативным образом отразилось на впечатлении от работ Мусатова. Врубель – потрясает своей мощью и трагичностью и картины Мусатова – лиричные и светлые (уместные в совсем другой атмосфере) не трогают из-за своей легковесности.
На мой взгляд, Врубель один из величайших художников в мировой истории и к этому выводу еще только должны прийти поколения будущего, должны оценить размах его таланта, его величие и уникальность
 
Михаил Врубель- это явление, настоящий талант, самобытный творец. Честно признаться, не особенно я люблю русскую живопись (в лице классических Куинджи-Левитана-Айвазовского). Я люблю демонов, Тамар, царевен-лебедей Врубеля, люблю безумство в его картинах, чувственность и красоту изображенных на полотнах лиц и тел, символизм. Гениальный, неподражаемый мастер. Великолепный, лучший для меня русский художник.
 
Врубель не похож ни на одного другого живописца, как и ни один другой художникне похож на Врубеля. Признание пришло в нему слишком поздно, он остро чувствовал свою исключительность в искусстве. Его жизненный путь трагичен: расписывая Кирилловскую церковь, он боялся, что когда-то окажется в Кирилловской больнице (для душевнобольных), и именно так и случилось, когда душевное здоровье Врубеля было подорвано после смерти маленького сына; в конце-концов в петербургской клинике он убил себя сознаьельно, открыв окно в сильный мороз.
Его художественный метод построения из кристаллических фигур как нельзя лучше отображает внутренне напряжение его образов, какой-то надлом и таинтсвенность.
В работах Врубеля меня больше всего завораживают глаза его персонажей - миндалевидные, загадочные и грустные, бездонная глубина черного омута, как у "Девочкина фоне персидского ковра", Демонов, "Цапевеы-Лебедь", Богоматери из Кирилловской церкви.
Кстати, киевляне 19 века узнавали в ней Эмилию Прахову и отказывались молиться перед "живой женщиной".
 
Назад
Сверху