• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Мифология древних хеттов

Sonja Naimann

Аватармэйкер
Признавайтесь, кто что знает про мифы хеттов! Я слышала про Иштар. Она вроде бы богиня любви и красоты как Афродита.
Еще мне нравится вот такое начало мифа об Ашерту:
Однажды богиня Ашерту пожелала возлечь рядом с богом Ваалом, буйным богом грозы. Но отказался Ваал. И тогда Ашерту разгневалась сильно и так сказала Ваалу:
-Ну подожди! Если ты воспротивился мне, тоя трижды тебе воспротивлюсь! И словом тебя оскорблю, и веретеном своим уколю! Подожди, увидишь как я ненависть свою утолю!

Вот такие высокие отношения. Причем Ашерту, конечно, богиня замужняя. А когда Ваал пошел жаловаться муженьку ее, тот осерчал на ... Ваала. Какого черта мою жену не возжелал?!! Странные боги :D Не находите?
 
Попробую ответить в теме с бооольшим опозданием:), хотя я мало разбираюсь в хеттской мифологии и все время всех путаю. Но под руку попались несколько статей:)

Иштар изначально была центральным божеством аккадской мифологии, соответсвующей шумерской Инанне. Ее культ у хеттов распространился во II тысячелетии до н. э. Но ее образ поинтереснее, чем образ Афродиты, так как ей присуще и военные функции.
Немалую роль она играет в цикле о Гильгамеше. Иштар предлагает ему свою любовь, но он отказывается, обвиняя ее в коварстве и в том, что богиня погубила многих своих возлюбленных среди людей, богов и животных. За этот отказ Иштар мстит Гильгамешу, насылая на его родной город Урук небесного быка - чудовище, созданное по ее просьбе Ану. Но Гильгамеш, разумеется, побеждает быка:)
Дьяконов (один из извсетнейших российских исследователей, переводчик цикла о Гильгамеше) пишет, что в Уруке культ Иштар связан с оргаистическими празднествами, включающими самоистязания, принесением в жертву богине девственности ее жриц-кадишту. Также она считалась покровительницей проституток и гомосексуалистов.
Да, определенно, интересная богиня:D
 
Ха, похоже у хеттов были женщины страшненькие и мстительные зато нимфоманки! Иначе откуда такие мифы про богинь :D

А культ Иштар похож на культ индийской Кали.
NADYN, скажи мне, серой :), исторически-географически, где располагались хетты?
 
У меня тоже ассоциация с культом Кали возникла. А любая ассоциация с Афродитой пропала:)
Территориально империя хеттов располагалась в Северной Сирии.
А по поводу женщин сейчас вспомнила о том, что существует трациция соотнесения хеттов с амазонками греческой мифологии. Проделывались даже попытки доказывать это на примере союза амазонок с троянцами, а в хеттских источниках встречаются сведения как минимум о торговле с Троей. Что тут истина, а что приятнуто за уши объяснить не смогу, так как хеттами никогда не занималась.
А вот главы о хеттской релиигии из известной книги О. Р. Герни Хетты

Характерным богом хеттской Анатолии был бог Грозы, ибо, в отличие от выжженных долин Месопотамии, Анатолия — страна туч и бурь. Имеется множество местных памятников, изображающих это божество в различных видах, а из текстов мы узнаем, что с его культом было связано очень большое число городов. Сирийское искусство часто изображает его так: он стоит один, в руках у него топор и символическая молния; в самой Анатолии его изображают правящим примитив- колесницей, которую быки тащат по вершинам гор. Бык — его священное животное, которое может в одиночку стоять на алтаре в качестве культового символа бога, что мы и видим на ортостатах в Аладжа-Хююке (см. и фото 2). Бог Грозы, стоящий на быке, ставший хорошо известным по всей Римской империи под именем Юпитера Долихена, по-видимому, возник в ходе более позднего развития образа.
В мифологии бог Грозы фигурирует как убийца злея Иллуянки. Этот миф обсуждается ниже.
Самые знаменитые храмы бога Грозы были найдены районе Тавра и на равнине Северной Сирии; а это была та область хеттской империи, в которой преоблающую часть населения составляли хурриты. Соответвенно мы здесь повсюду находим культ хурритского рта Грозы Тешуба и его супруги Хепат.
В хурритском пантеоне богиня Хепат (или Хепит) почти равна по значению своему мужу Тешубу. Обоим соместно поклонялись в Алеппо, Самухе (может быть, Цалатья?), Кумманни (вероятно, классическая Комана Каппадокийская), Уде (классическая Гида), Хурме и Апцисне. Хепат изображается в виде величественной жещины, иногда стоящей на льве, ее священном животном, но без прочих специальных атрибутов. Э. Кумманни она занимает первое место; знаменательно, что Комана была столицей богини Ма-Беллоны. Но кумманийская богиня в хеттских текстах как будто не имеет воинственных черт. Возможно, она приобрела их позднее в результате синкретизма.
Хурриты наделили эту божественную пару сыном по имени Шаррума, или Шарма. Этот бог был довольно убедительно отождествлен с божеством, символом которого в изобразительном искусстве была пара человеческих ног; он дважды изображен в Язылыкая; один раз непосредственно следующим за своей матерью в процессии богинь, другой раз в малой галерее, сбоку от главного алтаря; здесь он показан крупным планом и держит в своих объятиях царя Тудхалию IV .В текстах он упоминается главным образом в связи с Удой и Кумманни.
Другим выдающимся божеством хурритов была богиня Сауска, отождествляемая с Иштар и обычно так и упоминаемая в текстах. Хурритской Иштар поклонялись в Самухе и ь ряде других городов в районе Тавра. Царь Хаттусили III взял ее себе в покровительницы, а так называемая «Автобиография» царя посвящена ей. Богиню изображали в виде фигуры с крыльями, стоящей на льве, и ее можно узнать в крылатой богине на некоторых печатях и иных памятниках. Она имеет двух прислужниц, Нинатту и Кулитту.
Существует много иных хурритских божеств, чьи культовые центры лежали вне хеттской орбиты; эти божества никогда не включались в хеттский пантеон. Такие месопотамские божества, как Ану и Анту, Энлиль и Нинлиль, Эа и Дамкина, были известны хеттам через хурритскую религию и часто упоминаются в текстах, но они, по-видимому, считались чужеземными.
К западу от страны хурритов, между южным краем соляного бассейна и подножием холмов Тавра, лежала группа значительных городов, из которых наиболее известный — Туванува, классическая Тиана. Здесь чтили бога Грозы, быть может, под иным именем, которого мы не знаем, ибо его супруга выступает уже не под именем Хебат, а под такими именами, как Сахассара, Хувассана, Тасими. Этот район был, по-видимому, центром поклонения богу хаттов Вурункатти (что означает «царь страны»), который фигурирует в текстах пои именем шумерского бога войны Забабы.
Отправляясь к северу от Туванувы, мы попадаем самое сердце хеттского царства, родину хаттов. Здесь великим религиозным центром была Аринна, священный город; местоположение города не установлено, но известно, что он находился на расстоянии однодневного перехода от столицы, Хаттусы. В Аринне главным божеством была богиня Солнца, Вурусему; бог Грозы, ее супруг, занимает второе место, и у них есть дочери Мецулла и Хулла и даже внучка Цинтухи. Дальше к .востоку, по-видимому, находилось другое важное место поклонения богу Грозы, город Нерик. Бог Телепину, чье имя неотделимо от мифа об исчезнувшем боге (см. ниже), связан с четырьмя городами этого района. Он, видимо, был богом землепашцев, поскольку его отец, бог Грозы, говорит о нем: «Этот сын мой могуч; он боронит и пашет, он орошает поля и растит колос», поскольку Телепину играет главную роль в мифе, описывающем, как замирает жизнь вследствие его ухода, он, вероятно, был типичным «умирающим богом» и, подобно Адонису, Аттису и Осирису, олицетворял жизненные силы природы, которые представляются умирающими зимой и воскресающими весной. Однако, поскольку бог Грозы и бог Солнца играют в мифологии эту же роль, кажется более вероятным, что в этом качестве мог выступать любой из богов и что различные версии этого мифа возникали независимо в разных культовых центрах, посвященных тому или иному богу.
В Сариссе и Карахне и, быть может, еще где-нибудь существовал культ бога, встречающегося в текстах под титулом, по-видимому означающим «Покровительствующий дух» или «Провидение». Однако, если этот бог был отождествлен на памятниках правильно, его следует считать богом деревни; в самом деле, в одном из текстов он описывается как «дитя полей». Его священным живоным был олень, и он изображается стоящим на олене с зайцем и соколом в руке. Этот культ был распространенным и, по-видимому, шел из глубокой древности, ибо фигурки оленей найдены в могилах, датируемых III тыс. до н. э. Существует еще немало хаттских божеств, но они для нас — лишь имена. Многочисленными были, по-видимому, боги гор.
О лувийском пантеоне мы знаем мало. Сайта, «царь», отождествлявшийся хеттами с Мардуком, был, вероятно, лувийским божеством; атрибуты его, впрочем, неясны. Датта был лувийским богом Грозы. Многочисленные имена божеств, оканчивающиеся на -аssаs, -assis и -imis, следует отнести к лувийскому языку, но это, вероятно, лишь титулы. Сайта продержался до греческого периода, превратившись в Сандона, и его культ отправлялся в Тарсусе.
Бог Тархунт должен быть отождествлен с этрусским Тархоном, имя которого лежит в основе имени Тарквиний; Тархунт был богом Грозы, хотя и неясно, какая категория людей почитала его. Он был главным божеством позднехепских царств, и поэтому хочется соотнести его с теми, кто говорил на «иероглифическом хеттском» языке; однако, как мы видели, местоположение родины этого народа само остается неясным. Тархунт вообще не фигурирует в хеттских религиозных текстах, хотя его имя входит как составная часть во многие личные имена, выглядящие лувийскими. Здесь следует также упомянуть богиню Кубабу, несмотря на то что в текстах о ней говорится весьма мало и место ее происхождения неясно; дело в том, что она, несомненно, прототип фригийской Кибебы-Кибелы.
В этом кратком очерке мы упомянули лишь главные божества основных культовых центров, чтобы избежать путаницы. Тексты буквально кишат именами божеств, и надо предполагать, что в каждом алтаре главные боги были окружены сонмом младших богов и богинь, о функциях и атрибутах которых у нас имеются лишь самые смутные представления.
Из всего разнообразия местных культов жрецы Хаттусы создали официальный пантеон, ядром которого был культ, который отправлялся в находившемся неподалеку святилище Аринны. Богиня Солнца Аринны превозносилась как «царица страны Хатти, царица Неба и Земли, владычица царей и цариц страны Хатти, руководящая правлением царя и царицы Хатти». Она стала верховной покровительницей хеттского государст ва и монархии, и царь всегда обращался в первую очередь к ней за помощью в битве или в годину народного бедствия.
Как она соотносилась с богом Солнца, по-видимому, никогда не было определено с достаточной четкостью. В мифологии этот бог выступает как царь боров и в большинстве перечней, сопровождавших договоры, занимает первое место. Подобно своему вавилонскому напарнику, он считался богом правды и справедливости, ибо именно солнце, совершая свой дневной путь, беспристрастно взирает на все дела человеческие. Царь Муваталли обращается к нему в молитве со следующими словами:
Небесный бог Солнца, мой господин, пастырь человечества! Ты встаешь, бог Солнца, из моря и всходишь на небо О небесный бог Солнца, мой господин, каждый день ты вершишь суд над человеком, собакой, свиньей и над зверем диким.
Ту же концепцию мы находим в гимне, обращенном явно к богине Солнца города Аринны, но как к мужскому божеству: «Ты вдохновенный вершитель справедливости, и неутомим ты в своем судилище». Почему говорится, что бог Солнца встает из моря? Высказывалось Предположение, что эта фраза, возможно, служит укаранием на то, что хеттский бог Солнца имеет не местное, анатолийское происхождение, а привнесен туда народом, жившим где-то на восточном побережье. В самом деле, имеется любопытная деталь: в одном из текстов описан бог Солнца с рыбами на голове, и существовал особый тип бога Солнца, известный как «бог Солнца воды». Имелся также бог Солнца (или, пожалуй, скорее богиня Солнца) подземного мира; считалось, что солнце проходит через этот мир на своем пуки с запада на восток в темное время суток.
Однако, согласно официальному богословию, супругом богини Солнца Аринны был не бог Солнца, а бог Грозы Хатти, которого иногда Называли небесным богом Грозы. Этот великий образ мог зародиться в местном культе, в Аринне, в Хаттусе или в Куссаре (в надписи Анитты он уже верховное божество), но он по самой сути — главный бог Грозы, чей культ, как мы уже видели, был широко распространен по всей Анатолии. Его называли «царь Небес, господин страны Хатти». Он также, подобно своей супруге, был богом битвы, неотделимым от военных удач и превратностей. Только он мог представлять народ в его сношениях с чужеземными странами. Так, например, считалось, что договор между Хаттусили III и Рамсесом II заключается для того чтобы «увековечить отношения, которые бог Солнца Египта и бог Грозы Хатти установили для Египта и страны Хатти».
В конце существования хеттской империи государственная религия подпала под сильное хурритское влияние. Здесь, несомненно, сыграли существенную роль выдающиеся качества такой личности, как царица Пудухепа. Она была паревной Кумманни в Киццуватне — одном из главных центров культа богини Хепат, и само имя царицы говорит о том, что она была посвящена зтой богине (Точное произношение имени богини неясно, так как написание колеблется между Хебат, Хепат и даже Хепит.). Как раз в той молитве, которая приписывается супругу царицы Пудухепы, царю Хаттусили, богиня Хепат прямо отождествляется с богиней Солнца Аринны; это — акт синкретизма, никаких следов которого мы не встречаем до этой даты. С другой стороны, на царской печати, оттиск которой изображен в египетском варианте договора Хаттусили с Египтом, царица предстает в объятиях богини Солнца Аринны; эту тесную близость можно понять, допустив, что имя богини Солнца здесь употреблено вместо хурритской Хебат, покровительницы города, в котором родилась царица. Впрочем, один из ритуальных текстов позволяет думать, что между богиней Солнца и царицами Хатти признавалось существование особой связи. Вероятно, в то же время хурритский Тешуб был отождествлен с богом Грозы Хатти, а божественный сын Шарма — со своим напарником, богом Грозы Нерика и Циппаланды.
Правильно или нет мы датировали принятие хурритского культа, ясно, что наскальные рельефы в Язылыкая появились, когда этот процесс был уже завершен. Дело в том, что ведущая богиня этого пантеона носит имя Хепату, вырезанное четким иероглифическим письмом, и есть основания полагать, что фигурка ее сына, стоящего позади нее, обозначает Шарму. Возглавляющий процессию и стоящий напротив нее бог несет символы, означающие «небесный бог Грозы», но, принимая во внимания хурригское имя его супруги, можно с уверенностью сказать, что здесь подразумевался Тешуб. Это бородатый человек с палицей в правой руке; ступнями он попирает согнутые шеи двух существ, тела которых изображены так, чтобы было ясно, что это — обожествленные горы. Запряженная быками колесница, на которой в других памятниках бог изображен едущим по этим горам, в Язылыкая отсутствует, однако художник изобразил этих двух быков выглядывающими из-за ног бога Грозы и его супруги. А имена этих быков и двух гор нам известны: быки — это Сери и Хурри (В песне Улликумми их зовут Серису и Телла (см. ниже).), а горы — Намни и Хацци. Это хурритские имена; по-хурритски Сери и Хурри означают соответственно день и ночь (Хурри — букв, «утро; восток»; Сери — «вечер>.— Примеч. ред.); Хацци — это гора Касиус вблизи Антиохии в Северной Сирии (которая была хурритской страной). Тогда получается, что этот образ бога Грозы в колеснице сам проистекает из хурритского источника.
 
существует трациция соотнесения хеттов с амазонками греческой мифологии
Не слышала о таком. Судя по мифам, с мужиками хеттки :) обращались сурово, собственнически.

Ассоциации с Афродитой и солнечной Грецией, действительно пропали. Помимо Кали, маячат в ассоциациях египетские боги. По крайней мере, животная символика во многом схожа.
 
Кажется, появление гипотезы об амазонках-хеттах связано с именем Леонхарда, но точно не скажу:)

А в греческой мифологии таких воинственных и независимых богинь все-таки меньше:D Разве что Афина.
 
И Артемида, слишком древняя для греков.
 
Кстати, вот с Артемидой можно провести какие-то параллели с жестокими хеттскими богинями. Это у Артемиды были жрицы-весталки? Их ведь тоже в жертву приносили и вообще с ними плохо обращались
 
Тахо-Годи раскрывает этимологию самого имени Артемида как "медвежья богиня", "владычица", "убийца". Богиня использует стрелы как оружие наказания. Также она требует человеческих жертв (например, в жертву ей приносят Ифигенею, которая в одних источниках гибнет, а в других богиня переносит ее в Тавриду и делает жрицей, от руки которой чуть было не погибает ее брат Орест). И в тоже врямя она - покровительница девственности и целомудрия.
 
Весталки - это у Весты, римского аналога Гестии :) У Артемиды тоже были жрицы-девственницы, но они звались по-другому :)
Именно "медвежьи связи" Артемиды показывают, что эту богиню греки "позаимствовали" у более древних народов, находящихся на других стадиях развития...
 
Очень натянутую, но все-таки связь, нашла в астрологии :) Имя Иштар предположительно восходит к хеттскому слову hašter, «звезда»! астрологи утверждают, что Иштар была связана с созвездием Большой Медведицы, так же как и Афродита :)

И вот еще про Афродиту: Отличительная особенность Жриц этой Богини - Они никогда не бывали Девственницами, но при этом в храм Афродиты мужчины не имели доступа. Ее священные птицы: голубка, лебедь, попугай и цапля.

Уж не знаю почему, но у жестокой Иштар тоже в символах есть голубка
 
Сейчас она кажется нам жестокой, а раньше все могло быть по-другому ;) А потом, любовь как раз не отличается милосердием :)
 
Миф об Иллуянке является хеттским вариантом сюжета о борьбе Бога Грома с Мировым Змеем (сравните скандинавский миф о Торе и Ермунганде ( Скандинавская мифология 2. ), индийский миф об Индре и Вритре, греческий миф о Зевсе и Тифоне). Здесь Бог грозы вначале потерпел поражение от змея Иллуянки, который отнял у бога сердце и глаз. Чтобы восстановить утраченное могущество, Бог грозы женился на дочери смертного человека и произвел на свет сына. Когда сын вырос, он, в свою очередь посватался к дочери змея, потребовав в качестве приданого, сердце и глаз своего небесного отца. Получив свои сердце и глаз, Бог Грозы, воспрянув с силами, поразил Иллуянку молнией (в некоторых вариантах мифа в этом ему помогала богиня Инара). К сожалению, при этом погиб и сын бога, стоявший рядом со змеем.
 
Назад
Сверху