• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Либеральные реформы Александра II

  • Автор темы Автор темы NADYN
  • Дата начала Дата начала

NADYN

Модератор
Выполняю спецзаказ на тему о либеральных реформах Александра II;)


Для начала мои собственные измышления по данной теме, с которыми можно согласиться, а можно оспорить.
О последствиях Крымской войны и моменте выбора

Война была проиграна Россией на 100%. В это время в Европе происходят различные изменения. Европа переходит о единения (на примере Священного Союза) к блокам. Больше нет ведущего лидера, хотя и обостряются противоречия между Великобританией и Францией. Идет освободительное движение в Италии. Но все эти процессы происходят без участия России, что не может не вызывать у страны, гордящейся своей блестящей победой над Наполеоном, чувства унижения национального достоинства.
В эпоху правления Николая I существовала вертикальная модель власти, опирающаяся на подданных ( которые не идентичны понятию «общество») и бюрократию. Однако уже к концу царствования Николая формируются слои, претендующие на активную роль:
- дворянство, у которого есть близость ко двору, экономическая независимость и некоторые дворянские организации (я бы назвала это чем-то вроде системы клубов)
- интеллигенция (1830-1849-е гг.), от которой зависят пресса, образование, культура (и в некоторой степени идеология)
- промышленники (1830-1840-е гг.), среди которых немало выходцев из крестьянства, занимающегося народными промыслами
- старообрядчество, которое к середине XIX века меняет идеологию, изменяет представление, что царская власть исходит от Антихриста и, следовательно, готово пойти на контакт с властью. (старообрядчество также существенно пополнило ряды российских промышленников)
Николаевская вертикаль власти не смогла решить проблему войны. Чиновничество не смогло реализовать себя. После внезапной и неожиданной смерти Николая I чиновники уходят в тень. В 1855-1856 гг. для Росси наступает момент выбора.
Стоит отметить, что XIX век для России (да и пожалуй не только для нее) - период постоянного процесса реформаторства. Некоторые исследователи (н-р, Л. Г. Березовая) разделяют понятия «реформаторство» и «модернизация», считая, что модернизация - широкое понятие, что она проводится сверху без участия общества, а реформаторство происходит при участии либо всего общества, либо его отдельных слоев. Мне такая точка зрения кажется несколько спорной, однако я согласна с тем, что эпоха Великих Реформ - период, когда в реформах принимало участие все общество. Однако инициатива включить общественность в реформаторскую деятельность исходит от правительства , а император становится ответственным лицом.

О личности Александра II и его окружении.
Александр II взошел на престол в 1855 году. Несмотря на то, что именно ему пришлось ликвидировать последствия Крымской войны, начало его царствования можно назвать вполне благополучным. Впервые за долгое время нет сомнений в легитимности императора. Более того, это чуть ли не единственный российский император, которого сознательно готовили к тому, чтобы принять на себя управление страной с самого детства. Также он считал, что модернизационная политика - обязанность императора, единственный возможный вариант нового встраивания в Европу. Он осознает и признает отставание России от Европы в экономическом, общественном, правовом отношении и т. п. Также он осознает то, что у него практически нет времени, что это отставание надо ликвидировать как можно быстрее.
Вокруг Александра формируется кружок прогрессивно и либерально настроенных лиц, к чьим идеям он восприимчив. Можно назвать имена министра внутренних дел Ланского, братьев Милютиных, Валуева, матери вдовствующей императрицы Елены Павловны, его брата Константина Николаевича. Таким образом создается партия реформаторская партия власти.

Об общественности и общественном мнении и его формировании… В Бельгии в этот период издавалась газета, которая должна была изменить мнение европейцев о России (увы, сейчас не вспомню названия). А со страниц российских газет в 1855-1857 гг. правительство обращалось к подданным, создавая ситуацию реформ. Можно еще вспомнить «Думу русского» Валуева и знаменитые четыре письма к императору Ланского. В 1855 г. образовалась «Вольная русская типография» А. И. Герцена в Лондоне. Нельзя не учитывать влияние издаваемых ей «Полярной звезды» и «Колокола» на российскую общественность. Поднимался и больной для многих вопрос крепостного права.

Периодизация реформ, основанная на принципе ситуации реформ
1. 1856-1860 гг. Создание ситуации реформ.
2. 1861-1866 гг. Интенсивные реформы (10 реформ)
3. 1866-1874/1878 гг. Стабилизация реформ. (1874 - военная реформа), связанная также с постепенным разрывом между властью и обществом.

[ADDED=NADYN]1099344981[/ADDED]
Крестьянская реформа

Крестьянская реформа стала одним из шагов к формированию гражданского общества в России. Хотя к концу XVIII века только-только законодательно оформилась сословная структура, которая предполагала, что каждое сословие зависит от государства. Однако в России оставался класс(сословие?), которое зависел не от государства, а от дворян-помещиков. Таким образом к моменту подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 года было три субъекта:
- поместные дворяне
- крестьяне
- государство

Нельзя было принимать действия в отношении одного субъекта без учета интересов остальных. Так помещикам требовались денежные субсидии. Крестьянам требовалась земля. Партия реформаторов пыталась реализовать интересы всех 3-х субъектов.
В 1857 году организуется первый Секретный комитет, в который входят сам император, А. Орлов, Ланской, Валуев, Корф, Ростовцев. Одной из сфер деятельности комитета был сбор информации о том, как возможно улучшить ситуацию (Хотя бытует и версия о том, что проект был готов, нужно было опять же создать ситуативность реформ). В это же время поступает сообщение от виленского генерал-губернатора Назимова, который в результате добился разрешения императора разрабатывать проект отмены крепостного права (т. н. Рескрипт Назимову). Получают разрешения и остальные. Организуется комитет из 46 дворян, которые разрабатывают свои проекты. Также в Петербург приезжают 21 представитель от нечерноземных земель, которые готовы были отдать землю за большой выкуп.

В 1858 году образуется Главный комитет по крестьянскому делу. Александр становится председателем, а Орлов - заместителем. 18 человек из 21 представителя также готовы были войти в комитет.
В результате всех разработок в руках правительства оказались 46 проектов + проект Ростовцева (государственный;) )
В 1859 году были образованы Редакционные комиссии во главе с Ростовцевым. Туда также вошли представители поместного дворянства. В результате долгих обсуждений государственный проект и лег в основу реформы, несмотря на то, что в 1860 году шли споры в Редакционных комиссиях. 5 января 1861 г. проект был подписан, а за этим последовал и манифест от 19 февраля 1861 года.

Что можно сказать о реформе? Это была достаточна гибкая реформа. Из 16 законов 4 были общими. Учитывались все национальные и природные реформы России по регионом. Эту реформу можно сравнить с прусскими реформами Штейна-Гарденберга и Бисмарка.
Реформа должна была решить следующие вопросы:
- устроить крестьянский мир заново
- задачу аграрного устройства страны
- проблемы государственного управления

В отношении устройства крестьянского мира было решено опереться на традицию. Община находилась вне ведения государственных структур, и община же ложилась в основу социального устройства крестьянского мира. Община также разделялась на 2 слоя управления:
- сельское управление (старейшины, сельский сход, суд)
- волостное (старейшина, волостной сход, суд)
Таким образом достигалась цель управления общиной сверху, соединялась государственная и общинная система управления. Государству пришлось пойти на учреждение института мировых посредников - прямые представители императора на местах. Они никому не подчинялись, имели фактически абсолютную власть и выполняли роль посредников между дворянами и крестьянами. Если в 1861 году их было около 700, то к 1874 - уже около 9000. Для мировых посредников вводился значительный имущественный ценз (около 500 000 рублей в год), который сокращался вдвое при наличии высшего образования. В институт мировых посредников вошла элита. Средний возраст - 25-27 лет.5% были титулованными дворянами, 50% были с высшим образованием. Среди них Салтыков-Щедрин, Тимирязев, Пирогов.
Острее оставалась проблема земли, явившая самый настоящий пример принудительной продажи земли. Не крестьяне, не помещики фактически не могли отказаться от земли. 9 лет землю нельзя было продавать. ¼ надела давалась крестьянам бесплатно.
Также остро обстояла ситуация с выкупом за землю. Отменялось владение человеком. Цена земли была неизвестна. Но по традиции помещики получали землю вместе с крестьянами. Выкуп равнялся 10 рублям с человека вместе с банковскими процентами. Само крестьянство не могло заплатить размер выкупа. 950 милллионов рублем выплатило государство, с учетом дальнейшего получения этих денег от крестьян.

[ADDED=NADYN]1099348044[/ADDED]
Земская реформа и городская реформа

Готовилась с 1859 года. Реформу начинал готовить Милютин, а закончил Валуев. С 1862 года началась широкая поддержка обществом, так как началась адресная компания от дворянских собраний и либеральных учреждений. Следовательно, происходил диалог дворян и государя. В этот же период можно отметить «Адрес тверского дворянства», требовавшего гласности, свободы суда и печати. «Выход письма без адреса» Чернышевского. Происходят студенческие волнения, пожары, появляются листовки.
Текст земской реформы был готов в январе 1863 года. 17 апреля 1863 года Валуев принес ее на подпись Александру, но император не подписал из-за разразившегося восстания в Польше, которое не поддержала российская общественность. Единение общества и государства сохранялось. 1 января 1864 проект был подписан.
Реформа имела следующие цели:
- разделение властей: земский съезд, бывший распорядительным и законодательным органом, собирался периодически и выбирал земскую управу, которая работала постоянно.
- новая легитимация государственных органов, так как существовала выборность земств и выбирались они снизу.
- снижение сословности в местных органах (снижалось количество представителей от дворян на местах)
Таким образом, реформа сочетала в себе элементы традиции и новаторства.
15% от бюджета земств уходило на образование , 20% - на медицинское обслуживание.
В 1865 году 1-я адресная компания земств требовала учреждения Всероссийского земского собора.
Результаты земской реформы:
- организация начального образования в России и появление земских начальных школ, которые составляли 70% от всех начальных школ в Российской империи
-Организация медицинского обслуживания
- появление земской статистики :D
- Централизация оппозиции, так как именно из земств проистекал так называемый земский либерализм, ведь земства были единственной возможностью реализации личности вне государственных структур.

Городская реформа 1870 г. была похожа на земскую и преследовала те же цели и те же новшества, но оказалась более продвинутой. Городские избиратели делились на 3 курии:
- в первую курию входили люди, которые давали 1/3 налогов
- во вторую курию входили те, которые отдавали остальные 2/3
- в третью курию входили те, кто отдавал минимальные налоги.
Существовал имущественный принцип, из которого проистекало неравномерное количественное распределение количества человек по куриям.

Судебная реформа
Это была радикальная реформа, сделанная с чистого листа. Один из шагов к формированию правового государства. Требовалось создать:
- презумпцию невиновности граждан перед государством
-независимый суд
В разработке реформы принимали участие профессора Московского Университета. За основу бралось Римское право и законодательство европейских стран.
Независимость суда обеспечили за счет следующих факторов:
- судьи были независимыми
-судьи не получали надбавок от государства, довольствуясь определенным жалованьем
-император имел только право помилования

Права гражданина обеспечивались за счет следующих факторов:
- суд присяжных (с имущественным цензом в 100 рублей). Они решили вопрос: виновен или нет
- вводился институт присяжных поверенных (фактически адвокаты)
Также 17 апреля 1863 года император подписал указ о запрете телесных наказаний, который, однако, не распространялся на армию
Результатом судебной реформы стало возникновение классической идеальной системы. Появилась возможность нового механизма диалога, так как граждане строили отношения с государством как государственная и общественная структура. Но все это мешало государству контролировать судебную систему. В 1878 году прошел суд над Верой Засулич, вынесший оправдательный приговор. После этого государство изъяло политические процессы из ведомства судов присяжных.
 
Реформы в сфере цензуры и образования

В какой-то степени период Великих реформ можно также охарактеризовать как период некого культурного замешательства. В 1857-1860 произошло возникновение стихийной гласности, произошло без какого-либо вмешательства правительства. Но правительству пришлось решать, что с этой гласностью делать.
Выходят романы «Отцы и дети» Тургенева и «Что делать» Чернышевского. Идет издание журналов «Современник» Некрасова, «Русское слово» Писарева. Увеличивается тираж газет, которые составляют журналам реальную конкуренцию. Формируется новая культура ценностей, одной из которых становится нигилизм. Происходит абсолютизация естественных и точных наук. Популярна теория Дарвина. Отношение к пользе становится позитивистским и утилизаторским.
Начинается новая волна просвещения, ставшая одним из направлений внутренний политики государства, начиная с эпохи Петра I. Однако на этот раз в нем принимает участие не только власть, но и общество.
Увеличиваются тиражи книг. Появляются новые книгоиздательства Павленкова (ЖЗЛ), Полякова, Солдатенкова и пр. Книгоиздательство становится прибыльным делом и становится отраслью предпринимательства. А в 1872 году Повленков издает первый перевод «Капитала» Маркса.
И все это выходит из под контроля власти. Встает вопрос о разработке нового устава о цензуре.
1-й проект в 1861 году был составлен писателями (Катков, Аксаков, Чернышевский) и поступил на рассмотрение к министру народного просвещения Головину, который попытался организовать общественную дискуссию, предлагая обществу внести свои проекты.
Однако вскоре все дела цензуры переходят в ведомство министерства внутренних дел. В 1863 году выходит «Устав о цензуре», основанном на карательном принципе. Редактор мог опубликовать произведение, но в случае непредвиденной реакции мог быть вызван в суд. Таким образом, была вероятность встречи государства и издателя на нейтральным поле, так как судебная система находилась вне контроля государственного аппарата.

В этот же период происходит активизация студенчества. Возникают все новые и новые студенческие кружки. Происходят масштабные празднования Татьяниного дня, воспринимающиеся студенчеством как демонстрации интеллектуального братства, а правительством - как вызов.
В результате появляется идея о новом университетском уставе, который и выходит в 1863 году. Этот устав направлен на компромисс между французской (направлена на выпуск специалистов) и немецкой (модель братства, вольный выбор предметов) образования. (До этого в России была немецкая модель). В подготовке проекта этого устава приняли прямое участия профессора (н-р, Пирогов, Костомаров).
Новый устав предусматривал значительную автономию университетов. Все должности в университетах занимались людьми по выбору, но утверждались императором. Вводится ограничение сроков обучения. Закрепляется определенная направленность специалистов (историко-философский, математический, юридический, медицинский факультеты). Вводится плата для вольных слушателей. Вводятся вступительные экзамены (бррр:( ). К университетам присоединяются специальные институты.

В этот же период расцветает женское образование и женские курсы, где лекции читают самые передовые профессора. В порядок приводится и среднее образование. В 1864 году выходят школьный и гимназический уставы. Гимназии разделяются на 2 части:
- готовящие к университетам
- реальные гимназии, готовящие к естественным факультетам.

Начальной школой активно занимается земство.

[ADDED=NADYN]1099354210[/ADDED]
=============================================================
Увы, полезной информации в сети по данному вопросу не так много, но я выложу то, что есть;)

Источники

Манифест 19 февраля 1861 года. О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей.
Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости
О ВЫКУПЕ КРЕСТЬЯНАМИ, ВЫШЕДШИМИ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ, ИХ УСАДЕБНОЙ ОСЕДЛОСТИ И О СОДЕЙСТВИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА К ПРИОБРЕТЕНИЮ СИМИ КРЕСТЬЯНАМИ В СОБСТВЕННОСТЬ ПОЛЕВЫХ УГОДИЙ

[ADDED=NADYN]1099354515[/ADDED]
Учреждение судебных установлений
О губернских и уездных земских учреждениях
Положение о начальных народных училищах
Устав гимназий и прогимназий ведомства

[ADDED=NADYN]1099355071[/ADDED]
Городовое положение
Устав о воинской повинности

[ADDED=NADYN]1099355154[/ADDED]
П.П. Семенов-Тян-Шанский. НАЧАЛО ЭПОХИ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЕСТЬЯН ОТ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

[ADDED=NADYN]1099355851[/ADDED]
Теперь дам ссылки на найденные в сети статьи на тему реформ, но за качество большинства я не ручаюсь:(
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=322&sq=19,28,195,238,259&crypt
http://students.chemport.ru/materials/history.htm
http://his.1september.ru/2003/04/1.htm (это из учебника Кацвы, поэтому подача материала вполне приличная, но это учебник)
http://rels.obninsk.com/monf/library/mun1/3.htm

[ADDED=NADYN]1099356149[/ADDED]
http://www.hrono.ru/libris/lib_p/chart3-10.html - из Платонова
http://rock-road.h11.ru/ID_16_30_01.htm - из курса лекций Ключевского

[ADDED=NADYN]1099356352[/ADDED]
http://vasechko.temator.ru/cont/736/1.html

[ADDED=NADYN]1099356684[/ADDED]
http://lennor.mgupp.ru/works/han/th3.htm

[ADDED=NADYN]1099356984[/ADDED]
http://vivovoco.nns.ru/VV/THEME/STOP/PATRUSHEVA_1.HTM - приличная стаья Патрушевой о цензуре в России

[ADDED=NADYN]1099357076[/ADDED]
Д. В. Иванов.РУССКАЯ ВОЕННАЯ ЦЕНЗУРА В ЭПОХУ РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II

[ADDED=NADYN]1099357157[/ADDED]
Н.Г. Левина. ПЕРЕСМОТР ЦЕНЗУРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В 1862 г. И ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ

[ADDED=NADYN]1099357485[/ADDED]
Что бы стоило почитать из того, чего нет в сети:(

Литература
1. Великие реформы в России. 1856-1874 гг. /Под ред. Л.Г.Захаровой. М., - 1992.
2. Долбилов М.Д. Александр и отмена крепостного права // Вопросы истории. - 1999. - N 10.
3. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России. Почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М., 1991.
4. Ляшенко Л.М. Царь-освободитель: Жизнь и деяния Александра П. - М., 1994. .
5. Виленский Б.В. Подготовка судебной реформы 20 ноября 1864 года в России.

6. Нечкина М.В.. Реформа 1861 года как побочный продукт революционной борьбы//Революционная ситуация в России 1859-1861 гг.
7. Реформы Александра II. - М.: Юридическая литература, 1998.

[ADDED=NADYN]1099357548[/ADDED]
Постарюсь найти что-нибудь еще в течение недели. Заодно напишу и об оценке реформ.
 
Хорошая инфо... Я тут почти всё наизусть знаю- историчка- зверюга!
 
Angiolino
Хорошая инфо... Я тут почти всё наизусть знаю- историчка- зверюга!
Ну хороший учитель по истории, способный заставить учеников знать свой предмет, - в наше время, увы, редкость:) Хотя конечно все зависит от отношения к предмету.
Может, есть что добавить к теме или поделиться своим мнением о реформах:;)
 
Ну, в общем, добавить можно только то, что Александр III все эти реформы отменил, то бишь время его правления называют периодом"контрреформ". Могу про это написать, благо имеется материал. Но это, наверное, уже другая тема.
 
Контрореформы - это, имхо, немного другая тема. Но ведь отказ от либерализма начался уже в последние годы правления Александра II.
 
"Что русского в русском либерализме?"
B Poccии невозможен либерализм в европейско-американском стиле. См. об этом в "Истории мысли".
http://www.istorija-mysli.hotbox.ru
 
Но ведь отказ от либерализма начался уже в последние годы правления Александра II.
Отказ от либерализма произошёл ещё со смертью, или даже раньше, Алексадндра I.
Реформы были необходимы гораздо раньше, но как обычно пока жареный петух в одно место не укусит, то никто не зашивелится! В данном случае в роли петуха выступило поражение в Крымской войне. Реформы были проведены, НО! Во-первых не доконца, во-вторых, не так как этого ожидало общество. Вообщем такой стиль проведения реформ характерен для правительства России всех времён!
 
RRV написал(а):
Реформы были проведены, НО! Во-первых не доконца, во-вторых, не так как этого ожидало общество.
Общество выступало категорически против реформ. Перечитайте "Кому на Руси жить хорошо". Это же стон по тому, как хорошо жилось до реформ.
 
фра Чезаре написал(а):
Общество выступало категорически против реформ.
Скорее, стоит говорить о неодназначном отношении общества к реформам, чем о полном их неприятии.
 
Ну, да, неоднозначном. 5% общества считало, что реформы нужно было проводить совсем не так, как проводили. А 95% - что их вообще проводить было не нужно.
Совсем как сейчас.
 
И все-таки стоит отметить то, что в реформы хотя бы номинально пытались включить все общество, создавая посредством печатных изданий соответствующее настроение в среде мыслящих людей. Понятно, что реформы проводились все равно так, как считалось нужным (возможно, отсюда и обиды), но по крайней мере в самом начале общество чувствовало себя причастным к происходящим изменениям. Можно вспомнить хотя бы ситуацию с проектами крестьянской реформы.
 
В общем, как ни реформируй, а все равно никому не угодишь: помещики были недовольны отменой крепостного права. Крестьяне - отменой его без земли. Интеллигенция - тем, что не отменили цензуру и прочие атрибуты авторитаризма, непоследовательностью земских реформ. *рабочие не были довольны по определению, как все при диком капитализме. Единственно царь-батюшка фабрикантам удружил разве что*
 
Общество выступало категорически против реформ. Перечитайте "Кому на Руси жить хорошо". Это же стон по тому, как хорошо жилось до реформ.

нет это не стон по тому как жить было хорошо. Как раз таки данное произведение показывает, что реформы были произведенны через всем известное место, во вторых, данное произведение показывает то, насколько сильно в умах простого населения укрепилась эта крепостническая действительность. Некрасов как раз таки не хотел возвращения к крепостнической системе. Он стремился донести до читателя: а) насколько въелось рабское мироошушение в умы крестьян; б) реформы проведены плохо!
 
Некрасов, разумеется, не хотел возвращения к крепостнической системе. Но он показал общество, которое никакой другой системы представить себе не могло, и в любой другой системе чувствовало себя, мягко говоря, психологически дискомфортно.

RRV написал(а):
реформы были произведенны через всем известное место
У меня сильное подозрение, что как бы гениально ни провели реформы, соотношение взглядов в обществе на реформы не изменилось бы. 5% общества всё равно считало бы, что реформы нужно было проводить совсем не так, как проводили. У каждого на эту тему были свои фантазии. А 95% - что их вообще проводить было не нужно.
 
Назад
Сверху