NADYN
Модератор
Выполняю спецзаказ на тему о либеральных реформах Александра II
Для начала мои собственные измышления по данной теме, с которыми можно согласиться, а можно оспорить.
О последствиях Крымской войны и моменте выбора
Война была проиграна Россией на 100%. В это время в Европе происходят различные изменения. Европа переходит о единения (на примере Священного Союза) к блокам. Больше нет ведущего лидера, хотя и обостряются противоречия между Великобританией и Францией. Идет освободительное движение в Италии. Но все эти процессы происходят без участия России, что не может не вызывать у страны, гордящейся своей блестящей победой над Наполеоном, чувства унижения национального достоинства.
В эпоху правления Николая I существовала вертикальная модель власти, опирающаяся на подданных ( которые не идентичны понятию «общество») и бюрократию. Однако уже к концу царствования Николая формируются слои, претендующие на активную роль:
- дворянство, у которого есть близость ко двору, экономическая независимость и некоторые дворянские организации (я бы назвала это чем-то вроде системы клубов)
- интеллигенция (1830-1849-е гг.), от которой зависят пресса, образование, культура (и в некоторой степени идеология)
- промышленники (1830-1840-е гг.), среди которых немало выходцев из крестьянства, занимающегося народными промыслами
- старообрядчество, которое к середине XIX века меняет идеологию, изменяет представление, что царская власть исходит от Антихриста и, следовательно, готово пойти на контакт с властью. (старообрядчество также существенно пополнило ряды российских промышленников)
Николаевская вертикаль власти не смогла решить проблему войны. Чиновничество не смогло реализовать себя. После внезапной и неожиданной смерти Николая I чиновники уходят в тень. В 1855-1856 гг. для Росси наступает момент выбора.
Стоит отметить, что XIX век для России (да и пожалуй не только для нее) - период постоянного процесса реформаторства. Некоторые исследователи (н-р, Л. Г. Березовая) разделяют понятия «реформаторство» и «модернизация», считая, что модернизация - широкое понятие, что она проводится сверху без участия общества, а реформаторство происходит при участии либо всего общества, либо его отдельных слоев. Мне такая точка зрения кажется несколько спорной, однако я согласна с тем, что эпоха Великих Реформ - период, когда в реформах принимало участие все общество. Однако инициатива включить общественность в реформаторскую деятельность исходит от правительства , а император становится ответственным лицом.
О личности Александра II и его окружении.
Александр II взошел на престол в 1855 году. Несмотря на то, что именно ему пришлось ликвидировать последствия Крымской войны, начало его царствования можно назвать вполне благополучным. Впервые за долгое время нет сомнений в легитимности императора. Более того, это чуть ли не единственный российский император, которого сознательно готовили к тому, чтобы принять на себя управление страной с самого детства. Также он считал, что модернизационная политика - обязанность императора, единственный возможный вариант нового встраивания в Европу. Он осознает и признает отставание России от Европы в экономическом, общественном, правовом отношении и т. п. Также он осознает то, что у него практически нет времени, что это отставание надо ликвидировать как можно быстрее.
Вокруг Александра формируется кружок прогрессивно и либерально настроенных лиц, к чьим идеям он восприимчив. Можно назвать имена министра внутренних дел Ланского, братьев Милютиных, Валуева, матери вдовствующей императрицы Елены Павловны, его брата Константина Николаевича. Таким образом создается партия реформаторская партия власти.
Об общественности и общественном мнении и его формировании… В Бельгии в этот период издавалась газета, которая должна была изменить мнение европейцев о России (увы, сейчас не вспомню названия). А со страниц российских газет в 1855-1857 гг. правительство обращалось к подданным, создавая ситуацию реформ. Можно еще вспомнить «Думу русского» Валуева и знаменитые четыре письма к императору Ланского. В 1855 г. образовалась «Вольная русская типография» А. И. Герцена в Лондоне. Нельзя не учитывать влияние издаваемых ей «Полярной звезды» и «Колокола» на российскую общественность. Поднимался и больной для многих вопрос крепостного права.
Периодизация реформ, основанная на принципе ситуации реформ
1. 1856-1860 гг. Создание ситуации реформ.
2. 1861-1866 гг. Интенсивные реформы (10 реформ)
3. 1866-1874/1878 гг. Стабилизация реформ. (1874 - военная реформа), связанная также с постепенным разрывом между властью и обществом.
[ADDED=NADYN]1099344981[/ADDED]
Крестьянская реформа
Крестьянская реформа стала одним из шагов к формированию гражданского общества в России. Хотя к концу XVIII века только-только законодательно оформилась сословная структура, которая предполагала, что каждое сословие зависит от государства. Однако в России оставался класс(сословие?), которое зависел не от государства, а от дворян-помещиков. Таким образом к моменту подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 года было три субъекта:
- поместные дворяне
- крестьяне
- государство
Нельзя было принимать действия в отношении одного субъекта без учета интересов остальных. Так помещикам требовались денежные субсидии. Крестьянам требовалась земля. Партия реформаторов пыталась реализовать интересы всех 3-х субъектов.
В 1857 году организуется первый Секретный комитет, в который входят сам император, А. Орлов, Ланской, Валуев, Корф, Ростовцев. Одной из сфер деятельности комитета был сбор информации о том, как возможно улучшить ситуацию (Хотя бытует и версия о том, что проект был готов, нужно было опять же создать ситуативность реформ). В это же время поступает сообщение от виленского генерал-губернатора Назимова, который в результате добился разрешения императора разрабатывать проект отмены крепостного права (т. н. Рескрипт Назимову). Получают разрешения и остальные. Организуется комитет из 46 дворян, которые разрабатывают свои проекты. Также в Петербург приезжают 21 представитель от нечерноземных земель, которые готовы были отдать землю за большой выкуп.
В 1858 году образуется Главный комитет по крестьянскому делу. Александр становится председателем, а Орлов - заместителем. 18 человек из 21 представителя также готовы были войти в комитет.
В результате всех разработок в руках правительства оказались 46 проектов + проект Ростовцева (государственный
)
В 1859 году были образованы Редакционные комиссии во главе с Ростовцевым. Туда также вошли представители поместного дворянства. В результате долгих обсуждений государственный проект и лег в основу реформы, несмотря на то, что в 1860 году шли споры в Редакционных комиссиях. 5 января 1861 г. проект был подписан, а за этим последовал и манифест от 19 февраля 1861 года.
Что можно сказать о реформе? Это была достаточна гибкая реформа. Из 16 законов 4 были общими. Учитывались все национальные и природные реформы России по регионом. Эту реформу можно сравнить с прусскими реформами Штейна-Гарденберга и Бисмарка.
Реформа должна была решить следующие вопросы:
- устроить крестьянский мир заново
- задачу аграрного устройства страны
- проблемы государственного управления
В отношении устройства крестьянского мира было решено опереться на традицию. Община находилась вне ведения государственных структур, и община же ложилась в основу социального устройства крестьянского мира. Община также разделялась на 2 слоя управления:
- сельское управление (старейшины, сельский сход, суд)
- волостное (старейшина, волостной сход, суд)
Таким образом достигалась цель управления общиной сверху, соединялась государственная и общинная система управления. Государству пришлось пойти на учреждение института мировых посредников - прямые представители императора на местах. Они никому не подчинялись, имели фактически абсолютную власть и выполняли роль посредников между дворянами и крестьянами. Если в 1861 году их было около 700, то к 1874 - уже около 9000. Для мировых посредников вводился значительный имущественный ценз (около 500 000 рублей в год), который сокращался вдвое при наличии высшего образования. В институт мировых посредников вошла элита. Средний возраст - 25-27 лет.5% были титулованными дворянами, 50% были с высшим образованием. Среди них Салтыков-Щедрин, Тимирязев, Пирогов.
Острее оставалась проблема земли, явившая самый настоящий пример принудительной продажи земли. Не крестьяне, не помещики фактически не могли отказаться от земли. 9 лет землю нельзя было продавать. ¼ надела давалась крестьянам бесплатно.
Также остро обстояла ситуация с выкупом за землю. Отменялось владение человеком. Цена земли была неизвестна. Но по традиции помещики получали землю вместе с крестьянами. Выкуп равнялся 10 рублям с человека вместе с банковскими процентами. Само крестьянство не могло заплатить размер выкупа. 950 милллионов рублем выплатило государство, с учетом дальнейшего получения этих денег от крестьян.
[ADDED=NADYN]1099348044[/ADDED]
Земская реформа и городская реформа
Готовилась с 1859 года. Реформу начинал готовить Милютин, а закончил Валуев. С 1862 года началась широкая поддержка обществом, так как началась адресная компания от дворянских собраний и либеральных учреждений. Следовательно, происходил диалог дворян и государя. В этот же период можно отметить «Адрес тверского дворянства», требовавшего гласности, свободы суда и печати. «Выход письма без адреса» Чернышевского. Происходят студенческие волнения, пожары, появляются листовки.
Текст земской реформы был готов в январе 1863 года. 17 апреля 1863 года Валуев принес ее на подпись Александру, но император не подписал из-за разразившегося восстания в Польше, которое не поддержала российская общественность. Единение общества и государства сохранялось. 1 января 1864 проект был подписан.
Реформа имела следующие цели:
- разделение властей: земский съезд, бывший распорядительным и законодательным органом, собирался периодически и выбирал земскую управу, которая работала постоянно.
- новая легитимация государственных органов, так как существовала выборность земств и выбирались они снизу.
- снижение сословности в местных органах (снижалось количество представителей от дворян на местах)
Таким образом, реформа сочетала в себе элементы традиции и новаторства.
15% от бюджета земств уходило на образование , 20% - на медицинское обслуживание.
В 1865 году 1-я адресная компания земств требовала учреждения Всероссийского земского собора.
Результаты земской реформы:
- организация начального образования в России и появление земских начальных школ, которые составляли 70% от всех начальных школ в Российской империи
-Организация медицинского обслуживания
- появление земской статистики
- Централизация оппозиции, так как именно из земств проистекал так называемый земский либерализм, ведь земства были единственной возможностью реализации личности вне государственных структур.
Городская реформа 1870 г. была похожа на земскую и преследовала те же цели и те же новшества, но оказалась более продвинутой. Городские избиратели делились на 3 курии:
- в первую курию входили люди, которые давали 1/3 налогов
- во вторую курию входили те, которые отдавали остальные 2/3
- в третью курию входили те, кто отдавал минимальные налоги.
Существовал имущественный принцип, из которого проистекало неравномерное количественное распределение количества человек по куриям.
Судебная реформа
Это была радикальная реформа, сделанная с чистого листа. Один из шагов к формированию правового государства. Требовалось создать:
- презумпцию невиновности граждан перед государством
-независимый суд
В разработке реформы принимали участие профессора Московского Университета. За основу бралось Римское право и законодательство европейских стран.
Независимость суда обеспечили за счет следующих факторов:
- судьи были независимыми
-судьи не получали надбавок от государства, довольствуясь определенным жалованьем
-император имел только право помилования
Права гражданина обеспечивались за счет следующих факторов:
- суд присяжных (с имущественным цензом в 100 рублей). Они решили вопрос: виновен или нет
- вводился институт присяжных поверенных (фактически адвокаты)
Также 17 апреля 1863 года император подписал указ о запрете телесных наказаний, который, однако, не распространялся на армию
Результатом судебной реформы стало возникновение классической идеальной системы. Появилась возможность нового механизма диалога, так как граждане строили отношения с государством как государственная и общественная структура. Но все это мешало государству контролировать судебную систему. В 1878 году прошел суд над Верой Засулич, вынесший оправдательный приговор. После этого государство изъяло политические процессы из ведомства судов присяжных.

Для начала мои собственные измышления по данной теме, с которыми можно согласиться, а можно оспорить.
О последствиях Крымской войны и моменте выбора
Война была проиграна Россией на 100%. В это время в Европе происходят различные изменения. Европа переходит о единения (на примере Священного Союза) к блокам. Больше нет ведущего лидера, хотя и обостряются противоречия между Великобританией и Францией. Идет освободительное движение в Италии. Но все эти процессы происходят без участия России, что не может не вызывать у страны, гордящейся своей блестящей победой над Наполеоном, чувства унижения национального достоинства.
В эпоху правления Николая I существовала вертикальная модель власти, опирающаяся на подданных ( которые не идентичны понятию «общество») и бюрократию. Однако уже к концу царствования Николая формируются слои, претендующие на активную роль:
- дворянство, у которого есть близость ко двору, экономическая независимость и некоторые дворянские организации (я бы назвала это чем-то вроде системы клубов)
- интеллигенция (1830-1849-е гг.), от которой зависят пресса, образование, культура (и в некоторой степени идеология)
- промышленники (1830-1840-е гг.), среди которых немало выходцев из крестьянства, занимающегося народными промыслами
- старообрядчество, которое к середине XIX века меняет идеологию, изменяет представление, что царская власть исходит от Антихриста и, следовательно, готово пойти на контакт с властью. (старообрядчество также существенно пополнило ряды российских промышленников)
Николаевская вертикаль власти не смогла решить проблему войны. Чиновничество не смогло реализовать себя. После внезапной и неожиданной смерти Николая I чиновники уходят в тень. В 1855-1856 гг. для Росси наступает момент выбора.
Стоит отметить, что XIX век для России (да и пожалуй не только для нее) - период постоянного процесса реформаторства. Некоторые исследователи (н-р, Л. Г. Березовая) разделяют понятия «реформаторство» и «модернизация», считая, что модернизация - широкое понятие, что она проводится сверху без участия общества, а реформаторство происходит при участии либо всего общества, либо его отдельных слоев. Мне такая точка зрения кажется несколько спорной, однако я согласна с тем, что эпоха Великих Реформ - период, когда в реформах принимало участие все общество. Однако инициатива включить общественность в реформаторскую деятельность исходит от правительства , а император становится ответственным лицом.
О личности Александра II и его окружении.
Александр II взошел на престол в 1855 году. Несмотря на то, что именно ему пришлось ликвидировать последствия Крымской войны, начало его царствования можно назвать вполне благополучным. Впервые за долгое время нет сомнений в легитимности императора. Более того, это чуть ли не единственный российский император, которого сознательно готовили к тому, чтобы принять на себя управление страной с самого детства. Также он считал, что модернизационная политика - обязанность императора, единственный возможный вариант нового встраивания в Европу. Он осознает и признает отставание России от Европы в экономическом, общественном, правовом отношении и т. п. Также он осознает то, что у него практически нет времени, что это отставание надо ликвидировать как можно быстрее.
Вокруг Александра формируется кружок прогрессивно и либерально настроенных лиц, к чьим идеям он восприимчив. Можно назвать имена министра внутренних дел Ланского, братьев Милютиных, Валуева, матери вдовствующей императрицы Елены Павловны, его брата Константина Николаевича. Таким образом создается партия реформаторская партия власти.
Об общественности и общественном мнении и его формировании… В Бельгии в этот период издавалась газета, которая должна была изменить мнение европейцев о России (увы, сейчас не вспомню названия). А со страниц российских газет в 1855-1857 гг. правительство обращалось к подданным, создавая ситуацию реформ. Можно еще вспомнить «Думу русского» Валуева и знаменитые четыре письма к императору Ланского. В 1855 г. образовалась «Вольная русская типография» А. И. Герцена в Лондоне. Нельзя не учитывать влияние издаваемых ей «Полярной звезды» и «Колокола» на российскую общественность. Поднимался и больной для многих вопрос крепостного права.
Периодизация реформ, основанная на принципе ситуации реформ
1. 1856-1860 гг. Создание ситуации реформ.
2. 1861-1866 гг. Интенсивные реформы (10 реформ)
3. 1866-1874/1878 гг. Стабилизация реформ. (1874 - военная реформа), связанная также с постепенным разрывом между властью и обществом.
[ADDED=NADYN]1099344981[/ADDED]
Крестьянская реформа
Крестьянская реформа стала одним из шагов к формированию гражданского общества в России. Хотя к концу XVIII века только-только законодательно оформилась сословная структура, которая предполагала, что каждое сословие зависит от государства. Однако в России оставался класс(сословие?), которое зависел не от государства, а от дворян-помещиков. Таким образом к моменту подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 года было три субъекта:
- поместные дворяне
- крестьяне
- государство
Нельзя было принимать действия в отношении одного субъекта без учета интересов остальных. Так помещикам требовались денежные субсидии. Крестьянам требовалась земля. Партия реформаторов пыталась реализовать интересы всех 3-х субъектов.
В 1857 году организуется первый Секретный комитет, в который входят сам император, А. Орлов, Ланской, Валуев, Корф, Ростовцев. Одной из сфер деятельности комитета был сбор информации о том, как возможно улучшить ситуацию (Хотя бытует и версия о том, что проект был готов, нужно было опять же создать ситуативность реформ). В это же время поступает сообщение от виленского генерал-губернатора Назимова, который в результате добился разрешения императора разрабатывать проект отмены крепостного права (т. н. Рескрипт Назимову). Получают разрешения и остальные. Организуется комитет из 46 дворян, которые разрабатывают свои проекты. Также в Петербург приезжают 21 представитель от нечерноземных земель, которые готовы были отдать землю за большой выкуп.
В 1858 году образуется Главный комитет по крестьянскому делу. Александр становится председателем, а Орлов - заместителем. 18 человек из 21 представителя также готовы были войти в комитет.
В результате всех разработок в руках правительства оказались 46 проектов + проект Ростовцева (государственный
)В 1859 году были образованы Редакционные комиссии во главе с Ростовцевым. Туда также вошли представители поместного дворянства. В результате долгих обсуждений государственный проект и лег в основу реформы, несмотря на то, что в 1860 году шли споры в Редакционных комиссиях. 5 января 1861 г. проект был подписан, а за этим последовал и манифест от 19 февраля 1861 года.
Что можно сказать о реформе? Это была достаточна гибкая реформа. Из 16 законов 4 были общими. Учитывались все национальные и природные реформы России по регионом. Эту реформу можно сравнить с прусскими реформами Штейна-Гарденберга и Бисмарка.
Реформа должна была решить следующие вопросы:
- устроить крестьянский мир заново
- задачу аграрного устройства страны
- проблемы государственного управления
В отношении устройства крестьянского мира было решено опереться на традицию. Община находилась вне ведения государственных структур, и община же ложилась в основу социального устройства крестьянского мира. Община также разделялась на 2 слоя управления:
- сельское управление (старейшины, сельский сход, суд)
- волостное (старейшина, волостной сход, суд)
Таким образом достигалась цель управления общиной сверху, соединялась государственная и общинная система управления. Государству пришлось пойти на учреждение института мировых посредников - прямые представители императора на местах. Они никому не подчинялись, имели фактически абсолютную власть и выполняли роль посредников между дворянами и крестьянами. Если в 1861 году их было около 700, то к 1874 - уже около 9000. Для мировых посредников вводился значительный имущественный ценз (около 500 000 рублей в год), который сокращался вдвое при наличии высшего образования. В институт мировых посредников вошла элита. Средний возраст - 25-27 лет.5% были титулованными дворянами, 50% были с высшим образованием. Среди них Салтыков-Щедрин, Тимирязев, Пирогов.
Острее оставалась проблема земли, явившая самый настоящий пример принудительной продажи земли. Не крестьяне, не помещики фактически не могли отказаться от земли. 9 лет землю нельзя было продавать. ¼ надела давалась крестьянам бесплатно.
Также остро обстояла ситуация с выкупом за землю. Отменялось владение человеком. Цена земли была неизвестна. Но по традиции помещики получали землю вместе с крестьянами. Выкуп равнялся 10 рублям с человека вместе с банковскими процентами. Само крестьянство не могло заплатить размер выкупа. 950 милллионов рублем выплатило государство, с учетом дальнейшего получения этих денег от крестьян.
[ADDED=NADYN]1099348044[/ADDED]
Земская реформа и городская реформа
Готовилась с 1859 года. Реформу начинал готовить Милютин, а закончил Валуев. С 1862 года началась широкая поддержка обществом, так как началась адресная компания от дворянских собраний и либеральных учреждений. Следовательно, происходил диалог дворян и государя. В этот же период можно отметить «Адрес тверского дворянства», требовавшего гласности, свободы суда и печати. «Выход письма без адреса» Чернышевского. Происходят студенческие волнения, пожары, появляются листовки.
Текст земской реформы был готов в январе 1863 года. 17 апреля 1863 года Валуев принес ее на подпись Александру, но император не подписал из-за разразившегося восстания в Польше, которое не поддержала российская общественность. Единение общества и государства сохранялось. 1 января 1864 проект был подписан.
Реформа имела следующие цели:
- разделение властей: земский съезд, бывший распорядительным и законодательным органом, собирался периодически и выбирал земскую управу, которая работала постоянно.
- новая легитимация государственных органов, так как существовала выборность земств и выбирались они снизу.
- снижение сословности в местных органах (снижалось количество представителей от дворян на местах)
Таким образом, реформа сочетала в себе элементы традиции и новаторства.
15% от бюджета земств уходило на образование , 20% - на медицинское обслуживание.
В 1865 году 1-я адресная компания земств требовала учреждения Всероссийского земского собора.
Результаты земской реформы:
- организация начального образования в России и появление земских начальных школ, которые составляли 70% от всех начальных школ в Российской империи
-Организация медицинского обслуживания
- появление земской статистики

- Централизация оппозиции, так как именно из земств проистекал так называемый земский либерализм, ведь земства были единственной возможностью реализации личности вне государственных структур.
Городская реформа 1870 г. была похожа на земскую и преследовала те же цели и те же новшества, но оказалась более продвинутой. Городские избиратели делились на 3 курии:
- в первую курию входили люди, которые давали 1/3 налогов
- во вторую курию входили те, которые отдавали остальные 2/3
- в третью курию входили те, кто отдавал минимальные налоги.
Существовал имущественный принцип, из которого проистекало неравномерное количественное распределение количества человек по куриям.
Судебная реформа
Это была радикальная реформа, сделанная с чистого листа. Один из шагов к формированию правового государства. Требовалось создать:
- презумпцию невиновности граждан перед государством
-независимый суд
В разработке реформы принимали участие профессора Московского Университета. За основу бралось Римское право и законодательство европейских стран.
Независимость суда обеспечили за счет следующих факторов:
- судьи были независимыми
-судьи не получали надбавок от государства, довольствуясь определенным жалованьем
-император имел только право помилования
Права гражданина обеспечивались за счет следующих факторов:
- суд присяжных (с имущественным цензом в 100 рублей). Они решили вопрос: виновен или нет
- вводился институт присяжных поверенных (фактически адвокаты)
Также 17 апреля 1863 года император подписал указ о запрете телесных наказаний, который, однако, не распространялся на армию
Результатом судебной реформы стало возникновение классической идеальной системы. Появилась возможность нового механизма диалога, так как граждане строили отношения с государством как государственная и общественная структура. Но все это мешало государству контролировать судебную систему. В 1878 году прошел суд над Верой Засулич, вынесший оправдательный приговор. После этого государство изъяло политические процессы из ведомства судов присяжных.
). К университетам присоединяются специальные институты.
Хотя конечно все зависит от отношения к предмету.